Нравственном: Что такое нравственность? — Иван Петрович Николин

Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи

  • 22.03.2011
  • Татьяна Крикункова

Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи

«В этот солнечный весенний день, когда Православная Церковь чтит подвиг сорока всероссийских мучеников, у нас появилась новая радость от общения, от встречи, во время которой можно поделиться опытом и обсудить насущные вопросы теологического образования».

Именно такими словами 22 марта Митрополит Тульский и Белевский Алексий в торжественной обстановке открыл III Всероссийскую межвузовскую теологическую конференцию «Русская православная церковь. История и современность», проводимую кафедрой теологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета. А то, что первый день работы конференции проходил в стенах Тульской православной классической гимназии, ещё раз подтвердило значение преемственности поколений в благородном деле укрепления и развития традиций.

Ведь семена светлого и доброго высеваются в детстве, всходы оберегаются в юношестве, а спелые колосья пожинаются всю последующую жизнь.

В этом году кафедра теологии отмечает своё десятилетие. Её деятельность, по словам митрополита, дала хорошие результаты, а её опыт востребован: многие молодые люди приходят учиться на эту специальность и не только получают глубокие знания, но и укрепляют в себе нравственное и творческое начало, следуют своему христианскому предназначению — быть солью, евангельской закваской — как призывал сам Иисус Христос.

«Говорить после Владыки очень сложно, — признался ректор Тульского государственного университета Михаил Васильевич Грязев. — Не зря ведь во время своего посещения Тулы Патриарх Всея Руси назвал Митрополита Тульского и Белевского „поэтом русской души“. Но я попробую. Сейчас перед всеми нами стоит задача усиления духовно-нравственного воспитания в высшей школе. Именно на этом акцентировал своё внимание Патриарх Кирилл в выступлении от 2 февраля 2011 года.

Необходим диалог между светской академической наукой и теологами. Кафедра теологии Тульского государственного университета по своей сути является духовным центром всей Тульской области, она решает задачи духовно-нравственного воспитания молодёжи. Известный философ Иван Александрович Ильин вывел духовный закон, согласно которому „если человек верит во что-либо, он уподобляется этому“. Если люди верят в высокие идеалы, они и в жизни стремятся следовать им, а потому становятся внутренне содержательнее и духовно богаче».

«Тульский государственный университет и Тульская епархия связаны крепкими узами духовного родства, поскольку ставят перед собой одну очень важную цель — трудиться и приносить пользу, — подчеркнул протоиерей, настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и Двенадцати святых Апостолов, ректор Тульской Православной классической гимназии, кандидат богословия, Отличник народного просвещения Российской Федерации, доцент, заведующий теологии ТулГУ Лев Павлович Махно (отец Лев).

— Пятнадцать лет тому назад в вузе был создан гуманитарный факультет, десять лет назад на нём была образована кафедра теологии. И, вы знаете, первые три года существования кафедры декан гуманитарного факультета Ирина Александровна Батанина была для нас, в буквальном смысле слова, самой настоящей матерью. Помогала, поддерживала, давала советы. И за это Ирине Александровне мы выражаем глубокую благодарность».

«Проведение конференций стало доброй традицией у нас в университете, — отметила, в свою очередь, Ирина Александровна Батанина. — Более того, постоянно растёт число её участников, например, в сегодняшней встрече принимают участие представители десяти регионов Центральной России. Столь широкая география свидетельствует, во-первых, о значении конференции в плане обмена опытом, а, во-вторых, о подвижничестве преподавателей кафедры теологии и лично Льва Павловича Махно, для которых расширение диалогового пространства с единомышленниками является залогом успешного с ними сотрудничества.

До образования гуманитарного факультета определяющим профилем вуза был именно технический. Но с появлением в структуре ТулГУ нашего факультета университет засверкал новыми гранями. По сути, гуманитарный факультет, на котором ведётся обучение по 100 образовательным программам, стал монокультурным центром всего университета. И немалая в том заслуга принадлежит кафедре теологии, решающей вопросы культурного и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Значительны результаты научно-исследовательской деятельности кафедры, значителен её вклад в объединение светской академической науки и богословия».

