8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология. Шпаргалки
8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология. ШпаргалкиВикиЧтение
Юридическая психология. ШпаргалкиСоловьева Мария Александровна
Содержание
8. Социально-психологические особенности личности
Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул – реакция» и видели в поведении человека только смену ролей (репертуар поведения по Б. Скиннеру).
Однако получая от коммуникаций с другими людьми и группами людей характерные для них установки, личность сама решает, что ей выбрать, а от чего отказаться. Личность свободна в выборе и является не только объектом, но и субъектом общественных отношений.
Личностью принято называть конкретного человека, представителя определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), который способен осознавать свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включен в отношения с этой действительностью, занят определенным видом деятельности, наделен индивидуальными и социально-психологическими особенностями, т. е. уникален.
Уникальность личности определяется своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими и физиологическими особенностями организма, воспитательным влиянием окружающей среды и общества, профессиональной сферой деятельности индивида. Биологически особенности личности основаны на специфике функционирования нервной системы человека, анатомические и физиологические особенности накладывают отпечаток на психическую деятельность и поведение.
Окружающая среда и социум влияют на предпочтительный выбор человеком стиля и цели жизни, причем, пребывая внутри общества, человек усваивает характерные для данного общества предпочтения в области морали, политики, быта, религии и т. п. На человека влияет как общество в целом (макросреда), так и группы социума, в которые индивид входит (семья, школа, рабочий коллектив и т. п.) – т. е. микросреда. Огромное значение для развития имеет профессиональная деятельность (труд), которой занят человек. Профессиональная деятельность (а также творчество) способствует самовыражению и самореализации личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Социально — психологические теории и «дух времени»
Социально — психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки
Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней
Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности – не только врожденное качество, но и
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Особенности поведения изменяющего брачному партнеру супруга в семье и за ее пределами во многом зависят не только от объективных обстоятельств, провоцирующих его на супружескую
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек»
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.
10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений
10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений Значительным барьером развития экономики является правовой бссирсдсл в обществе. К сожалению, этот фактор носит в основном объективный характер. Однако и здесь мы видим субъективные
18. Социально-психологические характеристики личности
19.
Социально-психологические типологии личности19. Социально-психологические типологии личности Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.Типология включает три уровня:1) низкий уровень:а) рассудочный тип – характеризуется развитой
71. Социально-психологические аспекты этнопсихологии
76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры
76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры Криминальная субкультура – это культура взаимоотношений, существующая в криминальной среде, которая вступает в противоречие с общечеловеческой культурой.
78. Социально-психологические аспекты наркомании
78. Социально-психологические аспекты наркомании Наркомания (греч. nark? оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) – заболевание, вызванное систематическим употреблением наркотических средств и проявляющееся в психической, а иногда и физической зависимостью от
Глава 6 Социально-психологические феномены
Глава 6 Социально-психологические феномены Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ В жизни людей существует система более или менее замкнутых психологических миров, внутри которых человек живет, как правило, всю свою жизнь. В них он черпает основание для утверждения своеобычности, своей
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Вернемся к теме социально-психологического мира, к этому ключевому понятию.Снова повторю, что социально-психологические миры необходимо в первую очередь четко отделять от вертикальной структуры общества, от социальных
Социально-психологические феномены групп
Социально-психологические феномены групп Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.Социальная фасилитация (от
§ 1. Психологические особенности личности следователя
§ 1.
Социально-психологические свойства личности современного учителя начальных классов
К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых серьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности ученика, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на ученика огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя.
Today the personality of the elementary school teacher should meet a number of serious requirements. Some personal skills are not inherited. Identification of the personal identities of the elementary school teacher relies on the theoretical explanation of the process of the professional self-identification. Every teacher is individual. When we discuss the development of the pupil’s identity we forget about the teacher. Influence of the personality of the teacher is huge and pedagogic technics will never replace it. The statue of a school states the professional duties of a teacher. What social-psychological personal features should contempopary elementary school teacher have? That is why making a social-psychological profile will help elementary school teacher not only to sort oneself out but to make better the professional capabilities.
