Чем эмоции отличаются от ощущений?
Эмоции представляют собой особого рода внутренние ощущения. Но ощущения, связанные с эмоциями и входящие в их состав, существенно отличаются от ощущений, которые человек получает в процессе восприятия окружающего мира. Попробуем разобраться, в чем состоит принципиальная разница между ощущениями и эмоциями. Ощущения, входя в состав образа какого-либо предмета или явления, существующего в действительности, отражают свойства данного предмета или явления, присущие или приписываемые нашим сознанием ему. Но в любом случае ощущения относятся к соответствующему предмету или явлению, расположенному, как правило, вне нас. Эмоции в отличие от этого характеризуют не объективно, вне нас существующие (или предполагаемые существующими) предметы и явления, а наши собственные физические или психологические состояния. Иными словами, ощущения всегда имеют вполне определенную, предметную отнесенность, а эмоции такой отнесенности не имеют. Правда, иногда возникает впечатление, что эмоции вызваны воздействием какого-либо специфического предмета, реально происшедшим событием, объективно случившимся явлением, однако в действительности эмоции все же характеризуют не данный предмет, не событие и не явление, а наше собственное состояние, возникающее при его восприятии в связи с нашими собственными потребностями и интересами.
79) Основные свойства и функции эмоций.
Основные свойства эмоций 1.
Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Автор Мария Пироговская
Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похода в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изображаются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристотеля: в трактате «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отличают животных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключается в чувстве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоняние — оно опосредовано водой или воздухом; наконец, зрение и слух трактуются как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристотеля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышления, то есть животную душу от человеческой. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интеллектуальные высшие чувства; внизу — животные чувства: вкус, обоняние и осязание.
Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равновесие (его еще называют проприоцепцией) — это чувство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутанной. Получается, что, помимо канонических пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.
Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказывать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обращайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощущениях, наоборот, давайте сосредоточимся». Получается, что мы можем направлять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом полученное знание переводить в слова. А другие телесные ощущения мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.
У всех нас есть тела, и эти тела оснащены особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизиологических сигналов, мы можем рассматривать чувственное восприятие еще и как некоторый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предлагают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социальное явление — подобно религии, родственным отношениям или покупкам в магазине. Сенсорные данные незаметно для нас самих окрашены социальными значениями. То, что и как мы чувствуем, что выделяем как значимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.
Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их положения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизиолог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессансной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощущениями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внимание фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занимаемся танцами или йогой и специально учимся фокусировать внимание на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответствующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Человек, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприоцепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощущение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумывая их последовательность и следя за ними глазами. Из гиперправильных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в автобус — это очень сложные операции, которые мы совершаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприоцепции. Более того, мы совершаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.
Другое незамечаемое и редко проблематизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцепцией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецепторы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть представления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квартире приемлемой температурой считается 16–18 градусов, а не привычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температурой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).
Какие-то следы иначе осмысленной термоцепции можно обнаружить в языковых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти метафоры стерты, но когда-то они имели реальный медицинский смысл: в античной медицине температура была присуща каждому из четырех темпераментов и считалась рабочей и постоянной характеристикой человеческого тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекарства и продукты, а холодным меланхоликам — другие. Если же обращаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают температурными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референтными точками для называния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную температуру; стороны света называются по силе жары и так далее.
Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомненное чувство, как боль, может иметь совершенно разные социальные смыслы. Ощущение боли (ноцицепция) есть у всех. На индивидуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума разнообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие положено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диалоге с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Например, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для измерения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предполагает универсальный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социальные характеристики пациента и сама коммуникативная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).
В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказалось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на формирование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложнением и без того непростой ситуации. В Голландии популярны домашние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой роженицы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.
Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблюдать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этнические меньшинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культурного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устоявшегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Аптекарский приказ — это тогдашний аналог Министерства здравоохранения. Он занимался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заготовкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицинские карточки. Они были составлены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подробно описать свои недомогания иностранным докторам. Так один способ описания боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привычный им язык гуморальной медицины. Результаты получались выразительные: «хипохондрика и оморок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягушки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телесность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.
