Этика делового общения как одна из важнейших основ профессиональной педагогической деятельности
Этика делового общения как одна из важнейших основ профессиональной педагогической деятельности.
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент – Экзюпери.
Этика делового общения — это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.
Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях[1]:
- между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
- между самими образовательными учреждениями,
- внутри данного образовательного учреждения,
- между руководителем и педагогическим коллективом,
- между педагогами (членами данного педагогического сообщества).
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в обществе.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта:
ü в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;
ü когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот;
ü в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
ü нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;
ü когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения –«начни с себя».
В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:
Этика делового общения «сверху — вниз» (руководитель — подчиненный).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель»
ü стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
ü замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
ü укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
ü доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
ü привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
Этика делового общения «снизу – вверх» (подчиненный — руководитель).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:
ü не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;
ü высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;
ü не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем;
ü будьте преданы и надежны, но не будьте «подхалимом». Имейте свой характер и принципы;
ü не стоит обращаться за советом, с предложением «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).
Общий этический принцип данной формы общения:
«В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:
ü не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;
ü попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;
ü не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить;
ü рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей;
ü не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
ü не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. В любой форме делового общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.
1. Профессиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие/ Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.
2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов П86 /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и. доп. — м.: юнити-дана, 2005. — 415 с. ISBN 5-238-00384-6
Педагог-психолог
отделения медиации Шкрябина О.Н.
Основы этики делового общения. Этикет
Сущность делового общения
Деловое общение регулируется согласованной и внутренне сбалансированной системой морально-этических норм. Одновременно оно неоднозначно с точки зрения нравственного поведения, так как носит экономический характер. Так английский мыслитель Даннинг Т.Дж. говорил о том, что самое страшное для капитала – это отсутствие прибыли или ее маленькое количество.
- 10%-примирению;
- 20%-оживлению;
- 50%-головокружению;
- 100%-попирательству человеческих законов;
- 300%-идти на любое преступление.
Но деловая активность нужна для успешного развития экономически отношения государства. Булгаков С.Н. говорил, что неизменное остается то, что христианство освободило труд и вложило в него душу. Появился новый человек с мотивацией труда, в которой соединены мироотречение и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма. Этот аскетический труд, по мнению Булгакова, база европейской культуры.
Эти два мнения Даннинга и Булгакова противоречат друг другу, что показывает нужду растолкования духовно-нравственных проблем делового общения.
Этика как наука о морали
Эффективность делового общения определяется:
- отношением лица к труду;
- уровнем профессиональной подготовки лица;
- пониманием личной ответственности;
- умением выполнять сказанные слова.
Этика является основной для:
- чести;
- достоинства;
- справедливости;
- порядочности;
- обязанности;
- стыда;
- осознания вины;
- раскаяния.
Также этика определяет негативные моральные качества человека:
- алчность;
- корыстолюбие;
- стремление к наживе;
- легкомыслие;
- лень;
- и т.п.
В современном мире мораль и нравственность являются сильными ресурсами развития российского общества и экономики. Российский академик Богомолов О.Т. говорил, что нравственные принципы нужны при любых обстоятельствах, даже несмотря на установленные рыночные правила.
Этика – важнейший элемент человеческой культуры. Ее изучение дает:
- интеллигентность;
- благородство;
- добропорядочность;
- формирование гражданской личности.
Иными словами этика рассматривает вопросы, которые связаны с внутренним миром людей.
Этика делового общения
Деловое общение считается сердцем деятельностей:
- экономического характера;
- финансового характера;
- бизнеса.
Этика (от греч. – «гнездо») – наука о морали и нравственности, определяющая принципы, развитие, нормы и роль в обществе.
Впервые прилагательное «этический» ввел Аристотель. Он обозначил качества характера человека, назвав их этическими добродетелями, а науку – этикой. Греческому слову «этос» соответствовало латинское – «mоs». Цицерон от этого слова образовал прилагательное «moralis», «moralitas», что означает «мораль». Т.е. первоначально значения слов совпадали.
