Нравственным: Нравственность. Большая российская энциклопедия

Нравственность — это не просто слово

Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Нравственность – философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное – это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, а безнравственное, в свою очередь – недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека. Это некий не писаный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.

К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так как модно, ведем себя так как приписывают нам наши «эталоны».

Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.

В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него – мудрец, презревший суетность жизни. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.

Нравственные ценности – это то, что еще в давние времена греки называли «этическими добродетелями», античные мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве, исламе нравственные ценности однозначно связываются с Богом, с верой и семьей.

Семья – это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передает социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.

Семейная традиция – это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».

Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.

Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.

Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.

В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным.

Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?

В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребенок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.

В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.

Поделиться:

Понятия нравственности

Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить вред (создавать угрозы) себе, окружающим, среде обитания,  гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов. Общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества, независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов, может использоваться любым человеком для определения собственной системы ценностей.

Нравственный (этический) принцип – это способ поведения людей, обеспечивающий развитие человечества, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом вреда (угрозы), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурсивных практик).

Социальный субъект – отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, государства, корпорации и т.п., человечество в целом.

Доверие – социальные отношения, возникающие между социальными субъектами в отсутствие взаимных вреда и угроз.

Влияние – способность социального субъекта создавать и предотвращать угрозы (управление угрозами и с помощью угроз). Обеспечивает различные виды доминирования, определяет достоинство, самооценку, самоуважение и т.д.

Социальная смерть – тотальное негативное гражданское согласие в отношении социального субъекта; разрушение доверия к социальному субъекту, в следствие чего он лишается влияния даже на процессы собственной жизнедеятельности, утрачивает позиции доминирования.

Квази-социальный субъект – организационные структуры, создаваемые человеком в процессе жизнедеятельности (оформляются различными способами в зависимости от различных юрисдикций). Выделение квази-социальных субъектов в отдельную категорию  необходимо, например, при пояснении особенностей применения по ним информационного оружия (за квази-субъектом чаще всего «прячутся», «маскируются» конкретные люди).

Дискурсивно-оценочный подход – это создание специальной сетевой конструкции, позволяющая осуществлять направленный сетевой дискурс и массовую этическую оценку в режиме реального времени, оперативно визуализировать вред (угрозу), исходящую от социального субъекта. Такая «подсветка»  позволяет мобильной толпе сетевых активистов (социально активных граждан) оказать точное гуманное влияние на социального субъекта, и предотвратить  наносимый им вред (разрушить представляемую им угрозу).

Солидарность (солидарное поведение) – это важнейший групповой инстинкт социальных субъектов, их согласованное поведение.

Дискурсивно-оценочный метод – это  процедура оценивания этичности (нравственности, моральности) поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов. В ходе этих процедур возникают дискурсивно-оценочные регуляторы.

Дискурсивные этические регуляторы действуют исключительно гуманно. Они просто напоминают субъекту, нежно советуют ему: «вести себя так нельзя, подумай».   Они предоставляют субъектам возможность пояснять, почему они делают так, а не иначе. А другим субъектам дают возможность оценивать социальные действия других субъектов.

Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки и т.п., затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для более чем одного социального субъекта.

Этическая оценка – определение уровня нравственности  социального субъекта.

Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов. 

Массовая этическая оценка – определение уровня нравственности  социального субъекта другими, массой оценщиков.

Нравственные кодексы – это гражданский громоотвод. По сути – это  управление протестной энергией, которая направляется на механизм ротаций. 

Дискурсивно-оценочный подход – это нравственный компас для гражданского общества. Применяя данный подход, общество в режиме реального времени будет видеть угрозы и реагировать на них, в том числе в форме негативного гражданского согласия.

Дискурсивно-оценочный подход позволяет как разобрать паразитического социального субъекта, так и осуществить сборку нравственного социального субъекта, созидающего себя через созидание для других.

Глас Народа – Глас Божий. 

ВЕГИКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПУТЬ — ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

НЕ НАВРЕДИ

Литература

1. Чигирев В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов – концепция систем непрерывной подготовки кадров  МО СССР, 1990 —  863 с.

2. Фурс В. Н. Философия незавершённого модерна Юргена Хабермаса. — Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. — 224 с.

3. Апель, К-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. — 1997. — № 1.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

5. Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Горюнков С.В. Нравственное возрождение России и проблема смены мировоззренческой парадигмы. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2014. – 122 с.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.

