Общие человеческие ценности: Общечеловеческие ценности – виды ценностей человека

Общечеловеческие ценности: понятие и сущность



В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия общечеловеческих ценностей, кратко охарактеризованы такие категории общечеловеческих ценностей, как жизнь, свобода, счастье.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, интериоризация общечеловеческих ценностей.

In this article it was considered the basic ways to the definition of concept of common to all mankind values, it was in brief described such categories of common to all mankind values, as life, freedom, happiness.

Key words: values, value orientations, common to all mankind values, interiorisation of common to all mankind values.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели цивилизации; известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античной и эллинистической культурах. Этот процесс носит поступательный характер и историческую преемственность в развитии ценностных систем. В процессе этого развития складывается система общечеловеческих ценностей, которая становится приоритетной в современную эпоху.

Следовательно, каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и универсальные), создающие общий контекст данной культуры и влияющие на формирование характера.

Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).

В последнее время в науке особое значение придается общечеловеческим ценностям. Так, американские исследователи Ф. Клокхон и Ф. Стродбек определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их взгляд основан на том, что люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [1, с.

129].

В. А. Караковский относит к общечеловеческим ценностям такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [2].

В работах Н. Д. Никандрова анализируется набор общечеловеческих ценностей, содержащихся в официальных государственных документах (Конституция, Всеобщая декларация прав человека), религиозных источниках (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран), учебных пособиях, во взглядах российских и зарубежных ученых и специалистов.

По мнению Н. Д. Никандрова, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны. «Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания» [4]. Прослеживая генезис развития общечеловеческих ценностей, автор подводит читателя к истокам их зарождения, отмечает, что многие, государством провозглашаемые добродетели, имеют очень древнюю историю, отчасти они отражены в трактатах великих философов античности и религиозных книгах. Так, шесть из десяти заповедей, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, содержат общечеловеческие ценности: «чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего».

Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много.

По нашему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

На наш взгляд, это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке (жизнь, здоровье, права и свободы, моральные ценности, удовлетворение потребности в знаниях, культурно-историческое наследие и др. ) и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.

Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. По итогам кросс-культурного исследования, проведенного С. С. Шварцем, им было выявлено 66 ценностей в 20 культурах и с помощью статистики он назвал 110 наиболее универсальных. Среди них — самостоятельность, разнообразие жизни, гедонизм, достижение, власть, безопасность и др. [5, с. 67].

Другие исследователи называют следующие значимые для большинства людей наборы ценностных ориентаций: личность, индивидуализм, взаимозависимость, возраст, пол, семья, качество отношений, значение авторитета, ролевого поведения, мобильность, общество, особенности взаимодействия, человеческая природа, отношение человека к природе, пути ее познания и др.

[Там же, с. 132].

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения и др.

Основополагающей категорией общечеловеческих ценностей является жизнь. Современная философия рассматривает жизнь как процесс человеческого бытия, как абсолютное, бесконечное начало мира, обладающее, в отличие от материи и сознания, активным, движущимся началом. Познание этого активного, движущегося начала, возможно, благодаря интуиции, посредством переживания. Жизнь — самое дорогая ценность для человека, основа его существования, его бытия в мире.

Свобода — еще одна важная ценность человеческого бытия.

Свобода — это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода выступает одной из универсальных ценностей человеческого бытия. Вопрос о свободе — один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.

Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.

Вопрос о приоритетных для кыргызстанцев ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях, был предметом психолого-педагогических исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных кыргызских ценностей наиболее часто выделяется свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине, большая часть которых, как мы видим, близка к общечеловеческим ценностям.

