Определение внимание в психологии: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Исследования внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов.

 

 Исследования внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов.

 

Успешность работы нашего сознания, избирательность и сосредоточенность на том или ином объекте обеспечивается вниманием. Отражение основного объекта удерживается в зоне ясного сознании (все остальные объекты оказываются на периферии сознания) до тех пор, пока конечная цель деятельности не будет реализована в действительности. Функционал контроля и регуляции всех проявлений процесса деятельности в значительной степени определяется именно таким компонентов восприятия, как внимание. Оптимальность, результативность и эффективность деятельности достигаются благодаря участию в ней внимания.

Внимание может быть направлено не только на внешние окружающие объекты, но и на внутренние представления, образы и паттерны, находящиеся в ведении памяти и мышления человека. Такое внимание называют интеллектуальным. Внимание же на физическом действии называется моторным.

Обычно внимание имеет внешние признаки, проявляющиеся в позе, мимике, движениях. Внимание не содержит познавательного элемента, но принимает участие в функционировании других когнитивных проявлений.

Объясняя происхождение и сущность внимания, Ланге выделил следующие подходы к определению сущности и природы внимания :

1. Внимание – результат двигательного приспособления, человек способен направлять свое внимание то на один, то на другой объект. При этом в процесс внимания участвуют мускульные движения, которые обеспечивают наилучшее приспособление органов чувств к условиям восприятия.

2. Внимание – результат ограниченности объема сознания, например, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что из сознания вытесняются менее яркие представления или объекты более яркими, которые и являются объектами нашего внимания.

3. Внимание – результат эмоций, Дж. Миль, представители ассоциативной психологии считают, что внимание зависит от яркости представления или объекта.

4. Внимание – результат апперцепции, оно зависит от жизненного опыта личности.

5. Внимание – особая активная способность духа, это первичная способность человека, которая не поддается материалистическим объяснениям его происхождения.

6. Внимание – усиление нервного раздражителя, увеличение раздражительности центральной нервной системы обуславливает наличие внимания.

7. Теория нервного подавления, лежащий в основе внимания нервный физиологический процесс подавляет или задерживает другие физиологические процессы, которые лежат в основе других представлений или движений. В результате происходит концентрация сознания на одном объекте.

В настоящий момент времени, наиболее оптимальным считается нижеприведенное определение внимания.

«Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида».

Внимание представляет собой крайне многоаспектный процесс.

Для объективного исследования данного феномена, необходим системный подход, рассмотрение иерархий и структуры внимания. Учитывая то, что внимание является производной от такого психического процесса как восприятие, весьма значимым является его психофизиологический аспект, наиболее подробно изученный в работах И.П. Павлова, Дж. Гилфорда, А.А. Ухтомского.

И.П. Павлов аргументировал вывод о том, что сигналы, поступающие и обрабатываемые головным мозгом, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Человек, психофизиологически, готовится оптимально отреагировать на изменение обстановки или факторы внешней среды. Психическим механизмом, сопровождающим данный процесс – является активизация внимания и задействование ресурсов обработки паттернов окружающей действительности. В дальнейшем происходит мониторинг событий и их распределение по важности, анализ действий исходя из приоритетов деятельности, однако именно активизация внимания является необходимым импульсом для дальнейших действий.

Рассматривая механизмы ориентировочных рефлексов, И.П. Павлов постулирует рефлекторность сущности непроизвольного внимания и его более простых разновидностей. Учитывая то, что структура внимания строго иерархична и динамика процесса развивается от непроизвольных, к произвольным аспектам внимания, психофизиологические предпосылки данного феномена являются фундаментальными и во многом определяют результативность.

Исходя из результатов современных исследований , ориентировочные реакции организма связны со значительной частью психофизиологических процессов и имеют крайне сложную и неоднородную структуру. В совокупность данных реакций включены как внешние движения (поворот торса, головы, глаз), так динамика чувствительности анализаторов, динамика и особенности обмена веществ; изменения электрической и электрохимической активности головного мозга.

Рассматривая психофизиологические корреляты активного внимания, стоит обратить внимание на то, что данный процесс прямо обусловлен активностью мозга и ЦНС, которая в свою очередь обусловлена таким аспектом психофизиологии как «степень бодрствования». Данный аспект диагностируется как по различного рода отличительным чертам (расширенный зрачок, пульс, АД), так и аппаратно (ЭЭГ, МРТ). Данное явление классифицируется пятью стадиями :

-глубокий сон,

-дремотное состояние,

-спокойное бодрствование,

-настороженное бодрствование,

-чрезмерное бодрствование.

Оптимальная продуктивность процессов восприятия принципиально возможно только на третьей и четвертой стадиях, при этом на других стадиях восприятие либо фрагментарно, либо отличается дихотомическим включением в деятельность. Стоит заметить, что иллюстрация тенденций, описанных выше, не позволяет объяснить избирательность процесса внимания, для этого стоит проследить за более сложными тенденциями психофизиологических коррелят восприятия.

Типичной является классификация механизмов обработки сигналов внешней среды на центральные и периферические. По сути, это активизация анализаторов (центральные) и их настройка (периферические). Стоит отметить, что для внимания гармоничное сочетание этих механизмов является ключевым фактором эффективности, низкая оптимизация одного из них, нивелирует возможность безошибочности внимания.

Исходя из исследований Д. Е. Бродбента, внимание является специфическим фильтром, который фиксирует информации на периферии, обеспечивая ее более оптимальный переход в центр своим функционалом. Данным исследователем было зафиксировано то, что при подаче сигнала в оба звуковых анализатора, при изначальной инструкции воспринимать сигнал только одного из анализаторов, сигнал, подаваемый на другой анализатор, сознательно не фиксировался вниманием. Это дало толчок для осознания того, что периферические механизмы отбирают сигналы по характеристикам, и чем они более схожи, тем меньше ресурсов требуется для эффективности внимания.

