Ощущение дежавю: Ученые выяснили, почему у людей возникает ощущение дежавю

Содержание

Дежавю в Майами: отрывок из «Майамификации» Армена Аванесяна

В нашем издательстве открыт предзаказ на «Майамификацию» Армена Аванесяна — сочетание путевого дневника и теоретического трактата, в котором австрийский философ и теоретик искусства выстраивает отношения с «новым настоящим». Публикуем главу из «Майамификации», в которой урбанистические пейзажи Майами навевают чувство дежавю — а автор деконструирует это ощущение, обращаясь за поддержкой к Вальтеру Беньямину и Паоло Вирно. 

С одной стороны — сонный, влажный Майами пенсионеров, где преобладают пальмы и ар-деко и живут последние очевидцы великого американского столетия; с другой стороны — ряды кондоминиумов высотой не менее двадцати этажей, отражение нынешнего грязного, богатого и жестокого Майами. А между ними вы двое на своем скутере. С приближением к порту поднимаются небоскребы на материке. Как будто Майами можно увидеть только как в фильме, в постоянном движении. Или это просто твое впечатление, потому что было уже поздно и вы слишком много съели за ужином? 

Странно, как много у тебя здесь дежавю. Особенно в ранние утренние часы и в сумерках, когда всё погружается в темноту: воздух серый, даже светло-серый, если вокруг больше уличных фонарей. В сером мареве сияют ярко-голубые, зеленые и белые высотки и мосты. Густой красный оттенок висит под облаками от позднего вечера до поздней ночи. Этот красный не только отражается на влажных улицах, но и исходит от сигнальных огней, стоп-фар и светофоров. Майами — самый экзотический город Америки. В такие моменты ты готов в это поверить. 

Как выстроить отношения с «новым настоящим», не потерять автономность собственного существования и не подчиниться современной технополитике?

Где ты всё это раньше видел? Не кажется ли тебе, что настоящее известно из прошлого? Если бы ты смог узнать его, то смог бы его идентифицировать. Как будто ты видишь вещи потому, что они соответствуют опыту из прошлого. Существуют ли дежавю, благодаря которым вы могли бы узнать то, что знаете здесь и сейчас? Такие дежавю, которые могли бы рассказать вам больше, если бы вы только поняли, почему они кажутся вам эхом прошлого. 

Не потому ли с увеличением ускорения в обществах со сложной структурой времени различение между настоящим и будущим становится всё более трудным, потому что переход от настоящего к будущему становится всё более быстрым? Или это только так кажется, исходя из традиционной хронологической точки зрения, которая опускает вопрос о направлении времени? Идет ли здесь речь о сужении временного горизонта или о чём-то вроде экономически запрограммированного предопределения?

Столкновение с автоматизированным будущим просто не оставляет настоящему возможности принять иное решение. Может быть, это то, что стоит за твоим чувством дежавю. 

Есть ли альтернатива этому пассивному, чувственному дежавю? Ощущение того, что уже испытал настоящее — чувство неизменности положения вещей, — безусловно, является выражением потери реального будущего. Но не выходить за пределы этого эффекта восприятия было бы, если некорректно использовать термин из ранней эстетики XVIII века, типичной эстезиологической ошибкой мышления. Но какими могут быть поэтологические или поэтические стратегии? 

Следуя многочисленным критикам, один из фундаментальных (если не самый фундаментальный) принципов капитализма состоит в учете будущей прибыли в текущей цене того или иного товара. Тебе стоит подумать над экономическим измерением этих запутанных эффектов дежавю — нужно больше писать, но не сейчас, сейчас уже закрываются глаза, — потому что вопрос заключается в том, существует ли у них некая экономическая база. 

В бытовом понимании переживать дежавю означает чувствовать настоящее как уже пережитое. Это слияние памяти и восприятия, таким образом, является эстетическим феноменом. Может быть, эти устремленные в будущее дежавю — не что иное, как поэтические явления, выражающие интерференцию между будущим настоящим и настоящим будущим, которая искажает привычную (хроно)логику времени? Паоло Вирно упускает эту область в своих увлекательных размышлениях о дежавю, которое он описывает как политически значимое и симптоматическое явление. Чтобы понять почему, тебе нужно поискать в своих выписках из его книг о теории языка, какие у тебя есть возражения с точки зрения философии времени. У тебя есть только смутное воспоминание, совсем не дежавю. Ты устал.

ПАОЛО ВИРНО: 

Состояние ума, связанное с дежавю, является типичным для тех, кто настроен смотреть на себя вживую. Это значит — апатия, фатализм <…>. Невозможно изменить то, что приобрело видимость памяти. Как таковые, эти люди разочаровываются в действии. Или, еще точнее, они становятся зрителями своих собственных действий, как если бы они были частью уже известного и неизменного сценария. Они ошеломленные зрители, порой ироничные и часто склонные к цинизму. 

Не лучше ли писать с позиции не-памяти? Писать из этой усталости? Вероятно, ты мог бы задаться делёзовским вопросом: почему настоящее перестает быть собой, как только прошлое синхронизируется с ним? И способна ли память перемещать референции (что есть прошлое, что было настоящим или станет будущим). Такое активное воспоминание не было бы простым дежавю; оно вызвало бы альтернативные сценарии настоящего здесь и сейчас. 

Вспоминать из будущего: подразумеваемый апокалипсис (текстовый апокалипсис? сумерки текста?). Как и снятая за несколько дней до премьеры фильма последняя сцена Hyperstition, где Сухейль стоит перед зданием Дома культур мира в Берлине во время его реконструкции. С плакатом 100 лет настоящему на заднем плане. Меланхолия. Поддаться сну или нет. Ты думаешь об одной из своих любимых цитат из Беньямина. 

ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН: 

Позволительно ли нам сказать, что вся жизнь, творчество, поступки, какие только можно было совершить, никогда не были ничем иным, как непоколебимым раскрытием самых банальных инезначительных, самых сентиментальных и слабых моментов бытия тех, к кому они относились? И когда Пруст в одном знаменитом отрывке изобразил этот свой самый личный момент, он сделал это так, что каждый может вновь найти его в своем собственном бытии. Еще немного, и мы имели бы право назвать его повседневностью. Она приходит вместе с ночью, вместе с забытым щебетом птиц или с глубоким вздохом у открытого окна. Трудно предвидеть, какие встречи нам были бы предопределены, если бы мы были менее уступчивы к сну. Пруст не уступал сну.

Но ты слишком устал, здесь и сейчас, в три часа утра, что определенно похоже на девять утра в Старом Свете. Сегодня нужно подольше поспать. За это — более поздний сеанс письма после полудня. Или же день без письма, по крайней мере вечер. Перерыв. 

читайте также:

Лавров сравнил расследование крушения МН17 с «делом Скрипалей»

Глава МИД РФ также отметил, что Нидерланды не смогли привести доказательства причастности России к крушению самолета

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая. /ТАСС/. Расследование крушения Boeing в Донбассе напоминает «дело Скрипалей» — никаких доказательств. Об этом заявил в пятницу журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров на полях ПМЭФ.

«Очень напоминает «дело Скрипалей», когда сказали «Highly likely это русские», но тут же сообщили, что расследование продолжается, и оно займет время, — указал Лавров. — Складывается ощущение дежавю, если наши партнеры решили и в этом случае, когда речь идет о гибели сотен людей, спекулировать на этом ради достижения своих политических целей, оставляю это на их совести».