Подробно исследована в кыргызской науке такая общечеловеческая ценность, как счастье. Этой проблеме уделила внимание в своей кандидатской диссертации Ж. А. Кедейбаева [6]. Автор рассматривает основой счастья потребности, интересы, которые способствуют формированию высших духовных, социально-нравственных качеств субъекта. Осознанные личностью высшие социальные потребности в форме нравственного сознания регулируют поведение индивида и задают ему ценностный смысл. Счастье в основном связано с духовно-эмоциональной стороной жизни человека. По словам исследователя, «в субъективном плане счастье можно охарактеризовать как эмоционально-оценочное отношение личности к своей деятельности. Чувство счастья является отражением бытия человека и определенного состояния психики. … счастье — это элемент бытия, который способствует гармоническому развитию личности»[6, с. 11].Ж. А. Кедейбаева раскрывает в работе категорию счастье, его структуру. Она выделяет такие элементы в его структуре, как: спокойная жизнь, удовлетворение потребностей, благодарность, радость, оценка жизни, явления, оказывающие воспитательное воздействие на человека, его духовное состояние.

Все эти элементы диалектически связаны друг с другом и отражают счастье как эмоционально-чувственную форму идеала, функционирующую в цивилизационном пространстве и социальном времени.

Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.

Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом.

Заключая статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины. Под сформированностью ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности понимается адекватное к ним отношение, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, то есть способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.

Литература:

  1. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
  2. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
  3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
  4. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. –1998. — № 4. — С. 3–8.
  5. Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалии межкультурного взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1996. — № 2.
  6. Кедейбаева Ж. А. Счастье — нравственная ценность: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Б., 2006. — 20 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, жизнь, свобода, счастье, человеческое бытие, движущееся начало, культура, мир, ориентация, система.

Классный час на тему «Общечеловеческие ценности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Маранская средняя общеобразовательная школа имени первого председателя колхоза «Красная волна» Дмитрия Даниловича Калашникова»

_________________________________________________________________________

 

 

Открытый классный час

(сингапурская система)

 

 

 

 

 

Тема: «Общечеловеческие ценности»

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель

Халиуллина З.Ф.

 

 

 

 

Маранка, 2015г.

 

 

Цель: продолжать знакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями,

способствовать формированию  лучших нравственных качеств, воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.

Форма занятия: работа в группах по 4-5 человек.

Пособия: карточки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши, лист бумаги.

Оборудование: компьютер, презентация.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности.

— Добрый день!

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.             (КОПИ КЛЭП)-сигнал.

II. Что является ценностью для вас? (…)

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

(Слайд 1)

«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».     (Д.С. Лихачей)

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

                      Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда послед­ний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожи­данное впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь? — спросил его отец. — Ведь гвоздей больше нет?

—   Гвоздей-то нет, а дырки остались, — ответил сын.

(Слайд 2) Вопросы:

1.       Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?

2.       Какой способ убеждения используют ваши родители?

3.        Почему заплакал мальчик?

4.       Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности,  в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?

(Обсуждение — КОНТИНИУС РАУНД РОБИН)

III. Наш классный час хочу продолжить такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда  у кого — то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?

— Правильно, наш классный час называется «Общечеловеческие ценности»

— Как думаете, чему мы будем учиться? Поставьте цель занятия.

— Да, мы поговорим о доброте,  будем учиться  дружить  и учиться культуре поведения.

— Давайте, по порядку и поговорим: о доброте, затем о  вежливости и дружбе.  Согласны?

1. Беседа о доброте.

— Ребята, посмотрите, какие замечательные слова в этом стихотворении :        (Слайд 3)       Твоя доброта, улыбка твоя…

— Доброта. ..Что означает это слово?

— Да, доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.        Какого человека можно назвать добрым?

— Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.  

 Работа с пословицами в группах.

— Ребята, мы с вами на уроках чтения, окружающего мира учили много  пословиц о доброте. Сейчас  проверим, как вы их запомнили. Поработаем в группах. Нужно собрать из слов пословицы о доброте.

— Проверим?

— Вот такие получились пословицы.  (Слайд 4 – пословицы:

— Про доброе дело говори смело.   Кто  добру  учится,  тот  добром  и  живёт.

