Объективные методы исследования в психологии: Объективные методы психологии

Содержание

Объективные методы психологии

Основными исследовательскими методами в психологии – как и в естествознании в целом – являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др. (рис.3).

Метод наблюдения – это преднамеренное» систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться. «Научно плодотворным объективное наблюдение становится постольку, поскольку оно связано с установлением и проверкой гипотез»56.

Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным,

т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на про-тяжении определенного периода времени. Важно как можно бо-лее подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

56Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.55.

96

97

Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием «зеркала Гезелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта

отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях.

Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с

однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в отношении систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.

В педагогической практике метод внешнего наблюдения в чистом виде учитель использует редко. Педагогическая деятельность исключает позицию извне, позицию беспристрастного объективного и незаинтересованного наблюдателя. Вместе с тем в процессе деятельности педагог подмечает те или иные особенности поведения школьников, по внешним проявлениям судит о психологических причинах, об эмоциональном состоянии, особенностях восприятия и понимания материала, затруднениях и т.п. Стремление фиксировать в ходе деятельности психологические особенности учащихся, пытаться их осмыслить, использовать в своей работе приводит к формированию у педагога важно-го профессионального качества – наблюдательности.

Метод эксперимента является основным методом объясни-тельной психологии. Напомним, что статус самостоятельной науки психология приобрела одновременно с экспериментальным методом. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным или объективного внешнего восприятия существенные особенно-сти и внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей.

98

С.Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление

в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условии (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных 57.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический).

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.

Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека Другими словами,

моделирует ли экспериментальная ситуация существенные условия жизни человека? Этот вопрос всегда остается открытым в лабораторном психологическом исследовании. Использование лабораторного эксперимента в реальной педаго-

57Рубинштейн С Л Основы общей психологии В 2 т М , 1989 Т 1, С 57.

99

гической деятельности в силу его искусственности, абстрактности, трудоемкости фактически не практикуется.

А.Ф.Лазурский (1874– 1917) – русский врач и психолог, разработал «характерологию» – психологическую коиепцию индивидуальных различий и построил систему классификации личностей («Обшая и экспериментальная психология», 1912).

Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит отечественному психологу А.ФЛазурскому. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики; здесь же он полу-

чил признание и широкое применение.

Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на предварительном предположении (гипотезе) о его характере, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Педагогическая практика предоставляет большие возможности для использования естественного эксперимента. Реальная педагогическая деятельность осуществляется, как правило, в нескольких параллелях и циклична. Педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала, на темп продвижения в изучении предмета, на особенности понимания, запоминания, эмоционального отношения школьников к изучаемому и др.

Эксперимент в естественных условиях педагогического процесса сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях обучения дает хорошие результаты для психологического изучения школьников.

Известный психолог С Л Рубинштейн писал «Мы изучаем ребенка, обучая его. Мы не отказываемся для этого от экспериментирования в пользу наблюдения за педагогическим процессом, а вводим элементы педагогического воздей-ствия в самый эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. Обучая ребенка, мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую высшую стадию В этом продвижении мы изучаем закономерности разви-тия| детской психики»58

58Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии В 2 т М , 1989. Т.1, С 61

100

Можно полагать, что использование педагогами возможностей естественного эксперимента способствует быстрому росту их профессионального мастерства, формированию педагогического мышления, воспитывает творческое отношение к своей деятельности. Известные в нашей стране педагоги-новаторы – Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лы-сенкова, В.Ф.Шаталов и другие – добились значительных успехов в обучении и воспитании школьников благодаря творческому экспериментированию в условиях повседневной работы.

Формирующий эксперимент это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Существо этого эксперимента проявляется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, метод активного формирования психики, генетико-моделирующий.

Исследователь не ограничивается изучением сложившихся форм психики, регистрацией и объяснением достигнутого учащимися психического развития, что характерно для констатирующего (лабораторного) эксперимента. На основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определенного возраста либо условий и характера формирования важнейших человеческих способностей строится гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило, в экспериментальных классах или школах.

Реализация разработанной модели тщательно контролируется и оценивается специалистами разного профиля – педагогами, психологами, методистами, врачами и т.д. В ходе эксперимента выявляются закономерности, механизмы, динамика, тенденции психического развития школьников. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо опровергнуть предварительно разработанную модель становления изучаемой способности.

