Определение и структура интеллекта: Понятие и структура интеллекта

Структура и уровни интеллекта

Структура интеллекта

Наука рассматривает структуру интеллекта с помощью большого числа подходов, при этом существует 2 базовых направления, первое из которых представляет структуру интеллекта в качестве независимых умственных способностей, второе основано на иерархических моделях и основано на наличии общего фактора интеллекта (англ. intelligence general factor). В конечном итоге данным фактором определяется вся интеллектуальная деятельность человека, в том числе ее специфика и продуктивность. Кроме этого здесь стоит отметить специфический фактор, который включает математические, лингвистические и механические способности.

Первое направление составляет не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей, что нашло отражение на более высокой сложности процедуры измерения интеллекта. Впоследствии концепция общего интеллекта (в качестве основы второго направления) была взята на вооружение психологами, которые исследовали интеллект на практике. С помощью эмпирических исследований ученые выделили в объеме общего фактора 2 составляющие:

  • кристаллизованный интеллект или кристаллический интеллект,
  • текущий интеллект.

Особенности текущего и кристаллизованного интеллекта

Первый из них способен кристаллизоваться на основе использования имеющегося у субъекта опыта. Текущий интеллект проявляется в задачах, которые требуют приспособления к новой ситуации (условиям). При этом он обусловлен наследственными факторами.

Помимо базовых интеллектуальных способностей структура интеллекта включает способность манипулировать образами, решая дивергентные задачи (фактор визуализации), сохранения и воспроизведения информации (фактор памяти) и поддержку высокого темпа реагирования (фактор скорости). По этой причине функциональной основой текущего (иначе – текучего) интеллекта могут являться способности, посредством которых человек научается чему-то новому. К такому типу способностей можно отнести скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, использование пространственных образов и восприятие новых связей и отношений.

В результате понятие «текучий интеллект» можно представить в виде метафоры, которая подразумевает, что эти базисные процессы способны «вливаться» во множество прочих типов интеллектуальной деятельности, в том числе узнавание, восприятие, анализ и решение задач.

Замечание 1

По мнению ученых этот тип интеллекта способен отражать биологические возможности нервной системы, включая степень ее работоспособности и интегративность.

В отличие от этого, кристаллизованный интеллект представлен подвижной способностью, которая может приходить с опытом и образованием. Она часто основана на осведомленности и корпусе знаний, которые накапливаются длительное время (установление отношений, формулирование суждений, анализ проблем и использование усвоенных стратегий для решения задач).

Рассмотрение уровней интеллекта

По причине разнообразия структур, представленных в разуме (интеллекте), психология выделяет в понятии общего интеллекта 2 его подструктуры: вербальный и невербальный интеллект.

Общий интеллект представляет собой сложное интегральное качество, определенный синтез психических свойств, которые вместе обеспечивают успех любой деятельности. Вербальный интеллект является интегральным образованием, функционирование которого характеризуется использованием словесно-логических форм с основой в знаниях. Невербальный интеллект – это интегральное образование. Его работа связана с развитием наглядно-действенного мышления и опирается на зрительные образы и пространственные представления. В задании на определение вербального интеллекта необходимо оценить способность логически обобщать, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальную зрелость мышления. В заданиях по определению невербального интеллекта производится оценка развития других психических процессов и свойств, включая скорость формирования навыков, внимание, восприятие, зрительно-моторную координацию и др.

Структура интеллекта состоит из 3 уровней:

  • общий интеллект;
  • специфические групповые факторы интеллекта, то есть вербальный и невербальный интеллект;
  • частные интеллектуальные способности (общие знания, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, обобщение, комбинаторные способности, абстрактное и к наглядно-действенное мышление и др.
    ).

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Определение интеллекта. Психология интеллекта

Определение интеллекта. Психология интеллекта

ВикиЧтение

Психология интеллекта
Пиаже Жан

Содержание

Определение интеллекта

Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с которых мы будем употреблять термин «интеллектуальный». Здесь серьезным препятствием является то, что нижняя граница сложности всегда остается произвольной. Для одних ученых, таких, как Клапаред и Штерн, интеллект — это психическая адаптация к новым условиям. Клапаред в силу этого противопоставляет интеллект инстинкту и навыку, которые являются наследственными или приобретенными адаптациями к повторяющимся условиям. Для него интеллект начинается с простейших эмпирических поисков, являющихся источником тех интериоризованных поисков, которые затем, уже на высшей уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотезы. Для Бюлера, который также делит структуры на три типа (инстинкт, дрессура, интеллект), это определение слишком широко: интеллект возникает только вместе с актом внезапного понимания (Аha-Егlеbnis), в то время как поиск относится к навыку. Так же поступает и Кёлер, сохраняя термин «интеллект» только для актов резкого изменения структур и исключая из него поиск. Несомненно, что поиск появляется вместе с возникновением простейших навыков, которые сами в момент их выработки являлись адаптациями к новым условиям.

