Эмоции: функции и основные разновидности
Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.
Основные функции эмоций
Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.
Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.
Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее.
Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.
Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.
Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.
Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.
Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.
Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.
Замечание 2Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.
Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.
Фундаментальные эмоции человека
Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.
Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.
Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.
Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.
Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.
Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.
Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.
Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.
Формы проявления эмоций
Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.
Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.
Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.
Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.
Классификация чувств
Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.
Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.
Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.
Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.
Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.
Эмоциональные состояния человека
Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.
Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель.
Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).
К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:
- мобилизация защитных сил организма;
- адаптация к стрессу;
- истощение.
Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.
Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.
Определение 2Дистресс
Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.
Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.
Эмоции: функции и основные разновидности
Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.
Основные функции эмоций
Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.
Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.
Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния.
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.
Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.
Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.
Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.
Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.
Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.
Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.
Замечание 2Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.
Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.
Фундаментальные эмоции человека
Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.
Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.
Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.
Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.
Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.
Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.
Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.
Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.
Формы проявления эмоций
Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.
Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.
Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.
Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.
Классификация чувств
Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.
Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.
Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.
Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.
Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.
Эмоциональные состояния человека
Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.
Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.
Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).
К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:
- мобилизация защитных сил организма;
- адаптация к стрессу;
- истощение.
Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.
Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.
Определение 2Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.
Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.
Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.
Черты и функции 6 основных эмоций
6 минутПоследнее обновление: 16 мая 2018 г.
У нас есть старая привычка, унаследованная от философии, обращаться с разумом и эмоциями так, как будто эмоции могут изменить рассуждения. Мы считаем, что эмоции гедонистичны, трансцендентны и иррациональны. Это убеждение приводит нас к другому убеждению: что эмоции вообще не служат никакой цели.
Однако это серьезная ошибка. Эмоции играют очень важную роль: они помогают направлять наше поведение и действовать быстро. Самые значимые эмоции — это то, что мы называем базовыми эмоциями: удивление, отвращение, страх, счастье, печаль и гнев.
Эти основные эмоции являются частью естественного развития каждого человека. Они одинаковы для всех, независимо от окружения человека. В целом, это процессы, связанные с эволюцией и адаптацией, и имеют врожденный универсальный нейронный фон. У них также есть связанная характеристика эмоционального состояния , которую мы могли бы назвать чувством.
Удивление
Мы можем определить удивление как реакцию, вызванную чем-то неожиданным, новым или странным. Другими словами, это когда появляется стимул, о котором испытуемый не думал заранее. Субъективное переживание, сопровождающее удивление, — это чувство неуверенности, наряду с ощущением полной пустоты в уме.
Что касается физиологических реакций, то обычно мы наблюдаем снижение частоты сердечных сокращений и повышение мышечного тонуса. Дыхание становится глубже, высота звука повышается, и субъект издает спонтанные вокализации.
Цель неожиданности — очистить рабочую память от всей остаточной активности, чтобы противостоять неожиданному стимулу. С этой целью удивление активирует процессы внимания, а также поведение, связанное с исследованием и любопытством. В зависимости от качества неожиданного стимула за этой эмоцией часто следует радость (положительная) или гнев (отрицательная).
Отвращение
Отвращение — одна из основных эмоций, о которой мы узнали из работы Дарвина об эмоциях животных. Он включает в себя ощущение отталкивания или избегания возможности (реальной или воображаемой) проглатывания опасного вещества с загрязняющими свойствами. Субъективное ощущение – это сильное неудовольствие и заметное отвращение к раздражающему раздражителю.
Центральные физиологические эффекты проявляются различными желудочно-кишечными расстройствами наряду с тошнотой. Существует также общее увеличение активации в организме. Мы видим это в увеличении частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, реакции проводимости кожи и мышечном напряжении.
Адаптивная функция отвращения состоит в том, чтобы отвергать любой раздражитель, который может быть токсичным. Тошнота и дискомфорт помогают субъекту избегать проглатывания вещей, вредных для организма. Также со временем эта эмоция приобрела и социальный характер. Мы также отвергаем токсичные социальные раздражители.