П.Я.Гальперин (1902-1988) – отечественный психолог, ученик Л.С. Выготского, создатель теории поэтапного формирования умственных действий

В формирующем эксперименте сам педагогический процесс становится экспериментальным В психологическом экспериментальном исследовании осуществляется поиск и проектирование новых форм учебно-воспитательного процесса, осуществляется своеобразное «выращивание» продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников и одновременно изучение перспективных путей

101

психического развития на определенном возрастном этапе.

Д.Б.Эльконин (1904-1984) – отечественный психолог, ученик Л С Выготского, создатель психологической теории детской игры и периодизации психического развития в детском возрасте

В формирующем эксперименте были установлены закономерности становления у дошкольников познавательных способностей (исследования П. Я.Гальперина, Л.Ф.Обуховой, Г.И.Минской, Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца и других), особенности и условия перехода от дошкольного детства к школьному (исследования Е.Е.Шулешко и других), доказана возможность и целесообразность формирования у младших школьников основ научно-теоретического мышления и определяющее значение для этого содержания и методов обучения (исследования В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других). Формирующий эксперимент стал основным методам отечественной педагогической психологии. Его достоинствами являются ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе, теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса, длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных.

Важным достоинством формирующего эксперимента является новый тип научности в педагогической практике – проектно-программный, в центре внимания которого находится не столько изучение того, что есть, что сложилось и существует, сколько построение, создание, «выращивание» возможного, будущего, перспективного. Непременным условием развертывания формирующего психолого-педагогического эксперимента является предвидение возможных последствий, ответственность исследователей за ход и результаты эксперимента, за участвующих в нем субъектов.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретно-го человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д, В этом отношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное же родство эксперимента и теста состоит » том, что тест вырастает из эксперимента, создается на его основе.

102

Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.

Достаточно длительное время к тестам в нашей стране относились критически; в педагогической практике они были вовсе запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т.п. В настоящее время в психологии общепризнано, что критиковать следует конкретные тестовые методики, но не метод теста как таковой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

Особое значение имеют тесты в педагогической практике. Здесь они выполняют ряд существенных функций, главная среди которых – это диагностика. Одной из основных задач психодиагностики в сфере образования является оценка соответствия уровня психического развития школьника возрастным нормам и стандартам. Несоответствие уровня развития конкретного ребенка некоторому возрастному нормативу ставит перед педагогом задачу определения индивидуального психологического портрета учащегося и средств психолого-педагогической коррекции его развития.

Другая задача психологической диагностики в сфере образования состоит в оценке развивающего эффекта определенной педагогической практики, конкретных образовательных программ. Тесты должны показать, насколько та или иная дидактическая система способствует психическому развитию школьников. Особенно актуальна такая диагностика в условиях многовариантности школ. Еще одна задача психодиагностики в школе – дифференциация учащихся по интересам, склонностям, способностям (тесты способностей), оценка уровня овладения учебными знаниями и навыками (тесты достижений), профориентационная работа, самопознание и саморазвитие.

Квалификационное применение тестов, проведение психологической диагностики требуют профессиональной психологической подготовки и связаны с принятием этических норм тестирования. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его дан-

103

ных. Отдельные тесты, не требующие специальных знаний при их интерпретации, может использовать в своей работе и педагог. Но и в этом случае необходима его предварительная консультация с психодогом.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Респондент – участник социально-психологиче-ского исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является бо-

лее «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

104

Не всякая беседа педагога с учащимся может рассматриваться как опрос. Беседа как метод имеет место в том случае, если педагог занимает исследовательскую позицию, когда ее проведение определяется целями изучения или оценки каких-либо явлений. Педагогическая практика предоставляет большие возможности применения метода беседы для психологического изучения школьников. К сожалению, многие педагоги не используют такую возможность и ограничивают свое общение со школьниками рамками урока, изучаемого предмета, вопросами дисциплины, поддержания порядка и т.п.

Метод анализа результатов деятельности исходит из обшей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. Л.Н.Толстой писал, что он весь в своих творениях. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ.

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков и т.п.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на

105

этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов. Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования.

Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного направления настаивают на необходимости превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознаний и математике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека.

