Обсервационные методы в психологии: Обсервационные методы

Обсервационные методы (observational methods) | это… Что такое Обсервационные методы (observational methods)?

Наблюдения, яв-ся ли они формальными или неформальными, подразумевают фиксацию внимания на событиях или явлениях и регистрацию того, что наблюдается. Наблюдение лежит в основе любой науки, и для повышения объективности и надежности наблюдений за поведением разраб. специальные методы.

В контролируемом наблюдении ситуация заранее подготавливается или инсценируется с целью изучения реакций людей или животных на определенные стимульные условия. Поскольку контролируемое наблюдение требует привлечения специальных процедур, в исслед. чаще всего используется неконтролируемое наблюдение, в к-ром наблюдатель не осуществляет контроля за ситуацией, а просто регистрирует поведение in situ (на месте нахождения — лат.).

Большая часть из того, что нам известно о динамике личности и психич. нарушениях, получена в рез-те наблюдений, проводившихся в клинических условиях. Клинический метод не яв-ся вполне объективным; при его использовании не только наблюдатель-терапевт влияет на поведение пациента, но и пациент влияет на реакции терапевта.

В научном исслед. обычно считается желательным, чтобы наблюдатель в той мере, насколько это возможно, сохранял стороннюю позицию в отношении ситуации, не вступая в к.-л. взаимодействия с теми, за кем он наблюдает. Однако, если исследователь сознательно выбирает себе роль участника наблюдаемой ситуации или участвующего наблюдателя, при интерпретации полученных данных надлежит учитывать эффекты присутствия наблюдателя на поведение исполнителей.

Важнейшим первым шагом в повышении точности наблюдений яв-ся подготовка наблюдателей. Наблюдателям должно быть известно об эффектах влияния их собственных предубеждений, поведения и состояния на то, что ими наблюдается, и о тенденции смешивать факт с интерпретацией. Кроме того, при интерпретации полученных данных следует учитывать влияние самого ситуационного контекста, в к-ром проводятся наблюдения.

Качество рез-тов обсервационного исслед. тж зависит от репрезентативности выборки наблюдаемого поведения, что обычно связано с значительными временными и финансовыми затратами. С целью сокращения времени, денежных расходов и массива данных, получаемых в рез-те непрерывных наблюдений поведения, используются специальные процедуры выборки данных. В выборке случаев наблюдаются и регистрируются только специфические случаи поведения. Вторая процедура, выборка периодов времени, предполагает проведение серии наблюдений, каждое продолжительностью в неск. минут, в течение дня или около этого. Наконец, надежность наблюдений можно повысить путем использования сх. наблюдения, напр., оценочной шкалы или контрольного списка, заполняемых по ходу возникновения изучаемого поведения или сразу после его завершения.

Наблюдения тж используются в изучении психол. развития, опросах, корреляционных исслед. и даже экспериментах. Напр., в исслед. развития широко используются периодические наблюдения за развитием группы лиц одинакового возраста в течение ряда месяцев или лет (продольное (лонгитюдное) исследование), наблюдения групп различных по возрасту лиц в определенный момент времени (поперечное исследование).

Контент-анализ самонаблюдений, зафиксированных в дневниках, автобиографиях, письмах и др. личных документах, тж помогает проникнуть в динамику личности.

См. также Психологическая оценка, Незаметные измерения

Л. Р. Эйкен

Леонова Е.В. Эмпирические методы психологического исследования

  • формат pdf
  • размер 5,38 МБ
  • добавлен 17 мая 2016 г.
Учебное пособие. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 324 с.

