Ощущение пустоты в душе: Психопатология и пустота. Клинический обзор

Внутренняя пустота — Психолог Айдар Аминев

Внутренняя пустота может быть разной. Это может быть приятная пустота предвкушения чего-либо, творческая пустота, из которой вот-вот родится что-то прекрасное, это может быть пустота, которая тяготит, а может быть и болит ноющей или даже резкой болью. Она может появляться в разные периоды нашей жизни, может осознаваться нами, а может и нет. Так или иначе субъективно она ощущается так, будто что-то чрезвычайно важное отсутствует в нашей душе.

Мы можем достаточно ясно понимать, откуда внутренняя пустота взялась. Она часто появляется из-за утраты кого-то или чего-то важного в нашей жизни: человека, работы, здоровья, близкого окружения. Есть известное выражение, что с утратой кого-то важного для нас как будто умирает часть нашей души. Это от части так, но, на мой взгляд, умирания на самом деле не происходит. С утратой появляется сильная боль, которую организм анестезирует. Анестезированное место в душе перестает ощущаться и потому нам кажется, что вместо него появилась пустота.

В этом случае важно пройти все этапы горевания, чтобы пустота сначала вновь ожила, а затем и заполнилась чем-то теплым и приятным. Горевание позволит избавиться от боли и увидеть, что утраченное все еще присутствует в нас, мы можем вспомнить приятные моменты, связанные с ним и почувствовать что оно все еще живо в нашей душе.

Другой понятной причиной утраты части души и появления внутренней пустоты может выступать полученная нами психологическая травма в результате какого-то происшествия. В случае травмы все происходит по той же схеме: сильная боль – анестезия – внутренняя пустота. В данном случае следует медленно и чутко подступаться к травме и прорабатывать ее, чтобы вновь обрести полноту души и полноту бытия.

Но не всегда человеку очевидна причина его внутренней пустоты. Он может жить обычной жизнью, как вдруг, казалось бы, внезапно, начать испытывать пустоту. Или может вполне успешно сосуществать с этой пустотой всю сознательную жизнь, компенсируя ее внешними вещами: работой, семьей, достижениями, пока однажды не поймет, что компенсация больше не срабатывает и он больше не может игнорировать эту пустоту. Он будет искать ее корни, но не поймет, в какой именно момент она появилась.

Дело в том, что изначально эта пустота не ощущалась, как пустота. Эта пустота родом из детства, из возраста до 6 лет, и тогда она ощущалась как чувство отчуждения и одиночества. Это чувство возникло, когда человек столкнулся с сильным и грубым миром и оказался в этом столкновении без поддержки. Тогда он скорее всего даже не понимал, что опция поддержки со стороны других ему доступна. Когда родитель бьет ребенка, он может не понимать, что кто-то может его защитить. В период до 6 лет наше Я еще формируется и крепнет. И если мы в этот период сталкиваемся с грубостью мира и близких людей по отношению к нам, с их превосходящей силой, которой они подавляют нашу личность, мы испытываем сильное унижение и боль, которая впоследствии также анестезируется, приводя к внутренней пустоте.

Наше выросшее и целостное Я необходимо нам для возможности выстраивать полноценные субъект-субъектные отношения, которые наполняют нас в наибольшей степени. Ничто не может так наполнить нас, как настоящая близость с другим человеком. Если в детстве мы систематически испытываем опыт унижения нашего личного достоинства, то наше Я не имеет возможности вырасти в полный рост, и мы фиксируемся в поле объектных отношений. Нашу важную часть не видели и не слышали, так как нас воспринимали главным образом в качестве объекта или функции и обращались соответствующим образом. Поэтому мы заперли эту часть себя в бункере и однажды забыли ее там. А чтобы жить в мире, мы приучились манипулировать другими, соблазнять их, но не можем больше показываться им во всей своей полноте, так как не понимаем, как это вообще делается.

Впоследствии, когда человек с таким опытом достигает каких-то успехов в манипулировании миром, налаживает свою жизнь, он может остро ощутить ту самую внутреннюю пустоту. Во внешнем мире может быть все хорошо, может быть внешне выказываемое уважение со стороны других людей, но та самая важная часть все еще остается в бункере. Она понимает, что все это не для нее, она не достойна уважения, и потому не может это уважение себе взять.