Ментальная активность фиксируется на определенном объекте, при этом отвлекаясь от менее важных за счет взаимной индукции процессов торможения и возбуждения ЦНС, на фоне асимметрии полушарий головного мозга, которая так же характеризуется той же тенденцией. Очаг возмущения, проявляющийся под влиянием внешних раздражителей в одних участках коры, провоцирует процессы торможения в других участках, тем самым обеспечивая условия для концентрации внимания.

В ЦНС под воздействием совокупности раздражителей проявляется доминирующий очаг возбуждения, на определенный промежуток времени, обуславливающий динамику связных участков ЦНС. Вышеописанная тенденция выражается в стабильных проявлениях функциональности организма (фиксированная поза, либо циклические движения). Стоит отметить, что данный доминирующий очаг не является единым центром, это скорее распределенная сеть, совокупность кластеров с высокой возбудимостью, гармонирующих друг с другом, что обеспечивает их совместную устойчивость. Именно гармоничностью обуславливается результативность внимания в конечном счете, так как данный фактор влияет на устойчивость внимания, объем внимания и его переключаемость, данные компоненты являются определяющими в структуре данного феномена.

Рассмотрев психофизиологические предпосылки функциональных особенностей процесса внимания, можно сделать вывод о том, данный феномен обуславливается совокупностью психофизиологических особенностей, самого разного толка. Сюда входят и ЦНС, и особенности асимметрии полушарий, и электро-активность коры головного мозга и распределенные сети нейронов. Именно отсутствие однородности в психофизиологическом базисе порождает разнообразие подходов к рассмотрению завяленной в исследовании проблематики, так как существует множество вариантов интерпретации фундаментальных оснований к определению сущности внимания.

Рассмотрим наиболее всеобъемлющие и валидные подходы к рассмотрению сущности, структуры и функциональных особенностей внимания, начиная с моторного подхода Т. Рибо.

Данный исследователь постулировал обусловленность внимания эмоциональной сферой. вне зависимости  от особенностей перцептивного акта. Утрируя, именно эмоции являются базовым импульсом к реализации внимания в перцептивном акте. Наибольшую взаимосвязь Т. Рибо выделял между эмоциональной сферой и осознанным вниманием, постулируя то, что интенсивность, устойчивость и продолжительность данного типа внимания аблисцентно обусловлены интенсивностью, устойчивостью и продолжительностью синхронизированных с фокусом перцепции эмоционально-волевых проявлений. Неосознанное внимание Т. Рибо ассоциировал с аффективным аспектом эмоциональной сферы.

При этом, процесс внимания взаимосвязан не только с эмоциональными проявлениями, но и с динамикой психофизиологических проявлений, тем самым в данном подходе реализуется типичное для проблематики перцептивных проявлений соотношение психофизиологических и эмоционально-волевых аспектов пространства взаимосвязей. Тем самым данная точка зрения на природу внимания, укладывается в рамки системного и синергетического подходов, так как реализуется принцип иерархичности, фиксируется фундаментальное значение психофизиологических проявлений для процесса внимания, на фоне более низкой роли эмоционально-волевой сферы в иерархии. Условно рассматривая внимание, как исключительно психофизиологический процесс, данный подход определяет его как совокупность реакций самой разнообразной природы в различных системах организма человека. Осознанное внимание так же, характеризуется напряжением мышц, за счет усиления процессов кровообращения и нервной проводимости, а так же усиленной переработкой углеводов в крови, таких как глюкоза и сахара. Концентрация внимания синхронизирована с комплексом произвольных и непроизвольных движений тела, вплоть до тремора, что в совокупности с реакциями на раздражители является важным фактором для устойчивости концентрации, а так же взаимопроникновения компонентов внимания в сферы приложения друг друга.

Ключевую роль двигательных и психомоторных проявлений в перцептивного акте, данный подход аргументирует тем, что психомоторика позволяет оптимизировать перцептивный процесс, за счет связности базовых коррелят данных сфер психики человека. Для визуального и аудиального процессов внимание обеспечивает связность обработки и поступления информации, психомоторный аспект проявляется в оптимальном распределении движений с данной целью, регуляции движения глазных яблок к примеру. Существенную глубину взаимосвязи между психомоторной сферой и вниманием так же иллюстрирует то, что в основе внимания лежит волевое усилие, которое отчасти имеет двигательную природу. Волевое усилие либо обуславливает, либо предшествует, в зависимости от условий, мышечному напряжению. С точки зрения Т. Рибо, неоптимальные интервалы мышечного напряжения способствуют ослаблению внимания, так же как и недостаточные интервалы, тем самым в данном подходе обнаруживается еще одно подтверждение связной иерархии между компонентами психики, психомоторными, эмоционально-волевыми, перцептивными и психофизиологическими.

Психомоторный аспект процесса внимания, исходя из описываемого подхода, заключается так же и в том, что психомоторная активность способствует большей глубине восприятия образа, с которым связана, тем самым психомоторная активность является предпосылкой к усилению внимания. Похожая закономерность наблюдается во взаимосвязи эмоциональной сферы и памяти – более эмоционально насыщенные воспоминания вспоминаются значительно проще. Тем самым Т. Рибо делает заключение о том, что произвольность моторной активности прямо пропорциональна успешности как осознанного, так и неосознанного типов внимания.

