Что значат наши рисунки. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру
Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.
Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплёскивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.
Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нудную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
Где разместим, как нарисуем?
Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.
- Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
- Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
- Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.
- Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
- Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.
Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.
Цветочки, домики, имена, животные
Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.
- Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, — сомнение.
- Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
- Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.
Изображение человека
Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображён схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.
Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.
- Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
- Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
- Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одёжке».
- А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и лёгкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
- Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.
Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и чёрточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.
- Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
- Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
- Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
- Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
- Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.
Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
Дома
Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.
- Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
- Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
- Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.
Другие изображения
- Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
- Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
- Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
- Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
- Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
- Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
- Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
- Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
- Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
- Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
- Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
- Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
- Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
- Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
- Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
- Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
- Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
- Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
- Река. Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.
- Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.
- Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.
Тренинги по психологии ищите в расписании «Самопознание.ру»
Статьи автора
К концу дня мы устаём, единственным желанием становится поскорее добраться до кровати. Такое состояние проходит после хорошего сна. Однако обычная усталость может перерасти в хроническую, а это уже болезнь. Узнайте, как этого избежать. Впервые единичные случаи синдрома хронической усталости (СХУ… Читать дальше |
Читайте также
Традиционно лето — это период отпусков, отдыха на пляже и походов, но для многих — это также время изнуряющей работы душных офисах, «кондиционерных» простуд и тоски по проходящей мимо яркой летней погоде. Однако есть множество способов провести лето не просто инетерсно, но и с пользой для будущего… Читать дальше | «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельная с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому… Читать дальше |
Цели и задачи процессуальной арт-терапевтической работыПрактически любая арт-терапевтическая работа — является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как… Читать дальше |
Творческие способности есть у каждого человека. Это подтверждают многочисленные… Читать дальше |
О чем говорят наши рисунки?
Снимаем стресс
Глубоко, со всеми точками над «i» рисунками никто из ученых не занимался. Это поле для будущих исследований. Но кое-какие ответы есть.
– Человек не может быть обездвиженным, – объясняет психолог, заместитель директора МОУ Центр диагностики и консультирования «Развитие» Анастасия Матвеева. – Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов говорил, что всякая мысль есть движение. Когда создается ситуация вынужденной неподвижности – планерка, телефонный разговор, человек все равно чем-нибудь двигает. Либо языком, либо ногами, либо черкает в блокноте. С точки зрения физиологии, если человек не движется, он не может думать.
Проверяю. Неподвижно слушаю три минуты. Потом начинаю энергично жестикулировать. Удержаться нет сил. При обездвиживании нарастает тревога и наступает стресс, говорят ученые.
– Советский психофизиолог Николай Александрович Бернштейн разделил все движения на пять уровней, – продолжает Анастасия. – Низший уровень присущ всем живым существам. Высший, символические движения, – только человеку.
Когда мы рисуем на совещаниях, то не только думаем, но и неосознанно перерабатываем поступающую информацию.
– Особенно это важно, если информация неприятная, – продолжает Анастасия Матвеева. – Когда сверху навязываются жесткие решения, человек неосознанно злится. Скрытая агрессия тогда видна в прямых, жестких линиях рисунка.
Анастасия Матвеева, как и многие, рисует на планерках. Ее творчество – веточки и цветочки, заполненные замысловатыми геометрическими фигурами. Такие рисунки – зендудлы – модное сейчас в рисовании направление для релаксации.
– Сначала я об этом не знала, – делится опытом Анастасия. – А теперь скачиваю зендудлы в Интернете и раскрашиваю их осознанно, чтобы расслабиться в перерывах. Мы даже спорим с коллегами о зендудлах. «А мы бы эту черепаху не так раскрасили!» – говорят они мне.
Получается, наши цветочки на планерках – это своеобразные зендудлы. С их помощью мы думаем, осмысливаем информацию, снимаем стресс.
Легче изобразить, чем рассказать
Но рисунки нужны не только для снятия стресса. Их давно используют для диагностики психического состояния. «Человек под дождем», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» – вот некоторые названия психологических тестов. Для диагностики больных детей и детей с проблемами в развитии они почти безошибочны. Из-за недостаточного развития речи детям легче рисовать, чем рассказывать.
