Определение потребности человека: понятия, виды, классификации – Конструктор Успеха

Содержание

понятия, виды, классификации – Конструктор Успеха

Содержание

  • Что такое «потребности»?
  • Потребности людей
  • Виды потребностей
  • Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
  • Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психологи выделяют различные потребности человека. Питание, дыхание, общение, творческая деятельность, участие в общественной жизни – эти и другие виды потребностей составляют ежедневную жизнь человека.

У каждого потребности располагаются по собственной значимости и выражаются по-своему. Так или иначе, существуют общепризнанные виды и классификации человеческих потребностей, о которых и пойдет речь в статье.

Что такое «потребности»?

Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.

Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.

Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.

Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.

Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и  обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.

Виды потребностей

Психологи выделяют различные виды потребностей:

  • Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
  • Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
  • Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
  • Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
  • Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
  • Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.  

Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.

Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу

Виды потребностей человека напрямую связаны с  уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.

Например, человек не думает, что  нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения. 

В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.

Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.

Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.

Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви  и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.

Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.

Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.

Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.

Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.

Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.  

Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.

Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания.

Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека. А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует.

Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.

Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.

К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.

Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.

Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.

Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:

  • Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
  • Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
  • Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.

Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:

  • В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
  • В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
  • В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
  • В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
  • В миропонимании и осознании своего места во вселенной.

Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.

Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.

Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.

  • Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
  • Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.  
  • Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.

Потребности биологического характера присущи живым существам. Потребности социальные и духовные – только человеку. Чем выше духовные потребности личности, тем выше уровень развития.

Потребность | это… Что такое Потребность?

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма

[1]

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5].

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1]

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является

влечение[7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].

Содержание

  • 1 Особенности потребностей человека
    • 1.1 Опредмечивание
  • 2 Классификации потребностей человека
    • 2.
      1 По сферам
    • 2.2 По объекту
    • 2.3 По функциональной роли
    • 2.4 По происхождению
    • 2.5 По субъекту потребностей
    • 2.6 Иерархия потребностей
    • 2.7 По видам поведения
  • 3 Философия
    • 3.1 Диалектический материализм
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились.

Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как …)
Суть подхода Автор
нужда Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. С.Л. Рубинштейн
отношение Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания Д.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптации Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности Д. К. Мак-Клелланд
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Курт Левин
программа поведения Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. Ф.Н. Ильясов
психопатия Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Инстинкт Его проявление
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]

Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей по Маслоу

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 glossary. ru: Потребность
  2. по Гельвецию
  3. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975, п.8.1 и Berridge K. C. Motivation concepts in behavioral neuroscience. Physiology & Behavior 81 (2004) 179—209.
  4. Блага
  5. благосостояние
  6. Быт
  7. Влечение
  8. Депривация
  9. Физиология человека/под редакцией В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов
  10. Воробьева В. В., Якиманская И. С. Психология лени: постановка проблемы.
  11. 1 2 В. И. Гинецинский Пропедевтический курс общей психологии (Учебное пособие) СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
  • Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

См. также

  • Пирамида потребностей по Маслоу
  • Мотивация
  • Аффилиация
  • Желание
  • Ограниченность ресурсов
  • Интерес (эмоция)

человеческих потребностей | СпрингерЛинк

Скачать справочную работу в формате PDF

Синонимы

Основные потребности; Удовлетворение собственных потребностей

Определение

Человеческие потребности обычно используются для обозначения движущих сил действий людей, мотивов человеческого поведения. Другие варианты использования этой концепции включают потребности как инструменты для достижения определенной цели и потребности как социальные потребности для процветания или хорошей жизни (Gasper, 2004). Потребности как мотивы предполагают, что все человеческие действия могут быть поняты как исходящие из стремления удовлетворить или актуализировать потребности. Потребности как социальные требования касаются того, что необходимо людям, чтобы избежать серьезного вреда и участвовать в жизни своего общества, независимо от того, мобилизованы они ими или нет. Потребности как требования для достижения определенного результата, такого как удовлетворение, счастье или удовлетворение, находятся между двумя последними объяснениями. Они принимают элементы, которые способствуют достижению цели хорошей жизни (такие как работа, доход, здравоохранение, статус), как требования или потребности для реализации цели. Различие между этими тремя наборами значений не всегда четко очерчено, и многие подходы к человеческим потребностям попадают между двумя из трех классификаций.