Страх
Это эмоция, которую исследователи больше всего изучают у людей и животных. Страх – негативное или неблагоприятное эмоциональное состояние. Он включает в себя высокую активацию, ведущую к избеганию и бегству от опасных ситуаций. Переживание страха — это переживание высокого напряжения, наряду с заботой о своем здоровье и безопасности.
Коррелированные физиологические симптомы показывают быстрое повышение активации и подготовки к полету. Сердечная деятельность резко возрастает, а дыхание учащается. Дыхание становится поверхностным и нерегулярным.
Страх — это эволюционное наследие, имеющее очевидную ценность для выживания. Эта эмоция полезна для подготовки тела и стимуляции выживания перед лицом потенциально опасных ситуаций. Кроме того, он помогает научиться новым защитным реакциям.
Счастье
Из всех основных эмоций счастье, пожалуй, самое положительное. Мы напрямую связываем счастье с удовольствием и радостью. Приходит как ответ на решение какой-то личной цели или после смягчения негативной ситуации, например. Судя по тому, как мы это выражаем, кажется, что у него нет никакой функции выживания. Оно кажется не более чем отражением нашего внутреннего состояния.
Однако счастье — это одна из телесных систем, побуждающих нас к действию. Это также награда за поведение, которое приносит нам пользу. Когда мы совершаем какое-то действие, которое достигает цели, возникает счастье. Благодаря этому ощущению счастья мы будем повторять это поведение, чтобы снова испытать удовольствие. Это могут быть самые естественные мотиваторы, которые у нас есть.
На физиологическом уровне мы наблюдаем увеличение частоты сердечных сокращений и улучшение частоты дыхания. Кроме того, мы обнаружили, что мозг вырабатывает больше эндорфинов и дофамина.
Печаль
Из всех основных эмоций печаль, пожалуй, самая негативная. Эта эмоция включает снижение настроения, а также значительное снижение когнитивной и поведенческой активности. Несмотря на плохую репутацию, которую получила эта эмоция, она выполняет роли, столь же важные, если не более важные, чем остальные базовые эмоции.
Цель грусти — действовать в ситуациях, когда субъект оказывается бессильным или не может предпринять никаких прямых действий. Одним из примеров является потеря близкого человека. Печаль снижает уровень активности, когда тело пытается экономить ресурсы и избегать ненужных усилий.
Печаль также играет роль самозащиты. Он генерирует перцептивный фильтр, концентрирующий внимание на себе, а не на вредном раздражителе. Самое главное, это подталкивает людей к поиску социальной поддержки, которая поможет им выйти из депрессивной ситуации.
Гнев
Гнев возникает, когда человек находится в ситуации, которая вызывает разочарование или отвращение. Переживание гнева неприятно. Оно приходит вместе с напряженным чувством, которое побуждает нас действовать. Это многогранная эмоция и во многих случаях неоднозначная. Мы говорим «неоднозначный», потому что это не всегда оправдано, а объект не всегда хорошо идентифицируется.
На физиологическом уровне мы наблюдаем чрезмерное усиление активации и подготовки к действию. Наблюдаем усиление сердечной деятельности. Мышечный тонус и частота дыхания также увеличиваются. Также наблюдается значительное повышение адреналина в крови. Это, в свою очередь, увеличивает когнитивное напряжение.
Гнев имеет четкую эволюционную функцию. Это дает нам ресурсы, необходимые для того, чтобы справляться с неприятными ситуациями. Когда нам приходится сталкиваться с какой-то опасностью или преодолевать трудности, расходование этих ресурсов для повышения активности помогает нам добиться успеха. Если мы не достигаем цели после гнева, то переходим к печали. Это означает, что мы пытаемся решить проблему, используя другие инструменты.