Опытному психологу рисунки открывают тайны. Жирные линии вверх-вниз означают тревожность. Перечеркнутые, прерывистые – неуверенность. Замкнутые фигуры – нежелание идти на контакт, их часто рисуют дети-аутисты. Прямые, жесткие линии, звери с зубами, шипами и чешуей — это агрессия. Украшения – пояса, браслеты, сережки – демонстративность. Большое число мелких деталей, когда прорисовывается каждая пуговка на одежде, каждый листочек на дереве, – инертность, медленный переход от одной мысли к другой.
Анастасия Матвеева рассказывает о языке рисунка на конкретных примерах. Вот картинка семилетнего мальчика. У него гиперактивность с синдромом дефицита внимания. У человечка на листе бумаги хорошо прорисованное хитроватое лицо с большими глазами, смеющийся рот, кудрявые волосы. А тело изображено схематично: ноги без стоп, руки без кистей. Одежды нет.
Непонимание своего тела тревожит мальчика: живот карандашного человечка закрашен ярко-синим цветом.
– Когда мальчик вырастет, что он будет рисовать на планерках? – спрашиваю я.
– Не думаю, что он будет на них сидеть. Скорее выберет физическую работу.
Следующий рисунок называется «Юля и мама». Но Юли на нем нет. Есть мама и старшая сестра. Сама Юля в форме зародыша.
Юля – девочка без истории. Три года назад ее со старшей сестрой взяли из детского дома. Шестилетняя сестренка сразу вошла в приемную семью. Она хорошо учится и до сих пор пребывает в эйфории от счастливых перемен в жизни. У Юли все не так. Она до сих пор не привыкла жить в семье.
– У всех фигур внизу прорисовано украшение на платьях. Девочка назвала их цветочком. Но здесь цветочком и не пахнет. Это фиксация на области гениталий, непонимание, откуда она взялась в новой семье, – объясняет Анастасия Матвеева. – Еще у персонажей сильно прорисован рот. Это вербальная агрессия. Значит, в семье много говорят, но не о том, что важно для Юли. Видно, что у девочки затруднен контакт с близкими. На рисунке у приемной мамы открытые руки, но нет пальцев. У старшей сестры пальцы сжаты в кулаки.
Жил-был клепст
Рисуночные тесты работают на взрослых точно так же, как и на детях. Психологи говорят: изображая что-либо, человек рисует себя – его рукой движет подсознание. Мой знакомый вот уже много лет рисует неких клепстов. Это фантастические зверьки, которые ходят поодиночке и семьями. Что движет рукой автора?
По словам самого «художника», он начинает рисовать спонтанно. Кроме клепстов, которые имеют маленький хоботок, большое брюхо и очень любят есть, при этом «их брюхо никак не может насытиться», он изображает еще мышей, ежей и вообще любит маленьких зверей.
– В детстве у меня была книга «Как зверята ума набирались». Название каждой главы начиналось с буквы, над которой изображалась маленькая зверушка. Некоторые были так хороши, что я их гладил, ковырял пальцем и стер. В одном месте даже была дырка. Когда я понял, что лучшие звери вытерты и я их больше не увижу, сильно затосковал…
Вот как расшифровала это признание и нарисованных клепстов Анастасия Матвеева:
– Мы видим достаточно простое, без прикрас существо. Без обилия деталей, украшений, даже зубов или хвоста. Основная деятельность существа – поглощение пищи. Как правило, это говорит о стремлении человека к новой информации и впечатлениям, к новым людям. Однако глубоких связей он ни с кем не устанавливает («брюхо никак не может насытиться»). Рисунок не закрашен. Это свидетельство пустоты внутри самого «художника». Образ навеян картинкой из далекого детства. Значит, и причину нужно искать там же.
Символика животных
У графологов есть свой словарь изображений. Например, если человек рисует цифры, то он озабочен материальным положением. Если жирно прорисовывает, обводит слова, то утверждает свою правоту.
