Объект и предмет возрастной психологии: Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Возрастная психология как наука

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии — возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Предмет возрастной психологии — законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения — ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев,

до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматическго характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека, явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные — оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного человека.

Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими  для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы.
Условия развития
определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы

Склярова Т. В.

Предмет возрастной психологии
 
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.

В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.

Зарождение  системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.

Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.

Задачи возрастной психологии

Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.

Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.

Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и  зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).

Одной из ведущих задач возрастной психологии  является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.

В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии»  В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.

Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом  развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста.   Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с  индивидуальными особенностями (например, одарённость).

Методы возрастной психологии

Дневники наблюдений

Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.

Многие из ученых  записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений  за своими детьми вели  Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал  дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли.  Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».

Н.А. Рыбников в своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) отметил,  что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.

Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями  возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается  субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.

Автобиографический и биографический методы

Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания  возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.

Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П. Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.

По мнению П.Ф. Каптерева  «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».

Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и  художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может  предоставить богатый материал для возрастной психологии.

Методы продольных и поперечных срезов

Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».

«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп  испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов.  При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Характеристики, цели и принципы психологического развития

Развивающий психология определяется как изучение человеческого роста на различных стадиях его развития. развития, начиная с детства, отрочества и юношества, и заканчивая старение.

Область психология развития изначально занималась младенцами, детьми и подростковом возрасте, а затем расширился до юности, развития взрослых, старения и весь срок службы.

Психология развития — это научное исследование того, почему и как люди меняются на протяжении всей своей жизни.

Психология как наука

Определить психологии развития, концепция психологии должна быть уточнено.

Есть множество определений психологии, которые можно определить как:

применение комплекса процедур, методов с научными и экспериментальными основы, направленные на управление поведением человека, кроме того, на точное предсказание моделей поведения в будущем.

Психология делится на несколько прикладных и теоретических разделов. Среди этих ветвей существует прикладная наука для изучения аспектов развития различных живых организмов, в том числе человека.

Эта наука называется психологией развития.


Что такое психология развития?

Развивающий психология определяется как изучение человеческого роста на различных стадиях его развития. развития, начиная с детства, отрочества и юношества, и заканчивая старение.

Развивающий психология — это научное исследование того, почему и как люди меняются на протяжении всей своей жизни. жизни.

Развивающий психологию можно определить как научное исследование стадий роста от детства во взрослую жизнь, а также изучить проявления и особенности каждой из этих стадий: умственной, физической, эмоциональной, социальной или когнитивной.

Психология развития также является наукой, которая представляет исследование основано на научных основах стадий роста и пытается объяснить происхождение, природу развития и результатов, а также то, что нарушает путь.

Психология развития также является отраслью общей психология, которая исследует переменные, возникающие на разных стадиях рост с точки зрения поведенческого и психологического, а также физического и эмоциональные характеристики каждого этапа.

Почему важно изучать психологию развития?

важность изучения психологии развития в следующих областях:

Теоретическое исследование:

Изучение психология развития позволяет нам познать человеческую природу и ее связь к среде, в которой он живет.

Это также способствует познанию критериев роста во всех его проявления, такие как критерии психического, физического, социального и эмоционального разработка.

Этапы К психологии развития относятся до рождения, детство, юность, взросление и, в конце концов, старение.

Эмпирическое исследование:

это можно развить способность направлять людей на разных этапах рост.

Это также дает возможность измерять различные аспекты роста в соответствии с научным стандартам и помогает исправить аномалии роста, будь то воспитательные или психологические.

Для психологов:

Психологи могут получить плоды своих усилий по оказанию помощи людям на различных этапах развития, особенно в области консультирования, терапевтической психологии, психологическая оценка, профессиональная подготовка и образование.

Для педагогов:

Сквозь изучение психологии развития, педагоги могут изучать психологические и образовательные характеристики людей на разных этапах разработка.

Они могут также определить факторы, влияющие на их рост, пути, которыми они поведение можно изменить, методы, которым их следует обучать, и вопросы, требующие подготовки в учебном процессе, кроме дать учителю возможность узнать индивидуальные различия между учащимися.

Для родителей:

Изучение психология развития помогает родителям узнать особенности своего детей, понимать каждую стадию их роста, условия, в которых они живут на этих этапах их обработка на основе данных, требований сцене, на которой они живут, а также возможность узнать индивидуальные различия в темпах роста их детей.