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Одной из основных задач психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях.

Метод наблюдения. Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь вдет о простом объективном наблюдении. Различают прямое и косвенное наблюдение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения подразделяются еще на активные (научные) и пассивные или обычные (житейские). Многократно повторяясь, житейские наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, метафорах, и в этой связи представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, условия наблюдения. При этом, если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых совершается наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень усталости или напряженности при выполнении человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваническая реакция и т.п.), которые сами не вскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекание изучаемых процессов.

В исследовательской практике объективные наблюдения различаются также по целому ряду других признаков.

По характеру контакта — непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- или видеозаписей и т. д.

По условиям осуществления наблюдения — полевое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни, учебы или работы, и лабораторное, когда субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации, и невключенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого способа является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

По целям различают наблюдение: целенаправленное, систематическое, приближающееся по своим условиям к экспериментальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений, и случайное, поисковое, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющее четко поставленной цели. Известны случаи, когда исследователям, работавшим в поисковом режиме, удавалось сделать наблюдения, не входящие в их первоначальные планы. Таким образом были совершены крупные открытия. Например, П. Фресс описывает, как в 1888г. врач-невропсихиатр обратил внимание на жалобы больной, имевшей настолько сухую кожу, что в холодную сухую погоду она чувствовала, как проскакивают искры с ее кожи и волос. У него возникла мысль измерить статический заряд ее кожи. В результате он констатировал, что этот заряд исчезает под воздействием некоторых стимуляций. Так был открыт психогальванический рефлекс. Позже он стал известен как кожно-гальваническая реакция (КГР). Точно так же И.П.Павлов в ходе своих экспериментов по физиологии пищеварения открыл условные рефлексы.

Структурная схема способов наблюдения

По упорядоченности во времени различают наблюдения сплошные, когда ход событий фиксируется постоянно, и выборочные, при которых исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени.

По упорядоченности в проведении различают наблюдения структурированные, когда происходящие события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пилотажной (ориентировочной) стадии исследования, когда требуется сформировать общее представление об объекте исследования и возможных закономерностях его функционирования.

По характеру фиксации различают констатирующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно, либо получая от свидетелей события, и оценивающее, когда наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному критерию (например, оценивается степень выраженности эмоциональных состояний и т.п.).

На схеме представлены основные способы наблюдения и взаимосвязи между ними. По этой схеме можно проследить, как структурно образуются самые разнообразные модели наблюдения. Например, методически оно может быть организовано как: непосредственное — полевое — не включенное — открытое — целенаправленное — выборочное — структурированное -оценивающее и т.п.

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывались для получения достоверного научного знания. Однако проводятся наблюдения человеком и потому субъективный фактор всегда присутствует в его наблюдении. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует из-за своих ошибок (например, ограничений восприятия) не заметить некоторые важные факты, не принять во внимание полезные данные, исказить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связанные с методом наблюдения. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности гала-эффекту (или эффекту ореола), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к некорректному обобщению, оценке в «черно-белых тонах», преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов. Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию, или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине. Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением наблюдателя о нем и т. д.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать ошибок, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению судить о сложных процессах на основании первых впечатлений. В исследовательской практике для повышения объективности наблюдения нередко обращаются к нескольким наблюдателям, делающим независимые записи. Однако увеличение количества наблюдателей не всегда повышает ценность их записей, так как все они могут быть подвержены одним общим заблуждениям (например, когда мужчины судят о женщинах, или северяне судят о южанах, и наоборот). Тем не менее, увеличение количества наблюдателей повышает надежность выводов. Например, исследованиями было установлено, что для получения коэффициента надежности 0,9 при оценке школьных знаний нужно четверо «судей», а для оценки такого личностного качества как импульсивность — уже восемнадцать.





НАВЕРХ

Глава 2: Исследования в области психологии: цели и идеалы

1. Что из нижеперечисленного не связано с использованием научного метода в психологических исследованиях? [TY2.1]

  1. Стремление к получению знаний путем наблюдения и эксперимента.
  2. Обязательство основывать знания исключительно на здравом смысле и мнении.
  3. Обязательство основывать знания на эмпирических данных.
  4. Приверженность открытию истины.
  5. Обязательство обеспечить правильную интерпретацию результатов.