Министр также отметил, что его коллега из Нидерландов Стеф Блок не смог привести доказательств причастности РФ к крушению самолета. 

«Сегодня мне звонил министр [иностранных дел] Нидерландов, рассказал, то, что уже известно, — сообщил он. — Сказал, что у них нет никаких сомнений в том, что «Бук» приехал с территории РФ».

«Я у него поинтересовался фактами, доказывающими эти утверждения. Он мне никакие факты не привел, — обратил внимание министр. — Сказал, что они хотят, чтобы Россия помогла эти факты установить на основе ничем не подкрепленных подозрений. Я ему напомнил, что РФ больше чем кто-либо сотрудничала с этим следствием, дали множество информации».

Сергей Лавров решительно отверг обвинения России в причастности к трагедии как бездоказательные и необоснованные, подчеркнули в пятницу в МИД РФ по итогам его беседы с нидерландским коллегой. 

«Было подчеркнуто, что Совместная следственная группы (ССГ), к деятельности которой Россией и ранее предъявлялись претензии, полностью проигнорировала предоставленные российской стороной важные сведения: необработанные первичные данные радиолокационного контроля за воздушной обстановкой, результаты натурного эксперимента производителя систем «Бук» «Алмаз-Антей» и другую информацию технических экспертов», — отметили в министерстве. 

Российский министр также обратил внимание на то, что «эти обвинения были сформулированы еще до завершения работы в России над запросами прокуратуры Нидерландов об оказании правовой помощи по делу о гибели рейса МН17».

Расследование крушения

Пассажирский самолет Boeing-777″ компании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс Mh27 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области, погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа — граждане 10 государств.

Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, 24 мая опубликовала промежуточные результаты своего расследования. Как утверждают следователи, зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Минобороны РФ, комментируя выводы ССГ, отвергла все обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс Вооруженных сил РФ никогда не пересекал российско-украинскую границу. В министерстве также отметили, что голландским правоохранительным органам были представлены исчерпывающие доказательства, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК «Бук» к уничтожению самолета.

Почему люди испытывают дежавю — Газета.Ru

140 лет назад был введен термин «дежавю», но до сих пор ученые спорят, почему у нас возникают ложные воспоминания. Группа исследователей из США проанализировала ряд работ, посвященных дежавю, и высказала гипотезу, почему 2/3 взрослых хотя бы однажды сталкивались с этим феноменом. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о результатах их исследования.

Еще в далеком 1876 году французский психолог Эмиль Буарак ввел термин «дежавю» («уже виденное»). Прошло 140 лет — за это время ученые всех стран мира пытались объяснить, почему подавляющее большинство здоровых людей ощущают, что уже когда-то были в подобной ситуации. Однако в научном мире до сих пор не существует единой точки зрения по поводу того, чем вызывается дежавю и почему этот феномен нельзя вызвать искусственно.

Сейчас группа исследователей из Техасского университета A&M проанализировала результаты предыдущих работ, посвященных дежавю, и выяснила, какие механизмы, скорее всего, отвечают за возникновение ложных воспоминаний. С текстом исследования можно

ознакомиться на сайте университета.

Психологи подтвердили, что большинство людей испытывают дежавю — согласно различным исследованиям,

от 60 до 80% мужчин и женщин хотя бы раз в жизни сталкивались с ложными воспоминаниями.

«Согласно всем опросам, 2/3 людей не понаслышке знают, что такое дежавю, — комментирует нейробиолог Майкл Хук, один из авторов исследования. — Для того чтобы понять, как возникает этот феномен, нам необходимо изучить, как мы запоминаем те или иные вещи».

Исследователи предполагают, что за возникновение дежавю отвечает височная доля головного мозга, чьи функции связаны с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, а также механизмами памяти. Повреждение височной доли может привести к появлению синдрома саванта — редкому состоянию, при котором лица с отклонением в развитии имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности.

Одним из самых известных савантов был Ким Пик — американец с феноменальной памятью, запоминавший до 98% прочитанной информации, прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».
Кроме того, повреждения височной доли головного мозга ведут к височной эпилепсии, при которой частота дежавю увеличивается. «Нам известно, что некоторые пациенты испытывают дежавю как предупреждение о начале припадка», — говорит Майкл Хук.

Ранее другая группа ученых пришла к схожим выводам: неврологи из Университета Дюка с помощью функционального МРТ сканировали головной мозг здоровых добровольцев, когда те выполняли апробированные тесты на память и ложную память. Ученые применили старый трюк с коровой, лошадью и свиньей. Добровольцам говорили про лошадь и корову. При этом большая часть испытуемых была абсолютно уверена в том, что речь шла и о свинье тоже.

В ходе исследования ученые показали, что у испытуемых, абсолютно уверенных в воспоминаниях, оказывавшихся правдой, резко повышена активность средневисочной доли.

Кроме того, ранее было выяснено, что нарушения височной доли головного мозга могут вызвать парамнезию — расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях. При парамнезии может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Иногда пациенты воспринимают как часть собственной жизни некогда прочитанное или увиденное либо, наоборот, собственная жизнь кажется им эпизодом романа или фильма.

Ощущение дежавю: природные пожары снова бушуют в Австралии — фото

https://tj.sputniknews.ru/20210204/australia-pojary-2021-photo-1032760967.html

Ощущение дежавю: природные пожары снова бушуют в Австралии — фото

Ощущение дежавю: природные пожары снова бушуют в Австралии — фото

Спустя год Австралию снова поглотили лесные пожары: огонь стремительно распространяется к жилым домам 04.02.2021, Sputnik Таджикистан

2021-02-04T16:41+0500

2021-02-04T16:41+0500

2021-07-05T16:03+0500

фото

австралия

пожар

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/02/04/1032760630_0:302:3000:1998_1920x0_80_0_0_c9ef729580d2c22732551f4b6ac243fd.jpg

Австралия снова в огне — на западном побережье страны бушуют лесные пожары.Пламя приближается к городам, а местные жители пытаются сбежать от огня. Впрочем, пожарные рекомендуют местным жителям оставаться в специальных центрах для эвакуированных.Всего от стихии эвакуировано порядка 400 жителей.Как помогают диким животным в Австралии после пожаров: трогательное видеоПожары тушат около 300 пожарных. Есть сообщения, что при тушении пострадал один пожарный.Причина возникновения пожара пока не установлена.

https://tj.sputniknews.ru/20200406/foto-ogon-les-skachok-radiaciya-pozhary-chernobyl-zona-1031022627.html

австралия

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2021

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_TJ

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/02/04/1032760630_0:112:3000:1998_1920x0_80_0_0_e5135c4c89aaac4a13715e17d19f776f.jpg

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

фото, австралия, пожар

16:41 04.02.2021 (обновлено: 16:03 05.07.2021)

Спустя год Австралию снова поглотили лесные пожары: огонь стремительно распространяется к жилым домам

Австралия снова в огне — на западном побережье страны бушуют лесные пожары.

Чернобыль в огне: страшные фото лесных пожаров в зоне отчуждения

6 апреля 2020, 19:30

Пламя приближается к городам, а местные жители пытаются сбежать от огня. Впрочем, пожарные рекомендуют местным жителям оставаться в специальных центрах для эвакуированных.

Всего от стихии эвакуировано порядка 400 жителей.

