Сочинение «Внутренний мир и нравственные качества человека» • Наука и образование ONLINE
Главная Работы на конкурс Предметное образование Филологические дисциплины Сочинение «Внутренний мир и нравственные качества человека»
Автор: Истомина Ангелина Павловна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №3 г. Искитима, Новосибирская область, 8 класс
Научный руководитель: Мкртчян Людмила Григорьевна
«Человек, близкий к природе – совершенен. Тот, кто по- настоящему близок к ней, понимает ее как нечто большее, точно будет добр, мил и отзывчив. В данное время мы совсем не понимаем природу и явно забыли, каково же это -открывать свой внутренний мир и нравственные качества благодаря ей. В природе все натурально, красочно и спокойно, пока у нас все наоборот, ярко, громко и в основном искусственно. Природа может стать для нас опорой, тем, кто научит нас нравственным качествам и «оживит». Даже самое обычное место, как, например, лесная поляна, может стать для нас местом спокойствия, вдохновения, счастья, нашим «местом силы». Наш внутренний мир очень может быть похож на что- либо в природе. Он может расцвести, как цветок, засиять, как солнце, или же сломаться, как ветка дерева. Природа может показать наше состояние иногда даже лучше любых эмоций.
Мы и сами можем понять ее чувства, словно говоря с ней. Во многих литературных произведениях персонажи скрывают или же открывают свой внутренний мир именно благодаря природе. Наверное, каждый из нас помнит эпизод из романа А.С. Пушкина «Дубровский», когда Владимир после смерти отца смотрит на ручей, который несёт листья, и ощущает себя подобно листку в суровом потоке жизненных обстоятельств. Кто-то из нас находит в ней любимое занятие, получает уроки, развивает нравственность и открывает себя. Расскажу, как с природой нахожу гармонию я…»
Дневник «Искалеченная судьба»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Дневник, сохранивший память об ужасных событиях жизни юноши, который совсем не был готов к испытаниям, выпавшим на его долю. В память о Сергее Алексеевиче Фенине. «Одиночество вынуждает меня записывать все свои мысли на обрывках бумаги, которые, може…
Посмотреть работу
Сочинение «Семья – важнейшая ячейка общества…»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
«В своём высказывании советский педагог Василий Сухомлинский поднимает проблему семьи как социального института, прививающего человеку моральные нормы. По мнению автора, именно в семейном кругу человек получает первые представления о нравственности и…
Посмотреть работу
Сочинение «Люби Россию в непогоду, — Любовью Родина жива (Валерий Шумилин)»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Сочинение представляет собой воспоминания о прадеде автора и размышления о подвигах участников Великой Отечественной войны. «Родина…Россия… Для кого-то она начинается с утреннего перезвона колоколов, с разноголосого пения птиц, с цветущих полевых цве…
Посмотреть работу
4″>Сочинение «Люди, которым не спится»Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Мы расскажем о тех, кого называют ночными жителями. «Вы когда-нибудь задумывались, в чьих окнах горит свет по ночам, пока все спят, и кто проводит ночи на балконах и подоконниках, уставившись в тёмное, неумолимо далёкое небо? Эти люди, угнетённые дне…
Посмотреть работу
Сочинение «Дневник моей прабабушки»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Сочинение написано на основе воспоминаний о жизни во время Великой Отечественной войны прабабушки автора — Рогозиной Марии Дмитриевны. «Великая Отечественная война – трагедия, коснувшаяся каждой советской семьи. И моя не исключение: многие стали очев…
Посмотреть работу
Сочинение «Слово о семейных ценностях в жизни и творчестве В.А.
Жуковского»Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
«На протяжении многих столетий Русское государство было сильно соборным единством русского народа, выражавшимся в общности взглядов на важнейшие вопросы духовной и политической жизни страны. Но откуда же черпали наши предки силы на подвиг постоянного…
Посмотреть работу
Мероприятие завершено
Урок литературы на тему «Нравственные качества человека на войне». 10-й класс
Форма проведения урока: технология развития критического мышления.
