Краткий материал по теме №7
Тема 7 невербальное общение
Невербальное общение – это общение, при котором средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Между тем речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела:
— рук — жестикуляция,
— лица — мимика,
— позы — пантомимика).
Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека и называется кинетикой.
Паралингвистика или просодика — качество голоса, его диапазон, тональность:
— особенности произношения,
— тембр голоса, его высота и громкость,
Экстралингвистика — речевые особенности, а также темп речи.
— паузы между словами, фразами,
— смех, плач, вздохи, покашливания, речевые ошибки и искажения и др.
Проксемика (англ. — близость). Взаимное расположение партнеров в процессе общения. Ее называют пространственной психологией.
Визуальное общение — контакт глаз.
Неречевые средства общения можно назвать эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника.
О чем могут сообщить невербальные средства общения?
Во-первых, они указывают собеседнику на особо важные моменты сообщения.
Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.
В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.
В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.
Невербальные особенности в процессе общения
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20—40% информации передается с помощью речи.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию партнера по общению. Читая этот язык, мы осуществляем обратную связь, которая играет определяющую роль в процессе взаимодействия.
Кинетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
Рукопожатие (например)
Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии.
Продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении.
Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие.
Движения рук и тела передают много сведений о человеке.
Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека.
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения, которые способны подчеркивать характер и точность информации.
В психологии выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.
Жесты открытости. Свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся:
Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.
Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии.
Жесты подозрительности и скрытности.
— собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками;
— собеседник старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону.
— несогласованность жестов (например, если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность).
Жесты и позы защиты. Являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу.
Наиболее распространенным жестом являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать несколько характерных положений.
Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника.
Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции.
Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают предплечия, означает сдерживание негативной реакции собеседника по отношению к Вам.
Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди людей. Он передает двойной сигнал:
— первый — о негативном отношений,
— второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук.
Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.
Жесты размышления и оценки.
— задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки
— жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
— если собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.
Жесты сомнения и неуверенности
— почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается несколько таких движений).
— прикосновение к носу или его легкое потирание.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу.
— если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели. Или он чувствует свое превосходство над вами.
— жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит.
— жест, связанный с прикосновением к уху, — потягивание мочки уха — говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.
— в том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу.
— показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.
Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками.
— собеседник постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы.
— жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. С тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.
Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. «Закладывание рук за спину с захватом запястья».
Жесты несогласия. «Собирание несуществующих ворсинок с костюма».
Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.
Мимика. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь, по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ.
Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. В специальной литературе встречается более 20 тысяч описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST.
Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок).
Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Мимические реакции, которые позволят нам определить, обманывает нас собеседник или нет.
Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим.
Психологи считают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать.
Какие же жесты могут выдать собеседника, если он лжет?
— например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками.
— собеседник прикасается к своему носу. Это может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу (во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений).
— потирание века, вызвано тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.
— если вы видите, что собеседник лжет, то вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.
Проксемические особенности невербального общения
Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории).
Американский ученый Э. Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. proximity — близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.
Размеры, личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны:
интимная зона — от 15 до 45 см;
личная зона — от 46 до 120 см;
социальная зона — от 120 до 360 см;
общественная, или публичная, зона — более 360 см.
Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
Личная зона — это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.
Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
Публичная зона — это то расстояние, которое соблюдается, когда мы обращаемся к большой группе людей.
Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).
Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве: друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.
Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем, является важным социальным знаком.
Уважение к другому проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения.
Невербальные средства общения — ZNZN📗
Невербальная коммуникация – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения с большей степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.
Невербальные сигналы могут играть пять ролей:
Повторение: они могут повторить сообщение человека, которое он делает в устной форме.
Противоречие: они могут противоречить сообщениям индивида, которые он пытается передать.
Замена: они могут заменять собой устное послание. Например, глаза человека могут часто передать гораздо больше информации, чем слова.
Дополнение: они могут дополнять устное послание. Например: начальник, который похлопывает вас по спине в дополнение к похвале, может усилить воздействие вербального сообщения.
Акцентирование: они могут подчеркнуть устное послание. Например, начальник стучит по столу, когда ругает подчиненного.
Мимика
Человеческое лицо очень выразительно. Не говоря ни слова, оно в состоянии выразить наши бесчисленные эмоции: счастье, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев и др. Мимика, в отличие от некоторых форм невербального общения, является более универсальной.
Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.
Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас».
Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Походка человека, отраженная, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может говорить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.
Умение принимать правильную позу в той или иной ситуации общения, особенно при публичном выступлении, свидетельствует о профессионализме.
Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости и восприимчивости. Закрытая же, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.
Жесты
Жесты вплетены в ткань повседневной жизни. Мы машем, маним, жестикулируем руками, используем их, когда спорим или оживленно говорим, то есть выражаем себя с помощью жестов, часто не задумываясь об этом. Тем не менее, смысл жестов в разных культурах и регионах может быть очень разным, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного их толкования.
Визуальный контакт
Для многих зрительный контакт является наиболее важным типом невербальной коммуникации. Когда мы смотрим друг на друга, то сообщаем многие вещи, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение. Зрительный контакт также играет важную роль в поддержании хода беседы и для измерения реакции другого человека.
Прикосновение.
Часто общение происходит через прикосновение. Существует множество сообщений, которые даются слабым рукопожатием, робким похлопыванием по плечу, теплыми «медвежьими» объятиями, покровительственным поглаживанием по голове или крепким рукопожатием.
Пространство
Когда собеседник стоит слишком близко, то существует большая вероятность ощутить некоторую неловкость. Так как он как бы вторгается в личное пространство. У каждого из есть потребность в физическом пространстве. Она отличается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Можно использовать физическое пространство для передачи многих невербальных сообщений, в том числе сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
В речевой коммуникации существует три зоны приближения:
1 м 30 см – личностная зона;
1 м – социальная зона;
45 см – интимная зона.
Голос
Важно не только то, что говорится, но и то, как говорится. Ведь когда мы говорим, другие люди в дополнение к нашим словам «читают» наш голос. Они обращают внимание на темп, тон и интонацию голоса, как громко мы говорим и т. п. Поэтому надо изучать, как тон голос другого человека может указывать, например, на уверенность в себе, привязанность или сарказм, иронию, гнев и т. д. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
20.1 Принципы невербальной коммуникации. Деловое письмо для успеха
Глава 20. Невербальная передача
Цели обучения
- Продемонстрировать невербальное общение и описать его роль в процессе общения.
- Понимать и объяснять принципы невербального общения.
Невербальная коммуникация изменчива
Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или смысл слов был неясен. Когда дело доходит до невербального общения, смысл еще труднее различить. Иногда мы можем сказать, что люди сообщают посредством невербального общения, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения. Невербальная коммуникация – это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать ясному пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает наше изучение и наше понимание достойной, но сложной целью.
Где начинается подмигивание и заканчивается кивок? Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором оно доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Смущенный? Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим зрительный контакт. Что это означает само по себе без контекста, положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальные действия почти плавно переходят от одного к другому, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже ряда элементов.
Мы воспринимаем время как линейное, текущее по прямой линии. Мы выполнили одну задачу, сейчас делаем другую задачу, и мы все время планируем делать что-то еще. Иногда мы уделяем больше внимания будущему или прошлому, забывая, что на самом деле живем в настоящем моменте, независимо от того, сосредоточены мы на «сейчас» или нет. Невербальная коммуникация всегда находится в движении, пока мы есть, и никогда не повторяется дважды.
Невербальное общение необратимо. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. Вы также можете копать яму, в которой вы находитесь, чуть глубже. Старые поговорки «когда окажешься в яме, перестань копать» и «открой рот, вставь ногу» иногда применимы и к устному общению. Мы все говорили что-то, что мы бы отдали что угодно, чтобы забрать обратно, но мы все знаем, что не можем. Устное общение, как и письменное, допускает некоторые исправления, но оно все равно не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других вербальных и невербальных коммуникативных актов, и вы не можете взять его обратно.
В речи невербальная коммуникация непрерывна в том смысле, что она происходит всегда, и поскольку она настолько подвижна, может быть трудно определить, где начинается одно невербальное сообщение и заканчивается другое. Слова можно легко идентифицировать и изолировать, но если мы попытаемся выделить жесты, улыбку или позу говорящего, не глядя на то, как все это сочетается в контексте, мы можем упустить суть и сделать неверный вывод. Вы должны осознавать этот аспект публичных выступлений, потому что, цитируя другую старую поговорку, «Действия говорят громче, чем слова». Это верно в том смысле, что люди часто обращают больше внимания на ваши невербальные выражения, чем на ваши слова. В результате невербальная коммуникация — это мощный способ способствовать (или умалять) ваш успех в донесении вашего сообщения до аудитории.