Классификация методов исследования в психологии
Обсервационные методы психологического исследования
Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения
Вербально-коммуникативные методы психологического исследования
Метод фокус-группы
Метод анкетного опроса
Экспериментальные методы психологического исследования
Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста
Статистический анализ результатов формирующего эксперимента
Биографический метод психологического исследования
Использование биографического метода в профориентационном консультировании
Составление психологической автобиографии
Психофизиологические методы психологического исследования
Диагностика свойств нервной системы с помощью теппинг-теста
Диагностика лабильности нервной системы с помощью методики Т. Е. Рыбакова
Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»
Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности
Метод контент-анализа
Моделирование, как метод психологического исследования
Психометрические требования к психодиагностическим тестам
Стандартизация результата и нормы теста
Трудность и дискриминативность заданий теста
Определение надёжности теста
Определение валидности теста
Методы исследования интеллектуальных способностей
Сравнительный анализ тестов А. Бине и Д. Векслера
Диагностика интеллектуальных способностей с помощью теста Д. Равена
Диагностика интеллектуальных способностей с помощью теста Р. Амтхауэра
Диагностика интеллектуальных способностей с помощью теста Г.Ю. Айзенка
Методы исследования творческих способностей
Диагностика творческих способностей с помощью тестов Д. Гилфорда
Диагностика творческих способностей с помощью теста Е. Торренса
Диагностика творческих способностей методом экспертных оценок на основе опросника Д. Рензулли
Методы диагностики личности
Диагностика особенностей мыслительных процессов с помощью методики А. Лачинса
Диагностика личностных особенностей с помощью факторного опросника Р. Кеттелла 16PF
Диагностика направленности личности с помощью методики Смекала–Кучера
Психодиагностика самоактуализации личности с помощью опросника САМОАЛ
Диагностика личностных особенностей с помощью методики «Рисунок человека»
Диагностика личностных особенностей с помощью методики «Несуществующее животное»
Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы
Диагностика учебно-профессиональной мотивации студентов вуза
Диагностика осмысленности жизни
Психосемантические методы психологического исследования
Изучение особенностей речи методом семантического дифференциала
Интервью с использованием метода репертуарных решёток
Социально-психологические методы психологического исследования
Изучение эмоциональных связей в группе с помощью социально-психологической методики М.
Р. Битяновой
Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т. Лири
Диагностика психологического микроклимата в студенческой группе
Изучение социальной дистанции с помощью методики Э. Богардуса

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Новое в психолого-педагогических исследованиях

Методы наблюдения — А. П. Грейсон

Методы исследования в психологии

Этот пост был опубликован в Psychology Review

Все науки основаны на наблюдении в самом широком смысле этого слова. В этом смысле «наблюдение» — это не то же самое, что «наблюдение за вещами». Оно относится к любым средствам сбора данных об окружающем нас мире, в том числе с помощью специального оборудования, которое позволяет нам «наблюдать» самые дальние уголки Вселенной или «наблюдать» за поведением нейронов в человеческом мозгу.

Все исследования в области психологии по определению основаны на наблюдении. Мы наблюдаем за ответами, которые наши участники дают на наши анкеты, ответы респондентов на наши полуструктурированные интервью и действия участников в наших экспериментах (зависимая переменная часто измеряется путем наблюдения). Но когда мы говорим о «методах наблюдения», мы на самом деле имеем в виду набор методов, которые в буквальном смысле основаны на наблюдении (и прослушивании) того, что происходит, и на записи информации об этих вещах.

Вообще говоря, и исключительно в целях объяснения, может быть полезно разделить мир методов наблюдения на два лагеря: неструктурированные и структурированные.

Неструктурированное наблюдение

Когда мы говорим о неструктурированных методах наблюдения, мы обычно имеем в виду методы исследования, которые включают наблюдение за социальной средой, институтом, организацией, «кейсом» и т. п. с целью написания подробного описания. счет наблюдаемой вещи. Включенное наблюдение — это одна из специфических традиций исследования, которая склонна опираться на неструктурированные наблюдения. При включенном наблюдении исследователи стремятся стать членами социальной группы в определенной обстановке, чтобы наблюдать за этой группой целостно, «изнутри».

Например, в известном исследовании Розенхана (1973) исследователей помещали в психиатрические больницы в качестве пациентов, чтобы они могли тайно наблюдать за тем, что происходит в качестве сотрудников учреждения, которое они намеревались изучить. Такие методы обычно связаны со сбором и анализом качественных данных. Они, как правило, приводят к увлекательным и проницательным рассказам об изучаемом предмете, хотя проблема заключается в том, что такие методы не поддаются легкому воспроизведению.

