Основные понятия гештальтпсихологии: Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

Содержание

Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относят: фигуру, фон, осознание, сосредоточение на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ряд других.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции из всей информации человек выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Собственно это и составляет фигуру. Остальная информация временно отодвигается на задний план и выступает в качестве фона. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. Нередко фигура и фон меняются местами, что является основой саморегуляции психики.

В качестве фигуры могут выступать потребность, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, то теряется ее значимость и она отодвигается на задний план.

Иногда потребность по каким-то причинам удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, неотреагированным и соответственно не может уступить место другому.

Неудовлетворенная потребность может стать причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать негативное воздействие на текущие психические процессы и даже привести к невротическим проявлениям. К примеру, если человек в какой-то ситуации не выразил сразу и прямо свое недовольство, то в последующем это чувство не исчезнет, а может проявляться в безотносительных к данному случаю ситуациях.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сформировав гештальт более четким, и в конечном итоге его нейтрализовать.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом, получившим название «здесь и теперь». Перлз учил:

«Нет ничего кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Эта позиция созвучна восточной философии, которая утверждает, что прошлого нет – есть всего лишь память о прошлом, будущее не наступило – есть ожидание будущего.

Чтобы распознавать состояние равновесия или его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, человек, прежде всего, должен осознавать себя. Здесь понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем такие смысловые категории, как «знать», «различать», «отдавать отчет». Интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена вербально. Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз, вместе с тем, подчеркивал, что существует граница контакта между индивидуумом, его внутренней и внешней средой. Мы уже отмечали, что у здорового человека эта граница подвижна, что дает ему возможность как контакта со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, отход, соответственно, его завершением. Движущей силой ритма «контакт-отход» считается доминирующая потребность, на ограничение, завершение или нейтрализацию которой направляются все усилия организма.

Следует заметить, что для удовлетворения своих потребностей человек постоянно должен быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. У невротической личности эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, поскольку она сталкивается с не до конца сформированными и незавершенными гештальтами.

К слову сказать, неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне, зоне фантазий, когда исключаются события, происходящие во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику в нем достаточно трудно жить. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить здесь и теперь. Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных, вытесненных сознанием травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании настоящего и жить настоящим.

Осознавать, означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Исследование третьей зоны Перлз относил к заслуге Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важность осознания первых двух зон, то есть себя и внешнего мира.

Большой заслугой Перлза является введение понятия «ответственность», за которой стоит способность человека отвечать за происходящее и выбирать стратегию поведения. По мнению автора, чем четче человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь, за свои желания, действия, другими словами опираться на себя.

Полярности или противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают и исключают друг друга. Противоположности, по мнению Перлза, не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития человека и регулирования его поведения.

Каждый из нас может одновременно, и любить, и ненавидеть, испытывать чувство радости и огорчения, то есть испытывать амбивалентность своих чувств. Важно понять, что эти противоположности не являются неприемлемыми, а наоборот, помогают сформировать и в конечном итоге завершить гештальт. Только когда мы полностью осознаем противоположные полюсы своего «Я», своих стремлений и желаний, тогда мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противопоставление полярных сторон нашего «

Я», «нападающего» и «защищающегося», которые должны сосуществовать вместе, наиболее распространено в гештальт-терапии. «Нападающий» аналогично фрейдовскому «сверх-Я», или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. «Защищающийся» принимает оборонительную позицию, оправдывается, чувствует свое бессилие.

В процессе терапии часто обсуждается борьба между двум подобными противоположностями, сосуществующими у пациента. Этот вид групповой работы получил название «игра в самобичевание

». Когда «нападающий» и «защищающийся» ведут внутри нас свою борьбу, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.

Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов – «Я» и «Оно». Когда индивидуум действует по побуждениям из области «Я», он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром.

Когда же индивидуум действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением, граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности как раз и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области «Я» позволяют более четко выделить фигуру из фона, сформировать ее; в свою очередь, стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

Зрелость. Перлз определяет зрелость как психическое здоровье, как способность перейти с опоры на внешнюю среду к опоре на себя. Для того чтобы достичь здоровья, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием для опоры на себя является состояние равновесия. Условием достижения равновесия является осознавание иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным, протеканием и отчетливым формированием гештальтов.

Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости и здоровью. Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои внутренние ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из жизненного или ситуативного тупика. Некоторые люди, не способные, а зачастую не желающие, идти на риск, взяв на себя тем самым ответственность за конечный результат, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного».

что это такое и какие проблемы решает гештальтпсихология?

Гештальт – слово трудное в произношении и не менее трудное в понимании. Причем этот многокомпонентный психологический термин часто употребляют неправильно и совершенно не к месту. Какие понятия объединяет и какие задачи решает гештальт? Как используется в обучении, терапии, рекламе? И почему гештальттерапевт не дает конкретных советов о клиентской проблеме?

В статье отвечаем на вопросы, а также рассказываем о базовых школах, этапах развития, принципах и компонентах гештальтпсихологии, описываем задачи, которые помогает решать консультирование.

Что такое гештальт?

Гештальт — это базовое понятие гештальтпсихологии: неделимая единица сознания, которая определяется привнесенной психологами-гештальтистами концепцией: «Целостный образ всегда более значим, чем сумма его составляющих и может определять их восприятие». Иначе говоря, человек познает объекты через органы восприятия и создает о них комплексное, единое представление (структуру), дополненное его личными переживаниями, субъективным опытом, мыслями, эмоциями, акцентами. Из этих значимых для него структур каждый человек составляет свою личную картину мира.

«Gestalt» – немецкая лексема, которая не имеет дословного перевода в русском языке. В буквальном переводе ее семантика обозначает паттерн, конфигурацию, определенную форму организации отдельных частей в единую структуру. Это центральное понятие гештальтпсихологии объясняет и представляет сознание как единое целое, элементы которого постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Поэтому основные идеи и компоненты гештальтпсихологии соприкасаются с человеческим сознанием:

  • Предмет изучения – принципы целостности сознания.
  • Гештальт-терапия – общепсихологическое направление, изучающее пути повышения осознанности человека для того, чтобы создать гармоничную личность, улучшить контакт с окружающим миром и самим собой.
  • Гештальт – единица анализа единого поля сознания.
  • Незавершенный гештальт (эффект Зейгарник) – не доведенная до логического финала эмоциональная или поведенческая реакция, которая создает психологическое напряжение, отбирает ресурсы сознания и памяти.
  • Фигура и фон – термины, используемые для описания взаимосвязи между объектом фокусирования (фигурой) и фоновым полем восприятия.
  • Инсайт – внезапное озарение, после которого проблемная ситуация видится понятной и решаемой.
  • Контакт – пиковый момент взаимодействия потребностей человека с окружающей средой.
  • Зрительное восприятие – психический процесс, развивающийся по определенным закономерностям и определяющий уровень развития психики.
  • Осознавание – понимание процессов, происходящих внутри организма и в окружающей среде (понятие нетождественное анатомическим и физиологическим знаниям).
  • Здесь-и-сейчас – концентрация на переживаниях, мыслях, чувствах, возникающих в то самое мгновение под названием «сейчас».
  • Обратная связь – ответное действие терапевта для того, чтобы получить сознательный глубинный отклик клиента по поводу его переживаний.

Сегодня термином «Gestalt» также пользуются для неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

История школы гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология возникла в кризисное время для психологии как попытка организовать ее по подобию с физическим электромагнитным полем. Гештальтисты допускают, что все компоненты окружающего мира подчиняются одновременному воздействию противоположных сил нашего сознания. С одной стороны – это сила, увязывающая отдельные частицы в единое целое. С другой – сдерживающее поле, не позволяющее представлению о мире сжаться в микроскопическую точку. Точка, уравновешивающая эти силы, есть гештальт.

Начало.

В конце XIX века австрийский исследователь Х. Эренфельс впервые ввел понятие гештальт качества и описал феномен транспозиции. Можно взять знакомую мелодию, сыграть ее в другой тональности, добавить новые инструменты. Каждая нота изменится, но мелодия по-прежнему останется узнаваемой. Это и объясняет идею общего, несводимого к сумме единичных компонентов.

