Нравственная личность: 404 | Университет СИНЕРГИЯ

Содержание

К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.

Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных  качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

А.А. Бодалев отмечает, что в ряду первоочередных проблем нравственного развития существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. И главной задачей в этой связи он считает выяснение, когда, как и какими своими сторонами они влияют на развитие личности и вместе с тем, как эти стороны должны изменяться, чтобы человек формировался не с любыми характеристиками духовного развития, а только с теми, которые отвечают высоким общечеловеческим идеалам.

О.И. Мантонина отмечает, что развитие нравственной структуры личности зависит от природы социальных условий и воспитания.

Личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Личность развивается только тогда, когда она овладевает той или иной формой поведения, поднимающей ее на новую ступень.

Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.

Усвоение ребенком нравственных отношений предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомством с ним ребенка, 2) раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, 3) переходом имеющихся у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [2].

Многие отечественные психологи (А.В. Запорожец,  Е.В. Суббот-ский, Р.К. Терещук, С.Г. Якобсон) считают, что для нравственного становления личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. При этом разные авторы уделяют большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного развития и воспитания.

Первоначальный этап нравственного становления личности характеризуется поверхностным овладением внешними механизмами моральной регуляции. Ребенок, руководствуясь внешними санкциями, не сразу вникает в освоение моральных требований. Саморегуляция на этом этапе развита слабо. Было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу индивидуального нравственного развития свойственна своя мера превращения социальных требований в  нравственные устои личности.

В работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина подчеркивается, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.

Л.И. Божович [2] рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации. Она пишет о том, что дошкольники в ряде случаев могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву.  Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит благодаря стремлению ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.

Эту мысль продолжает в своих исследованиях Т.М. Титаренко, когда пишет о том, что дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.

Т.В. Семеновских доказано, что мотивационная направленность поведения личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, то есть отражает доминанту, становящуюся вектором поведения. Положительная направленность мотивов поведения проявляется в доброжелательности как эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, как проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.

Анализ превращения моральных знаний ребенка в его убеждения, а следовательно, и в мотивы его поступков обнаруживает, что соответствующие знания должны ложиться на подготовленную нравственно психологическую почву. Эта почва создается в практике общественного поведения ребенка, где он не на словах, а на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах достижения общих для всего коллектива общественно значимых целей. В такого рода практике общественного поведения у детей формируется определенная система нравственных чувств и привычек, составляющих ту необходимую почву, на основе которой усвоение нравственных норм и правил происходит глубоко и не формально.

Развитие ребенка представляет собой  сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения – одна из важных задач.

Л.И. Рувинский [5] считает, что нравственные переживания могут стать мотивами поступков только в том случае, если человек имеет необходимый опыт нравственного поведения, условия для упражнения в нравственных поступках. По мнению автора, должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений. Это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности как устойчивое психическое состояние.

Идею включения деятельности по осуществлению нравственных норм и принципов применяли в своей практике известные педагоги В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко.

В.А. Сухомлинский предостерегал от превращения добрых чувств и добрых дел в показные «мероприятия»: «Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе. Самое опасное то, что человеческие поступки ребенок ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью… Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».

А.С. Макаренко также считал, что выработка устойчивого привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий: «должно быть усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их».

Л.И. Рувинский указывает на то, что морально воспитанную личность характеризует внутреннее принятие нравственных норм, то есть внешние требования должны перейти в требования личности к самой себе. Автор видит эффективность нравственного воспитания в сочетании воспитания и самовоспитания, которое возможно, если ребенок может устанавливать связь между своим поступком и качествами (т.е объяснение своих поступков через личностные качества, а не через ситуацию).

В основе нравственного качества лежит взаимосвязь нравственного знания и соответствующего чувства. Вне связи интеллектуального и эмоционального в сфере личности невозможно психологически характеризовать их нравственные качества.

Польские педагоги З. Кшиштошек и Х. Свида пытались установить, что должно представлять собой то или иное нравственно психологическое качество личности, воплощенное в облике ребенка соответствующего возраста: каково должно быть его содержание и структура, в чем и как оно должно проявляться, иначе говоря, какова должна быть его возрастная характеристика. Если же то или иное качество вообще еще не доступно данному возрасту, то в какой деятельности, в каком поведении должен накапливаться то опыт отношений, который составляет предпосылку формирования данного качества.

Работа этих ученых представляется интересной в двух отношениях: во-первых, в ней отчетливо выступает поиск той психологической характеристики, которую имеет на данном возрастном этапе развитое качество личности взрослого человека. Во-вторых, в ней содержится предположение, что формирование нравственных качеств должно опираться на опыт собственных переживаний ребенка, на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми и прежде  всего со сверстниками.

Ученые делают вывод, что более высокий уровень воспитанности имеет более сложную структуру нравственных качеств личности. По мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.

Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, то есть в зависимости от того, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано, а также в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.

Исследования индивидуальных особенностей в развитии отдельных детей обнаруживают, что какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Потребность же выполнить то или иное требование среды возникает у ребенка лишь в том случае, если его выполнение не только обеспечивает соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, то есть удовлетворяет его внутреннюю позицию.

Правильное представление о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе должны стать для ребенка образцами для подражания. Необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. От характера позиции ребенка и ее соотношения с его внешним положением и с его реальными возможностями зависит вся система переживаний и его дальнейшее психическое развитие.

Электронный научный архив УрФУ: Междисциплинарные конференции, семинары, сборники

Submit DateTitleAuthor(s)
24-Feb-2021Лексико-грамматические особенности перевода художественного текста с русского языка на китайскийAndreeva, Ia.; Андреева, Я. Е.
24-Feb-2021Переводческая адаптация культурно-обусловленных языковых явлений (на материале перевода кинофильма «Москва слезам не верит» на английский язык)Abtrakimova, N.; Kocheva, O.; Абтракимова, Н. А.; Кочева, О. Л.
24-Feb-2021Сообщества ветеранов Первой мировой войны в Великобритании: проблемы институционализацииSnigirev, S.; Снигирев, С. А.
24-Feb-2021Археологическое изучение фаянса и фарфора Пермской губернии: историографический аспектSaukov, G.; Сауков, Г. Н.
24-Feb-2021«Избавив народ Англии от тирании»: англо-французские отношения в первой половине XVI столетияRiabov, S.; Рябов, С. М.
24-Feb-2021Медленный туризм как новый тренд современного туризмаRodionova, Ya.; Родионова, Я. Н.
24-Feb-2021Суэцкий кризис на страницах журнала «Крокодил»Sementsova, E.; Семенцова, Е. А.
24-Feb-2021Юниус и герцог ГрафтонSidorkina, T.; Сидоркина, Т. С.
24-Feb-2021Development of Smart Tourism Destination Tools for Improvement of TourismTanjung, I. P.; Танджунг, И. П.
24-Feb-2021Кризис ценностей поздневикторианской Англии (на примере сказок писателя О. Уайльда)Poluektova, D.; Полуэктова, Д. С.
24-Feb-2021Дело об ограблении английского посла на Новгородской земле в XVII в.: источники исследованияPopova, E.; Попова, Е. М.
24-Feb-2021Цифровизация инструментария психогеографических исследованийPotekhina, D.; Потехина, Д. С.
24-Feb-2021Место марксистской методологии в современной исторической наукеRzaev, E.; Рзаев, Э. Э.
24-Feb-2021Рудник Новотемирский и его место в системе горнодобывающих центров эпохи палеометалла Урало-ПоволжьяPopkova, A.; Попкова, А. Ю.
24-Feb-2021Внутриигровая журналистика как перспективный формат современной журналистикиPayusova, Yu.; Паюсова, Ю. А.
24-Feb-2021Компенсаторные истоки массового тиражирования образов строительной программы первых пятилеток в уральской периодикеPimenova, K.; Пименова, К. Д.
24-Feb-2021Роль белой военной эмиграции в истории Казачьего стана (1943–1945)Ovchinnikov, D.; Овчинников, Д. П.
24-Feb-2021Проблемы архивной отрасли в СССР в послевоенный периодOgurenko, Ye.; Огуренко, Е. В.
24-Feb-2021Рыцарское благочестие в представлении крестоносцев конца XIV в.Parfentiev, P.; Парфентьев, П. А.
24-Feb-2021Проблемы изучения сайгатинских могильников по данным публикацийPetrova, A.; Петрова, А. В.

