Основные стили лидерства: 5 типов руководства с характеристиками и примерами / Skillbox Media

Стили лидерства

В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства

Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы. 

Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе. 

Разновидность стилей лидерства

Различаются три основных стиля лидерства:

  • авторитарный;
  • демократичный; 
  • либеральный.

Авторитарный стиль лидерства

Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых. 

Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.

При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями.  Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства

Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. 

У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций. 

Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства

При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.

Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования. 

Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.

Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.  

Комбинированный и гибкий стили лидерства

Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.  

Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.

Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.

Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе. 

Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным. 

Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.  
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства. 

Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.

Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени. 

В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.

Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.
 

Стили лидерства

В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства

Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы. 

Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе. 

Разновидность стилей лидерства

Различаются три основных стиля лидерства:

  • авторитарный;
  • демократичный; 
  • либеральный.

Авторитарный стиль лидерства

Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых. 

Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.

При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями.  Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства

Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. 

У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций. 

Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства

При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.

Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования. 

Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.

Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.  

Комбинированный и гибкий стили лидерства

Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.  

Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.

Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.

Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе. 

Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным. 

Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.

 
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства. 

Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.

Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени. 

В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.

Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.

 

10 типов стилей лидерства

Существует несколько подходов к лидерству, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, как вы увидите ниже. Приведены различные советы и примеры стилей лидерства и того, как каждый тип может реагировать на одну и ту же ситуацию — управление розничным магазином с целью повышения эффективности в следующем квартале.

Обратите внимание, что Capital One не отдает предпочтение какому-либо стилю руководства. Как лидер, вы должны располагать информацией, необходимой для определения того, какой метод лучше всего подходит для вас и вашей команды.

1. Демократический

Демократические лидеры ценят участие своей команды в принятии важных решений и ищут его. Хотя последнее слово по-прежнему остается за лидером, команда часто чувствует себя услышанной и уважаемой. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в среде, которая ценит творчество и инновации, и может позволить себе дополнительное время, которое этот подход может добавить к процессу принятия решений.

  • Как стать более демократичным лидером: Подключайте свою команду к важным решениям, чтобы получить их мнение. Позвольте им голосовать по вопросам, которые их касаются, например, по любым изменениям в расписании или процессах. Хотя последнее слово по-прежнему остается за вами, вы можете предложить им приемлемые варианты на выбор или учесть их опасения при принятии важных решений.

Пример: Чтобы решить проблемы эффективности в вашем розничном магазине, вы собираете свою команду и проводите с ними мозговой штурм.

Они предлагают конкретные варианты, такие как ужесточение процессов или повышение ответственности команды, которые вы рассматриваете, прежде чем внедрять те, которые, по вашему мнению, будут наиболее эффективными.

2. Тренер 

Тренер поддерживает, мотивирует и знаком со своей командой. Они знают сильные и слабые стороны, мотивы и потенциал каждого сотрудника и учитывают эти аспекты при принятии решений. Коучинг-лидерство может работать лучше всего, когда вы можете работать один на один с каждым членом команды, и когда эти члены команды готовы принять вызов, чтобы расти.

  • Как стать лучшим тренером: Как можно чаще, например, ежемесячно или ежеквартально, проводите быстрые встречи с каждым членом вашей команды, чтобы получить представление о личных и профессиональных трудностях, которые могут повлиять на их работу. Отслеживайте роли или обязанности, в которых каждый участник преуспевает или мог бы улучшить, и дайте им возможность продемонстрировать или укрепить эти навыки.
    Работайте с участниками, которые могли бы использовать дополнительную поддержку, чтобы помочь им добиться успеха.

Пример: Вместо того, чтобы искать идеи у своей команды, вы анализируете то, что знаете о них. Вы меняете способ делегирования задач, чтобы у каждого члена вашей команды были обязанности, которые лучше соответствуют их сильным сторонам. Вы также планируете внедрить в своем магазине программу наставничества или обучения, объединяющую сотрудников, которые могут помогать друг другу справляться со своими слабостями.

3. Лидер

Лидер подает пример и поддерживает высокий уровень своей команды. Члены команды испытывают гордость, когда достигают этих стандартов. Хотя похвала может быть щадящей, она гораздо ценнее, когда ее дают. Лидерство, задающее темп, наиболее эффективно, когда ваша команда уже мотивирована и работает в динамичной среде.