Пройти тест на темперамент

Активное развитие гештальтпсихологии началась в 20-е годы XX столетия с публикации работ психологов М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки. К. Левина. В Германии сложилась Берлинская школа гештальтпсихологии, позже начал выходить журнал о психологических исследованиях. В своих статьях ученые поднимали темы динамики личных потребностей, творческого мышления, аффектов, силы воли, памяти и когнитивной психологии. Были описаны основные типы конфликтов, ставшие впоследствии базой конфликтологии.

Тогда же были выделены определяющие организацию восприятия принципы:

  1. Близости. Распределенные рядом в пространстве и времени элементы воспринимаются единым целым.
  2. Сходства. Схожие элементы воспринимаются целостно, образовывая замкнутый круг.
  3. Непрерывности. Восприятие связывает элементы в непрерывную последовательность.
  4. Замкнутости. Сознание стремится завершить все незавершенное.
  5. Целостность. Восприятие идет по пути упрощения целого.
  6. Общей зоны. Повседневное восприятие формируется из прошлого и настоящего опыта.
  7. Фигуры-и-фона. Все, что в данный момент наделяется большим смыслом, воспринимается как яркая фигура на более размытом общем фоне изображения.

Все эти принципы объединяет закон равновесия: психика человека в любых обстоятельствах стремится к стабильности. Сама гештальт психология выводит на первый план одновременное осознание происходящего здесь-и-сейчас на эмоциональном, телесном, интеллектуальном уровнях.

Гештальт терапия Фредерика Перлза.

Исследования в Европе прекратились с приходом фашизма, поэтому все основные изыскания переместились в Америку.

В это же время Ф. Перлз и его жена Лора (доктор гештальтпсихологии), создали свою систему психотерапии. Со своими учениками и единомышленниками они разработали теоретические идеи и прикладное приложение принципиально нового подхода к терапии. Отталкиваясь от идей психологии восприятия, они расширили понятия гештальта и повлияли на развитие современной практической психологии. В 1951 году было издано первое руководство по самоисследованию с примерами из терапевтической практики «Практикум по гештальт-терапии». Этот набор техник для работы с текущими самоощущениями пациента и сегодня считается главным пособием в работе гештальттерапевтов.

Перлз считал, что наибольшим терапевтическим эффектом обладают групповые занятия. Для этого в 1970 году решил основать киббуц-общину, где можно было жить гештальтом 24/7. По задумке в киббуц-группе можно было находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, совмещать психотерапию с работой, отдыхом. Но автор идеи умер, не реализовав свой замысел.

Позже базовая техника психотерапии стала основой для интегративной гештальт-терапии Иллариона Петцольда, которая больше значения уделяет здоровью, духовности человека, креативности, фантазии и творчеству. Другое направления терапии – социогештальт использует гештальт подход для внутреннего преобразования учреждений: школ, больниц, госучреждений. Большие организации рассматриваются как единый организм, который способен страдать от устаревших установок или недостаточного знания о самом себе.

В 50-60-х годах гештальтпсихология развивалась в США в рамках клинической терапии. В 70-е годы вернулась в Европу и нашла применение в индивидуальном, групповом и семейном консультировании, тренингах личностного роста, профессиональных семинарах, подготовке психотерапевтов педагогике.

Пройти тест на характер человека

Гештальт: теория и практика в подготовке психотерапевтов.

На фоне всеобщего интереса к психологической грамотности гештальттерапия находится на пике популярности. Особенно в Европе, где есть немало «культурно-психологических» предпосылок: психоанализ, феноменология, позитивная и телесно-ориентированная психотерапия, цветотерапия. Практикой и преподаванием гештальт-терапии занимаются высшие школы. Существует несколько международных организаций: Американская (AAGT) , Европейская (EAGT), Образовательная федерация (FORGE).

Принципы гештальт-педагогики основаны на теории Ф. Перлза, сравнивавшего обучение с едой. Вначале еду нужно рассмотреть, опробовать, откусить, разжевать, переварить и только после этого она стает частью организма. Чтобы обучение заинтересовало студентов, оно должно быть таким же аппетитным, полезным, возбуждающим интерес (аппетит) и отличным от того, что они узнали раньше.

Обучение в гештальт-педагогике предполагает минимум теории и максимум действия: игр, упражнений, экспериментов, побуждающих отойти от обсуждения психологического феномена к его разбору, проживанию на личном опыте. Во время обучения студент  устанавливает контакт окружающей средой, в качестве которой выступает преподаватель, аудитория, одногруппники, теоретический и практический материал. Эксперименты больше похожи на реальные сеансы психотерапии, где в роли психотерапевта и клиента выступают сами студенты. Преподавателю отводится роль супервизора – опытного наставника и консультанта.