После торжественной части участники конференции выступили со своими докладами. Миссии церкви и государственно-конфессиональным отношениям на современном этапе было посвящено выступление заведующего кафедрой теологии ТулГУ Льва Павловича Махно. В обычной трактовке миссия — это распространение христианства среди нехристианского народа. Русская православная церковь имеет 408 приходов в 52 странах мира, в том числе в Китае, Японии, Корее, Америке, Таиланде, Монголии, Непале и ОАЭ.

Но миссия в более глубоком смысле — это построение собственного мира по канонам христианской морали. Миссией должен заниматься весь народ Божий, но начинать каждый должен именно с самого себя.

Русская Православная Церковь является хранительницей духовных ценностей; именно в этом заключается её социально-историческое значение. И хотя Церковь отделена от государства, она, тем не менее, играет серьёзную роль в общественно-политической жизни страны. Государство не может определить нормы и принципы, оно опирается на ценности христианской традиции. Но, поскольку общество как раз и зависит от этих ценностей, то Церковь по своей сути и является частью гражданского общества. Именно Церковь на примере жития святых и великих просветителей способна продемонстрировать молодому поколению вечные ценности и развенчать ложные идеалы, которые на поверку оказываются убогими мифами, не имеющими под собой никакой нравственной основы.

О социальном служении Церкви в современных церковных документах и об историческом опыте 19 века присутствующим рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин РГСУ, профессор ГАСК, академик РАСН Светлана Геннадьевна Зубанова.

Социальное служение Церкви — это, прежде всего, её лицо. Своё человеколюбие Церковь должна распространять и на тех людей, которые к ней не принадлежат, а своё социальное служение не сводить только к благотворительности. Строительство храмов, воскресные школы, православные гимназии, не поддержка тунеядства, а вовлечение людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, в активную трудовую деятельность — это лишь малая толика той социальной работы, которую призвана осуществлять Русская Православная Церковь.

В своём докладе «Возвращение в Церковь: миссия, катехизация, церковная социализация» доктор богословских наук, кандидат философских наук, председатель миссионерского и информационно-аналитического отделов Ярославской епархии игумен Серапион (Митько) особо отметил, что миссия — это пространство диалогического богообщения, это всё то, что делает Церковь во внешнем мире для воцерковления личности. И целью миссии является не увеличение числа прихожан, а спасение человека и приведение его в Царствие Божие.

Очень важно, чтобы, становясь членом Православной Церкви, человек сохранял свои культурные потребности и продолжал развивать свои потенциальные возможности.

«Истинное образование должно вести к Христу», — процитировала священника Иоанна Кронштадского кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Липецкого государственного педагогического университета Нина Яковлевна Безбородова, представившая на конференции свой доклад на тему «К вопросу о взаимодействии Русской Православной Церкви и современной системы образования (из опыта работы Липецкой и Елецкой епархии». Образование — это не просто сумма знаний, это раскрытие полноты образа Божьего в каждом человеке. Особая роль в образовании принадлежит Русской православной Церкви, являющейся хранительницей духовных ценностей всего нашего народа. В продолжение этой мысли заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов) рассказал о миссии кафедры теологии в общеуниверситетском пространстве.

По творениям святого Тихона Задонского раскрыла тему «Учительство в православной традиции» кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Липецкого государственного педагогического университета Наталья Валерьевна Стюфляева. Учительство в церкви пошло от самого Иисуса Христа. Святители, пастыри Божии, апостолы… «Обязанности учителя — иго, наложенное во славу Божию», «Учить людей, чтобы себя и их спасти»… Любое педагогическое воздействие, как утверждал Тихон Задонский, должно быть направлено на внутреннее совершенство человека, на изгнание греха из самого его сердца. Сначала надо научить человека вере, а потом уже другим наукам, ведь «всё познать невозможно, а главное познать нужно». Бывает и наоборот: «чувство животной самодостаточности есть, а хлеба духовного не дают».

К сожалению, заметила в своём выступлении Наталья Валерьевна, отечественная педагогика частенько забывает о том, что между учителем и учеником должна быть духовная связь, такая, какая была между Иисусом Христом и его учениками. А забывать об этом ни в коем случае нельзя. Истинный отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал, ведь первый готовит своё дитя к жизни временной, а второй — к жизни вечной. А готовят человека к жизни вечной не только родители, но и учителя, и именно они способствуют его духовно-нравственному воспитанию.