Как помогают диким животным в Австралии после пожаров: трогательное видео

Пожары тушат около 300 пожарных. Есть сообщения, что при тушении пострадал один пожарный.

Причина возникновения пожара пока не установлена.

© AP / Greg Bell/DFESПожарные на тушении пожара в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

Пожарные на тушении пожара в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

© AP / Brenden Scott/DFESЛесной пожар на холме в Вуролоу, недалеко от Перта, Австралия

Лесной пожар на холме в Вуролоу, недалеко от Перта, Австралия

Австралийские пожарные готовятся гасить лесной пожар

© AP / Evan CollisПожарные на пожаре в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

Пожарные на пожаре в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

© AFP 2021 / Trevor CollensЛюди смотрят на пожар, вызванный сильным ветром

Люди смотрят на пожар, вызванный сильным ветром

© AP / Evan Collis / DFES Пожарный на тушении пожара в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

Пожарный на тушении пожара в Вуроло, недалеко от Перта, Австралия

© AFP 2021 / Trevor CollensЛесной пожар, вызванный сильным ветром, в Перте, Австралия

Лесной пожар, вызванный сильным ветром, в Перте, Австралия

© AP / Greg Bell / DFES Лесной пожар у дороги в Вуролоу, недалеко от Перта, Австралия

Лесной пожар у дороги в Вуролоу, недалеко от Перта, Австралия

Австралийский пожарный готовится гасить лесной пожар

© AFP 2021 / Trevor CollensПожарные машины в пригороде Бригадун

Пожарные машины в пригороде Бригадун

Общая психопатология | Обучение | РОП


Близкими к понятию психосенсорных расстройств являются понятия «дереализация» и «деперсонализация», хотя эти расстройства помимо патологии восприятия обычно «содержат» нарушения и других психических процессов (в том числе эмоций, памяти, мышления, самосознания и пр.). В отличие от психосенсорных расстройств искажение восприятия при дереализации и деперсонализации не затрагивает физических свойств объектов.

Дереализация — болезненное переживание измененности окружающего мира: все вокруг непонятным образом изменилось, стало «чуждым», «не таким, как прежде», «нереальным», «искусственным», «призрачным», будто «все лишь снится» или «существует в воображении». Дереализация включает целый спектр различных переживаний, в том числе:

  • Deja vu (дежавю, «уже виденное») — ощущение, что видимая в данный момент ситуация уже виделась и переживалась когда-то в прошлом, возможно, во сне и пр.
  • Jamais vu
     (жамевю, «никогда не виденное») — ощущение, что видимая в данный момент хорошо знакомая обстановка или ситуация никогда прежде не виделась либо не переживалась, а воспринимается как новая.

Деперсонализация — болезненное переживание собственной измененности, измененности собственных психических процессов, собственного «Я»: пациенты жалуются, что стали «какими-то не такими, как прежде», «утратили эмоции, чувства», «потеряли собственное „Я“» и др.

Выраженность этих расстройств может быть различной — от едва уловимого, смутного, преходящего чувства до выраженного и стойкого переживания, которое приводит к чувству растерянности, недоумения, выраженному страху и двигательным расстройствам (обездвиженности, «оцепенению» или, напротив, психомоторному возбуждению).

Дереализация и деперсонализация могут встречаться при различных расстройствах:

  • Депрессии. В этих случаях жалобы на то, что мир «потерял краски», «стал блеклым», «безрадостным» или что информация о нем с трудом доходит до пациента — «вижу мир как через пыльное стекло» и пр. Собственные психические процессы также воспринимаются изменившимися — «эмоции стали другие», «не в состоянии испытывать прежних чувств», «перестал радоваться» (см. ангедония), «поглупел», «подурнел», «изменился, стал другим» и пр.
  • Острых галлюцинаторно-бредовых психозах (в том числе при шизофрении). В этих случаях либо на начальных этапах развития психоза, либо уже вместе с развившимся чувственным бредом и галлюцинациями окружающее воспринимается измененным, нереальным (например, «люди вокруг как мертвецы», «город как декорации спектакля» и пр.), зачастую с чувством некой специальной подстроенности («все какое-то нереальное», «как будто вокруг идет игра», «меня разыгрывают» и т.п.). Собственные психические процессы также начинают восприниматься «неестественными», в том числе с чувством их «чуждости», «навязанности» посторонними силами (см. психические автоматизмы).
  • Феноменологически близкие переживания могут наблюдаться при состояниях помраченного сознания, при этом непонятность, фрагментарность, измененность воспринимаемого мира являются облигатными признаками нарушенного сознания (см. патологию сознания), поэтому в этих случаях о собственно дереализации и деперсонализации обычно не говорят.
  • Органических поражениях головного мозга и эпилепсии.
  • Астении (чувство измененности в этом случае обычно смутное, быстро преходящее, возможны явления Deja vu).

Театр Санкт-Петербург Опера

«Летучая мышь» Иоганна Штрауса театра «Санктъ-Петербургъ Опера» была показана в Москве 16 октября на сцене Российского молодежного театра. 

Создатели постановки «Летучая мышь» театра «Санктъ-Петербургъ Опера», показанной в рамках II фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», позволили взглянуть на это популярное название в подчеркнуто классическом, но привлекательно свежем прочтении. 

Этот спектакль Юрия Александрова я никогда раньше не видел, но ощущение дежавю создалось сразу и весьма отчетливо. Так может быть лишь тогда, когда увиденное всецело совпадает с твоим собственным идеализированным представлением о том, что ты в итоге и увидел. Постановка не новая, но довольно молодая: в этом году ей исполнилось 4 года, а в 2014-м она была удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Знакомство со спектаклем в Москве – еще одно убедительное свидетельство в пользу того, что эта награда нашла своего обладателя явно заслуженно! 

Собственное представление о чем-либо – категория, как правило, многозначная. В силу этого нынешнее неожиданное дежавю в отношении петербургской «Летучей мыши» возникло и как новый театрально-эстетический срез, и как совокупность традиционных подходов типично российской музыкально-комедийной ментальности. Эта постановочная версия весьма элегантно и необычайно вдумчиво переводит стрелки с венского бала на бал петербургский. И в этом режиссеру Юрию Александрову, создавая атмосферу спектакля нарочито минималистичными, но реалистично-действенными средствами, вторит Вячеслав Окунев, который триедин на сей раз в качестве сценографа, художника по костюмам и художника по свету. 

Стартовая база для такого предприятия – широко известное, можно сказать, «народное» русскоязычное либретто Николая Эрдмана (разговорные диалоги) и Михаила Вольпина (тексты музыкальных номеров). При этом оригинальные характеры и ситуации немецкоязычного либретто Карла Хафнера и Рихарда Жене, легшего в основу бессмертной венской оперетты Иоганна Штрауса, новая пьеса переосмысливает несколько в ином (импровизационном) ключе. Впрочем, и оригинальное либретто не оригинально, ибо тянет за собой шлейф еще двух источников – французского парижского водевиля Анри Мельяка и Людовика Галеви «Новогодний вечер» (1872), а также породившего его немецкого берлинского фарса Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное заключение» (1851). 

Премьера «Летучей мыши», едва ли не самого харизматичного образца венской классической оперетты, состоялась в театре «Ан дер Вин» в 1874 году. И то, что сегодня для нас классика, тогда было вполне современным, хотя и не на злобу дня: в этом опусе нет ни сатиры, ни пародийности, а есть лишь брызги шампанского, хорошее настроение и пленительная музыка, словно нитями люрекса пронизанная венским вальсом. Что ж, как же это, в сущности, по-венски: развлекательность ради самой развлекательности – фееричной и ослепительной, в чем-то отсылающей даже и к традициям итальянской оперы-буффа. 