Ответ:  B

2. Что из следующего способствует развитию знаний и теории в психологии? [TY2.2]

  1. Доказательства, подтверждающие гипотезу.
  2. Доказательства, противоречащие гипотезе.
  3. Доказательства, проверяющие гипотезу.
  4. Все вышеперечисленное.
  5. Только ответы (а) и (в).

Ответ:  D

3. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.3]

  1. Если результат надежен, его должно быть легко воспроизвести с использованием тех же процедур.
  2. Если вывод надежен, он также будет достоверным.
  3. Если результаты надежны, это будет важно.
  4. Если открытие надежно, оно должно быть примером хорошей научной практики.
  5. Если результат надежен, значит, он правильно интерпретирован.

Ответ:  A

4. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.4]

  1. Основная цель науки — выявить как можно больше фактов.
  2. Основная цель науки — разработать как можно больше теорий.
  3. Основная цель науки — объяснить как можно больше фактов с помощью наименьшего числа теоретических принципов.
  4. Главная цель науки — провести как можно больше исследований с наименьшими затратами.
  5. И (а), и (б).

Ответ:  Нет ответа

5. Что из нижеперечисленного не является общепризнанным признаком хорошего исследования? [TY2.5]

  1. Должен быть общедоступным.
  2. Должен быть кумулятивным.
  3. Должен быть действительным.
  4. Он должен быть надежным.
  5. Это должно поддерживать теорию.

Ответ:  Ответ не дан

6. Какое из следующих утверждений верно? [TY2.6]

  1. Все исследования в области психологии связаны с развитием объяснительной теории.
  2. Все исследования в области психологии демонстрируют приверженность научному методу.
  3. Все исследования в области психологии используют научный метод, даже если исследователи в него не верят.
  4. Интерпретация всех исследований в психологии, как и всех научных исследований, остается под вопросом.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  Ответ не дан

7. Прочитав исследование на тему отношения студентов к университетским курсам, Марк проводит исследование, чтобы выяснить, какой любимый предмет у студентов в университете. При этом он обнаруживает, что студенты-психологи последнего курса предпочитают изучать психологию любому другому предмету. На этом основании он делает вывод, что психология является наиболее популярным предметом. Однако Джейн утверждает, что этот вывод неверен, поскольку исследование фактически показывает, что студенты предпочитают предмет, который они в конечном итоге изучают. На чем основано ее возражение против исследования Марка? [ТИ2.7]

  1. Исследование недействительно.
  2. Исследование недостоверно.
  3. Исследование не является кумулятивным.
  4. Исследование неэкономично.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  A

8. Если экспериментальный вывод верен, какое из следующих утверждений верно?

  1. Должно быть легко воспроизвести
  2. Он поддерживает экспериментальные предсказания исследователя
  3. Поддерживает теорию исследователя
  4. Произошло по причине, выдвинутой исследователем
  5. Это внесет очевидный вклад в научные знания

Ответ:  D

9. Какое из следующих чисел , а не представляет интерес для бихевиориста?

  1. Реакция человека на мигающий свет.
  2. Различия в реакции разных людей на мигающий свет.
  3. Когнитивные процессы, связанные с реакцией на раздражитель.
  4. Воздействие определенного стимула на поведение.
  5. Различное поведение, возникающее в результате воздействия различных раздражителей.

Ответ:  C

10. Что из следующего является физиологическим показателем?

  1. Показатель кровотока через мозг человека.
  2. Подробная информация о генеалогическом древе человека.
  3. Ответ человека на вопросы в опросе.
  4. Ответ человека на вопросы в ходе эксперимента.
  5. Предпочтение, которое человек отдает одному раздражителю, а не другому.

Ответ:  A

11. Теория А объясняет явление L, явление M и явление N, используя принципы J и K. Теория B объясняет явление L, явление M и явление N, используя только принцип K. Теория C объясняет явление L и явление N с использованием принципов J и K. Какое из следующих утверждений верно?

  1. Теория А самая экономная.
  2. Теория Б — самая экономная.
  3. Теория С — самая экономная.
  4. Теория А и Теория С одинаково и наиболее экономны.
  5. Теория А и Теория Б одинаково и наиболее экономны.