Человечеству необходим новый нравственный порядок — Российская газета

Проблема человека во все времена существования человеческой цивилизации занимала умы людей.

По существу, человеческое измерение всего — цивилизаций, культур, смыслов и ценностей, — всего того, что было и есть на Земле, присутствовало в историческом и культурном наследии поколений в китайской и индийской культуре, в античной философской традиции, в эпохе Ренессанса, в русской литературе. Этот вечный вопрос: «Что такое человек?» — существовал всегда, в колебаниях добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, возрождений и упадка культур и цивилизаций, рождений и смертей миллионов людей.

В современном мире человек несет в себе все возможности и все риски развития, вплоть до самоуничтожения. Встает вопрос: насколько совпадают особенности современного мира с программой самого человека, и возможно ли сегодня предусмотреть формирование таких регламентов взаимодействия, которые бы обеспечили устойчивое развитие будущей человеческой цивилизации? Стратегический ресурс человечества, сложное взаимодействие всех его сторон, всегда определяло существо мирового порядка, что на страновом уровне всегда было связано в первую очередь с проблемами национальной безопасности.

Сегодня борьба за этот мировой порядок происходит не только на экономико-техническом, военном или финансовом рынках, но и в общественной сфере, где формируются, сохраняются или отвергаются те или иные духовные и нравственные ценности, общечеловеческие нормы и стандарты, создающие мотивацию и целеполагание деятельности человека, народа и человечества. В этой связи следует отметить, что нравственный и социокультурный ресурс, как и потенциал гражданского общества в целом, используется сегодня не в полной мере, и судьбоносные решения принимаются нередко в обход демократических процедур и волеизъявления народов. К сожалению, в современном мире тому много трагических примеров.

Востребованность сегодняшнего дня — новые формы управления глобальным миром, который сегодня развивается почти бесконтрольно, и в связи с этим очень актуально формирование новых регламентов взаимодействия как на страновом, так и на международном уровнях. Если посмотреть исторически на развитие цивилизации, на путь человека внутри исторического процесса — от духовной пустоты до высочайшего уровня развития науки и культуры, то можно отметить, что каждый раз новое знание, новое достижение, новое понимание мира всегда было связано с внутренним миром и личностным потенциалом человека. Не потерял своей значимости и по сей день базовый принцип, выработанный в античной философии: «Познай самого себя».

Вспомним также, что все захватнические войны в истории человечества были направлены не только на оккупацию и передел территорий и национальных богатств, но главное — имели задачу переделывания под себя других культур и народов, разрушения их самосознания и идентичности. История свидетельствует о том, что разрушение смыслов всегда приводило к уничтожению цивилизаций, к нравственной деградации и саморазрушению человеческой личности.

Как известно, в мире сегодня сформировались проблемы, которые имеют глобальный характер и беспрецедентную сложность, подвергая мощному воздействию сами основы цивилизации. Все это требует реформирования общечеловеческой стратегической повестки дня, в которой необходимо предусмотреть не только вопросы экономического, социального и научного развития, но и обострившиеся в последнее время проблемы духовно-нравственного кризиса, смысла жизни и общечеловеческих ценностей, т.е. обеспечить устойчивое развитие цивилизации и сбережение народов.

Еще античная философия, пытаясь ответить на предельно общие вопросы мира и человека, сформулировала подходы, определившие гармонию личности как важнейшее условие поддержания космического миропорядка. В свое время известный социолог и мыслитель П. Сорокин подчеркивал, что концепция развития человеческого потенциала шире модели экономического развития, и судьба любого общества зависит от качества его членов. Выгодность и целесообразность этой формулы доказали экономисты — нобелевские лауреаты. К сожалению, казалось бы, эти самые естественные и актуальные для сегодняшнего мира вопросы сегодня отошли на второй план, и самосознание человека постепенно начинает угасать, а смыслы рушатся, и нравственный ресурс человечества сегодня не используется в полной мере. С этой точки зрения кризис смысла в современном обществе требует изменения подходов по созданию моделей преодоления гуманитарной опасности, стрессовых и рисковых для человечества ситуаций, приобретающих глобальные масштабы.

Смысл — самое устойчивое и главное в человеке, он — всегда связующее звено между человеком и его деятельностью. И в этой связи проблема человека — главная в решении обеспечения его гуманитарной безопасности, не только в связи с потребностью решать его внутренние вопросы, но и долгосрочные перспективы его планетарного существования: демографические и экономические, войны и мира, безопасности и ответственности. Историческая память показывает, что противовесом положительному вектору социально-культурного развития всегда выступала деградация нравственности в обществах и государствах. Сегодня параметры этого дефицита достигли глобальных масштабов. И для человечества важно осознать эти гибельные риски, преодоление которых является средством их превращения в возможности развития и нахождения императива и целевых установок дальнейшего существования цивилизации. С пониманием того, что только человек нравственный — гарант существования и развития будущего человечества.

Как писал Л. Толстой, «вся жизнь человечества, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями — и государственная, и научная, и художественная, и торговая — не имеет другой цели, как больше и больше уяснение, утверждение и общедоступность нравственной истины». Об этом же говорил русский философ В. Соловьев: «Самостоятельный и безусловный закон для человека как такового один — нравственный и необходимость одна — нравственность».

И если мир хочет сохраниться и развиваться дальше, то должен быть найден достойный императив этого развития, которое не должно зависеть от нерешенных проблем и вызовов отдельных стран и политических лидеров, не учитывающих естественное и политическое многообразие мира. Должны быть сформированы такие регламенты взаимодействия и императивы развития, где гуманизм и нравственность стали бы подлинными принципами развития личности человека, сбережение всех культур и народов и бесценной человеческой жизни на Земле.

Как показывает практика, общие цели для человечества сегодня должны пониматься не только как задачи удовлетворения первых материальных жизненных потребностей человека в той или иной стране, но при всей важности этого вопроса необходимо учитывать сложившиеся глобальные проблемы и риски взаимосвязанного мира. Осознание новых подходов к прогнозированию будущего в условиях обострения духовно-нравственной культуры сегодня связано с пониманием статуса «общего блага» и «самоценности человеческой жизни». Именно это есть основа идентичности для всех, желающих сохранить человеческую цивилизацию.