Милая, добрая оперетта! За это мы тебя и любим! Любим за веселый маскарад с переодеваниями. Любим за «чудесное», словно наваждение, взаимное неузнавание хорошо знающих друг друга по сюжету персонажей. Любим и за негодующее взаимное «обличительство» фривольных, легкомысленных поступков, неизбежно завершающихся примирением сторон и налаживанием отношений в развитии, как правило, не одной сюжетной линии. И в русской адаптации «Летучей мыши» – ведь то же самое! Это линия супругов Генриха Айзенштайна и Розалинды, с удивлением встречающей на балу своего отправившегося в тюрьму мужа, а также линия взаимоотношений их горничной Адели, мечтающей стать актрисой, и директора театра Фалька. При этом важными узлами пьесы со своими уникальными пружинами, вклад которых в сюжетную интригу разнороден, но одинаково необходим, становятся и ухлестывающий за Розалиндой итальянец Альфред, и выдающий себя за благородного кавалера директор тюрьмы Франк, и князь Орловский со своим роскошным «балом легких нравов», и даже Блинд, горе-адвокат Айзенштайна. 

Русскую версию сюжета «Летучей мыши», без сомнения, знает наизусть каждый, и вовсе не беда, что в обсуждаемой постановке из него выпадает один драматический персонаж, танцовщица Ида (сестра Адели). Какая разница, кто помогает Адели попасть на бал – ее сестра или, как на сей раз, Альфред, устраивающий ей приглашение, чтобы та исчезла на весь вечер из дома! Всё это – лишь частности, а главное – то, что старая добрая венская классика в русском антураже петербургского бала смотрится восхитительно стильно и современно. При этом на фоне академических мужских фраков роскошные женские туалеты отсылают, скорее, не к последней четверти XIX века, а уже к эпохе начала либо первых десятилетий XX века. А что же остается в этой постановке от Вены эпохи Иоганна Штрауса? Конечно же, музыка и венский вальс: разве этого мало! И оркестр под управлением дирижера Максима Валькова, и хор (хормейстер – Мария Гергель), и певцы-солисты, хотя не все и не всегда в вокальном отношении делают это в равной степени ровно и убедительно, создают волшебную, располагающую к доверию атмосферу: после погружения в нее со спектакля уходишь в удивительно приподнятом, жизнерадостном настроении. Весь актерский состав изумителен, драматические образы полновесны и прожиты, словно не на сцене, а в жизни, и это, возможно, его главное, но, конечно, не единственное достоинство. 

Из ярких вокальных работ хотелось бы, прежде всего, отметить троих исполнителей – виртуозную Каролину Шаповалову (Адель), созерцательно-лиричную Татьяну Кальченко (Розалинда) и совершенно изумительного супервальяжного баритона Ядгара Юлдашева (Орловский). В этом спектакле партия князя поручена баритону, и снятие с нее меццо-сопрановой травестийности ей лишь на пользу. В оправданности этого убеждает не только полновесно-музыкальное вокальное наполнение, но и аттрактивный – не утрированно расписной, а весьма фактурный – типаж мужского «крестьянско-цыганского» костюма, в котором «сиятельный» князь Орловский и появляется на своем венском балу в петербургском стиле.

Вспомнить все, чего не было — «Моё время»

Командировка в прошлое

Каждому «чудится» что-то свое. «Не могу отделаться от ощущения, что это со мной уже было. Я точно так же возвращалась домой, уставшая после работы. Шла темному двору, вот так же, слева, светились окна дома. На улице – никого. И чьи-то шаги догоняют меня. Я ускоряю шаг, и тот человек сзади – тоже…» Примерно так описывают психотерапевтам их пациенты феномен дежавю.

Известные люди – звезды кино и шоу-бизнеса – тоже живописуют свои ощущения. Например, певица Тина Тернер рассказывала журналистам, якобы однажды ей удалось испытать странное чувство «незнакомого узнавания». Она впервые приехала в Египет и неожиданно увидела знакомые пейзажи и предметы. Тогда-то и «вспомнила», что в древние времена была подругой знаменитой царицы Хатшепсут или даже самой женщиной-фараоном…

Верить – не верить? Большой вопрос. Давайте лучше не будем говорить о впечатлениях звезд: есть подозрения, что такие высказывания могут быть частью их рекламной кампании. Поговорим о самых обычных людях.

По статистике, чувство дежавю испытывают около 97% людей. Это ощущение чаще всего связано с простыми, банальными вещами. Типа: «Ой, кажется, со мной такое уже было!» На человека эти «воспоминания» оказывают такое сильное влияние, что надолго остаются в памяти – эпизоды четкие, реалистичные, будто произошли на самом деле. Состояние дежавю человек испытывает, когда вспоминает, что какое-либо событие или объект ему знакомы, но не помнит, откуда именно.

Ученые пока не могут дать этому феномену точное объяснение. Почему? Дело в том, что состояние дежавю у человека никогда не удается вызвать искусственно. Исследователи вынуждены довольствоваться не фактами, а их интерпретацией. К тому же каждый конкретный человек испытывает чувство дежавю довольно-таки редко. Согласитесь, не каждый день нам что-то чудится! Поэтому-то научные разработки так затруднены.

Хотя каких только гипотез ни выдвигалось! За многие годы исследований дежавю обросло множеством неудачных попыток его объяснить. Предполагалось все: от реинкарнации до родовой памяти предков. Кто-то верит, что таким образом «материализуются» вещие сны – по мнению суеверных людей, в срочную «командировку» в прошлое отправляется их душа. А когда через несколько дней или даже лет сны сбываются, люди с удивлением «узнают» незнакомую ситуацию. Кстати, забегая вперед, скажем: эту версию не сбрасывают со счетов и современные ученые. Они говорят: дежавю может быть вызвано предварительной подсознательной обработкой информации, например во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, ранее уже «обдуманную и проигранную», когда он спал, к тому же достаточно близкую к реальному событию, и возникает это чувство.

А ведь явление дежавю далеко не новое. Со времен Древней Греции в летописях, хрониках, философских и литературных трудах зафиксировано свыше тысячи рассказов тех, кто вдруг ощутил себя в другом обличье и в другой эпохе. Большинство проявлений дежавю настолько парадоксальны, что их невозможно объяснить – люди зачастую приводили такие подробности, о которых они просто не могли знать, если бы это не случилось на самом деле!

Впервые описал столь странный «кульбит» человеческой психики французский философ и психолог Эмиль Буарак. Было это в 1876 году. Он же и придумал ему название.