…В беседе с корреспондентом Нина Яковлевна Безбородова и Наталья Валерьевна Стюфляева рассказали о том, что вот уже шестой год подряд на базе Липецкого государственного педагогического университета проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения. (Мощи святителя Тихона Задонского находятся в епархии города Задонска.) В ноябре прошлого года в Международном форуме Свято-Тихоновских образовательных чтений принял участие преподаватель кафедры теологии ТулГУ Игорь Валентинович Пантелеев. От него-то Нина Яковлевна и Наталья Валерьевна узнали про Всероссийскую межвузовскую теологическую конференцию, проводимую в Тульском государственном университете, и получили на неё приглашение. Кстати, многие туляки присылают на Свято-Тихоновские чтения свои работы, которые в дальнейшем включаются в специальный сборник.

Липецким государственным педагогическим университетом уже получена лицензия на образовательную деятельность кафедры теологии, скоро откроется и сама кафедра. Поэтому главная цель приезда в Тулу заключалась для Нины Яковлевны и Натальи Валерьевны в том, чтобы познакомиться с опытом работы и традициями кафедры теологии Тульского государственного университета, пообщаться с отцом Львом, поделиться с ним своими мнениями. По словам обеих преподавательниц, они буквально потрясены масштабами его деятельности!

Принцип нравственного поведения

 I. Изменение нравственного поведения 
 
1. Нравственный принцип – реализуется в простом нравственном правиле 3-С:

Не вреди себе, соседям, среде — ни мыслью, ни словом, ни делом;

Созидай для себя, соседей, среды — мыслью, словом и делом.

2.  Нравственность – это общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества, независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов. Это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания.

3. Вред – ощущаемое или подлинно переживаемое человеком нарушение его жизнедеятельности. Угроза – потенциальный вред жизнедеятельности человека.

4. Нравственность, являясь наднациональной, надгосударственной, надконфессиональной, надпартийной  категорией, может использоваться любым человеком для определения собственной системы ценностей.  Нравственные ценности доходят до любого человека добровольно в силу их привлекательности и универсальности, поддерживаются участием всех граждан в нравственном воспитании и просвещении.
 
Обеспечение нравственности
 
1. Нравственность обеспечивается нравственным воспитанием, просвещением, пропагандой, институтами гражданского общества.

2. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях может проводиться  урок светской этики, в ходе которого обучаемые и сотрудники осваивают положения настоящей Декларации.

3. В ходе урока светской этики  граждане, руководствуясь нравственным правилом, овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока светской этики.

4. Подготовка и реализация урока светской этики координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями. 

5. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Они направлены на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивают предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
 
Светская этика и гражданское общество
 
1. Поведение человека, руководствующегося нравственным правилом, является нравственным.

2. Этичным является только нравственное поведение, обеспечивающее возникновение доверия.

3. Доверие – общественные отношения, возникающие между гражданами и организациями граждан при отсутствии взаимного вреда и угроз. Без доверия невозможно существование гражданского общества.

4. Открытое гражданское общество – совокупность свободных граждан и их объединений, осуществляющих свою жизнедеятельность независимо от вмешательства и регламентации со стороны власти на основе взаимного доверия.

5. Единая цель гражданина и гражданского общества – взаимное развитие и созидание.

6. Развитие гражданского общества обеспечивается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения социальных субъектов, правом граждан и их объединений формировать институты гражданского общества.
 
Гражданское согласие и шкала этической оценки
 
1. Гражданское согласие (позитивное или негативное) – это мнение граждан, выраженное в оценочной форме по поводу социальных действий  социальных субъектов.

2. Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки, затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для более чем для одного гражданина.

3. Социальный субъект – это отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, администрация, правительство, гражданское общество в целом.

4. Социальный процесс – это способ существования социального субъекта, его жизнедеятельность, осуществляемая во взаимодействии с другими социальными субъектами.

5. Негативное гражданское согласие – это консолидированное осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий или бездействий других социальных субъектов. Является инструментом гражданского общества по коррекции социальных процессов.

