Нравственная личность – потребность современного общества
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема нравственности в современном обществе, основные направления нравственного воспитания дошкольников и условия этого процесса. Одним из условий является личность педагога дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: нравственность, дошкольный возраст, педагог.
Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию общества и государства о необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Значимость воспитания нравственной личности подчеркивается и в государственном образовательном Стандарте дошкольного образования. Это четко прослеживается в 5 и 6 задаче данного документа: «5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [1].
Ряд исследователей интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.
Другие исследователи данного вопроса, придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
В науке понятие нравственность определяется как синоним морали. В философии, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали.
Следовательно, если исходить из определения нравственности как моральной составляющей индивидуума, то воспитание, как одна из основных функций формирования личности, несет основную нагрузку в развитии нравственности человека.
Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
В современном мире, когда взросление ребенка-дошкольника определяется уровнем его познаний окружающего мира, состоящего для него из предметов и вещей, взаимоотношения между ребенком и взрослыми, между ровесниками, а также его оценки к внешним факторам воздействия, нравственное воспитание имеет огромное значение для формирования этого человека.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает себя и окружающий его мир как реальную объективность своего существования в этом мире, как его частицу. Поведение ребенка, проявляемое во вне самого себя, обусловлено уровнем сформированного в нем понятий о добре и зле. А вот понимание что такое добро, а что такое зло, формируется у ребенка-дошкольника путем воспитания в нем нравственных качеств.
Воспитать в ребенке такие понятия как — что такое хорошо и что такое плохо, значит заложить в нем начало его нравственности на будущее. Особенно актуальной является эта задача в современном мире, в мире, где изобилуют техногенные взаимоотношения между людьми, порой исключающие личностное общение между ними, здесь имеется в виду индивидуальная компьютеризация, Интернет связь, и прочие технические совершенствования, которые постепенно сводят на нет человеческие взаимоотношения. Общение людей зачастую подменяет общение с обездушенным техническим прибором, посредством которого люди перестают видеть и слышать друг друга, понимать, испытывать какие то чувства, эмоции, видеть выражение лица собеседника, его радость, горечь, сопереживание.
И в первую очередь это оказывает необратимое воздействие на ребенка, его формирующееся сознание, которое со временем приводит к пониманию, каким именно способом можно проявлять себя в окружающем современном мере.
Существуют основные направления нравственного воспитания дошкольников. Давайте кратко их охарактеризуем.
Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта. В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Воспитание дружеских взаимоотношений.Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.
Воспитание культуры поведения.Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Воспитание дисциплинированности– это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.
Воспитание трудолюбия– это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.
Воспитание патриотизма.Патриотизм в современной дошкольной образовательной организации – это воспитание в ребенке чувства ответственности, любви, интереса к свой стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.
«Воспитание веротерпимости и толерантности.Толерантность (от лат.– терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.
Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.
Возникает вопрос, при каких условиях процесс воспитания нравственной личности ребенка будет наиболее успешен? И если мы говорим о значимости отношений «человек-человек» в данном процессе, то конечно же одним из условий будет – моральный облик педагога.
Именно педагогом дошкольной организации закладываются основы нравственности в будущем члене нашего общества, а пока еще дошкольнике. И вот то, как происходит этот процесс, имеет огромнейшее значение в формировании личности и нравственных качеств ребенка.
У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка, чуткость. Он должен обладать определенными личностными качествами: педагогический такт, зоркость, оптимизм, рефлексия. Также, педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, оптимальный уровень знаний об искусстве.
Личностное, то есть непосредственно направленное на конкретного ребенка воздействие педагога на ребенка, является основой основ в создании базовых понятий нравственности в нем. В этой связи необходимо отметить поведенческие характеристики педагога, которые служат наглядным примером для подражания им. Дошкольный возраст, это возраст ребенка, в котором поведенческие примеры превалируют над его сознанием, но которые впоследствии укореняются в нем как жизненные правила поведения, обусловленные заложенными в ребенке нравственными устоями.
Педагоги дошкольных образовательных организаций, на которых возложена задача в воспитании нравственных устоев ребенка, должны быть сами, как личности, примером для поведения ребенка в его воспитании, обладать высокой степенью моральных качеств. Если мы говорим, что педагог должен быть личностью, раскроем данное понятие. Многие исследователи сходятся в мнении, что «личность» – одно из самых сложных понятий в психологии и педагогики. В то же время, оно является одним из основных. В тоже время, казалось бы, что личность – это человек в чем-то выдающийся, яркий, отличающийся от прочих, превосходящий их в каких-то важных свойствах. Но, будем придерживаться следующего понятия, что личность – это каждый человек во всем многообразии свойств, присущих ему, отличающих его от одних людей и объединяющих с другими. Раскроем личностные способности педагога дошкольных организаций: он должен обеспечивать эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям; оказывать поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья.