7. Герасимов Ю.Н.. Шкала оценки вреда Чигирева – Юнацкевича / Серия книг: нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, 2012. – 20 с.  

Меллман: Неужели мы действительно страдаем моральным упадком в этой стране?

На этой неделе, обсуждая новую увлекательную статью, я хочу объединить две идеи, которые уже давно вдохновляют эту колонку.

Одна из таких идей заключается в том, что люди имеют ограниченное представление о собственном мышлении, включая оценку изменений в своих взглядах. Например, на прошлой неделе я описал ошибочное мнение американцев о том, что они стали более социально консервативными, хотя на самом деле по большинству таких вопросов они стали более либеральными.

Второй набор выводов, который я обозначил как «Я в порядке, а вы нет», отражает склонность людей думать, что рядом с ними все в порядке, а где-то еще довольно ужасно.

У меня хорошее медицинское обслуживание, но у других плохое покрытие. Школы в моем районе хорошие, но Господи помоги ученикам в остальной части штата и страны. Преступность находится под контролем там, где я живу, но вышла из-под контроля по всей стране.

Теперь идет исследование, проведенное психологами Адамом Мастроянни из Колумбии и Дэниелом Гилбертом из Гарвардского университета, посвященное общественной оценке морального упадка. Исследователи документируют чувство упадка нравов, которое уходит в прошлое на тысячи лет и продолжается до настоящего времени.

Они нашли 177 вопросов для опроса, в котором приняли участие более 200 000 американцев в период с 1949 по 2019 год. Они задавали вопросы о том, как, по их мнению, изменилась национальная мораль с течением времени.

Например: «Как вы считаете, сейчас состояние нравственных ценностей в стране в целом улучшается или ухудшается?»

В целом, в 84 процентах случаев большинство сообщало, что нравственность в Америке ухудшилась. (Этот шаблон является международным.)   

Конечно, если бы мораль неуклонно снижалась, даже в течение последних 70 лет, не говоря уже о последних 2000 лет, мы все жили бы в какой-нибудь безумной максианской антиутопии.

Неужели мы действительно страдаем от постоянного морального упадка?

Стивен Пинкер из Гарварда изучил исторические записи и обнаружил: «Мы становимся лучше с каждым днем». Нравственность на самом деле повышается.

Исследование

Survey также ставит под сомнение реальность морального упадка. Мастроянни и Гилберт проанализировали более 100 вопросов опроса, в которых людям предлагалось сообщить о каком-либо элементе современной морали, которые социологи задавали как минимум дважды в период с 1965 по 2020 год.  

Короче говоря, оценки морали были стабильными. Люди говорили, что мораль снизилась, но когда их спрашивали об уровне этой морали в разные моменты времени, их ответы не показывали никаких изменений.

Восприятие морального упадка — это «иллюзия», заключают Мастроянни и Гилберт.

Это отчасти отражает феномен «я в порядке, а ты нет». Мой личный опыт, мой локальный мир довольно моральный, утверждают люди, но остальной мир — нет, и становится все хуже.

Точно так же это исследование предоставляет дополнительные доказательства ограниченного понимания людьми того, что меняется внутри них и вокруг них. Они утверждают, что видят снижение нравственности, но на самом деле это не так.

Эта иллюзия имеет политическое значение.

Предлагая сделать Америку снова великой, Трамп пообещал вернуться к Америке, которой, возможно, никогда не было, но когда-то он и его сторонники верили в то, что она была. Это отражало ощущение того, что изменения в стране пагубны и их необходимо повернуть вспять.

Явным признаком общественной антипатии к культурным преобразованиям, происходящим в этой стране, стал ответ на вопрос, который мы задали избирателям незадолго до выборов 2016 г. и попросили их оценить изменения в «американской культуре и образе жизни» с 1950-е годы.

Вспомните, чего не знали некоторые из наших респондентов, что 1950-е годы были до эпохи гражданских прав, до цифровых технологий, до Medicare и даже до появления цветного телевидения по всей стране.

Тем не менее, только 38% считают, что изменения, произошедшие с 1950-х годов, были к лучшему, а 55% считают, что наша культура и образ жизни в основном изменились к худшему.

Восемь процентов — по-видимому, все еще наслаждаясь своими хула-хупами, слушая монофонические проигрыватели и попивая воду из разделенных по расовому признаку фонтанов — почему-то вообще не заметили особых изменений.