Учебная цель: Раскрыть нравственные качества человека на войне, читательскую позицию обучающихся через анализ произведений современной военной литературы.
Образовательные цели:
– формировать нравственные, патриотические качества личности, предполагающие
свободный аргументированный выбор личностной позиции обучающимися;
– развивать образное и ассоциативное мышление обучающихся, эмоциональную сферу
восприятия текстов, стимулирование воссоздающего воображения;
– развивать умения самостоятельно работать с текстами, анализировать их.
Оснащение урока: тексты художественных произведений: повесть “Звезда” Э. Казакевича, стихотворение Ю. Каминского “Торгуют на толкучке орденами…”, В. Серегина “Афганистан”, А. Зобнина “Чечня”, фрагменты кинофильма “Звезда” (режиссер Н.Лебедев), “Грозовые ворота” (режиссер Андрей Малюков), аудиозапись песни В.Высоцкого “Песня о звездах”.
Опережающие домашние задания: чтение повести “Звезда” Э. Казакевича, заучивание наизусть тремя обучающимися стихотворений Ю. Каминского “Торгуют на толкучке орденами…”, В. Серегина “Афганистан”, А. Зобнина “Чечня”, подготовка сообщения о теме войны в творчестве Владимира Высоцкого.
Ход занятия
I . Вызов.
1. Вступительное слово учителя.
Среди весны, когда земля напитывается талой водой, мы все ждем с вами святого праздника для всех, Дня Победы, вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя этой Победы, усопших и живых.
(Учащийся читает наизусть стихотворения Юрия Каминского.)
Торгуют на толкучке орденами,
И вся моя душа – из желваков.
Не нашими ль торгуют именами?
Не кровью ль безымянных штрафников?Медалями торгует барахолка.
Не верь глазам своим; она, гляди,
Торгует нержавеющим осколком,
Сидящим у тебя, солдат, в груди.Торгуют здесь отвагой, честью, славой,
Рассветом, закопавшимся в снега,Пылающей днепровской переправой
И высотой, отбитой у врага,Последним вздохом и предсмертным хрипом,
И тишиной раздавленных полей,
Слезами материнскими и скрипом
Давно осиротевших костылей.Окончена удачная торговля,
Торговец обходителен и мил…
И небеса не рухнули, как кровля,
И мертвые не встали из могил.Охваченный закатной позолотой
Пустой базар заполнит тишина,
Лишь в “бардачке” рванувшейся “тойоты”,
Как чьи-то кости, стукнут ордена.
(Юрий Каминский.)
– Определите тему стихотворения.
– Какое сравнение автор использует в последних строках стихотворения? Как вы его
понимаете?
– Каково ваше отношение к людям, торгующими орденами?
2. Усиление вызова.
Запись в тетрадях темы урока “Нравственные качества человека на войне”.
– Как вы понимаете значение слова “нравственность”? Обращение к словарю С. И.Ожегова (запись в тетрадях): “Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Назовите ряд нравственных качеств, которые вы знаете.
– Прочитайте тему урока, сформулируйте цели.
Заполнение таблицы учащимися.
Название произведения, автор | Нравственные качества героев произведения | Моя читательская позиция |
1. “Торгуют на толкучке орденами” Ю. Каминский |
3. Э. Казакевич “Звезда”.
Слово учителя.
О Великой Отечественной войне создано множество произведений, одно из них, насыщенная глубоким драматизмом, пронзительно лиричная повесть “Звезда” Э.Г. Казакевича – известного советского писателя, участника войны, автора таких произведений как “Весна на Одере”, “Дом на площади”, “Сердце друга” и др. рассказывает о борьбе и трагической гибели в тылу врага группы советских разведчиков. Повесть “Звезда”, написанная в 1946 году, удостоенная в 1948 году Государственной премии СССР, по праву относится к лучшим произведениям советской литературы.
Работа с текстом прочитанной заранее повести. Обратимся к названию повести.
– Какие ассоциации возникают у вас при слове “звезда”?
– Где происходит действие повести?
– Сколько человек числилось в разведке?
– Почему автор называет их “странной семьей”?