К рисунку можно подойти и с позиций так называемого культурного символизма. Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ Валерий Емельянович Орел считал, что символическое значение животного есть результат исторического и культурного опыта, который вобрал в себя автор рисунка. Иными словами, древний египтянин и римлянин, средневековый европеец или китаец, изобразив кошку, увидели бы в себе разные качества. Египтянин нарисовал бы кошку как символ абсолютного добра. А для римлянина кошка стала бы, наоборот, сверхъестественным злом – в древнем Риме кошек не было. Для китайца это же животное – символ ясновидения. Для русского – символ домашнего очага и семейного благополучия. Такие вот разные интерпретации.
Но в любом случае рисунки помогают нам познать себя. Так что если вы вдруг почувствуете, что запутались в паутине слов, просто возьмите в руки карандаш и рисуйте.
ФОТО с сайта www.person.ks.ua
Искусство, которое вам нравится, раскрывает ваши черты характера
Произведения искусства, которые нас привлекают, могут дать представление о нашей личности, например, о том, импульсивны мы или преднамеренны, уравновешены или капризны. Исследования художественных предпочтений восходят к 1930-м годам — большинство из них изучали, в какой степени людям нравятся или не нравятся разные картины. Исследования показывают, что интерес человека к искусству более тесно связан с определенными чертами личности, чем с социальным классом, возрастом или полом.
В частности, личностная черта под названием «открытость» является лучшим показателем того, интересуются ли люди искусством. С другой стороны, тех, кто идентифицирует себя как «сознательных», часто меньше привлекает искусство. Эти черты являются частью «Большой пятерки» — общепринятой теории личности, основанной на почти столетних исследованиях.
Модель утверждает, что каждая личность состоит из комбинации пяти основных черт: открытости, добросовестности, экстраверсии, покладистости и невротизма (известного под аббревиатурой ОКЕАН). спектра, и каждый находится где-то между двумя крайностями.0003
(Источник: Olivier Le Moal/Shutterstock.com)
Каждая из этих черт «большой пятерки» определяется множеством аспектов, которые дополнительно описывают чью-то личность. Например, те, кто демонстрирует высокий уровень открытости, как правило, любопытны, независимы и обладают богатым воображением, в то время как более добросовестные люди часто организованы, вдумчивы и целеустремленны. В дополнение к художественным предпочтениям модель «большой пятерки» используется для прогнозирования других видов человеческого поведения, таких как забота о здоровье, удовлетворенность браком и производительность труда.
Черты характера не только предсказывают, понравится ли вам искусство в целом, но они также могут предсказать, какой стиль искусства вам нравится. Исследование, проведенное в 1973 году, показало, что сложность в искусстве была основным различием в том, как разные личности выбирают свои любимые произведения искусства: открытые личности неравнодушны к более сложным картинам, в то время как консервативные личности предпочитают более простые, традиционные произведения.
В 2005 году британское исследование опросило более 90 000 человек об их художественных предпочтениях. Участники заполнили онлайн-анкету и оценили 24 различных картины, прежде чем заполнить анкету личности, связанную с моделью «Большой пятерки». Участники, которые предпочитали репрезентативное искусство, такое как импрессионизм, были значительно более приятными и добросовестными и менее открытыми для нового опыта. Те, кто был более открытым, выше оценили абстрактные работы. Другие исследования показали, что люди с невротическими наклонностями — тревожные, застенчивые, капризные — находят абстрактное и поп-арт более привлекательным.
Хотите знать, что ваши художественные предпочтения говорят о вашей личности? Вот быстрый тест.
Эти предпочтения могут быть частично связаны с тем, как люди визуально сканируют искусство. В исследовании 2018 года отслеживались движения глаз участников, когда они изучали абстрактные произведения искусства. Большинство участников сосредоточились на правом верхнем квадранте. Это имеет смысл, поскольку правое полушарие мозга специализируется на зрительно-пространственной обработке, а также играет важную роль в обработке эмоций, которые вызывает искусство. Однако участники, склонные к невротизму, сосредоточили свое внимание на левой части изображения, а лица, страдающие шизофренией, больше внимания уделяли нижней части изображения.