Кризис в Судане стравливает монархии Персидского залива друг с другом Нарендра Моди берет все правильные ноты

Среди тех, кто считал, что культура Америки изменилась к лучшему, 74% поддержали Хиллари Клинтон, а среди 55% убежденных, что она стала хуже, две трети проголосовали за Трампа.

Иллюзорные представления могут создавать политическую реальность.

Меллман является президентом The Mellman Group и помог избрать 30 сенаторов США, 12 губернаторов и десятки членов Палаты представителей. Меллман более 20 лет проводил опрос среди лидеров демократов в Сенате, был президентом Американской ассоциации политических консультантов, членом Зала славы ассоциации и президентом Демократического большинства Израиля.  

Copyright Nexstar Media Inc., 2023 г. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.

Израильтяне и палестинцы морально не равны – мнение

Как обычно, посланник ООН на Ближнем Востоке Тор Веннесланд на этой неделе осудил «продолжающийся цикл насилия» в Иудее и Самарии, как будто Израиль и палестинцы были бесцеремонными участвовать в убийстве просто для развлечения или из сопоставимой жгучей ненависти.

Даже посол США Том Найдс, кажется, провел параллель между ужасным палестинским нападением возле Эли (где двое палестинских террористов застрелили четырех израильских мирных жителей в ресторане) и палестинскими прохожими, убитыми в перестрелке между солдатами ЦАХАЛа и террористами, которых они искали во время рейд с задержанием в Дженине.

Нидес бесчувственно смешал два критически разных события в одном твите, как будто «обе стороны», увы, «несут потери» и «обе стороны» несут одинаковую ответственность за этот «цикл насилия». Позже посол «уточнил» свой комментарий, подразумевая, что он пошел на попятную после того, как все разумные наблюдатели раскритиковали его.

Почему никто не комментирует палестинскую политическую культуру прославления смерти?

Чего не хватает в приведенных выше комментариях и бойких репортажах международных СМИ с Западного берега, так это каких-либо упоминаний о политических и моральных последствиях палестинского терроризма.

Никто не осмеливается замечать прославляющую смерть политическую культуру палестинцев, которые постоянно предпочитают насилие переговорам.

Место смертельной перестрелки возле еврейского поселения Эли, Западный берег, 21 июня 2023 г. (фото: YONATAN SINDEL/FLASH90)

Немногие готовы признать разницу между палестинскими террористами, убивающими детей, и израильскими солдатами, проводящими антитеррористические операции, которые должны арестовывать или уничтожать палестинских комбатантов и которые иногда также бьют прохожих.

Немногие имеют правоту признать, что палестинское общество празднует похищения и массовые убийства израильских мужчин, женщин и детей, в то время как ЦАХАЛ делает все возможное, чтобы избежать жертв среди гражданского населения, а израильское общество с ужасом отшатывается при мысли о рейдах мести.

Вместо этого слишком много западных дипломатов, которые должны знать лучше, и западных журналистов, которые делают вид, что не знают лучше, возмутительно нарушают симметрию и тем самым представляют публике ужасно искаженную картину палестино-израильского конфликта.

В лучшем случае они кажутся одержимыми представлением Израиля как неумолимого и жестокого общества, мало чем отличающегося от своего палестинского соседа. Это держит сюжетную линию в аккуратной и предположительно «непредвзятой» зоне комфорта; зона, в которой еврейские «радикалы» (то есть поселенцы) и еврейская «оккупация» Иудеи являются первопричиной или, по крайней мере, равной причиной конфликта в регионе.

Я сам несколько раз сталкивался с этой моральной близорукостью или аморальным предубеждением. Например, когда Нафтали Френкель из моего родного города Ноф-Аялон был похищен и убит вместе с двумя другими подростками террористами ХАМАС в Гуш-Эционе летом 2014 года. сетевые корреспонденты не проявили никакого интереса к мягким посланиям солидарности, веры и настойчивости, которые я предлагал. Они хотели услышать призывы к мести. Снова и снова меня подталкивали требовать жестоких военных действий Израиля против палестинцев. Это соответствовало бы той призме, которую освещают эти журналисты.

НЕТ морального равенства между израильтянами и палестинцами в нынешней борьбе за землю обетованную. Видимо, надо еще раз констатировать очевидное.

В израильском обществе моральные нормы ясны. Израильтяне ценят жизнь, а не смерть. Они стремятся к разрешению конфликта, а не к уничтожению врага. По моим подсчетам, за последние 20 лет Израиль выложил на дипломатический стол восемь далеко идущих компромиссных предложений. Более того, израильтяне в целом признают и стремятся исправить свои недостатки.

