Объект и предмет возрастной психологии: Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Возрастная психология как наука

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии — возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Предмет возрастной психологии — законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения — ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев,

до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматическго характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.
Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека, явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные — оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного человека.

Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими  для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы.
Условия развития
определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Психология развития 💡 возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия

Психология развития и возрастная психология – это фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.


Содержание

  • Психология развития, возрастная психология, детская психология
  • Основные стратегии исследования психического развития
  • Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
  • Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.

Объект психологии развития и возрастной психологии: человек от момента рождения до смерти.
Предмет психологии развития и возрастной психологии: источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до смерти.

Задачи психологии развития и возрастной психологии:
1. Исследовать все области психического развития во все возрастные периоды.
2. Исследовать кризисы возрастного развития на всем протяжении жизненного пути человека.
3. Определить сензитивные периоды каждого этапа детства.
Сензитивный период – это период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств.

Психология развития, возрастная психология, детская психология

Название дисциплины «Психология развития и возрастная психология» может заставить задуматься о том, в чем, собственно, разница между психологией развития, возрастной психологией и детской психологией. Они, действительно, немного похожи, ведь рассматривают человека в процессе его развития и становления, начиная с самого раннего возраста. Но отличия все же есть.

Психология развития по сравнению с возрастной и детской психологией является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находится не описание определенных возрастных периодов, а поиск общих закономерностей развития психики, анализ движущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.

Психология развития анализирует содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной задачей для возрастной и детской психологии.

При этом в детской психологии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический материал включается и в курс возрастной психологии, но границы исследования в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека — от рождения до глубокой старости и смерти.

В детской психологии в первую очередь очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Рассматриваются и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и направленность.

Возрастная психология, которая может анализировать все изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и стабильных периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте.

Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психических функций, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития, инволюции, в старости.

Основные стратегии исследования психического развития

Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям:
1. Трансверсальная стратегия
2. Лонгитюдная стратегия
3. Формирующая стратегия

Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.

Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.

Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья. Индивидуальные различия не принимаются во внимание.

Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.

Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.

Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.

Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.

Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.

Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.

Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.

Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.

Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Наблюдение – это метод психологической диагностики, основанный на регистрации и анализе поведения людей в определенных условиях.

Основным недостатком наблюдения является его субъективный характер. Валидность (точность, достоверность) и надежность наблюдения как диагностического метода относительно невысоки. Факторами, которые могут приводить к искажению результатов наблюдения, являются избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие наблюдателя и его вмешательство в наблюдаемую ситуацию.

То есть наблюдение носит субъективный характер. Исследователь (наблюдатель) очень сильно может повлиять на процесс наблюдения и на его результаты. Это может быть связано с настроением наблюдателя, его мировоззрением, отношением к наблюдаемому или к самому процессу наблюдения, избирательностью восприятия, эмоциональной окраской, опытом и многим другим. Влияние может оказывать и присутствие или вмешательство наблюдателя. Например, поведение детей при наблюдении за ними существенно отличается от поведения детей, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает. Не исключена возможность неверной интерпретации ситуаций и поведения наблюдателем, поэтому при наблюдении участвуют несколько исследователей.

Сложность данному методу прибавляет и то, что люди очень сложные объекты для исследований. Один и тот же признак у разных людей может проявляться по-разному. Это демонстрирует индивидуальность внешних проявлений одних и тех же психических особенностей. Стоит учитывать и ситуативный характер внешних проявлений.

Эксперимент – это проведение исследований в специальных условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.

Это метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Но и в этом методе исследователь может быть подвержен различным социальным эффектам, что может повлиять на результаты эксперимента и сделать его недостоверным.

Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Это означает, что экспериментатор может проводить свой эксперимент в реальных, неизмененных, естественных условиях. Или же он может специально воссоздать определенную ситуацию, чтобы проводить эксперимент в искусственно созданных условиях.

Опрос — это метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. С его помощью можно получить информацию о том, как человек представляет свой внутренний мир, как ощущает себя.

Этот метод является субъективным, ведь полученные в результате опроса данные – это субъективное мнение человека о себе. И, конечно, человек может быть неточным, где-то может соврать или преувеличить, или даже он может просто не заметить или не придать должного значения важным для исследователя моментам. Опрос может проходить в виде беседы, интервью или анкетирования.

