Нравственные основы делового общения: Этика делового общения: принципы и субординация

Этика делового общения как одна из важнейших основ профессиональной педагогической деятельности

Этика делового общения как одна из важнейших основ профессиональной педагогической деятельности.

 

«Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент – Экзюпери.

 

         Этика делового общения — это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.

         Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях[1]:

  • между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
  • между самими образовательными учреждениями,
  • внутри данного образовательного учреждения,
  • между руководителем и педагогическим коллективом,
  • между педагогами (членами данного педагогического сообщества).

         Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в обществе.

         Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению данный принцип можно сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех участников данного процесса. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация действий всех сторон, а по возможности и гармонизация интересов членов данного коллектива.

         Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ошибок [2]:

ü в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

ü когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот;

ü в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

ü нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;

ü когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения –«начни с себя».

       В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:

Этика делового общения «сверху — вниз» (руководитель — подчиненный).

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель»

. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно — психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

ü стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

ü замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

ü укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

ü доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

ü привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу – вверх» (подчиненный — руководитель).

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

ü не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;

ü высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;

ü не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем;

ü будьте преданы и надежны, но не будьте «подхалимом». Имейте свой характер и принципы;

ü не стоит обращаться за советом, с предложением «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).

Общий этический принцип данной формы общения:

«В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

ü не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;

ü попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;

ü не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить;

ü рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей;

ü не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

ü не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

         Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. В любой форме делового общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.

 

Список использованных источников:

1. Профессиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие/ Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов П86 /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и. доп. — м.: юнити-дана, 2005. — 415 с. ISBN 5-238-00384-6

 

 

Педагог-психолог

отделения медиации Шкрябина О.Н.

 

 

Основы этики делового общения. Этикет

Сущность делового общения

Деловое общение регулируется согласованной и внутренне сбалансированной системой морально-этических норм. Одновременно оно неоднозначно с точки зрения нравственного поведения, так как носит экономический характер. Так английский мыслитель Даннинг Т.Дж. говорил о том, что самое страшное для капитала – это отсутствие прибыли или ее маленькое количество.

Но как только появляется адекватная сумма, капитал готов к:

  • 10%-примирению;
  • 20%-оживлению;
  • 50%-головокружению;
  • 100%-попирательству человеческих законов;
  • 300%-идти на любое преступление.

Но деловая активность нужна для успешного развития экономически отношения государства. Булгаков С.Н. говорил, что неизменное остается то, что христианство освободило труд и вложило в него душу. Появился новый человек с мотивацией труда, в которой соединены мироотречение и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма. Этот аскетический труд, по мнению Булгакова, база европейской культуры.

Замечание 1

Эти два мнения Даннинга и Булгакова противоречат друг другу, что показывает нужду растолкования духовно-нравственных проблем делового общения.

Этика как наука о морали

Эффективность делового общения определяется:

  • отношением лица к труду;
  • уровнем профессиональной подготовки лица;
  • пониманием личной ответственности;
  • умением выполнять сказанные слова.

Этика является основной для:

  • чести;
  • достоинства;
  • справедливости;
  • порядочности;
  • обязанности;
  • стыда;
  • осознания вины;
  • раскаяния.

Также этика определяет негативные моральные качества человека:

  • алчность;
  • корыстолюбие;
  • стремление к наживе;
  • легкомыслие;
  • лень;
  • и т.п.

В современном мире мораль и нравственность являются сильными ресурсами развития российского общества и экономики. Российский академик Богомолов О.Т. говорил, что нравственные принципы нужны при любых обстоятельствах, даже несмотря на установленные рыночные правила.

Этика – важнейший элемент человеческой культуры. Ее изучение дает:

  • интеллигентность;
  • благородство;
  • добропорядочность;
  • формирование гражданской личности.

Иными словами этика рассматривает вопросы, которые связаны с внутренним миром людей. 

Этика делового общения

Деловое общение считается сердцем деятельностей:

  • экономического характера;
  • финансового характера;
  • бизнеса.
Определение 1

Этика (от греч. – «гнездо») – наука о морали и нравственности, определяющая принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

Впервые прилагательное «этический» ввел Аристотель. Он обозначил качества характера человека, назвав их этическими добродетелями, а науку – этикой. Греческому слову «этос» соответствовало латинское – «mоs». Цицерон от этого слова образовал прилагательное «moralis», «moralitas», что означает «мораль». Т.е. первоначально значения слов совпадали.