6. Шкала этической оценки (бинарная, многобалльная) – это способ оцифровки и наглядного представления оценки уровня нравственности социального субъекта. Шкалы этической оценки могут использоваться гражданами для организации этического оценивания социальных субъектов.
 
Совесть и социальная справедливость
 
1. Совесть – этический регулятор поведения человека и гражданина, его внутренний настрой, формируемый в процессе нравственного воспитания с помощью других граждан и организаций граждан, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

2.  Совесть возникает при этической оценке, общественном обсуждении и осуждении поведения социального субъекта.

3. Социальная справедливость устанавливается и поддерживается социальными субъектами, действующими по совести.
 
Правовая ответственность за безнравственность
 
1. Наказание и иные меры правового характера, применяемые к социальным субъектам, совершившим безнравственные, не этичные поступки, действующим не по совести, допустимо лишь в той мере, в которой они определены действующим законодательством.

2. Совершение социальным субъектом социального действия, этически оцениваемого другими субъектами как безнравственное, приводит к формированию негативного гражданского согласия.

3. Негативное гражданское согласие в отношение социального субъекта приводит к утрате доверия к нему со стороны других социальных субъектов.

4. Утрата доверия приводит к разрушению репутации социального субъекта.

5. Отсутствие доверия и репутации естественным образом препятствует осуществлению жизнедеятельности социального субъекта. Таким образом осуществляется самонаказание за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
 
Общественная безопасность
 
1.  Общественная безопасность – состояние защищенности социальных субъектов от угроз и вреда.

2. Общественная безопасность обеспечивается путем поддержания  нравственности социальных субъектов и гражданского согласия.

3. Коррупция, социальное расслоение, бедность и нищета разрушают нравственность, создают основания для экстремизма, терроризма и других безнравственных деяний, нарушающих общественную безопасность.

4. Противодействие коррупции – действия социальных субъектов по предотвращению безнравственных действий других социальных субъектов с помощью консолидации и наглядного представления негативного гражданского согласия в этической оценке коррупционных действий, коррупционных проявлений.

5. Ликвидация социального расслоения, бедности и нищеты обеспечивается нравственной экономической политикой, неприкосновенностью частной и личной собственности граждан.

6. Безнравственная социально-экономическая политика власти ведет к утрате общественного доверия, разрушает гражданское согласие.

7. Ротация кадров, в том числе дискредитирующих власть фактом своего присутствия на публичных должностях, восстанавливает доверие к власти, способствует минимизации безнравственных процессов.
 
Социальный паразитизм
 
1.  Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта, руководствующегося идеей личной наживы любой ценой.  Следствие культа денег, двойных стандартов, расхождения слова и дела. Социальный паразит живет за счет других социальных субъектов, не участвуя или имитируя участие в их созидательной деятельности.

2.  Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры  является имитация ее основной деятельности по решению социальных задач, актуальных для граждан. 

3. Социальный паразитизм  является причиной возникновения коррупции, социального расслоения, экстремизма и терроризма.

4. Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и этическая оценка социальных субъектов.
 
Этика и ротация управленческих кадров
 
1. Управленческие кадры обязаны строго соблюдать нравственные нормы.

2. Граждане могут непрерывно оценивать социальные действия управленческих кадров. Этот процесс может дополняться публичным дискурсом социальных субъектов и наглядном представлением результатов дискурсивных практик.

3.  Не соблюдение нравственных норм, выявляемое в ходе этической оценки  действий управленческих кадров со стороны граждан, должно приводить к их ротации.

4. Ротации управленческих кадров, уличенных в безнравственном поведении, обеспечивают солидарность гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти города,  противодействие коррупции, криминалу, экстремизму и терроризму.
 
Индекс нравственности
 
1. Индекс нравственности – численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе этического оценивания.

2. Каждый социальный субъект может иметь индивидуальный индекс нравственности.

3. Индекс нравственности является динамической характеристикой социального субъекта, изменяемой в ходе дискурсивных практик.

4. Информация о значениях индекса нравственности социальных субъектов является открытой и доступной.
 

Экоэтика
 
1. Экоэтика — область  исследований, в рамках которой изучается нравственность, под которой понимается поведение человека, при котором в равных отношениях не причиняется вред себе, другим и окружающей среде. Экоэтика выражает  основную сферу регуляции человеческих отношений и связанные с ней чувства солидарности, справедливости, свободы и этических ограничений поведения.

