Обыденный тип мировоззрения это: примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы

2 Особенности обыденного мировоззрения и его роль в формировании мифологического и художественного сознания Искусство и мировоззрение

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет ассоциативного мышления и произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность, и бессистемность, поскольку этот тип мировоззрения основан на абстракциях I уровня.

В реальности все вещи и явления действительно конкретны, т.е. обладают целостностью всех присущих им свойств и взаимосвязей.

Речь (слово), как уже отмечалось выше, всегда в той или иной мере абстрагируется от конкретного, и фиксирует лишь некоторую часть конкретного: слово «яблоко» абстрагируется от гнилых, несъедобных, горьких, черных (бывают и такие) яблок, подразумевая только «норму», свойственную этому фрукту. Вместе с тем, в некоторых случаях абстрагирование от конкретной целостности воспринимаемого осуществляется непоследовательно и бессистемно. Именно таким путем и формируются абстракции I уровня: определение «зеленые яблоки», может быть дано не по цвету, а по критерию пригодности в пищу, но это значение будет проявлено в тексте не через логическую дефиницию, а посредством так называемого «контекста», т. е. значения понятия, задаваемого «общим смыслом речевого высказывания».

Для того чтобы перейти к абстрагированию II уровня, т. е. к логически точным речевым высказываниям, контекст которых не поясняет, а закрепляет значения лексем, необходимо научиться процедурам логического анализа и синтеза понятий. У большинства людей этот навык формируется неосознаваемым образом, особенно в том случае, если категориальное мышление является типичным для данной культуры.

В любом случае, только при условии доминирования в мышлении процедур абстрагирования II уровня (уровня категориального мышления), обобщения, наличная картина мира может системно и непротиворечиво связать в единую целостность большую часть чувственной разносторонней (многогранной) действительности. Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов.

Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остается противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне и осуществляется, как в анекдоте о диалоге двух пожилых приятельниц, встретившихся после долгого перерыва:

– «Как дети?

– По-разному. У дочки, слава Богу, все отлично: муж прекрасный нашелся – и готовит сам, и стирает, и по магазинам ходит, а по утрам (не поверишь!) – даже кофе ей в постель подает!

– А сын?

– Ой, и вспоминать не хочу! Такая стерва попалась: и в магазин сам ходи, и готовь сам, и стирай, а по утрам (не поверишь!), – он ей еще и кофе в постель подавать должен!»

Естественно, что противоречий в собственных выводах такое мировоззрение не замечает (как ребенок К. Чуковского, о котором уже говорилось выше), и верить картине мира, созданной с помощью такого мировоззрения, можно лишь с очень большими оговорками. При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики. На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т. е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания.

Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей. Например, языческий миф об Илье Пророке, грохот колесницы которого людям кажется громом, а удары посоха о тучи – молниями, очевидным образом построен методом перенесения опыта жизнедеятельности человека в «небесную сферу». С помощью такого же метода аналогии в современном российском обществе, большинство членов которого физически страдают из-за нехватки средств к существованию, функционирует миф о том, что большие деньги могут сделать человека счастливым, потому что богатый сможет купить себе все, что захочет. Именно из-за этой особенности миф можно определить как способ безболезненного преодоления незнания.

Миф – это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет имманентная потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да еще и в условиях доминирования условных связей над безусловными. Главной лексической единицей мифологического мышления является образ.

Образ – это специфическое образование второй сигнальной системы, основной спецификой которого является, с одной стороны, полная открытость значения для внесения субъективных смыслов (для домысливания), а с другой – существенное преобладание в этой лексической единице смыслов над значениями. Образ строится путем ассоциации, т.  е., основан на принципе преобладания личного опыта индивида над историческим опытом культурного сообщества; на принципе преобладания свободы в передаче адресату информации, над ограничениями, над ответственностью за переданное сообщение. Можно утверждать, что в образе условные (субъективные) связи и отношения доминируют над безусловными (объективными).

Не контролируемая и никак не регламентируемая свобода позна-

вательной деятельности человека неизбежно приводит к мифоло-

гизации сознания, влекущего за собой: а) развитие художествен-

ного творчества и искусства в целом, и б) застой в развитии общественной жизни, поскольку к поставленным целям человек вынужден идти наиболее длинными, опасными и зачастую бесперспективными путями.

Обыденное и концептуальное как два уровня мировоззрения людей

Внутри каждого конкретного общества существуют два уровня мировоз­рения людей: обыденное и концептуальное.

Обыденное мировоззрение формируется в ходе практической жизни людей и направлено на обеспечение их повседневного поведения и решения практи­ческих задач. Большую роль здесь играет социальная среда, условия, в которых растет и действует человек, традиции, обычаи, нравственно-психологическая атмосфера этой среды. Многое определяют природные способности человека, особенности его ума и темперамента, а также, конечно, весь его жизненный опыт. Естественно, что такое мировоззрение оказывается чаще всего несистем­ным и в чем-то даже противоречивым. У большинства людей оно отражает мир на уровне явлений, не проникая в глубину, в сущность вещей. Порой обыден­ное мировоззрение оказывается просто примитивным, ущербным, крайне одно­сторонним. Но можно встретить и глубокое, мудрое понимание сущности че­ловеческого бытия, предназначения человека в этом мире, а значит и самого мира. Причем, такой мудрый взгляд не зависит напрямую от уровня образован­ности человека, он определяется всем комплексом его природных качеств и его жизненных условий и обстоятельств, жизненного опыта.