– Дайте характеристику каждому из разведчиков: Травкин, Аниканов,
Мамочкин, Голубь, Бражников.
– Почему Феоктистова не взяли на задание?
– Как группа готовилась к заданию?
– Какой смысл имеет для разведчиков позывной “Звезда”?
– Как группа действовала в тылу врага?
– Какие качества разведчиков мы видим в повести?
(Заполнение таблицы учащимися.)
II. Осмысление.
1. Просмотр фрагмента художественного фильма “Звезда”.
Слово учителя.
На основе повести Э. Казакевича режиссером Николаем Лебедевым был поставлен художественный фильм в историческом жанре, полный напряжения и драматизма. Он позволил продолжить повествование дальше… Режиссер показал гибель разведчиков. (Просмотр фрагмента фильма – гибель разведчиков.)
– О каких нравственных качествах личности мы можем говорить в финальном эпизоде кинофильма? (Заполнение таблицы учащимися
2. В. Высоцкий “Песня о звездах”.
Сообщение учащегося.
“В многогранном творчестве Владимира Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему было 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки его стихов и песен, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.
Как будто он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что “на этот раз ему “не вернуться”, передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято верит в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину:
Я успеваю, как в угаре,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели оглянуться,
А сыновья…уходят в бой…
Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал свое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и убит вражеской пулей, показавшейся в последний миг жизни упавшей звездой:
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться…Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце…
Как будто он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: “Все теперь одному, только кажется мне:/Это я не вернулся из боя”
Такая органическая сопричастность к судьбе своего народа и каждого отдельного человека – одно из неотъемлемых качеств личности Владимира Высоцкого.
Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны, они в своей основе отчасти уходят корнями в русскую классическую литературу. Перед нами предстает человек во всех его проявлениях: от низменного до возвышенного, от обыденного до исключительного, раскрывая чудовищную сущность войны”.
(Прослушивание аудиозаписи песни Владимира Высоцкого “Песня о звездах” (Мне этот бой не забыть нипочем).)
– Какие образы звёзд показал В. Высоцкий в стихотворении? (Звезда – планета, шальная звезда – пуля, звезда на погонах, Звезда Героя.)
(Заполнение таблицы учащимися.)
3. В.Серегин “Афганистан”.
Слово учителя.
Временные рамки я позволю себе расширить. Война в Афганистане. Сегодня общественное сознание еще в не полной мере отдает себе отчет, что в Афганистане шла война. Как песни, так и стихи, сложенные там, прежде всего представляют собой живые человеческие документы участников боевых действий в Афганистане.
Стихотворение Валерия Серегина, воина–интернационалиста, строителя из г. Невинномысска “Афганистан”.
Афганистан.
И никто не хотел умирать,
И никто не хотел убивать,
Сила силу пыталась сломать,
Смерть смеялась, и плакала мать.Восемнадцать – не возраст еще.
Вещмешок давит лямкой плечо.
Впереди, как картинка, – война.
Что там, братцы, ведь пуля глупа.А потом с маху в землю лицом,
Слезы жгут раскаленным свинцом,
И от ярости муки своей
Сам стреляешь в таких же людей.Плачут дети, а матери ждут.
Кто – то взрослый играет в войну,
И седеют юнцы от смертей
Вдалеке от своих матерей.Потому мне о счастье не спеть,
Что мой век для меня словно плеть,
Век мой памятью хлещет меня,
Как нагайкою хлещут коня.Кто-то в жадности, словно в бреду,
Ну, а кто-то в огне и в дыму;
Где-то меркою рубль и чек,
Ну, а где-то цена – человек.
– О каких нравственных качествах личности говорит автор стихотворения?
(Заполнение таблицы учащимися.)
4. Фрагменты фильма. “Грозовые ворота”.
Слово учителя.
Вспыхнувшая на исходе столетия чеченская война стала нашей общей трагедией и бедой. Сотнями жизней расплатилась Россия за свою территориальную целостность и неделимость. 18–летние мальчишки, неопытные, неокрепшие, оказались в эпицентре бойни, до конца исполняя свой воинский долг…
Аннотация к фильму “Грозовые ворота”.