Говоря о морали, мы говорим о нравственности. Некоторые ученые утверждают синонимичность слов, другие не согласны и рассматривают мораль как форму общественного сознания, а нравственность как действия с точки зрения моральной оценки.
Мораль состоит из трех компонентов:
- сознание;
- отношение;
- деятельность.
Все три составляющих взаимодействуют друг с другом. Они проявляются в поведении, поступках человека. Следует отметить, что нравственная деятельность всегда взаимодействует с экономической, политической, правовой деятельностями.
Вывод 1При оценивании нравственных качеств человека необходимо учитывать моральное сознание, поведение, поступки. При формировании высоких моральных качеств нужно учитывать все виды деятельности и отношений.
Этика и этикет делового общения
Американский публицист Дейл Карнеги в 30-е годы заметил, что успех человека в профессиональной сфере на 15% зависит от знаний и на 80% от делового общения. Поэтому важность изучения данной темы крайне высока. В деловом общении важно учитывать не только этику, но и этикет. Рассмотрим два понятия в контексте их отличия:
Определение 2Этика делового общения – совокупность нравственных норм, регулирующие поведение и отношения между людьми.
Определение 3Этикет делового общения – установленный порядок профессионального поведения человека.
Что такое этика и из чего она состоит, мы рассмотрели в предыдущем пункте. В чем же сущность этикета? По мнению Дж. Ягера, этика включает в себя шесть следующих пунктов:
- пунктуальность;
- конфиденциальность;
- любезность/доброжелательность/приветливость;
- внимание к окружающим;
- внешний вид;
- грамотность.
Действия, относящиеся к этикету:
- приветствие;
- рукопожатие;
- представление;
- приемы;
- презентация.
Деловая этика и этикет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они помогают достичь высокого успеха как в профессиональной, так и в личностной сферах деятельности.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
1: Основы деловых коммуникаций
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 61703
- 1. 1: Эффективное деловое общение
- Общение является ключом к вашему успеху — в отношениях, на рабочем месте, как гражданина вашей страны и на протяжении всей вашей жизни. Ваша способность общаться основывается на опыте, а опыт может быть эффективным учителем, но этот текст и связанный с ним курс делового общения предложат вам богатый опыт, полученный от профессиональных ораторов на протяжении всей их жизни. Вы можете извлечь уроки из уроков, которые они извлекли, и стать более эффективным коммуникатором с самого начала.
- 1.1.1: Почему важно хорошо общаться?
- 1.1.2: Что такое общение?
- 1.1.3: Общение в контексте
- 1.1.4: Ваши обязанности как специалиста по коммуникации
- 1.1.5: Дополнительные ресурсы
- 1.2: Межкультурное и международное деловое общение
- 1. 2. 1: Межкультурная коммуникация
- 1.2.2: Как понимать межкультурную коммуникацию
- 1.2.3: Общие культурные характеристики
- 1.2.4: Различные культурные характеристики
- 1.2.5: Международное общение и глобальный рынок
- 1.2.6: Стили управления
- 1.2.7: Международное назначение
- 1.2.8: Дополнительные ресурсы
- 1.3: Групповое общение, командная работа и лидерство
- 1.3.1: Что такое группа?