Это парадоксальное открытие вызвало ажиотаж – все стали рассказывать о своих «путешествиях в прошлое». О случаях дежавю упоминали, например, Джек Лондон и Конан Дойл. А вот как Лев Николаевич Толстой в письме к своему приятелю описал свой случай дежавю. На охоте, когда он гнал зайца, копыто коня попало в яму, седока вышвырнуло из седла, он сильно ударился о землю и в этот момент вдруг ясно вспомнил, что 200 лет назад, будучи совсем другим человеком, он так же вылетел из седла…

Скажем прямо: писатели – люди творческие, им свойственны полет фантазии и художественные преувеличения. Ученых, к примеру, труднее заподозрить в «производстве вымысла». Однако великий швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг утверждал: чувство дежавю впервые посетило его в 12 лет. И с тех пор он был убежден в том, что живет параллельной жизнью и отчасти пребывает в XVIII веке. Однажды его поразила картина, на которой был изображен некий доктор Стакльбергер: его ботинки Юнг тут же признал своими. Более того, психолог верил, что родился не в 1875 г., а в 1775-м. Во время поездки в Найроби профессору попался на глаза темнокожий мужчина, опиравшийся на копье. Сразу же у него появилось ощущение, что он уже бывал здесь 2 000 лет назад и встречал этого человека…

Тут помню, тут не помню…

Современные ученые отнюдь не склонны к экстравагантным версиям – они пытаются объяснить этот феномен с научной точки зрения. Одним из первых попытался это сделать австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он предположил, что чувство «уже виденного» возникает у человека в результате спонтанного воскрешения в его памяти подсознательных фантазий, связывает воспоминания о «прежней жизни» с тягой к материнскому лону.

Но не все ученые согласны с великим Зигмундом. Альберт Эйнштейн утверждал, что дежавю – это некий сбой, позволяющий человеку «отдохнуть» от установленного порядка реальности. Ученый предположил, что «объект дежавю» одновременно проживает прошлое, настоящее и будущее. И это просто момент жизни на более высоком уровне сознания, где «происходит все сразу» за конкретный промежуток времени.

А вот Джеймс Джордано, профессор неврологии в медицинском центре Джорджтаунского университета, считает, что дежавю – это нечто среднее между ошибкой памяти и сбоем нервного импульса.

Ни одну из этих и других многочисленных теорий доказать пока невозможно. Но попытки предпринимаются. Мы уже вспоминали нашего Шурика из «Операции «Ы». Так давайте вспомним еще один фильм, голливудский. Называется он «День сурка». Эта картина стала символом дежавю. Для тех, кто незнаком с сюжетом: главный герой фильма постоянно попадает в один и тот же день, на праздник начала весны. Каждый день с ним происходит то, что уже было вчера, повторяются одни и те же события. Герой близок к безумию и пытается вырваться из этого дня. Но все попытки тщетны. Даже попытка самоубийства проваливается – ничто не помогает решить проблему, и он снова и снова возвращается в тот же самый день…

Ученых из Института психологических наук Университета Лидса, исследующих феномен дежавю, заинтересовал этот сюжет. Аспирантка доктора Мулена Акира О’Коннор предложила воспроизвести чувство дежавю в лабораторных условиях. Она провела своеобразные сеансы гипноза со своими пациентами: предложила им запомнить несколько слов, затем при помощи внушения заставила их все забыть и, наконец, вновь продемонстрировала им карточки с теми же словами. По окончании сеанса Акира попросила испытуемых описать свои субъективные ощущения. Почти все они чувствовали нечто похожее на дежавю. Некоторым процесс припоминания показался мучительным – они не спали ночами, пытаясь воспроизвести в памяти, когда и при каких обстоятельствах уже слышали эти слова. Однако это почти никому не удалось.

Ученые сделали вывод: ощущения, связанные с процессом припоминания, не зависят от нашей памяти. Иначе говоря, речь идет о двух разных системах, работающих в мозге. Но какая из них отвечает за выработку «ложных» воспоминаний – загадка. Исследователи предполагают: в тот момент, когда мы что-либо вспоминаем, в височной доле мозга срабатывает определенная цепь нейронов. У человека, страдающего хроническим дежавю, эта цепочка находится в состоянии гиперактивности или даже, быть может, замкнута: в голове проносятся воспоминания, которым ничто реально не соответствует. Когда в мозг поступают новые впечатления, они сопровождаются ощущением припоминания.

В дальнейшем специалисты из Лидса рассчитывают получить объективные данные, которые смогут подтвердить или опровергнуть все эти выводы. Они надеются выяснить, какие именно зоны коры головного мозга отвечают за воспоминания.

Руководитель этих научных работ, доктор Крис Мулен, рассказывал, что начать их он решил после того, как впервые несколько лет назад столкнулся с клиническим случаем дежавю. Тогда к нему явился пациент клиники, которой он руководил, с жалобами на врачей и обслуживание. Больной утверждал: с тех пор как он попал сюда впервые, ничего не изменилось. «Толку от лечения не будет, – повторял он. – Я уже лежал здесь и точно это знаю, так что выпишите меня домой». Но доктор Мулен совершенно точно знал, что этот пациент пришел в клинику впервые! Этот факт не помешал мужчине детально описать подробности якобы имевшего место предыдущего визита. Он «помнил» и самого Мулена, и содержание их предыдущего разговора.

Впоследствии выяснилось: дежавю буквально преследовало этого человека. Он даже прекратил смотреть телевизор и читать газеты – всякий раз ему казалось, что он знает все наперед. В то же время у него наблюдались провалы в памяти: бедолага не мог вспомнить, что было несколько минут назад. В клинику он попал именно по этой причине…

Эпилепсия и дежавю | EpilepsyAdvocate

У вас когда-нибудь было ощущение, что вы пережили определенный момент раньше? Это называется дежавю, и хотя большинство случаев, вероятно, не связано с эпилепсией, это чувство может отражать судорожную активность мозга и распространено среди людей, страдающих эпилепсией. Височная эпилепсия (ВДВ) — наиболее часто встречающееся у взрослых парциальное припадочное расстройство, которое часто может сопровождаться чувством дежавю.

«С одной стороны, дежавю — это обычная аура», — говорит д-р.Пол Гарсия, эпилептолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. «Это означает, что это чувство может предшествовать припадкам, которые затем могут затмить сознание или даже перерасти в тонико-клонические припадки».

«Иногда, однако, дежавю — это не аура, а сам приступ», — говорит доктор Гарсия.

Фраза déjà vu по-французски означает «уже видел». Около двух третей всех людей испытали это. Пересказ таких событий документирован в литературе на протяжении веков.Однако сегодня наука предлагает гораздо более убедительные объяснения дежавю.

Гиппокамп — это часть мозга, в которой часто возникают медиальные припадки TLE. «Это также играет роль в дежавю», — говорит доктор Роберт Фишер, эпилептолог из Стэнфордского университета. Часть мозга, имеющая форму морского конька, участвует в процессе памяти. К гиппокампу примыкает миндалевидное тело, которое участвует в регулировании эмоций. «Хотя до сих пор ведутся споры по поводу специфики, преобладающее объяснение дежавю звучит примерно так», — говорит Фишер.«Приступ в этой области мозга вызывает ощущение знакомства и эмоции, не связанные с реальной окружающей средой. Наш «рациональный» мозг пытается разобраться в этих несогласованных сигналах, в результате чего мы чувствуем себя одновременно знакомыми и незнакомыми ».

Менее распространенное, но столь же странное ощущение также связано с TLE. Это называется jamais vu, что в переводе с французского означает «никогда не видел». Ямайс вю затрагивает те же области мозга, но воспринимается как противоположность дежавю. Во время джамаис-вю человек переживает что-то, что должно показаться знакомым, как что-то незнакомое.

И дежавю, и ямайс вю могут быть классическими примерами приступов с частичным началом, которые локализуются в одной части мозга.

Написано специально для EpilepsyAdvocate .com.

Дежавю при тревоге

. 2021 августа; 29 (7): 895-903. DOI: 10.1080 / 09658211.2018.1538418. Epub 2018 1 ноя.

