21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний
21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний
1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.
2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.
3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.
4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.
5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стениче-ская эмоция.
6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.
7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном.
8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.
9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.
Поделитесь на страничкеpsy.wikireading.ru
3.2 Эмоциональные состояния
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов. Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так неприменим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни».
Итак, эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.), а физиологическая сторона — в изменении ряда функций, в первую очередь — вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу
Рассмотри такие эмоциональные состояния, как тревога, страх, фрустрация, аффект, стресс, интерес, радость.
Тревога — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.
Состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим. Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве.
В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности.
В психологии в качестве предельно близких по значению к тревоге существуют термины «волнение» и «беспокойство». Однако теоретически существует возможность для выделения волнения и беспокойства в самостоятельные по отношению к тревоге переживания. Так, с одной стороны, тревога характеризуется негативным, пессимистическим оттенком (ожидание опасности), при описании волнения опыт подсказывает нам, что оно может быть и приятным, и радостным (ожидание чего-то хорошего). С другой стороны, тревога, как правило, связывается с угрозой собственной личности (переживание за себя), беспокойство же часто используется в смысле «переживания за другого».
Такое разведение более четко очерчивает ту сферу, которая описывается психологическим термином «тревога». Следует, прежде всего, подчеркнуть следующие моменты: негативный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживаний, ощущение реальной угрозы, а также направленность в будущее, которая выражается в опасении того, что будет, а не того, что было или что есть.
Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Измерение тревожности, как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий набор ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.
Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.
Если тревога существует достаточно долго, человек начинает искать источник опасности, ликвидирует его и успокаивается. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх — это результат работы тревоги и мышления.
Страх — очень опасная эмоция. Большой вред человеку приносят фобические страхи, т.е. фобии. Человек может быть запуган до смерти. Страхом можно объяснить гибель африканских аборигенов после нарушения табу. От страха в древности умирали приговоренные к смертной казни, когда жрец проводил рукой у них по коже локтевого сгиба, они думали, что им перерезали вены.Но страх — не только зло. Страх – это защитная реакция организма, он предупреждает об опасности. Дело в том, что при страхе усиливается стимуляция нервной системы. В таком состоянии легче быть активным (естественно, при низких степенях страха), что может привести к развитию интереса, который нередко заглушает страх. Страх дан нам природой для самосохранения. Убеждение такого типа, как «Я ничего не боюсь!» — вредно. Это один из крайних полюсов, отклонение от нормы. Человек абсолютно лишенный страха не чувствует никакой опасности. У него притуплен инстинкт самосохранения. Его жизнь может очень быстро оборваться. Испытывать страх это нормально.Полезным является убеждение в том, что «Я могу контролировать свой страх».
Фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.
Различают: фрустратор — причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.
Левитов Н.Д. выделяет некоторые типичные состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся:
1) Толерантность. Существуют разные формы толерантности:
а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.
2) Агрессия. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии — острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность, потеря самоконтроля, неоправданные агрессивные действия.
3) Фиксация — имеет два смысла:
а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.
б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации — капризное поведение. Активная форма фиксации — уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.
4) Регрессия — возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии — регрессия не обязательно является результатом фрустрации.
5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.
Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Она может быть: типичной для характера человека; нетипичной, но выражающей возникновение новых черт характера; эпизодической, преходящей. Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия новизны этого барьера).
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект может возникать на уже происшедшее событие и являться как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, которое порождается либо противоречиями между влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам себе их предъявляет). Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти выход (адекватный) из опасных неожиданно сложившихся ситуаций. А.Н. Леонтьев отмечает, что аффект возникает тогда, когда нужно что-то сделать, а сделать ничего нельзя, т.е. в безвыходных ситуациях. Критерии определения аффекта по А.Н.Леонтьеву:
явно выраженные вегетативные изменения;
расстройство сознания;
импульсивность поведения, отсутствие планирования;
несовпадение аффективного поведения с личностью.
Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу.
Подготовительная фаза. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение.
Фаза взрыва. С биологической точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Происходят агрессивные действия — нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации.
Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.
Можно выделить две функции аффекта:
1. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает личности способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции.
2. Регулирующая функция аффекта состоит в образовании аффективных следов, дающих себя знать при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможности ее повторения.
Термин «стресс» восходит к области физики, где он относится к любому напряжению, давлению или силе, прикладываемой к системе. В медицинской науке этот термин был впервые введен Гансом Селье в 1926 г. Г. Селье обратил внимание, что у всех пациентов, страдающих от самых разных соматических недомоганий, как будто имеется ряд общих симптомов. К ним относятся потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье использовал термин «стресс» для описания всех неспецифических изменений внутри организма и определил понятие как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
В современной научной литературе наиболее часто критикуется вопрос о том, насколько «неспецифичной» является стрессовая реакция. Другие исследователи (Еvеrly, 1978) утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, который зависит от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма. Сила раздражителя понимается как воздействие на организм человека значимого (имеющего смысл) для него фактора, а также как сильное экстремальное воздействие. Таким образом, стресс (в узком смысле) — это совокупность неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс (в широком смысле) – это неспецифические проявления адаптационной активности при действии любых, значимых для организма факторов.
В 1936 г. Г.Селье описал общий адаптационный синдром, который, по его мнению, способствовал приобретению состояния привычки к вредоносному воздействию и поддерживал это состояние. Адаптационный синдром — совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры — значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.