Целостная картина гештальта в рекламе.

Считается, что визуальные образы изменили культуру XXI века. Конфигурации-гештальты выведены на основе зрительного восприятия. Это дополнительно объясняет популярность гештальт терапии. Раньше «картинку» воспринимали как подготовительную фазу для мыслительного процесса. Сегодня визуальное изображение стоит на первом месте – это фильмы, видеоролики, комиксы, фотографии.

Маркетологи также почерпнули из теории визуального мировосприятия немало практических идей. Когда мозгу дают готовую картинку, он перестает мыслить критически, и тогда на поведение воздействуют внешние стимулы и другие факторы. Так что базовые принципы гештальтпсихологии активно применяются в визуальном маркетинге и веб-разработке дизайна сайтов:

  • Закон «сходства» применяется интернет-магазинами для стимулирования продаж – программа объединяет разные товары одним цветом фона. Покупатель воспринимает несколько позиций в каталоге как единое целое, в итоге заказывает не один, а несколько товаров.
  • Закон «завершенного образа» чаще применяется в логотипах – когда мозг мысленно дорисовывает недостающие элементы в общий рисунок. Яркий пример – логотип компании Apple в виде «надкусанного яблока».
  • Закон «фигуры и фона» особо востребован у маркетологов, которые любят создавать эффектный контраст и тем самым вызвать интерес к нужному объекту. Это черно-белые изображения, картинки черным по черному, белым по белому.

Пройти тест на тип личности

Критика гештальт-психологии.

Главный довод критиков направлен на то, что позиция гештальтистов опирается на незаконченную, не подтвержденную на практике теорию. А последователи гештальтпсихологии слишком заняты теоретическими формулировками и уделяют мало внимания экспериментальному подтверждению своих гипотез.

Одним из первых критиков гештальтпсихологии был русский академик И. П. Павлов. В 1934 году он выступил с докладом, где высказался о представителях нового направления в психотерапии: «…играют исключительно словами, а не обращаются к действительности». Главной целью критики бал основной подход к познанию «целого целиком». По мнению Павлова познать целое, не разламывая его на части, невозможно. Это как с машиной – как можно понять ее устройство, если не разобрать на детали, не разобраться во влиянии одной части на другую.

Позже критике подвергались теория инсайта, анализ природы мыслительных процессов, результаты экспериментов, главные принципы терапии. Сами гештальтисты признают теоретические противоречия, но утверждают, что возможное непонимание связано с недостаточными знаниями практикующих психотерапевтов, распространяющих ложные представления о терапии. В любом случае эти противоречия используют как дополнение к общей системе.

Какие проблемы решает гештальт?

По мнению Ф. Перлза цель психотерапии – помочь клиенту обрести самопознание, разобрать запросы и научиться опираться на собственные силы. Поэтому любой психотерапевтический прием должен основываться на принципах человеческого поведения и быть понятным для клиента.

Перед походом к гештальтисту нужно знать и помнить: психотерапевт не решает конкретную задачу. Он помогает клиенту осознать первопричину проблемы и научить.

1. Оставаться в контакте с самим собой.

Понимать и не игнорировать свои желания, потребности в тот момент, когда они возникают, не перебегая в прошлое или будущее; ощущать эмоциональное и физическое состояние: удобно ли я сижу, что болит/не болит, что я могу сделать, чтобы позаботиться о себе.

2. Пребывать в контакте с окружающими.

Улавливать изменения настроения, эмоции, слушать речь, понимать ее содержание; распознавать невидимые с первого взгляда мотивы поступков; грамотно взаимодействовать с окружающими, делиться опытом, получать знания.

3. Найти оптимальный баланс контакта с самим собой и с другими.

Часто происходит, что один человек больше «уходит» в общение, а другой полностью погружается в себя. Это значит, что человек просто не осознает своих действий, не делает выбора, живет по привычному сценарию.

4. Снимать мышечные блоки, телесные зажимы.