Принадлежности Расширять

Принадлежности

  • 1 Школа социальных и медицинских наук, Университет Тринити Лидса, Лидс, Великобритания.
  • 2 Школа психологии и неврологии, Университет Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания.
  • 3 Laboratoire de Psychologie et Neurocognition, LPNC CNRS 5105, Université Grenoble Alpes, Гренобль, Франция.

Элемент в буфере обмена

Кристин Э. Уэллс и др. Объем памяти. 2021 авг.

Показать детали Показать варианты

Показать варианты

Формат АннотацияPubMedPMID

. 2021 августа; 29 (7): 895-903. DOI: 10.1080 / 09658211.2018.1538418. Epub 2018 1 ноя.

Принадлежности

  • 1 Школа социальных и медицинских наук, Университет Тринити Лидса, Лидс, Великобритания.
  • 2 Школа психологии и неврологии, Университет Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания.
  • 3 Laboratoire de Psychologie et Neurocognition, LPNC CNRS 5105, Université Grenoble Alpes, Гренобль, Франция.

Элемент в буфере обмена

Опции CiteDisplay

Показать варианты

Формат АннотацияPubMedPMID

Абстрактный

Дежавю возникает, когда новое событие переживается с ошибочным ощущением знакомости.Исследователи памяти предполагают, что это происходит из-за ошибки в процессах, лежащих в основе системы памяти распознавания. Исследования показали, что может существовать связь между высоким уровнем тревоги и повышенной частотой и интенсивностью дежавю, однако дежавю, испытываемое людьми с клинической тревогой, охарактеризовано сравнительно мало. Мы использовали онлайн-анкету для сбора данных от людей, самостоятельно сообщающих о клиническом диагнозе тревожности, а также от лиц из контрольной группы того же возраста.Группа Anxiety Group сообщила о значительно более высокой частоте эпизодов дежавю за предыдущий месяц, чем в контрольной группе. Они также сообщили, что испытывают дежавю чаще и с большей интенсивностью в периоды сильного беспокойства. Кроме того, группа Anxiety Group сообщила, что находила эпизоды дежавю значительно более тревожными, чем контрольная группа. Результаты показывают, что существуют различия в дежавю у людей, сообщающих о высоком уровне тревожности, по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы без диагноза тревожности.Мы обсуждаем структурные и нейронные механизмы, которые, как считается, лежат в основе дежавю, в связи с этими результатами.

Ключевые слова: Дежавю; беспокойство; независимое знакомство; объем памяти; тета.

Похожие статьи

  • Переживания дежавю у здоровых людей не связаны с лабораторными тестами на запоминание и знакомство со словесными стимулами.

    О’Коннор А.Р., Мулен С.Дж. О’Коннор А.Р. и др. Front Psychol. 2013 27 ноября; 4: 881. DOI: 10.3389 / fpsyg.2013.00881. eCollection 2013. Front Psychol. 2013. PMID: 24409159 Бесплатная статья PMC.

  • Преодоление иллюзий знакомства в одном случае с стойким дежа вю.

    Эрнст А., Дельру Дж., Виллемс С. Эрнст А. и др. Объем памяти.2021 августа; 29 (7): 869-883. DOI: 10.1080 / 09658211.2018.1510965. Epub 2018 23 августа. Объем памяти. 2021 г. PMID: 30136891

  • Дежавю при односторонней височной эпилепсии связано с избирательными нарушениями знакомства с экспериментальными задачами распознавания памяти.

    Martin CB, Mirsattari SM, Pruessner JC, Pietrantonio S, Burneo JG, Hayman-Abello B, Köhler S. Мартин CB и др.Нейропсихология. 2012 ноябрь; 50 (13): 2981-91. DOI: 10.1016 / j.neuropsychologia.2012.07.030. Epub 2012 27 июля. Нейропсихология. 2012 г. PMID: 22841992

  • Узнавание без идентификации, ошибочное знакомство и дежавю.

    О’Коннор А.Р., Мулен С.Дж. О’Коннор А.Р. и др. Curr Psychiatry Rep.2010 Июнь; 12 (3): 165-73. DOI: 10.1007 / s11920-010-0119-5.Curr Psychiatry Rep.2010. PMID: 20425276 Рассмотрение.

  • Многоликая дежавю: обзор повествования.

    Бошняк Пашич М., Хорват Велич Э, Фотак Л., Пашич Х., Сркалович Имширагич А., Милат Д., Шарац Х., Бьедов С., Петелин Гадже Ž. Bošnjak Pašić M, et al. Психиатр Дунай. 2018 Март; 30 (1): 21-25. DOI: 10.24869 / psyd.2018.21. Психиатр Дунай. 2018. PMID: 29546854 Рассмотрение.

Условия MeSH

  • Опросы и анкеты

Jamais Vu — обзор

6.4 Jamais Vu

Обычно мы наблюдаем идеальное совпадение между объективным и субъективным распознаванием: вещи, которые мы знаем, кажутся знакомыми, а окружение / люди, с которыми не сталкивались, кажутся незнакомыми.Дежавю — это несоответствие между ними, с позитивным субъективным распознаванием перед лицом негативного объективного распознавания. Jamais vu — это противоположность — отрицательное субъективное признание контрастирует с положительным объективным признанием. Например, вы входите в столовую дома, в котором выросли, и на мгновение она кажется вам незнакомой, как будто вы видите ее впервые. Jamais vu встречается гораздо реже, чем déjà vu, и исследований по этому вопросу скудно, лишь несколько опубликованных отчетов о его природе или распространенности (см.Браун, 2004).

Jamais vu было кратко отмечено в Jacoby and Whitehouse (1989), но их предположения не нашли отклика в последующих исследованиях. Самым увлекательным аспектом их исследования (обсуждавшегося ранее) было то, что краткое представление простого числа, идентичного непосредственно идущему за ним целевому слову, усиливало его воспринимаемую узнаваемость. Однако другая находка привлекла внимание Джейкоби и Уайтхауса. В их другом простом состоянии, когда предыдущее простое слово отличалось от целевого, вероятность ложной тревоги уменьшилась на по сравнению с контрольным условием (нет слова).Джейкоби и Уайтхаус предполагают, что:

обработка тестового слова прерывается, когда его представлению предшествует несоответствующее контекстное слово, и это снижение беглости приводит к отсутствию знакомства, ощущению странности. (стр. 134)

Хотя это было обнаружено в их эксперименте 1, это различие исчезло в эксперименте 2. Тем не менее, если повышение беглости может искусственно усилить ложноположительное распознавание, почему не должно произойти противоположное? Это обеспечило бы аккуратную симметрию déjà и jamais vu, но, похоже, это не так.

Заболеваемость jamais vu в течение жизни намного ниже, чем déjà vu среди студентов колледжей. В то время как трудно найти студента, который не испытал бы дежавю, едва ли треть студентов признают, что испытывали джамайс-вю (Brown, 2004). Однако есть более распространенный опыт, напоминающий jamais vu — словесную слепоту. Опрос, проведенный в SMU, показал, что большинство (60%) ( N = 167) студентов колледжа сталкивались с тем, что знакомое слово внезапно выглядело неузнаваемым, так что на мгновение оно казалось не словом.Женщины сообщают об этом больше, чем мальчики (56% против 38%), и ученики старших классов (младшие / старшие классы) чаще, чем младшие ученики (первокурсники / второкурсники) (58% против 35%). Из тех, кто признает словесную слепоту, у большинства она случается не реже одного раза в несколько месяцев.