Если принять как аксиому, что нравственность есть безусловный и необходимый закон для человечества, и если поверить в неотвратимость нового нравственного порядка, то тогда возникает вопрос, как будет осуществляться переход от информационно-технологического этапа развития человечества к культурно-нравственной необходимости изменения правил сосуществования. К сожалению, в современном мире нравственный ресурс человечества не используется в полной мере, а выработка стратегических основ развития цивилизации, что есть на сегодняшний день главная задача для человечества, исследуется лишь фрагментарно. Именно потому сегодня во весь рост стоит задача осмысления таких системообразующих предельно общих понятий, как «бытие», «человек», «смысл жизни», «самоценность человеческой жизни», «безопасность», «ответственность».

Содержательный анализ этих ключевых категорий человеческой цивилизации должен наполнить принимаемые решения, связанные с гуманитарной безопасностью и императивом развития будущего развития, скоординировать грандиозные противоречия глобальных систем и повернуть многомерный мир к единству и развитию.

Человек и развитие его потенциала, смысл и самоценность его жизни, гуманитарная и социальная безопасность человечества сегодня должны определяться не только особенностями существующих культур и народов, но и внутренней потребностью самих людей, самого человека, с пониманием того, что нравственные ценности — это особый инструмент формирования и устойчивого развития всего человечества, а «духовная, гуманистическая самоидентификация» — самый существенный фактор развития человечества.

Осознание места человека в мире и «человеколюбие», заложенное в историческом и культурном прошлом человечества, сегодня должны быть восприняты и развиты в сторону понимания хрупкости мира и приоритетности духовно-нравственного развития как главного условия обретения устойчивости человеческой цивилизации. И в этом — наша мера ответственности за человеческую цивилизацию, за формирование «смыслового порядка» системного понимания Мира, человека и жизни как главных понятий безопасности человечества.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВЫБОРУ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ | Array

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВЫБОРУ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Array Array Array


Аннотация

С давних времен люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В этой статье затронуты вопросы формирования нравственного выбора младших школьников. Описываются этапы воспитательной деятельности: диагностический этап (излагаются конкретные методики, выявляющие понимание детьми сути нравственных понятий) и содержательный этап, включающий проведение этических бесед (предлагаются актуальные темы). В качестве примера приводится описание одной из таких бесед для детей в возрасте 8– 9 лет (тема «О равнодушии и доброте»). Сделан вывод о том, что школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому младшему школьнику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.


Ключевые слова

нравственный выбор младших школьников; нравственная культура; диагностические методики; этическая беседа; понятия морали и нравственности.


Полный текст:
PDF
Литература

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2011.

Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2010.

Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2009.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 2012.


DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.206-210

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: [email protected]

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: [email protected]

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)

«Духовность. Нравственность. Личность». 2020, Надтеречный район — дата и место проведения, программа мероприятия.

Беседа, книжная выставка: «Духовность. Нравственность. Личность». 2020, Надтеречный район — дата и место проведения, программа мероприятия.Показать

Беседа, книжная выставка: «Духовность. Нравственность. Личность».

Встречи

Вход свободный

Показать

Беседа, книжная выставка: «Духовность. Нравственность. Личность».

Событие завершено

В Надтеречной Центральной библиотеке пройдет беседа на тему: «Духовность. Нравственность. Личность». Будут приглашены пользователи средней возрастной категории. Заведующая библиографическим отделом Гандарова Фариза постарается помочь формированию и воспитанию зрелой личности, расширению положительных нравственных качеств и духовного богатства молодежи .В ходе беседы заведующая поговорит с пользователями, предложит им обсудить увлечения современной молодежи, узнает их мнения. Также будет оформлена книжная выставка: «Пусть не гаснет свеча духовности».

Теги:

Дата и время проведения

Событие завершилось

Место проведения

Сведения предоставлены организацией (МКУ «Централизованная библиотечная система» Надтеречного МР) и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора (Надтеречная центральная библиотека) и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

События в этом месте

Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое этого сайта. Ссылка носит информационный характер, ее разместил организатор мероприятия.

Смотрите также

{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Пожалуйста подтвердите, что вы не робот

Войти через

или

для сотрудников учреждений культуры

Перезагрузить страницу

Мы используем сookie

Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Нравственная культура личности | Dagpravda.ru

Мораль народов Дагестана и составляющие ее нормы, передаваясь по поколениям, нашли свое выражение в адатах, традициях и обычаях. В досоветский период нравственный фактор имел особо важное значение.  Каждый гражданин, семья и род щепетильно следили за тем, чтобы их родственник не уронил честь и достоинство. Лучшие нравственные традиции и нормы горцев поддерживались и при Советской власти.  

К сожалению, с переходом к рыночной экономике деформировались не только советские, но и веками функционировавшие моральные принципы и нормы горцев. Основным мерилом достоинства личности часть становятся деньги и должности, предоставляющие возможность делать деньги. В этой связи происходит резкий спад общей культуры и интеллекта. Предметом торга стали дипломы всех уровней, профессорами и академиками нередко становились люди, не способные написать самостоятельно научную работу. Но это не значит, что в нашем обществе не осталось ничего примечательного, что все граждане нашего горного края отрешились от традиционных нравственных норм и не умеют ценить возвышенное. Во всех сферах жизни нашего общества есть такие люди.    

Нет сомнения в том, что образованность может и должна играть очень важную роль в формировании культуры личности. В вузах студенты приобретают все необходимые знания для того, чтобы можно было сделать сознательный нравственный выбор, поступать в соответствии с общепринятыми  нравственными  требованиями. К сожалению, этому следуют не все и не всегда. Нередко уровень нравственного сознания, поведения и ответственности у необразованных стариков выше, чем у части образованной молодежи. Очень многие молодые люди не соблюдают даже традиционные нормы горской этики. Есть студенты, которые последовательно не придерживаются их даже по отношению к своим преподавателям. Они и учатся, как правило, неважно. И многие вызванные в школу и вузы родители открыто признают, что еще менее эффективны их собственные попытки повлиять на детей.

Есть еще одно негативное проявление у некоторой части молодежи: у себя в селении у них одно поведение, в городе — другое. Такой вот двойной стандарт. Огромное значение для формирования нравственной культуры молодежи и всего населения имеет образ жизни, культура и поведение старшего поколения. Раньше большое влияние на общество имели преподаватели вузов, ученые, деятели профессиональной культуры, они пользовались авторитетом в обществе. Теперь положение изменилось: материальное состояние людей этих профессий часто хуже, чем у торговцев с рынка.   

Нравственная культура личности проявляется не только в моральных знаниях, помыслах, поведении, но и в нравственных чувствах. Главное в человеческом отношении к другому человеку — бескорыстная помощь, добро и справедливость. Стало быть, добро должно быть бескорыстным и справедливым.

Так и понимало добро старшее поколение в Дагестане. Горцы считали такое проявление само собой разумеющимся и не подлежащим не только рекламе, но и огласке. Истинное добро неизменно сопровождается уважением к личности.  Человек с высокой внутренней культурой будет относиться к людям как к  равным себе,  не допустит  и  мысли  о  своем превосходстве. Он будет уважать чужое мнение, придерживаться культуры общения.

К сожалению, мы часто встречаемся с фактами обратного характера. Общественное положение и деньги нередко портят людей.