Ответ:  B

12. «Аргумент, в котором вещь, подлежащая объяснению, представлена ​​как объяснение (например, когда способность памяти используется для объяснения производительности памяти)». Какой тип аргумента является определением глоссария?

  1. Концептуальный аргумент
  2. Удобный аргумент
  3. Причинный аргумент
  4. Циклический аргумент
  5. Случайный спор

Ответ:  D

13. «Цель объяснить максимальное количество эмпирических данных с точки зрения наименьшего количества теоретических принципов». Это глоссарий определения какого принципа?

  1. Максимизация.
  2. Скупость.
  3. Надежность.
  4. Срок действия.
  5. Внешняя валидность.

Ответ:  B

14. «Формально — высказывание о причинно-следственной связи между отдельными явлениями (т. е. в форме «А вызывает Б»). Обычно это происходит из определенной теории и предназначено для проверки в исследованиях». Определение какой конструкции является глоссарием?

  1. Прогноз.
  2. Вычет.
  3. Гипотеза.
  4. Обычное рассуждение.
  5. Дедуктивное рассуждение.

Ответ:  C

15. «Относиться к абстракции так, как если бы это была реальная конкретная вещь. В психологии это относится к процессу и результату обращения с эмпирическим открытием, как если бы оно было прямым выражением лежащего в основе психологического процесса (например, рассмотрение результатов тестов интеллекта как выражения интеллекта)». Это глоссарий определения какого процесса?

  1. Овеществление.
  2. Опровержение
  3. Конкретизация.
  4. Ложный консенсус.
  5. Экспериментальное изобретение.

Ответ:  A

Методы психологических исследований: типы и советы

(последнее обновление: 3 марта 2023 г.)

Методы психологических исследований — это методы, используемые учеными и исследователями для изучения человеческого поведения и психических процессов. Эти методы используются для сбора эмпирических данных. Целью этих методов является получение объективных и поддающихся проверке данных, собранных посредством научных экспериментов и наблюдений.

Методы исследования, используемые в психологии, имеют решающее значение для понимания того, как и почему люди ведут себя так, а не иначе, а также для разработки и проверки теорий о человеческом поведении.

Теории детского развития

Пожалуйста, включите JavaScript

Теории детского развития

Одной из основных целей психологических исследований является обеспечение надежности и достоверности собранных данных. Надежность означает, что данные непротиворечивы и могут быть воспроизведены, а достоверность относится к точности собранных данных. Исследователи должны очень внимательно следить за тем, чтобы их методы исследования были надежными и обоснованными, поскольку это необходимо для получения точных выводов и обоснованных утверждений о человеческом поведении.

Студенты старших классов и колледжей, интересующиеся психологией, могут извлечь большую пользу из изучения методов исследования. Понимание того, как психологи изучают человеческое поведение и психические процессы, может помочь учащимся развить навыки критического мышления и глубже понять сложность человеческого поведения. Понимание этих методов исследования может подготовить студентов к будущей курсовой работе по психологии, а также к потенциальной карьере в этой области.

Содержание

Количественные и качественные методы психологических исследований

Методы психологических исследований можно разделить на два основных типа: количественные и качественные. Эти два метода отличаются подходом к сбору и анализу данных.

  • Количественные исследования Методы включают сбор числовых данных с помощью контролируемых экспериментов, опросов и других объективных измерений. Цель количественных исследований — выявить закономерности и взаимосвязи в данных, которые можно проанализировать статистически. Исследователи используют статистические методы для проверки гипотез, выявления существенных различий между группами и прогнозирования будущего поведения.
  • Качественные методы исследования , с другой стороны, включают сбор нечисловых данных посредством открытых интервью, наблюдений и других субъективных измерений. Цель качественного исследования состоит в том, чтобы понять субъективный опыт и точки зрения отдельных лиц и групп. Исследователи используют такие методы, как контент-анализ и тематический анализ, для выявления тем и закономерностей в данных и для разработки подробных описаний изучаемого явления.

Хотя количественные и качественные методы исследования различаются подходом к сбору и анализу данных, их часто используют вместе, чтобы получить более полное представление о сложных явлениях. Например, исследователь, изучающий влияние социальных сетей на психическое здоровье, может использовать количественный опрос для сбора числовых данных об использовании социальных сетей и качественное интервью, чтобы получить представление о субъективном опыте участников в социальных сетях.