Описание

Потребности как мотивы

Потребности человека как движущие силы действий широко изучались в психологии. Исторически теории мотивации, основанные на потребностях, эволюционировали от низших теорий, фокусирующихся на биологических истоках человеческих действий, до более высоких теорий, объясняющих сложный мир социально-когнитивных мотиваций (Pincus, 2004). Последняя представлена ​​работой Маслоу (1954), разработавшего теорию потребностей, основанную на естественной иерархии, в которой физиологических потребностей (голод, жажда, безопасность) находились в основании пирамиды, а потребности в самореализации (необходимость реализовать свой уникальный потенциал) — наверху. Опираясь на клинический опыт, он утверждал, что возникновение высших потребностей подчинено определенному уровню удовлетворения физиологических потребностей и потребностей безопасности (защищенность, стабильность, зависимость, защита, свобода от страха и т. д.). Его теория подразумевала, что все действия человека обусловлены одной или несколькими потребностями, даже если люди не всегда осознают это. Подход Маслоу подвергался критике за недооценку важности социальной и природной среды, этноцентричность и иерархичность. Однако она использовалась в качестве основы для развития других теорий, включающих социально-экологический аспект потребностей и их культурную и историческую динамику (Hamilton, 2003).

Мотивационные теории потребностей предполагают, что удовлетворение потребностей повышает качество жизни; это оказывает положительное влияние на объективном и субъективном уровне. Этот взгляд согласуется с неоклассическим экономическим подходом к рыночному поведению, которое рассматривается как движущееся удовлетворением потребностей или желаний (оба используются взаимозаменяемо) и приводит к повышению благосостояния или полезности. Однако многие действия человека не вносят положительного вклада в качество жизни человека. Это касается не только аддиктивного поведения или действий, обусловленных альтруизмом и преданностью делу, но и такого поведения, как поездка на работу или просмотр телевизора. Манфред Макс-Ниф (1991) в своей книге «Развитие человеческого масштаба» разработал концептуальную основу для объяснения этого разрыва. Он утверждал, что даже если люди мотивированы удовлетворением потребностей, их действия встроены в социальные практики, политические модели и культурную среду, которые могут препятствовать их удовлетворению или актуализации. Вдохновленный Маслоу, Макс-Ниф определил таксономию потребностей, организованную вокруг аксиологических (существование, защита, привязанность, понимание, участие, праздность, творчество, идентичность и свобода) и экзистенциальных категорий (бытие, обладание, действие и взаимодействие). Два набора категорий пересекаются, образуя матрицу с пустыми ячейками, представляющими культурно относительные удовлетворяет , которые должны быть определены на основе участия на местном уровне (см. рис. 1).

Человеческие потребности, рис. 1

Матрица потребностей и удовлетворителей (Макс-Ниф, 1991)

Увеличенное изображение

или разрушители), которые вместо актуализации потребностей работают против них и снижают качество жизни людей. Он использует пример коммерческого телевидения, чтобы проиллюстрировать негативный эффект сдерживающего фактора удовлетворения, поскольку он может актуализировать потребность в отдыхе, но ухудшает удовлетворение потребности в понимании, творчестве и идентичности. Эмпирические исследования влияния удовлетворителей на качество жизни людей все еще находятся в зачаточном состоянии, но расширяется область исследований, указывающая на пагубное влияние на благополучие использования конкретных удовлетворителей (Guillen-Royo, 2010). Например, для актуализации потребности в безделье человек может заниматься активным отдыхом или проводить некоторое время за просмотром телевизора с кардинально разным влиянием на самочувствие (Sustainable Development Commission, 2008; Frey, 2008). Можно удовлетворять потребности в средствах к существованию, живя в условиях бережливости или чрезмерного потребления, причем первое способствует благополучию, а второе его истощает (Brown & Kasser, 2005). Общества могут предоставлять своим гражданам различные виды прав на участие, при этом граждане, пользующиеся более широкими правами, счастливее, чем их менее наделенные полномочиями коллеги (Frey, 2008). Это лишь некоторые примеры текущих факторов удовлетворения и их влияние на благополучие или качество жизни. Однако в контексте изменения климата необходимы дополнительные исследования, чтобы расширить эту работу и определить удовлетворяющие потребности, которые позволяют оптимально актуализировать потребности, защищая природную среду и, таким образом, улучшая краткосрочное и долгосрочное качество жизни.

