3. Опросник Леонгарда Шмишека
Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
Д емонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип.
Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
низкие значения – 0…6 баллов;
средние значения – 7…12 баллов;
значения выше среднего – 13…18 баллов;
высокие значения – 19…24 балла (акцентуация).
Экстраверсия — интроверсия (Если описывать типичного экстраверта, то можно охарактеризовать его как общительного и открытого. Такой человек имеет широкий круг знакомств, нуждающийся в контактах и общении. Он действует под влиянием момента, ипульсивный, вспыльчивый, беззаботный, оптимистичный, добродушный. Предпочитает действовать, имеет склонность к агрессивным действиям. Эмоции контролировать может не всегда, склонен к рискованным поступкам.
больше 19 — яркий экстраверт,
больше 15 — экстраверт,
больше 12 — склонность к экстраверсии,
12 — среднее значение,
меньше 12 — склонность к интроверсии,
меньше 9 — интроверт,
меньше 5 — глубокий интроверт.
Нейротизм (характеризует эмоциональную стабильность. нейротизм связан с процессом лабильности нервной системы. эмоциональная стабильность — черта, которая характеризует сохранение устойчивого поведения, устойчивость в обычных и стрессовых ситуациях. низкий уровень нейротизма выражается зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием беспокойства, а также склонностью к открытости и общительности. высокий уровень нейротизма выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувству тревожности, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. высокий уровень показывает чрезмерную эмоциональность, импульсивность, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к вспышкам раздражительности. личность с высоким уровнем нейротизма характеризуется чрезмерно сильными реакциями по отношению к вызывающим у них ситуациям. у людей с таким показателем может в стрессовых ситуациях развиваться невроз)
больше 19 — очень высокий уровень нейротизма,
больше 13 — высокий уровень нейротизма,
9 — 13 — среднее значение,
меньше 9 — низкий уровень нейротизма.
Ложь:
больше 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
меньше 4 — норма.
Диагностический инструментарий для исследования особенностей личности и некоторых психоэмоциональных состояний несовершеннолетних, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Нижневартовского района 1.Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних 1.1. Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика диагностики акцентуаций характера. Цель: выявить типы акцентуаций характера. Опросник К.Леонгарда –Г.Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации характера, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Теоретические основы Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. Сушествует два варианта данной методики:
Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей. Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи». Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, осуществляется подсчет ответов соответствующий ключам. Опросник Леонгарда – Шмишека (вариант для детей и подростков). Инструкция:«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь» 1.Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли ты плачешь? 4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники? 6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? 7. Любишь ли ты быть главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится? 11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру? 12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-то обидел? 13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции? 16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак? 17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным? 18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел? 19. Любят ли тебя все твои знакомые? 20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? 21. Тебе обычно немножко грустно? 22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать? 23. Тебе трудно оставаться на одном месте? 24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе? 25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек? 26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить? 27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один? 28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? 29. Ты один из лучших учеников в классе? 30. Легко ли ты сердишься? 31. Часто ли ты веселишься, дурачишься? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? 33. Умеешь ли ты развеселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь? 35. Боишься ли ты крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Тебе неприятно войти в темную комнату? 39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми? 41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе? 42. Ты когда-нибудь убегал из дома? 43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? 44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько, что не мог пойти в школу? 45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? 46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел? 47. Любишь ли ты животных? 48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь? 49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться? 50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь? 51. Трудно ли тебе отвечать в классе? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться? 55. Можешь ли ты организовать игру, работу? 56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности? 57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? 59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать? 60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? 61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте? 62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? 63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? 64. Бывает ли у тебя головная боль? 65. Часто ли ты смеешься? 66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал? 67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? 68. Бывают ли с тобой несправедливы? 69. Любишь ли ты природу? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? 71. Боязлив ли ты? Как ты считаешь? 72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? 73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)? 74. Мечтаешь ли ты? 75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? 76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? 77. Умеешь ли ты развлечь гостей? 78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? 79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей? 80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради? 81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? 82. Часто ли тебе снятся страшные сны? 83. Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину? 84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселые? 85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? 86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя поступки? 87. Чаще ты говоришь мало, чем много? Молчалив ли ты? 88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене? Каталог: data -> File -> VMO -> korrekciya Скачать 1.18 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
[Эмоциональные и автономные проявления метаболического синдрома в детском возрасте]
. 2012;112(2):14-7.