Для сообщества:

знания членов сообщества о психологическом развитии помогают определить наилучшие генетические условия и соответствовать каждой стадии роста, и помогает решать социальные проблемы, связанные с индивидуальной личностью, с точки зрения роста, состава, детерминант и предотвращения, таких как проблемы сексуальных отклонений, задержек в школе, психических расстройств и опеки.

Изучение психология развития также помогает людям корректировать свое поведение достичь самого высокого уровня в образовательной, психологической, профессиональной и социальной совместимости, а также для обеспечения возможности точного прогнозирования событий в будущее.

Для физических лиц:

понимание родителей и учителей одного роста находит свое отражение в будущее личности; руководство людьми на научной основе для достижения хорошую работу и их благополучное будущее от детства до взрослой жизни.

Это также позволяет людям понимать события в соответствии с их уровнем развитие, способности и характер стадии, в которой они живут.

человек должен проживать каждую стадию своего развития как можно лучше. способ.

Текущие тенденции в психологии развития

Поскольку начало роста, психология развития продвинулась в четыре основных тренда:

Описательный или нормативная тенденция:  Этот аспект подчеркивает, что рост идет изнутри ребенка, и это проявляется последовательно в стадиях роста, которые можно подробно описать.

Поведенческий или тенденция окружающей среды:  Этот аспект подчеркивает модель поведения, наблюдаемую у ребенка и степень, в которой навыки, опыт и условия окружающей среды влияют на приобретение ребенком поведения.

Возникновение Тенденция выездного обслуживания:  Это аспект, который смотрит на состояние появления ребенка и его связь с динамическими силами окружающей среды.

Аналитический или психологическая тенденция:  Этот аспект разработал новую концепцию личности, основанную на бессознательные раздражители.


Характеристики человеческого роста

Процесс роста человека классифицируется по совокупности характеристик, наиболее важные из них:

Рост представляет собой дифференцированный процесс:  Это означает, что то, что люди делают естественно либо умеренно, либо то, что они на самом деле делают, превращается в этой ситуации в то, что нужно сделать.

Рост — это регулярный процесс:  изменения роста происходят регулярно основа. Рост — это индивидуальный процесс; значит каждый растет по своему путь.

Рост — это целостный процесс: отношения между различными аспекты и стадии роста идут в одном направлении; для развития или снос.

Рост — это непрерывный процесс:  Изменения могут происходить в различные аспекты личности (психические, органические) не могут остановиться на протяжении всего времени. его жизнь.

Рост — это изменяющийся процесс:  по сути, рост — это набор изменения, в том числе изменения строения тела человека и функций его члены.

Эти изменения называются созреванием, изменения происходят благодаря опыту, а окружающие условия окружающей среды, (Обучение).

Там являются неразвивающими изменениями, которые не требуют развития или революции.

теория психологии развития – это научный инструмент, на котором психология развития зависит; применение психологическая программа для людей в их окружении.

теория основана на объяснении и уточнении научных терминов, связанных с психология развития и изучение личностного, психологического роста.

Самый психологи используют психологию развития, чтобы классифицировать людей на категорий, в зависимости от многих социальных и поведенческих условий, чтобы сделать его им легче изучать и идентифицировать отдельные личности.

Цели и задачи развивающего Психология

знание природы человеческой психики и характера стадий в для расширения знаний родителей, педагогов, психологов и социальные работники и, таким образом, взаимодействуют с детьми, подростками и пожилыми людьми, чтобы установить правильное представление о характере их роста и характеристики.

Доступ к полному знанию о природе индивидов и их компонентов, влияние генетики и окружающей среды на формирование желаний, причин и закономерностей поведения этого человека, в дополнение к другим факторам, которые способствуют формирование личности и модификация и, таким образом, доступ к истинному понимание природы роста.

Объяснение поведение во всех его различных измерениях и формах, а также идентификация факторов, влияющих на него положительным или отрицательным образом, определяя лучшие методы социализации и управления поведением и контроля над изменения таким образом, чтобы достичь счастья человека и безопасности его окружение.

знание законов роста, управляющих характером и скоростью роста, и взаимосвязь роста в других аспектах жизни таким образом, что приводит к понимания детей и механизма обращения с ними во время различных стадиях их возраста и, таким образом, подготовив их посредством надлежащего развитие следующих этапов.