Потребности как требования для хорошей жизни

Понимание потребностей как человеческих или социальных требований к благополучию относится к эвдемонической традиции в психологии и социальной политике. Он уходит своими корнями в аристотелевскую точку зрения, что удовлетворение можно найти в добродетельных поступках и что люди должны жить в единстве со своим даймоном или истинным я. В психологии эвдемонический подход был популяризирован Теорией самоопределения Райана и Деси (SDT) (Ryan & Deci, 2000), а в социальной политике — нормативной теорией человеческих потребностей Дояла и Гофа (Doyal & Gough, 19).91). Райан и Деси утверждают, что есть три основные психологические потребности, которые способствуют благополучию: автономия, компетентность и родство. Автономия подразумевает, что люди ценят и чувствуют заинтересованность в своих собственных действиях и что они поддерживаются самими собой, а не навязываются внешними агентами. Компетентность касается способности достигать результатов для эффективного функционирования в обществе. Родство связано с ощущением себя частью общества, принятым и уважаемым за пределами тесных семейных уз. Три основные психологические потребности вытекают из этологических, поведенческих и эволюционных данных и считаются универсальными для людей во всех обществах. Несмотря на то, что люди не всегда осознают важность потребностей, когда они удовлетворяются, люди чувствуют себя мотивированными и довольными.

Следуя также эвдемонической традиции, но в рамках дисциплин международного развития и социальной политики, дискурсы основных потребностей были частью дискуссий о качестве жизни общества на протяжении десятилетий. Они были популяризированы в 1970-х годах Международной организацией труда и Всемирным банком и недавно были возвращены в дискуссию о развитии благодаря Целям развития тысячелетия ООН и влиятельным работам сенатора Амартии Дояла и нормативного документа Гофа 9. 0017 Theory of Human Need (THN) (Doyal & Gough, 1991) является одним из наиболее ярких ее представителей. THN устанавливает иерархию потребностей, ранжированных от универсальных целей через базовые потребности к промежуточным потребностям. Универсальные цели — избегание серьезного вреда, социальное участие и критическое участие. Они достигаются через основные универсальные потребности физического здоровья и автономии.

Согласно Дойалу и Гофу, основные потребности можно удовлетворять различными способами и с помощью удовлетворителей. Однако для того, чтобы удовлетворители могли внести свой вклад в физическое здоровье и автономию, они должны иметь один из одиннадцати универсальные удовлетворяющие характеристики или промежуточные потребности , которые включают адекватное питание и воду, адекватное защитное жилище, неопасную рабочую среду, неопасную физическую среду, надлежащее медицинское обслуживание, безопасность в детстве, значимые первичные отношения, физическую безопасность, экономическую безопасность, безопасные роды контроль и деторождение, а также соответствующее базовое и межкультурное образование. В отличие от подхода Макса-Нифа к удовлетворителям, который включает категории удовлетворителей, которые могут навредить актуализации потребностей, Доял и Гоф определяют удовлетворителей через их эффективный вклад в удовлетворение основных потребностей. Когда товары и услуги не обладают универсальными характеристиками, обеспечивающими удовлетворение, они считаются предметами роскоши, связанными с удовлетворением потребностей. Их отсутствие не связано с серьезными нарушениями функций.

Различие между потребностями и желаниями использовалось в исследованиях субъективного благополучия для объяснения парадокса Истерлина; дело в том, что экономический рост не приводит к увеличению СБ сверх определенного уровня дохода (Easterlin, 1974). Например, Di Tella and MacCulloch (2010) в своем исследовании, используя средний доход или богатство в качестве порога для удовлетворения потребностей, обнаружили, что при удовлетворении основных потребностей происходит полная адаптация к дополнительному экономическому росту как на внутристрановом, так и на межстрановом уровнях. . Винховен использует различие между потребностями и хочет объяснить этот повторяющийся вывод. Как он утверждает, «потребности являются необходимым условием для функционирования, которые настолько жизненно важны, что эволюция защитила их выполнение с помощью гедонистических сигналов» (Veenhoven, 2007). Таким образом, люди автоматически будут чувствовать себя хорошо после того, как их основные потребности будут удовлетворены. Поскольку богатые общества обычно удовлетворяют потребности своих граждан, рост доходов будет слабо коррелировать со счастьем и будет отражать тот факт, что люди приспосабливаются к более излишним потребностям. Недавние исследования с использованием более полных показателей потребностей, чем средний доход, подтверждают универсальную важность удовлетворения основных потребностей для субъективного благополучия людей в странах и в разных культурах (Diener, Diener, & Diener, 19).95; Гильен-Ройо, 2011).

Перекрестные ссылки

Приспособление

Основные потребности

Парадокс Истерлина

Мотивация

Необходимость выполнения

Нужна теория

Теория самоопределения

Субъективное благополучие

Ссылки

  • Браун, К. В., и Кассер, Т. (2005). Совместимы ли психологическое и экологическое благополучие? Роль ценностей, осознанности и образа жизни. Исследование социальных показателей, 74 , 349–368.