Е.М. Сафронова анализируя результаты исследования диагностической профессиограммы учителя – воспитателя, выявляет такие показатели, как «идейно-нравственные качества и педагогический такт, профессиональный долг и ответственность, дидактические способности, педагогическое мышление, организаторская деятельность, педагогическое общение, стиль деятельности, перцептивные и прикладные умения, актерское и ораторское мастерство» [3].
А.П. Валицкая указывает на «основную особенность современного педагогического мышления — понимание личности как центрального системообразующего фактора, а потому личностно-ориентированная педагогика имеет ключевые общепринятые идеи:
1) необходимость признания самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал;
2) осознание права личности на свободное развитие;
3) представление о творческой природе деятельности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;
4) развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности; единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты» [4].
Сложность воспитательного процесса формирования нравственности у ребенка обусловлена порой отсутствием не только личностных характеристик педагога для этой работы, но и объективными причинами. К таким причинам зачастую относят низкую материальную базу дошкольной образовательной организации, а также непонимание роли данной организации в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста. Педагоги возлагают процесс воспитания нравственности у детей на родителей. Родители, в свою очередь, считают, это под силу педагогам дошкольной организации.
Для более объективной картины отношения педагогов к нравственному воспитанию приведу результаты исследования. Целью данного исследования было — определение отношения воспитателей к процессу, направленному на формирование у дошкольников нравственных качеств, оно включало в себя анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 5 воспитателей одной дошкольной образовательной организации. Анкета состояла из 14 вопросов, представим некоторые из них и ответы педагогов на данные вопросы:
1. Какие трудности возникают в процессе формирования нравственных качеств у дошкольников?
2. Какова роль взрослого (педагога, родителя) в формировании нравственных качеств у дошкольников?
При ответе на первый вопрос воспитатели назвали следующие трудности: недостаточная укомплектованность детского сада игрушками и пособиями для проведения инсценировок сказок, песен с нравственными основами. Для формирования нравственных качеств дошкольников в режимных моментах требуются дополнительные усилия и время, так как воспитателям необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, изучать литературу, уметь использовать различные приемы нравственного воспитания детей, уметь правильно использовать их, чтобы заинтересовать детей. При ответе на второй вопрос, 2 педагога ответили, что процесс нравственного воспитания детей лежит на плечах родителей.
Из вышесказанного следует, что процесс воспитания нравственной личности дошкольника очень важен, особенно в современном мире, где реальные отношения между людьми подменяются виртуальными, где дети иногда не знают, что такое дружба, взаимопомощь, сопереживание и др. А если и знают, что это такое, то почему-то очень редко проявляют данные качества. А ведь без нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям, очень сложно. Одним из основных условий данного процесса является личность педагога дошкольной образовательной организации, который должен быть не только примером нравственного поведения, но и осознавать свою роль в этом процессе и создавать определенную среду для воспитанников, которая способствовала бы воспитанию нравственности у детей.
Ccылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155.
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
- Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: Уч. пособие. – Волгоград: Перемена, 2003. -181 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1998, № 4.— С. 12-23.
РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ | Евразийский Союз Ученых
РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Мамадиева Нилуфар Халиловна
Узбекистан, ТашГТУ.
кафедра «Философия и национальная идея»
В этой статье рассматривается структура и анализ элементов нравственной культуры человека. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценности ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения.
Нравственная культура – это понятие, характеризующее процесс осознания к усвоения членами общества устойчивых моральных норм, принципов идеалов и т.д. превращения их в убеждения, в правила личностных поступков в практическую деятельность. Следовательно, нравственная культура – это критерий нравственное развития общества, социальных групп, индивидов и т.п.
Нравственнность после того, как уходит в прошлое миф, где человек внуреннние сливался с жизнью коллектива и контролировалс различными магическими табупрограммировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуетсясамаконтроль в условиях относительной внутренной автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивные – долг, стыд и чест[1.с.18].
Нравственность или мораль, будучи своеобразным продуктом духовной деятельности людей, рассматривает общественныме отношения, поступки людей социальные факты и события через призму свойственных ей понятий добра и эта долга и чести, справедливости и др. Нравственные оценки, опирающиеся на эти понятия выражают характер поведения людей и их взаимоотнощения. Мораль включает в себе на определенную савокупность идей, взглядов, принципов, реализумых в процессе деятельности, так и нравсьтвенные качества людей, чувства, привычку и т.д.
С повищением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы.
Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основано на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества[1.с.18].