Адаптационный синдром — это процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса:
1.Стадия «тревоги» (стадия мобилизации) — мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока — общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения. 2) фаза «противошока». При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания (гастриты, язвы желудка, аллергии и т.п.), а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия стресса
2. Стадия резистентности (сопротивления).Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существованием организма в условиях повышенных требований к его адаптации. Продолжительное данной стадии зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо к истощению
3. Стадия истощения- утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, и организм человека может сам справиться со стрессом, на третьей стадии помощь может быть только извне, либо в форме поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.
Истощение адаптационных возможностей— состояние, приводящее к появлению негативных изменений в психическом состоянии человека. Эти негативные изменения могут охватывать все уровни психической дезадаптации: психотический и пограничный.
К психотическому уровню относятся различные виды психотических реакций и состояний (психозов). Психоз— глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении адекватности отражения реального мира, поведения и отношения к окружающему. Психотическое состояние или реакция может возникнуть как ответ организма на внезапное острое психотравмирующее событие (смерть родных или информация о смерти, угроза своей жизни и т.д.) и, как правило, необратимы (полного выздоровления не наступает).
Пограничный (допсихотический) уровень реагирования на стресс включает различные виды невротических реакций (неврозы) и психопатоподобных состояний (психопании). Неврозы – группа пограничных функциональных нервно-психических расстройств, возникающих в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека вследствие психотравмирующей ситуации. Психопатия – аномалия личности, характеризующаяся дисгармоничностью ее психического склада.
А теперь рассмотрим наши эмоциональные потребности. Человек запрограммирован на счастье. Если он хочет быть здоровым, активным и долго жить, он обязан быть счастливым.
Для нашего благополучия необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей:
— вызывающие положительные эмоции (35%),
— вызывающие отрицательные эмоции (5%) — они стимулирую деятельность, заставляют искать новые подходы и методы. Они возникают тогда, когда наша деятельность не дает нужных результатов.
— эмоционально нейтральные раздражители (60%). Т.е. окружающая обстановка должна быть нейтральной, чтобы не возникало дискомфорта и человек мог сосредоточиться на своей деятельности.
Отличительной особенностью положительных эмоций является то, что они держат нас в настоящем, самое лучшее время — это настоящее. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только в настоящем происходит единение души и тела. Отрицательные эмоции уводят душу или в прошлое или в будущее. Тело же всегда в настоящем.
В психологическом плане человек стремится к счастью. В эмоциональном плане состояние счастья сопровождается положительными эмоциями интересом и радостью. Они проявляются в творческом труде и любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является как бы наградой за успехи в труде. В любви наоборот: для того, что бы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.
В биохимическом плане состояние интереса сопровождается выбросом в кровь эндорфинов — веществ, по своему психологическому и физиологическому действию напоминающих действие морфинов. Поэтому, когда человеку интересно он не болеет, умеренно ест и не хочет пить. Когда же возникает состояние радости, в кровь выбрасывается алкоголь. В этот момент человек немного глупеет, перестает работать. В присутствии алкоголя быстрее всего идут восстановительные процессы.
Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта. Он способствует развитию интеллекта и позволяет индивиду заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел.
Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, — писал психолог А. Маслоу, — живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».
Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно истощить ресурсы организма. Вспомните, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающую книгу или играть в компьютерную игру, не чувствуя сонливости. Но на другой день ваша работоспособность снижалась.
Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды (радость — побочный продукт). По К. Изард: «Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость… сопровождается удовлетворенностью окружающим и всем миром».
Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указывает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьшается стимуляция нервной системы. Люди, которые не могут испытывать чувство радости напрямую от интересного творческого труда, выбирают профессии, связанные с повышенной опасностью (альпинисты, монтажники, высотники, и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них возникает чувство радости.
У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они наслаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает социальное взаимодействие.
Интенсивный интерес держит в напряжении. Радость же успокаивает человека. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным в собственных силах.
studfile.net
Эмоциональные состояния — это… Что такое Эмоциональные состояния?
- Эмоциональные состояния
- — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Эмоциональные константы
- Эмоциональный голод
Смотреть что такое «Эмоциональные состояния» в других словарях:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эмоциональные компоненты — – в социальной психологии – то чувство или настроение человека, которые могут быть связаны с его социальным положением, социальной позицией или возникают при общении с кем либо. При этом часто предполагается, что эти эмоциональные состояния имеют … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ — В социальной психологии, то чувство или настроение субъекта, которое связано с его позицией. Часто предполагается, что эти эмоциональные состояния физиологически обусловлены … Толковый словарь по психологии
Виктимные психические состояния — Относительно стабильные проявления психической деятельности индивида в течение определенного времени характеризующие предрасположенность к неточным и неадекватным решениям, действиям и создающие угрозу для физической и психологической… … Энциклопедия современной юридической психологии
«F93» Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста — В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Система медицинского контроля состояния экипажа (космонавтика) — Медицинский контроль и организация лечебных мероприятий Система медицинского контроля за состоянием космонавтов и их психоэмоциональным статусом предназначена для предупреждения о возникновении начальных нарушений жизнедеятельности, а также для… … Википедия
Депрессивные состояния — Депрессивные состояния, или фазы, характеризуются триадой психических расстройств: пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов, двигательной заторможенностью. Психические нарушения. Пониженное настроение, подавленность, тоска –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… … Энциклопедия социологии
психоделические состояния — изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков. Для П. с. наряду с физическими симптомами (слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д.) характерны и серьезные психические изменения: галлюцинации в виде вспышек света,… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… … Толковый словарь по социологии
psihologiya_cheloveka.academic.ru