Самым эффективным методом социально-психологического исследования малых групп является метод социометрии. Он дает возможность только увидеть состояние дел в коллективе, но не показывает причины его становления.

Так же применяют и другие методы исследования в возрастной психологии и психологии развития. В разных психологических исследованиях с разными направлениями и с разными интересующими исследователей процессами и явлениями, так или иначе, применяются почти все методы, которые доступны психологии и социологии. Это может быть и самонаблюдение, и тестирование, и архивный метод и т. д.

Методы выбираются исходя из целей и задач исследования, а так же возможностей изучения необходимых явлений данными методами. Например, методом самонаблюдения изучить уровень интеллекта не очень удобно, может даже и невозможно, ведь достоверности не будет; а вот тестирование в данном случае подходит лучше.

Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Существует несколько определений понятия «развитие».

Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).

Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).

Развитие – это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).
Новообразования – это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.

Развитие – это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).
Инволюция – это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.

Таким образом, можно выделить свойства развития:
1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).
2. Направленность (т.е. последовательность развития).
3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).

Существуют 2 формы развития:
1. Филогенез – это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.
2. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.

Области (сферы) развития, которые указывают на то, что именно развивается:
1. Психофизическая область. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.
2. Психосоциальная или личностная сфера. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.
3. Когнитивная или познавательная сфера. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.

Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.

Концепция объекта у человеческих младенцев — FullText — Human Development 2013, Vol. 56, № 3

Изучение понятия объекта имеет давнюю традицию в психологии развития. В любом учебнике по современной психологии развития нам гарантировано хотя бы несколько абзацев, а часто и несколько страниц, посвященных понятию объекта. Знаменитое утверждение Пиаже об отсутствии у младенцев постоянства объектов — «с глаз долой, из сердца вон» — является парадигматическим примером того, как следует думать об изменениях и прогрессии в развитии. Многие родители в наших типичных американских семьях среднего класса опробовали эксперимент Пиаже на месте: возьмите очаровательного, пускающего слюни 7-месячного ребенка, покажите ему игрушку, с которой он любит играть, а затем накройте ее куском ткани прямо на месте. перед ее глазами. Что вы наблюдаете дальше? Малыш не знает, что делать, чтобы достать игрушку! Она оглядывается, не обращая внимания на продолжающееся существование объекта под тканевым чехлом, и переключает свое внимание на что-то еще интересное в ее окружении. Через несколько месяцев тот же ребенок с готовностью протянет руку и сорвет тканевый чехол, чтобы достать очень желанную игрушку. Этот эксперимент проводился тысячи раз, и это явление остается одним из самых убедительных во всей психологии развития.

Согласно Пиаже [1954] и его последователям, человеческие младенцы не рождаются с понятием объекта. Они не понимают, что объекты продолжают существовать, когда их не видно. У младенцев в возрасте примерно до 10 месяцев объекты могут исчезать и появляться без видимой причины. В течение первых двух лет младенцы постепенно формируют представление об объекте, воздействуя на окружающие их предметы. К концу этого периода (т. е. официальному концу младенчества) приобретается более зрелое понятие об объекте, что знаменует собой окончание сенсомоторной стадии развития. Это одно из многих утверждений Пиаже, иллюстрирующих разрывы в развитии в раннем детстве. Начальная точка младенца сильно отличается от того, что мы наблюдаем в более позднем развитии, и требуется много конструктивного обучения, чтобы добраться до более зрелой концепции.

Многое из теории стадий развития Пиаже подверглось сомнению за последние несколько десятилетий [см. , например, Gelman & Baillargeon, 1983], и одним из знаменитых примеров снова является концепция объекта [например, Baillargeon, Spelke, и Вассерман, 1985; Spelke, Breinlinger, Macomber, & Jacobson, 1992 и др.]. Наша концепция физического мира как состоящего из устойчивых физических объектов настолько фундаментальна для нас, что никакая теория психологии развития не может позволить себе не учитывать ее. В частности, Байяржон и ее исследовательская группа внесли значительный вклад в понимание концепции объекта и физического мышления в младенчестве. Они провели кропотливое подробное эмпирическое исследование предмета, а также разработали теоретическое предложение, обобщающее большой объем работ за последние несколько десятилетий.