Ощущением тела, ощущением температуры и боли сенсорные системы человеческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и символические роли. Этнографические исследования разных культур показывают, что различение основных чувств универсально. Но осмысление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усиливаются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в социальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им больше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и возможности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не физиологический характер: нельзя сказать, что индейцы амазонской сельвы физиологически обладают более развитым слухом или обонянием, чем обитатели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в шведском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значимее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенсироваться, а поломка другой воспринимается как трагедия, в антропологии называют чувственными конфигурациями.
Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет большой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слухе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсуждаться. Во-вторых, могут различаться значения чувств: в одном обществе на ощущении температуры будут держаться базовые категории, а в другом термоцепция будет актуализироваться лишь в очень специальных случаях. В-третьих, чувственным данным может приписываться разная степень надежности. Например, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «окончательное свидетельство». Но это не константа, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регулятором, как слухи и пересказы, где услышанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.
Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сенсорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоззрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки французской школы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гуманитарных дисциплинах мысль о подвижности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.
Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для описания общества некоторые исследователи даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувствительность, его болевые точки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощущения как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внимание, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договоренность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласованность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отвратительном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с культурными нормами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на консенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеется, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заключены уже в самих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизиологическое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чувства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведение, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.
У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет разным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несоблюдение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и неприемлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, температурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемлемого, приятное от пугающего, упорядоченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объяснений, которая позволяет носителям этой культуры быстро справляться с огромным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансированные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые создаются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собственно, всеми этими правилами, а также их нарушениями и конфликтами и занимается антропология чувств, или сенсорная антропология, а также дружественные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.
Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социальной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попытках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для определения уровня развития использовались разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письменности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предполагали, что восприятие туземца и восприятие современного европейца качественно различны: папуас воспринимает цвета или запахи не так, как англичанин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владение «животными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культурами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интеллектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследовательские планы первых антропологических экспедиций. Любопытно, как интерпретировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побочным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтверждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не культурные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве обладателей рационального и цивилизованного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитивных носителей низших чувств.
Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биологических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее придумал в начале XIX века немецкий натуралист Лоренц Окен. Он предлагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у которых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, получающие внешнее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не останавливаясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распространить этот принцип и на человеческие расы: в зависимости от ведущего чувства он выстраивал их от «осязающего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построения кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.
Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисциплинах. Например, изучение вернакулярных чувственных классификаций началось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсальные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинтересовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?
О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции.
Радио ArzamasСоветская скульптура: пропаганда или искусство?
Вера Мухина — гений? Почему в советских статуях так много хтони? И зачем Ленин раздавал деньги скульпторам? Обсуждаем в новом выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» в связи с выставкой «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
25 минут
1/4
Почему чувств на самом деле не пять?
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Читает Мария Пироговская
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
18 минут
2/4
Зрение и слух: что важнее?
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
17 минут
3/4
Обоняние: запах между естественным и безобразным
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
Читает Мария Пироговская
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
18 минут
4/4
Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Материалы
Пять лучших книг о пяти чувствах
Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях
История чувств, рассказанная через искусство
От средневековой фрески до современных инсталляций
Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре
Что значат звуки в русских приметах
Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре
Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг
Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре
Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Различия между ощущением и чувством
Абдулла Сэм
Ощущение и чувство это два слова, используемые в основном в психологии, среди которых можно выделить главное отличие . Ощущение относится к процессу, в котором информация создается и интерпретируется человеческим мозгом с помощью сенсорных систем. Чувство, с другой стороны, относится к аффективному состоянию или реакции.
Хотите изучать психологию, просматривая видео ?
Нажмите здесь и подпишитесь на наш канал на Youtube
Как видите, одно из самых явных различий между ощущениями и чувствами заключается в том, что ощущения в основном внешние, в отличие от чувств, которые в основном являются внутренними . Ощущение является результатом внешнего раздражителя, а чувство — нет.
Что такое ощущение?
Ощущение относится к процессу, в котором информация создается и интерпретируется человеческим мозгом. Чтобы иметь информацию о внешнем мире, человеческое тело оснащено пятью органами чувств. Они известны как сенсорные системы. Это зрение, обоняние, слух, осязание и вкус. Эти чувства позволяют нам ощущать окружающую среду и наслаждаться ею.