Наш выдающийся земляк М.А.Казем-Бек говорил, что самолюбие человека похоже на ртуть в термометре. Под влиянием жара, восторга окружающих и подхалимажа она поднимается. Редко кто может устоять перед напором вала лести и остаться душевным человеком. В нашей республике были и есть много государственных деятелей и чиновников, которых не испортили высокие должности, и они остались доступными простым людям. Их знают в народе. С этих людей и следует брать пример молодежи.  

Нравственность — что это такое

Главная / ЧАстые ВОпросы

20 января 2021

  1. Общее определение
  2. Нравственность и мораль в этике
  3. Правила нравственности
    1. Золотое правило
  4. Пословицы о нравственности
  5. Воспитание
  6. Проблемы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Как часто мы слышим «Это безнравственно!» или «У него низкий уровень морали». Что значат эти слова? Что такое нравственность, зачем ее искать в других и культивировать в себе?

На ум приходит что-то о морали, духовности и может даже религиозности. Представляются если не святые, то очень хорошие люди – добрые и мудрые.

Общее определение

Определение нравственности появилось в нашем языке в 1789 году в словаре «Российской Академии».

По сути, это набор установок, ценностей, внутренних норм и правил, которые определяют поведение человека в той или иной ситуации.

Эти ценности основаны на идеях справедливости, чести, достоинства, сострадании, доброты, честности, миролюбивости и других «хороших» категориях.

Все эти понятия человек впитывает с детства вместе с молоком матери, то есть обретает в кругу семьи, затем среди друзей, учителей и других значимых взрослых. Другими словами, приобретает в процессе социализации.

Нравственность – это то, что прививается человеку через воспитание.

В связи с этим ее уровень может отличаться у разных личностей в зависимости от того, какие люди их воспитывали. Злая мать вряд ли научит ребенка быть жертвенным и терпеливым к другим, а честная – воровать.

Нравственность и мораль в философии (этике)

В обиходе термины нравственность и мораль употребляются как синонимы, хотя в философской парадигме (что это?) они совсем разные.

Первое означает внутренние убеждения личности – его собственные правила поведения, сформированные в процессе взросления и становления личности. Второе понятие – это внешние нормы, соблюдение которых требует от нас общество.

Но это не единственная трактовка. В философии еще встречается и приведенное ниже определение отличия морали от нравственности. Сначала напомню, что оба этих термина является предметом изучения науки этики – основой, на которой строятся ее принципы. Таким образом, этика – это наука о нравственных и моральных ценностях человека.

Мораль — это то, что должно быть (теория). В это люди окунаются, изучая этику. Но ведь все мы разные, и читая одну и ту же книгу можем сделать разные выводы. Вот как раз нравственность определяет на деле, как хорошо в человека легла мораль. По сути, это реализации теории (морали) на практике.

Правила нравственности

Что нужно делать и каким нужно быть, чтобы про вас сказали, что вы – нравственная личность? На самом деле все просто:

  1. обращайтесь к другим с уважением и по имени;
  2. доброжелательно улыбайтесь собеседнику;
  3. будьте внимательны;
  4. уважайте окружающих;
  5. будьте честны.

Самое главное, что должно присутствовать во всех этих пунктах – искреннее желание вести себя таким образом, быть таким не только снаружи, но и внутри, то есть это должно быть в характере.

Золотое правило

Помимо этих качеств существует золотое правило нравственности, представленное в виде мудрой притчи, которая гласит, что когда-то на берегу большой реки состоялся диалог мудрого учителя с его последователем. Ученик задал вопрос:

— «Учитель, ты так много знаешь о добре и мире, справедливости и душевной чистоте. Ты говоришь, что люди должны быть честными, прилежно трудиться и не лениться, искоренять в себе страсти и пороки, уважать других, следить за своим телом и многое другое. А ты можешь соединить это все и назвать одним лишь словом?»

Учитель призадумался, долго молчал, а потом улыбнулся и сказал:
— «Это слово – взаимность. И значит оно следующее: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.»

Это правило назвали золотым, оно легло в основу понятия нравственности. Его также можно выразить другими словами: не делай другим того, чего не хочешь себе.

Нравственность – это определение человеком собственных ценностей и уважение таких же ценностей, принадлежащих другим людям.

Пословицы о нравственности

Пословицы — это житейская мудрость. Например, для меня стала определяющей фраза, прочитанная в парикмахерской, когда мне было лет шесть, наверное. Она гласила:

«Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Я был даже в детстве ошарашен ее гениальностью и что примечательно, в ней заключена сущая правда, помогающая мне налаживать контакты с людьми. Насколько несложно быть вежливым и насколько много это может дать. Лишнее спасибо, пожалуйста. А не скажи их, и уже отношение к тебе будет другое.

Что касается темы нравственности, то тут хорошо подойдут эти пословицы и выражения:

И вот еще немного народной мудрости:

Что посеешь, то и пожнешь
Береги одёжу снову, а честь смолоду
На добрый привет, добрый и ответ.
Как мы людям, так и люди нам.
За доброе жди добра, за худо худа.
Делая зло, на добро не надейся.
Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.
Добро сеять — добро и пожинать.
Добродетель вознаграждается.
Как постелешь, так и поспишь.
Как аукнется, так и откликнется

Обратите внимание, как часто и по-разному обыгрывается в пословицах описанное выше золотое правило нравственности. Потрясающе умный все-таки у нас народ. Мудрый!

Воспитание нравственности

Воспитанием в личности (что это?) нравственных качеств, их взращиванием, конечно, в первую очередь должна заниматься семья, в которой растет ребенок. Мамы и папы, бабушки и дедушки с самых ранних лет должны прививать малышу понятия о добре и зле, хороших и плохих поступках.

Думаю, есть много различных способов, но основными из них являются:

  1. личный пример – ребенок копирует поведение родителей, внедряет его в свою жизненную стратегию, поэтому стоит делать больше добрых, хороших дел. Даже если взрослый говорит, что драться плохо, а сам дерется, отпрыск не услышит слов (либо у него возникнет когнитивный диссонанс), а будет имитировать поступки;
  2. чтение малышу добрых сказок, притч и пословиц о нравственности. Рассказы формируют образное мышление, соответствующие ему эмоции и чувства, которые и становятся основой внутреннего мира.

Человек, выросший в таких условиях, не может быть безнравственным. Взрослым достаточно уделять этому вопросу внимание в период детства и школьных лет – дальше это мировоззрение становится «вросшим» в психику, автоматическим. Изменить его сложно, а иногда и нереально.

Проблемы

К сожалению, современное общество все чаще отодвигает нравственность в дальний угол, поставив в приоритет (что это такое?) личные выгоды и интересы. Последние заставляют людей идти по головам по направлению к своим целям: предавать друзей, подставлять родных и близких.

Считается, что упадок моральных и нравственных норм начался со времен Первой мировой войны, когда человеческая жизнь подверглась обесцениванию. В период социализма сожжение церквей и отречение от бога тоже нанесло большой удар по человеческим ценностям.

На данный момент эта проблема коснулась института семьи, что в свою очередь повлекло развращение молодежи, большое число детей без отцов или вовсе брошенных обоими родителями. Демографический кризис (это что?), коррупция, преступность также являются последствиями того упадка.

Люди стали забывать, что такое нравственность, определение и суть этого понятия. И глупо считать, что кто-то другой решит эту проблему за нас: каждый должен начать сам с себя.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Моральная личность и идентичность — Дарсия Нарваэс, доктор философии

Как личность влияет на нравственное поведение? Как моральная идентичность влияет на то, что вы воспринимаете и понимаете? Это вопросы, которые изучаем я и мои ученики.