Результативность профессиональной деятельности учителя начальных классов зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Можно выделить наиболее значимые для учителя начальных классов гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, красноречие и др.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие.
Роль личностных качеств учителя начальных классов несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.
Личностные качества учителя начальных классов можно разделить на три группы.
1. Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы — восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния — усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.
2. Психологические качества, характеризующие учителя начальных классов как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.
3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность (сочувствие, сопереживание), аттрактивность (позитивное чувство, состояние любви), красноречие и другие. [1, 2]
Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов.
Ученые сформулировали требования к процессу общения учителя и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. [4]
Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.
Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности воспитанника, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил. [3]
Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.
Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.
Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам. Чаще всего встречаются смешанные типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов. Поэтому, чтобы точно определить тип темперамента учителюможно использовать тест Айзенка. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.
Соционический тип поможет определить Тест Мегедь — Овчарова.
Благодаря современным инновациям все виды тестирования можно пройти в интернете онлайн и получить подробные выводы и описание.
Э. Шостром выделяет два типа личности — манипулятор и актуализатор (Шостром Э.).
Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
Манипуляторы |
Актуализаторы |
ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств |
ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой |
НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать |
ОСОЗНАННОСТЬ (охотник, жиз-ненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни |
КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит под постоянным контролем не только себя, но и других, скрывая от них свои мотивы |
СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своего мнения. Он хозяин своей жизни — субъект, а не объект |
ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым |
ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас |
Своеобразно влияет на формирование социально-психологических качеств человека и его принадлежность к определенной религиозной конфессии.
В настоящее время существует большое количество методик, которые помогают разобраться в себе. Только разобравшись в себе учитель начальных классов может составить свой социально-психологический портрет.
При составлении социально-психологического портрета современного учителя начальных классов можно порекомендовать следующие методики:
1. Тест Мегедь — Овчарова
2. Тест Айзенка
3. Тест Гуленко
4. Метод Амтхауэра
5. Методика Леонгарда — Шмишека
6. Индивидуально-типологический опросник Л. Н Собчик
7. Опросник Томаса
8. Тест Сонди — Метод портретных выборов
9. Методика диагностики самооценки
10. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
Таким образом, правильно разработанный социально-психологический портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать современный учитель начальных классов. [5, 6, 7]
Изучение собственного психологического портрета, на наш взгляд, не только очень важно, но и очень полезно. Проделанные тесты помогают учителю лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера, а также — в профессиональной деятельности. Составив свой социально-психологический портрет, учитель может выявить какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Учителю нужно быть требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе.
Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности педагогов. Учителя начальных классов всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов являются базисными при становлении профессионального мастерства.
Литература:
1. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) — ISBN 5–98119–390–5.
2. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
3. Никитина Л. Е. Психология личности. Учебник для высших учебных заведений. — М., 2003.
4. Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения. / Учителю о педагогической технике. — М.: 2004.
5. http://www.tests-tests.com/
6. http://www.24open.ru/psytest/?quest/
7. http://www.mirtestoff.ru/test/test_majers_briggs.php
Основные термины (генерируются автоматически): класс, профессиональная деятельность, современный учитель, социально-психологический портрет, качество, личностное качество учителя, учитель, личность педагога, требование, высокий уровень.
Психолог ЮУрГУ рассказала, какие черты характера помогают студентам учиться онлайн
Тренд нашего времени – дистанционное обучение – для некоторых студентов оказался непростым испытанием. Психологи считают, что дело в недостатке социально-психологических характеристик, необходимых для онлайн-работы. Каковы эти качества и как вы можете улучшить их в себе? Мы пообщались с заведующей кафедрой общей психологии, психодиагностики и консультирования БМБ ЮУрГУ, кандидатом психологических наук Светланой Морозовой.
– Что такое социально-психологические черты личности?
– Социально-психологические черты личности представляют собой совокупность определенных качеств, характеризующих, во-первых, социальные способности человека, во-вторых, социальное поведение и позицию личности, т.е. их активность, ответственность, склонность к помощи и сотрудничеству.