Совместное наблюдение, как правило, сложно с этической точки зрения. По самой своей природе это делается «скрытно», так что люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. Скрытое наблюдение может быть оправдано только при определенных обстоятельствах и чаще связано с журналистикой под прикрытием, чем с академической психологией, потому что польза от наблюдения должна явно перевешивать этические издержки.

Скрытые и явные наблюдения  

Скрытое наблюдение имеет место, когда люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. При явном наблюдении, напротив, не делается особых усилий, чтобы скрыть процесс наблюдения. Многие из классических включенных наблюдений, таких как наблюдения Розенхана, являются скрытыми. Однако как участвующие, так и неучаствующие наблюдения могут быть открытыми или скрытыми.

Одним из наглядных примеров пользы наблюдения за участниками является расследование Panorama 2016 года о пренебрежении и жестоком обращении в доме престарелых в Корнуолле. Из-за того, как люди «реагируют» на то, что за ними наблюдают, трудно понять, как такое наблюдение можно было бы эффективно осуществить каким-либо другим способом. Без особых оснований наблюдение за теми, кто не знает, что за ними наблюдают, должно ограничиваться ситуациями, в которых люди находятся «на людях», и подвергаться повседневным наблюдениям других (см. кодекс поведения и этические принципы Британского психологического общества). , 2009 г.).

Структурированное наблюдение

Методы структурированного наблюдения, напротив, используют более «редуктивный» (то есть упрощенный) подход к сбору данных. Структурированные методы основаны на графиках наблюдений — контрольных списках, — которые определяют, что следует (и, что особенно важно, что не следует) фиксировать. Структурированные наблюдения обычно включают сбор количественных данных, которые говорят нам о частоте, продолжительности и/или последовательности наблюдаемых явлений.

Например, Бейкман и Браунли (1980) наблюдал последовательность различных видов игр («без занятий», «одинокая», «вместе», «параллельная», «групповая»), в которых участвовали 3-летние дети. Они смогли сделать вывод, что параллельная игра (дети, играющие рядом друг с другом) действует как «мост» к групповой игре (дети, играющие друг с другом).

Методы структурированного наблюдения придают большое значение важности повторения. В частности, большие усилия в любом структурированном наблюдательном исследовании направлены на то, чтобы продемонстрировать, что независимые наблюдатели могут использовать один и тот же график наблюдения, наблюдать за одними и теми же последовательностями поведения и получать одни и те же результаты. Это известно как процесс установления «надежности между наблюдателями».

Процесс и результат

Одной из отличительных особенностей методов наблюдения является то, что они хорошо подходят для того, чтобы помочь нам понять «процесс», в отличие от многих психологических исследований, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на «результате». Возьмем, к примеру, коммуникативные вмешательства для решения проблем, с которыми сталкиваются дети в спектре аутизма, дети с синдромом Дауна и дети с задержкой развития. Исследования результатов показывают, насколько эффективным может быть (или не быть) вмешательство. Но исследования систематического наблюдения, такие как Brown and Woods (2016), могут показать как работает вмешательство, и предоставьте более подробную информацию о том, какие аспекты процесса связаны с результатами. Например, Браун и Вудс смогли показать, что родители с большей вероятностью использовали коммуникативные стратегии, которым они научились сразу после определенных видов коуч-сессии, и что использование детьми выученных навыков было связано с определенными типами родительских взаимодействий. . Таким образом, изучение процесса вмешательства похоже на определение его «активных ингредиентов» (Браун и Вудс, 2016, стр. 121).

Эффекты наблюдателя

Один ключевой вопрос, который следует задать в отношении всех видов наблюдения, звучит так: «Какое влияние оказывает наблюдение на объект наблюдения?» физический мир, где квантовая физика говорит нам, что чем больше мы уверены в том, где что-то находится, тем меньше мы уверены в его скорости, и наоборот. Однако этот эффект наблюдателя относительно легко понять с точки зрения человека. Люди «реагируют» (поэтому эффект называется «реактивностью») на то, что за ними наблюдают, и ведут себя соответственно. Как только вы наводите камеру на кого-то, чтобы сделать снимок, они меняют свое поведение и делают свое «картиночное лицо». Простое наблюдение за ними меняет момент, поэтому наши фотографии представляют собой не запись нашей жизни, а серию постановочных изображений. Таким образом, когда мы наблюдаем за людьми, мы можем регистрировать данные об их поведении, когда за ними наблюдают, а не данные об их поведении в повседневной жизни. И это могут быть две довольно разные вещи.