Следовательно, понятие «нравственная культура» тесно связано с моралью, однако, они не тождественны. Если нравственность – это система норм, взглядов, правил на поведение людей и уровень личностного развития и савокупность добродетелей, то нравственная культура выступает лишь как отрожение нравственнных достижений общества, включает в себя гуманистическое содержание. Иначе говоря, если в нравственнности в одном ряду находятся такие понятия как добра и зло, справедливость и несправедливость, счастье и несчастье и т.п., нравственная культура не заключает в себе отрицательного содержания.
Нравственная культура – уровень нравственного развития общества и человека, отражающих степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию[3.с.349].
Нравственная культура – это совокупност нравственнных качеств людей, гуманистические традиции в их динамике. Можно утверждать, что нравственная культура в широком ее понимании – это нравственные качества, превратившиеся в практическое поведение, в образ жизни личности, общество и нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большенство членов общества, нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большинство членов общества нравственные понятия, взгляды, чувства, правила поведения.
Структура нравственный культуры состоит из элементов в числе которых:
- передовые нравственные взгляды, теории, идеалы, правила;
- превращенные в образ жизни национальные и общечеловеческие нравственные традиции, обычаи, обряды;
- нравственные характеристики членов общества;
- принцип единства общечеловеческих и национальных ценностей в политике государств и правительств и т.п.
Нравственная культура – это специфическое общественное явление. Её особенность выражается в приоритетности убеждений, наличии национального чувства, национального чувства, национальной направленнности, универсальности (влиянии на все сферы жизнедеятельности личности и общества). В нравственной культуре фиксируется значение каждой личности в организации жизни общества.
Нравственная культура различается по личностному и общественному уровням. Диалектика взаимоотношений между личностным и общественным уровнями культуры сложна и противоречива. Общественная нравственная культура – эта совокупность жизненной практики, духовного наследия, складывавшегосся веками, в тоже время она выражает нравственнные взглды большенства членов общества, их национальный характер, традиции т. п.
Общественная нравственная культура не есть какое-то абстракное, отвлеченное понятие, лишенное определенности. Она проявляется в поведении, характере, образе жизни, поступках конкретной личности.
Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплатились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.
Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности культура по суте дела, не может реализоватся и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов[2.с.251].
Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации.
Вместе с тем в условиях интенсивнонго взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиватся с иными ценностямы, нормамы и типамы поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адабтации к разной культурной среде. Социология культуры призвано стать одним из средств способствующих развитию такой способности[4.с.111].
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.
Нравственная культура личности проявляется поступках человека, его повидении. Это важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплатились в сознании человека и его делах, поведенни и поступках.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соеденении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуры личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания, и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их прояления в саморегуляции, в повидении, общении и деятельность личности.
Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Оно включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуры поведения и общения; в) культуры нравственных поступков и деятельности.
Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподом нравственности: злу, злу неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлением.
По содержанию нравственная культура личности во многом совподает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, напрвленностью. Так, «Золотое правило нравственности» повеливает и рекомендует: относись к другим людям так, как ты желал бы, что бе оносились к тебе. Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межлисностным отношениям, третий – к профессионально служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила – нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.
«Нравственная культура – это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование золотому правилу нравственности»[4. c.54], правилам этикетов.
Оно включает общечеловеческие, внутри общественные, корпоративные(групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояние обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.
Нравственная культура личности отражаются специфические условия жизни, содержание культуры труда, характер социальной среды и семейного воспитания. Нравственная культура личности обусловлена также естественными предпосылками, природно-генетическими факторами, темпераментом. Поэтому содержание нравственной культуры общества не должно опираться только на анализ поведения личности и ограничиваться им[5. c.251].
Вместе с тем нельзя отрицать того что отдельная личность может опережать наличной уровень культуры общества. Например, в условиях перехода к рыночным отношениям, передовые представители формирующегося класса и социальных слоев, выдвигают новые нравственные концепции, выступают инициаторами моральных традиций, которые находитят свое выражение в этике бизнеса.
Таким образом, нравственная культура – это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.
Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.
Важным является анализ элементов нравственной культура личности. Нравственная личность культуры возникает в рамках конкретной этико-культурной традиции. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценностные ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения. Изучений этих явлений занимается этическая наука как теория морали, обладающая многовековым опытом исследования нравственной жизни общества. В то же время, этика как нормативная наука является критерием нравственной практики, основной формирования нравственных убеждений.
Список литературы
- Воробьева И.В. Культурология. Учебное пособие. – Москва, 2006.
- Культурология: учебное пособие, под редакции А. А. Радугин, – Москва: Центр, 200, 1,4 глава, 18 стр.
- Культурология. ХХ век: Энциклопедия: в двух томах. СПб., 1998. стр 347-349.