Отслеживать, принимать движения пальцев, глаз, шеи; понимать первопричину болезненных или неприятных физических ощущений, которые игнорировались раньше; избавиться от пренебрежительного отношения к телесности, свойственного нашей культуре.

5. Осознанно проживать жизненные ситуации.

Грамотно интерпретировать текущий момент; находить причинно-следственные связи в каждой конкретной ситуации; не пытаться соответствовать чужим ожиданиям; не переносить свои ощущения на другого человека, не принимать его ощущения за свои собственные;

Пройти тест на самооценку

6. Оставаться здесь-и-сейчас.

Ощутить присутствие в настоящем времени: прочувствовать свои эмоции, не наслаивая на них воспоминания о прошлом или мысли о будущем; не совершать действий «на автопилоте»; простить детские обиды на родителей; понимать смысл прочитанной главы из книги, распробовать вкус блюда, слышать музыку.

7. Понимать и использовать сны для самостоятельной терапии.

Записывать повторяющиеся, кошмарные, самые интересные и непредсказуемые сны; уделять особое внимание снам, которые снились ночью после сеанса психотерапии; понять, какое послание сознание заложило в этот сон; правильно расшифровать сон для того, чтобы лучше понять самого себя.

8. Правильно работать с чувствами.

Распознавать, осознавать, интерпретировать, выражать эмоции; понять взаимосвязь непрожитых чувств с телесными зажимами, физическими заболеваниями; проживать эмоции на полную силу вместо того, чтобы чувствовать себя бездушными роботами.

9. Определять важность фигуры на общем фоне.

Понять, что решение проблемы обычно лежит на поверхности; отучиться придумывать себе невероятные проблемы, цепляться за них; сознательно переводить фокус внимания на свои настоящие потребности, вместо того, чтобы размышлять о непрожитом или дожидаться будущего.

10. Закрывать незавершенные гештальты.

Вспомнить, воссоздать и прожить заново незаконченные ситуации; довести до логического завершения прерванную ссору, отношения; использовать особые приемы для того, чтобы рассказать о своих чувствах и попытаться понять чувства другого; завершить долгоиграющие проблемы на работе, в отношениях.

11. Расширить зону самосознания.

Осознать себя как индивидуальность; адекватно оценивать свои таланты, навыки, способности, интеллект, действия; не переносить неудачный старый опыт в настоящую жизнь; не отождествлять себя с мнением окружающих.

12. Освоить самотерапию.

Каким бы опытным не был терапевт, он не даст конкретного совета по поводу того или иного клиентского запроса. Во время сеанса он подмечает закономерности, конкретизирует или обобщает, приводит примеры. То есть делает все, чтобы клиент сам осознал проблему и увидел приемлемый для себя способ поменять сложившийся способ жизни на более успешный.

Гештальт помогает обратиться к себе в текущей настоящей ситуации: пережить, поплакать, разобраться в ощущениях, позаботиться о себе, открыто сказать о своих потребностях. Конечно, он не решит все проблемы одномоментно, не сделает человека богатым после первого сеанса терапии. Но счастливее сделает наверняка.

Пройти тест на уверенность в себе

Гештальт-психология: определение, принципы и примеры

«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Когда зрители приезжают со всего мира только для того, чтобы увидеть шедевр, их мозг воспринимает то, что задумал Леонардо да Винчи — ухмыляющуюся женщину, сидящую на фоне красивого пейзажа. Однако то, что зритель не сразу видит, так это каждый мазок, созданный да Винчи. Психология гештальт-теории, созданная как школа мысли в 1912 году, могла бы дать этому объяснение.

  • Что такое гештальт-психология?
  • Какие психологи внесли свой вклад в гештальт-психологию?
  • Каковы ключевые принципы гештальт-психологии?
  • Каковы современные приложения гештальт-теории?

Что такое определение гештальт-психологии?

На немецком языке слово «гештальт» приблизительно переводится как «конфигурация» или «структура».

Гештальт используется для определения конфигурации, в которой сумма многих частей составляет целое.

Теория гештальт-психологии — это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать человеческий разум в целом, а не сосредотачиваться на его более мелких компонентах. Гештальт-психологи также используют эту точку зрения, чтобы понимать и наблюдать за поведением.