И еще есть проблема предвзятости наблюдателя. Невозможно уйти от проблемы, что мы склонны видеть то, что хотим видеть, и слышать то, что хотим слышать. В наших наблюдениях мы сосредотачиваемся на вещах, которые наиболее важны или наиболее интересны для нас, и мы с большей вероятностью зафиксируем их и даже исказим запись. Просто попросите фанатов противоположных футбольных команд описать один и тот же матч, и вы увидите проблему.

Ссылки

Бейкман Р. и Браунли Дж. Р. (1980) Стратегическое использование параллельной игры: последовательный анализ. Развитие ребенка, Том. 51, № 3, стр. 873-878.

Би-би-си Панорама. (2016) Дома престарелых под прикрытием . Лондон: Би-би-си.

Браун, Дж. А. и Вудс, Дж. Дж. (2016) Коммуникационное вмешательство, осуществляемое родителями. Темы специального образования детей младшего возраста, Vol. 36, № 2, стр. 115-124.

Комитет по этике Британского психологического общества (2009 г.) Кодекс этики и поведения: руководство, опубликованное комитетом по этике Британского психологического общества . Лестер: Британское психологическое общество.

Розенхан, Д.Л. (1973) О том, как быть в здравом уме в безумных местах. Наука, Том. 179, № 4070, стр. 250-258.

 

Первоначально опубликовано как:

Grayson, A. (2018). Наблюдательные методы. Psychology Review , 24 (2), 9–11.

10 Примеры наблюдательных исследований (2023)

Наблюдательные исследования включают наблюдение за действиями людей или животных, обычно в их естественной среде.

Например, Джейн Гудолл, как известно, наблюдала за шимпанзе в дикой природе и сообщала об их групповом поведении. Точно так же многие исследователи в области образования будут проводить наблюдения в классах, чтобы понять, как дети учатся.

Примеры исследований с помощью наблюдений

1. Исследования Джейн Гудолл

Джейн Гудолл известна своим открытием, что шимпанзе используют инструменты. Это одно из самых замечательных открытий в психологии и антропологии.

Ее основной метод исследования заключался в том, что она просто входила в естественную среду обитания своих объектов исследования, садилась с карандашом и бумагой и делала подробные записи того, что она наблюдала.

Эти наблюдения позже были организованы и преобразованы в исследовательские документы, которые предоставили миру удивительные сведения о поведении животных.

Когда она впервые обнаружила, что шимпанзе используют ветки, чтобы «ловить» термитов, это было совершенно ошеломляюще. Знаменитый Луис Лики провозгласил: «Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или принять шимпанзе за людей».

2. Языковое развитие детей

Ответить на вопрос типа «как дети учатся говорить» можно, только наблюдая за маленькими детьми дома.

К тому времени, когда дети переходят в первый класс, их языковые навыки уже хорошо развиты, их словарный запас насчитывает тысячи слов и они могут использовать относительно сложные предложения.

Таким образом, исследователь должен проводить свое исследование в домашних условиях ребенка. Обычно это включает в себя то, что обученный сборщик данных сидит в углу комнаты и делает подробные записи о том, что и как родители говорят со своим ребенком.

Эти наблюдения позже классифицируются таким образом, чтобы их можно было преобразовать в количественные показатели для статистического анализа.

Например, данные могут быть закодированы с точки зрения того, сколько слов произнесли родители, степени сложности предложения или эмоциональной динамики поощрения или критики. Когда данные анализируются, это может показать, как модели родительских комментариев связаны с уровнем языкового развития ребенка.

Связанная статья: 15 Примеры исследования действий

3. Дизайн потребительских товаров  

Прежде чем Apple выпустит новый продукт на рынок, они проводят обширный анализ того, как этот продукт будет восприниматься и использоваться потребителями.