У нас также есть шкалы и меры конструктов этической идентичности (ссылка на инструменты оценки на моей первой странице), которые вы можете использовать.

Опубликованные статьи и книги

Лэпсли, Д.К. и Нарваез Д. (ред.) (2004). Нравственное развитие, самость и идентичность: Очерки в честь Аугусто Блази. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Лэпсли, Д. и Нарваез, Д. (2004). Социально-познавательный взгляд на моральный облик. В Д. Лэпсли и Д. Нарваез (ред.), Нравственное развитие: Я и идентичность (стр. 189-212) . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Нарваез, Д., & Лэпсли, Д. (2005). Психологические основы повседневной морали и морального опыта.В D. Lapsley & Power, C. (Eds.), Психология характера и воспитание характера (стр. 140-165). Нотр-Дам: IN: Университет Нотр-Дам Press.

Лэпсли Д. и Нарваез Д. (2005). Моральная психология на распутье. В D. Lapsley & Power, C. (Eds.), Психология характера и воспитание характера (стр. 18-35). Университет Нотр-Дам Press.

Нарваез, Д., Лэпсли, Д. К., Хагеле, S ., И Ласки, B . (2006). Моральная хроника и обработка социальной информации: тесты социального когнитивного подхода к моральной личности. Журнал исследований личности, 40, 966–985.

Нарваез, Д. (2008). Триединая этика: нейробиологические корни нашей множественной морали. Новые идеи в психологии, 26 , 95-119 .

Нарваез, Д., & Лапсли, Д.К. (2009). Моральная идентичность и развитие нравственных качеств. В D. Medin, L. Skitka, D. Bartels, & C. Bauman (Eds.), Моральное познание и принятие решений, Vol. 50 серии Психология обучения и мотивации (стр.237-274). Эльзевир.

Нарваез, Д., & Лапсли, Д.К. (Ред.) (2009). Личность, идентичность и характер: исследования в области моральной психологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Нарваез, Д. (2009). Теория триединой этики и моральная личность. В D. Narvaez & D.K. Лэпсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: Междисциплинарное будущее (стр. 136-158) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Нарваез, Д., & Лапсли, Д. К. (2009). Вступление. В D. Narvaez & D.K. Лэпсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: междисциплинарное будущее (стр. 1-10) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Нарваез, Д., & Лапсли, Д.К. (2009). Моральная личность: темы, вопросы, будущее. В D. Narvaez & D.K. Лэпсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: междисциплинарное будущее (стр. 441-448).Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Нарваез, Д. (2010). Моральная сложность: роковое влечение к истине и важность зрелого нравственного поведения. Перспективы психологической науки, 5 (2), 163-181 . https://doi.org/10.1177/1745691610362351

Нарваез, Д. (2010). Воплощенный динамизм нравственного становления. Перспективы психологической науки, 5 (2), 185-186 .

Нарваез, Д. (2010). Эмоциональные основы высокого морального интеллекта.В Б. Латцко и Т. Мальти (ред.). Моральные эмоции и моральное познание детей: перспективы развития и образования , N ew Directions for Child and Подростковое развитие, 129 , 77-94. Сан-Франциско: Джосси-Басс. https://doi.org/10.1002/cd.276

Нарваез Д., Глисон Т. и Митчелл К. (2010). Моральная добродетель и практическая мудрость: понимание темы детьми, подростками и взрослыми. Журнал генетической психологии , 171 (4), 1-26.

Нарваез Д. и Хилл П. (2010). Связь мультикультурного опыта с моральными суждениями и мышлением. Журнал разнообразия в высшем образовании, 3 (1), 43-55 .

Нарваез, Д. (2011). Этика нейробиологических рассказов. Поэтика сегодня, 32 (1): 81-106.

Нарваез Д., Радванский Г.А., Линчард Н. и Коупленд Д. (2011). Стали ли пожилые люди более восприимчивыми к морально заряженной информации? Экспериментальные исследования старения, 37 , 1–37.

Нарваез, Д. (2012). Моральная рациональность. Традиция и открытие , XXXVIII (2), 25-33.

Нарваез Д. (2012). Восстановление личных знаний и добродетелей: ответ на комментарий. Традиция и открытие, XXXVIII (2), 44-47.

Нарваез, Д. (2013). Мудрость как зрелое нравственное функционирование: выводы из психологии развития и нейробиологии. В M. Jones, P. Lewis, & K. Reffitt (Eds.), Характер, практическая мудрость и профессиональное становление в рамках дисциплин (стр.24-40) . Мейкон, Джорджия: Издательство Мерсерского университета.

Нарваез, Д. (2013). Нейробиология и моральные установки. В К. Хайнрихс и Ф. Озер (ред.), Моральное и аморальное поведение: теоретические и эмпирические перспективы моральной мотивации (стр. 289-307) . Роттердам: Издательство Sense.

Нарваез, Д. (2013). 99% — Развитие и социализация в контексте эволюции: взросление и превращение в «хорошего и полезного человека». В Д. Фрае (ред.), Война, мир и человеческая природа: конвергенция эволюционных и культурных взглядов (стр.643-672). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Нарваез, Д. (2013). Индивидуальное, относительное и социальное нейробиологическое развитие нравственности. В M. Riemslagh, R. Burggraeve, J. Corveleyn & A. Liégeois (Eds.), After You. Этика процесса пастырского наставления (стр. 109-135). Лёвен, Бельгия: Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium.

Нарваез, Д. (2014). Естественная нравственность, нравственность и человеческое процветание. В B. Musschenga & A.van Harskamp (Eds.), Зачем быть нравственным? О способностях и условиях нравственности (стр. 239-254) . [Библиотека этики и прикладной философии Springer] Гейдельберг, Германия: Springer.

Лэпсли Д. и Нарваез Д. (2014). Наличие, действие и бытие нравственной личности. В Н. Сноу и Франко В. Тривиньо (ред.), Философия и психология характера и счастья (стр. 133-144) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.

Нарваез, Д., И Бок Т. (2014). Развитие этического опыта и моральных качеств. В Л. Нуччи и Д. Нарваез (ред.), Справочник по нравственному воспитанию и воспитанию характера (2-е изд.) (Стр. 140-158). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Нарваез, Д. и Мрква, К . (2014). Развитие творческого нравственного воображения. В С. Моран, Д. Х. Кропли и Дж. К. Кауфман (ред.), Этика творчества (стр. 25-45) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Palgrave MacMillan.