Например, представьте, что вы находитесь в красивом парке. Вы чувствуете солнце на своей коже, ароматный аромат цветов, ветер в волосах и видите красоту вокруг себя. Именно ощущение позволяет насладиться этим великолепным видом. Каждая сенсорная система передает информацию в ваш мозг, чтобы вы могли наслаждаться видом. Для передачи информации сенсорные системы состоят из сенсорных рецепторов. Эти рецепторы способны идентифицировать раздражители и преобразовывать их в электрохимические нервные импульсы, которые могут быть интерпретированы мозгом.
Что ты чувствуешь?
Чувство можно понимать просто как аффективное состояние. Это происходит от глагола ощущение. Чувства могут быть самыми разнообразными и варьироваться от любви, счастья, довольства, горечи и даже гнева. Они предупреждают нас о том, что мы чувствуем. Если человек чувствует себя подавленным, это чувство заставляет его осознать ситуацию. Чувства во многом связаны с нашими эмоциями, такими как мысли, настроение и даже ощущения. Психологи считают, что чувства часто очень субъективны. На них могут влиять воспоминания, личный опыт и убеждения людей.
Чувства можно понимать как психические переживания телесных состояний. Они возникают, когда человеческий мозг пытается интерпретировать эмоции. Чувства обычно длятся в течение длительного периода времени и могут быть вызваны эмоциями. Чувства часто играют большую роль в том, как люди ведут себя и взаимодействуют с окружающим миром.
В чем разница между ощущением и чувством?
Определения ощущения и чувства:
- Ощущение: Ощущение относится к процессу, в котором информация создается и интерпретируется человеческим мозгом с помощью сенсорных систем.
- Чувство: Чувство — это аффективное состояние.
Чувство и характеристики чувств:
Природа:
- Ощущение: Ощущение в основном внешнее и воспринимается нашими органами чувств.
- Чувство: чувства не являются внешними и в основном являются реакцией на эмоции.
Длительность:
- Ощущение: Ощущения могут быстро меняться.
- Чувство: Чувства обычно длятся в течение длительного периода времени.
Процесс:
- Ощущение: Ощущение рассматривается как низкоуровневый процесс.
- Чувство: Чувства — очень сложный процесс.
Абдулла Сэм
Я преподаватель, исследователь и писатель. Я пишу об учебных предметах, чтобы улучшить обучение студентов колледжей и университетов. Я пишу высококачественные учебные заметки, в основном, о технологиях, играх, образовании, а также о решениях / советах и хитростях. Я человек, который помогает студентам приобретать знания, компетентность или добродетель.В чем разница между сенсорным языком и языком чувств?
В чем разница между сенсорным языком и языком чувств?Copyright © 2023 Continu ed Дошкольное образование — Все права защищены
- Спросите у экспертов
- Вызывающее поведение
- Начальный регион 9
- В чем разница между сенсорным языком и языком чувств?
Поделиться:
Распечатать
Вопрос
В чем разница между сенсорным языком и языком чувств?
Ответ
Есть разница между ощущениями и чувствами. Когда ощущения или чувства вызываются событием, в нашем теле происходит высвобождение или заряд энергии. На самом деле, когда мы нажимаем на эмоциональные кнопки, мы выбрасываем токсичные химические вещества стресса в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось, которая посылает химические вещества стресса через наше тело. Это говорит нам, что мы должны сражаться, бежать и замирать, а также посылает сообщения о том, что мы не в безопасности и что мы в опасности.
Одним из способов, которым наше тело выражает это зарядное событие, являются ощущения в нашем теле. Это физиологические процессы в теле, возникающие из-за энергетического заряда, который тело испытывает или ощущает. Например, у меня болит голова, у меня образовалась ямка в животе, мои ладони вспотели или меня трясет. Ваше тело действительно передает интенсивность этого опыта.
Чувства — это слова, которые описывают то, что вы чувствуете. Как я уже сказал, они могут быть злыми, злыми, разочарованными или грустными, но они также могут быть маленькими, средними или большими. Они также вызваны опытом.
Рисунок ниже взят из нашей книги Практика с учетом травм для воспитателей дошкольных учреждений . Он показывает и объясняет сенсорный язык в сравнении с языком чувств.