  • Как стать лучшим лидером: Активно работайте вместе со своей командой на регулярной основе, завоевывая их уважение и доверие.
    Установите высокие, но разумные и достижимые ожидания. Когда команда или член команды делает все возможное или показывает образцовую работу, искренне похвалите их и выразите свою признательность.

Пример: Хотя вы можете принять решение внести некоторые изменения в процессы или рабочие нагрузки, ваша основная реакция — прыгнуть и работать вместе с вашей командой. Вы работаете максимально быстро и эффективно, чтобы показать своей команде, на что они способны, а ваши действия мотивируют и вдохновляют персонал магазина.

4. Слуга

Лидерство служки сосредоточено на благополучии команды. Эти лидеры знают, что чем счастливее и здоровее их команда, тем более они продуктивны и вовлечены. Когда они чувствуют, что их ценят, ценят и о них заботятся, члены команды часто работают усерднее. Руководители-слуги уделяют первостепенное внимание удовлетворенности команды, сотрудничеству и общению, чтобы создать поддерживающую и позитивную культуру на рабочем месте. Он эффективен во многих средах, особенно для некоммерческих организаций.

  • Как стать лидером-слугой: Будьте щедры на похвалу, когда она заслужена, и регулярно проверяйте свою команду, чтобы узнать, как они справляются с работой и личной жизнью. Внедрите политику открытых дверей, которая приглашает их обращаться к вам с любыми проблемами или разочарованиями, которые у них есть. Спросите об их наблюдениях и впечатлениях и внимательно выслушайте. Когда кто-то испытывает личные трудности, поощряйте его заботиться о себе и будьте готовы сделать шаг вперед, если ему понадобится время. Создайте возможности для отдельных лиц, чтобы они могли руководить проектами или взять на себя ответственность за конкретные инициативы, а затем предоставлять отзывы и поддержку.

Пример: Вы хвалите достижения команды и отмечаете успехи и сильные стороны каждого. Затем вы даете каждому анкету, в которой спрашиваете, как вы могли бы лучше поддержать их, какие задачи им нравятся или интересны, и какое обучение или ресурсы могут помочь им достичь цели следующего квартала. Вы также планируете проводить индивидуальные встречи с персоналом магазина в течение следующих нескольких недель, чтобы обсудить их ответы, проблемы и цели.

5. Трансформационный

Лидер-трансформатор постоянно подталкивает своих сотрудников к профессиональному росту и выходу за пределы своей зоны комфорта для достижения всеобъемлющих организационных целей. Трансформационные лидеры часто ставят цели, ставя новые по мере достижения старых, чтобы стимулировать постоянный прогресс. Это эффективный способ управления командой в компании, ориентированной на постоянный или быстрорастущий рост. Сначала цели могут показаться простыми, но со временем они становятся более динамичными и сложными.

  • Как стать трансформационным лидером: Подталкивайте свою команду к постоянному повышению эффективности. Установите достижимые еженедельные цели для каждого участника, которые опираются на их сильные стороны и позволяют им практиковать навыки, которые они должны улучшить. Ставьте более сложные ежемесячные или ежеквартальные цели для работы команды в целом. Когда они достигнут цели, поставьте новую, немного более сложную. Следите за производительностью и целями компании, чтобы вы могли согласовать задачи своей команды с ними.

Пример: Вы объясняете цель эффективности, которую хотите достичь в следующем квартале, а также то, как вы надеетесь повысить эффективность в долгосрочной перспективе. Вы объявляете, что у каждого сотрудника будут еженедельные цели производительности с учетом его сильных и слабых сторон. По мере достижения сотрудниками своих целей они будут получать новые, чуть более сложные, чтобы они постоянно работали на максимально возможном уровне.

6. Транзакционный

Транзакционный лидер также ставит цели для членов своей команды, но обычно предлагает стимулы, такие как бонусы, когда цели достигнуты. Цели могут быть менее сложными, чем те, которые ставят трансформационные лидеры, поскольку транзакционные лидеры больше сосредоточены на быстрых результатах, чем на всеобъемлющих изменениях. Это эффективный стиль руководства для команд, которые сосредоточены на показателях производительности, например, в продажах или обслуживании клиентов.