Несмотря на впечатляющее количество исследований того, почему людям нравится определенное искусство, в теориях все еще есть дыры. Например, некоторые ученые утверждают, что модель «Большой пятерки» не применима к разным культурам и в основном ориентирована на жителей развитых стран. Кроме того, большинство исследований были сосредоточены на двухмерном искусстве, таком как картины, и еще не уловили различные предпочтения в ослепительном разнообразии медиа, существующих во всем мире. Кроме того, есть тот факт, что наши художественные предпочтения меняются со временем и зависят от нашей демографии, отношений и жизненного опыта.
Предпочтения людей в отношении искусства почти так же неоднозначны, как и само искусство. Но если вы ищете быструю лакмусовую бумажку чьих-то общих черт личности, не помешает взглянуть на произведения искусства, висящие на их стенах.
Проведение аналогий между ТГТ и психологией человека
Maarten Grootendorst
·Follow
Опубликовано в·
Чтение: 13 мин.·
29 июняСостояние ИИ резко изменилось благодаря генеративному тексту модели, такие как ChatGPT, GPT-4 и многие другие.
Эти модели GPT (Generative Pretrained Transformer), по-видимому, сняли порог для погружения в искусственный интеллект для тех, у кого нет технического образования. Любой может просто начать задавать модели кучу вопросов и получать пугающе точные ответы.
По крайней мере, большую часть времени…
Если он не может воспроизвести правильный вывод, это не значит, что он не может этого сделать. Часто нам просто нужно изменить то, что мы спрашиваем, подсказку , чтобы направить модель к правильному ответу.
Это часто называют инжиниринг подсказок .
Многие методы оперативной инженерии пытаются имитировать образ мышления человека. Попросите модель «думать вслух» или «давайте подумаем шаг за шагом» — отличные примеры того, как модель имитирует то, как мы думаем.
Эти аналогии между моделями ТШП и человеческой психологией важны, поскольку они помогают нам понять, как мы можем улучшить выходные данные моделей ТШП. Это показывает нам возможности, которых им может не хватать.
Это не означает, что я защищаю любую модель GPT как общий интеллект, но интересно посмотреть, как и почему мы пытаемся заставить модели GPT «думать» как люди .
Многие аналогии, которые вы здесь увидите, также обсуждаются в видео ниже. Андрей Карпати делится удивительным взглядом на модели больших языков с психологической точки зрения, и его определенно стоит посмотреть!
Отличное видео, описывающее состояние ТГП с использованием интересных психологических аналогий.Существует ряд тем, в которых аналогии между моделями ТШП и психологией человека дают интересные сведения, которые будут обсуждаться в этой статье:
Обзор того, что будет обсуждаться в этой статье.ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ : Говоря об аналогиях моделей ТШП с человеческой психологией, возникает риск, а именно антропоморфизм искусственного интеллекта. Другими словами, очеловечивание этих моделей GPT.
Подсказка — это то, что мы просим у модели GPT, например: «Создать список из 10 названий книг».
Когда мы пытаемся задать разные вопросы в надежде улучшить производительность модели, мы применяем подсказку инженерного .
В психологии существует множество различных форм побуждения людей к проявлению определенного поведения, которое обычно используется в приложениях прикладного поведения (ABA) для изучения нового поведения.
Существует явная разница между тем, как это работает в моделях GPT и в психологии. В психологии побуждение связано с изучением нового поведения. Что-то, что человек не мог сделать раньше. Для модели GPT речь идет о демонстрации ранее невидимого поведения.
Основное отличие заключается в том, что человек учится чему-то совершенно новому и в определенной степени меняется как личность. Напротив, модель GPT уже была способна демонстрировать такое поведение, но не из-за своих обстоятельств, а именно из-за подсказок. Даже когда вы успешно добиваетесь «надлежащего» поведения от модели, сама модель не меняется.