В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты вступили в бой с крупным бандформированием под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен. Тогда 90 псковских ребят сдерживали натиск порядка 2 тысяч чеченских боевиков, которыми командовал террорист Хаттаб. Всего в бою погибло 84 военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Потери боевиков, составили, по разным оценкам, от 500 до 700 человек.
Рота старшего лейтенанта Александра Доронина, в которой служат молодые солдаты Константин Ветров и Николай Горшков, откомандирована на Северный Кавказ. Командир полка полковник Галкин поручает Доронину оборону перевала “Грозовые ворота”.
К роте Доронина прикомандировывают группу спецназа ГРУ под командованием майора Егорова, у которого несколько лет назад от рук террористов погибли жена и сын. Вскоре по прибытии на перевал, Егоров знакомит Доронина со своим доверенным лицом Шахом, бывшим чеченским генералом. У Шаха имеется достоверная информация, что к перевалу стягиваются крупные силы боевиков. Они готовятся нанести роте сокрушительный удар…
(Показ фрагмента фильма – вызов огня на себя.)
– Какие нравственные качества бойцов 6-й роты при обороне перевала проявляются во время боевых действий?
(Заполнение таблицы учащимися. )
4. Стихотворение “Чечня” А. Зобнина.
Слово учителя.
Мы в ответе за будущее, во имя которого наши ваши дети принесли в жертву свои молодые жизни. Александр Зобнин, житель города Тюмени, участник боевых действий в Чечне об этом пишет в своем стихотворении–мольбе “Чечня”.
Чечня.
Чечня – это тоже Россия,
Нарыв её – чирей больной,
Её сумасшедшая сила
И живчик какой-то шальной.Там кровь проливается наша –
Российских невинных парней,
И смерть ненавистная машет
Косой роковою своей.И плачут в отчаянье горы,
И матери в Пскове, в Перми,
Большое российское горе
Владеет сегодня людьми.Раскатисто грохают пушки
И зло автоматы трещат,
Исходят слезами избушки
И кровью сверкает закат.Господь, вразуми человеков:
Пусть думают лучше они,
Как мирно решать распри века
И делать счастливыми дни.
– Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения?
– Какие чувства хотел пробудить в наших душах солдат-поэт?
(Заполнение таблицы учащимися.)
III. Рефлексия.
Обращение к таблице.
– Какие нравственные качества объединяют все эти произведения, представленные в таблице?
VI. Заключительное слово преподавателя.
В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.
Домашнее задание.
Напишите эссе, используя последние строки стихотворения А. Зобнина:
Господь, вразуми человеков:
Пусть думают лучше они,
Как мирно решать распри века
И делать счастливыми дни.
Характеристика нравственного человека Философия Бесплатный пример эссе
Мораль во многом определяется пониманием человека. Обычно мораль определяется как принципы правильного и неправильного поведения. То есть способность человека различать правильное и неправильное действие. Мораль считается важной, моральные действия часто совершаются, чтобы заслужить похвалу и вознаграждение, а аморальные действия часто совершаются, чтобы заслужить порицание и наказание.
Моральные принципы являются важной частью того, что делает человека хорошим. Итак, каковы характеристики нравственного человека? Это действие, которое вы предпринимаете, чтобы следовать ценностям, этике и морали, в которые вы верите.
Не используйте плагиат. Получите индивидуальное эссе на тему
«Характеристики философии морального человека»
НОВИНКА! умное сопоставление с писателем
Наш характер не отражается в том, что мы говорим или даже в том, к чему стремимся, это отражение того, что мы делаем. Быть добропорядочной личностью означает иметь набор атрибутов, которые составляют ваше поведение и определяют то, как вы действуете, что считается респектабельным.