Говоря о морали, мы говорим о нравственности. Некоторые ученые утверждают синонимичность слов, другие не согласны и рассматривают мораль как форму общественного сознания, а нравственность как действия с точки зрения моральной оценки.

Мораль состоит из трех компонентов:

  • сознание;
  • отношение;
  • деятельность.

Все три составляющих взаимодействуют друг с другом. Они проявляются в поведении, поступках человека. Следует отметить, что нравственная деятельность всегда взаимодействует с экономической, политической, правовой деятельностями.

Вывод 1

При оценивании нравственных качеств человека необходимо учитывать моральное сознание, поведение, поступки. При формировании высоких моральных качеств нужно учитывать все виды деятельности и отношений.

Этика и этикет делового общения

Американский публицист Дейл Карнеги в 30-е годы заметил, что успех человека в профессиональной сфере на 15% зависит от знаний и на 80% от делового общения. Поэтому важность изучения данной темы крайне высока. В деловом общении важно учитывать не только этику, но и этикет. Рассмотрим два понятия в контексте их отличия:

Определение 2

Этика делового общения – совокупность нравственных норм, регулирующие поведение и отношения между людьми.

Определение 3

Этикет делового общения – установленный порядок профессионального поведения человека.

Что такое этика и из чего она состоит, мы рассмотрели в предыдущем пункте. В чем же сущность этикета? По мнению Дж. Ягера, этика включает в себя шесть следующих пунктов:

  • пунктуальность;
  • конфиденциальность;
  • любезность/доброжелательность/приветливость;
  • внимание к окружающим;
  • внешний вид;
  • грамотность.

Действия, относящиеся к этикету:

  • приветствие;
  • рукопожатие;
  • представление;
  • приемы;
  • презентация.
Вывод 2

Деловая этика и этикет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они помогают достичь высокого успеха как в профессиональной, так и в личностной сферах деятельности.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