Можно сказать, что социально-психологическими чертами личности являются те свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в совместной деятельности с другими людьми, в общении с ними. Они являются частью характера человека. Специалисты активно используют понятие «социально-психологические свойства», однако следует отметить, что до сих пор существует методологическая проблема и неоднозначность его использования.
– Какие характеристики выделяют специалисты?
– Психологи выделяют такие свойства, как социальные чувства, ценностные ориентации, социальные установки, притязания, стереотипы, мировоззрение. В зависимости, например, от профессиональных групп предъявляются разные требования к этому набору свойств. Например, психологам нужна общительность, взаимопонимание; общий интеллект, стрессоустойчивость, поддерживающая стиль общения; динамичность и гибкость; эмоциональная сдержанность и толерантность, умение сдерживать себя, скрывать непроизвольные оценки и эмоциональные реакции; высокий уровень общей культуры поведения, профессиональный такт. Для руководителей — организаторские качества, целеустремленность, гибкость, деловитость, настойчивость, дисциплинированность, инициативность, коммуникативные и интеллектуальные качества.
— Как определить, какими свойствами обладает человек?
– Узнать больше о социально-психологических свойствах своей личности можно с помощью специальной диагностики. Без него невозможно прийти к точному заключению; психологи с профессиональным стажем могут только предположить, какой человек перед ними сидит: общительный, эмоциональный, замкнутый и так далее.
Если вспомнить, что социально-психологические свойства являются составной частью характера, то можно добавить, что они определяются отношением человека к другим людям (коллективность, чуткость), к своему труду (трудолюбие, добросовестность, инициативность), к вещам (осторожность, бережливость) и, наконец, к себе (самокритичность, самоуважение).
Фото: заведующая кафедрой общей психологии, психодиагностики и консультирования медико-биологической школы, кандидат психологических наук Светлана Морозова.
– Можете ли вы определить свои социально-психологические характеристики?
– Диагностика личности должна основываться на ясных и точных представлениях о предмете и объекте исследования. Не советую изучать себя через сайты с бесплатным доступом к психологическим тестам. Это как заниматься самолечением и ставить диагноз без врача. Но самообразование – достойное хобби: развивать в себе личные и профессиональные качества, находить качества личности, которые хотелось бы укрепить, приумножить, развить в своем характере.
— Почему важно знать социально-психологические особенности своей личности?
– Знание себя помогает нам адаптироваться в обществе и продуктивно достигать поставленных целей. Понимание собственной психологии делает людей гармоничными в жизни. Так, например, в одном исследовании мы получили данные о том, что успешной профессиональной деятельности препятствуют такие социально-психологические характеристики, как экстернальность, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, авторитарный стиль поведения в отношениях с окружающими. Работая над личностными качествами, мы можем сделать нашу собственную реализацию в различных сферах жизни более эффективной.
– Как эти характеристики связаны с возможностью работать и учиться онлайн?
— На основании наших экспериментальных данных мы можем объяснить, какие характеристики важны для онлайн-работы. Прежде всего: уверенность, порядочность, нацеленность на командную работу, высокая мотивация, личная заинтересованность и полученные от работы эмоции.
— Значит ли это, что люди, не обладающие этими характеристиками, хуже справляются с работой в сети? Что им делать, если да?
— Это правда, что низкая мотивация мешает людям добиваться положительных результатов, и не только в онлайн-работе. Что они могут сделать? Их мотивация и ответственность должны быть улучшены, иначе они останутся малоэффективными, непродуктивными работниками и впоследствии будут искать новую работу.
— Можно ли воспитать в себе необходимые качества для онлайн-работы?
– Конечно. В человеческой личности нет таких качеств, которые вообще нельзя было бы изменить. Пока человек жив, он развивается, а значит, меняется. Здесь все зависит от человека — воспитывает он эти качества или нет.
Говоря об уникальности личности, хотелось бы отметить, что личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Два человека могут выполнять одну и ту же задачу и при этом стремиться к одной и той же цели. Но один может работать с энтузиазмом, все пустить в дело, а другой может работать добросовестно, но апатично, руководствуясь только своим холодным чувством долга.