Из-за сильной анестезии человек обычно просто не видит и не слышит эту часть, как не видели и не слышали ее другие люди, и вместо нее ощущает внутреннюю пустоту.

Чтобы такого рода пустота была наполнена, человеку придется найти эту униженную и оскорбленную часть себя, сидящую в бункере, столкнуться с той болью от унижения, которую она испытывает и прожить эту боль. Тогда эта часть почувствует себя увиденной и услышанной, почувствует, что ее уважают и ценят просто за то, что она есть, и человек в итоге обретет способность к более близким и полноценным отношениям. Уже сам факт увиденности и услышанности может уменьшить ощущение внутренней пустоты. Последующие встречи в полный рост с другими людьми способны и вовсе избавить от нее. Но на все это нужно время.



Айдар Аминев
Психолог, гештальт-терапевт
Запишитесь ко мне на консультацию

Подписывайтесь на меня в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы.

Если Вам понравилась эта статья, я буду признателен если Вы поделитесь ею:

Ощущение пустоты и пограничное расстройство личности. — Информационный портал

Пустота принадлежит человеку с ПРЛ, и лишь он сам способен ее заполнить.
Мейсон П., Крегер Р.

Cочетание у пациентов с пограничным расстройством личности (ПРЛ) хронического ощущения душевной пустоты, сниженного настроения и импульсивного поведения повышает риск суицида до 10% [1].
Х. Дойч (Deutsch, 1942) отмечал, что для людей с ПРЛ характерна внутренняя пустота, которую пациент хочет заполнить, присоединяясь к различным социальным или религиозным группам, – независимо от того, близки принципы и доктрины этих групп или нет [4].
Исследователь МамедоваЛ.В. так же указывает, что непрекращающееся чувство пустоты, скука и отсутствие чувства идентичности с другими могут подталкивать пациентов, страдающих от данного недуга, к заполнению внутренней пустоты разными деструктивными методами. При этом периодически испытываемая депрессия только усугубляет постоянное ощущение пустоты [5].
Чувство пустоты воспринимается для человека с ПРЛ как тягостное и гнетущее. Им нередко психологически тяжело выносить пустоту и ощущение, что «ничего не радует и не вдохновляет». Женщина с ПРЛ так описывала пустоту: «пустота похожа на то, что все цвета перестали приобретать оттенки, есть серость, повседневность душит и хочется почувствовать, что я есть, а значит, нужно срочно что-то сделать или куда-то уехать, чтобы почувствовать себя…».
На это болезненное, почти физическое ощущение пустоты и скуки жало¬вался еще шекспировский Гамлет: «Последнее время — а почему, я и сам не знаю — я утратил всю свою веселость, забросил все привычные занятия; и, действительно, на душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, кажется мне пустынным мысом». Толстой определял скуку как «желание желать»; в этом контексте можно увидеть, что стремление пограничной личности найти способ отогнать скуку часто заканчи¬вается импульсивными рискованными начинаниями, приводящими к деструктивным действиям и печальным отношениям. Во многих смыслах пограничная личность ищет новых отношений или опыта не ради их позитив¬ных аспектов, но чтобы избежать ощущения пустоты, повторяя экзистенциальные судьбы персонажей Сартра, Камю и других философов. Суицид в таком случае иногда кажется единственным разумным выходом из вечного состояния пустоты. Потребность заполнить этот вакуум или прогнать скуку может привести к взрывам ярости и саморазрушительной импульсивности, и особенно к наркотической зависимости. Заброшенность ощуща¬ется острее, страдают отношения. В пустой оболочке невозможно сформировать устойчивое самоощущение. А нестабильность настроения нередко бывает вызвана одиночеством. И действительно, депрессия и ощущение опустошенности часто усиливают друг друга [2].
Крейсман Джерольд отмечает, что у человека с ПРЛ образ самого себя более хрупкий и менее устойчивый. Если он расшатывается, то снова наваливается пустота, и для укрепления собственной идентичности человек с ПРЛ начинает ее приукрашивать [3]. Такое «приукрашивание» может проявляться в рискованных и опасных формах поведения (опасное вождение автотранспортного средства, небезопасный секс, самоповреждение, компульсивное переедание с вызыванием рвоты и пр. ).
Пустоту не выключить, нажав на кнопку. Когда наступает пустота, человек «не чувствует вкус жизни». Она заставляет его (ее) совершать деструктивные поступки еще и потому, что они вызывают сильные яркие чувства, которых так не хватает в повседневности.
Для преодоления ощущения пустоты в жизни важен хороший контакт, страдающего человека с ПРЛ, с психотерапевтом в процессе лечения. Диалектическая поведенческая терапия (DBT), как психотерапия первого выбора при ПРЛ, помогает справляться со сложными ситуациями и негативными психоэмоциональными переживаниями. Освоение практичных навыков из DBT будет способствовать коррекции состояний пустоты и безнадежности. Например, в процессе овладения навыками DBT, вместо деструктивных действий можно предложить пациенту сделать что-то из списка полезных и приятных занятий для взрослых.
Пустота наполняет жизнь человека с ПРЛ страданиями, но у каждого есть выбор, какой способ выбрать для совладания с угнетающим состоянием.