Подсказки в моделях GPT также намного менее тонкие. Многие приемы подсказок настолько явны, насколько это возможно (например, «Вы ученый. Кратко изложите эту статью». ).
Модели GPT являются подражателями. Он и сопоставимые модели обучаются на горах текстовых данных и пытаются воспроизвести их как можно лучше.
Это означает, что когда вы задаете модели вопрос, она пытается сгенерировать последовательность слов, которая лучше всего соответствует тому, что она увидела во время обучения. При наличии достаточного количества обучающих данных эта последовательность слов становится все более и более последовательной.
Однако у такой модели нет встроенных возможностей для истинного понимания поведения, которое она имитирует. Как и многие вещи в этой статье, вопрос о том, действительно ли модель GPT способна рассуждать, определенно открыт для обсуждения и часто вызывает страстные дискуссии.
Несмотря на то, что у нас есть врожденные способности к имитации поведения, это гораздо сложнее и основано как на социальных конструкциях, так и на биологии. Мы склонны в какой-то степени понимать подражательное поведение и можем легко обобщать его.
У нас есть предвзятое представление о том, кто мы есть, как наш опыт сформировал нас и какие у нас взгляды на мир. У нас есть идентификатор
Модели GPT не имеют идентификации. У него много знаний о мире, в котором мы живем, и он знает, какие ответы мы могли бы предпочесть, но у него нет чувства «я».
Он не обязательно руководствуется определенными взглядами, как мы. С точки зрения идентичности это чистый лист . Это означает, что, поскольку модель GPT имеет много знаний о мире, у нее есть некоторые возможности имитировать личность, которую вы у нее запрашиваете.
У него есть большое преимущество. Мы можем попросить модель взять на себя роль ученого, писателя, редактора и т. д., и она попытается последовать их примеру. Настроив его на подражание определенным личностям, его вывод будет более приспособлен к задаче.
Интересная тема. Существует множество источников для оценки больших языковых моделей в самых разных тестах, таких как Таблица лидеров обнимающих лиц или использование рейтингов Эло для оспаривания больших языковых моделей.
Это важные тесты для оценки возможностей этих моделей. Однако с тем, что я считаю сильной стороной той или иной модели, вы можете не согласиться.
Это относится к самой модели. Даже если мы сообщим ему результаты этих тестов, он все равно не знает, в чем заключаются его сильные и слабые стороны
Другими словами, сильно зависит от контекста ситуации, когда чьи-либо способности считаются сильными или слабыми. То же самое относится и к нашим собственным возможностям. Я мог бы думать, что хорошо разбираюсь в моделях больших языков, но если вы окружите меня такими людьми, как Эндрю Нг, Себастьян Рашка и т. д., то мои знания о моделях больших языков внезапно утратят прежнюю силу.
Это важно, потому что модель не инстинктивно знает, когда что-то является силой или слабостью, , поэтому вы должны сказать ему .
Например, если вы чувствуете, что модель плохо подходит для решения математических уравнений, вы можете запретить ей выполнять какие-либо вычисления самостоятельно, а вместо этого использовать плагин Wolfram.
Напротив, хотя мы и заявляем, что имеем некоторое представление о своих сильных и слабых сторонах, оно часто бывает субъективным и, как правило, сильно предвзятым.
Как упоминалось ранее, модель GPT не знает, в чем она хороша или нет в конкретных ситуациях. Вы можете помочь ему разобраться в ситуации, добавив объяснение ситуации в подсказку. Описывая ситуацию, модель ориентируется на получение более точных ответов.
Это не всегда делает его пригодным для выполнения разных задач. Как и людям, объяснение ситуации помогает, но не устраняет все их слабости.
Вместо этого, когда мы сталкиваемся с чем-то, на что мы в данный момент не способны, мы часто полагаемся на инструменты для их преодоления. Мы используем калькулятор при решении сложных уравнений или используем автомобиль для более быстрой транспортировки.