- Кравченко А.И. Культурология. Словарь. Москва, 2000 г.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебное пособие для студентов Москва, 2000 г. 251 стр.
Моральная личность и идентичность – Дарсия Нарваез, доктор философии
Как личность влияет на моральное поведение? Как моральная идентичность влияет на то, что вы воспринимаете и понимаете? Это вопросы, которые я и мои студенты изучаем.
У нас также есть шкалы и меры этической идентичности (ссылка на инструменты оценки на моей первой странице), которые вы можете использовать.
Лапсли, Д.К., и Нарваез, Д. (редакторы) (2004). Нравственное развитие, личность и идентичность: Очерки в честь Аугусто Блази. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Лапсли, Д. и Нарваез, Д. (2004). Социально-познавательный взгляд на нравственный характер. В D. Lapsley & D. Narvaez (Eds.), Нравственное развитие: Я и идентичность (стр. 189-212) . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Нарваэс, Д., и Лапсли, Д. (2005). Психологические основы бытовой морали и нравственной экспертизы. В D. Lapsley & Power, C. (Eds.), Психология характера и воспитание характера (стр. 140–165). Нотр-Дам: IN: University of Notre Dame Press.
Лапсли, Д., и Нарваез, Д. (2005). Моральная психология на распутье. В D. Lapsley & Power, C. (Eds.), Психология характера и воспитание характера (стр. 18–35). Университет Нотр-Дам Пресс.
Нарваез, Д., Лапсли, Д.К., Хагеле, С. ., и Ласки, Б. . (2006). Моральная хроничность и обработка социальной информации: тесты социального когнитивного подхода к моральной личности. Журнал исследований личности, 40, 966–9.85.
Нарваэс, Д. (2008). Триединая этика: нейробиологические корни нашей множественной морали. Новые идеи в психологии, 26 , 95-119 .
Нарваез Д. и Лапсли Д.К. (2009). Моральная идентичность и развитие нравственного характера. В Д. Медин, Л. Скитка, Д. Бартельс и К. Бауман (ред.), Нравственное познание и принятие решений, Том. 50 из серии «Психология обучения и мотивации» (стр. 237–274). Эльзевир.
Нарваез Д. и Лапсли Д.К. (ред.) (2009 г.)). Личность, идентичность и характер: исследования в области моральной психологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Нарваэс, Д. (2009). Теория триединой этики и нравственная личность. В Д. Нарваэс и Д.К. Лапсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: Междисциплинарное будущее (стр. 136–158) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Нарваэс, Д., и Лапсли, Д.К. (2009). Введение. В Д. Нарваэс и Д.К. Лапсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: междисциплинарное будущее (стр. 1–10) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Нарваез Д. и Лапсли Д.К. (2009). Моральная личность: темы, вопросы, будущее. В Д. Нарваэс и Д.К. Лапсли (ред.), Моральная личность, идентичность и характер: междисциплинарное будущее (стр. 441–448). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Нарваэс, Д. (2010). Моральная сложность: фатальная привлекательность правдивости и важность зрелого морального функционирования. Перспективы психологической науки, 5 (2), 163-181 . https://doi.org/10.1177/1745691610362351
Нарваес, Д. (2010). Воплощенный динамизм морального становления. Перспективы психологической науки, 5 (2), 185-186 .
Нарваэс, Д. (2010). Эмоциональные основы высокого нравственного интеллекта. В Б. Лацко и Т. Малти (ред.). Нравственные переживания и нравственное познание детей: развивающие и воспитательные аспекты , N ew Направления развития детей и подростков, 129 , 77-94. Сан-Франциско: Джосси-Басс. https://doi. org/10.1002/cd.276
Нарваэс Д., Глисон Т. и Митчелл К. (2010). Моральная добродетель и практическая мудрость: понимание темы у детей, молодежи и взрослых. Journal of Genetic Psychology , 171 (4), 1–26.
Нарваес, Д. и Хилл, П. (2010). Отношение мультикультурного опыта к моральным суждениям и мировоззрению. Журнал разнообразия в высшем образовании, 3 (1), 43-55 .
Нарваес, Д. (2011). Этика нейробиологических нарративов. Poetics Today, 32 (1): 81-106.
Нарваез Д., Радвански Г.А., Линчард Н. и Коупленд Д. (2011). Являются ли пожилые люди более восприимчивыми к морально заряженной информации? Экспериментальные исследования старения, 37 , 1–37.
Нарваэс, Д. (2012). Моральная рациональность. Традиция и открытие , XXXVIII (2), 25-33.
Нарваэс, Д. (2012). Восстановление личного знания и добродетели: ответ на комментарий. Традиции и открытия, XXXVIII (2), 44–47.