2. Экоэтика лежит в основе экосоциальных технологий, под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода для формирования экологического (нравственного) мировоззрения для всего человечества.

3. На базе экосоциальных технологий конструируются и внедряются дискурсивно-оценочные сети, которые обеспечивают нравственное и созидательное поведение людей, экоповедение и экоуправление. 

4. Экоповедение – это поведение, при котором исключается причинение вреда себе, другим людям и окружающей среде.

5. Экоуправление – это процесс целеполагания, планирования, мотивации, организации, исполнения и контроля социально-значимого действия, управленческого акта, при котором исключается причинение вреда  себе, другим людям и окружающей среде.
 
Экоуправление
 
1. Для осуществления экоуправления проводятся исследования реальной профессиональной деятельности конкретного объекта управления (специалиста), по результатам которых создаются модели  этой деятельности (модели профессиональной деятельности).

2. Исследования и уточнения моделей реальной профессиональной деятельности носят непрерывный характер для учета изменений, вносимых обстановкой.

3. На базе моделей профессиональной деятельности создаются модели личности специалиста, качества которой соответствуют характеру и требованиям реальной деятельности.

4. Модели личности специалиста составляют основу непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности специалиста. Уточнение модели личности специалиста, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания специалистов.   Обучение осуществляют исследователи реальной деятельности конкретных специалистов, хорошо представляющие предмет обучения и воспитания. Посредники без опыта практической работы по профессии и исследований реальной деятельности специалистов в передаче знаний недопустимы. 

5. Соответствие модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется посредством группой экспертной и массовой этической оценки, а также дискурса — открытого публичного обсуждения. 

6. При определении несоответствия модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется ротация такого специалиста на дополнительную подготовку и воспитание.

7. При соответствии модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется поощрение такого специалиста и назначение его на более ответственную и руководящую должность.

8. Экоуправление позволяет управлять энергией человеческих масс, направляя её на созидание.
 
Экоповедение
 
1. Для осуществления экоповедения проводятся исследования реальной гражданской  деятельности конкретного субъекта гражданского общества, по результатам которых создаются модели  этой деятельности (модели гражданской деятельности).

2. Исследования и уточнения моделей реальной гражданской деятельности носят непрерывный характер для учета изменений, вносимых обстановкой.

3. На базе моделей гражданской деятельности создаются модели личности гражданина, качества которой соответствуют характеру и требованиям реальной деятельности.

4. Модели личности гражданина составляют основу непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности человека. Уточнение модели личности гражданина, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.   Обучение осуществляют исследователи реальной деятельности конкретных граждан, хорошо представляющие предмет обучения и воспитания. Посредники без опыта практической работы по профессии и исследований реальной деятельности граждан в передаче знаний недопустимы. 

5. Соответствие модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется посредством группой экспертной и массовой этической оценки, а также дискурса — открытого публичного обсуждения. 

6. При определении несоответствия модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется направление такого гражданина на дополнительную подготовку и воспитание.

7. При соответствии модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется поощрение такого гражданина и выдвижение его органы власти.

Идеология-технология нравственности
 
1. Идеология-технология нравственности является социальной технологией и включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею непричинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.

2. Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этического оценивания их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.

3.  Индивидуальные индексы нравственности социальных субъектов используются другими социальными субъектами в обеспечении открытости гражданского общества, государственного строительства, государственного управления, местного самоуправления и других видах жизнедеятельности. 

Моральное развитие | HHS Управление по делам народонаселения

Другие темы на этой странице

  • Уникальные вопросы морального развития
  • Как родители и заботливые взрослые могут поддержать нравственное развитие

Общие изменения в ценностях подростков

Подростковый возраст — это время, когда изменения в мозге побуждают молодых людей думать о мире более глубоко и абстрактно. Это мышление помогает формировать то, как подростки видят мир, как они решают взаимодействовать с ним и как они начинают развивать мораль и ценности, которые будут играть роль во взрослой жизни.