Теория гештальта Психология против структурализма

Гештальт-психология была разработана в соответствии с философской школой Уильяма Вундта и Эдварда Б. Титченера, называемой st структурализмом . Давайте посмотрим, чем эта теория отличается от структурализма.

Структурализм Гештальт-теория Психология
Психологи наблюдают за основными компонентами психических процессов. Психологи должны наблюдать за психическими процессами в целом.
Бран фокусируется на взаимодействии мелких частей, чтобы понять сложные восприятия. Мозг воспринимает целое раньше, чем отдельные части.
Больше внимания уделяется самоанализу. Больше фокусируется на восприятии.

Кто самые важные ученые в гештальт-теории психологии?

Одними из самых влиятельных ученых в области психологии гештальт-теории являются Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.

Макс Вертхаймер: основатель гештальт-психологии

Родившийся 15 апреля 1880 года немецкий психолог Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Влияние Вертгеймера было установлено благодаря его статье 9.0069 Экспериментальные исследования восприятия движения (1912). В этой статье Вертхаймер изложил основные идеи гештальт-теории. Он также считал, что теория гештальта должна быть институционализирована, что повлияло на создание Института гештальта в Кливленде.

Вольфганг Келер

Вольфганг Келер, родившийся 21 января 1887 года, тесно сотрудничал с Вертхаймером. Келер проявлял особый интерес к естественным наукам и физике. Он был первым, кто ввел понятие психофизического изоморфизма.

Психофизический изоморфизм Теория утверждает, что перцептивный стимул, воспринимаемый мозгом, соответствует активности мозга и общему состоянию.

Одним из наиболее значительных вкладов Келера была его книга под названием « Менталитет обезьян» (1917), , в которой он обсуждает свой анализ интеллекта обезьян.

Курт Коффка

Курт Коффка, который также тесно сотрудничал с Вертхаймером, был известен тем, что расширил концепции гештальта, включив в них движение, память и обучение. Коффка изложил эти новые принципы в своей статье 9.0069 Принципы гештальт-принципов (1935).

Что такое принципы гештальт-психологии?

С момента своего основания в качестве школы мысли гештальт-психологи и теоретики определили несколько гештальт-принципов.

A Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения устройства и восприятия мира.

Давайте рассмотрим несколько примеров гештальт-принципов, включающих группировку . Сюда входят фигура-фон, подобие, близость, непрерывность, замыкание,

Примеры гештальт-психологии

Следующий текст исследует шесть принципов гештальт-психологии на различных примерах.

Фигура-фон

Фигура-фон — это принцип, согласно которому мозг воспринимает объект (или фигуру) как часть своего окружения (или фона).

В этом примере мозг видит либо одно лицо на черном фоне, либо два лица на белом фоне. Фигура-фон также может относиться к слуху. Например, если вы находитесь в переполненной комнате, но догоняете друга, голос вашего друга будет 9.0069 цифра , а другой голос земля . Фигура-фон непрерывно переключается назад и вперед (т. е. вы можете переключить свое внимание на голоса в комнате и отключить голос вашего друга).

Сходство

Сходство — это принцип, согласно которому мозг группирует похожие объекты вместе.

Диагональная линия буквы, StudySmarter Original

В этом примере мозг группирует букву «о» вместе и воспринимает диагональную линию, а не каждую «о» по отдельности.

Близость

Близость — это принцип, согласно которому мозг группирует объекты, находящиеся поблизости.

Два объекта, составленные из четырех линий, StudySmarter Original.

Здесь вы, наверное, впервые увидели две цифры, а не четыре отдельные линии. Ваш мозг группирует объекты близко друг к другу, прежде чем увидеть каждый отдельный объект.

Непрерывность

Непрерывность — это принцип, согласно которому мозг видит гладкие или непрерывные узоры, а не разрозненные узоры, состоящие из более мелких частей.

Три пересекающихся железнодорожных пути, freepik. com

На этом изображении мозг сначала видит три пересекающихся железнодорожных пути, а не множество непересекающихся линий. Это связано с его тенденцией видеть непрерывные линии.

Замыкание

Замыкание — это принцип, утверждающий, что мозг формирует цельный объект в любых промежутках.

Квадраты плиточного пола с пересекающимися цветами, freepik.com

Несмотря на то, что цветы на этом плиточном полу пересекаются с углами каждого квадрата, мозг все еще видит квадраты. Это происходит из-за того, что мозг заполняет промежутки, чтобы увидеть полную форму.