Нарваэс, Д. (2013). Мудрость как зрелое моральное функционирование: взгляды психологии развития и нейробиологии. В М. Джонс, П. Льюис и К. Рефитт (ред.), Характер, практическая мудрость и профессиональное образование в различных дисциплинах (стр. 24-40) . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера.
Нарваэс, Д. (2013). Нейробиология и моральные установки. В К. Хайнрихс и Ф. Озер (ред.), Нравственное и аморальное поведение: теоретические и эмпирические взгляды на моральную мотивацию (стр. 289-307) . Роттердам: Издательство Sense.
Нарваэс, Д. (2013). 99% — Развитие и социализация в эволюционном контексте: взросление, чтобы стать «хорошим и полезным человеком». В Д. Фрай (ред.), Война, мир и человеческая природа: конвергенция эволюционных и культурных взглядов (стр. 643-672). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Нарваэс, Д. (2013). Индивидуальное, реляционное и социальное нейробиологическое развитие морали. В М. Римслаг, Р. Бурггрейв, Дж. Корвелейн и А. Льежуа (ред.), После тебя. Этика процесса пастырского консультирования (стр. 109-135). Левен, Бельгия: Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium.
Нарваэс, Д. (2014). Естественная мораль, моральная природа и человеческое процветание. В B. Musschenga & A. van Harskamp (Eds.), Зачем быть нравственным? О способностях и условиях нравственности (стр. 239-254) . [Библиотека этики и прикладной философии Springer] Гейдельберг, Германия: Springer.
Лапсли, Д., и Нарваес, Д. (2014). Обладание, действие и бытие моральной личности. В Н. Сноу и Франко В. Тривиньо (ред.), Философия и психология характера и счастья (стр. 133–144) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Нарваэс, Д., и Бок, Т. (2014). Развитие этического опыта и моральных личностей. В L. Nucci & D. Narvaez (Eds.), Справочник по нравственному воспитанию и воспитанию характера (2-е изд. ) (стр. 140–158). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Нарваэс, Д. и Мрква, К. . (2014). Развитие творческого нравственного воображения. В S. Moran, DH Cropley & JC Kaufman (Eds.), The Ethics of Creation (стр. 25-45) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Нарваэс, Д., и Лапсли, Д. (2014). Становление моральным: развитие моральных агентов через социальное взаимодействие. В. М. Кристен, Дж. Фишер, М. Хуппенбауэр, К. Таннер и К. ван Шайк (ред.), Эмпирически обоснованная этика. Мораль между фактами и нормами . 227 Библиотека этики и прикладной философии 32, [Библиотека этики и прикладной философии Спрингера]. Гейдельберг, Германия: Springer. DOI 10.1007/978-3-319-01369-5_1
Нарваес, Д. (2015). Нейробиология моральной чувствительности: эволюция, эпигенетика и ранний опыт. В D. Mowrer & P. Vandenberg (Eds.), Искусство нравственности: развитие нравственной чувствительности в учебной программе (стр. 19-42). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Нарваэс, Д. (2015). Совместное строительство добродетели: эпигенетика, нейробиология и развитие. В NE Snow (Ed.), Развитие добродетели (стр. 251-277). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Нарваэс, Д. (2016). Лекция памяти Кольберга 2015: Возрождение человеческой добродетели путем восстановления органической морали. Журнал нравственного воспитания , 45 (3), 223-238. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03057240.2016.1167029
Нарваес, Д. (2016). Ответ: Возвращение к нравственному наследию человечества. Журнал нравственного воспитания , 45 (3), 256-260. http://dx.doi.org.proxy.library.nd.edu/10.1080/03057240.2016.1167030
Нарваэс, Д. (2016). Добро, выживание и процветание. Философские новости, 12, 56-64.
Нарваэс, Д. (2016). Основы добродетели. В J. Annas, D. Narvaez, & N. Snow (Eds.), Развитие добродетелей: интеграция точек зрения (стр. 14–33). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Нарваэс, Д. (2017). Онтогенез нравственного становления человека. В А. Фуэнтес и А. Висала (ред.), Глаголы, кости и мозг: междисциплинарные взгляды на человеческую природу (стр. 114-121). Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
Нарваэс, Д. (2017). Мы теряем его? Нравственное чувство Дарвина и важность раннего опыта. В. Р. Джойс (ред.), Routledge Handbook of Evolution and Philosophy (стр. 322-332). Лондон: Рутледж.
Нарваэс, Д. (2017). Эволюция, воспитание детей и сострадательная мораль. У Пола Гилберта (ред.), Сострадание: концепции, исследования и использование в психотерапии (стр. 78–186). Лондон: Рутледж.