Афоризм неизвестного автора говорит о способности человека развить свой характер и тем самым изменить свою судьбу: «Посеешь мысль, пожнешь поступок. Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер . Посей характер, пожнешь судьбу».
Дарья Цымбалюк, фото pexels.com, личный архив С.В. Морозова
Что такое социальная психология? Теории, примеры и определения
Социальные психологи изучают силу мысли и восприятия для формирования действий и закрепления эмоциональных связей. Уильям Шекспир представил один из самых ранних известных примеров понимания, достойного социального психолога, в своей самой сложной в психологическом отношении пьесе «Гамлет».
Когда осажденный принц Дании объясняет, почему он считает свою родину тюрьмой, а не раем, он размышляет: «Почему же… нет ничего ни хорошего, ни плохого, но мышление делает таковым. Для меня это тюрьма». Представленная ли социальная психология как игра ума («мышление делает ее таковой») или как исследование повседневных мыслей и действий, она занимается объяснением некоторых из глубочайших тайн человеческих отношений и поведения.
Что такое социальная психология? Это научное исследование того, кто мы есть, кем мы себя думаем, и как эти представления формируют наш опыт как личности и общества.
Социальная психология — одна из самых широких и сложных подкатегорий психологии, потому что она связана с самовосприятием и поведенческим взаимодействием между людьми, составляющими общество. Далее следует обзор социальной психологии как науки, включая ее происхождение, ее теории человеческого познания и поведения, а также образовательные пути к тому, чтобы стать социальным психологом, что может включать получение степени бакалавра искусств в области психологии.
Социальная психология Определение
Сегодня исследователи и ученые изучают почти каждый аспект человеческого существования через призму психологии. Американская психологическая ассоциация (АПА) перечисляет 15 областей психологии, включая клиническую психологию, мозговую и когнитивную психологию, психологию развития и количественную психологию.
Социальная психология изучает влияние присутствия и поведения других людей на индивидуальное или групповое поведение.
АПА определяет социальную психологию как «изучение того, как на мысли, чувства и действия человека влияют» другие люди, будь то «реальные, воображаемые или символически представленные». По сути, даже простое представление о том, как другой человек наблюдает за вами, влияет на то, как вы будете обрабатывать информацию, вести себя и реагировать — и именно это пытаются понять социальные психологи.
На какие вопросы отвечает социальная психология?
Главный вопрос, над которым размышляют социальные психологи, заключается в следующем: как и почему на восприятие и действия людей влияют факторы окружающей среды, такие как социальное взаимодействие?
В поисках ответа на этот основной вопрос исследователи проводят эмпирические исследования, чтобы ответить на конкретные вопросы, такие как:
- Как люди меняют свои мысли и решения на основе социальных взаимодействий?
- Является ли поведение человека точным показателем личности?
- Насколько целенаправленно социальное поведение?
- Как социальное восприятие влияет на поведение?
- Как формируются потенциально деструктивные социальные установки, такие как предрассудки?
Например, вы когда-нибудь замечали, что ведете себя и думаете иначе среди знакомых вам людей, чем среди незнакомцев? Вы когда-нибудь задумывались, почему это так? Социальные психологи проводят свою карьеру, пытаясь найти ответы на подобные вопросы и то, что они могут означать.
Истоки области социальной психологии
Психология как область научных исследований остается относительно новой, однако ее важность как дисциплины очевидна из хорошо известных имен и концепций исследований человеческого поведения в начале 20-го века: Павлова и его слюноотделительная собака, иерархия потребностей Маслоу и юнговские архетипы бессознательного.
Эти и другие исследователи хотели выяснить, как человеческое восприятие — себя, других и мира в целом — влияет на поведение. По мере того, как область психологии развивалась, исследователи начали сосредотачиваться на специализированных аспектах разума и поведения. Это породило подкатегории психологии, включая социальную психологию.