Литература

  1. Живаго К. C., Федин Ю.С. Клинический случай пограничного расстройства личности с паническими атаками: трудности дифференциальной диагностики в практике врача.
  2. Крейсман Джерольд, Страус Хэл Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять. — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).
  3. Крейсман Джерольд Далекие близкие. Как жить с человеком с пограничным расстройством личности: эмоции, границы, конфликты. — СПб.: Питер, 2021. — 224 с.: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).
  4. Линехан, Марша М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Линехан. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с.
  5. Мамедова Л.В. Пограничное расстройство личности, критерии и методы его диагностики. [Электронный ресурс]: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2019-5/19-mamedova.pdf

Автор: клинический психолог, Тарасова Е.В.

DBT, безнадежность, диалектическая поведенческая терапия, жизнь, отчаяние, пограничное расстройство личности, помощь, психотерапия, пустота

Чувство пустоты :: Опубликовано в — Удовлетворенность, эмоции и пустота — os.

me

Пустота — это настоящее чувство. Это не расстройство. Это не просто одиночество, печаль, растерянность или разобщенность, а смесь всего этого. В какой-то момент времени каждый из нас переживает фазу болезненной пустоты. Я наткнулся на днях на красивую анонимную цитату:

Я веду себя так, как будто все в порядке. Я смеюсь над шутками людей, делаю глупости с друзьями и веду себя так, будто у меня беззаботная жизнь. Хотя это забавно. Когда я возвращаюсь домой, я просто выключаю этот ментальный переключатель. И вдруг я ломаюсь. Я чувствую себя одиноким, опустошенным, усталым. Как будто я два разных человека. Один для публики и один для себя. Только если бы знали. Только если.

Интересно, почему? Почему мы одиноки как никогда? Почему мы более пусты, даже когда кажется, что у нас есть все? Как будто полнота жизни измеряется степенью пустоты. Позвольте мне поделиться с вами простым, но милым анекдотом, который я прочитал, когда был маленьким ребенком.

Малыш играл со своими игрушками на солнце. Через некоторое время он заметил рядом с собой таинственное существо, которое повторяло его действия. Очарованный и заинтригованный этой игрой, он попытался удержать свою спутницу. Но, как бы он ни старался, он не мог коснуться его лица или схватить его. Как будто полюса магнита отталкиваются друг от друга, его друг, казалось, удалялся от него.

Ребенок заплакал от отчаяния, и прибежала его мать. Очаровательно бормоча, он объяснил, что хочет подержать своего друга.

— Это твоя тень, — сказала мать, смеясь над его невинностью. — Ты не можешь удержать свою тень.
Но ребенок не понял ни того, что она пыталась ему сказать, ни того, что он понял. Он заплакал еще громче.

Мать нежно взяла его за руку и попросила дотронуться до своей головы, погладить собственное лицо. Тень сделала то же самое; обхватив себя руками, он мог удерживать и тень. Ребенок рассмеялся, как будто он раскопал величайшее сокровище.