В своей недавней попытке Байарджон [2008] приводит доводы в пользу принципа постоянства как части врожденного концептуального репертуара человеческого младенца — биологического дара, полученного благодаря миллионам лет эволюции. Она включает в себя два более ранних принципа, предложенных Spelke [1994] и Spelke et al. [1992] — надежность и преемственность — под одним зонтичным принципом, и она рассматривает недавние эмпирические данные, подтверждающие это утверждение. Что наиболее важно, Байяржон предполагает, что принцип настойчивости объясняет, как младенцы начинают понимать свой физический мир, и обеспечивает основу для значительного развития в области физического мышления в младенчестве.

Филдс [этот выпуск] не согласен с принципом постоянства Байяржона. На мой взгляд, автор поднимает несколько очень важных вопросов для специалистов по психологии развития и делает полезные предложения о том, как подойти к решению этих вопросов эмпирически. Я прокомментирую три из этих вопросов по очереди.

Филдс задает вопрос об объяснительной силе принципа постоянства. Он утверждает, что формулировка принципа не помогает нам понять что-либо о том, как младенцы обрабатывают информацию об объектах. На мой взгляд, принцип настойчивости просто пытается сказать, что у младенцев уже есть некоторые ожидания относительно того, как объекты ведут себя, еще до того, как они испытают реальный опыт с объектами. Утверждение Байяржона является сильным нативистским и противоречивым [см., например, Johnson, 2011; Johnson, Amso, & Slemmer, 2003, среди прочего, для различных теоретических точек зрения]. В частности, принцип постоянства утверждает, что младенцы ожидают, что «объекты будут сохраняться такими, какие они есть, во времени и пространстве». -земля и т. д. для построения представления о том или ином объекте. В нем говорится, что когда у младенцев появляются эти репрезентации объектов, они ожидают, что они не изменятся спонтанно. Таким образом, этот принцип не касается алгоритмов, которые младенцы используют, чтобы выяснить, какие объекты существуют в мире, и Филдс прав, говоря, что для понимания этих алгоритмов требуется гораздо больше эмпирических исследований.

Соответственно, Филдс отмечает, что, хотя мы добились прогресса в понимании нейронной основы репрезентаций объектов у взрослых, большая часть этой литературы была проигнорирована в детской литературе. Я полностью согласен с тем, что работа над нейронной реализацией репрезентаций объектов имеет решающее значение для понимания как формата репрезентаций объектов в младенчестве, так и того, как мозг молодого человека кодирует все важные аспекты объекта в окружающей среде. Некоторые дискуссии об объектных файлах и визуальном внимании начинают затрагивать эту тему [например, Carey & Xu, 2001], но то, где и как объекты представлены в мозгу, может пролить важный свет на понимание природы этих представлений. Например, загадочное открытие в психологии развития предполагает, что знания, которые мы обнаружили у младенцев с помощью методологий визуального привыкания, могут быть недоступны для малышей, которых просят делать явные прогнозы в аналогичной задаче. Байяржон и др. [1985] и Spelke et al. [1992] обнаружили, что в задачах на поиск времени 4- и 5-месячные младенцы понимали, что твердый предмет не может пройти сквозь другой твердый предмет. Другие исследования, однако, показали, что 2,5-летние дети не могут предсказать устно или указывая, куда приземлится мяч, если на его пути возникнет физический барьер [Berthier, DeBlois, Poirier, Novak, & Clifton, 2000; Худ, Кэри и Прасада, 2000]. Эти разрозненные результаты указывают на непонимание нами формата репрезентаций объектов, обнаруживаемых у младенцев. Возможно, эти репрезентации имплицитны и иконичны, и они не в формате языка мысли, который должен быть символическим и абстрактным [см. Carey, 2009]., для пояснения]. Уделение пристального внимания нейронной реализации этих представлений объектов может быть одним из способов ответить на вопрос о формате представления.