.  Не одежда красит человека, а его добрые дела…).

— Молодцы! Справились! 

— Кому  какая пословица больше всех понравилась и почему?

— Я, надеюсь, вы будете следовать этим мудрым советам и будете самыми добрыми на свете. Постараетесь?

— У каждой группы есть лист  оценивания. Посоветуйтесь в группах: если все члены группы считают, что жизнь дана на добрые дела, поставьте «+»,  а если кто-то всё ещё сомневается, поставьте «-».

 Игра «Комплименты»

Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.(Ребята делают комплименты друг другу, гостям, пожимают руку)                       Обсуждение: (КЛОК БАДДИС)

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?                 (Ученица рассказывает стихотворение)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

 (Слайд 5)

2.  Беседа о вежливых словах.

— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить  вежливые слова, недовольным голосом? Почему?

— Поэтому как по-другому  называют вежливые слова?

Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу из словаря вежливых слов». Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?

— Тогда я начинаю:

 Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…

 Зазеленеет старый пень, когда услышит…

 Когда нас старшие бранят за шалости, мы говорим …

 — Есть в русском языке ещё одно хорошее, волшебное слово, которое мы говорим при встрече. Что это за слово?

— Да, это всем вам знакомое слово «здравствуйте». Зачем мы его произносим?

— Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким, так что почаще говорите это слово! 

IV. Физминутка с мотивацией на вежливость и доброту.

— А теперь отдохнём. Встаньте все. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Почувствовали, как бьётся ваше сердечко? Как тепло под ладошкой! Передайте это тепло своему соседу справа, соседу слева и скажите: «Доброго дня  тебе!».

3. О дружбе  (Слайд 6).

 Музыкальная минутка.

— А  с  каким человеком  вы  хотели  бы дружить? С добрым или злым?

— Почему?

— А с чего начинается дружба? (Слайд 7).

— Правильно, и с улыбки. Я предлагаю вспомнить строчки из песни про улыбку.

(Слайд  8   с песней «Улыбка»).

— А  как вы понимаете смысл слова «друг»?

— А каким должен быть настоящий друг, словами  какой песни можно ответить ?

— Споём?

(Слайд  9  с  песней «Настоящий друг»).

— А для чего нужен друг?

(Слайд 10  с песней «Если с другом вышел в путь»).

— У вас есть друзья в классе?

— Хорошо ли вы их знаете?

  Это мы сейчас проверим. Поиграем в игру “Найди друга”.

 Стихи о дружбе.

— Так что же такое «дружба»? Расскажите нам, ребята.

— А в словаре русского языка И.С.Ожегова написано, что  «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

(Слайд 11) и показ словаря.

— Хотели бы иметь вот такого друга? 

( Инсценирование   рассказа Л.А.Сергеева «Над кем лучше смеяться»).

Автор: Егор  любил смеяться над своими друзьями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на велосипеде и у него не получалось. Ну как тут не засмеяться? Или как-то с Вовкой играли в футбол, а он мячом попал в свою бабушку. Он до слёз смеялся. И так всегда.
Как-то раз Егор сказал отцу:
Егор:  Юрка — дуралей! Я выменял у него цветной карандаш за какую-то наклейку!
Отец: Да?!  А я сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит кому – то про тебя: «Егор глупец! Обменял такую наклейку на ерундовый карандаш. Вот так-то!
Егор  обиделся и хотел уйти, но отец остановил его:
Отец: Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится. Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?
Егор:  Над кем?
Отец:  Над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

Ребята, можно ли смеяться над недостатками других?

— Какой совет дал папа сыну?

— Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – всё это проявления порядочности.

— Ребята, а сейчас  поиграем в  игру «Прогноз». ( РАУНД ТЭЙБЛ)  Каждая из команд получает альбомный лист с надписями (1- доброта, 2- сотрудничество, 3 -знание,                4- любовь, 5 — забота). Это секрет.  Вам надо  за 2 минуты сделать на листке небольшой рисунок, «изображающий» это слово. Другие команды должны предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

— Подведём итог: чья группа поняла, что такое настоящая дружба. Поставьте «+», остальные – «- ».