Будь они положительными, отрицательными или нейтральными, у всех эмоций есть цель, которая помогает нам выжить. С другой стороны, они могут быть опасны. Например, они могут вовлечь нас в опасные ситуации или доминировать над нашим поведением. В этих случаях особенно важна эмоциональная регуляция. Эмоциональная регуляция — это то, что позволяет избежать негатива, когда эмоции у руля.
Это может вас заинтересовать…Что такое социально-эмоциональное обучение (SEL): почему это важно
Перейти к содержимомуГлавная » Что такое социально-эмоциональное обучение (SEL): почему это важно
Социально-эмоциональное обучение (SEL), что это такое и почему это важно для педагогов? Как педагог, вы можете услышать от ученика худшие слова: «Это глупо» или «Зачем мы это учим?» Вспомните, когда вы были в школе, и предметы, которые вызывали у вас наибольшее разочарование.
Вы, вероятно, найдете общий язык со своими учениками, пожелав, чтобы вам были даны четкие причины, почему что-то важно и как изучение предмета или навыка принесет вам пользу сейчас, а также годы спустя. Это разочарование и поиск конструктивных способов справиться с эмоциями и уважительно взаимодействовать друг с другом — это лишь некоторые из руководящих принципов социально-эмоционального обучения, или SEL.
Сегодня, в постоянно меняющемся мире, классная комната является местом, где учащиеся часто впервые знакомятся с людьми из разных слоев общества, придерживающихся разных убеждений и обладающих уникальными способностями. Чтобы учесть эти различия и помочь поставить всех учащихся в равные условия для достижения успеха, социальное и эмоциональное обучение (SEL) направлено на то, чтобы помочь учащимся лучше понять свои мысли и эмоции, стать более самосознательными и развить больше сочувствия к другим внутри. своего сообщества и окружающего мира.
Развитие этих качеств в классе может помочь учащимся стать лучшими, более продуктивными, самосознательными и социально осведомленными гражданами за пределами класса в ближайшие годы. Узнайте больше о важности социально-эмоционального обучения, а также о его преимуществах как в классе, так и вне его.
Содержание
- Что такое социально-эмоциональное обучение (SEL)?
- Пять социально-эмоциональных компетенций обучения
- Как педагоги подходят к SEL
- Преимущества SEL
- Что такое социально-эмоциональная теория обучения?
- Внедрение социально-эмоционального обучения в классе
- Измерение социально-эмоционального воздействия обучения
- Почему важен SEL?
Социально-эмоциональное обучение (SEL) — это методология, которая помогает учащимся всех возрастов лучше понимать свои эмоции, полностью их чувствовать и проявлять сочувствие к другим. Эти усвоенные модели поведения затем используются, чтобы помочь учащимся принимать позитивные и ответственные решения; создавать рамки для достижения своих целей и строить позитивные отношения с другими
По данным Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL), организации, призванной помогать учащимся и преподавателям в достижении положительных результатов для учащихся PreK-12, SEL включает в себя пять основных компетенций, которые можно применять как в классе, так и в школе. дома и в студенческих общежитиях. Вот эти пять основных компетенций:
Самосознание
Распознавать свои эмоции и то, как они влияют на ваше поведение; признание своих сильных и слабых сторон, чтобы лучше обрести уверенность в своих силах.
Самоуправление
Взять под контроль свои мысли, эмоции и действия в различных ситуациях, а также ставить цели и работать над их достижением.
Возможность поставить себя на место другого человека, который может принадлежать к другому происхождению или культуре, отличной от той, с которой вы выросли. Действовать с сочувствием и этично в вашем доме, школе и обществе.
Навыки взаимоотношений
Способность строить и поддерживать здоровые отношения с людьми разного происхождения. Эта компетенция направлена на то, чтобы слушать других и общаться с ними, мирно разрешать конфликты и знать, когда просить или предлагать помощь.