Prägnanz

Prägnanz — это основной закон, который гласит, что наш мозг пытается упростить сложные формы, видя более простую форму.

Круг со сложными формами и узорами, pixabay.com

Наконец, мозг сначала увидит один большой круг, а не каждую отдельную форму или узор. Принципы гештальта также могут исследовать восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.

Современные приложения гештальт-теории

Некоторые современные приложения психологии гештальт-теории включают:

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия была первоначально разработана немецким психиатром и психоаналитиком по имени Фриц Перлз. В 1952 году Перлз основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. В этом новом подходе к психотерапии пациент начинает с объяснения своих проблем своему терапевту.

Затем терапевт начинает задавать вопросы, которые помогают пациенту определить более широкие выводы, опровергающие сумма своих переживаний. Этот подход к психотерапии должен был помочь пациенту сформировать более глубокое чувство самосознания и саморефлексии. Гештальт-терапевты стремятся использовать исключительно вопросы как или что, а не почему , чтобы помочь пациенту сосредоточиться на настоящем.

Искусство и дизайн

В 1912 году Вертхаймер открыл еще один гештальт-принцип, названный феноменом фи .

Phi-феномен утверждает, что неподвижные объекты, показанные быстро, кажутся движущимися.

Этот гештальт-принцип используется в качестве основы для кинофильмов. Например, в анимационных постановках используется серия неподвижных изображений, которые быстро показываются, чтобы оживить изображения.

Мы также видим гештальт-теорию психологии в искусстве. Художники используют эти принципы, чтобы контролировать то, что они хотят, чтобы их зрители увидели. Например, художник может использовать небольшие вырезки из журнала для создания портрета женщины. Затем они используют принципы гештальт-психологии, чтобы понять и направить свои решения для создания желаемой иллюзии.

Образование и обучение

Наконец, психология гештальт-теории полезна в образовании и обучении. Например, учителя могут поощрять своих учеников находить взаимосвязь между более мелкими идеями в качестве метода решения проблем. Или можно предложить учащимся использовать гештальт-принцип закрытия, чтобы заполнить пробелы и углубить свое понимание темы или идеи.

Гештальт-психология – основные выводы

  • Теория гештальт-психологии – это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать за человеческим разумом в целом, а не фокусироваться на его более мелких компонентах.

  • Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Он усердно работал со своими помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой.

  • Гештальт-психология была разработана в соответствии со школой мысли Уильяма Вундта, называемой структурализмом, утверждая, что психологи должны сосредотачиваться не на основных компонентах психических процессов, а на том, как основные компоненты образуют единое целое.

  • Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения структуры и восприятия мира. Они могут включать визуальную группировку, восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.

  • Некоторые современные применения гештальт-теории включают гештальт-терапию, искусство и дизайн, образование и обучение.

Теория гештальта: повторение психологических принципов, которые должен знать каждый дизайнер

В последнее время теория гештальта (также гештальтизм ) приобрела огромную популярность, особенно среди дизайнеров. На самом деле, это похоже на тенденцию. Тем не менее, принципы гештальта очень полезны, и дизайнеры должны знать о них.

Большинство авторов обсуждают принципы гештальта в абстрактной форме. Другие сосредотачиваются на полиграфическом дизайне. Статей о гештальтизме в цифровых продуктах немного. Хотя цифровые и печатные продукты поначалу разные, они придерживаются одних и тех же правил компоновки. Детали могут отличаться от печатных публикаций, но идеи остаются актуальными.

В этой статье я хочу подчеркнуть влияние гештальтизма на цифровой дизайн. Кроме того, я хочу объяснить, как и почему гештальтизм вообще работает. Я также написал статью, в которой подробно обсуждаются отдельные принципы и иллюстрируется их применение в цифровом дизайне.

Вы можете использовать принципы гештальта, не зная основы гештальт-психологии. Вероятно, вы уже используете некоторые принципы в своих проектах. Однако гораздо интереснее использовать принципы гештальта для объяснения своей работы. Клиенты и коллеги поймут ваши рассуждения и почему ваше решение работает. Для этого важно не только знать, что есть принцип, но и почему и как он работает.