1: Основы деловых коммуникаций

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    61703
    • 1. 1: Эффективное деловое общение
      Общение является ключом к вашему успеху — в отношениях, на рабочем месте, как гражданина вашей страны и на протяжении всей вашей жизни. Ваша способность общаться основывается на опыте, а опыт может быть эффективным учителем, но этот текст и связанный с ним курс делового общения предложат вам богатый опыт, полученный от профессиональных ораторов на протяжении всей их жизни. Вы можете извлечь уроки из уроков, которые они извлекли, и стать более эффективным коммуникатором с самого начала.
      • 1.1.1: Почему важно хорошо общаться?
      • 1.1.2: Что такое общение?
      • 1.1.3: Общение в контексте
      • 1.1.4: Ваши обязанности как специалиста по коммуникации
      • 1.1.5: Дополнительные ресурсы
    • 1.2: Межкультурное и международное деловое общение
      • 1. 2. 1: Межкультурная коммуникация
      • 1.2.2: Как понимать межкультурную коммуникацию
      • 1.2.3: Общие культурные характеристики
      • 1.2.4: Различные культурные характеристики
      • 1.2.5: Международное общение и глобальный рынок
      • 1.2.6: Стили управления
      • 1.2.7: Международное назначение
      • 1.2.8: Дополнительные ресурсы
    • 1.3: Групповое общение, командная работа и лидерство
      • 1.3.1: Что такое группа?
      • 1.3.2: Жизненные циклы группы и роли участников
      • 1.3.3: Групповое решение проблем
      • 1.3.4: Деловые и профессиональные встречи
      • 1.3.5: Работа в команде и лидерство
      • 1. 3.6: Дополнительные ресурсы
    • 1.4: Деловое общение
      • 1.4.1: Рекомендации по этичному общению
      • 1.4.2: Этичное поведение в сети
      • 1.4.3: Знакомство с тем, как оставаться на связи
      • 1.4.4: Оставаться на связи
      • 1.4.5: Собираем вместе – Общение в бизнесе
      • 1.4.6: назначение- Общение в бизнесе
      • 1.4.7: назначение- семь столбов связи
      • 1.4.8: Почему это имеет значение- общение в бизнесе
      • 1.4.9: Введение в эффективное общение в бизнесе
      • 1.4.10: Стать лучшим сотрудником
      • 1.4.11: Деловая аудитория
      • 1.4.12: Письмо в бизнесе
      • 1.4. 13: Введение в методы общения
      • 1.4.14: Слушание
      • 1 .4.15: Вербальное и невербальное общение
      • 1.4.16: Введение в этику делового общения
    • 1.5: Работа в команде
      • 1.5. 1: Совместное письмо
      • 1.5.2: Введение в этикет на рабочем месте
      • 1.5. 3: Взаимодействие на рабочем месте
      • 1.5.4: Корпоративные мероприятия
      • 1.5.5: Собираем вместе — сотрудничество внутри и между командами
      • 1.5.6: Назначение — сотрудничество внутри и между командами
      • 1.5.7: Почему это важно — сотрудничество внутри и между командами
      • 1.5.8: Введение в командное общение на рабочем месте
      • 1. 5.9: Значение команд в деловом общении
      • 1.5.10: Команды и командная динамика
      • 1.5.11: Групповые коммуникационные сети
      • 1.5.12: Разрешение конфликтов
      • 1.5.13: Введение в совместные проекты
      • 1.5.14: Принятие решений в группах
      • 1.5.15: Инструменты для общения с группами
    • 1.6: Социальное разнообразие
      • 1.6.1: Культура и общение
      • 1.6.2: Введение в межгендерную работу
      • 1.6.3: Использование гендерно-нейтрального языка
      • 1.6.4 : Отношения и гендерная коммуникация
      • 1.6.5: Введение в работу с разными способностями
      • 1.6.6: Инвалиды
      • 1. 6.7: Введение в работу с разными поколениями
      • 1.6.8: Работа с разными поколениями
      • 1.6.9: Введение в борьбу с предвзятостью
      • 1.6.10: Стереотипы, предубеждения и дискриминация
      • 1.6.11: Почему это важно – социальное разнообразие на рабочем месте
      • 1.6.12: Предвзятость на рабочем месте
      • 1,6 .13: Соединение его вместе- Социальное разнообразие на рабочем месте
      • 1.6.14: Назначение- Социальное разнообразие на рабочем месте
      • 1.6.15: Введение в разнообразие на рабочем месте
      • 1.6.16: Факторы разнообразия
      • 1.6. 17: Преимущества разнообразия сотрудников
      • 1.6.18: Проблемы разнообразия сотрудников
      • 1.6.19: Введение в межкультурную коммуникацию
      • 1. 6.20: Раса и этническая принадлежность
      • 1.6.21: Страны
      • 1.6.22: Религия
    • 1.7: Зазор

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Глава
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Создание более информативных сообщений: теория моральных основ и коммуникационные стратегии для общественного здравоохранения

      Эффективное сообщение о проблемах и решениях в области общественного здравоохранения имеет важное значение для практики общественного здравоохранения и особенно для разработки законов и политики в области общественного здравоохранения в поляризованной политической среде. Ряд стратегий, представленных на семинаре, основаны на теории моральных основ, которая предлагает понимание моральной психологии и принятия решений, которые помогают понять, как выносятся оценочные суждения.

      Смотрите глубже и действуйте по месту.

      Это было центральным сообщением недавнего семинара «Подготовка более содержательных сообщений для руководства в области общественного здравоохранения», представленного 20 июля 2017 г. на Ежегодном собрании старших заместителей и представителей законодательных органов Ассоциации государственных и территориальных органов здравоохранения (ASTHO). Семинар был проведен юристами из Сети по законодательству в области общественного здравоохранения, а также лидерами общественного здравоохранения из Центра исследований в области права в области общественного здравоохранения при Юридической школе Темпл, Отдела общественного здравоохранения округа Уэйк в Северной Каролине, а также министерств веры и здравоохранения в Баптистский медицинский центр Уэйк Форест в Северной Каролине.