Fields также поднимает вопросы о категоризации и повторной идентификации. То есть, если у младенцев есть понятие о физическом объекте, к которому не привязано много свойств, означает ли это, что младенцы классифицировали многие объектные токены под типом объект ? Кроме того, как младенец повторно идентифицирует конкретный объект в различных случаях, если нет прямых пространственно-временных путей, которые могли бы сказать ему, тот же это объект или нет? Это, на мой взгляд, очень важные вопросы, которые необходимо решать эмпирически. Что касается вопроса категоризации, современная литература не предлагает достаточно убедительных доказательств. Кэри и Сюй [2001] и Сюй [2007] отстаивали идею о том, что система объектного внимания отвечает за построение репрезентаций объектов у младенцев, а сам механизм воплощает в себе принципы прочности и непрерывности. Иными словами, обнаружение нарушения монолитности или непрерывности может быть использовано в качестве критерия для начала построения нового представления объекта. По этой причине репрезентации объектов не являются полностью концептуальными, а категоризация осуществляется потому, что механизм внимания построен так, чтобы выделять целые тела из окружающей среды и игнорировать определенные особенности объекта. Я не знаю, согласуется ли этот отчет с более поздними данными нейробиологии; это было бы очень интересно выяснить психологам развития.

Что касается проблемы повторной идентификации, Филдс делает важное замечание, что на данный момент мы мало что знаем об этом, и нам необходимо сосредоточить наше эмпирическое исследование на этом вопросе. Большинство исследований младенцев, посвященных этой проблеме, вводят временные промежутки продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут, но в реальной жизни мы часто повторно идентифицируем объекты в течение более длительных периодов времени. Например, когда младенец видит свою маму утром, а потом снова видит ее, когда его забирают из детского сада, понимает ли он, что это один и тот же человек? Точно так же, если младенец наблюдает, как его мать пьет чашку кофе, а затем намного позже замечает кофейную чашку в мусорном ведре, делает ли он вывод, что это (вероятно) одна и та же чашка? Если младенцы делают эти выводы приблизительно правильно, то какие эвристики позволяют им делать наилучшие предположения? Я не сомневаюсь, что это важные эмпирические вопросы, которые ждут ответов.

Эмпирическая работа над понятием объекта и физическими рассуждениями в младенчестве дала нам большое количество открытий для размышлений. Филдс берет на себя инициативу поразмыслить над этой группой исследований с философской точки зрения. Это очень необходимое упражнение, и я приветствую его усилия. Такие размышления могут принести большую пользу психологии развития.

Авторское право: Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть переведена на другие языки, воспроизведена или использована в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись, микрокопирование или любую систему хранения и поиска информации, без письменного разрешения издателя. .
Дозировка препарата: авторы и издатель приложили все усилия, чтобы гарантировать, что выбор препарата и дозировка, указанные в этом тексте, соответствуют текущим рекомендациям и практике на момент публикации. Тем не менее, в связи с продолжающимися исследованиями, изменениями в правительственных постановлениях и постоянным потоком информации, касающейся лекарственной терапии и реакций на лекарства, читателю настоятельно рекомендуется проверять вкладыш в упаковке для каждого лекарства на предмет любых изменений в показаниях и дозировке, а также для дополнительных предупреждений. и меры предосторожности. Это особенно важно, когда рекомендуемый агент является новым и/или редко используемым лекарственным средством.
Отказ от ответственности: заявления, мнения и данные, содержащиеся в этой публикации, принадлежат исключительно отдельным авторам и участникам, а не издателям и редакторам. Появление рекламы и/или ссылок на продукты в публикации не является гарантией, одобрением или одобрением рекламируемых продуктов или услуг или их эффективности, качества или безопасности. Издатель и редактор(ы) отказываются от ответственности за любой ущерб, нанесенный людям или имуществу в результате любых идей, методов, инструкций или продуктов, упомянутых в содержании или рекламе.

Определение постоянства объекта в психологии.

(существительное)

Понимание (обычно развивающееся в раннем младенчестве), что объект все еще существует, даже когда он исчезает из поля зрения или других органов чувств.

  • Психология развития

    • При таком типе развития изменения более внезапны, например, способность младенца зачать объект постоянство .
  • Стадии когнитивного развития Пиаже

    • В своем исследовании он внимательно наблюдал за детьми и ставил перед ними задачи, связанные с объектом постоянством , обратимостью, дедуктивным мышлением, транзитивностью и ассимиляцией (описано ниже).
    • Дети находят способы вызвать реакцию, «действуя», например, потянув за рычаг на музыкальной шкатулке, чтобы услышать звук, положить кубик в ведро и вытащить его обратно или бросить объект , чтобы посмотреть, что произойдет.
    • В возрасте от 5 до 8 месяцев у ребенка развивается объект постоянство , то есть понимание того, что даже если что-то находится вне поля зрения, оно все еще существует (Bogartz, Shinskey, & Schilling, 2000).
    • Дети начинают организовывать объектов по классам и подклассам, и они могут выполнять математические операции и понимать преобразования, например, сложение противоположно вычитанию, а умножение противоположно делению.
  • Типы забывания