— Сейчас заполним строчку «результат». Если  у вас три «+», поставьте большой «+». Если два и один «+», поставьте «-».

— А теперь встают те группы, у которых результат «+». (ТЭЙК ОФ- ТАЧ ДАУН)

 V. Рефлексия, итог занятия.

— Ребята, вы все – молодцы!

Показали хорошие знания. Все отлично поработали.

Закончите, пожалуйста, предложение:

— «Я сегодня запомнил, что…».

— «После классного часа я захотел…»                                                                      (Слайд  12).

— Бывают минуты, когда у нас что-то не получается, мы ссоримся, обижаемся друг на друга. Взрослые садятся за стол переговоров, а мы будем мириться на этом коврике в виде сердечка  и назовем мы его «Ковёр мира». Посмотрите, какое большое на экране сердце.

(На экране большое сердце). Это сердце готовое любить и помогать друг другу. Оно будет состоять из наших маленьких сердечек (раздаю каждому сердечко).

На сердечках напишем пожелания, правила дружбы, правила добрых поступков. Опустим сердечки в большое сердце. Оно будет с нами, пока вы здесь учитесь.

— Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках. Дарите людям радость. Для этого нужно лишь быть доброжелательным, то есть желать людям добра. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность, сердечность, простота.                        

(Слайд13)

-А сейчас, нарисуйте «ромашку счастья», ( РАУНД ТЭЙБЛ) на лепестках которой напишите главные ценности нашей гимназии.

 — Благодарю всех за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда послед­ний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожи­данное впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь? — спросил его отец. — Ведь гвоздей больше нет?

—   Гвоздей-то нет, а дырки остались, — ответил сын.

 

Вопросы:

1.       Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?

2.       Какой способ убеждения используют ваши родители?

3.        Почему заплакал мальчик?

4.       Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности,  в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?

 

 

 

Полный список ценностей для терапии принятия и приверженности (ACT)

Автор: Ольга Горалевич, специалист ACT

Список ценностей ACT поможет вам лучше понять, что действительно важно в вашей жизни.

Когда ваше поведение не соответствует вашим основным ценностям:

  • вы можете столкнуться с неожиданными психологическими проблемами,
  • ваша самооценка может упасть,
  • процесс принятия решений может усложниться, и
  • вы может даже впасть в депрессию.

У каждого свой набор ценностей, так что не осуждайте себя, если вы не разделяете убеждения в том, что что-то особенно важно, даже если это делают другие. Здесь нет правильного или неправильного ответа.

Загрузите список значений в формате PDF с упражнением, которое вы можете выполнить прямо сейчас.

Каковы наиболее распространенные значения ACT?

Важно помнить, что значения меняются. Старайтесь не думать о них как о книгах, которые красиво стоят на книжной полке. Они будут постоянно меняться и менять позиции. То, что было важно вчера, может уже не иметь для вас никакого значения сегодня. Более того, вещи, которые являются ключевыми в одной сфере вашей жизни, например, в работе, могут быть совершенно неуместными в других (например, в отношениях).

Ниже вы найдете список общих основных ценностей, определенных Рассом Харрисом. Попробуйте выбрать, скажем, 5 значений, , которые близки вашему сердцу.