      Этот тренинг стал последним в продолжающейся серии презентаций и статей, опубликованных за последние несколько лет и направленных на то, чтобы помочь практикующим врачам донести вопросы общественного здравоохранения до более широкой аудитории. Эффективное информирование о проблемах и решениях в области общественного здравоохранения имеет важное значение для практики общественного здравоохранения и особенно для разработки законов и политики в области общественного здравоохранения в поляризованной политической среде. В самом деле, как объясняют докладчики в своей недавней статье « Создание более содержательных сообщений общественного здравоохранения для неспокойной политической среды 9».0288 , успешная коммуникация является важнейшим элементом в структуре «Пяти основных юридических услуг в области общественного здравоохранения» — междисциплинарной модели, разработанной для облегчения своевременной разработки, реализации и распространения правовых вмешательств в области общественного здравоохранения. В частности, эффективный обмен сообщениями необходим для разработки достижимых правовых решений, получения общественной и политической поддержки и обеспечения успешной реализации юридических решений. Нажмите здесь , чтобы подробнее ознакомиться с концепцией «Пять основных юридических услуг в области общественного здравоохранения».

      Ряд стратегий, представленных на семинаре, основаны на теории моральных основ, изложенной Джонатаном Хайдтом в его книге 2012 года  Праведный ум: почему хорошие люди разделены политикой и религией . Теория моральных основ предлагает понимание моральной психологии и принятия решений, которые полезны для понимания того, как выносятся оценочные суждения. Например, один из ключевых уроков заключается в том, что вопреки нашему самовосприятию люди склонны приходить к моральным суждениям в первую очередь на основе интуиции, а не разума; таким образом, более эффективно обращаться к интуиции человека (его моральным ценностям), а не к его разуму (представляя факты и статистику).

      Теория моральных основ также дает представление о шести основополагающих интуитивных моральных ценностях, которые, как считается, лежат в основе всех решений, принимаемых человеком, независимо от культурных и географических границ. Этими ценностями являются: (1) забота, (2) свобода, (3) справедливость, (4) лояльность, (5) авторитет и (6) святость. Хайдт объясняет, что, хотя они в разной степени присутствуют во всех нас, американские либералы и консерваторы обладают этими ценностями и полагаются на них совершенно по-разному: в то время как американские либералы используют первые три ценности (забота, свобода и справедливость), очень мало заботясь о последние три американские консерваторы черпают из всех шести ценностей примерно в равных пропорциях.

      Выступающие объяснили, что на протяжении десятилетий вопросы общественного здравоохранения сообщались с использованием почти исключительно трех «либерально одобренных» значений. Поскольку эти сообщения часто не находят отклика у консервативной аудитории, могут быть упущены возможности для улучшения законодательства и политики в области общественного здравоохранения. Создавая более подробные сообщения, охватывающие все шесть моральных соображений, работники общественного здравоохранения могут обнаружить, что они могут заручиться более широкой поддержкой и наладить новые партнерские отношения с местными сообществами.

      Применяя теорию моральных основ, докладчики привели три примера того, как вопросы общественного здравоохранения эффективно сообщались между партийными линиями в политически разделенном штате Северная Каролина. Основываясь на этих примерах и богатом опыте, они посоветовали участникам глубже изучить проблемные сообщества, чтобы понять ценности, потребности и сложность сообщества, а также сосредоточиться на разработке решений на местном уровне вместе с различными коалициями, которые могут включать религиозные сети, правоохранительные органы и другие (иногда неожиданные) заинтересованные стороны. Затем участники практиковались в применении теории моральных основ для переосмысления важных вопросов в их состоянии, используя инструмент, предоставленный докладчиками для этой цели. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с раздаточным материалом для семинара, в который входит этот инструмент.

      Докладчики были очень впечатлены энергией, с которой участники ASTHO участвовали в этом практическом упражнении, что может свидетельствовать о сдерживаемом желании государственных и местных практикующих специалистов в области общественного здравоохранения попытаться сделать что-то другое и значимое в этой текущей ситуации. среда.

      Чтобы узнать больше о теории моральных основ и о том, как ее можно применять для создания более содержательных сообщений в области общественного здравоохранения, вы можете ознакомиться с первой статьей докладчиков на эту тему  Защита лидеров: создание более содержательных историй для общественного здравоохранения , а также их последняя статья Создание более содержательных сообщений общественного здравоохранения для неспокойной политической среды , отмеченная выше. Кроме того, вы можете просмотреть слайды презентации с семинара 20 июля, доступные здесь.

      Добавить комментарий