Как мы можем судить человека как нравственного человека? Однако судим ли мы по общественным принципам моральных стандартов или по религиозным моральным стандартам? Да и №
Например, убийство кого-то аморально, но иногда нравственно. В маловероятном сценарии акт самообороны путем убийства кого-либо, чтобы защитить себя от опасности, является аморальным или нравственным? В большинстве случаев самооборона является уважительной причиной убийства. В другом сценарии бедняк ворует у богатого, чтобы поддержать и оплатить лечение дочери. Этот человек ведет себя так, что мы уважаем его, поскольку он заботится о своей дочери.
Это моральный поступок? Это может быть потому, что бедняга отчаянно нуждается в деньгах и пытается спасти жизнь своей дочери. Ведь он ворует у богатого человека, у которого есть лишние деньги, а потерять немного не помешает. Тем не менее, воровать всегда неправильно с точки зрения общества. Но мы должны быть осторожны, когда судим о них на основании моральных норм.
Ответственный
Есть много важных характеристик нравственного человека. Один из них — обязанности. Ответственность, существительное происходит от ответственного, это человек, достойный доверия, имеющий обязательство или обязанность по отношению к чему-либо. Быть морально ответственным за действие означает быть достойным определенной реакции, такой как комплимент и порицание за его совершение. Моральная ответственность – это когда есть правильные вещи, которые нужно делать. Хотя у человека есть выбор поступать правильно. Забота о семье, зарабатывание на жизнь и уплата налогов — вот некоторые моральные обязанности, которые являются правильными.
Моральный человек несет ответственность перед людьми, животными и окружающей средой. Например, в ситуации автомобильной аварии нравственный человек вызовет скорую помощь или поможет пострадавшему выбраться из машины. Это зависит от того, насколько они нравственны и от их смелости помочь. И наоборот, аморальный человек просто посмотрел бы и ушел. Кроме того, моральный владелец бизнеса имеет ряд обязательств перед своими сотрудниками. Они будут нести ответственность за своевременную оплату труда своих сотрудников, а также нести моральную и юридическую ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Нравственный человек будет нести ответственность за заботу и защиту животных и окружающей среды. Они не будут бросать мусор, чтобы содержать окружающую среду в чистоте, и не будут участвовать в жестоком обращении с животными.
«О величии нации и ее нравственном прогрессе можно судить по тому, как обращаются с ее животными».
• Махатма Ганди
Однако их можно нарушить в любое время, но, надеюсь, они почувствуют вину и позор и, следовательно, возобновят свои моральные обязанности. На протяжении всей жизни человек всегда будет иметь моральную ответственность. Что делает человека жестким, так это знание, столкновение и внимание к своим моральным обязанностям.
Лояльность
Моральный человек должен иметь характеристику лояльности. Лояльность — это верность или преданность человеку, стране, группе или делу. Верность также показывает благонадежность, держит обязательства, не говорит за спиной других и остается достойным другом даже в трудные времена. Верность объединяет людей. Дружба, браки и нации строятся на верности. Человек, не имеющий никакой лояльности ни к чему и ни к кому, был бы человеком без друзей, без любви и без национальности.
Нравственный человек верен своим друзьям и остается на их стороне независимо от обстоятельств. Иногда в таких случаях, когда друг совершает преступление, и будучи верным, он поможет и защитит своего друга ложью. Это морально или безнравственно? Это верность точно. Это может быть морально, потому что человек верен своему другу, но аморально лгать о неправильных действиях друга. Лояльность к друзьям также означает, что за спиной друга не говорят. Нравственный человек не раскрывает тайну или информацию, которой делится друг. Кроме того, очень важно иметь верность и доверие в браке. Нравственный человек не стал бы обманывать или изменять своему супругу. Для религиозного христианина они не будут прелюбодействовать, как указано в 10 заповедях Бога. Кроме того, в групповом задании нравственный человек верен группе для достижения успеха. У них есть обязательства перед своей группой. Более того, они не стали бы сливать информацию о своем проекте другим группам. Моральный человек также верен своей стране. Они будут защищать свою страну и, если потребуется, добровольно станут солдатами, чтобы сражаться за свою страну.
Верность часто считают добродетелью, хотя и трудной. Он создается главным образом настойчивостью в отношениях, которым человек стал верным от природы. Его типичное выражение можно найти в дружбе, для которой необходима верность, но многие другие отношения стремятся поощрять его как аспект внушения или принадлежности, семьи ожидают этого, правительства часто требуют этого, а нации делают все возможное, чтобы взрастить его.