Психомоторный подход к природе внимания оказал значительное влияние на понимание данного процесса, и входят в совокупность общепризнанных представлений о заявленной проблематике. Исходя из данного подхода, развитие внимания достигается за счет формирования эмоционально-волевых и психомоторных установок, которые являются своеобразными циклично улучшаемыми шаблонами деятельности. Следующий подход, который мы рассмотрим в рамках данного исследования, так же опирается в развитии внимания на похожий принцип, однако концентрируется скорее на процессе саморегуляции.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния пред-настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности .

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или виде деятельности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному  разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В. Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. При непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного.

 

Развитие внимания с точки зрения культурно — исторической концепции Л.С. Выготского.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история формирования внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание, как высшая форма сознания, возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладеет своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении и самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Таким образом, проанализировав развитие внимания в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, можно прийти к следующему выводу. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок приходит к самоуправлению поведением, к произвольному вниманию.

Большинство авторов определяет внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте, как сторону других содержательных психических процессов, а не самостоятельную форму психической деятельности. Поэтому и пути развития внимания ищут в использовании его в разных видах деятельности.

Проблеме воспитания внимания уделено большое место в работах Н.Ф. Добрынин. Предлагаемые им пути воспитания внимания основываются на его общем теоретическом понимании внимания как стороны других психических процессов — направленности и сосредоточенности сознания на объектах. Источником этой направленности является личность.

Н.Ф. Добрынин считает, что внимание следует воспитывать путем воспитания личности, в особенности таких ее свойств, как чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, а также через воспитание интересов и познавательных процессов.

В работе Б.Г. Ананьева «Воспитание внимания школьника» внимание рассматривается как «сосредоточенность сознания на известных объектах с целью наилучшего отображения». Автор приходит к выводу, что внимание воспитывается всеми условиями жизни и деятельности ребенка и подростка, как в семье, так и особенно в школе. Для воспитания внимания имеет огромное значение умственное образование, а также нравственное воспитание. Иными словами, воспитание внимания, по Б.Г. Ананьеву, возможно через организацию общей системы воспитания и обучения школьника.

Формирование внимания в свете гипотезы П.Я. Гальперина о внимании как сокращенной формы контроля.

Обратимся теперь к гипотезе внимания как самостоятельной формы психической деятельности, выдвинутой П.Я. Гальпериным. Суть этой гипотезы в том, что внимание представляет собой идеальную, сокращенную и автоматизированную форму контроля.. Основные положения его концепции можно свести к следующим:

— внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

— по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

— в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;

— с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время, общепринято следующее определение.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Подводя итоги, можно сказать, что почти во всех рассмотренных нами работах по воспитанию внимания рекомендации сводятся, прежде всего, к советам по общему воспитанию личности школьника, а внимание возникает само собой как результат воспитания личности, поскольку оно, внимание, не имеет самостоятельного содержания. Рекомендуются также общие пути организации деятельности учащихся, такие, как порядок и дисциплина на уроках, использование разнообразных и рациональных приемов ведения урока, создание благоприятной внешней обстановки и т. п.

Такие методы формирования внимания вытекают, как было сказано выше, из определения внимания. Так как данные авторы рассматривают внимание включенным в структуру психической деятельности и неотделимым от психических процессов, то естественно, что и его формирование, и его развитие они не отделяют от развития личности.

 

Как работает внимание? | Colta.ru

Как работает внимание? | Colta.ru   3 февраля 2015Colta SpecialsЛекторий Политеха

761

Была ли крокоутка?Чем занимаются генетики?Кто на Луне главный?Как возникает лжеистория?Что делают медики на войне?Как рассказать о блокаде Ленинграда?Что придумал Толкин?Как возникла Вселенная и что с ней будет дальше?Как «Радио Свобода» сохранило запрещенную литературуКак спорт превратился в шоу-бизнес?Почему мы такие умные?Роботы и музыка

Смотреть все материалы
 
Мария Фаликман

В Лектории Политехнического музея выступила Мария Фаликман, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филфака МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, с рассказом о том, что такое внимание и как его изучают. COLTA.RU публикует расшифровку лекции «Хотелось бы заметить».

Что такое внимание? Психологи много лет бьются над этим вопросом. Есть ли оно вообще? Может, мы просто называем «вниманием» способ повышения эффективности других познавательных процессов, происходящих в нашем мозге? А вообще внимание одно или их несколько? Первый и самый простой способ, который человек применяет ко всему непонятному, — сравнение. Внимание, как совершенно непонятную вещь, постоянно с чем-то сравнивают, используют разнообразные метафоры. От того, с чем внимание сравнили, зависит, как его будут дальше изучать. Основатель научной психологии Вильгельм Вундт сравнивал сознание с полем зрения, а внимание — с его фокусом. Ученику Вундта, английскому психологу Эдварду Титченеру, учившемуся у него в Германии, казалось, что метафора Вундта не схватывает одно важное свойство внимания, а именно усилие, которое мы прикладываем, заостряя внимание на каком-то поразившем нас объекте или событии. Титченер сравнил сознание с волной, на гребне которой находятся наиболее сильные впечатления, а на периферии — все остальные. Другой классик психологии, живший и работавший по другую сторону океана, Уильям Джемс, брат великого американского романиста Генри Джеймса, считал, что сознание подобно потоку, который нельзя измерить ложками. Поток непрерывен, неповторим, уникален для каждого. Он всегда куда-то направлен, он не может течь во все стороны сразу. Вот эта направленность — внимание и есть. Что мы получаем, используя эти три метафоры? Очевидно, три основных свойства внимания в любой отдельно взятый момент времени. В свете метафоры поля зрения мы можем говорить об объеме внимания: например, количество детей, за которыми воспитательница может следить во время прогулки, не упуская из виду ни одного. В свете метафоры волны можем измерить силу тех впечатлений, которые представлены у нас в сознании. В свете метафоры потока сознания можем говорить о направленности внимания.