Слова, к которым респонденты сообщают, что они становятся «слепыми», на удивление просты, например «были, через, есть, мои, расти, из, актуально». Некоторые из них были длиннее («сохранение, закон»), и большинство из них — абстрактные существительные или служебные слова. С jamais vu также связано семантическое насыщение, когда значение слова растворяется после многократных устных представлений или произношений.Однако это худшая модель, потому что значение растворяется только после принудительного повторения. С другой стороны, Jamais vu, кажется, происходит без видимого повторения.

Jamais vu может быть более распространенным, чем сообщается, но не так легко замечается, как déjà vu. Возможно, когда субъективное незнакомство контрастирует с объективным знакомством, оно не так привлекает внимание, как дежавю, или от него легче избавиться. Текущие данные не предоставили четкой связи между двумя явлениями (Brown, 2004), но это было бы плодотворным путем для выяснения механизмов, лежащих в основе дежавю.

Почему мы испытываем дежавю?

Вы когда-нибудь чувствовали, что уже пережили момент или уже видели место, даже если были уверены, что пережили это впервые? Если да, то у вас дежавю .

Что такое дежавю ?

Дежавю — термин, придуманный французским экстрасенсом Эмилем Буараком, буквально означает «уже видел» и классифицируется как тип аномалии в памяти. Это означает, что иногда мы оказываемся в совершенно новой ситуации, и наш мозг распознает ее как уже увиденную на очень короткий момент.

Типы дежавю

Возможно, вы хотя бы раз испытали дежавю . Но знаете ли вы, что существует более одного типа?

Буквально «уже испытанный», déjà vécu указывает на ситуацию, в которой, как нам кажется, мы уже жили.

Этот термин относится к эмоциональному аспекту дежавю, , который дает нам ощущение того, что мы пережили определенную ситуацию, потому что эмоции, которые он вызывает, «уже ощущаются».

В переводе как «уже посещенный» — это тип дежавю , который возникает, когда мы идем в новое место (город, дом, здание, лес и т. Д.) И чувствуем, что уже посетили это место. .

Научное объяснение

Наука объясняет дежавю как (среди других теорий) разделенное восприятие. Первый входной опыт ситуации краток или отвлечен. Вскоре после первого ввода второе восприятие может быть знакомым, потому что человек естественным образом связал его с первым вводом.По сути, наш мозг обрабатывает как новое то, что мы буквально только что видели, и нам кажется, что мы уже пережили эту ситуацию раньше.

Альтернативные теории

Помимо научного объяснения, déjà vu годами вызывает растущий интерес и вызывает тайну, что привело к созданию множества теорий, объясняющих это.

Есть люди, которые верят, что дежавю — это признак существования параллельных миров, в которых наша жизнь не похожа на принятие решений, отличных от тех, которые мы приняли в нашей реальной жизни.

Многие думают, что déjà vu может быть просто воспоминанием о мечтах. Несмотря на то, что мы не помним большой части этого, мы мечтаем каждую ночь. Большинство наших снов в конечном итоге просто забываются, но они все еще остаются в мозгу, и они могут дать нам ощущение дежавю , когда мы видим что-то, что напоминает нам о них в реальной жизни.

Хотя ни один невролог вряд ли согласится с этой теорией, некоторые люди также думают, что дежавю — это воспоминания о прошлых жизнях.

Что вы думаете о дежавю ?

Дежавю может казаться предчувствием, но это не так — Ассоциация психологической науки — APS

Большинство людей могут пережить тревожный опыт дежа вю, когда вы находитесь в новой ситуации, но чувствуете, что уже были там раньше. Для некоторых это жуткое чувство имеет дополнительную особенность: ощущение, будто они знают, что будет дальше.

Новое исследование дежавю показывает, что вероятность того, что участники действительно будут предсказывать будущее, не больше, чем если бы они слепо гадали — но когда они испытывали дежавю, они чувствовали , как могли.Исследование, проведенное Энн Клири из Университета штата Колорадо и бывшим аспирантом Александром Клэкстоном, опубликовано в журнале Psychological Science Ассоциации психологических наук.

Работа Клири и других показала, что дежавю, вероятно, является феноменом памяти. Это может произойти, когда кто-то сталкивается со сценарием, похожим на реальное воспоминание, но не может вспомнить воспоминание. Например, Клири с соавторами показали, что дежавю может быть вызвано сценой, которая пространственно похожа на предыдущую.

«Мы не можем сознательно вспомнить предыдущую сцену, но наш мозг распознает сходство», — сказал Клири. «Эта информация возникает как тревожное ощущение, что мы были там раньше, но мы не можем точно сказать, когда и почему».

Клири выдвинул гипотезу, что если дежавю — это феномен памяти, то чувство предсказания может также быть феноменом памяти.

В ранее опубликованном исследовании Клири и его коллеги создали сценарии виртуальной реальности, используя мир, представленный видеоигрой Sims.Результаты этой работы показали, что участники с большей вероятностью сообщали о дежавю среди сцен — например, свалки или сада изгороди — которые пространственно отображены на сцены, свидетелями которых они были ранее. Например:

В своих последних экспериментах Клири создала динамические видеосцены, в которых участник перемещался через серию поворотов. Чтобы вызвать дежавю, исследователи заставляли их перемещаться по сценам, которые пространственно сопоставлены с предыдущими — в последний момент участников спросили, каким должен быть последний поворот.В эти моменты участники также сообщали, испытывали ли они дежа вю и чувствовали ли они, что знают, в каком направлении должен быть следующий поворот.

Около половины респондентов испытывали сильное предчувствие во время дежавю. Но у них не было больше шансов вспомнить правильный ответ — поворот, который они ранее видели в пространственно отображенной другой сцене, — чем если бы они выбирали случайным образом. Другими словами, участники, у которых было чувство предсказания, были довольно уверены в своей правоте, но обычно это не так.

Клири и ее лаборатория проводят дополнительные эксперименты, чтобы проверить это чувство предсказания. Они задаются вопросом, является ли процесс знакомства движущим чувством. Они также изучают, испытывают ли люди предвзятость ретроспективного взгляда, то есть будут ли люди убеждены в том, что они знали, что должно было случиться, постфактум.

«Я думаю, что причина, по которой люди придумывают экстрасенсорные теории о дежавю, заключается в том, что это таинственные, субъективные переживания, — сказал Клири.«Даже ученые, которые не верят в прошлые жизни, шептали мне:« У вас есть объяснение, почему у меня это есть? »Люди ищут объяснения в разных местах. Если вы ученый, вы ищете логическую причину того, почему у вас только что был этот действительно странный опыт ».

Все данные и материалы стали общедоступными через Open Science Framework (OSF). Планы разработки и анализа для Эксперимента 3 были предварительно зарегистрированы в OSF. Полное раскрытие открытых практик доступно в Интернете.Эта статья получила значки за открытые данные, открытые материалы и предварительную регистрацию.

Единственное, что жутче, чем дежавю, — это его противоположность, дежавю

Дежавю — это явление, которое испытывает человек, когда чувствует, что пережил какое-то событие в своем прошлом. Исследования показывают, что это не экстрасенсорный опыт, а небольшая уловка, которую проделывает мозг. Однако дежа реве — это нечто иное, и в этом нет никакой хитрости.