С другой стороны, вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых, по Клапареду, и образует интеллект, находятся в зародыше уже в потребностях, пробах и ошибках, так же как и в эмпирических утверждениях, свойственных наименее развитым сенсомоторным адаптациям. Остается, следовательно, одно из двух: либо удовлетвориться функциональным: определением, рискуя включить в интеллект почти все когнитивные структуры, либо избрать критерием какую-нибудь одну особую когнитивную структуру, но при таком (конечно, условном) выборе мы рискуем пренебречь естественной преемственностью этих структур.

Имеется, однако, возможность определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не настаивать при этом на решении вопроса о границах интеллекта; последние при таком подходе предстают как определяемые последовательными стадиями или формами равновесия. Тогда можно одновременно исходить из точек зрения как функциональной ситуации, так и структурного механизма. Исходя из первой, можно сказать, что поведение тем более «интеллектуально», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и чем к более прогрессирующим композициям они ведут.

Кривые, по которым осуществляется восприятие, очень просты, даже при большой удаленности воспринимаемого объекта. Навык представляется чем-то более сложным, но его пространственно-временные звенья сочленены в единое целое, части которого не могут ни существовать самостоятельно, ни образовывать друг с другом особые сочетания.

В отличие от них, интеллектуальный акт — состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный предмет или найти скрытый смысл образа — предполагает определенное число путей (в пространстве и времени), одновременно самостоятельных и способных к сочетанию друг с другом (т. е. к композиции). С точки зрения структурного механизма простейшие сенсомоторные адаптации неподвижны и одноплановы, тогда как интеллект развивается в направлении обратимой мобильности. Именно в этом, как мы увидим далее, и состоит существенная черта операций, характеризующих живую логику в действии. Но одновременно мы видим, что обратимость — это не что иное, как сам критерий равновесия (как этому нас учат физики).

Определить интеллект как прогрессирующую обратимость мобильных психических структур — это то же самое, что в несколько иной формулировке сказать, что интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой.

Психофизиология интеллекта

Психофизиология интеллекта Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые особенности работы головного мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу психических способностей.Наиболее ярким представителем

Измерение интеллекта

Измерение интеллекта  Особо стоит поговорить об измерении интеллекта.  Интеллект (от лат. intellectus — «понимание», «познание») — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущения,

35. Нарушения интеллекта

35. Нарушения интеллекта Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности).Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ –

Определение интеллекта

Определение интеллекта Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с

3.

 Высокий уровень интеллекта

3. Высокий уровень интеллекта Что делает интеллект? Он устанавливает взаимосвязи, сводит воедино различные факты. Причем чем он выше, тем точнее он это делает, тем правильнее он определяет место каждого из фактов в общей мозаике жизненных событий. Понятно, что для того,

Сила интеллекта

Сила интеллекта Давайте зададим такой вопрос: какова самая мощная сила во Вселенной, доступная человеку? Первое, что придет в голову, – водородная бомба, потому что на сегодняшний момент водородная бомба – это наибольшее количество выделяемой энергии на единицу

Работа интеллекта

Работа интеллекта Как только вы явно указываете себе цель, мозг начинает ее достигать. Важно знать, что наш мозг устроен просто, но эффективно. Природа не стала распыляться и применила единый принцип: Интеллект решает все проблемы одним и тем же способом. Это очень

Становление интеллекта

Становление интеллекта Начиная с 2 лет рост межнейронных связей у ребенка прекращается. Начинается обратный процесс – сокращение связей. Остаются только те из них, которые реально используются в жизни. Теперь мозг ребенка работает так, как мозг взрослого. Более важные

Лечение интеллекта

Лечение интеллекта – Доктор, почему на мне все ездят? – А вы седло снимите… Но есть более простой, легкий и естественный путь выздоровления в подобных случаях. Нужно как можно быстрее изменить свои мысли и восстановить поисковую активность. Причина внутреннего