Некоторые из наиболее распространенных изменений в представлениях о морали и ценностях, которые происходят на этом жизненном этапе, включают:

Видение мира в оттенках серого. Подростки начинают понимать, что не на каждый вопрос есть однозначный ответ. По мере развития эмпатии они начинают понимать, почему другие люди делают другой выбор, и лучше понимать этот выбор.

Понимание причин правил. Абстрактное мышление означает, что подростки могут более полно ощущать, как правила связаны с такими идеями, как справедливость, общественное благо и безопасность. Это знание также означает, что они могут больше отклоняться от вопроса о том, почему существуют правила. Дети могут быть в порядке, когда родители и другие взрослые говорят «потому что это закон» или «потому что я так сказал» в качестве ответов на их вопросы, но подросткам может потребоваться больше обоснований комендантского часа, ограничений или других правил.

Формирование их морального кодекса. Вопросы и споры, которые подростки поднимают о правилах, нормальны и полезны. Причины и логика, которые дают взрослые, помогают подросткам сформировать свое представление о мире и о том, как он устроен. Когда подростки получают ответы, удовлетворяющие их вопросы о правиле, оно становится для них личным, и они лучше понимают, почему правило имеет смысл.

Больше интересоваться большими вопросами. В рамках формирования своих ценностей подростки могут больше думать о том, что правильно и что неправильно, какова должна быть их роль в мире и что им следует делать, когда они сталкиваются с личными моральными дилеммами. Они могут потратить время на более глубокое изучение своих собственных религиозных традиций, а также на изучение других религий, философий и форм духовности.

Возможно, подростки больше не думают как дети, но им все еще нужно время и поддержка, чтобы обработать новые идеи и способы мышления. В рамках этого процесса подростки часто ставят под сомнение и оспаривают правила и власть имущих. Когда подростки задают вопросы, оценивают ответы и изучают новые идеи, они тренируют свои новые мыслительные и эмоциональные способности. Такая практика абстрактного мышления помогает подготовить их к принятию сложных конкретных решений в подростковом и взрослом возрасте.

Процесс установления ценностей также может подтолкнуть подростков к участию в делах, которые их интересуют, и к установлению связей с более широким сообществом. Эта связь с большим миром может помочь подросткам сделать правильный выбор, который защитит их здоровье и будущее.

Уникальные проблемы нравственного развития

Как и в случае с другими типами развития, подростки различаются по тому, когда, насколько и как быстро они устанавливают и изменяют свои нравы и ценности. Это изменение также зависит от того, насколько они изменились и освоили навыки в других областях. В частности, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие могут влиять на то, как подростки формируют свою мораль и ценности.

Мысли и эмоции подростков также могут различаться в зависимости от различных событий, поэтому один и тот же человек будет реагировать на похожие ситуации совершенно по-разному. Это несоответствие нормально, а во многих случаях и хорошо. Чем больше подростки обдумывают свою реакцию на различные события, тем лучше они могут развивать свои навыки принятия решений. Столкнувшись с выбором, ценности могут определять, осознает ли человек проблему, как он организует информацию о ситуации, какие решения он придумывает и как он взвешивает различные результаты. 1

Развитие нравственности и ценностей подростков, а, следовательно, мировоззрение и подход молодых людей к различным ситуациям, основаны на их личности и предшествующем опыте. Например:

Некоторым подросткам легче решать проблемы в более широком мире и быть тронутыми событиями, которые происходят по всему миру, в то время как другие могут больше сосредоточиться на проблемах, затрагивающих их местное сообщество.

Подростки могут различаться по уровню оптимизма, а также по тому, насколько они рассматривают вещи с практической или идеалистической точки зрения.

Члены семьи часто являются для человека первыми учителями того, как устроен мир, устанавливая культурные нормы и традиции.

Ценности подростков формируются в результате взаимодействия с родителями и другими взрослыми, сверстниками, школами, религиозными группами, средствами массовой информации, Интернетом и другими учреждениями. По мере того как подростки сталкиваются с различными взглядами, они учатся размышлять над своими взглядами, подвергать их сомнению и уточнять.

У некоторых подростков травмирующие события могут изменить их мировоззрение. Некоторые исследования показывают, что в дополнение к таким инструментам, как когнитивная терапия и подходы, такие как уход с учетом травм, религия и духовность могут помочь человеку справиться с травмой. 2

В идеале молодые люди должны делать выбор только в том случае, если они соответствуют уровню своего развития. Однако жизненные обстоятельства подразумевают, что некоторые молодые люди сталкиваются с более сложными решениями, чем те, которые они готовы принять. В таких случаях родители и другие заботливые взрослые могут сыграть особенно важную роль в обеспечении руководства.