Быстрая невербальная коммуникация
Давайте представим, что вы сидите за компьютером на работе. Вы видите, что пришло электронное письмо, но вы как раз находитесь в процессе подсчета электронной таблицы, цифры в которой просто не складываются. Вы видите, что электронное письмо от коллеги, и вы нажимаете на него. В теме письма указано «розовые листки». Вы можете интерпретировать это как предложение о костюме на Хэллоуин или соревнование в гонке за собственность друг друга, но в контексте рабочего места вы можете предположить, что это означает увольнения.
Ваша эмоциональная реакция немедленна. Если бы автор электронного письма мог видеть ваше лицо, он бы понял, что ваш ответ был выражением недоверия и разочарования, даже гнева, и все это благодаря вашему невербальному общению. Да, когда в лесу падает дерево, оно издает звук, даже если его никто не слышит. Точно так же вы все время выражаете себя через невербальное общение, совершенно не задумываясь. Вы можете подумать о том, как поделиться новостями со своим партнером, и попытаться изобразить улыбку и чувство спокойствия, когда вам не хочется улыбаться.
Невербальное общение выдает наши мысли и чувства еще до того, как мы осознаем, о чем думаем или что чувствуем. Люди могут увидеть и услышать больше, чем вы когда-либо ожидали. Ваше невербальное общение включает в себя как преднамеренные, так и непреднамеренные сообщения, но, поскольку все это происходит так быстро, непреднамеренные сообщения могут противоречить тому, что вы знаете, что должны сказать или как вы должны реагировать.
Невербальное общение может дополнить или заменить вербальное общение
Люди больше обращают внимание на то, как вы это говорите, чем на то, что вы говорите на самом деле. В представлении речи это особенно верно. Мы общаемся невербально больше, чем участвуем в вербальной коммуникации, и часто используем невербальные выражения, чтобы добавить или даже заменить слова, которые мы иначе могли бы сказать. Мы используем невербальный жест, называемый иллюстратором, чтобы эффективно передать наше сообщение и усилить нашу точку зрения. Ваш коллега Эндрю может спросить вас: «Бар Барни после работы?» когда он проходит мимо, и вы просто киваете и говорите «да». Эндрю может ответить невербальным жестом, называемым эмблемой, сигнализируя знаком «ОК», когда он уходит.
В дополнение к иллюстраторам или символической невербальной коммуникации мы также используем регуляторы. «Регуляторы — это невербальные сообщения, которые контролируют, поддерживают или препятствуют взаимодействию» (McLean, S., 2003). Например, если кто-то говорит вам сообщение, которое сбивает с толку или расстраивает, вы можете поднять руку — общепризнанный регулятор, который просит говорящего замолчать.
Предположим, вы находитесь на совещании и представляете речь о новейшем продукте вашей компании. Если члены вашей аудитории кивают, соглашаясь с важными моментами, и поддерживают хороший зрительный контакт, это хороший знак. Невербально они используют регуляторы, побуждающие вас продолжать презентацию. Напротив, если они отводят взгляд, топают ногой и начинают рисовать на полях своего блокнота, это регуляторы, предлагающие вам лучше подумать о том, как вернуть их интерес или быстро завершить презентацию.
«Аффектные проявления — это невербальное общение, выражающее эмоции или чувства» (McLean, S., 2003). Демонстрация аффекта, которая может сопровождать поднятие руки в знак тишины, может состоять в том, чтобы нахмуриться и покачать головой из стороны в сторону. Когда вы с Эндрю находитесь в баре Barney’s Bar, улыбайтесь и машите рукой прибывающим коллегам, чтобы они знали, где вы сидите, и приветствовали их.
Рисунок 11.1
Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения.
Мэтью — Я ненавижу дни с плохой прической — CC BY-NC-ND 2.0.
«Адапторы — это проявления невербального общения, которые помогают вам адаптироваться к вашей среде и каждому контексту, помогая вам чувствовать себя комфортно и безопасно» (McLean, S., 2003). Самоадаптер подразумевает, что вы удовлетворяете свою потребность в безопасности, например, играя со своими волосами, адаптируя что-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено или без какой-либо очевидной цели. Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения. Объект-адаптер предполагает использование объекта способом, для которого он не предназначен. Вы можете увидеть, как зрители постукивают карандашами, жуют их или играют с ними, игнорируя при этом вас и вашу презентацию. Или, возможно, кто-то вытаскивает расческу и несколько раз проводит ногтем большого пальца о зубцы расчески. Они используют расческу или карандаш не по назначению, как объект-адаптер, который сообщает об отсутствии заинтересованности или энтузиазма в вашей речи.