Сенсорный язык находится в левой колонке, а чувственный язык — в правой колонке. Полезно учить детей сенсорному языку, а также языку чувств, чтобы они могли распознавать сенсорные симптомы в своем теле как ключ к тому, что они, возможно, нажали кнопку. Примеры сенсорного языка включают:
- Вам кажется, что в груди порхают бабочки?
- Вам кажется, что у вас в животе жужжат шмели?
- Чувствуешь себя прыгучей, как лягушка?
- Чувствуешь себя медлительным, как черепаха?
Он настраивает их на телесные ощущения и язык чувств, таких как страх, тревога, нервозность, паника, стресс. Это языковые слова, которые определяют эмоции. Мы хотим научить детей обоим.
Это «Спросите эксперта» представляет собой отредактированный отрывок из курса, Предотвращение проблемного поведения, в партнерстве с Ассоциацией начального старта региона 9, , представлено Джули Курц, MS.
Джули Курц, MS
Джули Курц — автор, национальный спикер, эксперт, консультирующий и обучающий по травмам и устойчивости. Она продвигает концепцию оптимальной интеграции мозга для максимального увеличения потенциала человеческого роста. Джули является основателем и генеральным директором Центра оптимальной интеграции мозга.
Соавтор:
- Практика с учетом травм для воспитателей дошкольного образования: подходы, основанные на отношениях, которые способствуют исцелению и воспитанию устойчивости у детей младшего возраста.
- Практика самообслуживания с учетом культурных особенностей для воспитателей дошкольного образования (весна 2020 г.).
Джули Курц является создателем приложения для телефона/планшета (APP) Trigger Stop: сенсорная и эмоциональная регистрация , разработанного специально для детей в возрасте 3-8 лет для развития сенсорной и эмоциональной грамотности и поддержки саморегуляции.
В 2011 году журнал Silicon Valley/San Jose Business Journal назвал ее одной из самых 100 I влиятельных женщин Кремниевой долины, Калифорния .
Родственные курсы
1 /дошкольное-образование/ece-ceus/курс/предотвращение-сложного-поведения-в-партнерстве-31639 Предотвращение вызывающего поведения, в партнерстве с Ассоциацией Head Start 9 региона Маленькие дети часто имеют сложное и неконтролируемое поведение. Узнайте, как научить их стратегиям и навыкам справляться с повседневными эмоциями и проблемами, с которыми они сталкиваются, в сотрудничестве с регионом 9.Тренинг Head Start Association на западе. слуховой, текстовый, визуальный
Предотвращение проблемного поведения, в партнерстве с Региональной ассоциацией 9 Head Start Association
Представлено Джули Курц, MS
Докладчик
Джули Курц, MS
9 инг социально-эмоциональное развитие детей1 час
5 312
«Она говорила очень ясно и понятно» Читать отзывы
См. все
AK/1.0; АЛ/1,0; Реестр AZ/1.0; Реестр ЦС/1.0; СО/1,0; КТ/1.0; ДЭ/1.0; ФЛ/1.0; ГаПДС-АСО/1.0; HI/1,0; Реестр ИА/1.0; ИАСЕТ/0,1; Звезды ID/1.0; Шлюзы IL/1.0 B345755; В/1,0; КС/1,0; КИ ЕСЕ-ТРИС/1.0; МА/1,0; МЭ/1,0; Реестр МИ/1.0; МО Открыт/1.0; СВ/1,0; НХ/1,0; НСКИС/1.0; Реестр НВ/1.0; Нью-Йорк/1.0; ОН/1,0; ОК Реестр/1.0; ОШ/1,0; PA-ключи/1.0; СК Индеворс/1.0; SD/1.0; ТХ/1.0; УТ/1,0; ВА/1,0; ВТ НЛЦКВ/1.0; ЗВЕЗДЫ ВА/1.0; Реестр Висконсин/1.0; WY Звезды/1.0
Просмотреть предложенные CEU/часы
Маленькие дети часто имеют сложное и нерегулируемое поведение. Узнайте, как научить их стратегиям и навыкам справляться с повседневными эмоциями и проблемами, с которыми они сталкиваются, в сотрудничестве с Training West Ассоциации Head Start в регионе 9.