  • Как стать транзакционным лидером: Сообщайте четкие цели и четкие вознаграждения своей команде. Нацеливайте индивидуальные и групповые цели вашей команды на области, требующие немедленного улучшения, такие как эффективность или производительность. Ставьте разумные цели и поощряйте быструю реакцию, а также определяйте варианты вознаграждения, соответствующие этим требованиям.

Пример: Вы проводите собрание группы и устанавливаете цель эффективности на следующий квартал, к которой периодически приводятся более мелкие цели. За каждую достигнутую маленькую цель вы можете предложить обед вашей команде. Если ваша команда достигает большой квартальной цели для вашего магазина, каждый получает бонус в размере 5% в конце следующего квартала.

7. Провидец

Прозорливый лидер имеет четкое видение будущего организации и/или команды и использует его, чтобы вдохновлять и мотивировать свою команду. Мечтатели часто харизматичны, энергичны и обладают отличными коммуникативными навыками. Они завоевывают доверие и уважение своей команды, укрепляя свою уверенность и работая над достижением достойной восхищения и желаемой цели. Хотя это эффективно во многих организациях, эта стратегия часто особенно полезна для некоммерческих организаций.

  • Как стать лучшим дальновидным лидером: Разработайте четкое представление о том, как, по вашему мнению, будет выглядеть ваша команда или компания в ближайшие 5 или 10 лет, включая преимущества, которые это принесет вашей команде. Затем сообщите им об этом видении таким образом, чтобы показать ваше искреннее волнение и веру в их способность достичь этих целей. Прозрачность поможет завоевать доверие и поддержку вашей команды. Подумайте о том, чтобы повесить что-нибудь в комнате отдыха, например, доску визуализации или коллаж из связанных изображений, чтобы сохранить это видение на переднем плане и зарядить свою команду энергией благодаря регулярной похвале и энергичной, позитивной обстановке.

Пример: Вы объясняете ожидания эффективности в следующем квартале и преимущества повышения эффективности, такие как более довольные клиенты и команда, которая более поддерживает, сотрудничает и способна. Вы также можете упомянуть, как это приближает вас на один шаг к долгосрочной цели или видению, над которым вы работали. Вы также можете предложить поддержку, рекомендации и ресурсы, чтобы помочь вашей команде достичь своих целей.

8. Laissez-Faire

«Laissez-faire» буквально переводится как «разрешить делать», с общим принципом «пусть люди решают, что им делать». Эти лидеры делегируют задачи своим непосредственным подчиненным, а сами сосредотачиваются на управленческих обязанностях. Этот подход может расширить возможности членов команды, которым доверяют выполнять задачи эффективно и в соответствии с высокими стандартами практически без помощи. Он эффективен для команд, которые обладают квалификацией, опытом и опытом работы, чтобы гарантировать этот уровень доверия и могут надежно выполнять работу независимо.

  • Как быть лидером невмешательства: Назначайте задачи членам вашей команды в соответствии с их навыками и опытом, а затем доверьте им выполнение задач в соответствии с ожидаемым стандартом. Дайте им знать, что вы здесь, чтобы ответить на любые вопросы или решить возникающие проблемы, но затем позвольте им управлять своей собственной работой. Вы должны выполнять обязанности, которые нельзя передать подчиненным, в то время как ваша команда выполняет другие задачи практически без надзора.

Пример: Вы информируете свою команду об ожидаемой эффективности на следующий квартал. Вы решаете не заниматься микроменеджментом и просите их нести ответственность за выполнение своих повседневных задач и работать с максимальной эффективностью. Команда напрягает свои усилия и проводит мозговой штурм идей для изменений процессов или политики, которые могут помочь повысить эффективность, отправляя их вам на утверждение, прежде чем вводить их в действие.

9. Бюрократический

Бюрократический лидер создает строгий план с подробными инструкциями и четкими ожиданиями. Хотя они могут принимать входные данные, они, как правило, следуют установленным правилам и практикам. Предложение, которое противоречит письменным инструкциям или правилам, скорее всего, будет отклонено. Бюрократические лидеры также могут организовывать членов команды в иерархию с многоуровневыми обязанностями и задачами. Эта стратегия может быть эффективной в отраслях, где важны точность и последовательность.