Принятие ответственных решений
Выбор того, как действовать или реагировать на ситуацию, основан на приобретенном поведении, таком как этика, безопасность, взвешивание последствий и благополучие других, а также свое собственное.
Как преподаватели подходят к SEL
Хотя SEL не является специально отведенным предметом, как история или математика, его можно вплести в структуру школьной программы. Когда преподаватели делают академические уроки более личными и понятными для учащихся, учащиеся могут быть более склонны к участию и с меньшей вероятностью будут мысленно проверять свои предметы. Воспитывая чувство сопереживания, самосознания, чувства безопасности и инклюзивности в классе, SEL может оказать положительное влияние на всю жизнь.
Существует несколько различных подходов к SEL. У некоторых учителей есть более формально определенная часть учебного дня, посвященная SEL — иногда она проводится в классе. Эти уроки становятся повторяющейся темой в течение оставшейся части учебного дня, чтобы помочь учащимся сделать основные компетенции SEL более реальными.
Учителя могут захотеть, чтобы учащиеся вели дневник или писали о своих мыслях и чувствах на конкретном уроке SEL, или даже предложить младшим учащимся сотрудничать со старшим «классом приятелей» (или наоборот), чтобы помочь учащимся разного возраста сблизиться или найти общая основа.
Другие учителя переводят уроки, связанные с SEL, на более формальные предметы, такие как математика, история или чтение. Например, примеры SEL в действии могут включать назначение группового проекта, в котором учащиеся самостоятельно делегируют роли для совместной работы на благо группы, ролевые игры в качестве исторических личностей, чтобы понять обоснование действий человека, или учащиеся должны проводить официальные интервью друг с другом, чтобы проверить пульс на текущие события.
Учителя также могут работать с учащимися, чтобы ставить цели в тех областях, где они могут нуждаться в улучшении, и помогать отслеживать их прогресс, предоставляя им измеримый способ продемонстрировать свои достижения и почувствовать чувство выполненного долга.
Преимущества SEL
SEL полезен как для детей, так и для взрослых, повышая самосознание, успеваемость и положительное поведение как в классе, так и вне его. С академической точки зрения учащиеся, участвовавшие в программах SEL, продемонстрировали повышение общих оценок на 11 процентилей и лучшую посещаемость. На более индивидуальном уровне было показано, что навыки, полученные в рамках программы SEL, помогают учащимся лучше справляться с эмоциональным стрессом, решать проблемы и избегать давления со стороны сверстников, чтобы они занимались вредной деятельностью.
Учащиеся, подготовленные к решению проблем, затрагивающих их лично, лучше справляются с трудностями взрослой жизни. В отчете рабочей группы AEI/Brookings по бедности и возможностям отмечается, что, «несмотря на их важность для образования, занятости и семейной жизни, основные образовательные и социальные реформы системы K-12 за последние несколько десятилетий не уделяли должного внимания на социально-эмоциональных факторах, которые имеют решающее значение для обучения».
В исследовании, опубликованном в Американском журнале общественного здравоохранения, использовались данные лонгитюдной неинтервенционной подвыборки проекта Fast Track Project, программы вмешательства, предназначенной для снижения агрессии у детей, отнесенных к группе высокого риска долгосрочных поведенческих проблем и расстройств поведения.
Когда преподаватели смогут увидеть, какие учащиеся не понимают основных принципов SEL, они смогут лучше работать с ними в раннем возрасте и помочь этим учащимся развить лучший самоконтроль, эмпатию и другие положительные качества. Обучение позитивному поведению, которое выходит за рамки чисто академического уровня достижений, может помочь этим учащимся развить «коммуникативные навыки», необходимые для многих профессий, такие как работа в команде, способность понимать других и решать проблемы. Это может помочь этим учащимся добиться успеха в школьные годы и за их пределами.