Социальная психология стала формальной дисциплиной с начала 20-го века. Раннее исследование «социальной фасилитации», проведенное в 1898 году исследователем психологии Университета Индианы Норманом Триплеттом, стремилось объяснить, почему велогонщики превосходят свои сольные выступления, когда соревнуются напрямую с другими.
Более поздние эксперименты пытались объяснить, как и почему одни художники и исполнители блистали перед публикой, а другие колебались. Во время Второй мировой войны исследователи изучали влияние пропаганды на поведение всего населения.
Кто такой социальный психолог?
Специалисты в области социальной психологии, такие как социальные психологи, стремятся понять сложное взаимодействие между социальными факторами и человеческим поведением. Конкретные области изучения включают:
- Групповая динамика и отношения
- Межличностные отношения
- Неявная предвзятость и предубеждение
- Преступная деятельность
Социальные психологи используют различные методы исследования, включая эксперименты, опросы и наблюдения, для изучения человеческого поведения в социальных контекстах. Они применяют свои выводы в самых разных областях, включая бизнес, юриспруденцию, образование, здравоохранение и государственную политику, чтобы помочь решить социальные проблемы и улучшить жизнь людей.
Зарплата социального психолога
По данным Бюро статистики труда США (BLS) в 2021 году, средняя годовая зарплата социальных психологов составляла 81 040 долларов США. По оценкам BLS, число людей, работающих психологами, вырастет на 6% в период с 2021 по 2031 год. , так же быстро, как средний рост, прогнозируемый для всех профессий.
Хотя для того, чтобы стать социальным психологом, требуется высшее образование, получение степени бакалавра психологии может стать важным первым шагом на пути к этой карьере. Другие профессии, которые должны учитывать принципы социальной психологии, включают социального работника, специалиста по кадрам и консультанта по вопросам карьеры.
Чем отличается социальная психология от социологии?
Те, кто интересуется социальной психологией, должны понимать разницу между этой областью и другими академическими дисциплинами. Например, иногда путают социальную психологию и социологию. Это понятно, потому что обе области исследования широко связаны с тем, как человеческое поведение формируется и формируется обществом.
Основное различие между ними заключается в следующем: социальные психологи изучают отдельных лиц в группе; социологи изучают группы людей.
Еще в 1924 году, когда обе области исследований только начинали достигать академической зрелости, исследователь из Университета Миссури Чарльз А. Эллвуд попытался упростить различие между ними. Согласно Эллвуду:
- Социология — это «наука о происхождении, развитии, структуре и функционировании групп».
- Социальная психология — это «изучение [индивидуальных психологических] истоков, связанных с развитием, структурой и функционированием социальных групп».
Различные взгляды на сходные проблемы
Естественно, работа, проделанная обоими типами социологов, иногда пересекается. Социолог сосредотачивается на том, как взаимодействие между различными группами людей — людьми с общими религиозными убеждениями или этнической принадлежностью — влияет на ход цивилизации.
Эту информацию можно считать отправной точкой для исследования социального психолога, который может использовать ее для формулирования гипотезы о том, как групповая динамика влияет на человека в течение жизни.
Например, социолог может сосредоточиться на потенциальных далеко идущих последствиях нового закона для общества, тогда как социальный психолог может сосредоточиться на том, как новый закон может повлиять на конкретного человека в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Еще один способ понять различия между социальной психологией и социологией — рассмотреть восприятие групповой динамики.
Например, социолог может провести исследование того, как группа людей действует как единое целое, в то время как социальный психолог может захотеть исследовать, как и почему группы людей влияют на отдельных людей — и почему индивидуальное поведение может влиять на группы людей.
Примеры актуальных тем социальной психологии
Ранние социальные психологи занимались внутренними и внешними влияниями на индивидуальное поведение. Публикация британского психолога Уильяма Макдугалла 1908 года «Введение в социальную психологию» была посвящена человеческим инстинктам как движущей силе социальных взаимодействий.
Другие темы, собранные под эгидой социальной психологии, представлены в работах братьев Флойда Генри Олпорта и Гордона Уилларда Олпорта 1920-х годов. Олпортам приписывают применение строгой научной теории и методов экспериментирования в исследованиях социальной психологии.