    • И воспоминания не обязательно постоянны : со временем они могут исчезнуть.
    • Упреждающее и ретроактивное вмешательство может повлиять на то, насколько хорошо мы можем вспоминать, а иногда и заставить нас что-то забыть навсегда .
    • Распространенные ошибки этого типа включают неуместное размещение объектов или забывание встреч.
  • Восприятие глубины, расстояния и размера

    • Когда изображение проецируется на одну сетчатку, получаются подсказки об относительном размере объекта по сравнению с другими объектами .
    • Размер и расстояние объектов также определяются по отношению друг к другу.
    • Зрительные сигналы (например, далекие объектов кажутся меньше, а близкие объектов кажутся больше) развиваются в первые годы жизни.
    • Когда объект движется к наблюдателю, ретинальная проекция Объект расширяется с течением времени, что приводит к восприятию движения по линии к наблюдателю.
    • Это изменение стимула позволяет наблюдателю не только видеть объект как движущийся, но и воспринимать расстояние до движущегося объекта .
  • Классификация и категоризация

    • Таким образом, в нашем уме развиваются «концепции» или мысленные представления категорий объектов .
    • Существует множество теорий того, как разум классифицирует объектов и идеи.
    • Затем, когда вы встречаете объект , который соответствует этому описанию, вы классифицируете этот объект как собаку.
    • Различные объектов могут соответствовать кластеру лучше, чем другие; теория нечетких множеств не является бинарной, поэтому не всегда ясно, принадлежит ли объект кластеру или нет.
    • Теория прототипов — это другой способ классификации объектов .
  • Постоянство восприятия

    • Когда вы уходите от объекта , замечали ли вы, как объект становится меньше в поле вашего зрения, хотя вы знаете, что на самом деле он не изменился в размере?
    • Благодаря перцептивному постоянству у нас есть стабильное восприятие качеств объекта даже при меняющихся обстоятельствах.
    • Впечатление имеет тенденцию соответствовать объекту , как это предполагается, а не фактическому стимулу, предъявляемому глазу.
    • Такие совпадения между объектом в том виде, в каком он воспринимается, и объектом в том виде, в каком он понимается реально существующим, называются константами восприятия.
    • Независимо от изменения ориентации объекта , форма объекта в том виде, в каком он воспринимается, остается постоянной.
  • Понимание концепций

    • Категоризация — это процесс, в котором идеи и объекты распознаются, различаются и понимаются, что подразумевает, что объектов сгруппированы по категориям для облегчения ментального доступа и понимания.
    • Категория освещает отношения между субъектами и объектами знаний с набором свойств, общих для ее членов.
    • Неправильная категоризация может быть логической ошибкой, при которой различные и непохожие объекты , понятия, объекты, классы и т. д. группируются вместе на основе нелогичных общих знаменателей или общих знаменателей, которые практически любое понятие, объект или сущность имеют общее.
    • Понятие — это понимание предмета или объекта, удерживаемое в уме из опыта, рассуждений или воображения.
    • Концептуальная кластеризация включает в себя распознавание неотъемлемых общих черт в объектах и группирование их вместе из-за этих сходств.
  • Специфическая фобия

    • Специфические фобии включают в себя чрезмерный, мучительный и постоянный страх или беспокойство по поводу определенного объект или ситуация.
    • По этой причине многие люди с фобиями просто избегают объекта своей фобии.
    • Воздействие на объект фобии почти всегда вызывает крайне неприятные симптомы тревоги либо немедленно («ситуационно связанный»), либо после некоторой задержки («ситуативно предрасположенный»).
    • Тот факт, что специфические фобии, как правило, непропорционально направлены на определенные объекты (такие как змеи и пауки), также может иметь эволюционное объяснение.
    • Подобно этому, терапия виртуальной реальностью помогает пациентам вообразить встречи с фобическим объектом , имитируя сцены, которые невозможно или трудно найти в физическом мире.

Добавить комментарий