Концептуальное мировоззрение — это, напротив, однородное и логически более или менее стройное понимание мира, претендующее на проникновение в сущность действительности (но реально степень этого проникновения в разных концепциях очень различна). Оно может быть системным и достигать теорети­ческого уровня. При этом если обыденное мировоззрение формируется в боль­шей степени стихийно и очень индивидуализировано, то концептуальное, на­против, создается в основном осознанно, отдельными людьми и постепенно может охватить малую или большую группу людей. Истории известны три ос­новных типа концептуального мировоззрения: мифология, религия и филосо­фия.

Данные мировоззренческие типы появились не в раз, а исторически после­довательно, соответственно развитию общественных отношений и обществен­ного сознания.

Мифология как совокупность мифов (греч. mythos — сказание, предание) — это исторически самая первая форма общественного сознания, тип концепту­ального мировоззрения, присущий эпохе, которую К. Маркс удачно назвал детством человечества. У человеческого сознания той поры в самом деле очень много схожего с детским сознанием. Во-первых, человек и мир в нем еще не противостояли друг другу, не отделялись друг от друга, природа «очеловечива­лась», одушевлялась, а человек представал органической частью природы. Во-вторых, реальность и сказка, фантазия смешивались в единое целое, естествен­ное не отделялось от сверхъестественного, герои и боги действовали вместе. Такая нерасчлененность, слитность в сознании разнородных явлений называет­ся синкретизмом. Мифологическая картина находила яркое, художественное выражение. И люди искренне верши в реальность того, о чем говорилось в мифах, как дети верят в сказку. Мифология была полностью основана на вере, то есть такой психологической установке и мировоззренческой позиции, ко­торая принимает определенные утверждения без доказательств.

Синкретизм был присущ первобытному мировоззрению в целом — как обыденному, так и концептуальному. При этом концептуальное мировоззрение по глубине и истинности отражения мира не сильно отличалось от обыденного. В основе его был не столько уровень миропонимания, сколько уровень миро­восприятия, притом восприятия того лишь, что окружало человека непосредст­венно. И картина мира получалась весьма хаотичной, неупорядоченной.

Вместе с тем, говоря о мифологии, важно отметить то, что в мифах, кото­рые посвящались самым разным темам, уже ставились так называемые вечные вопросы — о возникновении и устройстве мира, о происхождении человека, о жизни и смерти, о смысле жизни и т.д. — те вопросы, которые затем перешли в религию и философию и стали в них основными.

На этапе разложения первобытнообщинного строя, вместе с повзрослением человечества, на смену мифологии пришла религия (лат. religio — набож­ность, святыня) — сначала в виде многобожия, а позднее в виде единобожия.

Религия — явление сложное и многозначное. Но здесь не ставится задача ее широкого анализа. Нам лишь важно отметить, что при всей своей противоречи­вости религия является шагом вперед в развитии мировоззрения и человеческой культуры в целом. И, в частности, она упорядочила картину мира, разделив мир на естественный (материальный, чувственный, телесный) и сверхъестествен­ный (потусторонний, божественный, духовный). При этом определяющую роль не только в жизни людей, но и во всем мироздании религия отвела второму, божественному миру. Процесс упорядочения привел также от многобожия к единобожию. Бог как высшее духовное начало всего творит (с помощью чу­да!) материальный, телесный мир — и природу и человека — из ничего.

Существование бога ничем не доказано (так же как и не опровергнуто), но религия, как и миф, тоже основана на вере, поэтому решение всех «вечных» во­просов относит к одному началу — всемогущему Богу. Правда, здесь наряду с верой и в помощь ей начинает со временем употребляться и приобретать все большее значение также способ разумного доказательства. Однако такой спо­соб не должен был противоречить вере и ограничивался только логикой, без опоры на факты, на практику, поэтому недостаточен. Например, средневеко­вый религиозный мыслитель Фома Аквинский выдвинул логические доказа­тельства бытия Бога. Однако они не убедительны, поскольку, во-первых, мета­физичны (метафизику как метод охарактеризуем позднее, при освещении пято­го вопроса темы), во-вторых, не опираются на практику. Ведь доказать наличие чего-либо или кого-либо бесспорно возможно лишь фактическим обнаружени­ем данного нечто, Бога же наука пока не обнаружила. С применением логиче­ских построений (при этом под явным влиянием философии) в средние века сформировалась теоретическая форма религиозного мировоззрения — богосло­вие, или теология (греч. Teos — Бог + logos — слово, учение), призванная рас­крывать глубинный смысл религиозных догматов и помогать укреплению рели­гии.

Религия, как и мифология, прежде всего выступает как концептуальное мировоззрение. Но та и другая довольно легко проникают в массовое обыден­ное сознание и широко схватывают его, правда, только на примитивном уровне простой веры в божественный, могущественный, спасительный мир чудес — на­дежду на спасение слабого человека.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»