Помимо различного опыта, описанного выше, подростки также различаются по типам выбора, с которым они сталкиваются. Некоторые подростки, возможно, столкнулись с этим выбором в более раннем возрасте, в то время как другие могут столкнуться с ним впервые: Примеры таких выборов (или дилемм) включают:

Честная обратная связь с друзьями или молчание, чтобы сберечь их чувства

Находить время для выполнения обязательств, таких как школьные занятия или занятие, а также заботиться о своем здоровье (например, достаточно спать, заниматься спортом)

Устроиться на работу или занять руководящую должность в свободное время

Сохранять некоторые вещи в секрете, не публикуя сообщения в социальных сетях, или размещать сообщения, чтобы получить признание коллег

Обсуждать проблему в Интернете с другом или знакомым или разговаривать лицом к лицу -лицо

Как родители и заботливые взрослые могут поддержать нравственное развитие

Процесс развития нравственности и ценностей в подростковом возрасте не только помогает подросткам участвовать в жизни общества, но и поддерживает оптимальное здоровье. Например, исследования связывают основанное на вере участие и духовность с положительными социальными связями, более высокой самооценкой и более низким уровнем употребления психоактивных веществ. Во время допроса подростки часто хотят поговорить с родителями и другими взрослыми, такими как тренеры, учителя и консультанты. Четверо из пяти подростков, которые хотя бы раз в год посещают религиозные службы, могут обратиться к своим религиозным традициям за поддержкой со стороны взрослых. Независимо от вашей роли в жизни молодых людей, эти советы помогут вам создать пространство, в котором молодежь сможет процветать.

Пусть подростки исследуют другие точки зрения. Подросткам интересно, как их ценности и идеалы согласуются с ценностями и идеалами других людей. Один из способов, которым они могут исследовать это, — общение и работа напрямую с людьми другого возраста и происхождения. Подростки также могут познакомиться с другими взглядами через музыку, искусство, книги, стихи, фильмы и пьесы. Умение видеть и думать о новых идеях, даже если они никогда не принимают их, может помочь подросткам уважать взгляды других.

Честно и открыто говорите о своих ценностях. Несмотря на то, что это не всегда может показаться так, подростки заботятся о том, что думают их взрослые образцы для подражания, и ценят, когда родители и другие взрослые «настоящие» с ними. Вам не нужно ждать, пока они подойдут к вам, чтобы начать разговор. Новости, телепередачи, фильмы и другие средства массовой информации могут стать началом разговора. Если вы поделитесь своей историей о том, как различные жизненные события повлияли на вас, это поможет подросткам обработать свои собственные идеи.

Слушай и не осуждай. Когда подростки делятся своими проблемами, они делают себя уязвимыми для вашего мнения. Если вы выслушаете их и отнесетесь к их вопросам как к обоснованным, это поможет им чувствовать себя в безопасности, а также повысит вероятность того, что они продолжат обращаться к вам за советом. Вы можете дать подросткам понять, что ошибаться — это нормально.

Поддержите подростков в оценке и устранении последствий их действий. Ценной частью принятия риска является то, что подростки испытывают на себе некоторые результаты своих действий. Родителю или заботящемуся взрослому может быть необходимо попытаться уменьшить вред, который может быть причинен выбором подростка (например, чтобы предотвратить серьезные травмы). Тем не менее, наличие точной и полной картины результатов своих действий помогает подросткам принимать решения в будущем. Когда подростки сталкиваются с негативными последствиями, вы можете помочь им обдумать новый подход в следующий раз.

Моделируйте, как не соглашаться. Различное происхождение и точки зрения означают, что люди не всегда согласны, и подростки в вашей жизни не будут исключением. Ничего страшного, если взгляды вашего подростка не полностью совпадают с вашими. Проявляя к подросткам уважение, когда взгляды расходятся, вы учите их придерживаться своих ценностей и поддерживать отношения, даже когда люди придерживаются разных мнений.