Нарваез, Д., & Лэпсли, Д. (2014). Стать моральным: развитие моральных агентов через социальное взаимодействие. В. М. Кристен, Дж. Фишер, М. Хуппенбауэр, К. Таннер и К. ван Шайк (ред.), Эмпирически обоснованная этика. Мораль между фактами и нормами 900 16. 227 Библиотека этики и прикладной философии 32, [Библиотека этики и прикладной философии Спрингера]. Гейдельберг, Германия: Springer. DOI 10.1007 / 978-3-319-01369-5_1

Нарваез, Д. (2015). Нейробиология моральной чувствительности: эволюция, эпигенетика и ранний опыт.В Д. Моурере и П. Ванденберге (ред.), Искусство морали: развитие нравственной восприимчивости в учебной программе (стр. 19-42). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Нарваез, Д. (2015). Совместное построение добродетели: эпигенетика, нейробиология и развитие. В Н. Э. Сноу (ред.), Развитие добродетели, (стр. 251-277). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Нарваез, Д. (2016). Лекция Мемориала Кольберга 2015: Возрождение человеческой добродетели путем восстановления органической морали. Журнал нравственного воспитания , 45 (3), 223-238. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03057240.2016.1167029

Нарваез, Д. (2016). Ответ: Возвращение к нравственному наследию человечества. Журнал нравственного воспитания , 45 (3), 256-260. http://dx.doi.org.proxy.library.nd.edu/10.1080/03057240.2016.1167030

Нарваез, Д. (2016). Доброта, выживание и процветание. Philosophical News, 12, 56-64.

Нарваез, Д.(2016). Базовые показатели добродетели. В J. Annas, D. Narvaez, & N. Snow (Eds.), Развитие добродетелей: объединение перспектив (стр. 14-33). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Нарваез, Д. (2017). Онтогенез нравственного становления человека. В А. Фуэнтес и А. Висала (ред.), Глаголы, кости и мозг: междисциплинарные взгляды на человеческую природу (стр. 114-121). Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам Press.

Нарваез, Д. (2017). Мы теряем это? Моральное чутье Дарвина и важность раннего опыта.В. Р. Джойс (ред.), Справочник по эволюции и философии Рутледж (стр. 322–332). Лондон: Рутледж.

Нарваез, Д. (2017). Эволюция, воспитание детей и сострадательная мораль. В книге Пола Гилберта (ред.), Сострадание: концептуализация, исследование и использование в психотерапии (стр. 78-186). Лондон: Рутледж.

Нарваез, Д. (2017). Возвращение на путь становления человеком. Междисциплинарный журнал исследований партнерства, 4 (1), 2 марта 2017 г. Онлайн бесплатно: DOI: https: // doi.org / 10.24926 / ijps.v4i1.151

Нарваез, Д. (2018). Нейробиологические основы человеческой морали: ошибочное моральное развитие цивилизации. В C. Harding (Ed.), Dissecting the Superego: Moralities Under the Psychoanalytic Microscope (стр. 60-75). Лондон: Рутледж.

Нарваез, Д. (2018). Ниша развития для мира. В P. Verbeek и B. Peters (Eds.), Этология мира, поведенческие процессы и системы мира (стр. 95-112) . Оксфорд, Англия: Уайли-Блэквелл.

Нарваез, Д. (2018). Этогенез: эволюция, ранний опыт и нравственное становление. В книге Дж. Грэма и К. Грея (ред.), Атлас моральной психологии (стр. 451-464) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press.

Нарваез, Д. (2019). Возвращение трепета к правильным вещам. В К. Дин-Драммонд, Т. Стэплфорд и Д. Нарваез (ред.), Практика науки: добродетели, ценности и хорошая жизнь (стр. 142-149). Нотр-Дам, Индиана: Центр теологии, науки и человеческого процветания.Доступно на https://virtueandthepracticeofscience.pressbooks.com/

Нарваез, Д. (2019). Смирение в четырех формах: внутриличностное, межличностное, общинное и экологическое. В J. Wright (Ed.), Humili ty (стр. 117-145). В книжной серии Междисциплинарные взгляды на добродетели (Н. Сноу и Д. Нарваез, серия ред.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Нарваез, Д. (2019). Нравственное развитие и моральные ценности: эволюционные и нейробиологические влияния . В Д. П. МакАдамс, Р. Л. Шайнер и Дж. Л. Тэкетт (ред.), Справочник личности (стр. 345-363). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Гилфорд.

Нарваез, Д. (2019). В поисках исходных точек: зачем психологии когнитивная археология. В Т. Хенли, М. Россано и Э. Кардас (ред.), Справочник по когнитивной археологии: психологические основы . Лондон: Рутледж.

Нарваез, Д. (2019). Эволюция, детство и моральное я. В R. Gipps & M. Lacewing (Eds.), Оксфордский справочник по философии и психоанализу (стр. 637-659). Лондон: Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093 / oxfordhb / 9780198789703.013.39

При принятии решения о том, как улучшить свою личность, нравственность не является приоритетом — Research Digest

Автор Эмили Рейнольдс

Независимо от того, насколько высока ваша уверенность в себе, вполне вероятно, что у вас есть определенные черты характера, которые вы бы изменили, если представится возможность: возможно, вы откажетесь от беспокойства, почувствуете себя более общительным в компании или будете немного менее ленивым.Одно исследование 2016 года показало, что 78% людей хотели лучше воплотить хотя бы одну из личностных черт Большой пятерки (экстраверсия, эмоциональная стабильность, сознательность, уступчивость или открытость к опыту), поэтому желание изменить то, кем вы являетесь, не редкость.

Но так ли мы хотим изменить свою мораль? То есть насколько мы на самом деле озабочены тем, чтобы быть хорошим или плохим человеком? Новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science , предполагает, что мы лучше потратим время на улучшение тех частей себя, которые не имеют морального значения, с такими чертами, как честность, сострадание и справедливость, отойдя на второй план.

Джесси Сан из Калифорнийского университета в Дэвисе и Джеффри Гудвин из Пенсильванского университета попросили две группы из 800 участников заполнить онлайн-опрос, в котором они сами сообщили о своих личностных качествах. Первый набор вопросов был основан на личностных сферах Большой пятерки, в то время как второй был посвящен моральным качествам, с вопросами, измеряющими общую мораль, а также честность, справедливость, лояльность и чистоту. Участники также указали, насколько они хотели бы изменить каждую из этих личностных и моральных черт, отвечая, например, на такие утверждения, как «Я хочу быть полезным и бескорыстным по отношению к другим».

Участники также назначили четырех «информаторов», которые их хорошо знали. Эти информаторы оценили черты характера своего друга и сообщили, какие изменения они хотели бы видеть в личности и моральном облике друга. Информаторы также выбрали три основных изменения, которые они хотели бы увидеть в своем друге.

Участники больше всего хотели изменить свои неморальные черты личности, особенно те, которые связаны с отрицательными эмоциями: они хотели уменьшить тревогу, депрессию, эмоциональную неустойчивость и гнев.Креативность, продуктивность и общительность были самыми желанными качествами, в то время как моральные качества, такие как честность, лояльность и справедливость, отошли на второй план. И в целом участники продемонстрировали более слабое желание изменить моральные качества, чем неморальные черты личности.

Это предпочтение было еще более поразительным, когда исследователи рассмотрели три основных желаемых изменения для каждого участника. В одной из групп 48% участников сообщили, что снижение тревожности было одним из трех их главных приоритетов, при этом 44% желали стать менее подавленными.Стремление к общению и продуктивности, а также к снижению эмоциональной неустойчивости также обычно достигало вершины. Но моральные улучшения не были приоритетными: желание стать более сострадательным сделало три главные цели только 9% участников, и только 3% посчитали цель стать более нравственной в целом среди своих главных приоритетов.

Аналогичная картина наблюдалась и у «информаторов» участников, которые также выражали очень мало желания изменить моральные качества своих друзей и, вероятно, выбирали цели, которые близко соответствовали тем, которые были выбраны участниками.Информанты также хотели, чтобы их друзья изменились меньше, чем сами участники.