Детали курса
2 /дошкольное образование/ece-ceus/курс/растущие-человеческие-е-существа-31641 Выращивание людей (E) — работа супергероев !, в партнерстве с регионом 9Ассоциация Head Start Узнайте разницу между вызывающим поведением и триггерами травмы. Обзор подходов к пониманию травмы и ее влияния на мозг, поведение, обучение и развитие детей младшего возраста в сотрудничестве с Training West Ассоциации Head Start в регионе 9. слуховой, текстовый, визуальный
Развитие человека (E) — работа супергероев!, в партнерстве с Ассоциацией Head Start для региона 9
Представлено Джули Курц, MS
Ведущий
Джули Курц, MS
Курс: #31641Уровень: Вводный Предметная область: Поддержка социального и эмоционального развития детей1 Час
5 309
«Важно знать и понимать мышление наших учащихся и то, как им должным образом помочь» Читать отзывы
См. все
AK/1.0; АЛ/1,0; Реестр AZ/1.0; Реестр ЦС/1.0; СО/1,0; КТ/1.0; ДЭ/1.0; ФЛ/1.0; ГаПДС-АСО/1.0; HI/1,0; Реестр ИА/1.0; ИАСЕТ/0,1; Звезды ID/1. 0; Шлюзы IL/1.0 B345755; В/1,0; КС/1,0; КИ ЕСЕ-ТРИС/1.0; МА/1,0; МЭ/1,0; Реестр МИ/1.0; МО Открыт/1.0; СВ/1,0; НХ/1,0; НСКИС/1.0; Реестр НВ/1.0; Нью-Йорк/1.0; ОН/1,0; ОК Реестр/1.0; ОШ/1,0; PA-ключи/1.0; СК Индеворс/1.0; SD/1.0; ТХ/1.0; УТ/1,0; ВА/1,0; ВТ НЛЦКВ/1.0; ЗВЕЗДЫ ВА/1.0; Реестр Висконсин/1.0; WY Звезды/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Узнайте разницу между проблемным поведением и триггерами травмы. Обзор подходов к пониманию травмы и ее влияния на мозг, поведение, обучение и развитие детей младшего возраста в сотрудничестве с Training West Ассоциации Head Start в регионе 9.
Детали курса
3 /дошкольное образование/ece-ceus/курс/раннее детство-лидеры-управление-стресс-31783 Лидеры раннего детства справляются со стрессом на работе в ответ на COVID-19, в партнерстве с Ассоциацией «Район 9 Head Start» Научитесь управлять своей собственной реакцией на стресс в условиях неопределенности, созданной COVID-19, и определите конкретные практические стратегии для смягчения стресса и повышения устойчивости в партнерстве с Training West Ассоциации Head Start в регионе 9. слуховой, текстовый, визуальный
Лидеры дошкольного образования Управление стрессом, вызванным работой в ответ на COVID-19, в партнерстве с Региональной ассоциацией 9 Head Start
Представлено LaWanda Wesley, EdD, Julie Nicholson, PhD, Julie Kurtz, MS
Presenters
LaWanda Wesley, EdDJulie Nicholson, PhDJulie Kurtz, MS приверженность профессионализм1 час
4 927
«инструкторы звучали так заботливо» Читать отзывы
См. все
AK/1.0; АЛ/1,0; Реестр AZ/1.0; Реестр ЦС/1.0; СО/1,0; КТ/1.0; ДЭ/1.0; ФЛ/1.0; ГаПДС-АСО/1.0; HI/1,0; Реестр ИА/1.0; ИАСЕТ/0,1; Звезды ID/1.0; Шлюзы IL/1.0 B345755; В/1,0; КС/1,0; КИ ЕСЕ-ТРИС/1.0; МА/1,0; МЭ/1,0; Реестр МИ/1.0; МО Открыт/1.0; СВ/1,0; НХ/1,0; НСКИС/1.0; Реестр НВ/1.0; Нью-Йорк/1.0; ОН/1,0; ОК Реестр/1. 0; ОШ/1,0; PA-ключи/1.0; СК Индеворс/1.0; SD/1.0; ТХ/1.0; УТ/1,0; ВА/1,0; ВТ НЛЦКВ/1.0; ЗВЕЗДЫ ВА/1.0; Реестр Висконсин/1.0; WY Звезды/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Научитесь справляться со своей реакцией на стресс в условиях неопределенности, вызванной COVID-19, и определите конкретные практические стратегии по смягчению стресса и повышению устойчивости в партнерстве с регионом 9 Head Start Association’s Training West.