Виды психологических методов исследования

В психологии используется несколько типов методов исследования, включая эксперименты, опросы, тематические исследования и наблюдательные исследования. У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, и исследователи должны выбрать наиболее подходящий метод, исходя из своего исследовательского вопроса и данных, которые они надеются собрать.

Тематические исследования

Тематическое исследование — это исследовательский метод, используемый в психологии для детального изучения человека, группы или события. В тематическом исследовании исследователь собирает информацию из различных источников, включая интервью, наблюдения и анализ документов, чтобы получить более глубокое понимание изучаемого случая. Тематические исследования особенно полезны, когда исследуемое явление редкое или сложное, и когда его трудно воспроизвести в лабораторных условиях.

Опросы

Опросы — широко используемый метод исследования в психологии, который включает сбор данных от большого числа людей об их мыслях, чувствах, поведении и отношении. Опросы могут проводиться различными способами, включая личные интервью, онлайн-анкеты и опросы с использованием бумаги и карандаша. Опросы особенно полезны, когда исследователи хотят изучить отношения или поведение, которые трудно наблюдать непосредственно, или когда они хотят обобщить свои выводы на большую группу населения.

Методы экспериментальных психологических исследований

Экспериментальные исследования — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для изучения причинно-следственных связей между переменными. В экспериментальном исследовании исследователь манипулирует одной или несколькими переменными, чтобы увидеть, как они влияют на другую переменную, при этом контролируя другие факторы, которые могут повлиять на результат. Экспериментальные исследования считаются золотым стандартом для установления причинно-следственных связей, поскольку они позволяют исследователям контролировать потенциальные смешанные переменные и систематически манипулировать переменными.

Корреляционные методы психологических исследований

Корреляционные исследования — это исследовательский метод, используемый в психологии для изучения отношений между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель корреляционного исследования состоит в том, чтобы определить, в какой степени изменения одной переменной связаны с изменениями другой переменной. Другими словами, корреляционное исследование направлено на установление направления и силы взаимосвязи между двумя или более переменными.

Натуралистическое наблюдение

Натуралистическое наблюдение — это исследовательский метод, используемый в психологии для изучения поведения в естественных условиях без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. Цель натуралистического наблюдения — получить представление о том, как люди или животные ведут себя в естественной среде, без влияния лабораторных условий.

Метаанализ

Метаанализ — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для объединения и анализа результатов нескольких исследований по определенной теме. Цель метаанализа состоит в том, чтобы предоставить всестороннее и количественное резюме существующих исследований по теме, чтобы выявить закономерности и взаимосвязи, которые могут быть не очевидны в отдельных исследованиях.

Советы по использованию методов психологических исследований

Вот несколько советов для старшеклассников и студентов, которые интересуются методами психологических исследований:

Понимание различных типов методов исследования: 

понимать различные типы доступных методов исследования, таких как опросы, тематические исследования, эксперименты и натуралистические наблюдения. Каждый метод имеет свои сильные стороны и ограничения, и выбор подходящего метода зависит от исследовательского вопроса и исследуемых переменных.

Разработайте четкий исследовательский вопрос: 

Хороший исследовательский вопрос необходим для управления исследовательским процессом. Он должен быть конкретным, ясным и актуальным для области психологии. Также важно учитывать этические соображения при разработке вопроса исследования.

Используйте надлежащие методы выборки: 

Выборка — это процесс отбора участников для исследования. Важно использовать надлежащие методы выборки, чтобы убедиться, что выборка репрезентативна для изучаемой совокупности. Случайная выборка считается золотым стандартом выборки, но другие методы, такие как удобная выборка, также могут использоваться в зависимости от вопроса исследования.

Используйте надежные и валидные меры:

Важно использовать надежные и валидные меры, чтобы гарантировать точность и значимость собранных данных. Это может включать использование установленных мер или разработку новых мер и проверку их надежности и достоверности.

Учитывать этические вопросы:

При проведении психологических исследований важно учитывать этические соображения, такие как получение информированного согласия участников, сохранение конфиденциальности и минимизация любого потенциального вреда участникам.

Во многих случаях вам нужно будет представить свое предложение об обучении на одобрение школьному наблюдательному совету.