Преднамеренное невербальное общение может дополнять, повторять, заменять, маскировать или противоречить тому, что мы говорим. Когда Эндрю пригласил вас к Барни, вы сказали «Да» и кивнули, дополняя и повторяя сообщение. Вы могли бы просто кивнуть, эффективно заменив «да» невербальным ответом. Вы также могли решить отказаться, но не хотели обижать чувства Эндрю. Покачивая головой «нет», указывая на часы, сообщая о проблемах с работой и временем, вы можете маскировать свои настоящие мысли или чувства. Маскировка включает замену соответствующей невербальной коммуникации на невербальную коммуникацию, которую вы, возможно, захотите отобразить (McLean, S., 2003). Наконец, невербальные сообщения, противоречащие вербальному общению, могут сбить слушателя с толку. Таблица 11.1 «Некоторые невербальные выражения» суммирует эти понятия.
Таблица 11.1 Некоторые невербальные выражения
Термин | Определение |
---|---|
Адаптеры | Помогите нам чувствовать себя комфортно или укажите эмоции или настроение |
Влияние на дисплеи | Выражать эмоции или чувства |
Дополнение к | Подкрепление вербальной коммуникации |
Противоречие | Противоречащее устному общению |
Эмблемы | Невербальные жесты, которые несут определенное значение и могут заменять или усиливать слова |
Иллюстраторы | Подкрепить устное сообщение |
Маскировка | Замена менее подходящих дисплеев более подходящими |
Объектные адаптеры | Использование объекта не по назначению |
Регуляторы | Контролировать, поощрять или препятствовать взаимодействию |
Повторяющийся | Повторяющееся вербальное общение |
Замена | Замена вербального общения |
Самоадаптеры | Адаптация чего-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено, или без очевидной цели |
Невербальное общение универсально
Подумайте о многих контекстах, в которых происходит взаимодействие в течение дня. Утром, на работе, после работы, дома, с друзьями, с семьей, и наш список можно продолжать довольно долго. Теперь рассмотрим различия в невербальной коммуникации в этих многочисленных контекстах. Когда вы на работе, вы прыгаете вверх и вниз и говорите все, что хотите? Почему или почему нет? Вы можете не вести себя так из-за ожиданий на работе, но факт остается фактом: с момента пробуждения до сна вы окружены невербальной коммуникацией.
Если бы вы родились в другой стране, у других родителей и, возможно, как представитель противоположного пола, весь ваш мир был бы совсем другим. Тем не менее, невербальное общение останется универсальной константой. Он может выглядеть не так, или использоваться таким же образом, но он все равно будет невербальным общением со своими многочисленными функциями и проявлениями.
Невербальное общение сбивает с толку и зависит от контекста
Невербальное общение может сбивать с толку. Нам нужны контекстуальные подсказки, чтобы помочь нам понять или начать понимать, что означает движение, жест или отсутствие изображения. Затем мы должны выяснить все это, основываясь на наших предварительных знаниях (или их отсутствии) о человеке, и надеяться сделать это правильно. Расскажите о вызове. Невербальное общение повсюду, и мы все его используем, но это не делает его простым или независимым от того, когда, где, почему или как мы общаемся.
Невербальное общение может быть преднамеренным или непреднамеренным
Предположим, вы работаете продавцом в розничном магазине, и покупатель сообщил вам о своем разочаровании. Будут ли невербальные аспекты вашего ответа преднамеренными или непреднамеренными? Ваша работа — всегда быть приятным и вежливым, но ваши нахмуренные брови или широко раскрытые глаза могут быть непреднамеренными. Они ясно сообщают о ваших негативных чувствах в данный момент. Повторное выражение вашего желания быть полезным и демонстрация невербальных жестов может означать, что «ничего страшного», но напряжение момента все еще «написано» на вашем лице.
Можем ли мы сказать, намеренно или ненамеренно люди общаются невербально? Задайте этот вопрос десяти людям и сравните их ответы. Вы можете быть удивлены. Очевидно, что понять невербальную коммуникацию в действии непросто. Мы часто приписываем преднамеренные мотивы невербальной коммуникации, когда на самом деле их проявление непреднамеренно и часто трудно интерпретировать.