Психологи изучают внимание в лабораторных экспериментах уже больше ста пятидесяти лет.

Но все это имеет отношение лишь к моменту здесь и сейчас. А если посмотреть на процесс во времени, мы получим набор так называемых вторичных свойств внимания, первое из которых — способность распределять его между разными задачами. Одни люди распределяют внимание более эффективно, другие менее эффективно. Кто-то разговаривает по телефону и одновременно читает ленту в социальной сети, а кто-то так не может. Кто-то слушает собеседника и одновременно ведет машину, а кто-то с такой задачей не справится. Один может в течение 15 минут не отвлекаться от чтения или решения кроссворда, а у другого внимание колеблется, и если его попросить решить несложный пример на сложение в больших количествах, рано или поздно он начнет лепить ошибки, так как внимание его потеряет устойчивость. А что происходит во времени с направленностью? Она тоже может меняться. Мы переключаем внимание с одной задачи на другую, с одного объекта на другой. Переключаемость у всех разная. Более того, когда человек говорит, что у него плохо с вниманием, это может означать и слишком высокую, и слишком низкую переключаемость. Когда говорят про школьника «он невнимателен на уроках», то имеют в виду, что переключаемость высокая. Внимание прыгает с тетрадки за окошко, с окошка на спину соседа, обратно в тетрадку и так до бесконечности. Когда говорят о плохом внимании у человека пожилого возраста, то, как правило, имеют в виду переключаемость низкую, когда человеку трудно отвлечься от того, чем он сейчас занят.

Внимание одно или их несколько?

Психологи различают несколько разновидностей внимания. Например, внимание, которое направлено на объекты или события во внешнем мире: красивый салют, чье-то прикосновение, запах вкусных булочек. Такое внимание называют чувственным, или перцептивным. А есть иной род внимания, когда мы как бы смотрим внутрь себя. Такое внимание называют интеллектуальным. На картине Иеронима Босха «Фокусник» человечек с вытаращенными глазами и открытым ртом не в силах отвлечься от манипуляций фокусника, а тем временем команда карманников заимствует у человечка кошелек. Это внимание чувственное. Известная скульптура Родена «Мыслитель» — человек, внимательный к собственным мыслям, — пример внимания интеллектуального. Случается, что мы обращаем внимание на что-то, что привлекает помимо нашей воли. У меня есть одна любимая демонстрация. (С силой толкает стул, и тот с грохотом падает на пол.) Вы не могли не заметить падения стула. Такое внимание называется непроизвольным. Правда, при этом вы продолжали прислушиваться к тому, что я говорю, и точно так же читаете книгу, пытаясь не отвлекаться на шум в метро. Внимание, которым мы управляем, называется произвольным.

Известная скульптура Родена «Мыслитель» — человек, внимательный к собственным мыслям, — пример внимания интеллектуального.

Психологи изучают внимание в лабораторных экспериментах уже больше ста пятидесяти лет. Человеку показывают картинки и просят его что-то на них отметить или отыскать — например, среди двадцати домиков найти один с двумя трубами, — а потом смотрят, насколько успешно он справился с поставленной задачей. В 60-е годы активно использовалась регистрация движения глаза. Это были очень трудоемкие эксперименты: на глаз ставилась присоска, на присоску зеркальце, отражавшее свет, и все записывалось на сотни тысяч километров фотобумаги, которую исследователи, ползая по полу лаборатории, месяцами расшифровывали. Как только изобрели бесконтактную регистрацию движений глаз с помощью приборов, фиксирующих положение зрачка, исследователь получил возможность в ходе реального времени видеть, куда направлен взгляд испытуемого, и предполагает, что именно туда и направлено его внимание. И хотя направление взгляда отнюдь не всегда сообщает, куда направлено внимание, регистрация движений глаз стала очень модной. И не только в фундаментальной науке, но и в сугубо прикладных исследованиях. Например, в рекламе любят строить «тепловые карты»: показывать людям буклетик или страничку сайта и смотреть, куда при свободном разглядывании падает взгляд человека, а после раскрашивать так называемые тепловые карты, красным отмечая места наиболее частой фиксации взгляда, а голубым — наименее частой фиксации.

Где «живет» внимание?

Последние лет тридцать психологи активнейшим образом ищут место, где «живет» внимание. Но ни электроэнцефалограмма, определяющая, находится мозг в бодрствующем состоянии или спит, ни функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая видеть, какие зоны мозга задействованы в решении тех или иных задач на внимание, ответа на этот вопрос не дают. Большинство исследователей так или иначе разделяет ту точку зрения, что внимание представлено в мозге работой сразу нескольких систем. Например, знаменитый американский психолог Майкл Познер предположил, что таких систем три. Первая — бдительность. Поддержание определенного уровня готовности ответить на тот или иной сигнал. Именно эта система задействована, когда нам командуют «на старт — внимание — марш». Именно этот механизм включается, когда кто-то говорит: «Я сейчас скажу что-то очень важное». По всей видимости, ключевыми зонами мозга, участвующими в этом процессе, являются подкорковые зоны. Вторая система — ориентировка. Я говорю: «Смотрите вон туда!» И вы переключаете внимание на то, на что я указываю. Тут работает целый ряд зон мозга, но ключевой считается теменная кора правого полушария — именно поэтому ее поражение во время инсульта приводит к тому, что человек перестает замечать события, происходящие в левом углу поля зрения. Например, еду с правой половины тарелки он съедает, а с левой половины не съедает, потому что не замечает ее. Если повреждение двустороннее, то человек вообще не может управлять вниманием. Он фиксирует взглядом объект, а перевести взгляд на другой объект не может — для этого ему приходится закрывать глаза, мотать головой и даже выходить из комнаты. Подобное явление наблюдается у младенцев: в один-два месяца ребенок еще не умеет отвлекаться от того, на что смотрит, и даже может начать плакать, потому что не может больше смотреть на одно и то же. Но в его случае теменная кора просто не созрела — пройдет немного времени, и задача переключения внимания не будет для него составлять труда.