Удостоверение личности индивидуальных различий между членами общества и различий между полами в области психологического роста.

постановка образовательных задач для построения четкого и всестороннего подход к потребностям роста, выбор учебных программ и дизайн методы и механизмы преподавания и обучения, которые позволят учитель, чтобы удовлетворить и удовлетворить все требования роста на каждом этапе образование.

А Успешный учитель – это человек, который знает и понимает характеристики его учеников и характеристики предмета, которым он занимается. изучение.

Развивающий и образовательные программы для удовлетворения потребностей роста на постоянной основе, адаптируясь к изменениям современности и предоставляя людям мотивы, которые побуждают их смотреть в будущее через непрерывные образование, которое заставляет их жить в гармонии с ритмом эпохи.


Принципы психологии развития

Продолжение и последовательность: Этот принцип относится к направлению процесс роста в непрерывном и постепенном направлении к конкретной цели и конкретной зрелости.

Несмотря на то что процесс роста представляет собой непрерывный и взаимосвязанный процесс с точки зрения структурного и функциональные аспекты, подключенный контур проходит несколько этапов, каждый из которых Стадия имеет определенные свойства и атрибуты.

Интеграция:  Мнения о том, как этапы начинаются и заканчиваются, расходятся. разница не только в интересах и перспективах, но и в динамике рост; характер процесса роста.

Скорость роста дифференциации:  Этот принцип раскрывает наличие существенной разницы между скоростью физического и двигательный рост на разных этапах возраста, в дополнение к разнице между совокупность физических и двигательных компонентов с точки зрения скорости роста.

Тенденция роста:  Рост начинается последовательно с функционального стадии формирования, в зависимости от двух направлений:

Продольное направление роста:  Включает в себя верхних частей тела человека, которому предшествует рост нижних его частей.

Горизонтальное направление роста:  Относится к части роста вертикальной оси к внешним краям.

Индивидуальные отличия:  различия в том, что у каждого человека есть уникальный, личный и потенциальный путь роста.

Это очень естественно, потому что процесс роста влияет на человека, что связано как с генетикой, так и со средой, в которой он живет. жизни.

Переход от публичного к приватному (наоборот):  Путь движется из года в год, от общего роста к детальному росту, от неопределенного к конкретному.

Это Стоит отметить, что двигательный рост не останавливается на специализированных или частичных ответы общим или непривилегированным поведением.

Вывод

законы развития психология пути и аспекты развития, которые человек проходит в течение своей жизни.

Эти законы являются общими из-за включения всех людей без исключения.

Концепция объекта у человеческих младенцев — Полный текст — Развитие человека 2013, Vol. 56, № 3

Изучение понятия объекта имеет давнюю традицию в психологии развития. В любом учебнике по современной психологии развития нам гарантировано хотя бы несколько абзацев, а часто и несколько страниц, посвященных понятию объекта. Знаменитое утверждение Пиаже об отсутствии у младенцев постоянства объектов — «с глаз долой, из сердца вон» — является парадигматическим примером того, как следует думать об изменениях и прогрессии в развитии. Многие родители в наших типичных американских семьях среднего класса опробовали эксперимент Пиаже на месте: возьмите очаровательного, пускающего слюни 7-месячного ребенка, покажите ему игрушку, с которой он любит играть, а затем накройте ее куском ткани прямо на месте. перед ее глазами. Что вы наблюдаете дальше? Малыш не знает, что делать, чтобы достать игрушку! Она оглядывается, не обращая внимания на продолжающееся существование объекта под тканевым чехлом, и переключает свое внимание на что-то еще интересное в ее окружении. Через несколько месяцев тот же ребенок с готовностью протянет руку и сорвет тканевый чехол, чтобы достать очень желанную игрушку. Этот эксперимент проводился тысячи раз, и это явление остается одним из самых убедительных во всей психологии развития.

Согласно Пиаже [1954] и его последователям, человеческие младенцы не рождаются с понятием объекта. Они не понимают, что объекты продолжают существовать, когда их не видно. У младенцев в возрасте примерно до 10 месяцев объекты могут исчезать и появляться без видимой причины. В течение первых двух лет младенцы постепенно формируют представление об объекте, воздействуя на окружающие их предметы. К концу этого периода (т. е. официальному концу младенчества) приобретается более зрелое понятие об объекте, что знаменует собой окончание сенсомоторной стадии развития. Это одно из многих утверждений Пиаже, иллюстрирующих разрывы в развитии в раннем детстве. Начальная точка младенца сильно отличается от того, что мы наблюдаем в более позднем развитии, и требуется много конструктивного обучения, чтобы добраться до более зрелой концепции.