Невербальные сообщения передают чувства и отношения
Стивен Биб, Сьюзен Биб и Марк Редмонд предлагают нам три дополнительных принципа межличностного невербального общения, которые служат нашему обсуждению. Во-первых, вы часто реагируете быстрее, чем думаете. Ваши невербальные ответы передают вашу первоначальную реакцию, прежде чем вы сможете обработать ее с помощью языка или сформулировать соответствующий ответ. Если ваша адекватная устная реакция не соответствует вашей невербальной реакции, вы можете выдать свои истинные чувства и отношения (Биби, С., Биби, С. и Редмонд, М., 2002).
Альберт Меграбян утверждает, что мы редко передаем эмоциональные сообщения посредством устной речи. По словам Мехрабяна, 93 % времени мы выражаем свои эмоции невербально, по крайней мере 55 % — с помощью мимики. Голосовые сигналы, положение тела и движения, а также нормативное пространство между говорящим и получающим также могут быть ключами к чувствам и отношениям (Мехрабиан, А., 1972).
Всегда ли ваша первая эмоциональная реакция является точным и верным отражением ваших чувств и отношений, или ваша эмоциональная реакция меняется со временем? Мы все постоянно меняемся, и иногда момент разочарования или вспышка гнева может сигнализировать получателю о чувстве или эмоции, которые существовали в течение некоторого времени, но с тех пор прошли. Их ответ на ваше сообщение будет основан на этом восприятии, даже если вы, возможно, уже решили эту проблему. Вот где устное слово служит нам хорошо. Возможно, вам придется четко сформулировать, что вы были разочарованы, но не более того. Слова, произнесенные вслух, могут внести ясность и вызвать дополнительное обсуждение.
Мы верим в невербальную коммуникацию больше, чем в вербальную
Опираясь на пример реагирования на ситуацию с помощью мимических жестов, связанных с фрустрацией, прежде чем вы даже успеете придумать соответствующий вербальный ответ, зададимся вопросом: чему бы вы поверили, чьим-то действиям или их слова? По словам Уильяма Сейлера и Мелиссы Билл, большинство людей склонны верить невербальному сообщению, а не вербальному. Люди часто отвечают, что «действия говорят громче, чем слова», и придают непропорционально большое значение невербальной реакции (Seiler W., and Beall, M., 2000). Люди не всегда логичны, и они испытывают чувства и отношения, которые меняются. Тем не менее, мы больше доверяем невербальному общению, особенно когда речь идет о лживом поведении. Согласно Мирону Цукерману, Белле ДеПауло и Роберту Розенталю, есть несколько моделей поведения, которые люди часто демонстрируют, когда обманывают (Цукерман М., ДеПауло Б. и Розенталь Р., 19).81):
- Уменьшение зрительного контакта во время разговора
- Неловкие паузы в разговоре
- Более высокий тон голоса
- Умышленное произношение и артикуляция слов
- Увеличена задержка времени ответа на вопрос
- Увеличение движений тела, например изменение позы
- Уменьшение улыбки
- Снижение скорости речи
Если вы заметили одно или несколько поведений, возможно, вам стоит присмотреться. Со временем мы изучаем модели речи и поведения людей и формируем набор ожиданий. Отклонение от их установленных шаблонов в сочетании с приведенными выше подсказками может помочь вам предупредить вас о возможности того, что что-то заслуживает более пристального внимания.
Наши невербальные реакции связаны с нашими физиологическими реакциями на стресс, такими как частота сердечных сокращений, артериальное давление и проводимость кожи. Полиграфы (обычно называемые «детекторами лжи») фокусируются на этих физиологических реакциях и демонстрируют аномалии или вариации. В то время как криминальные фильмы и телевизионные шоу могут заставить полиграфы выглядеть надежными, ведутся серьезные споры о том, измеряют ли они нечестность с какой-либо степенью точности.
Можете ли вы научиться распознавать ложь? Маловероятно. Наша цель в изучении невербального общения состоит не в том, чтобы выявить нечестность в других, а скорее в том, чтобы помочь вам понять, как использовать невербальные аспекты общения для улучшения понимания.