Большинство людей не замечают появления гориллы, потому что увлечены подсчетом количества передач мяча и игроков в белых майках.

И наконец, третья система, связанная с произвольным управлением вниманием. Я покажу вам одну из классических задач на эту тему. Я буду показывать слова и просить назвать их цвет. (На экране появляется слово «зеленый», набранное зелеными буквами.) Очень легко. А теперь? (На экране появляется слово «зеленый», набранное красными буквами.) Уже сложнее. Потому что требуется подключение вот этой самой системы разрешения конфликта. Майкл Познер доказал, что для каждой из трех систем характерны свои химические вещества, или нейромедиаторы, которые их обслуживают. С бдительностью, естественно, связан норадреналин, с системой ориентировки — преимущественно ацетилхолин, а с системой разрешения конфликтов и управления — допамин. Кроме того, Познер ввел в практику геномный анализ внимания и его нарушений. В частности, обнаружил генетические основы очень модного сегодня синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Почему это важно? Потому что, например, проведя генетический анализ развития внимания у школьника, мы можем сказать, действительно ли его гиперактивность носит медицинский характер, или это просто недостатки воспитания, или следствие недостаточного созревания коры головного мозга, или что-то еще.

Что мешает нам быть внимательными?

Что мешает нам быть внимательными? На этот вопрос вот уже шестьдесят лет пытается ответить когнитивная психология. Направление это появилось в Америке в середине XX века в связи с бурным развитием компьютерной техники. Люди, работавшие над созданием первых персональных компьютеров, задавались самыми неожиданными вопросами: а можно ли научить компьютер думать? А можно ли научить компьютер выбирать нужную информацию и даже понимать ее? Когда психологи посмотрели на эти вопросы, они поняли, что сами еще не знают на них ответов. И начали скорей-скорей изучать человеческое восприятие, память и в том числе, конечно, внимание. Естественно, начали с того, что придумали новую метафору: предположили, что человеческая психика работает примерно так же, как компьютер. А раз у технического устройства есть долговременная и кратковременная память, значит, должна быть такая память и у человека. Раз у компьютера есть ограничения в переработке информации, значит, и у человека такие ограничения тоже есть.

Почему дохлый слоник находится сразу?

Ограничения, в свою очередь, могут быть разного рода. Например, ограниченная пропускная способность перерабатывающей системы — и тогда внимание понимается как функция отбора нужной информации, как защита от перегрузок и спама. Ограничения могут быть и энергетического характера — например, ограничения по мощности, которую мы можем тратить на решения задач. Самая старенькая метафора — еще с 1950-х годов — сравнивала внимание с радиотехническим фильтром, который часть информации пропускает, а часть не пропускает. Мне больше всего нравится метафора — и на ней я буду строить весь свой рассказ, — которая сопоставляет внимание с прожектором. В свое время она даже явилась толчком к более детальному изучению прежде всего зрительного внимания. Психологи задались вопросом: а как это пятно света устроено? Однородно оно или неоднородно? Какую часть поля зрения оно охватывает? Наибольшую волну исследований вызвал, конечно, вопрос: а этот прожектор внимания — он вообще для чего нужен? Ответ: для всего. Например, выглянуть из окошка и посмотреть, где там на автостоянке моя машина. Или достать коробку с пуговицами и отыскать в ней подходящую, которую прямо сейчас нужно поскорее пришить на пальто и бежать дальше. Я покажу вам подряд несколько картинок, а вы, пожалуйста, постарайтесь на них найти белую вертикальную полоску.

Нашли, да?

А сейчас тоже нашли?

На первых двух картинках белая вертикальная полоска выпрыгивала сама. Сразу было понятно, где эта полоска находится. На третьей картинке вы эту полоску тоже нашли, но все же искали дольше, чем на первых двух, а на четвертой — еще дольше. Почему? Потому что на первых картинках эта линия отличалась одним-единственным признаком: все линии были черные, а она одна белая, все были горизонтальные, а она одна вертикальная. На двух других картинках полоски были разные: и черные, и белые, и горизонтальные, и вертикальные. То есть у нашей полоски было несколько общих признаков с теми полосками, рядом с которыми она располагалась. Получается, что если то, что мы ищем, отличается от остального всего одним признаком, то, сколько бы отвлекающих объектов мы ни ввели, человек будет находить нужный объект с одной и той же скоростью. Грубо говоря, человека в красном среди людей в черном видно сразу. Примерно так зрительный поиск объясняла американский психолог Энн Трейсман, которая в 1980-е годы предложила главенствующую в психологии внимания до сих пор теорию интеграции признаков. Объяснение у нее было такое: когда мы что-то ищем, то сначала обрабатываем отдельно цвет, отдельно кривизну линий, отдельно наклон. Потом информация об этих признаках сводится на единую карту местоположений. И если по какому-то одному признаку — например, цвету — мы имеем один-единственный объект, отличающийся от остальных, то наше внимание немедленно его «схватит». Если же признаков несколько, то внимание перенаправится от одного места на карте к другому, собирая из признаков целые объекты, пока мы не найдем нужный.

Естественно, первый вопрос: а что, собственно говоря, считать базовыми признаками, по которым возможна обработка информации без участия внимания? Отвечать довольно просто — что выскакивает, то и признак. Проверяем точность сказанного. Найдите объект, который отличается от всех остальных.