Полный список значений ACT

  • Принятие: быть открытым и принимать себя, других и жизнь.
  • Приключение: быть авантюристом; активно искать, создавать или исследовать новый или стимулирующий опыт.
  • Настойчивость: уважительно отстаивать свои права и требовать того, что я хочу.
  • Аутентичность: быть аутентичным, подлинным, настоящим; быть верным себе.
  • Красота: ценить, создавать, взращивать или культивировать красоту в себе, других и окружающей среде.
  • Забота: заботиться о себе, других и окружающей среде.
  • Задача: продолжать бросать себе вызов, чтобы расти, учиться и совершенствоваться.
  • Сострадание: проявлять доброту к тем, кто страдает.
  • Связь: полностью участвовать во всем, что я делаю, и полностью присутствовать с другими.
  • Вклад: вносить свой вклад, помогать, содействовать или иметь положительное значение для себя или других.
  • Соответствие: уважать и соблюдать правила и обязательства.
  • Сотрудничество: сотрудничать и сотрудничать с другими.
  • Мужество: быть смелым или смелым; упорствовать перед лицом страха, угрозы или трудности.
  • Креативность: быть креативным или инновационным.
  • Любопытство: быть любознательным, непредубежденным и заинтересованным; исследовать и открывать.
  • Поощрение: поощрять и вознаграждать поведение, которое я ценю в себе или других.
  • Равенство: относиться к другим как к себе равным.
  • Возбуждение: искать, создавать и участвовать в деятельности, которая волнует, стимулирует или волнует.
  • Справедливость: быть справедливым по отношению к себе или другим.
  • Фитнес: для поддержания или улучшения физической формы; заботиться о моем физическом и психическом здоровье и благополучии.
  • Гибкость: легко приспосабливаться и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Свобода: жить свободно; выбирать, как мне жить и вести себя, или помогать другим поступать так же.
  • Дружелюбие: быть дружелюбным, компанейским или приятным по отношению к другим.
  • Прощение: прощать себя или других.
  • Fun: любить веселиться; искать, создавать и заниматься веселой деятельностью.
  • Щедрость: быть щедрым, делиться и отдавать себе или другим.
  • Благодарность: быть благодарным и признательным за положительные стороны себя, других и жизни.
  • Честность: быть честным, правдивым и искренним с собой и другими.
  • Юмор: увидеть и оценить юмористическую сторону жизни.
  • Смирение: быть смиренным или скромным; чтобы мои достижения говорили сами за себя.
  • Промышленность: быть трудолюбивым, трудолюбивым и преданным делу.
  • Независимость: быть самостоятельным и выбирать свой собственный способ ведения дел.
  • Близость: открыться, раскрыться и поделиться собой — эмоционально или физически в моих близких личных отношениях.
  • Справедливость: поддерживать справедливость и справедливость.
  • Доброта: быть добрым, сострадательным, внимательным, заботливым или заботливым по отношению к себе или другим.
  • Любовь: действовать с любовью или нежностью по отношению к себе или другим.
  • Осознанность: осознавать, быть открытым и любопытным в отношении моего опыта здесь и сейчас.
  • Порядок: быть аккуратным и организованным.
  • Непредубежденность: все обдумывать, смотреть на вещи с точки зрения других и справедливо взвешивать доказательства.
  • Терпение: спокойно ждать, чего я хочу.
  • Настойчивость: решительно продолжать, несмотря на проблемы или трудности.
  • Удовольствие: создавать и доставлять удовольствие себе или другим.
  • Власть: оказывать сильное влияние или обладать властью над другими, напр. брать на себя ответственность, руководить и организовывать.
  • Взаимность: строить отношения, в которых существует справедливый баланс отдачи и получения.
  • Уважение: уважать себя или других; быть вежливым, внимательным и
    проявлять положительное отношение.
  • Ответственность: нести ответственность за свои действия.
  • Романтика: быть романтичным; показать и выразить любовь или сильную привязанность.
  • Безопасность: обеспечивать, защищать или обеспечивать безопасность себя или других.
  • Самосознание: осознавать свои мысли, чувства и действия.
  • Забота о себе: следить за своим здоровьем и благополучием и удовлетворять свои потребности.
  • Саморазвитие: продолжать расти, продвигаться вперед или совершенствоваться в знаниях, навыках, характере или жизненном опыте.
  • Самоконтроль: действовать в соответствии со своими идеалами.
  • Чувственность: создавать, исследовать и наслаждаться впечатлениями, которые стимулируют пять чувств.
  • Сексуальность: изучить или выразить свою сексуальность.
  • Духовность: связь с вещами больше, чем я сам.
  • Мастерство: постоянно практиковать и улучшать свои навыки и полностью применять себя при их использовании.
  • Поддержка: оказывать поддержку, помогать, ободрять и быть доступным для себя или других
  • Доверие: быть заслуживающим доверия; быть верным, верным, искренним и надежным.