Надлежащий анализ и интерпретация данных

После сбора данных важно правильно их проанализировать и интерпретировать. Это может включать использование статистических методов для выявления закономерностей и взаимосвязей между переменными, а также использование соответствующих программных инструментов для анализа.

Четко сообщайте о результатах: 

Наконец, важно четко и понятно сообщить о результатах другим людям. Это может включать в себя написание исследовательского отчета, презентацию или публикацию статьи в научном журнале. Четкое общение необходимо для продвижения области психологии и информирования будущих исследований.

Часто задаваемые вопросы

Каковы 5 методов психологического исследования?

Пять основных методов психологических исследований:

  1. Экспериментальное исследование : Этот метод включает в себя манипулирование одной или несколькими независимыми переменными для наблюдения их влияния на одну или несколько зависимых переменных при контроле других переменных. Цель состоит в том, чтобы установить причинно-следственные связи между переменными.
  2. Корреляционное исследование : Этот метод включает изучение взаимосвязи между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель состоит в том, чтобы определить, существует ли связь между переменными, а также сила и направление этой связи.
  3. Опросное исследование : Этот метод включает сбор информации от выборки участников с использованием вопросников или интервью. Цель состоит в том, чтобы собрать данные об отношениях, мнениях, поведении или других представляющих интерес переменных.
  4. Тематическое исследование : Этот метод включает в себя углубленный анализ отдельного человека, группы или события. Цель состоит в том, чтобы получить представление о конкретном поведении, отношениях или явлениях.
  5. Естествознательные наблюдения : Этот метод включает в себя наблюдение и запись поведения в естественных условиях без каких-либо манипуляций или вмешательства со стороны исследователя. Цель состоит в том, чтобы получить представление о том, как люди или животные ведут себя в своей естественной среде.

Какой метод психологического исследования чаще всего используется?

Наиболее распространенный метод исследования, используемый в психологии, варьируется в зависимости от исследовательского вопроса и исследуемых переменных. Однако корреляционное исследование является одним из наиболее часто используемых методов в психологии. Вероятно, это связано с тем, что корреляционное исследование полезно при изучении широкого круга психологических явлений, и его можно использовать для изучения взаимосвязей между переменными, которыми нельзя манипулировать или контролировать, например, возрастом, полом и личностными чертами.

Экспериментальные исследования также широко используются в психологии, особенно в областях когнитивной психологии, социальной психологии и психологии развития. Другие методы, такие как опросное исследование, тематическое исследование и натуралистическое наблюдение, также широко используются в психологических исследованиях, в зависимости от исследовательского вопроса и изучаемых переменных.

Как узнать, какой метод исследования использовать?

Решение о том, какой метод исследования использовать, зависит от вопроса исследования, изучаемых переменных и практических соображений. Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут учащимся решить, какой метод исследования использовать:

  • Определите вопрос исследования : Первым шагом является четкое определение вопроса исследования. Что вы пытаетесь изучить? Какую гипотезу вы хотите проверить? Ответы на эти вопросы помогут вам определить, какой метод исследования лучше всего подходит для вашего исследования.
  • Выберите переменные : Определите независимые и зависимые переменные, связанные с вопросом вашего исследования. Это поможет вам определить, какой метод исследования является наиболее подходящим: экспериментальный или корреляционный.
  • Подумайте о своих ресурсах : Подумайте о времени, ресурсах и этических соображениях, связанных с проведением исследования. Например, если вы работаете с ограниченным бюджетом, опрос или метод корреляционного исследования могут оказаться более целесообразными, чем экспериментальное исследование.
  • Обзор существующей литературы : Проведение обзора литературы предыдущих исследований по теме может помочь вам определить наиболее подходящий метод исследования. Это также может помочь вам определить пробелы в литературе, которые может заполнить ваше исследование.
  • Проконсультируйтесь с наставником или консультантом : Если вы все еще не уверены, какой метод исследования использовать, проконсультируйтесь с наставником или консультантом, имеющим опыт проведения исследований в интересующей вас области. Они могут предоставить рекомендации и помочь вам принять обоснованное решение.

Каталожные номера:

Scholtz SE, de Klerk W, de Beer LT. Использование методов исследования в психологических исследованиях: систематизированный обзор. Фронт Res Метр Анал .

Добавить комментарий