[Статья в Русский]
Наугольных Ю.В., Сухих Е.В., Мудрова О.А., Смирнова Е.Н.
- PMID: 22677659
[Статья в Русский]
Ю В Наугольных и др. Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2012.
. 2012;112(2):14-7.
Авторы
Наугольных Ю.В., Сухих Е.В., Мудрова О.А., Смирнова Е.Н.
- PMID: 22677659
Абстрактный
Обследовано 46 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет с метаболическим синдромом (МС) и 20 здоровых добровольцев. Диагноз устанавливали по наличию абдоминального ожирения. Измеряли общий холестерин, белки низкой плотности, индекс атерогенности, инсулин и глюкозу крови с определением индекса инсулинорезистентности. Специальная таблица, предложенная А.М. Для оценки автономного тонуса и реактивности использовали вену, рассчитывали индекс Кердо и рефлекс Данини-Ашнера. Компенсаторные возможности у детей с МС определяли по результатам вариационной кардиоинтервалографии с расчетом основных показателей. Изучение автономного обеспечения деятельности проводилось с помощью экспериментального моделирования деятельности: психической, эмоциональной. Эмоции и личность оценивались с помощью опросника Шмишека-Леонгарда. При неврологическом осмотре очаговой симптоматики не выявлено. Распад деятельности вегетативной системы проявлялся активацией эрготропного звена, что сопровождалось изменением вегетативной реактивности и формированием неадекватного обеспечения деятельности. По результатам психологического обследования выявлен экстатический тип акцентуации, что свидетельствовало о высокой эмоциональности и психологической лабильности испытуемых.
Похожие статьи
Раннее воздействие высокого потребления фруктозы на крыс со стимуляцией NaCl вызывает повреждение сердца.
Араужо И.С., Андраде Р.П., Сантос Ф., Соарес Э.С., Йокота Р., Мостарда С., Фиорино П., Де Анджелис К., Иригойен М.С., Моррис М., Фарах В. Араужо И.С. и соавт. Евр Дж Нутр. 2016 фев; 55 (1): 83-91. doi: 10.1007/s00394-014-0826-5. Epub 2015 7 января. Евр Дж Нутр. 2016. PMID: 25564432
Метаболический синдром у школьников с избыточной массой тела и ожирением в Пекине.
Wan NJ, Mi J, Wang TY, Duan JL, Li M, Gong CX, Du JB, Zhao XY, Cheng H, Hou DQ, Wang L. Ван Нью-Джерси и др. Чжунхуа Эр Кэ За Чжи. 2007 г., июнь; 45 (6): 417-21. Чжунхуа Эр Кэ За Чжи. 2007. PMID: 17880785 Китайский язык.
Уровень глобулина, связывающего половые гормоны, метаболический синдром и его особенности у подростков.
де Ойя И., Шоппен С., Ласунсьон М.А., Лопес-Симон Л., Риестра П., де Оя М., Гарсес К. де Оя I и др. Педиатр Диабет. 2010 май; 11(3):188-94. doi: 10.1111/j.1399-5448.2009.00559.x. Epub 2009 23 июля. Педиатр Диабет. 2010. PMID: 19656319
Метаболический синдром в детском и подростковом возрасте.
Баркай Л., Параг Г. Баркай Л. и соавт. Орв Хетил. 2006 12 февраля; 147 (6): 243-50. Орв Хетил. 2006. PMID: 16610614 Обзор. Венгерский язык.
Симпатическая нервная система, гипертония, ожирение и метаболический синдром.
Серавалле Г., Грасси Г. Серавалле Г. и др. High Blood Press Cardiovasc Prev. 2016 сен; 23 (3): 175-9. doi: 10.1007/s40292-016-0137-4. Epub 2016 4 марта. High Blood Press Cardiovasc Prev. 2016. PMID: 26942609 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
вещества
Агрессивное поведение детей — причины, симптомы, диагноз
ICD 10
Общая информация
Причины
Патогенез
Классификация
Симптомы
Осложнения
Диагностика
.0003
Прогноз и профилактика
Агрессивное поведение детей — словесная и двигательная активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним предметам. В его основе негативные эмоции, желание навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказом от общения, актами насилия (укусы, удары). Диагностируется психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению гнева.