Компания хочет знать, какой опыт получит потребитель при использовании продукта. Является ли интерфейс удобным и плавным? Удобно ли он лежит в руке человека?

В целом приятно?

Итак, компания организует группы потенциальных клиентов, которые приходят в лабораторию и просто используют следующую итерацию одного из своих замечательных продуктов. В этой лаборатории обязательно должно быть двустороннее зеркало и группа обученных наблюдателей, сидящих за ним и делающих подробные записи о том, что делают тестовые группы. Группы могут быть даже записаны на видео, чтобы их поведение можно было наблюдать снова и снова.

За этим последует обсуждение в фокус-группе, возможно, один или два опроса и, возможно, несколько индивидуальных интервью.

4. Спутниковые снимки Walmart

Исследования с помощью наблюдений могут даже принести некоторым людям миллионы долларов. Например, отчет NPR описывает, как аналитики фондового рынка наблюдают за парковками Walmart, чтобы предсказать прибыль компании.

Аналитики покупают спутниковые снимки выбранных парковок по всей стране, а может быть, и по всему миру. Эти данные объединяются с тем, что они знают о покупательских привычках клиентов, с разбивкой по времени суток и географическому региону.

Со временем выполняется подробный набор расчетов, который позволяет аналитикам предсказывать прибыль компании с удивительной степенью точности.

Такого рода наблюдательные исследования могут принести существенную прибыль.

5. Наблюдение за фермами

Подобно приведенному выше примеру, наблюдательные исследования также могут применяться для изучения сельского хозяйства и земледелия.

Используя программное обеспечение для инфракрасных изображений со спутников, некоторые компании могут наблюдать за посевами по всему миру. На изображениях представлены показатели поглощения хлорофилла и содержания влаги, которые затем можно использовать для прогнозирования урожайности. Эти изображения также позволяют аналитикам просто подсчитать количество акров, засеянных определенными культурами по всему миру.

Для таких товаров, как пшеница и кукуруза, этот прогноз может привести к огромной прибыли на фьючерсных рынках.

Это интересное применение наблюдательных исследований с серьезными денежными последствиями.

6. Групповая динамика принятия решений  

Когда большие корпорации принимают важные решения, это может иметь серьезные последствия для прибыльности компании или даже для ее выживания.

Поэтому очень важно иметь глубокое понимание процессов принятия решений. Хотя большинство из нас думает, что мы достаточно рационально обрабатываем информацию и формулируем решение, как оказывается, это не совсем так.

Десятилетия психологических исследований были сосредоточены на функции утверждений, которые люди делают друг другу во время встреч. Например, есть таскмастеры, гармонизаторы, шутники и прочие, которые вообще не задействованы.

Типичное исследование включает в себя участие профессиональных, обученных наблюдателей, наблюдающих за ходом собрания либо через двустороннее зеркало, либо сидя на собрании сбоку, либо наблюдая через систему видеонаблюдения.

Отслеживая, кто кому что говорит, и тип сделанных заявлений, исследователи могут выявить слабые места и неэффективность того, как конкретная группа участвует в процессе принятия решений.

7. Кейсы

Кейс-стади – это углубленное изучение одного конкретного человека. Это форма наблюдательного исследования, при которой исследователь проводит много времени с одним человеком, чтобы получить очень подробное представление о его поведении.

Исследователь может делать обширные заметки, проводить интервью с человеком или делать видеозаписи поведения для дальнейшего изучения.

Тематические исследования дают уровень подробной информации, недоступный при изучении больших групп людей. Такой уровень детализации часто может дать представление о явлении, которое может привести к развитию новой теории или помочь исследователю определить новые области исследований.

Иногда у исследователей нет иного выбора, кроме как проводить тематическое исследование в ситуациях, когда изучаемое явление встречается редко. Поскольку это состояние настолько редкое, невозможно найти достаточно большую выборку случаев для изучения количественными методами.

8. Привязанность младенцев

В одном из первых исследований привязанности младенцев использовалась методология наблюдения. Мэри Эйнсворт поехала в Уганду в 1954 году, чтобы изучить материнские практики и связь между матерью и младенцем.