- 1.3.2: Жизненные циклы группы и роли участников
- 1.3.3: Групповое решение проблем
- 1.3.4: Деловые и профессиональные встречи
- 1.3.5: Работа в команде и лидерство
- 1. 3.6: Дополнительные ресурсы
- 1.4: Деловое общение
- 1.4.1: Рекомендации по этичному общению
- 1.4.2: Этичное поведение в сети
- 1.4.3: Знакомство с тем, как оставаться на связи
- 1.4.4: Оставаться на связи
- 1.4.5: Собираем вместе – Общение в бизнесе
- 1.4.6: назначение- Общение в бизнесе
- 1.4.7: назначение- семь столбов связи
- 1.4.8: Почему это имеет значение- общение в бизнесе
- 1.4.9: Введение в эффективное общение в бизнесе
- 1.4.10: Стать лучшим сотрудником
- 1.4.11: Деловая аудитория
- 1.4.12: Письмо в бизнесе
- 1.4. 13: Введение в методы общения
- 1.4.14: Слушание
- 1 .4.15: Вербальное и невербальное общение
- 1.4.16: Введение в этику делового общения
- 1.5: Работа в команде
- 1.5. 1: Совместное письмо
- 1.5.2: Введение в этикет на рабочем месте
- 1.5. 3: Взаимодействие на рабочем месте
- 1.5.4: Корпоративные мероприятия
- 1.5.5: Собираем вместе — сотрудничество внутри и между командами
- 1.5.6: Назначение — сотрудничество внутри и между командами
- 1.5.7: Почему это важно — сотрудничество внутри и между командами
- 1.5.8: Введение в командное общение на рабочем месте
- 1. 5.9: Значение команд в деловом общении
- 1.5.10: Команды и командная динамика
- 1.5.11: Групповые коммуникационные сети
- 1.5.12: Разрешение конфликтов
- 1.5.13: Введение в совместные проекты
- 1.5.14: Принятие решений в группах
- 1.5.15: Инструменты для общения с группами
- 1.6: Социальное разнообразие
- 1.6.1: Культура и общение
- 1.6.2: Введение в межгендерную работу
- 1.6.3: Использование гендерно-нейтрального языка
- 1.6.4 : Отношения и гендерная коммуникация
- 1.6.5: Введение в работу с разными способностями
- 1.6.6: Инвалиды
- 1. 6.7: Введение в работу с разными поколениями
- 1.6.8: Работа с разными поколениями
- 1.6.9: Введение в борьбу с предвзятостью
- 1.6.10: Стереотипы, предубеждения и дискриминация
- 1.6.11: Почему это важно – социальное разнообразие на рабочем месте
- 1.6.12: Предвзятость на рабочем месте
- 1,6 .13: Соединение его вместе- Социальное разнообразие на рабочем месте
- 1.6.14: Назначение- Социальное разнообразие на рабочем месте
- 1.6.15: Введение в разнообразие на рабочем месте
- 1.6.16: Факторы разнообразия
- 1.6. 17: Преимущества разнообразия сотрудников
- 1.6.18: Проблемы разнообразия сотрудников
- 1.6.19: Введение в межкультурную коммуникацию
- 1. 6.20: Раса и этническая принадлежность
- 1.6.21: Страны
- 1.6.22: Религия
- 1.7: Зазор
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Глава
- Теги
Создание более информативных сообщений: теория моральных основ и коммуникационные стратегии для общественного здравоохранения
Эффективное сообщение о проблемах и решениях в области общественного здравоохранения имеет важное значение для практики общественного здравоохранения и особенно для разработки законов и политики в области общественного здравоохранения в поляризованной политической среде. Ряд стратегий, представленных на семинаре, основаны на теории моральных основ, которая предлагает понимание моральной психологии и принятия решений, которые помогают понять, как выносятся оценочные суждения.
Смотрите глубже и действуйте по месту.
Это было центральным сообщением недавнего семинара «Подготовка более содержательных сообщений для руководства в области общественного здравоохранения», представленного 20 июля 2017 г. на Ежегодном собрании старших заместителей и представителей законодательных органов Ассоциации государственных и территориальных органов здравоохранения (ASTHO). Семинар был проведен юристами из Сети по законодательству в области общественного здравоохранения, а также лидерами общественного здравоохранения из Центра исследований в области права в области общественного здравоохранения при Юридической школе Темпл, Отдела общественного здравоохранения округа Уэйк в Северной Каролине, а также министерств веры и здравоохранения в Баптистский медицинский центр Уэйк Форест в Северной Каролине.