Этот динамичный дуэт также провел важные исследования развития взглядов, религиозных верований и многих других тем.
Примеры социальной психологии
Социальная психология занимается изучением изменений во времени. Исследования социальной психологии затронули почти все аспекты человеческой личности в попытке понять психологическое влияние восприятия и человеческого взаимодействия. Из тем, изучаемых в настоящее время в социальной психологии, примеры включают:
- Лидерство — Какие черты характера определяют лидера? Какова роль лидера в группе? Как лидеры оказывают влияние на группы и отдельных лиц?
- Агрессия — Как определяется агрессивное поведение? Что вызывает привычное агрессивное поведение? Какую роль играет агрессия в самосохранении?
- Социальное восприятие — Как у человека формируется самовосприятие? Как самовосприятие формируется под воздействием факторов окружающей среды? В чем разница между экзистенциальным Я и категориальным Я?
- Групповое поведение — Какие общие характеристики групп? Сколько человек составляют группу? Что определяет структуру группы? Почему люди тяготеют к той или иной группе?
- Невербальное поведение — Какие неязыковые действия передают мысль или значение? Как формируются и интерпретируются невербальные сигналы? Какие эмоции передаются выражениями лица, жестами рук и другими невербальными действиями?
- Соответствие — Что побуждает людей изменять свое восприятие, чтобы соответствовать восприятию группы или другого человека? Как человек решает принять влияние другого человека или группы? В чем разница между внешним соответствием и внутренним соответствием?
- Предубеждение — Что заставляет человека питать предубеждение против члена другой социальной группы? В чем разница между предубеждением и дискриминацией? Как стереотипы используются для построения восприятия?
Примеры теорий социальной психологии
То, чем сегодня является социальная психология, также можно описать с точки зрения теорий, которые социальная психология разрабатывает для объяснения человеческого поведения. Рассмотрим следующие основные теории социальной психологии, которые включают теории социального познания, группового поведения и идентичности.
Социальное познание
Социальное познание является подтемой социальной психологии. Его внимание сосредоточено на изучении того, как и почему мы воспринимаем себя и других такими, какие мы есть. Это важно, потому что без понимания нашего самовосприятия невозможно полностью понять, как наши действия интерпретируются другими. Точно так же, чтобы понять, почему другие действуют по отношению к нам именно так, мы должны полагаться на наше восприятие их мыслей и мотивов.
Социальные психологи проводят исследования того, как и почему определенный жизненный опыт влияет на наше восприятие себя и других. Этот ключевой пример исследования социальной психологии направлен на то, чтобы понять, как обрабатывается память и как она влияет на социальное познание.
Раннее развитие когнитивного восприятия
Исследования социального познания часто включают анализ факторов окружающей среды в раннем развитии когнитивного восприятия. Например, восприятие маленьких детей основано на эгоцентрическом взгляде — их взгляды на себя и мир формируются на основе ограниченного опыта. Они еще не понимают, как интерпретировать свои собственные эмоции и действия, не говоря уже о других.
В зрелом возрасте способность воспринимать эмоции и понимать поведение развивается с опытом. На основе этого опыта формируются представления и принимаются решения. Функционирующий взрослый может опираться на опыт, чтобы ответить на такие вопросы, как:
- Почему я так думаю об определенном предмете или человеке?
- Как мои действия влияют на других?
- Как я должен реагировать на действия других?
То, как люди учатся отвечать на эти и другие вопросы о своем самовосприятии, относится к изучению социального познания. Ученые исследуют психические процессы, влияющие на взаимодействие восприятия, памяти и мышления при формировании личности и социальном взаимодействии.
Эта информация, в свою очередь, помогает исследователям понять динамику между групповым поведением и развитием социальной идентичности человека.
Групповое поведение
Почему люди объединяются в группы? Как группа влияет на поведение человека и наоборот?
Исследование группового поведения пытается ответить на эти и другие вопросы, связанные с социальным познанием. Он начинается с основного вопроса: что такое группа? Не существует установленного определения группы, но социальные психологи в целом согласны с тем, что группу можно определить как связную сущность, состоящую из людей, разделяющих определенные убеждения или характеристики.