При необходимости пересмотрите правила. Подростки хотят знать, что правила справедливы, и понимать, как они работают. Они также хотят знать причины правил. Если подростки говорят, что правило не работает, выслушайте их отзывы и дайте им возможность поделиться тем, что, по их мнению, может работать лучше. Предоставление подросткам возможности внести свой вклад расширяет их возможности и подготавливает к управлению своими действиями, даже если не существует конкретных правил.

Привлекайте подростков к участию. Волонтерство помогает подросткам поддерживать важные для них дела, выражать свои мысли и поддерживать связь со своим сообществом. Изучение сообщества и гражданской активности — еще один способ принять участие. Для тех, кому 18 лет и старше, голосование — важный способ сделать так, чтобы их голоса были услышаны, и улучшить свои сообщества. Эти занятия позволяют подросткам видеть дальше самих себя, а также развивать чувство цели и сопричастности.

Помогите голосам подростков быть услышанными. Есть несколько способов, которыми подросток может принять меры и сделать так, чтобы их голос был услышан, чтобы изменить ситуацию в обществе. Подростки могут быть лидерами и выражать свои ценности в различных условиях. Например, подростки могут быть активными участниками своих школьных клубов и мероприятий, волонтерской деятельности, общественных спортивных или художественных групп или присоединиться к молодежному консультативному совету или совету молодежного лидерства какой-либо общественной программы.

Разъяснение по развитию подростков

Дополнительную информацию о развитии подростков можно найти в руководстве «Объяснение развития подростков», разработанном Управлением по делам народонаселения.

Сноски

1 Lipham, J.M., & Hoeh, J.A. (1974). Принципиальность: основы и функции. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. вернуться к началу

2 Шоу, А. , Джозеф, С., и Линли, П. А. (2005). Религия, духовность и посттравматический рост: систематический обзор. Психическое здоровье, религия и культура re, 8(1), 1-11. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1367467032000157981 наверх

Моральное определение и значение | YourDictionary

môrəl, mŏr-

мораль

прилагательное

Относящийся к, имеющий дело или способный провести различие между правильным и неправильным поведением.

Webster’s New World

Обучение или демонстрация добродетели или правильности характера и поведения.

Моральный урок.

Американское наследие

Хорошее или правильное поведение или характер; иногда, в частности, добродетелен в сексуальном поведении.

Webster’s New World

Относящийся к чему-то, служащий обучению или в соответствии с принципами правильного и неправильного.

Новый мир Вебстера

Соответствие стандартам правильного или справедливого поведения; добродетельный.

Нравственная жизнь.

Американское наследие

Синонимы:

  • Синонимы:
  • тропологический
  • проповеднический
  • субботник
  • ответственный
  • пуританский
  • 9 0174 вероятный
  • моралистический
  • праведный
  • добрый
  • этический
  • добродетельный
  • дидактический
  • аллегорический
  • предостерегающий
  • подотчетный
Антонимы:

  • Антонимы:
  • безнравственный
  • беспринципный
  • аморальный
  • грешный
  • злой
  • подлый
  • продажный
  • нечестный
  • плохой
  • распущенный
  • 901 74 неэтичный

Реклама

существительное

мораль

Моральный смысл или моральный урок, преподанный басней, событие и т. д.

Новый мир Вебстера

Изложение этого урока, обычно заключительное изложение басни или рассказа.

Новый мир Вебстера

Кратко выраженная заповедь или общая истина; максима.

Любит следовать морали «Каждому свое».

Американское наследие

Принципы, стандарты или привычки в отношении правильного или неправильного поведения; этика; иногда, спец., нормы сексуального поведения.

Новый мир Вебстера

Синонимы:

  • Синонимы:
  • дух времени
  • добродетельный
  • благочестие
  • благородный
  • девиз
  • праведный
  • трюизм
  • скрупулезный
  • субботник
  • ригоризм
  • праведный
  • чистый 900 08
  • пословица
  • принципиальная
  • точка

Другие формы слова мораль

Существительное

Единственное число:

Мораль

Множественное число:

Мораль

Происхождение морали

  • С французского мораль , от латинского mōrālis («относящийся к нравам или морали») (впервые использовано Цицероном для перевода древнегреческого заказ»).

Добавить комментарий