  • Как быть бюрократическим руководителем: Создавайте подробные планы на каждый рабочий день и неделю, указывая, что ожидается от каждого члена команды и как они должны выполнять свои задачи, в том числе когда и в каком порядке. Прислушайтесь к любой обратной связи от вашей команды и решите самостоятельно, следует ли вам изменить планы, используя соответствующие политики компании для обоснования вашего решения (например, протоколы безопасности).

Пример: Используя показатели производительности за последние несколько кварталов, вы определяете области, требующие улучшения, и создаете план их устранения. Вы анализируете ожидания и планируете вместе со своей командой, а также отвечаете на любые вопросы, которые у них возникают. В конце встречи вы говорите им, что открыты для обратной связи, которая может принести пользу команде, но соблюдаете правила.

10. Автократический 

Автократические лидеры также склонны быть строгими и предоставлять своей команде четкие планы и инструкции, которым они ожидают выполнения. Однако авторитарные лидеры обычно не принимают обратную связь или переговоры. Они ориентированы на результат. Эта стратегия эффективна в условиях высоких ставок, таких как строго регулируемые отрасли, где необходимы последовательные и воспроизводимые результаты.

  • Как быть деспотичным лидером: Создайте четкие, строгие протоколы и политики, которым будет следовать ваша команда. Убедитесь, что ваша команда понимает их и что у вас есть ресурсы, чтобы помочь вашей команде следовать им. Помогите разрешить конфликты или путаницу, когда они возникают, и убедитесь, что ваша команда обладает навыками, необходимыми для достижения успеха.

Пример: Вы анализируете предыдущие показатели производительности и разрабатываете план по усилению слабых областей эффективности. Вы делитесь этим планом со своей командой на информативной встрече, сообщая всем, что от них ожидается. Вы можете отвечать на вопросы об ожиданиях или процессах и побуждать свою команду обращаться к вам, если им потребуются дополнительные разъяснения или рекомендации.

Различные стили руководства | Плюсы и минусы разных стилей ведения

В этой статье

Оксфордский словарь английского языка определяет лидерство как «действие по руководству группой людей или организацией или способность делать это». Стили лидерства относятся к описаниям или классификациям основных моделей поведения, которые демонстрируют менеджеры и лидеры.

Какие существуют стили руководства?

К сожалению, литература по лидерству обширна, и различные теории борются за господство, поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые основные авторы и теоретики лидерства частично совпадают с некоторыми общими для всех стилями лидерства.

Это основные стили лидерства.

Курт Левин, социальный психолог, заложил фундамент по этому вопросу в 1930-х годах, определив то, что он назвал «тремя стилями поведения лидера»:

  • Авторитарное лидерство, также известное как автократическое.
  • Лидерство с участием, также известное как демократическое.
  • Делегативное руководство, также известное как Laissez-Faire.

На протяжении многих лет эти основные стили разрабатывались и расширялись ведущими писателями и теоретиками в области бизнеса и менеджмента, например Танненбаумом и Шмидтом, Кеном Бланшаром и Дэниелом Гоулманом.

Сегодняшнее обучение и образование в области лидерства и управления в основном основано на семи основных стилях лидерства. Они находятся в континууме, начиная от авторитарного, наиболее жесткого, структурированного стиля, на одном конце, до либерального, наиболее гибкого, неструктурированного стиля, на другом конце, с целым рядом промежуточных стилей.

У каждого стиля лидерства есть свое место в наборе инструментов лидера, и, хотя вы, естественно, можете иметь личный преобладающий стиль лидерства, вам как эффективному лидеру может понадобиться иметь возможность использовать несколько различных стилей лидерства в любой момент времени. Умный лидер умеет переходить от одного стиля к другому в зависимости от обстоятельств и ситуаций.

Семь основных стилей руководства:

  • Автократический.
  • Уполномоченный.
  • Задание ритма.
  • Демократический.
  • Коучинг.
  • Филиал.
  • невмешательство.

Авторитарное лидерство

Это определяется нисходящим подходом, когда речь идет о принятии всех решений, процедурах и политике в организации. Автократический лидер меньше сосредотачивается на сборе информации от членов команды и склонен принимать исполнительные решения, которым должны следовать другие.