    Google ученый

  • Ди Телла, Р. М., и Маккалок, Р. (2010). Адаптация счастья к доходам сверх основных потребностей. В Э. Х. Динер, Ф. Джон и Д. Канеман (ред.), Международные различия в благополучии (стр. 217–246). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Динер, Э., Динер, М., и Динер, К. (1995). Факторы, предсказывающие субъективное благополучие наций. Журнал личности и социальной психологии, 69 , 851–864.

    Google ученый

  • Доял, Л., и Гоф, И. (1991). Теория человеческих потребностей . Бейзингсток: Макмиллан.

    Google ученый

  • Истерлин, Р. А. (1974). Улучшает ли экономический рост судьбу человечества? Некоторые эмпирические доказательства. В PA David & MW Reder (Eds.), Нации и домашние хозяйства в условиях экономического роста: Очерки в честь Моисея Абрамовица (стр. 89–125). Нью-Йорк: академический.

    Google ученый

  • Фрей, Б.С. (2008). Счастье. Революция в экономике . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Гаспер, Д. (2004). Субъективное и объективное благополучие по отношению к экономическим затратам: загадки и ответы. WeD Рабочий документ 09. Бат: Университет Бата.

    Google ученый

  • Гильен-Ройо, М. (2010). Реализация дивиденда благополучия: предварительное исследование с использованием подхода к развитию в масштабе человека. Экологическая экономика, 70 , 384–393.

    Google ученый

  • Гильен-Ройо, М. (2011). Потребление референтной группы и субъективное благополучие бедных в Перу. Журнал экономической психологии, 32 , 259–272.

    Google ученый

  • Гамильтон, Л. (2003). Политическая философия потребностей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Маслоу, А. (1954). Мотивация и личность (2-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google ученый

  • Макс-Неф, М. (1991). Развитие в масштабе человека – концепция, применение и дальнейшие размышления . Лондон: Apex Press.

    Google ученый

  • Пинкус, Дж. (2004). Последствия неудовлетворенных потребностей: развивающаяся роль мотивации в исследованиях потребителей. Journal of Consumer Behaviour, 3 (4), 375–387.

    Google ученый

  • Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 (1), 68–78.

    Google ученый

  • Комиссия по устойчивому развитию (2008 г.). Здоровье, место и природа. Лондон: отчеты и серии SDC.

    Google ученый

  • Винховен, Р. (2007). Счастье в трудностях. В LP Bruni & PL Porta (Eds.), Экономика и счастье (стр. 243–266). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

Скачать ссылки

Информация о авторе

Авторы и принадлежности

  1. Центр развития и окружающей среды, Университет Осло, PB 1116 Blindern, 0317, Oslo, Norway

    Monica Guillen-Royo

626318181818181818181818181818

    1818181818
      181818181818
        181818181818
          1818181818
            1818181818
              1818181818
                18181818
                  181818181818 гг. Royo

                  Посмотреть публикации автора

                  Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

                Автор, ответственный за корреспонденцию

                Моника Гильен-Ройо.

                Информация для редактора

                Редакторы и сотрудники

                1. Университет Северной Британской Колумбии, Принс-Джордж, Британская Колумбия, Канада

                  Алекс К. Михалос

                2. (резиденция), C.Alexal2 Michos, MB3 9000, Канада

                Права и разрешения

                Перепечатка и разрешения

                Информация об авторских правах

                © 2014 Springer Science+Business Media Dordrecht

                0000 Каковы основные потребности человека? » Стратегия взгляда

                Эта статья включает в себя:

                Определение человеческих потребностей

                Основные человеческие потребности — это то, что необходимо для нашего выживания, жизни и процветания. Наши действия мотивированы этими потребностями и определяют наше развитие. Таким образом, наши базовые потребности лежат в основе человеческой мотивации.

                Иерархия потребностей Маслоу — одна из самых популярных теорий человеческих потребностей. Абрахам Маслоу, психолог, заявил, что наши действия проистекают из удовлетворения определенных потребностей.

                Иерархия потребностей Маслоу

                Теория Маслоу предполагает, что люди мотивированы удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям. Иерархия потребностей Маслоу представляет собой структуру, которая организует человеческое поведение и стремления по категориям, начиная от физического выживания и заканчивая самореализацией. Как гуманист Маслоу считал, что у людей есть врожденное стремление к полной реализации, которое он определил как потребность в самореализации. Перед этим необходимо выполнить еще несколько основных требований.