Уважение
Уважение имеет большое значение в повседневной жизни. В детстве нас учат уважать себя, свою семью, людей, культурные традиции, чувства и права людей, флаг нашей страны и лидеров. И мы начинаем ценить уважение к таким вещам. Тем не менее, уважение нельзя купить или приобрести. Уважение нужно заслужить доверием.
Характерной чертой нравственного человека, который уважает, является то, что он уважает себя. Частью повседневного знания является то, что уважение и самоуважение тесно связаны между собой, если мы не уважаем себя, другие не будут уважать нас, а если другие не уважают нас, они должны сначала уважать себя. Уважающие себя люди думают о том, как их действия влияют на окружающих. Они рассуждают о том, что делают, и спрашивают себя: «Не заденут ли мои действия их чувства?» Они мудро обдумывают последствия, прежде чем действовать. Они также обдумывают то, что говорят, прежде чем выпалить огорчительные слова. Когда уважающие себя люди погружаются в разногласия с другими, они действуют осторожно. Они понимают, что огорчительные слова не помогут их партнеру понять, в чем он ошибается, и навредят отношениям. Помимо этого, нравственные люди уважают себя, заботятся о своем теле и не вовлекаются в негативную деятельность. Они не пьют, не курят и не употребляют наркотики, поскольку знают о последствиях этих действий для своего здоровья. Когда у них есть решимость поддерживать свое тело в хорошем рабочем состоянии, они не только чувствуют себя более здоровыми физически, но и испытывают чувство гордости. Моральный человек уважает старших. Они предлагали им помощь, например, открывали дверь, переходили дорогу или уступали место в автобусе. Но самое главное уважать своих родителей. Без родителей никого бы здесь не было. Как нравственный человек, они будут уважать своих родителей и ценить их. Прислушивайтесь к советам родителей и повинуйтесь им, поскольку они знают, что лучше для нас. Быть уважительным человеком означает также вежливо разговаривать с людьми и не повышать голос без необходимости. Они обращались к пожилым людям по имени, а не по имени.
Уважение определяется как уважение или благодарность за ценность кого-либо. Уважение является основой общества, в котором мы живем. Однако большинству людей нравится получать уважение от других, но в большинстве случаев люди не проявляют уважения.
Заключение
Нравственный человек — это тот, кто обладает силой понимания и желания. Нравственный человек, даже если его принуждают к аморальному поведению, всегда будет выбирать действие, причиняющее наименьший вред другим. Когда предоставляется возможность помочь кому-то, нравственный человек делает это.
В заключение, жизненно важно, чтобы мы знали разницу между правильным и неправильным, приобретали навыки, необходимые для достижения сложных моральных целей, и находили вдохновение, чтобы делать то, что желательно с моральной точки зрения. Мы должны работать над улучшением наших собственных логических навыков и саморефлексии, чтобы помочь нам сделать вывод о том, что является моральным. Мир слишком сложен, и в нем слишком много сценариев. Более того, этикет и закон часто смешивают с моралью, но они не похожи на мораль. То, что вежливо и законно, часто морально, но не всегда. То, что считается плохим этикетом или противозаконным, также может быть моральным.
«Что неправильно, то неправильно, даже если все так делают. Право остается правильным, даже если никто
этого не делает».
– Уильям Пенн
Уинстон Руис
Помните! Это всего лишь образец.
Вы можете получить индивидуальную статью от одного из наших опытных авторов.
Помощь студентам с 2015 года
Действительно ли спорт учит характеру?
Сегодняшние тренеры работают в обществе, ориентированном на результат, и для многих из нас наше сообщество и наше руководство на словах будут поддерживать моральный облик, тогда как на самом деле все, чего они хотят, — это характер и больше побед, чем поражений.