Эйнсворт посещала дома 26 семей раз в два месяца в течение 2 лет, делая подробные записи и беседуя с матерями об их методах воспитания.

Затем ее записи были преобразованы в академические работы и легли в основу теста «Странные ситуации», который она разработала для лабораторных условий.

Тест «Странные ситуации» состоит из 8 ситуаций, каждая из которых длится не более нескольких минут. Обученные наблюдатели размещаются за двусторонним зеркалом и обучены систематически наблюдать за действиями ребенка в каждой ситуации.

9. Этнографические исследования  

Этнография — это вид исследования с наблюдением, когда исследователь становится частью определенной группы или общества.

Роль исследователя как сборщика данных скрыта, и он пытается погрузиться в сообщество как постоянный член группы.

Будучи частью группы и скрывая свою цель, исследователь может вблизи наблюдать за естественным поведением ее членов. Группа будет вести себя естественно и относиться к исследователю так, как если бы он был просто еще одним ее членом. Это может привести к пониманию групповой динамики, верований, обычаев и ритуалов, которые невозможно было бы изучить иначе.

10. Исследования времени и движения

Исследования времени и движения включают наблюдение за рабочими процессами в рабочей среде. Цель состоит в том, чтобы сделать процедуры более эффективными, что может включать сокращение количества движений, необходимых для выполнения задачи.

Сокращение движений, необходимых для выполнения задачи, повышает эффективность и, следовательно, повышает производительность. Исследование времени и движения также может выявить проблемы безопасности, которые могут причинить вред работникам, и тем самым помочь создать более безопасную рабочую среду.

Двумя самыми известными первооткрывателями этого типа наблюдательных исследований являются Фрэнк и Лилиан Гилбрет.

Лилиан была психологом, которая начала изучать каменщиков в строительной компании своего мужа Фрэнка. Вместе они нашли способ сократить количество движений, необходимых для кладки кирпичей, с 18 до 4 (см. оригинальный видеоматериал здесь).

Пара прославилась своей работой во время промышленной революции, и

Лилиан стала единственным психологом, изображенным на почтовой марке (в 1884 году).

Зачем проводить наблюдательные исследования?

Психологи и антропологи используют эту методологию, потому что:

  • Психологи считают, что изучение людей в лабораторных условиях очень искусственно. Люди часто меняют свое поведение, если знают, что позже его проанализирует психолог.
  • Антропологи часто изучают уникальные культуры и коренные народы, мало контактирующие с современным обществом. Они часто живут в отдаленных регионах мира, поэтому наблюдение за их поведением в естественной среде может быть единственным вариантом.
  • В исследованиях на животных было обнаружено множество интересных явлений, которые просто невозможно наблюдать в лаборатории, например поведение при поиске пищи или выбор партнера. Таким образом, наблюдательные исследования являются лучшим и единственным доступным вариантом.

Заключение

Наблюдение — невероятно полезный способ сбора данных о явлении, которое просто невозможно наблюдать в лабораторных условиях. Это может дать представление о человеческом поведении, которое никогда не может быть обнаружено в эксперименте.

Исследователи используют методы наблюдения, когда отправляются в отдаленные регионы мира для изучения коренных народов, пытаясь понять, как взаимодействие родителей влияет на языковое развитие ребенка или как животные выживают в своей естественной среде обитания.

С точки зрения бизнеса наблюдательные исследования используются для понимания того, как продукты воспринимаются покупателями, как группы принимают важные решения, влияющие на прибыль, или делают экономические прогнозы, которые могут привести к огромной денежной прибыли.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S. (1967). Младенчество в Уганде . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.

Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Образцы привязанности:

психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл: Эрлбаум.

Кроу, С., Крессуэлл, К., Робертсон, А., Хаби, Г., Эйвери, А., и Шейх, А. (2011). Подход кейс-стади. Методология медицинских исследований BMC , 11 , 100. https://doi.org/10.1186/1471-2288-11-100

d’Apice, K., Latham, R., & Stumm, S. (2019). Натуралистический домашний наблюдательный подход к детскому языку, познанию и поведению. Психология развития, 55 (7), 1414-1427. https://doi.org/10.1037/dev0000733

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах.

Добавить комментарий