Эта модель результатов возникла не только потому, что участники уже считали себя особенно моральными, — утверждают исследователи. Вместо этого, отчасти это может быть связано с личными интересами: иными словами, мы более мотивированы к изменениям, которые улучшают наше собственное чувство благополучия. Уменьшение депрессии оказывает очевидное и немедленное влияние на нашу жизнь; быть «более нравственным» не дает таких явных преимуществ.

Хотя личный интерес не звучит как особо благородный мотиватор, тот факт, что друзья, похоже, также ставили во главу угла личное благополучие участников, несколько более радует. Казалось, что друзья выбирают желаемые изменения не по тому, насколько «хорошо» или «плохо» они могут стать целью, а по тому, насколько вероятно, что они сделают свою жизнь лучше или счастливее.

Предыдущие исследования также показали высочайшую уверенность в собственном моральном превосходстве: мы часто считаем, что мы более честны и заслуживаем доверия, чем другие.В некоторых случаях это может быть правдой. Но нам также может быть полезно больше думать о том, как мы обладаем этими качествами, когда пришло время для самосовершенствования.

— Люди хотят быть более нравственными?

Эмили Рейнольдс (@rey_z) — штатный автор BPS Research Digest

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

предложений по изучению нравственного развития личности на JSTOR

Abstract

Большинство из нас в какой-то момент размышляли о том, почему один человек вырос честным и справедливым, а другой стал злым и ненадежным.В текущем обзоре мы представляем случай, когда необходимы новые направления в эмпирическом исследовании нравственного развития личности. Мы подготовили почву для этой будущей работы, представив шесть предложений, которые должны послужить основой для будущих исследований в этой области. В заключение мы приводим пример того, как использование более интегративной и инклюзивной структуры для изучения личности может легко включить эти положения.

Журнал Information

Current Directions in Psychological Science рассматривает современные тенденции и противоречия в психологии.Он содержит краткие обзоры исследований по всем разделам научной психологии. Обзоры, опубликованные в Current Directions in Psychological Science, написанные ведущими экспертами в терминах, доступных за пределами их конкретных областей, охватывают такие актуальные темы, как теория разума, нейронные основы памяти, распознавание лиц, выражение эмоций, познание и старение, а также привязанность и личность у млекопитающих.

Информация об издателе

Сара Миллер МакКьюн основала SAGE Publishing в 1965 году для поддержки распространения полезных знаний и просвещения мирового сообщества.SAGE — ведущий международный поставщик инновационного высококачественного контента, ежегодно публикующий более 900 журналов и более 800 новых книг по широкому кругу предметных областей. Растущий выбор библиотечных продуктов включает архивы, данные, тематические исследования и видео. Контрольный пакет акций SAGE по-прежнему принадлежит нашему основателю, и после ее жизни она перейдет в собственность благотворительного фонда, который обеспечит дальнейшую независимость компании. Основные офисы расположены в Лос-Анджелесе, Лондоне, Нью-Дели, Сингапуре, Вашингтоне и Мельбурне.www.sagepublishing.com

Наша личность определяется нашим нравственным характером

Источник: Георгиос Коллидас / Shutterstock

Вы когда-нибудь задумывались, что именно делает вас вами? Если бы все ваши воспоминания исчезли, растворилась бы ваша личность вместе с ними? Разве друзья и семья больше не будут воспринимать вас как того же человека, что и раньше? Для 5,3 миллиона американцев, страдающих потерей памяти из-за болезни Альцгеймера, эти пугающие вопросы больше, чем теоретические.

К счастью, наука, кажется, предполагает, что отнятие памяти не приравнивается к отниманию личности. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показало, что «кто ты есть» в значительной степени определяется моральным поведением человека, а не его памятью или другими когнитивными способностями. Таким образом, хотя болезнь Альцгеймера и другие нейродегенеративные заболевания могут сильно влиять на психическое функционирование людей, пациенты могут найти некоторое утешение в том факте, что существенный дефицит памяти — когда он не сопровождается изменениями в моральных качествах — кажется, не влияет на то, как другие воспринимают, «кто вы находятся.”

Определение факторов, определяющих личность, — это старая философская проблема, которая впервые получила серьезное внимание в 17 веке ранним британским эмпириком Джоном Локком. Согласно «теории памяти» Локка, личность человека распространяется только на то, насколько его память уходит в прошлое. Другими словами, то, кем вы являетесь, во многом зависит от того, что вы помните. Таким образом, когда память человека начинает исчезать, исчезает и его личность.

Это понятие идентичности как памяти получило экспериментальную поддержку в результате психологических исследований.В 2004 году исследование пациентов с болезнью Альцгеймера показало, что пациенты с нарушениями автобиографической памяти — знанием своих прошлых переживаний и событий — в стандартных психологических тестах показали изменения в силе и качестве идентичности. Сила идентичности измерялась количеством уникальных утверждений, сделанных пациентом в ответ на вопрос: «Кто я?» в то время как качество идентичности измерялось абстрактностью их ответов, то есть отсутствием конкретных деталей.Эти открытия, по-видимому, подразумевают, что автобиографические воспоминания создают непрерывное повествование от первого лица, которое помогает сформировать самоощущение.

Однако другие ученые по-прежнему не убеждены в предположении Локка, поскольку некоторые предполагают, что более важным для идентичности является моральная способность — переменная, которую в предыдущих исследованиях не учитывали должным образом. Доказательства этой идеи прибывают из исследования социального познания, которое показало, что формирование впечатления во многом зависит от морального измерения.Другими словами, то, как мы видим людей — положительные они или отрицательные, к которым следует приближаться или избегать — в основном определяется нашей оценкой их моральных качеств, а не их интеллектом, знаниями или другими личностными качествами. Представление о том, что мораль является неотъемлемой частью идентичности, удачно известно как гипотеза эссенциального морального «я».

Исследователи из Аризонского и Йельского университетов решили исследовать эту гипотезу непосредственно на реальной клинической популяции. Их исследование было разработано, чтобы проверить, какие типы когнитивных нарушений заставляют людей больше не казаться собой другими.Важнейшим элементом дизайна было тестирование изменений личности с точки зрения наблюдателя от третьего лица, а не самого человека. Помимо устранения многих проблем с надежностью, присущих рассказам от первого лица, сосредоточение внимания на воспринимаемой идентичности позволило исследователям оценить влияние памяти и моральных изменений на отношения пациента с другими людьми. Это чрезвычайно важный аспект, потому что, когда кто-то кажется «другим человеком», социальные связи между пациентами и близкими или опекунами быстро ухудшаются.Эти узы критически важны для благополучия и здоровья, поскольку они являются источником ощущения единства с людьми в их жизни и с внешним миром.

Исследователи набрали 248 добровольцев из числа членов семьи, страдающих одним из трех типов нейродегенеративных заболеваний. Пациенты страдали болезнью Альцгеймера, лобно-височной деменцией или боковым амиотрофическим склерозом (БАС), каждый из которых характеризуется относительно отчетливыми когнитивными и поведенческими изменениями.Хотя БАС в первую очередь влияет на двигательную, но не на умственную функцию, болезнь Альцгеймера и лобно-височная деменция влияют на познавательные способности. Однако там, где болезнь Альцгеймера сильно влияет на такие вещи, как память и IQ, люди с лобно-височной деменцией, как правило, претерпевают изменения в моральных качествах, то есть в таких вещах, как честность, сострадание, порядочность и порядочность.