Угасание интеллекта

Угасание интеллекта Очень часто нейрофизиологи пишут о снижении мозговой активности в старости. Человек начинает хуже соображать, тупеет и впадает в старческий маразм. Такое состояние можно было бы объяснить старостью, но этому противоречит известный факт – творческие

Смерть интеллекта

Смерть интеллекта Человек – это удивительное создание природы. Никакому другому виду не приходит в голову так ненавидеть свои видовые признаки. Орел не отрывает себе крылья, чтобы ходить вперевалочку и хвастаться: «Я, батенька, сухопутный орел! Нам, пешеходам, крылья ни к

Истоки интеллекта

Истоки интеллекта Интеллект – это самое сложное явление во вселенной, поэтому разобраться в этом понятии трудно. Но мы уже столько узнали про интеллект, что теперь данная задача нам вполне по силам.Понять функционирование интеллекта нам поможет маленькая рыбка. Рыбку

Психометрия интеллекта

Психометрия интеллекта В основе тестирования интеллекта лежит психометрическая – то есть измерительная – модель, идея которой состоит в том, что с помощью тестов можно построить своего рода карту человеческого разума. В течение первой половины двадцатого столетия

Структура интеллекта

Структура интеллекта Другой крайностью по сравнению с моделью Спирмена, основанной на единственном g-факторе, является система, предложенная психологом Дж. П. Гилфордом во время его работы в Университете штата Южная Калифорния. Модель структуры интеллекта (SOI) Гилфорда

Действие интеллекта

Действие интеллекта Тело первично, оно так или иначе находится в ведении ума. «Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас падает, потому что тело подчинено уму», – говорил Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Этот вывод философа очень похож на идею, которую

Мощь интеллекта

Мощь интеллекта Один человек, один разум, надлежаще подготовленный к своему предприятию, стоит целого войска и работает необычайно успешно! Полибий Ваша жизнь хороша настолько, насколько развит ваш ум. Чем проще, приятнее и радостнее вам живется, тем вы более умный.И

Определение интеллекта – Введение в психологию

Перейти к содержимому

К концу этого раздела вы сможете:

  • Определить интеллект
  • Объясните триархическую теорию интеллекта
  • Определите разницу между теориями интеллекта
  • Объясните эмоциональный интеллект
  • Определение креативности

Определение интеллекта

Таблица 10.4

Определения интеллекта

Бине (1916) Склонность брать и поддерживать определенное направление, способность приспосабливаться для достижения желаемой цели и сила самокритики.
Копьеносец (1923) Способность выявлять (выводить) отношения или корреляты.
Векслер (1939) Общая способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением.
Фриман (1955) Приспособление или адаптация человека к его общей среде.
Дас (1973) Способность планировать и структурировать свое поведение с целью.
Гарднер (1983) Способность решать настоящие проблемы или трудности по мере их возникновения.
Штернберг (1986) Умственная деятельность, связанная с целенаправленной адаптацией, формированием и выбором среды реального мира, имеющей отношение к жизни человека.

Что такое интеллект? То, как исследователи определяли понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии (см. табл. 7.1). Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).

Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В конце 1930-х годов Л. Л. Терстон возражал против концепции Спирмена об одном общем факторе, приводя доказательства того, что интеллект состоит из семи независимых факторов: вербальное понимание , беглость слов , способность к числам , пространственная визуализация , ассоциативный память , скорость восприятия и рассуждение .

В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). характеризуется как приобретенное знание и способность к его извлечению. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63).

Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 45 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?

Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку она рассматривает интеллект как состоящий из трех частей (Штернберг, 1988): практический, творческий и аналитический интеллект (рис. 10.12).

Рисунок 10.12 Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.

, предложенный Штернбергом, иногда сравнивают с «уличными умниками». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).

Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в ​​соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала поблизости выстрелы. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.

тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.

 отмечено изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.

Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). В таблице 10.5 описан каждый тип интеллекта.