В широком смысле социальное и эмоциональное обучение (SEL) относится к процессу, посредством которого люди изучают и применяют набор социальных, эмоциональных и связанных с ними навыков, отношений, поведения и ценностей, которые помогают направлять учащихся. Это включает в себя мысли, чувства и действия таким образом, чтобы они могли преуспеть в школе. Однако SEL определяется по-разному (Humprey et al., 2011).
Существует множество способов внедрить SEL в класс. Основная идея состоит в том, чтобы обеспечить постоянное влияние SEL в течение дня. В начале вы можете начать с того, что спросите учеников, как они себя чувствуют. Еще один отличный способ — предоставить учащимся возможность увидеть, как решается сложная или тревожная ситуация. Это даст им некоторые идеи о том, как справиться со сложной ситуацией, с которой они могут столкнуться. Жизнеспособным примером может быть использование учащихся для ролевой игры перед классом. Убедитесь, что у студентов есть место, где они могут успокоиться. Это безопасное пространство позволит ученику поразмышлять.
Оценка влияния внедрения SEL в классе выходит далеко за рамки оценок. Как объясняет доктор Кристина Сиприано: «Когда учащиеся испытывают трудности и плохо успевают в школе, они с большей вероятностью считают школу и учебу источником беспокойства, что проявляется в снижении самоэффективности, мотивации, вовлеченности и связи со школой».
По мере того, как учащиеся получают инструменты, связанные с SEL, они будут больше владеть своими действиями, чувствовать себя сопричастными и будут искренне заботиться о своем образовании. Учащийся, который постоянно подвергался SEL, может лучше справляться со стрессом и снижает вероятность того, что этот ребенок впадет в депрессию.
Почему важен SEL?
В то время как SEL более официально принят в качестве программы в дошкольных учреждениях во всех 50 штатах, очень немногие штаты сделали SEL отдельной частью школьной программы на уровне начальной, средней и старшей школы. Согласно отчету AEI/Brookings, на сегодняшний день только в трех штатах есть полностью разработанный набор стандартов для программ SEL с ориентирами для учащихся всех классов, начиная с K-12. Это штаты Иллинойс, Канзас и Пенсильвания.
Поскольку очень немногие штаты сделали SEL частью своей учебной программы для учащихся K-12, статистические данные, свидетельствующие о преимуществах SEL, были анекдотичными. Однако дети дошкольного возраста, которые смогли принять участие в программе SEL и усвоили эти принципы в начале своей школьной карьеры, смогли воспользоваться предполагаемыми преимуществами. Поскольку все больше штатов и школ рассматривают возможность включения SEL в свою учебную программу, это может предоставить педагогам более статистически значимые доказательства положительного воздействия программы.
Готовы сделать следующий шаг?
Стать учителем может быть полезным опытом, который поможет новому поколению достичь новых высот и полностью раскрыть свой потенциал. Если вы решили стать учителем, посетите страницу нашей программы, чтобы узнать, как Педагогический колледж Сэнфорда при Национальном университете может помочь вам в достижении вашей цели. Узнайте больше о наших студенческих и онлайн-степенях и программах. Вы также можете услышать больше от наших студентов и преподавателей.
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Присоединяйтесь к нашему списку адресов электронной почты!
Последние ресурсы
- Национальный университет представляет новый талисман и прозвище в честь самоотверженности своих разнообразных студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников
- Dissertations: The Preeminent How-to Guide
- Криминология против уголовного правосудия
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите уровень образования
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национального университета (включая Городской университет Сиэтла). ), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей. Это включает в себя использование автоматизированных технологий, таких как система автоматического набора номера и предварительно записанные или искусственные голосовые сообщения, текстовые сообщения и почта, как электронная, так и физическая, на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты. Я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.
Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на адрес [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные извне США, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в США, и я понимаю, что мои персональные данные будут обрабатываться в соответствии с законами США, если иное не указано в нашей политике конфиденциальности.