Радости жизни тоже подобны нашим теням. Я не говорю, что они бесполезны или преследовать их бесполезно. Однако погоня за ними — это игра, в лучшем случае тет-а-тет со своим отражением. Все хорошо, пока мы играем с ними, радуясь их быстротечности. В тот момент, когда мы хотим схватить их, владеть ими, начинается борьба. Единственный разумный способ — поймать себя.

Точно так же, как центр тяжести определяет баланс любого физического объекта, у нас есть центр блаженства, который влияет на наш эмоциональный и духовный баланс.

Пока ребенок не научится ползать или ходить, его мать — это весь его мир. Молоко мамы — самая сладкая еда, а ее колени — самое безопасное место. Его центром блаженства является его мать. По мере того, как ребенок немного подрастает, его внимание колеблется между игрушками и матерью. Теперь он хочет слезть с колен матери и поиграть со своей пожарной или полицейской машиной. Его центр блаженства перемещается от матери к его игрушкам.

Прошло еще несколько лет, и теперь ребенок хочет играть со своими друзьями. Прежние игрушки больше не очаровывают его. Игра в прятки, в которую он играл со своей матерью, теперь смущает и нелепа. Центр его блаженства снова сместился. Ни игрушки, ни мать. Друзья и собственные мечты начинают занимать его мысли.

Он становится старше, и его внимание неизменно переключается на чувственные удовольствия. Подрастающая молодежь теперь хочет оставаться вне дома, вне надзора и получать удовольствие. Ему нужно больше, чем он имеет, чтобы наслаждаться больше, чем он может. Его центр блаженства разделен между плотскими удовольствиями и игрушками больших мальчиков.

Стремясь к богатству, его амбиции побуждают его работать усерднее. Он устраивается на работу, начинает зарабатывать и присоединяется к гонке за тем, чтобы иметь все больше и больше. В этом возрасте это не утомительно, а весело. Есть чувство достижения и радости в материальном прогрессе, потому что его центром блаженства теперь является его карьера. Привязанность к гаджетам остается, как и желание (или потребность) телесных удовольствий, но очарование начинает спадать. Эти вещи становятся частью повседневной жизни.

После того, как у него появилась семья, прошло еще несколько лет, и он был поглощен заботой о своих детях и семье. Все вокруг него сосредоточены на своей жизни, и вдруг однажды он (или она) понимает, что он один. Один. В полном одиночестве. Это когда пустота бьет его сильно. Мать, игрушки, обучение, успех, секс, богатство или семья больше не являются центром его блаженства. Он не готов отказаться от удовольствий, потому что без них жизнь была бы пустой, думает он.

Впрочем, от этих удовольствий толку мало. Пустота продолжает преследовать его, приводя к замешательству, одиночеству и ощущению нехватки. Кажется, что выхода нет. Жизнь кажется лишенной цели и смысла. Нет направления или обаяния. Забудьте о довольстве и счастье.

Секрет в том, чтобы центр блаженства был укоренен в вашем внутреннем мире. Никогда не поздно открыть его. И если вы мне верите, то позвольте мне сказать вам, что это открытие начинается не с медитации. Это лишь крошечная часть (ваш центр внимания действительно определяет ваш центр блаженства). Однако внутреннее путешествие познания себя начинается с сознательного взращивания эмоций удовлетворенности, благодарности и сострадания.

Вы не можете быть пустым, если вы довольны, вы не можете грустить, если вы благодарны, вы не можете злиться, если вы сострадательны.

Наполните себя любовью. Это стоит того. Перекалибруйте свои мысли, чтобы вы могли перестроить свои эмоции.

Писания называют это шунаята (IAST: шуньята ) от санскритского слова шунья , что означает ноль или пустота. Это сущность жизни и всех воспринимаемых явлений.

В темной ночи души, когда теряешь собственное отражение, когда ноющая пустота становится невыносимым одиночеством, просто сиди крепко и жди рассвета. Солнце снова взойдет, и тени радости снова очаруют вас. Имейте в виду, что тени — это всего лишь тени. Они непостоянны и нестабильны. Все. Это жизнь. Это отлично. Это прекрасно.