Детали курса
4 /дошкольное образование/ece-ceus/курс/стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации-в-поддержку-31785 Стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации для поддержки маленьких детей и семей во время COVID-19, в партнерстве с Ассоциацией «Район 9 Head Start» Изучите конкретные практические стратегии поддержки маленьких детей и семей, пострадавших от стресса и последствий социального дистанцирования в результате COVID-19, в партнерстве с Training West Ассоциации Head Start в регионе 9. слуховой, текстовый, визуальный
Стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации для поддержки детей младшего возраста и семей во время COVID-19, в партнерстве с Региональной ассоциацией 9 Head Start
Представлено LaWanda Wesley, EdD, Julie Nicholson, PhD, Julie Kurtz, MS
Presenters
LaWanda Wesley, EdDJulie Nicholson, PhDJulie Kurtz, MS отношения с семьи1 Час
5 989
‘Простой формат занятий’ Читать отзывы
См. все
АК/1.0; АЛ/1,0; Реестр AZ/1.0; Реестр ЦС/1.0; СО/1,0; КТ/1.0; ДЭ/1.0; ФЛ/1.0; ГаПДС-АСО/1.0; HI/1,0; Реестр ИА/1.0; ИАСЕТ/0,1; Звезды ID/1.0; В/1,0; КС/1,0; КИ ЕСЕ-ТРИС/1.0; МА/1,0; МЭ/1,0; Реестр МИ/1.0; МО Открыт/1.0; СВ/1,0; НХ/1,0; НСКИС/1.0; Реестр НВ/1.0; Нью-Йорк/1.0; ОН/1,0; ОК Реестр/1.0; ОШ/1,0; PA-ключи/1. 0; СК Индеворс/1.0; SD/1.0; ТХ/1.0; УТ/1,0; ВА/1,0; ВТ НЛЦКВ/1.0; ЗВЕЗДЫ ВА/1.0; Реестр Висконсин/1.0; WY Stars/1.0
Посмотреть количество CEU/предложенных часов
Изучить конкретные практические стратегии поддержки маленьких детей и семей, пострадавших от стресса и последствий социального дистанцирования в результате COVID-19, в партнерстве с регионом 9 Head Start Association’s Training West.
Детали курса
5 /дошкольное образование/ece-ceus/курс/поддержка-маленьких-детей-через-изменения-31843 Поддержка детей младшего возраста через перемены в партнерстве с Ассоциацией Head Start 9 региона Изучите конкретные стратегии поддержки маленьких детей, столкнувшихся с БОЛЬШИМИ жизненными переменами, такими как возвращение после перерыва, длительное отсутствие (пожар, COVID-19)., торнадо, наводнение) или поступление в школу в партнерстве с регионом 9 Head Start Association’s Training West. слуховой, текстовый, визуальный
Поддержка детей младшего возраста через перемены, в партнерстве с Региональной ассоциацией 9 Head Start Association
Представлено Джули Курц, MS
Ведущий
Джули Курц, MS
AreaLevel: #31843 IntrojectorySub : Поддержка социального и эмоционального развития детей1 час
5 312
‘Отличные ресурсы для печати’ Читать отзывы
См. все
AK/1.0; АЛ/1,0; Реестр AZ/1.0; Реестр ЦС/1.0; СО/1,0; КТ/1.0; ДЭ/1.0; ФЛ/1.0; ГаПДС-АСО/1.0; HI/1,0; Реестр ИА/1.0; ИАСЕТ/0,1; Звезды ID/1.0; Шлюзы IL/1.0 B345755; В/1,0; КС/1,0; КИ ЕСЕ-ТРИС/1.0; МА/1,0; МЭ/1,0; Реестр МИ/1.0; МО Открыт/1.0; СВ/1,0; НХ/1,0; НСКИС/1.0; Реестр НВ/1.0; Нью-Йорк/1.0; ОН/1,0; ОК Реестр/1.0; ОШ/1,0; PA-ключи/1.0; СК Индеворс/1.