Нарваэс, Д. (2017). Возвращаясь к тому, чтобы быть человеком. Междисциплинарный журнал партнерских исследований, 4 (1), 2 марта 2017 г. Онлайн бесплатно: DOI: https://doi.org/10.24926/ijps.v4i1.151
Narvaez, D. (2018). Нейробиологические основы человеческой морали: ошибочное моральное развитие цивилизации. В C. Harding (Ed.), Препарирование Суперэго: мораль под психоаналитическим микроскопом (стр. 60-75). Лондон: Рутледж.
Нарваэс, Д. (2018). Ниша развития для мира. В П. Вербеек и Б. Питерс (ред.), Этология мира, поведенческие процессы и системы мира (стр. 95-112) . Оксфорд, Англия: Wiley-Blackwell.
Нарваэс, Д. (2018). Этогенез: эволюция, ранний опыт и моральное становление. В J. Graham & K. Gray (Eds.), Атлас моральной психологии (стр. 451-464) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Нарваэс, Д. (2019). Восстановление благоговения перед правильными вещами. В C. Deane-Drummond, T. Stapleford, & D. Narvaez (Eds.), Практика науки: добродетели, ценности и хорошая жизнь (стр. 142-149). Нотр-Дам, Индиана: Центр теологии, науки и человеческого процветания. Доступно по адресу https://virtueandthepracticeofscience.pressbooks. com/
Narvaez, D. (2019). Смирение в четырех формах: внутриличностная, межличностная, общественная и экологическая. В J. Wright (Ed.), Humili ty (стр. 117-145). В серии книг Междисциплинарные взгляды на добродетели (Н. Сноу и Д. Нарваез, серия ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Нарваэс, Д. (2019). Нравственное развитие и моральные ценности: Эволюционные и нейробиологические влияния . В DP McAdams, RL Shiner, & JL Tackett (Eds.), Handbook of Personality (стр. 345-363). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
Нарваэс, Д. (2019). В поисках исходных данных: зачем психологии нужна когнитивная археология. В Т. Хенли, М. Россано и Э. Кардас (ред.), Справочник по когнитивной археологии: Психологическая основа . Лондон: Рутледж.
Нарваэс, Д. (2019). Эволюция, детство и моральное Я. В R. Gipps & M. Lacewing (Eds.), Оксфордский справочник по философии и психоанализу (стр. 637-659). Лондон: Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198789703.013.39
Руководство по пониманию личности: введение в моральный характер
Понимание собственной личности — один из путей к самопознанию. Цель этой статьи состоит в том, чтобы объяснить личностные черты Большой пятерки и их соответствующие аспекты, чтобы читатель может найти и понять немного об изучении личности. В конце текста также представлены черты, которые, возможно, предсказывают нравственное поведение, чтобы облегчить понимание морального характера.
Личность будет рассматриваться здесь как организация уникальных характеристик людей, которая описывает и объясняет их модели чувств, мыслей и поведения. Эти характеристики являются их личностными чертами , которые представляют тенденции в образе мышления, чувств и действий; и предрасположенность реагировать на раздражители (JOHN et al., 2010).
Изучение черт личности позволяет установить отношения с несколько переменных, одной из которых является моральное поведение. На основе концепции личность, Коэн и Морс (2014) определяют Моральный Характер как модели мышления, эмоций и поведения, которые связаны с моралью или этичное поведение. Таким образом, черты характера являются личностью. черты, связанные с моралью и этикой.
Поскольку черты характера являются подмножеством черт личности (COHEN et al., 2014), необходимо сначала понять, какие основные черты являются. Для этого отныне будет представлена основная структура личности используется исследователями в этой области.
«Большая пятерка» — модель, разделяющая личность на пять измерений: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм. и открытость опыту (ДЖОН и др., 2010; ДЕ АНДРАД, 2008). Эти более широкие черты личности, называемые факторами (или доменами). Чтобы оценить некоторые узких черт, в этом тексте, аспектов личности, открытых DeYoung, Quilty and Peterson (2007).
Прежде чем объяснять «Большую пятерку», необходимо сделать наблюдение. Эти черты являются широкими личностными характеристиками, поэтому не охватывают все индивидуальные особенности человека. Однако, в настоящее время это лучший способ измерить личность, которая в данном случае является сочетание баллов по этим пяти параметрам. Эти баллы можно получить с помощью опросников психологической оценки, таких как NEO-PI-R и БФП. Объяснение ниже основано в Опросник «Большая пятерка аспектов» , который анализирует пять домены и их аспекты в 100 пунктах, измеренных по 5-балльной шкале Лайкерта (ДЕЯНГ; ПЕТЕРСОН; КУИЛТИ, 2007).