Отправляйтесь сегодня днем на любую спортивную площадку, и вы услышите свистки и призывы тренеров к своим игрокам работать усерднее и больше соревноваться. Вы увидите измученных спортсменов, положивших руки на колени, которых умоляют сделать еще один подход, или тренера, кричащего «сделай это еще раз», когда повторение будет недостаточно хорошим. Чем усерднее мы работаем, говорят нам в спорте, тем больше у нас развивается характер. Но так ли это?
Фактическое определение характера — это «умственные и моральные качества, характерные для человека». Я нахожу это интересным, потому что определение не придает этому слову ни положительного, ни отрицательного значения. Характер — это просто умственные и моральные качества, присущие каждому человеку. Эти характеристики могут быть положительными или отрицательными. Итак, вернемся к вопросу: «Учит ли спорт характеру?» ответ, кажется, знаменитый тренерский эвфемизм «это зависит». Почему? Потому что на самом деле есть два типа персонажей. Позволь мне объяснить.
Мы часто слышим, как люди восклицают, что спорт развивает характер, но это правда лишь отчасти. Спорт естественным образом развивает то, что можно назвать исполнительскими чертами характера. Это такие качества, как упорство, стойкость и самодисциплина. Это то, что исследователи называют «ценностями желания», т. е. умственными, эмоциональными и поведенческими качествами, определяющими результативность деятельности, связанной с достижением. В большинстве случаев участие в спорте в той или иной степени выявляет эти качества и предоставляет возможности для их развития. Дополнительный спринт или дополнительное повторение упражнения могут развить качества характера.
Однако есть еще один тип характера, который мы называем моральным характером. Это черты, необходимые для этичного поведения и функционирования в обществе, такие как честность, уважение и забота. Стойка на руках или бросание фастбола не развивают эти черты. Только тренеры и родители, которые намеренно делают на них упор, будут воспитывать в своих спортсменах нравственные качества. И, к сожалению, это преднамеренное развитие характера пропало во многих молодежных спортивных средах.
В рамках инициативы InSideOut бывшая звезда НФЛ Джо Эрманн и бывший тренер и спортивный директор Джоди Редман сотрудничают со школами и призывают тренеров ставить развитие нравственных качеств на один уровень с исполнительскими качествами. Исследования показали, что спортсмены элитного уровня часто набирают более высокие баллы по таким качествам, как безжалостность и черствость. А вот в школьном и юношеском спорте это проблема. «Исследования показывают, что чем дольше вы играете и чем выше уровни, которые вы достигаете, тем более морально и этически черствыми становятся игроки. В американском спорте есть что-то лейкемическое, и это вредит здоровому развитию наших девочек и мальчиков», — сказал Эрманн, присоединившись к нам в подкасте «Путь чемпионов».
Эрманн и Редман при финансовой поддержке НФЛ отправляются в крестовый поход по стране, чтобы изменить эту парадигму. Они убеждены, что легкая атлетика, основанная на образовании, предназначена для соединения детей с заботливыми взрослыми и что тренеры должны строить отношения, ориентированные на социально-эмоциональное развитие, с побочным результатом победы. «Почему у нас вообще есть школьные виды спорта, если они не основаны на образовании?» — спрашивает Эрманн. «Я думаю, что в Америке должна произойти перестройка. У нас в стране есть социальные контракты. Я думаю, что в течение долгого времени в спорте существовал один инструмент, помогающий направлять и воспитывать мальчиков и девочек во взрослую жизнь. Я думаю, что этот контракт нарушен».
Редман соглашается. «Если мы собираемся оценивать тренеров исключительно по их послужному списку побед и поражений, то мы обязаны сообщить им об этом, а не действовать под маской: «Ну, мы основаны на образовании». Что ж, если это правда, если мы основаны на образовании, то на какие еще факторы мы хотим, чтобы тренеры обращали внимание, помимо физических аспектов игры? Тренер может хотеть работать таким образом, чтобы развить способность ученика стать лучше, но если это не поддерживается, и если сообщество, в котором они работают, не ценит нечто большее, чем просто результат на табло, тогда действительно тренеры вынуждены сосредоточиться на победе».