Примеры групп включают религиозные объединения, научные общества и политические партии. Это определение включает большие группы, такие как население района или города, и более мелкие группы, такие как нуклеарная семья.
Наблюдаемые действия группы составляют определение группового поведения. Социальные психологи, изучающие групповое поведение, хотят знать основные мотивы этих действий, как они возникли, как индивидуум функционирует в группе и роль лидерства в групповой динамике.
Например, как и почему некоторые группы действуют, руководствуясь коллективным чувством доброты и принятия, в то время как другие движимы предрассудками и насилием? Как врожденный конфликт между самовосприятием и внешним восприятием влияет на влияние индивида в группе? Не только это, но как и почему индивидуальные интересы, мнения и способности иногда сублимируются до коллективной цели группы?
Групповое поведение можно изучать через призму индивидуального статуса в группе. Модели индивидуальных отношений в группе могут предсказать сплоченность группы и помочь объяснить, как и почему одна группа более продуктивна, чем другая.
Понимание группового поведения помогает объяснить, почему люди могут принимать определенные решения под влиянием группы, которые они не приняли бы в одиночку. Этот вид изменения личности — сдвиг, основанный на членстве в группе — рассматривается в рамках теории социальной идентичности.
Теория социальной идентичности
Психологи Анри Тайфел и Джон Тернер изучали влияние членства в группе на самовосприятие. Они сформулировали теорию социальной идентичности, которая пытается объяснить взаимосвязь между принадлежностью к группе и усилением индивидуальных качеств, таких как гордость и чувство собственного достоинства.
Согласно Тайфелу и Тернеру, люди тяготеют к группам, состоящим из людей, которыми они восхищаются или с которыми они согласны по важным вопросам. Члены группы воспринимают себя, по крайней мере частично, через призму своего членства; они видят свое отражение в других членах.
Люди, принадлежащие к группам, связаны и управляются сходством. Самоидентификация членов группы основана на общих взглядах, убеждениях и моральных стандартах группы. Это объясняет, почему люди в группе могут действовать иначе, чем если бы они не принадлежали к группе. Они ведут себя так, как, по их мнению, должен вести себя член группы, а не руководствуясь личной мотивацией.
Другим аспектом теории социальной идентичности является тенденция к трайбализму или принятию «своих групп» при отказе от «чужих». Групповая социализация человека происходит поэтапно, согласно Тайфелу и Тернеру:
- Категоризация — Разделение людей на основе таких характеристик, как этническая принадлежность, род занятий или система убеждений
- Социальная идентификация — Принятие характеристик определенной группы
- Социальное сравнение — Стремление провести благоприятные контрасты с другими группами
После того, как люди полностью установили свое самовосприятие, основанное на принадлежности к «своей группе», их мышление и поведение начинают отражать ожидания группы.
Таким образом, индивидуальная социальная идентичность сублимируется в группу. Личная идентичность заменяется чувством принадлежности, безопасности и благополучия.
Типовой учебный план по социальной психологии
Социальные психологи, как правило, должны получить ученую степень, чтобы работать в клинической, консультационной или исследовательской сфере. Карьера для выпускников бакалавриата психологии доступна в области человеческих ресурсов, аналитики рынка и исследований. Выпускники, которые продолжают получать степень магистра или выше, например, докторскую степень в области психологии или степень доктора психологии (PsyD), могут получить квалификацию для работы в качестве социальных психологов.
Типичная учебная программа бакалавриата по социальной психологии включает курсы по методам психологических исследований, дизайну исследований и прикладной статистике, а также курсы по психологической теории, например, по ненормальной психологии и психологии развития на протяжении всей жизни.
Некоторые специалисты в области социальной психологии работают в академических учреждениях, проводя исследования и обучая студентов, в то время как другие работают в прикладных условиях, например, в государственных учреждениях, некоммерческих организациях и частных корпорациях. Специалисты по социальной психологии могут также работать консультантами, помогая отдельным лицам и организациям понимать и управлять социальной динамикой в их среде.