                🔥 Будьте экстраординарны: 7 шагов к мотивации и расширению возможностей вашей жизни!🔥
                Пошаговый тренинг по личному развитию, посвященный тому, как оставаться мотивированным, сильным и целеустремленным в жизни.

                Сейчас со специальной скидкой!

                ✅ Бестселлер и самый высокий рейтинг!
                ✅ Более 2 часов чистых знаний!
                ✅ Сертификат об окончании!
                ✅ Просмотр для мобильных устройств!
                ✅ Пожизненный доступ!

                Получить курс прямо сейчас!

                Физиологические потребности

                Физиологические потребности — это то, что нам нужно для выживания живых организмов. Самое необходимое для выживания человека — это пища, вода, одежда, сон и кров. Однако многие люди не могут удовлетворить эти основные потребности без помощи благотворительных групп. Например, надежное место, где можно поесть, может быть всем, что требуется человеку, чтобы сконцентрироваться на более важных приоритетах.

                Охрана и безопасность

                Требования на третьем уровне иерархии потребностей Маслоу более сложны. Потребности в безопасности и защите становятся наиболее насущными на этой стадии — стремление к порядку и стабильности возникает, когда удовлетворяются основные потребности человека. Несколько барьеров мешают офлайн-людям получить гарантированную работу и создать стабильную социальную сеть. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни. Таким образом, эта потребность в безопасности и безопасности в значительной степени способствует поведению на этом уровне. Основные потребности в безопасности и безопасности включают финансовую безопасность, здоровье и благополучие, защиту от несчастных случаев и травм.

                Социальные потребности

                Как мы уже говорили в нашей статье о социальной психологии в маркетинге, люди — социальные животные. Для большинства людей семья и отношения являются главными приоритетами. Людям, живущим на улице, может быть сложно связаться с дружеской группой. Социальные потребности в иерархии Маслоу включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях движет человеческим поведением.

                Потребность в уважении

                Потребность в признании и уважении — четвертый уровень в иерархии Маслоу. Потребности в самооценке начинают занимать центральное место по мере удовлетворения требований на трех нижних уровнях. Обретение самоуважения и признание со стороны других являются важными этапами в усилиях людей сохранить свою работу и преодолеть зависимость. Люди могут начать развивать хорошие отношения с собой и другими только после того, как найдут любовь и связь.

                Самореализация

                По словам Маслоу, самоактуализацию «можно в общих чертах описать как полное использование и эксплуатация талантов, способностей, потенциальных возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, на что они способны. Это люди, которые развились или развиваются до полного роста, на который они способны».

                Мы все хотим осмысленного существования. Тем не менее, ничто не может сравниться с чувством выполненного долга, которое приходит от осознания того, что вы реализовали свой самый значительный потенциал. Эта последняя стадия, однако, варьируется от человека к человеку.

                Основные психологические потребности

                Помимо того, что нам нужно для выживания и процветания в окружающей среде, существуют потребности для нашего психологического благополучия, независимо от того, есть ли у нас основные психологические условия, которые способствуют нашему росту и психическому здоровью.

                Фраза «базовая психологическая потребность» определяется более точно и узко в Теории базовых психологических потребностей как необходимое психологическое питательное вещество для приспособления, целостности и развития людей.

                Теория основных психологических потребностей развивает идею основных психологических потребностей и того, как они связаны с психическим здоровьем и благополучием. Согласно теории, автономия, компетентность и родство необходимы для психологического благополучия и оптимального функционирования. В результате на благополучие всегда должна влиять среда, которая поддерживает или подавляет эти требования.

                Согласно этой идее, все три требования обязательны, и игнорирование любого из них приведет к значительным функциональным последствиям. Теория исследует кросс-культурные и кросс-культурные условия для проверки и улучшения, поскольку основные потребности являются общими элементами функционирования.

                Автономия

                Автономия определяется как чувство самоопределения и выбора. Когда человек доволен, у него возникает ощущение целостности, поскольку его поведение, мысли и эмоции являются самоодобренными и искренними. Человек чувствует давление и часто взаимодействует с другими в конфликте, когда неудовлетворен.

                Компетентность

                Компетентность – это чувство компетентности. Успешное участие в мероприятиях приносит удовлетворение и дает возможность использовать и расширять навыки и знания. С другой стороны, будучи неудовлетворенным, человек может чувствовать себя неэффективным или даже неудачливым и беспомощным.

                Родственность

                Родственность относится к теплу, привязанности и заботе, которые ощущаются, когда вы общаетесь с другими и чувствуете себя значимым для них.

Добавить комментарий