Большая пятерка
Экстраверсия
Этот фактор измеряет количество и интенсивность межличностные взаимодействия. Поэтому лица, которые много набирают в этом домен, как правило, наслаждаются взаимодействием с другими людьми, имея полную энергию подход к социальному миру. Они активны, полны энтузиазма, доминируют, общительные и разговорчивые люди, и, как правило, обладают веселым характеристики (положительные эмоции).
Люди с низкими показателями по этому фактору обладают характерно для интроверсии. Интроверты не питаются общением с люди предпочитают избегать подобных ситуаций, которые могут быть утомительными. Они склонны быть более замкнутыми, покорными и тихими. Они могут даже обладать социальными навыки, но они просто предпочитают избегать контакта с людьми.
Настойчивость является аспектом Экстраверсии. Это указывает на идею социального доминирования, а также влияние на других. Люди, которые много набирают в этом аспекте, склонны иметь сильную личность, брать на себя инициативу, контролировать ситуацию и ставить свои мнения без затруднений.
Другим аспектом Экстраверсии является Энтузиазм , который описывает энергичный подход и положительные эмоции. Человек, набравший много в этом аспекте имеет тенденцию легко заводить друзей, быть милым, веселиться и легко возбудиться.
Приятие
Приятие, также известное как социализация, оценивает качество межличностных отношений, измеряющее, насколько человек ориентированы на других. Человек с высокими показателями доброжелательности имеет тенденцию иметь просоциальный и коммунитарный подход по отношению к другим, с высокой вероятностью построения приятных отношений. Обычно люди те, кто набирает много баллов по этому фактору, склонны быть добрыми, отзывчивыми и ласковыми, обладающие такими характеристиками, как альтруизм, нежность, доверие и скромность.
Человек с низким уровнем приятности склонен к холодности и неделикатны по отношению к окружающим, а могут быть циничными, грубыми, подозрительными и не кооперативный. Более того, склонен к манипулированию, мстительности и даже нечестный.
Одним из аспектов Приятности является Сострадание , который измеряет эмоциональную привязанность к другим. Высокий балл в этом аспекте указывает на то, что человек склонен быть связанным с другими эмоционально. Человек с высоким Состраданием обычно заботится и заботится о проблемы и потребности других, помогают и чувствуют эмоции других, что то есть у них есть эмпатия.
Второй аспект — Вежливость, который измеряет уважение к другим, характеризующее более рациональный процесс, чем Сострадание. Люди с высокой вежливостью, как правило, образованы, скромны, нравственны. и уважительно относятся к другим, тоже наверное не ищут и не любят конфликты. Низкий балл здесь свидетельствует о признаках нарциссизма и склонности к реализовать свои желания за счет других.
Добросовестность
Этот фактор оценивает степень организованности, настойчивость и мотивированность личности в своем поведении, направленном на цели. Люди с высокими показателями добросовестности обычно организованные, самодисциплинированные, рабочие, пунктуальные, амбициозные и настойчивые. Они склонны думать, прежде чем действовать, а также сопротивляться искушению немедленный приз, чтобы получить больший в будущем. У них тоже есть поведение нацелены на задачи и цели. Эти характеристики могут облегчить выполнение обязательств и обязанностей.
Люди с низкими показателями добросовестности обычно не имеют поведения, ориентированного на цели и задачи, склонны к небрежности, неорганизованный, ленивый и небрежный.
Одним из аспектов этого фактора является Трудолюбие , который измеряет приверженность работе. Люди с высокими баллами в этом аспекте стремитесь к выполнению плана, не теряйте времени и упорно трудитесь.
Второй аспект Упорядоченность , который измеряет потребность наводить порядок, организовывать вещи, задачи и поведение. человек, который много набирает здесь, склонен следовать рутине и видеть, что правила наблюдаются. Кроме того, перфекционизм также характерен для этого аспект.
Нейротизм
Это измерение отрицательных эмоций. невротизм оценивает эмоциональную неустойчивость личности, выявляя склонность к расстройствам. Люди с высоким невротизмом обычно имеют такие характеристики, как тревожность, нервозность, грусть и напряжение, настраивающие на эмоциональную неустойчивость. Они могут также быть очень чувствительным и обеспокоенным.
Низкий балл по нейротизму указывает на эмоциональную стабильность. Эмоционально устойчивые люди обычно спокойны, расслаблены, неэмоциональны и довольны собой.
Волатильность есть аспект этого фактора. Он измеряет эмоциональную нестабильность через раздражительность и трудности в контроле эмоциональных импульсов. Поэтому высокий балл указывает на трудности с контролем эмоций, склонность к перепадам настроения и высокая раздражительность.