(Адаптировано из списка значений, основанного на работе доктора Расса Харриса, автора книги ACT Made Simple.)

Если вы не знаете, что такое ценность, просто подумайте об одном слове, которое описывает, как вы хотите вести себя сейчас и на постоянной основе.

Когда я спрашиваю о ценностях, большинство клиентов ставят мне цели. Это нормально. Это хорошее место для начала. Позже мы можем выявить основные ценности, лежащие в основе. Хорошие вопросы, чтобы начать этот разговор, включают:

  • О ком ты заботишься? С кем тебе нравится тусоваться?
  • Что для вас важно?
  • Что тебя возбуждает?
  • Что вас вдохновляет? Что вас бесит?
  • Что тебя огорчает? Счастливый? Злой? Испуганный?
  • Что тебе нравится? Что «плавает в вашей лодке»?
  • Когда вы чувствуете благодарность или признательность? За что?
  • Когда вы чувствуете, что живете по-своему? Что делать?

Вот отличная метафора Расса Харриса:

Наши ценности подобны континентам на земном шаре. Как бы быстро вы ни вращали этот глобус, вы никогда не сможете увидеть все континенты сразу; всегда есть кто-то впереди, кто-то сзади. От момента к моменту вы можете выбирать: какие ценности выходят на первый план, а какие отходят на второй план?

Почему я использую списки ценностей на сеансах терапии?

  • В качестве мотивации для более сложных жизненных задач.
  • В качестве руководства для вашей цели или призвания в жизни.
  • Как ежедневное напоминание о том, что действительно важно для вас.
  • В качестве указателя того, как вы хотите вести себя в разных сферах жизни (на работе, дома и т. д.)
  • В качестве важного фактора обретения уверенности в себе.
  • Чтобы облегчить процесс принятия решений, лучше узнав себя.
  • Чтобы лучше узнать близких вам людей.
  • Для снятия стресса перед важными событиями.

Совет: выберите одну из своих самых дорогих ценностей в качестве своей мантры.

Каковы мои ценности? упражнение.

Выберите сферу жизни (Работа/Образование, Отдых, Отношения, Личностный рост/Здоровье). Решите, какие значения для вас V (очень важно), Q (весьма важно) или N (не важно).

Лист с тремя главными ценностями

Теперь просмотрите те, которые вы отметили буквой V. Выберите 3 (или более) наиболее важных для вас. Запишите их в качестве заметки, чтобы напомнить себе, что это то, что вы хотите отстаивать как человек в этой конкретной области жизни.

Резюме

Обязательно проверяйте этот список всякий раз, когда вы чувствуете необходимость. Наши значения могут меняться каждый год, месяц, день или даже с почасовым приращением. Это совершенно нормально, и если вы будете в курсе того, кем вы хотели бы быть, это поможет вам быть внимательным и присутствовать в данный момент, чтобы улучшить свое психическое здоровье в целом.

Запишитесь на бесплатную 30-минутную консультацию со специалистом по терапии принятия и приверженности.

Список из

основных ценностей с 500 примерами — Культура потоков

Основные ценности Примеры

Руководители компаний и клиенты часто просят нас предоставить список основных ценностей, чтобы помочь им выбрать свои основные ценности. Список основных ценностей Threads показан ниже. Хотя наш список основных ценностей может быть ценным, лучший метод выбора основных ценностей вашей компании описан в разделе «Создайте свои основные ценности».

Добавить комментарий