Этот тренинг стал последним в продолжающейся серии презентаций и статей, опубликованных за последние несколько лет и направленных на то, чтобы помочь практикующим врачам донести вопросы общественного здравоохранения до более широкой аудитории. Эффективное информирование о проблемах и решениях в области общественного здравоохранения имеет важное значение для практики общественного здравоохранения и особенно для разработки законов и политики в области общественного здравоохранения в поляризованной политической среде. В самом деле, как объясняют докладчики в своей недавней статье « Создание более содержательных сообщений общественного здравоохранения для неспокойной политической среды 9».0288 , успешная коммуникация является важнейшим элементом в структуре «Пяти основных юридических услуг в области общественного здравоохранения» — междисциплинарной модели, разработанной для облегчения своевременной разработки, реализации и распространения правовых вмешательств в области общественного здравоохранения. В частности, эффективный обмен сообщениями необходим для разработки достижимых правовых решений, получения общественной и политической поддержки и обеспечения успешной реализации юридических решений. Нажмите здесь , чтобы подробнее ознакомиться с концепцией «Пять основных юридических услуг в области общественного здравоохранения».
Ряд стратегий, представленных на семинаре, основаны на теории моральных основ, изложенной Джонатаном Хайдтом в его книге 2012 года Праведный ум: почему хорошие люди разделены политикой и религией . Теория моральных основ предлагает понимание моральной психологии и принятия решений, которые полезны для понимания того, как выносятся оценочные суждения. Например, один из ключевых уроков заключается в том, что вопреки нашему самовосприятию люди склонны приходить к моральным суждениям в первую очередь на основе интуиции, а не разума; таким образом, более эффективно обращаться к интуиции человека (его моральным ценностям), а не к его разуму (представляя факты и статистику).
Теория моральных основ также дает представление о шести основополагающих интуитивных моральных ценностях, которые, как считается, лежат в основе всех решений, принимаемых человеком, независимо от культурных и географических границ. Этими ценностями являются: (1) забота, (2) свобода, (3) справедливость, (4) лояльность, (5) авторитет и (6) святость. Хайдт объясняет, что, хотя они в разной степени присутствуют во всех нас, американские либералы и консерваторы обладают этими ценностями и полагаются на них совершенно по-разному: в то время как американские либералы используют первые три ценности (забота, свобода и справедливость), очень мало заботясь о последние три американские консерваторы черпают из всех шести ценностей примерно в равных пропорциях.
Выступающие объяснили, что на протяжении десятилетий вопросы общественного здравоохранения сообщались с использованием почти исключительно трех «либерально одобренных» значений. Поскольку эти сообщения часто не находят отклика у консервативной аудитории, могут быть упущены возможности для улучшения законодательства и политики в области общественного здравоохранения. Создавая более подробные сообщения, охватывающие все шесть моральных соображений, работники общественного здравоохранения могут обнаружить, что они могут заручиться более широкой поддержкой и наладить новые партнерские отношения с местными сообществами.
Применяя теорию моральных основ, докладчики привели три примера того, как вопросы общественного здравоохранения эффективно сообщались между партийными линиями в политически разделенном штате Северная Каролина. Основываясь на этих примерах и богатом опыте, они посоветовали участникам глубже изучить проблемные сообщества, чтобы понять ценности, потребности и сложность сообщества, а также сосредоточиться на разработке решений на местном уровне вместе с различными коалициями, которые могут включать религиозные сети, правоохранительные органы и другие (иногда неожиданные) заинтересованные стороны. Затем участники практиковались в применении теории моральных основ для переосмысления важных вопросов в их состоянии, используя инструмент, предоставленный докладчиками для этой цели. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с раздаточным материалом для семинара, в который входит этот инструмент.
Докладчики были очень впечатлены энергией, с которой участники ASTHO участвовали в этом практическом упражнении, что может свидетельствовать о сдерживаемом желании государственных и местных практикующих специалистов в области общественного здравоохранения попытаться сделать что-то другое и значимое в этой текущей ситуации. среда.
Чтобы узнать больше о теории моральных основ и о том, как ее можно применять для создания более содержательных сообщений в области общественного здравоохранения, вы можете ознакомиться с первой статьей докладчиков на эту тему Защита лидеров: создание более содержательных историй для общественного здравоохранения , а также их последняя статья Создание более содержательных сообщений общественного здравоохранения для неспокойной политической среды , отмеченная выше. Кроме того, вы можете просмотреть слайды презентации с семинара 20 июля, доступные здесь.