Эта зависимость от внешних инструментов не является чем-то, что модель GPT делает автоматически. Вам придется указать модели использовать определенный внешний инструмент, если вы убеждены, что он не способен выполнить определенную задачу.
Здесь важно то, что мы ежедневно полагаемся на огромное количество инструментов, ваш телефон, ключи, очки и т. д. Предоставление модели GPT таких же возможностей может значительно повысить ее производительность. Эти внешние инструменты аналогичны плагинам, которые есть в OpenAI.
Основным недостатком этого является то, что эти модели не используют инструменты автоматически. Он будет получать доступ к плагинам только в том случае, если вы сообщите модели, что это возможно.
Обычно у нас есть внутренний голос, с которым мы разговариваем при решении сложных проблем. «Если я сделаю это, то это будет результат, но если я сделаю это, то это может дать мне лучшее решение».
Модели GPT не демонстрируют это поведение автоматически. Когда вы задаете ему вопрос, он просто генерирует ряд слов, которые наиболее логично следуют за этим вопросом. Конечно, он вычисляет эти слова, но не использует их для создания внутреннего монолога.
Как оказалось, если попросить модель «думать вслух», сказав: «Давайте подумаем шаг за шагом», это немного улучшит ответы, которые она дает. Это называется цепочкой мыслей и пытается подражать мыслительным процессам людей, рассуждающих. Это не обязательно означает, что модель «рассуждает», но интересно посмотреть, насколько это улучшит ее производительность.
В качестве небольшого приятного бонуса модель не произносит этот монолог внутри себя, поэтому наблюдение за тем, о чем думает модель, дает удивительное представление о ее поведении.
Этот «внутренний голос» немного упрощен по сравнению с тем, как работает наш. Мы гораздо более динамичны в «разговорах» с самими собой, а также в том, как мы ведем эти «разговоры». Оно может быть символическим, моторным или даже эмоциональным по своей природе. Например, многие спортсмены представляют себе, что занимаются спортом, в котором они преуспели, как способ тренироваться для реальной цели. это называется ментальные образы .
Эти разговоры позволяют нам провести мозговой штурм. Мы используем это, чтобы придумывать новые идеи, решать проблемы и понимать контекст, в котором возникает проблема. Модель GPT, напротив, должна быть явно указана для мозгового штурма решения с помощью очень конкретных инструкций.
Далее мы можем связать это с нашими системами мышления 1 и 2. Система 1 мышление — это автоматический, интуитивный и почти мгновенный процесс. Здесь у нас очень мало контроля. Напротив, система 2 — это сознательный, медленный, логичный и трудоемкий процесс.
Давая модели GPT возможность саморефлексии, мы, по сути, пытаемся имитировать образ мышления этой системы 2. Модель требует больше времени для генерации ответа и тщательно просматривает его, вместо того чтобы быстро генерировать ответ.
Грубо говоря, можно сказать, что без какой-либо быстрой разработки мы задействуем его систему мышления 1, в то время как без специальных инструкций и процессов, подобных цепочке размышлений, мы задействуем его систему 2 мышления.
Если вы хотите узнать больше о нашем мышлении по системе 1 и по системе 2, есть замечательная книга под названием «Думай быстро и медленно», которую стоит прочитать!
Андрей Карпатий в своем видео, упомянутом в начале статьи, делает отличное сравнение возможностей памяти человека и модели GPT.
Наша память довольно сложна, у нас есть долговременная память, рабочая память, кратковременная память, сенсорная память и многое другое.
Мы можем очень грубо представить память модели GPT как четыре компонента и сравнить ее с нашими собственными системами памяти:
- Долговременная память
- Рабочая память
- Сенсорная память
- Внешняя память
Долговременная память модели GPT можно рассматривать как то, чему она научилась во время обучения на миллиардах данных. Эта информация в определенной степени представлена в модели, которую она может идеально воспроизвести, когда захочет. Эта долговременная память останется с моделью на протяжении всего ее существования. Напротив, наша долговременная память может со временем разрушаться, что часто называют теорией распада.