Мир.
Свами

ХОРОШАЯ ИСТОРИЯ

В одной семье было четверо человек. Все, Кто-то, Кто-нибудь и Никто. Был просрочен счет. Все думали, что Кто-то это сделает. Это мог сделать кто угодно, но никто этого не сделал.
Не уходите с пустыми руками, подумайте о том, чтобы внести свой вклад.
Это хорошее дело сегодня.

Поддержка Ом Свами

Почетный платеж на os.me

Адрес электронной почты

Пользовательская сумма

$

Способ оплаты

Краткое сообщение (необязательно)

P.S. Плата будет отображаться как * Vedic Sadhana

.

Верхняя молитва о том, когда я чувствую себя опустошенным

Перейти к содержимому

Депрессия

АвторBev Обновлено

У вас когда-нибудь возникало чувство опустошенности и опустошенности, которое просто разочаровывает вас? Иногда не знаешь почему. Иногда это происходит потому, что вам кажется, что ничего не происходит. Как будто части души не хватает.

Возможно, вы скорбите о потере близкого человека. Может быть, ваше сердце болит из-за пространства, оставленного открытым тем, кого вы любите, кто не ответил на вашу любовь. Или пустота может возникнуть из-за чувства нереализованности ваших целей или желаний сердца.

Бог надежды да наполнит вас всякой радостью и миром веры, чтобы силой Святого Духа вы обогатились надеждой. Римлянам 15:13

Именно в такие моменты мы обращаемся к Слову Божьему, к молитве и песням поклонения, когда мы приглашаем Святого Духа в нашу жизнь, чтобы направлять и направлять наши шаги. Позвольте Господу наполнить вас и благословить вас. Заявите об этом в своей жизни сегодня! Давайте молиться.

Молитва, когда вы чувствуете себя опустошенным

Небесный Отец, я славлю Твое Имя в поклонении. Я превозношу Тебя во всем, что делаю. Пусть Твоя слава падет на меня, чтобы мой свет сиял в Твою честь.

Вознося хвалу Твоему милостивому имени, я занимаю свое законное место рядом с Тобой. Благодарю Тебя за привилегию быть в Твоем присутствии.

Я хочу, чтобы Твое Присутствие, Господь, поглотило меня, чтобы Твой пожирающий огонь горел глубоко внутри меня, особенно сейчас, когда я чувствую себя опустошенным.

2 Коринфянам 4:16-18 Поэтому мы не унываем. Хотя внешний наш человек и тлеет, а внутренний со дня на день обновляется.
Ибо легкое страдание наше, кратковременное, производит для нас гораздо более безмерную и вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое.
Ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Наполни мой разум миром

Абба Отец, я знаю, что я наполнен Святым Духом, но тем не менее, мне так больно.

Ощущение пустоты внизу живота. Тяжелое сердце, как будто часть меня отсутствует или что-то серьезно не так.

Это ощущение пустоты невыносимо для меня. Я чувствую себя таким подавленным этим.

Сегодня, Иегова Шалом, я молю Тебя наполнить мой разум миром, утешительными мыслями и ободряющими словами.

Позволь Твоему Святому Духу полностью наполнить меня, чтобы негатив больше не одолевал меня.

Ты знаешь, Господь, что иногда я не могу полностью выразить накал своих чувств словами, но Ты уже знаешь. Я взываю в отчаянии, Господи, о Твоей помощи!

Псалтирь 34:18 – Господь близок к сокрушенным сердцем и спасает сокрушенных духом.

Псалтирь 72:12-13 – Ибо Он избавит нуждающегося, когда он плачет, И бедного, и того, у кого нет помощника. Он пощадит бедных и нуждающихся и и спасет души нуждающихся.

Благодарение

Мой Искупитель, я благодарю Тебя за то, что я имею вечную жизнь через Твоего Сына. Я хочу, чтобы Твое Слово было посажено и укоренено глубоко в моем сердце, чтобы я мог ясно видеть и слышать Тебя, особенно в моменты моей слабости.

Добавить комментарий