Таблица 10.5

Множественный интеллект
Интеллектуальный тип Характеристики Карьера представителя
Языковой интеллект Воспринимает различные функции языка, различные звуки и значения слов, может легко выучить несколько языков Журналист, прозаик, поэт, педагог
Логико-математический интеллект Способность видеть числовые закономерности, сильная способность использовать разум и логику Ученый, математик
Музыкальный интеллект Понимает и ценит ритм, высоту тона и тон; может играть на нескольких инструментах или выступать в качестве вокалиста Композитор, исполнитель
Телесный кинестетический интеллект Высокая способность контролировать движения тела и использовать тело для выполнения различных физических задач Танцор, спортсмен, спортивный тренер, инструктор по йоге
Пространственный интеллект Способность воспринимать отношения между объектами и то, как они перемещаются в пространстве Хореограф, скульптор, архитектор, летчик, моряк
Межличностный интеллект Способность понимать и быть чувствительным к различным эмоциональным состояниям других Консультант, социальный работник, продавец
Внутриличностный интеллект Способность получать доступ к личным чувствам и мотивам и использовать их для управления поведением и достижения личных целей Ключевой компонент личного успеха с течением времени
Натуралистический интеллект Высокая способность ценить мир природы и взаимодействовать с обитающими в нем видами Биолог, эколог, эколог

Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).

Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: . Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)

Наиболее полной теорией интеллекта на сегодняшний день является теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (CHC) (Schneider & McGrew, 2018). В этой теории способности связаны и расположены в иерархии с общими способностями наверху, широкими способностями посередине и узкими (конкретными) способностями внизу. Непосредственно измерить можно только узкие способности; однако они интегрированы с другими способностями. На общем уровне находится общий интеллект. Далее, широкий уровень состоит из общих способностей, таких как плавное мышление, кратковременная память и скорость обработки. Наконец, по мере продолжения иерархии узкий уровень включает специфические формы когнитивных способностей. Например, краткосрочная память будет далее разбиваться на объем памяти и объем рабочей памяти.

Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латинских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.

Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую ​​культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.

Творчество

Креативность – это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.

Креативность часто оценивается как функция способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность давать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967) 90 003

ПОВСЕДНЕВНАЯ СВЯЗЬ: Творчество

Доктор Том Стейтц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.. Он писал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерного роста и постоянные разговоры с глазу на глаз, дебаты и дискуссии с коллегами вообще. стадии исследования. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?

Лицензия

Введение в психологию Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Структура интеллекта (Дж. П. Гилфорд)

В теории структуры интеллекта (СИ) Гилфорда интеллект рассматривается как совокупность операций, содержания и продуктов. Существует 6 видов операций (познание, запись в память, сохранение в памяти, дивергентное производство, конвергентное производство, оценка), 6 видов продуктов (единицы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации) и 5 ​​видов содержания (визуальное слуховой, символический, семантический, поведенческий). Поскольку каждое из этих измерений является независимым, теоретически существует 180 различных компонентов интеллекта.

Гилфорд исследовал и разработал множество психометрических тестов для измерения определенных способностей, предсказанных теорией SI. Эти тесты обеспечивают рабочее определение многих способностей, предложенных теорией. Кроме того, для определения того, какие тесты измеряют одинаковые или разные способности, использовался факторный анализ.

В скобках интересно отметить, что основным стимулом для теории Гилфорда был его интерес к творчеству (Guilford, 1950). Дивергентная производственная операция определяет ряд различных типов творческих способностей.

Заявка

Теория СИ задумана как общая теория человеческого интеллекта. Его основное применение (помимо исследований в области образования) связано с подбором и расстановкой кадров. Микер (1969) исследует его применение в образовании.

Пример

В следующем примере показаны три тесно связанные возможности, отличающиеся по действию, содержимому и продукту. Оценка семантических единиц (EMU) измеряется тестом на беглость мышления, в котором людей просят высказать суждения о концепциях. Например: «Какой из следующих предметов лучше всего удовлетворяет критериям, твердый и круглый: утюг, пуговица, теннисный мяч или лампочка? С другой стороны, дивергентное производство семантических единиц (DMU) потребует от человека перечислить все элементы, о которых он может думать, которые являются круглыми и твердыми в данный период времени. Дивергентное производство символьных единиц (DSU) включает в себя другую категорию содержания, чем DMU, ​​а именно слова (например, «Перечислите все слова, оканчивающиеся на «tion»). Дивергентное производство семантических отношений (DMR) будет включать генерацию идей, основанных на отношениях. Примером тестового задания для этой способности может быть указание пропущенного слова в предложении: «Туман такой же ____, как губка» (например, тяжелый, влажный, полный).

Принципы
  1. Навыки рассуждения и решения проблем (конвергентные и дивергентные операции) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).
  2. Операции с памятью можно разделить на 30 различных навыков (6 продуктов x 5 содержаний).
  3. Навыки принятия решений (операции оценки) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).
  4. Языковые навыки (когнитивные операции) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).

Добавить комментарий