Долговременная память модели GPT идеальна и не разрушается со временем
Рабочая память модели GPT — это все, что соответствует подсказке, которую вы ей даете. Модель может идеально использовать всю эту информацию, чтобы выполнить расчет и дать ответ. Это отличная аналогия с нашей рабочей памятью, поскольку это тип памяти с ограниченной способностью временно хранить информацию. Например, модель GPT «забудет» свое приглашение после того, как даст ответ. Причина, по которой он, кажется, помнит разговор, заключается в том, что вместе с подсказкой в подсказку добавляется история разговора.
Модель GPT забывчива, когда дело доходит до новой информации
Сенсорная память относится к тому, как мы храним информацию, полученную от наших органов чувств, такую как визуальная, слуховая и тактильная информация. Мы используем эту информацию и передаем ее в нашу кратковременную или рабочую память для обработки. Это похоже на мультимодальные модели GPT, которые работают с текстом, изображениями и даже со звуком.
Однако правильнее было бы сказать, что модели GPT обладают мультимодальной рабочей и долговременной памятью, а не сенсорной памятью. Эти модели тесно связывают мультимодальные данные с их различными формами «памяти». Итак, как мы видели ранее, скорее кажется, что имитируют сенсорную память .
Модель GPT имитирует сенсорную память с помощью мультимодальной процедуры обучения
Наконец, модели GPT становятся немного сильнее, когда вы даете им внешнюю память . Это относится к базе данных информации, к которой он может получить доступ, когда захочет, например, к нескольким книгам по физике. Напротив, наша внешняя память использует сигналы из окружающей среды, чтобы помочь нам вспомнить определенные идеи и ощущения. В некотором смысле речь идет о доступе к внешней информации, а не о запоминании внутренней информации.
ПРИМЕЧАНИЕ: Я не упомянул кратковременную память. Существует много дискуссий между кратковременной и рабочей памятью и тем, не являются ли они на самом деле одним и тем же. Часто упоминаемая разница заключается в том, что рабочая память не только хранит информацию в течение короткого времени, но и способна манипулировать ею. Кроме того, у него есть лучшая аналогия с моделью GPT, поэтому давайте немного выберем здесь.
Как мы видели в этой статье, если мы хотим, чтобы модель GPT что-то делала, мы должны сказать ему .
Это важно отметить, так как это связано с чувством автономии. По умолчанию у нас есть определенная степень автономии. Если я решу выпить, я могу.
Это отличается от модели GPT, поскольку по умолчанию она не имеет автономии. Он не может работать независимо, не предоставив для этого необходимые инструменты и среду.
Мы можем предоставить модели GPT автономию, заставив ее создавать ряд задач для выполнения для достижения определенной конечной цели. Для каждой задачи он записывает шаги для ее выполнения, размышляет над ними и выполняет их, если у него есть для этого инструменты.
AutoGPT — отличный пример автономии модели GPT.
В результате все, на что способна модель, очень сильно зависит от ее окружения в, возможно, большей степени, чем наше окружение влияет на нас. Что очень важно, учитывая влияние окружающей среды на нас.
Это также означает, что, хотя модель GPT может демонстрировать впечатляюще сложное автономное поведение, она является фиксированной. Он не может решить использовать инструмент, о существовании которого мы никогда не говорили. Для нас мы более адаптируемы к новым и ранее неизвестным инструментам.
Общей проблемой моделей GPT является их способность уверенно говорить то, что просто не соответствует действительности и не подтверждается данными обучения.
Например, когда вы запрашиваете модель GPT для получения фактической информации, такой как доход Apple в 2019 году, она может генерировать полностью ложную информацию.
Это называется галлюцинация .
Термин происходит от галлюцинаций в человеческой психологии, когда мы верим в то, что видим, как в реальность, хотя на самом деле это не так. Основное отличие здесь в том, что человеческая галлюцинация основана на восприятии, а модель «галлюцинирует» неверные факты.