Новое исследование, опубликованное в журнале « Стимуляция мозга », объяснило феномен, который испытывали пациенты с эпилепсией, когда они могли вспомнить сон или испытывать подобные сновидения ощущения во время бодрствования, и это называется дежа реве.Дежа вю в переводе с французского означает «уже видел», а дежа реве означает «уже мечтал».

Для исследования исследователи просмотрели отчеты с 1958 по 2015 год о пациентах с эпилепсией, которые испытали этот феномен после того, как их возбудили электрической стимуляцией мозга (EBS).

Хотя это звучит как что-то из Кошмар на улице Вязов , исследователи рассматривают это исследование как способ отделить чувство дежавю от дежа реве и узнать больше о наших снах.

«Дежа реве, вызванная EBS, может быть интересным подходом к лучшему пониманию физиологических сновидений, которые невозможно воспроизвести в лабораторных условиях», — говорит ведущий автор Джонатан Куро, доктор философии.Студентка госпиталя Тулузского университета. «Большинство исследований сосредоточено на периоде быстрого сна (быстрые движения глаз) и отчетах о сновидениях, полученных при пробуждении спящего субъекта. Однако сны, не связанные с быстрым сном, составляют значительную часть всех типичных снов, и несколько факторов могут сделать отчеты о сновидениях менее заслуживающими доверия — особенно стадия сна перед пробуждением — по сравнению с отчетами о бодрствовании ».

Три вида дежа реве

В исследовании говорится, что дежа реве бывает тремя разными способами.В одном, называемом «эпизодическим», пациент спонтанно может указать, что ему приснился определенный сон в определенный день.

«« Я видел кое-что, сон, кошмар, который мне приснился пару лет назад. Сон о предмете, лежащем на столе », — сказал один из испытуемых о своем событии.

Второй называется «похожим на знакомство», или когда пациент вспоминает смутный сон. Один субъект объяснил, что им было видение сцены из недавнего сна.

Наконец, исследователи обнаружили, что многие пациенты в своей литературе испытывали «сонное состояние».«У них было бы ощущение сна или кошмара. Субъект попытался объяснить это ощущением, будто они потеряли сознание и плывут.

Дежа реве — все еще новое явление, но это исследование — первый шаг к объяснению тех странных, необъяснимых мечтательных чувств, которые испытывают люди.

GoodTherapy | Дежавю

Déjà vu , французский термин, означающий «уже увиденный», описывает всепоглощающее чувство уже пережитого чего-то, что на самом деле переживается впервые.Это явление иногда сопровождается сильными эмоциями, особенно чувством ностальгии.

Понимание

Дежавю

Ряд различных теорий пытались объяснить дежавю, но точная причина до сих пор неизвестна. Большинство людей испытают дежавю хотя бы один раз, а некоторые люди испытывают его часто. Чувство знакомства с событием или происшествием часто настолько всеобъемлющее, что кажется, будто все произошло точно так же, и это часто сбивает с толку, когда оно сочетается со знанием того, что событие никогда раньше не происходило.

Примером дежавю может быть участник концерта, который, впервые видя игру группы, чувствует себя подавляющим так, как будто они уже видели это конкретное шоу раньше, несмотря на то, что знают, что это невозможно. Иногда дежавю может быть менее конкретным, и люди, испытывающие это явление, чувствуют, что что-то знакомо в их текущем опыте, но не могут понять, каков именно источник знакомства.

Дежавеку, состояние, изученное нейропсихологом Крисом Муленом в Англии, понимается как переживание стойкого или даже постоянного дежавю.В то время как дежавю обычно мимолетно, человек, испытывающий дежавеку, может чувствовать, что целая серия событий ему знакома. В крайних случаях этот опыт может повлиять на жизнь человека, например, когда человек отказывается смотреть телевизор, потому что считает, что уже видел шоу. Это считается более серьезной проблемой с памятью, чем дежавю, и люди, у которых она есть, часто не знают об этом состоянии. Вместо того, чтобы пережить краткий момент знакомства, человек с дежавеку воспринимает переживания как настоящие воспоминания, хотя таких переживаний никогда не было.

Что вызывает дежавю?

Специалисты в области психического здоровья продолжают спорить о точной причине дежавю, но большинство согласны с тем, что это, по сути, аномалия памяти. Память общеизвестно ненадежна, и поскольку люди могут помнить вещи, которых на самом деле не было, они также могут чувствовать себя знакомыми с вещами, с которыми они не знакомы. В некоторых случаях может возникнуть проблема с взаимодействием между долговременной и кратковременной памятью. Текущие переживания хранятся в рабочей или кратковременной памяти, но разум может воспринимать их как часть долговременной памяти.

Сенсорные переживания также могут способствовать дежавю. Например, запах знакомого запаха или слышание знакомого звука может заставить некоторых людей почувствовать, что вся ситуация знакома. Сильно эмоциональные переживания также могут активировать чувство дежавю.

Некоторые состояния здоровья связаны с частым чувством дежавю, включая эпилепсию и шизофрению. Однако дежавю само по себе не является диагностируемым состоянием, и само это явление довольно распространено

Некоторые спиритуалисты новой эры и религиозные фундаменталисты утверждали, что дежавю — это пророчество или форма духовного просвещения.Однако исследования мозга показывают, что это в основном феномен мозга, а эпизоды дежавю не продемонстрировали какой-либо тенденции к пророческому характеру.

Связанный опыт

Многие люди знают о дежавю, но, вероятно, менее знакомы со следующими связанными явлениями:

  • Déjà entendu (буквально «уже слышал» по-французски) похоже на déjà vu, за исключением того, что оно относится к переживанию слышать что-то знакомое, а не видеть это.
  • Jamais vu (что означает «никогда не видел») описывает переживание ощущения, будто переживание совершенно незнакомо, хотя оно может быть частью типичного повседневного распорядка и связано с амнезией, афазией и эпилепсией.
  • Presque vu («почти замечено») можно понимать как «кончик языка», когда человек чувствует, как будто слово или имя, которое они ищут, вот-вот появятся. Хотя такое время от времени случается у всех, повторяющееся пресквю может быть признаком дислексии или афазии.

Артикул:

  1. Дежавю и мозг, сознание и самость. (2008, 3 января). Serendip Studio. Получено с http://serendip.brynmawr.edu/exchange/node/1682
  2. Лампинен, Дж.(нет данных). Что такое дежавю? Scientific American. Получено с https://www.scientificamerican.com/article/what-exactly-is-dj-vu
  3. Мерфи, Т. (1999). Опыт дежавю в клиническом и духовном плане. Получено с https://www.god-helmet.com/dejavu.htm
  4. .
  5. Ратлифф, Э. (2 июля 2006 г.). Дежавю, снова и снова. Журнал Нью-Йорк Таймс . Получено с http://www.nytimes.com/2006/07/02/magazine/02dejavu.html
  6. Веллер, К.(2014). Дежавю и его родственники: как простые ошибки памяти могут сигнализировать о более глубоких неврологических проблемах. Получено с http://www.medicaldaily.com/deja-vu-and-its-relatives-how-simple-mistakes-memory-could-signal-deeper-neurological-problems
  7. .
  8. Что такое дежа энтенду? (нет данных). Получено с http://psychologydictionary.org/deja-entendu
  9. .

Последнее обновление: 31.01.2018

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

Подтвердите, что вы человек.

.

Добавить комментарий