Фраза, наиболее показательная для автократического стиля руководства, звучит так: «Делай, как я говорю». Такой командно-контрольный подход сегодня все реже используется в организациях, однако в определенных ситуациях он может быть уместным. Вы можете использовать автократический стиль лидерства, когда необходимо принять важные решения в срочном порядке и нет времени ждать.

Одним из примеров того, когда автократический стиль лидерства может быть эффективным, является случай пожара в здании, когда одному человеку необходимо безопасно вывести всех без допроса.

Плюсы автократического лидерства:

  • Может быть эффективным, особенно когда дело доходит до принятия решений.
  • Один ответственный человек может поддерживать сплоченность и последовательность команд.
  • Лидер может снизить уровень стресса благодаря быстрому принятию решений.
  • Может прояснить индивидуальные роли каждого, поскольку им делегированы определенные обязанности, и их не поощряют выходить за рамки этой роли.

Минусы автократического лидерства включают:

  • Может подавлять творчество, сотрудничество, инновации и разнообразие мыслей.
  • Очень напряжно, потому что лидер чувствует ответственность за все.
  • Часто возмущается отдельными людьми, поскольку лидеру не хватает гибкости, и он часто не хочет слышать идеи других, из-за чего у них возникает ощущение, что у них нет голоса.

Авторитетное лидерство

В отличие от автократических лидеров, авторитетные лидеры не торопятся объяснять свое мнение другим, они не просто отдают приказы. Прежде всего, они предоставляют людям выбор и автономию в отношении того, как достичь общих целей.

Лидеры, использующие этот стиль лидерства, часто являются уверенными в себе людьми, которые намечают путь и устанавливают ожидания, одновременно привлекая и вдохновляя последователей на этом пути. Этот стиль также можно назвать Visionary Leadership. Фраза, наиболее иллюстрирующая авторитарный стиль лидерства, звучит так: «Следуй за мной». Авторитетные лидеры помогают людям увидеть, куда движется организация и что произойдет, когда они туда доберутся.

Одним из примеров того, когда авторитетный стиль лидерства может быть эффективным, являются переменчивые и неопределенные времена, поскольку эти лидеры дают четкое представление о том, что необходимо сделать для достижения успеха.

К преимуществам авторитетного лидерства относятся:

  • Мотивация для команды.
  • Подходит для построения прочных отношений и поощрения сотрудничества.
  • Дает возможность членам команды самостоятельно выполнять свою работу.
  • Может привести к большему творчеству и инновациям.

Минусы авторитарного лидерства включают:

  • Давление на лидера, который должен подавать пример.
  • Может вызывать чувство нестабильности, нарушая статус-кво.
  • Возможно, это не лучшая культура, подходящая для более «традиционной иерархической» организационной культуры.

Ведущее лидерство

Задание темпа Лидерство фокусируется на производительности и достижении целей. Лидеры ожидают совершенства от себя и своих команд и часто вмешиваются, чтобы убедиться, что цели достигнуты.

Несмотря на то, что стиль руководства, задающий лидерство, эффективен для выполнения задач и достижения результатов, этот подход может вызвать стресс у лидера и членов команды в долгосрочной перспективе, работающих под таким давлением. Пейсмейтеры устанавливают высокую планку и подталкивают членов своей команды к бегу к финишу изо всех сил. Фраза, наиболее иллюстрирующая стиль лидерства Pacesetter, — «Не отставай!».

Примером того, когда этот стиль руководства наиболее эффективен, является случай, когда энергичный предприниматель работает с командой единомышленников, разрабатывая и анонсируя новый продукт или услугу, опережая конкурентов.

Плюсы Pacesetter Leadership включают:

  • Высокая самомотивация и сильное желание добиться успеха.
  • Достижение срочных, краткосрочных результатов.
  • Руководство командами, которым не требуется особого руководства или координации.
  • Вдохновляющая высокая производительность, высокая скорость и высокое качество.

К минусам Pacesetter Leadership относятся:

  • Больше всего ценит результаты, включая команду.
  • Наносит ущерб вовлеченности и мотивации сотрудников в долгосрочной перспективе.
  • Люди могут испытывать стресс, подавленность и получать мало обратной связи или развития или вообще не получать их.