Прочитайте статью Лукаса Опперманна о гештальт-принципе близостиГештальт-принцип близости для дизайнеров, объяснение

 

Гештальт-психология в двух словах

Гештальт-психологи утверждают, что нам необходимо систематизировать то, что мы видим, чтобы понять мир. Каждую секунду на сетчатку попадает почти бесконечное количество информации. Без использования шаблонов для упорядочения мы бы перегрузили наш мозг.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. (Источник: www.gestaltcleveland.org).

Психологи описывают этот процесс упорядочения как объединение ощущений в связные сцены. Результатом этого процесса является восприятие . Восприятие – это субъективно переживаемый, сознательный результат процесса восприятия.

Что такое восприятие?

Восприятие — это представление о том, на что похоже, которое вы получаете от своих чувств. (Источник: Кембриджский словарь английского языка).

Идея в том, что мы понимаем наш мир, видя его целиком, а не отдельные части.

 

Истоки гештальт-психологии

Название «гештальт-психология» не имеет четкого определения. Он используется для многих психологических идей, связанных с восприятием. Основой для всех идей является статья Кристиана фон Эренфельса (члена школы Брентано), написанная в 1890 году. В ней он ввел понятие «гештальт» в философию и психологию.

Берлинская лаборатория экспериментальной психологии определила то, что мы знаем как гештальт-психологию. Основан в 189 г.3, он был частью Берлинской школы экспериментальной психологии. Когда Вольфганг Келер возглавил это направление в 1922 году, оно стало школой гештальт-психологии. Вместе с Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой он основал гештальт-психологию в том виде, в каком мы ее знаем.

Название происходит от немецкого слова «гештальт», что означает форму или форму. Гештальт-психология или гештальтизм описывает школу мысли в психологии и фокусируется на нашей способности находить организационные принципы в ощущениях.

В основе гештальт-психологии лежит идея, описанная фон Эренфельсом в его статье. Восприятие обладает качествами, отличными от простого сочетания сенсорных качеств. Чтобы понять это, сначала нужно узнать, что психологи подразумевают под «качеством» восприятия. Качество описывает ощущение в сенсорной области, такой как зрение или слух. Электромагнитная волна, попадающая на нашу сетчатку, может, например, иметь качество «красный» или «синий».

Курт Коффка перефразировал это так: «Целое есть нечто иное, чем сумма его частей». (Часто ошибочно указывается как «больше чем».)

Произошла ошибка.

Невозможно выполнить JavaScript. Попробуйте посмотреть это видео на сайте www.youtube.com или включите JavaScript, если он отключен в вашем браузере.

Представьте себе кошку. Что вы замечаете в первую очередь? Вы воспринимаете кошачьи ноги, кошачьи уши, кошачье тело и кошачью голову, или вы видите кошку? Макс Вертгеймер утверждал, что на самом деле мы сначала воспринимаем кошку целиком. Только раз мы увидели кошку, мы можем увидеть отдельные части, из которых она состоит.

Психологи сказали бы, что «гештальт» первичен в восприятии. Это означает, что целое определяет части, из которых оно состоит. Обратное означало бы, что целое — это «вторичное качество», возникающее из его частей. Это означало бы, что вы сначала видите детали.

Поскольку гештальт первичен в восприятии, вы видите кошку, а затем короткие ноги.

Одна из критических замечаний в отношении гештальт-психологии заключается в том, что она носит описательный характер. Это означает, что он описывает только психологические явления. Он не может делать прогнозы или определять причинно-следственные связи. Кроме того, поведение интерпретируется исходя из опыта человека. Это называется качественным исследованием, которое некоторые считают менее надежным.

Однако в последнее время некоторые количественные исследования поддержали идею гештальт-психологии. Количественные исследования фокусируются на больших наборах данных, а не на интенсивных личных опросах.

Узнайте больше о дизайне от Лукаса Опперманна в сети экспертов Built In11 Преимущества систем проектирования для дизайнеров, разработчиков, владельцев продуктов и команд

 

Что такое гештальт-принципы?

Закон prägnanz является фундаментальным принципом гештальт-психологии. В нем говорится, что мы организуем переживания (ощущения), чтобы они были регулярными, упорядоченными, симметричными и простыми.

Добавить комментарий