Почему дохлый слоник находится сразу, а, наоборот, прямостоящий среди валяющихся кверху ножками — не сразу? Исследования зрительного поиска находят практическое применение в разных хорошо известных всем областях. Например, досмотр багажа в аэропортах. Что происходит, когда человек начинает просматривать сотни и сотни чемоданов, сумок, рюкзаков, бегущих по ленте мимо него? Он получает картинку, рассмотрев которую, должен принять решение: есть ли в сумке запрещенные к провозу предметы или их там нет. Не поверите, но главная проблема этой задачи заключается в том, что чаще всего таких предметов нет. Этому явлению даже придумали название — «проблема редко встречающихся объектов». Из-за того, что объектов нет — точно так же, как, к счастью, в скрининговой диагностике редко встречаются рентгеновские снимки, подтверждающие наличие раковых опухолей, — человек привыкает, что их нет, и не видит их в упор, когда они появляются. Если только он не аутист. Совсем недавние исследования показали, что люди с синдромом аутизма с такой задачей справляются лучше экспертов. Для них проблемы редко встречающихся объектов просто не существует, в то время как у профессионалов она очень и очень частая. На самом деле, проблему эту обнаружили еще в 1970-е годы, в исследованиях Ульрика Найссера, на основе работ которого в 1990-х и был создан знаменитый ролик с невидимой гориллой:

Большинство людей не замечают появления гориллы, потому что увлечены подсчетом количества передач мяча и игроков в белых майках. Это явление получило название «слепоты по невниманию». В совсем новом исследовании гарвардского профессора Джереми Вольфа опытным врачам-радиологам показывали этот снимок легких и спрашивали, все ли с ним в порядке.

Более 80% специалистов не заметили в легких гориллу, потому что во внутренних органах гориллы не живут. Смотрите на экран — сейчас одного предмета не станет прямо на ваших глазах.

Не увидели? Вот же — в нижнем правом углу. В психологии у этой ошибки есть имя собственное — «слепота к изменению». В университетском городке Чикагского университета два психолога — Дэниел Саймонс и Дэниел Левин — поставили эксперимент: на улице к наивному испытуемому подходил человек и просил показать дорогу до университетской библиотеки. В течение нескольких секунд, пока испытуемый объяснял маршрут, двое «рабочих» проносили между собеседниками дверь и экспериментатора подменял напарник — но наивный пешеход этой подмены с высокой вероятностью не замечал.

Несколько лет назад студенты Высшей школы экономики успешно повторили этот эксперимент в районе метро «Текстильщики»: испытуемые замечали подмену, только когда на месте высокого юноши обнаруживали миниатюрную девушку.

Ну и два слова о том, что происходит с психологией в последние годы. Ученые активно изучают так называемое совместное внимание — то, что происходит с нами, когда мы находимся среди других людей. Предполагают, что ребенок обогащает и накапливает словарный запас и способы эмоционального реагирования на события окружающего мира, сонаправляя свое внимание с вниманием родителей. Мама говорит «собачка» и смотрит куда-то, и ребенок, прежде чем успевает сообразить сам, что происходит, смотрит туда же, куда и мама. То же касается команды врачей, которые вообще словами не разговаривают во время операции, все их общение сводится к обмену взглядами.

Куда делся мячик? Самые догадливые поняли, что он остался у экспериментатора в руке. А всем остальным, естественно, показалось, что мячик улетел в небо. А если экспериментатор не будет следить взглядом за мячиком — никаких иллюзий, да? И становится абсолютно очевидно, что он его не кинул. Собственно, подобные приемы в ходу у фокусников и карманников. И те, и другие пользуются нашей способностью сонаправлять взгляд со взглядом другого человека. В последние несколько лет объявили даже о создании нового научного направления, обозначенного как нейромагия — попытка изучения мозговых механизмов внимания, стоящих за ошибками и зрительными иллюзиями, которые создают фокусники. Что забавно, статья, где впервые было заявлено это направление, вышла в очень серьезном журнале за авторством двух нейрофизиологов, четырех фокусников и — неожиданно — одного бывшего карманника. Спасибо вам за внимание, а есть оно или нет — решайте сами.

Записала Наталья Кострова

Понравился материал? Помоги сайту!

Тест

Поцелуй Санта-Клауса

Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU

новости

11 марта 2022

14:52COLTA.RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Colta Specials»Самое читаемое


Быть русским, сопротивляться Смерти

32910


Без будущего

36654


У разбитого корыта

30414


Будущего не будет

34247


Уязвимое будущее

32492


От редакции COLTA

94075


Культура во время «военных операций»

67499


Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар

18059


Отделения

3878


Приход отца Александра Меня и позднесоветская интеллигенция

1649


Письмо папе

4015


Оливия Плендер. «История Королевства зверей»

1504

Сегодня на сайте

Журналистика: ревизия
Василий Гатов: «Журналист не может забить “большой железный” на связь со страной» 

Разговор Ксении Лученко с известным медиааналитиком о жизни и проблемах эмигрантских медиа. И старт нового проекта Кольты «Журналистика: ревизия»

29 мая 20233680

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Первые три часа) 

Пятичасовой разговор Елены Ковальской, Нади Плунгян, Юрия Сапрыкина и Александра Иванова о том, почему сегодня необходимо быть в России. Разговор ведут Михаил Ратгауз и Екатерина Вахрамцева

14 марта 202333813

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Еще два часа) 

Вторая часть большого, пятичасового, разговора между Юрием Сапрыкиным, Александром Ивановым, Надей Плунгян, Еленой Ковальской, Екатериной Вахрамцевой и Михаилом Ратгаузом

14 марта 202322927

Вокруг горизонтали
Мария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»  

Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия

21 февраля 202324360

Вокруг горизонтали
Коливинги как модель для активизма 

Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив

13 февраля 202321386

Вокруг горизонтали
«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального  

Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым

10 февраля 202326093

Вокруг горизонтали
Что мешает антивоенному движению объединиться? 

Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением

24 января 202330550

Colta Specials
Быть русским, сопротивляться Смерти 

Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев

24 января 202332910

Colta Specials
Без будущего 

Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года

24 января 202336654

Colta Specials
У разбитого корыта 

Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных

24 января 202330414

Colta Specials
Будущего не будет 

Лина Булахова и Оксана Тимофеева отменяют власть и самих себя

24 января 202334247

Colta Specials
Уязвимое будущее 

Елена Фанайлова разбирается с настоящим

24 января 202332492

Внимание: Основы психологии.

Внимание: Основы психологии.

Реклама

Реклама

Реклама

Внимание: Основы психологии

  1. Внимание Г-н Джонни Катти Джозеф Доцент СМВДКоН
  2. Значение Внимание • Это необходимо для приобретения знаний. • Это не осознание. • «Акт направления мысли» на конкретное действие или предмет • Концентрация или фокусировка сознания на один объект • Напр. Военное командование – готовит солдат к действие -Вудворт
  3. Определения внимания • Внимание — это концентрация сознания на один объект, а не на другой. — Дамвиль, 1938 г. • Внимание – это процесс получения объекта мысль ясно перед умом -Росс (1951) • Процесс, который заставляет человека выбирать какой-то конкретный стимул в соответствии с его интерес и отношение из множества раздражители, присутствующие в окружающей среде -Шарма Р. Н. (1967)
  4. Характеристики • Это Избирательная умственная деятельность: Это фильтрация процесс, посредством которого мы избирательно реагируем на поступающие раздражители. Мы можем игнорировать что-то или принять что-то другое. • Переход от одного объекта к другому. : Привлечено по новым вещам. Это не фиксированная вещь. Сдвиг глаза с одной части тела на другую. • Проясняет в нашем сознании объект которому мы уделяем внимание: пробуждает человека к посещать определенные объекты • Создает внимательное отношение личности. • Он создает моторные корректировки, такие как мышцы и органов чувств для улучшения реакции.
  5. Детерминанты/факторы внимания • Внешние/объективные факторы. • Внутренние/субъективные факторы.
  6. Внешние/объективные факторы. • Интенсивность стимула: громкие звуки, яркий свет, интенсивный запах (сильные или слабые раздражители). • Изменение интенсивности/качества стимула: громкий шум вне палаты резкое снижение частоты дыхания. • Движение: движущиеся объекты привлекают больше внимания. Например. светодиодные таблички. • Размер: крупный объект/маленький объект на большом фоне. привлекать внимание. • Контрастность: напр. Пятно на чистом платье, цветовые сочетания. • Новинка: напр. Уникальное оборудование, дизайн или мода. • Повторение: повторное воздействие, например. Итог класса. • Определенная форма: посещая фигуру более фон.
  7. Внутренние/субъективные факторы. • Интерес: цель и вкус человека. к возрасту, полу. Например. Платье, автомобиль, предпочтения. • Привычки и отношение: личные привычки, занятие, профессия. Спортсмен смотрит спортивную страницу в газете/телевидении. • Мотивы и органические состояния: влечения и физические/психологические положение дел. Голодный ребенок плачет у бутылочки, избегая любимых игрушек. • Эмоции: Сонную мать не беспокоит звук в домой, но слабый крик ребенка будит ее. • Прошлый опыт: проверка срока годности продукта перед покупкой на основе опыта. • Значение и цель стимула. Например. Предотвратить забывчивость сохраняя дорогостоящие продукты.
  8. Типы внимания Внимание Не- волевой Принудительный спонтанный Волевой Неявное Явное
  9. – Непроизвольное: внимание возбуждается без воли. • Принудительный – (поддерживается инстинктами): напр. Привлечение к противоположному полу. • Спонтанный — (поддерживаемый чувством): внимание матери к плачу ребенка. – Волевой: Добровольный с волей. Всегда есть гол позади него. • Неявный — (полученный одним актом воли) Напр. Обращение к математической задаче, когда Учитель угрожает наказанием. • Явное – (получаемое повторными волевыми актами. Оно требует сильной силы воли и сильных мотивов.) Например. Внимание во время осмотра.
  10. Значение: степень/объем внимания • Внимание нельзя ограничивать одним объектом вовремя; это может быть более одного объекта. • Span означает количество объектов или событий один человек может присутствовать в данное время • Это порог восприятия с первого взгляда данного продолжительность воздействия: На первый взгляд, сколько буквы, цифры можно увидеть и воспроизвести • Объем информации, который может быть получен от сложного раздражителя в один момент. • Отличается от длительности внимания. Например. Запоминание номера телефона, изучение правописания и т. д.
  11. Проверка концентрации внимания
  12. Проверка концентрации внимания • Сколько птиц летает в данных пейзажах? • Сколько окон в доме? • Сколько деревьев в декорациях? • Есть ли в доме дымоход? • Сколько дверей в доме?
  13. Определение объема внимания
  14. Измерено тахистоскопом Тахистоскоп – это прибор, отображает изображение для определенного количество времени. Его можно использовать для увеличить скорость распознавания, чтобы показать что-то слишком быстро, чтобы быть осознанно или для проверки какие элементы изображения памятный. До компьютеров стали обычным явлением, тахистоскопы широко использовались в психологические исследования представить визуальные стимулы для контролируемого продолжительность.
  15. Продолжительность внимания • Он определяется как продолжительность платежеспособности внимание к воспринимаемым раздражителям. Это понятно под двумя дивизиями. а. Переключение/колебание внимания: с течением времени центр нашего сознания смещается либо из одного раздражителя к другому раздражителю или от одной части к другую часть того же стимула. У нас есть центральный и маргинальное сознание. Настенные часы в комнате центральное сознание и другие предметы в комнате маргинальный. б. Устойчивое внимание: делается с помощью сильного желание. Постоянная концентрация на одном событие/объект. Например. Охотник ждет своего выстрела, решение задачи по математике.
  16. Изменение внимания/отвлечение • Это изменение форм, способов и качества внимание, обращенное на раздражитель. Вид стимула что отвлекает наше внимание от объектов, которые мы сосредоточены • Отвлекающий фактор можно определить как любой стимул, присутствие мешает процессу внимания. • Пример: -Звуки музыки, играемой на улицах – беспокоят – внимание учащихся на уроке
  17. Причины отвлечения внимания • Внутренние: головная боль, боль в животе, эмоциональное расстройство, тревога, происходит и т. д. • Внешние: шум, музыка, ненадлежащее освещение, неудобные сиденья, неблагоприятная температура, недостаточная вентиляция, неправильная поведение лица, имеющего с нами дело.
  18. Методы устранения отвлекающих факторов • Необходимо уделять большое внимание и отданный задаче • Создайте благоприятную ситуацию • Сделайте урок интересным • Обучение концентрации • Объекты, отвлекающие внимание, удалены из Окрестности • Каждый день сталкивайтесь с одним и тем же типом отвлекающих факторов. — привыкли к ним и начали игнорировать
  19. Невнимательность • Отсутствие внимания к тому или иному раздражителю. • Его внешние признаки – а. Ученик небрежно относится к предмету, который первоочередного внимания б. Движения глаз учащихся случайны и не зафиксировано в. Кажется, растерян – не понимает и получайте четкие впечатления д. Кажется беспокойным и корчится / извивается движения тела. Беспокойство.
  20. Причины невнимательности Отсутствие интерес или нуждаться Усталость Присутствие отвлечение Недостаток мотивации
  21. Виды невнимательности • Абсолют во внимании: исчезновение полное сознание. • Частичное внимание: небрежное внимание/низкое усиленное внимание.
  22. Последствия ухода за больными • Получить необходимые инструкции от присутствующих врачи, смена смены и т.д. • Готовность к выполнению профессиональных обязанностей. • Одна медсестра должна заботиться более чем об одном пациенты. • Преодолейте препятствия внимания, устранение внутренних и внешних отвлекающих факторов.
  23. СПАСИБО ТЫ