Другим аспектом невротизма является Отстранение (одиночество, изоляция), который измеряет, насколько человек восприимчив к отрицательные эффекты. В то время как Волатильность характеризовалась экстернализацией проблемы, Снятие характеризуется интернализацией. Лица с высоким баллы в этом аспекте склонны испытывать отрицательные эмоции и сохранять их для сами себя.
Открытость к опыту
Открытость к опыту оценивает измерение воображения и интеллекта, измеряя проактивность и оценку опыт. Люди, которые много набирают здесь, обычно любознательны, креативны, оригинально, оригинально и необычно. Они также имеют открытый ум и художественные черты.
Низкий балл по этому фактору свидетельствует об обычном человек с ограниченными интересами, с небольшими художественными чертами и почти неаналитический подход.
Выше упомянуты черты, связанные с открытостью, однако, этот фактор также предсказывает способность к рефлексии и рассуждению. Отсюда два прослеживались аспекты: сама Открытость, и Интеллект.
Интеллект есть аспект этого фактора, который измеряет интерес к идеям. Люди, набравшие многие здесь склонны понимать сложные идеи и любят абстрактные дискуссии.
Другой аспект Открытость сама по себе, которая оценивает измерение воображения и фантазии. Люди, которые много зарабатывают в этом склонны к творчеству и получают удовольствие от новых впечатлений.
Заключительные соображения и черты характера
Из понимания Большой Пятерки следует следующее задается вопрос: какие черты личности составляют моральный характер? В этом смысле было проведено множество исследований, направленных на поиск конкретных взаимосвязей с большая пятерка. Полученные результаты не гарантируют согласованности между черты и моральное поведение, однако, открытость к опыту, приятность и добросовестность выделяются как предикторы морального поведения.
Связь с Открытие к опыту может быть благодаря способности рассуждать, которая может быть измерена аспектом Интеллекта. Такие исследователи, как Коули, Мартин и Джонсон (2000), а также Лонки и его коллеги (1984) обнаружили, что моральные рассуждения связаны с открытостью опыт.
Что касается Приятности , некоторые отношения могут быть нравственным поведением, так как этот фактор заключает в себе черту Честность-Смирение, характеризует заинтересованность в поддержании позитивных социальных отношений (КОЭН и др., 2014).
Добросовестность также может быть связана с нравственным поведением. Рассел (1997) обнаружил тесную связь между Совестливостью и нравственным развитием. Автор обосновывает этот вывод тем, что люди с высокой Совестливостью баллы стремятся неукоснительно выполнять свои социальные и гражданские обязанности.
Однако это не означает, что люди с высокой экстраверсией или высокий невротизм аморальный. Поскольку эти два фактора не имеют последовательной связи с моральным поведение, это нельзя утверждать что-то подобное. Приведенные выше исследования показывают только возможные отношения, а не абсолютное условие.
Для более глубокого изучения моральных качеств я предлагаю чтение работы Тая Р. Коэн , представленной в справочниках, и справочника под редакцией Оливера П. Джона – классика личностных исследований.
Ссылки:КОУЛИ III, Майкл Дж.; МАРТИН, Джеймс Э.; ДЖОНСОН, Джон А. Добродетели подход к личности. Личность и индивидуальные различия , т. 28, № 5, с. 997-1013, 2000.
COHEN, Taya R. et al. Моральный облик на рабочем месте. Журнал Личность и социальная психология , т. 107, № 5, с. 943, 2014.
КОН, Р.; МОРЗ, Лили. Моральный символ : Что это такое и что он делает. Исследование организационного поведения, т. 34, с. 43-61, 2014.
ДЕНЬ, Рассел, туалет. Отношения между нравственными рассуждениями, чертами личности, и справедливость-решения гипотетических и реальных моральных дилемм . 1997. Докторская диссертация. Тезисы (факультет психологии) / Университет Саймона Фрейзера.
ДЭЯНГ, Колин Г.; Ч’И, Лена С.; ПЕТЕРСОН, Джордан Б. Между гранями и домены: 10 аспектов Большой пятерки. Журнал личности и общества Психология , т. 93, № 5, с. 880, 2007.
ДЕ АНДРАД, Жоземберг Моура. Доказательства de validade do inventário dos cinco grandes fatores de personalidade para o Бразилия . 2008. Тесе де Дуторадо. кандидатская диссертация, Университет Бразилиа.
ДЖОН, Оливер П. и др. . Справочник личности : Теория и исследовать. Гилфорд, 2010 г.
ЛОНКИ, Эдвард; КАУС, Шерил Р.; РУДИН, Пол А. Жизненный опыт и образ жизни преодоление: отношение к моральному суждению во взрослой жизни.