Невербальное общение — ключ к отношениям между говорящим и аудиторией
Когда мы впервые видим друг друга, еще до того, как кто-то скажет хоть слово, мы уже оцениваем друг друга. В течение первых нескольких секунд мы составили суждения друг о друге, основываясь на том, что мы носим, наших физических характеристиках и даже нашей позе. Верны ли эти суждения? Это трудно понять без контекста, но мы можем сказать, что невербальная коммуникация определенно влияет на первое впечатление, в лучшую или в худшую сторону. Когда оратор и аудитория впервые встречаются, невербальное общение с точки зрения пространства, одежды и даже личных характеристик может способствовать формированию предполагаемых ожиданий. Ожидания могут быть неточными или даже несправедливыми, но важно признать, что они будут присутствовать. Есть истина в поговорке: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поскольку начинания — это хрупкие времена, ваше внимание к аспектам, которые вы можете контролировать, как вербальным, так и невербальным, поможет сделать первый шаг в формировании отношений с вашей аудиторией. Ваш зрительный контакт с аудиторией, использование пространства и степень формальности будут продолжать способствовать этим отношениям.
Как оратор, ваше невербальное общение является частью сообщения и может способствовать или отвлекать вас от достижения ваших общих целей. Зная о них и практикуясь с живой аудиторией, вы можете научиться быть более осознанными и контролировать ситуацию.
Ключевые выводы
- Невербальная коммуникация — это процесс передачи сообщения без использования слов; это относится к динамическому процессу общения, процессу восприятия и слушания, а также к вербальному общению.
- Невербальная коммуникация плавная и быстрая, универсальная, запутанная и контекстуальная. Оно может дополнять или заменять вербальное общение и может быть преднамеренным или непреднамеренным.
- Невербальное общение передает чувства и отношения, и люди склонны верить невербальным сообщениям больше, чем вербальным.
Ссылки
Биби, С. [Стивен], Биби, С. [Сьюзен], и Редмонд, М. (2002). Межличностное общение с другими (3-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Маклин, С. (2003). Основы речевого общения . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Меграбян, А. (1972). Невербальное общение . Чикаго, Иллинойс: Альдин Атертон.
Зайлер, В., и Билл, М. (2000). Связь: Установление соединений (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Цукерман, М., ДеПауло, Б., и Розенталь, Р. (1981). Вербальная и невербальная коммуникация обмана. Достижения в экспериментальной социальной психологии, 14 , 1–59.
Понимание невербальной коммуникации — MSU Extension
Холли Тирет, Расширение Мичиганского государственного университета —
Учимся слушать лицо, голос и тело.
Общение — это гораздо больше, чем просто произнесенные слова. Невербальное общение передает важные сообщения как от говорящего, так и от слушающего. Эти невысказанные сообщения могут сигнализировать о том, испытывает ли человек сильные эмоции, чувствует ли он, что его уважают, и могут показать заинтересованность или незаинтересованность человека в разговоре.
Хорошее общение может помочь улучшить отношения с семьей, друзьями и коллегами. Один из способов улучшить свои коммуникативные навыки — лучше осознавать невербальные сигналы, которые вы либо отправляете, либо получаете. Эти сигналы могут быть положительными или отрицательными. Подумайте о том, как выглядит чье-то лицо, когда вы говорите. Какой тон голоса используется? Какие сообщения вы отправляете тем, как вы стоите или сидите? Как это заставляет вас чувствовать?
Расширение Университета штата Мичиган предлагает несколько примеров невербального общения, которые помогут вам повысить свою осознанность и научиться слушать лицо, голос и тело.
- Позитивное лицо – улыбка, смех, сопереживающее лицо, кивок головой, зрительный контакт.
- Негативное лицо – хмурое, насмешливое, испуганное лицо, плач, насмешливый смех, ухмылка, сердитое лицо, отвращение, взгляд.
- Положительный голос – заботливый, теплый, мягкий, нежный, с облегчением, чуткий, заинтересованный, ласковый, любящий, довольный, игривый, веселый, смеющийся, счастливый, радостный, смеющийся.
- Отрицательный голос – холодный, напряженный, испуганный, нетерпеливый, жесткий, отрывистый, нытье, обвиняющий, саркастический, злой, яростный, громкий, обиженный, подавленный, обвиняющий.
- Позитивное тело – нежное прикосновение, близость, распростертые объятия, внимание, расслабленность, наклон вперед.
- Отрицательное телосложение – скрещенные руки, напряжение шеи или кисти, грубые жесты, вскидывание руки с отвращением, указывание, невнимание.
Еще одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы узнать больше о невербальном общении, — стать наблюдателем.