Реклама

Детерминанты внимания — значение, определение, факторы детерминант внимания // Педагогическая психология

by Kirthika 03 февраля 2023 г.

 

Внимание: — Значение и определение

Значение

• действие направления мысли на определенное действие или объект

Определение

• Внимание! это процесс четкого представления объекта или мысли перед умом – Дж.С. Росс

• Внимание! это не способность ума. Оно скорее описывает отношение или деятельность разум. – Валентина

Детерминанты Внимание:

Внимание зависит от обоих внешних факторы и внутренние факторы, то есть объективные или субъективные условия соответственно.

  • Объективные условия – это факторы преимущества, которые находятся в объекте, выбранном для внимания. Это происходит от окружение и сделать концентрацию на релевантных стимулах более легкой или более трудный. Пример: цвет, запах, интенсивность…
  • Субъективные условия – это условия которые находятся в сознании человека, выбравшего объект для внимание. Те условия, которые находятся в сознании человека и следовательно, зависят от индивидуальности. Пример: интерес, привычка и эмоциональный тон….

Объективные факторы:

Интенсивность раздражителя:

  • При прочих равных условиях сильная стимул привлекает внимание больше, чем слабый. Например, учитель с громкий голос привлечет внимание большего количества учеников, чем учитель с более низким голос. Точно так же громкие звуки, яркие цвета легко привлекают сознание. а менее интенсивные — нет.

Размер объекта:

  • В случае видимых объектов большой размер имеет преимущество перед малым. Наш сознательный разум легко приглашает его. самый высокий мальчик или девочка в классе легко привлекает всеобщее внимание.

Изменение:

  • Предметы, которые имеют необычный вид, не привлекать к себе внимания. При внезапном изменении стимула, вероятно, чтобы привлечь внимание. Пример: если все ученики будут носить форму, это останется незамеченным. но если кто-то наденет совсем другое платье, это заметят все.

Новинка:

  • Новизна привлекает внимание. Это фактор преимущества во внимании. Ребенка привлекает новое платье. Новые объекты легко привлечет наше внимание естественным образом.

Контрастность:

  • Контрастные объекты легко бросаются в глаза наше внимание. Высокий ребенок вместе с низким, змея в руке ребенок и т.д.. обязательно привлекут наше внимание.

Повторение:

  • Повторяющийся стимул привлечет наше внимание. Учитель повторяет урок, чтобы привлечь внимание ученика.

Движение:

  • Движение — явный фактор преимущества. Движущийся объект легко привлечет внимание. Учитель также должен показать картинки, изображающие движение.

Субъективные факторы:

Инстинкт:

  • Внимание управляется инстинктами. Если ребенок жаждет, стремится напиться. Та же процедура выполняется для получения знания, когда человек проявляет любопытство. Следовательно, наши инстинкты побуждают нас внимание к конкретным объектам.

Намерение:

  • Желание или намерение играет важную роль фактором, определяющим наше внимание. Желание учиться побуждает ребенка Узнать больше.

Эмоция:

  • Эмоция по-своему влияет на нашу внимание. Человек может быть более внимательным на уроках, когда он в хорошем настроении. и не может ответить взаимностью, когда он в плохом настроении. мы уделяем много внимания крошечная материя в напряженном эмоциональном состоянии, но материя остается незамеченной в нормальные времена.

Добавить комментарий