МКБ 10
R45.6 F91
Общая информация
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Он в первую очередь служит способом выражения отрицательных эмоций – раздражения, гнева, гнева. Наблюдая за результатом такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Во второй раз он проявляет агрессию с определенной целью – получить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить себе других. Чем чаще желаемое достигается, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность этого явления определить сложно, так как каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков возникает раньше, носит открытый характер. У девочек это проявляется косвенно.
Причины
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выразить обиду словами, отсутствие внимания взрослых, желание заполучить чужую игрушку, проявить силу перед сверстниками. Часто дети причиняют вред другим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут понять собственного состояния, не обладают коммуникативными навыками для решения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- Семейные отношения. Формированию агрессии способствует проявление жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, равнодушие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание, чтобы привлечь к себе внимание.
- Личные характеристики. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию, страх, усталость выражается плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, низкая самооценка.
- Особенности нервной системы. Дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС склонны к агрессии. Они менее толерантны к стрессу, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- Социально-биологические факторы. Тяжесть агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями и социальным статусом. Мальчикам часто внушают мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать отпор».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гнева при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Ребенка может спровоцировать плохая оценка в школе, необходимость делать уроки, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительная поездка.
Патогенез
Физиологической основой детской агрессивности является дисбаланс процессов возбуждения-торможения центральной нервной системы, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, ответственных за управление эмоциями и поведением. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, процесс торможения «запаздывает». Психологической основой детской агрессивности являются низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых коммуникативных навыков, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – это способ снятия стресса при эмоциональном, психическом напряжении, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение направлено на получение желаемого, защиту собственных интересов.
Классификация
Было разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение вреда другим, и аутоагрессию – причинение вреда себе. По этиологическому признаку различают реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивированную внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:
- Выраженная агрессия. Приемы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные действия не осознаются и не отрицаются ребенком.
- Вербальная агрессия. Реализуется через слова – оскорбления, угрозы, ругань. Самый распространенный вариант среди школьниц.
- Физическая агрессия. Повреждение нанесено с применением физической силы. Эта форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Симптомы
Основные проявления агрессии наблюдаются у детей до года. У малышей 1-3 лет возникают конфликты из-за присвоения игрушек и других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, бросают предметы, плюются, кричат. Попытки родителей купировать реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, так как речь активно развивается, осваивается ее коммуникативная функция.
Потребность в общении растет, но продуктивному взаимодействию мешает эгоцентризм, неспособность принять чужую точку зрения, объективно оценить ситуацию взаимодействия. Бывают недоразумения, оскорбления, порождающие словесную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники обладают базовым уровнем самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.
При этом активно используют его для защиты своих интересов и отстаивания своей точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, спотыкаются, «щелкают» по лбу. Девушки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, называния, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов отмечаются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте агрессивность возникает в результате гормональной перестройки и сопутствующей эмоциональной лабильности, осложнению социальных контактов. Возникает необходимость доказать их важность, силу, актуальность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивной деятельностью, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, ранят соперников, совершают попытки самоубийства.
Осложнения
Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой, закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, ожесточения, обидчивости. Развиваются акцентуации и психопатии – расстройства личности с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети причиняют себе вред, совершают попытки самоубийства.
Диагностика
Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к психиатру, психологу родители формируют самостоятельно или по рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает использование специальных психодиагностических методов:
- Анкетирование, наблюдение. Родителям и педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение осуществляется по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность и причины.
- Анкеты личности. Применяются для обследования подростков. Они выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенными методами являются опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Испытания чертежей. По особенностям рисунков определяют выраженность симптомов, причины, неосознанные эмоции. Используются тесты несуществующего животного, кактуса, человека.
- Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, раскрывают бессознательные, скрытые переживания ребенка. Обследование проводят с помощью Теста реакции на фрустрацию Розенцвейга, Hand test (ручной тест).
Лечение агрессивного поведения детей
При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов оправдано, когда гневливость, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессию навсегда невозможно, она будет проявляться у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь решить личные проблемы, научить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. Общие методы коррекции включают в себя:
- Игровые упражнения. Представлен экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается вымещать гнев, раздражение, гнев без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листами гнева».
- Коммуникационные тренинги. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные коммуникативные стратегии, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для окружающих. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.