Участникам, большинство из которых были женаты или имели романтические отношения с пациентами, было предложено указать, насколько пациент изменился в 30 категориях черт с момента начала болезни; 15 были связаны с моралью, а остальные 15 — с личностью.Чтобы оценить степень изменения воспринимаемой идентичности, участников попросили предоставить информацию о любых различиях в их отношениях с пациентом, которые произошли в ходе прогрессирования болезни. Например, им задавали такие вопросы, как: «Пациент когда-нибудь кажется вам чужим?» и «Вы чувствуете, что все еще знаете, кто этот пациент?»

Анализ данных показал, что участники ощутили наибольшие нарушения идентичности пациентов, когда они наблюдали изменения в моральных качествах.Другие когнитивные нарушения — например, наблюдаемые при амнезии — не оказали заметного влияния на восприятие идентичности. Следовательно, пациенты с лобно-височной деменцией показали наибольшие изменения в воспринимаемой идентичности, поскольку она конкретно влияет на функции лобных долей, лежащие в основе морального мышления и поведения.

Интересно, что пациенты с БАС не показали значительных изменений воспринимаемой идентичности, несмотря на искаженный внешний вид, который является результатом широко распространенного ухудшения двигательной функции.Хотя у людей с болезнью Альцгеймера произошли незначительные изменения в восприятии личности, это было связано с изменениями моральных качеств, а не с потерей памяти.

Эти результаты имеют важное значение для пациентов с нейродегенеративными заболеваниями. Усилия, направленные на то, чтобы помочь больным понять себя с точки зрения своих моральных качеств, таких как альтруизм, милосердие и щедрость, могут восстановить их чувство идентичности и контроля по мере исчезновения памяти или ухудшения познания. Простое знание того, что другие продолжают воспринимать их как одного и того же человека, даже когда они чувствуют, что их собственная личность меняется, может позволить им надежно защитить свое самосознание.Кроме того, результаты подчеркивают потребность в будущих неврологических вмешательствах и клинических методах лечения, которые специально ориентированы на поддержание тех когнитивных способностей, которые участвуют в моральной функции перед лицом болезни.

Эта статья изначально была опубликована в Scientific American.

Моральная структура и моральное содержание: их отношение к личности

  • Арбутнот, Дж. Б. (1971). Полевая независимость, зрелость моральных суждений, анализ важнейших отличительных черт и воспринимаемый локус контроля.Докторская диссертация, Корнельский университет, Университетские микрофильмы № 71-25, 146, Анн-Арбор.

    Google ученый

  • Campagna, A. F., and Harter, S. (1975). Моральное суждение у социопатов и нормальных детей. J. Personal. Soc. Psychol. 31: 199–205.

    Google ученый

  • Фишкин, Дж., Кеннистон, К., и Маккиннон, К. (1973). Моральное мышление и политическая идеология. J Личный. Soc. Psychol. 27: 109–119.

    Google ученый

  • Фодор, Э. М. (1973). Антецеденты морального развития и родительского поведения у подростков-психопатов. J. Genet. Psychol. 122 : 37–43.

    PubMed Google ученый

  • Фонтана А. Ф. и Ноэль Б. (1973). Моральные рассуждения в вузе. J. Personal. Soc. Psychol. 27: 419–429.

    Google ученый

  • Хаан Н., Смит М. Б. и Блок Дж. (1968). Моральное мышление молодых людей: политико-социальное поведение, семейное происхождение и личность взаимосвязаны. J. Personal. Soc. Psychol. 10: 183–201.

    Google ученый

  • Хоган Р. (1970). Измерение морального суждения. J. Consult. Clin. Psychol. 35: 205–212.

    Google ученый

  • Хоган, Р.(1975). Структура морального облика и объяснение морального действия. J. Молодежь, подростки. 4: 1–15.

    Google ученый

  • Hogan, R., and Dickstein, E. (1972). Моральное суждение и восприятие несправедливости. J. Personal. Soc. Psychol. 23: 409–413.

    Google ученый

  • Юркович, Г. Дж. (1976). Связь морального и когнитивного развития с размерами преступности несовершеннолетних.Докторская диссертация, Техасский университет в Остине, Университетские микрофильмы № 76-8054, Анн-Арбор.

    Google ученый

  • Кольберг, Л. (1964). Развитие нравственности и идеологии. В Hoffman, M. L., and Hoffman, L. W. (eds.), Review of Child Development Research , Vol. Я, Рассел Сейдж, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Кольберг, Л. (1969).Этап и последовательность: когнитивно-развивающий подход к социализации. В Goslin, D. (ed.), Справочник по теории и исследованиям социализации , Rand McNally, Chicago.

    Google ученый

  • Кольберг, Л. (1971). От есть к следует: Как совершить натуралистическое заблуждение и избежать наказания за него при изучении нравственного развития. В Майкл, Т. (ред.), Когнитивное развитие и эпистемология , Academic Press, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Кольберг, Л. (1972a). Преемственность в детстве и нравственном развитии взрослых: еще раз. Документ представлен на конференции Life Span Conference в Университете Западной Вирджинии, Моргантаун.

  • Кольберг, Л. (1972b). Руководство по выставлению оценок. Сделано на мимеографе, Гарвардский университет.

  • Кольберг, Л. (1973). Личное общение.

  • Кольберг, Л., и Крамер, Р.(1969). Преемственность и прерывность нравственного развития детей и взрослых. Гум. Dev. 12: 93–120.

    PubMed Google ученый

  • Маккалоу, Э. Д. (1971). Изменчивость профиля морального развития: ее отношение к выбору предпочтительной стадии морального рассуждения и к открытой-закрытой системе убеждений Рокича. Докторская диссертация, Университет Торонто, Национальная библиотека Канады, Оттава.

    Google ученый

  • МакНэми, С.М. (1972). Нравственное поведение, нравственное развитие и потребности студентов и политических активистов, с особым упором на этап развития законности и правопорядка. Докторская диссертация, Университет Кейс Вестерн Резерв, Университетский микрофильм № 72-26, 187, Анн-Арбор.

    Google ученый

  • Майерс, И. Б. (1962). Руководство: индикатор типа Майерс-Бриггс . Служба образовательного тестирования, Принстон.

    Google ученый

  • О’Коннор, Дж.(1971). Изменения в развитии абстрактности и морального мышления. Докторская диссертация, Педагогический колледж Джорджа Пибоди, Университетский заказ микрофильмов № 72-3831, Анн-Арбор.

    Google ученый

  • Подд, М. Х. (1972). Статус эго-идентичности и мораль. Взаимосвязь двух конструктов развития. Dev. Psychol. 6: 497–507.

    Google ученый

  • Snodgrass, S.Р. (1975). Некоторые взаимосвязи между социально-политической идеологией и моральными качествами студенческой молодежи. J. Молодежь, подростки. 4: 195–205.

    Google ученый

  • Салливан Э. и Куортер Дж. (1972). Психологические корреляты определенных пост-конвенциональных моральных типов: взгляд на гибридные типы. J. Personal. 40: 149–161.

    Google ученый

  • Туриэль, Э.(1974). Конфликт и переход в нравственном развитии подростков. Child Dev. 45: 14–29.

    PubMed Google ученый

  • Перейти к основному содержанию Поиск