Большая часть теории стадий развития Пиаже подвергалась сомнению за последние несколько десятилетий [см., например, Gelman & Baillargeon, 1983], и одним из знаменитых примеров снова является концепция объекта [например, Baillargeon, Spelke, и Вассерман, 1985; Spelke, Breinlinger, Macomber, & Jacobson, 1992 и др.]. Наша концепция физического мира как состоящего из устойчивых физических объектов настолько фундаментальна для нас, что никакая теория психологии развития не может позволить себе не учитывать ее. В частности, Байяржон и ее исследовательская группа внесли значительный вклад в понимание концепции объекта и физических рассуждений в младенчестве. Они провели кропотливо детальное эмпирическое исследование предмета, а также разработали теоретическое предложение, обобщающее большой объем работ за последние несколько десятилетий.

В своей недавней попытке Байаржон [2008] приводит доводы в пользу принципа постоянства как части врожденного концептуального репертуара человеческого младенца — биологического дара, благодаря миллионам лет эволюции. Она включает в себя два более ранних принципа, предложенных Spelke [1994] и Spelke et al. [1992] — надежность и преемственность — под одним зонтичным принципом, и она рассматривает недавние эмпирические данные, подтверждающие это утверждение. Что наиболее важно, Байяржон предполагает, что принцип настойчивости объясняет, как младенцы начинают понимать свой физический мир, и обеспечивает основу для значительного развития в области физического мышления в младенчестве.

Филдс [этот выпуск] не согласен с принципом постоянства Байяржона. На мой взгляд, автор поднимает несколько очень важных вопросов для специалистов по психологии развития и делает полезные предложения о том, как подойти к решению этих вопросов эмпирически. Я прокомментирую три из этих вопросов по очереди.

Филдс задает вопрос об объяснительной силе принципа постоянства. Он утверждает, что формулировка принципа не помогает нам понять что-либо о том, как младенцы обрабатывают информацию об объектах. На мой взгляд, принцип настойчивости просто пытается сказать, что у младенцев уже есть некоторые ожидания относительно того, как объекты ведут себя, еще до того, как они испытают реальный опыт с объектами. Утверждение Байяржона является сильным нативистским и противоречивым [см., например, Johnson, 2011; Johnson, Amso, & Slemmer, 2003, среди прочего, для различных теоретических точек зрения]. В частности, принцип постоянства утверждает, что младенцы ожидают, что «объекты будут сохраняться такими, какие они есть, во времени и пространстве». -земля и т. д. для построения представления о том или ином объекте. В нем говорится, что когда у младенцев появляются эти репрезентации объектов, они ожидают, что они не изменятся спонтанно. Таким образом, этот принцип не касается алгоритмов, которые младенцы используют для определения того, какие объекты существуют в мире, и Филдс прав, говоря, что для понимания этих алгоритмов требуется гораздо больше эмпирических исследований.

Соответственно, Филдс указывает, что, хотя мы достигли прогресса в понимании нейронной основы репрезентации объектов у взрослых, большая часть этой литературы была проигнорирована в детской литературе. Я полностью согласен с тем, что работа над нейронной реализацией репрезентаций объектов имеет решающее значение для понимания как формата репрезентаций объектов в младенчестве, так и того, как мозг молодого человека кодирует все важные аспекты объекта в окружающей среде. Некоторые дискуссии об объектных файлах и визуальном внимании начинают затрагивать эту тему [например, Carey & Xu, 2001], но то, где и как объекты представлены в мозгу, может пролить важный свет на понимание природы этих представлений. Например, загадочное открытие в психологии развития предполагает, что знания, которые мы обнаружили у младенцев с помощью методологий визуального привыкания, могут быть недоступны для малышей, которых просят делать явные прогнозы в аналогичной задаче. Байяржон и др. [1985] и Spelke et al. [1992] обнаружили, что в задачах на поиск времени 4- и 5-месячные младенцы понимали, что твердый предмет не может пройти сквозь другой твердый предмет. Другие исследования, однако, показали, что 2,5-летние дети не могут предсказать устно или указывая, куда приземлится мяч, если на его пути возникнет физический барьер [Berthier, DeBlois, Poirier, Novak, & Clifton, 2000; Худ, Кэри и Прасада, 2000]. Эти разрозненные результаты указывают на непонимание нами формата репрезентаций объектов, обнаруживаемых у младенцев. Возможно, эти репрезентации имплицитны и иконичны, и они не в формате языка мысли, который должен быть символическим и абстрактным [см. Carey, 2009]., для пояснения]. Уделение пристального внимания нейронной реализации этих представлений объектов может быть одним из способов ответить на вопрос о формате представления.