Сегодняшние тренеры работают в обществе, ориентированном на результат, и для многих из нас наше сообщество и наше руководство на словах будут поддерживать моральный облик, тогда как на самом деле все, чего они хотят, — это характер и больше побед, чем поражений. Некоторым из нас может посчастливиться работать тренером в действительно ориентированной на спортсменов образовательной организации. Даже тогда мы столкнемся с родителями и членами сообщества, которые готовы пойти на компромисс в моральном развитии, чтобы победить. И именно поэтому и родителям, и тренерам нужна более высокая цель, чем победа. Так как же нам преодолеть это и внедрить в наши спортивные программы для молодежи и старшеклассников как производительность, так и моральный характер?
Консультации для тренеров
Установите набор основных ценностей команды, отражающих как производительность (конкурентоспособность, выдержка, усилия и т. д.), так и моральный характер (честность, уважение, сострадание и т. д.)
Признайте, что ваши моральные ценности не будут изучены естественным образом, и что вы должны НАМЕРЕННО включить эти уроки в свои тренировки и командные занятия. Прикрепите их к причине и более высокой цели, чем просто выиграть на выходных.
Вознаграждайте своих спортсменов похвалой и простым знаком или символом (см. пример в книге Джона Гордона «Каска») демонстрации их характера. Возможно, позвольте им передать этот жетон следующему спортсмену, который продемонстрирует эту ценность. Наградите то, что вы цените!
Помните: то, что вы не осуждаете, вы оправдываете. Другими словами, вы никогда не можете допустить отсутствия уважения или честности в одном спортсмене, потому что, если вы видите это и игнорируете (особенно если это один из ваших лучших спортсменов), вы просто говорите всем остальным, что это нормально.
Консультации для родителей
Программы поддержки и тренеры, которые бросают вызов и подталкивают вашего спортсмена должным образом и у которых есть более высокая цель, чем просто победа.
Подумайте, какие цели вы ставите перед ребенком в этом сезоне. Теперь подумайте о том, каким вы хотите, чтобы ваш опыт был, если он/она не достигнет их, не станет стартовым разыгрывающим или лучшим бомбардиром. На что вы хотите, чтобы этот опыт был похож, и как вы хотите, чтобы к нему/ней относились тренер и команда? Поддержите программы, которые обеспечивают этот опыт (дополнительную информацию см. в этой статье).
Положите свои деньги на язык и запишитесь на программы, которые не заставят вашего ребенка специализироваться слишком рано, и сосредоточьтесь на развитии личности, затем спортсмена, а затем игрока в конкретном виде спорта. Спорт даст то, о чем просят люди, и прямо сейчас он дает слишком много того, что не отвечает потребностям ребенка в спорте.
Взаимодействуйте со своим тренером в здоровой и уважительной манере. Сообщите ему/ей, что чувствует ваш ребенок и что происходит в его жизни. Работайте вместе со своим тренером, чтобы развивать человека в целом, а не только спортивную часть. Не говорите плохо о чужих детях. И дайте соответствующее количество времени после соревнований (минимум 24 часа), чтобы обсудить вопрос выступления с тренером.
Спорт не развивает характер на пустом месте. Конечно, это может породить некоторые черты, такие как настойчивость и конкурентоспособность, но моральный характер, тот тип характеристик, который побуждает многих из нас отдавать своих детей в спорт, в первую очередь, не возникает случайно. Обучение нравственному характеру происходит только тогда, когда сознательно взрослые делают его основополагающим элементом спортивного опыта. Мы должны поддерживать этих родителей и тренеров сегодня больше, чем когда-либо, потому что эти ценности не сразу проявляются в профессиональном спорте или обществе в целом.
«Я думаю, что тренеры выгорают не из-за часов или чрезмерного времени вдали от семьи или жертв, — говорит Эрманн. «Я думаю, что они выгорают, потому что они не тренируются для достижения цели, достаточно высокой, чтобы оправдать жертвы, на которые они идут». Я согласен с этим на 100%. Постарайтесь сделать развитие характера одной из своих высших целей и воспитывайте великих людей, которые также преуспевают на поле и на корте.