Поддержка самосуда против палестинцев ограничивается мельчайшей частью израильского общественного мнения, и те, кто участвует в нем, подлежат осуждению и судебному преследованию.

Противоположность злобности большей части палестинского общества и продолжающееся неприятие палестинского руководства также очевидны и неоднократно обнажаются жестоким терроризмом; прославление террористов палестинским руководством; финансовая поддержка палестинских правительств такому терроризму; и неоднократное отклонение любых и всех мирных компромиссных предложений.

Диктатор ПА Махмуд Аббас лживо угрожает, что «ежедневные убийства и подстрекательства Израиля приведут к большому взрыву» — тогда как именно его вульгарное подстрекательство продолжает разжигать терроризм, а его так называемые «мученики» совершают убийства.

Аббас ложно обвиняет Израиль в «посягательствах» на исламские и христианские святыни, включая мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, в то время как именно его вакф превратил Аль-Аксу в вооруженную крепость и превратил каждое посещение евреями в самое святое место иудаизма в стычку. Именно люди Аббаса неоднократно разрушали гробницу Иосифа, стремились разрушить гробницу Рахили и изгнали христиан из Вифлеема.

Аббас имеет наглость призывать к «международной защите палестинцев от нападений оккупационной армии» и обвиняет Израиль в «казне» палестинских террористов-подростков, хотя израильтянам приходится бояться забрасывания камнями палестинцев, ножевых ранений и расстрелов в каждом уголке этой страны и которые — неловко и героически — воздерживаются от использования всей силы израильской армии, в то время как террористы Аббаса лечатся в лучших израильских больницах.

Палестинцы, возможно, не в восторге от того, что Израиль строит дома в исторической столице Израиля, Иерусалиме, и вокруг нее, или что правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху расширяет израильские поселения за «зеленой линией»; позволяя большему количеству евреев жить в Иудее. Разумные люди могут не согласиться с этим вопросом.

Но Израиль не закладывает бомбы на палестинских рынках и не похищает палестинских детей. Палестинские каменщики, сантехники и электрики, работающие в доме по соседству с моим, по-прежнему будут приходить на работу — я не собираюсь их убивать — в то время как я не посмею ступить в район Газы или Наблуса.

Так что же делать, когда генеральный секретарь ООН проглатывает каждую каплю желчи Аббаса, а затем аморально осуждает «ненавистный дискурс с обеих сторон» и с презрением говорит, что ответ Израиля на недавние террористические атаки «добавил к и без того трудным проблемам восстановления спокойствия» — когда между действиями Израиля и Палестины нет фактической или моральной эквивалентности?

Что вы делаете, когда ваши друзья, живущие в хорошей погоде за границей, бросают тень на оборонительные меры, принятые израильской полицией и ЦАХАЛом в ответ на палестинский терроризм?

Вы хохочете над лидером ООН и напоминаете себе, что беспутная ООН когда-то объявила сионизм расизмом и что земля плоская. Вы не бежите в страхе и не отказываетесь от необходимых антитеррористических операций или по ошибке ограничиваете доступ евреев к Храмовой горе, чтобы успокоить палестинское или мировое общественное мнение.

Вы настаиваете на том, чтобы ваши друзья отвергли ошибочную фразу о том, что «обе стороны должны проявлять сдержанность»; и вы не позволяете им хитро бить вас по голове, утверждая, что «статус-кво неустойчив» и не привлекая ПА к ответственности за ее коррупцию и экстремизм.

Вы напоминаете друзьям, что в 2022 году было совершено более 5000 палестинских терактов против израильских евреев, включая автомобильные тараны, стрельбу, поножовщину и взрывы невинных мужчин, женщин и детей. Эти атаки включали более 500 атак с применением коктейля Молотова (зажигательных бомб), в результате которых было ранено более 150 израильтян.

В 2021 году количество случаев бросания камней увеличилось на 210% по сравнению с 2020 годом, а количество случаев бросания бомб в 2021 году увеличилось на 156% по сравнению с 2020 годом. Сравнительная статистика за 2022 и 2023 годы (еще не полностью табулированная) еще хуже.

За последние несколько месяцев палестинские террористы убили около 40 израильтян внутри и за пределами «зеленой линии».

Добавить комментарий