Fields также поднимает вопросы о категоризации и повторной идентификации. То есть, если у младенцев есть понятие о физическом объекте, к которому не привязано много свойств, означает ли это, что младенцы классифицировали многие объектные токены под типом объект ? Кроме того, как младенец повторно идентифицирует конкретный объект в различных случаях, когда нет прямых пространственно-временных путей, чтобы сказать ему, тот же это объект или нет? Это, на мой взгляд, очень важные вопросы, которые необходимо решать эмпирически. Что касается вопроса категоризации, современная литература не предлагает достаточно убедительных доказательств. Кэри и Сюй [2001] и Сюй [2007] отстаивали идею о том, что система объектного внимания отвечает за построение репрезентаций объектов у младенцев, а сам механизм воплощает в себе принципы прочности и непрерывности. Иными словами, обнаружение нарушения монолитности или непрерывности может быть использовано в качестве критерия для начала построения нового представления объекта. По этой причине репрезентации объектов не являются полностью концептуальными, а категоризация осуществляется потому, что механизм внимания построен так, чтобы выделять целые тела из окружающей среды и игнорировать определенные особенности объекта. Я не знаю, согласуется ли этот отчет с более поздними данными нейробиологии; это было бы очень интересно выяснить психологам развития.

Что касается проблемы повторной идентификации, Филдс делает важное замечание, что на данный момент мы мало что знаем об этом, и нам необходимо сосредоточить наше эмпирическое исследование на этом вопросе. Большинство исследований младенцев, посвященных этой проблеме, вводят временные промежутки продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут, но в реальной жизни мы часто повторно идентифицируем объекты в течение более длительных периодов времени. Например, когда младенец видит свою маму утром, а потом снова видит ее, когда его забирают из детского сада, понимает ли он, что это один и тот же человек? Точно так же, если младенец наблюдает, как его мать пьет чашку кофе, а затем намного позже замечает кофейную чашку в мусорном ведре, делает ли он вывод, что это (вероятно) одна и та же чашка? Если младенцы делают эти выводы приблизительно правильно, то какие эвристики позволяют им делать наилучшие предположения? Я не сомневаюсь, что это важные эмпирические вопросы, которые ждут ответов.

Эмпирическая работа над понятием объекта и физическими рассуждениями в младенчестве дала нам большое количество открытий для размышлений. Филдс берет на себя инициативу поразмыслить над этой группой исследований с философской точки зрения. Это очень необходимое упражнение, и я приветствую его усилия. Такие размышления могут принести большую пользу психологии развития.

Авторское право: Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть переведена на другие языки, воспроизведена или использована в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись, микрокопирование или любую систему хранения и поиска информации, без письменного разрешения издателя. .
Дозировка препарата: авторы и издатель приложили все усилия, чтобы гарантировать, что выбор препарата и дозировка, указанные в этом тексте, соответствуют текущим рекомендациям и практике на момент публикации. Тем не менее, в связи с продолжающимися исследованиями, изменениями в правительственных постановлениях и постоянным потоком информации, касающейся лекарственной терапии и реакций на лекарства, читателю настоятельно рекомендуется проверять вкладыш в упаковке для каждого лекарства на предмет любых изменений в показаниях и дозировке, а также для дополнительных предупреждений. и меры предосторожности. Это особенно важно, когда рекомендуемый агент является новым и/или редко используемым лекарственным средством.
Отказ от ответственности: заявления, мнения и данные, содержащиеся в этой публикации, принадлежат исключительно отдельным авторам и участникам, а не издателям и редакторам. Появление рекламы и/или ссылок на продукты в публикации не является гарантией, одобрением или одобрением рекламируемых продуктов или услуг или их эффективности, качества или безопасности.

Добавить комментарий