Демократическое лидерство

Это самый активный стиль руководства. Демократический стиль лидерства заставляет людей делать то, что вы хотите, но так, как они этого хотят. Это мотивирует людей, предоставляя им возможность принимать полноценное участие в процессе принятия решений. Идеи и предложения могут быть выдвинуты любым членом команды, а лидер-демократ помогает и задает вопросы до тех пор, пока не будет достигнут консенсус в принятии решений.

Демократический лидер по-прежнему принимает окончательное решение или утверждает решение команды. Фраза, наиболее иллюстрирующая стиль демократического лидерства, звучит так: «Один за всех и все за одного». Примером того, когда этот стиль лидерства наиболее эффективен, является ситуация, когда вы хотите завоевать доверие и поощрять командный дух и сотрудничество между отдельными людьми, например, при пересмотре и улучшении бизнес-процессов и получении поддержки изменений.

Преимущества демократического лидерства:

  • Креативность и новаторство поощряются, ценится процесс генерирования новых идей.
  • Сотрудничество создает надежные решения для сложных вопросов.
  • Высокая вовлеченность и вовлеченность сотрудников.
  • Более высокая производительность.
  • Сильное чувство командной ответственности.

Минусы демократического лидерства:

  • Может вызвать путаницу, задержки и конфликты.
  • Может отсутствовать фокус и направление.
  • Идеи и мнения некоторых членов команды могут привлечь больше внимания, чем идеи других, вызывая недовольство.
  • Совместное принятие решений требует много времени.
  • Команда может иметь ограниченные знания или опыт, чтобы внести свой вклад в полной мере.
  • Сотрудники могут слишком привыкнуть к участию в принятии решений и ожидать, что их будут включать во все решения, даже если это неуместно, что может привести к конфликту.

Коуч-лидерство

Коуч-лидер дает людям указания, помогая им развивать и использовать свои способности для полного раскрытия своего потенциала. Они сосредоточены на том, чтобы выявить лучшее в своих командах, направляя их через препятствия для достижения своих целей.

Коучинг Лидерство во многом зависит от способности лидера направлять и поддерживать. Они будут давать указания, чтобы помочь членам команды развивать свои навыки, а это требует времени и отличных коммуникативных навыков, чтобы обеспечить конструктивную обратную связь о работе человека, что является основной частью коучингового лидерства.

Фраза, наиболее иллюстрирующая стиль коучингового лидерства, звучит так: «Что еще вы могли бы попробовать?» Примером того, когда этот стиль лидерства наиболее эффективен, является то, что лидер уделяет время управлению и развитию талантов, постановке четких целей и обеспечению мотивационной обратной связи для повышения производительности.

Плюсы коучинг-лидерства:

  • Способствует двустороннему общению и сотрудничеству.
  • Помогает людям улучшить свои навыки, чтобы они могли работать наилучшим образом.
  • Физическим лицам не приходится гадать, что от них требуется, цели и задачи ясны.
  • Наличие поддержки мотивирует людей на достижение результатов.
  • Помогает выявить слабые стороны и преобразовать их в сильные стороны.
  • Позволяет организациям развивать таланты и наращивать высококвалифицированную рабочую силу.
  • Способствует доверию и расширению возможностей.

Минусы Coaching Leadership включают:

  • Требует много времени и терпения один на один.
  • Не всегда приводит к самым быстрым и эффективным результатам.
  • Лидер должен обладать уверенностью, опытом и способностью давать содержательную обратную связь, иначе эффект может быть отрицательным.
  • Руководителям часто приходится расставлять приоритеты в достижении собственных целей, а коучинг имеет более низкий приоритет, что может демотивировать команду.
  • Члены команды не вовлечены в процесс.
  • Члены команды обижены, защищаются или игнорируют отзывы, данные в коучинге.

Партнерское лидерство

Этот стиль, также известный как совместное лидерство, направлен на поощрение согласия и формирование отношений сотрудничества внутри и между командами. Он стратегически и явно фокусируется на людях, завоевывая лояльность и поддержку для выполнения задач.

Партнерские лидеры признают и вознаграждают личные качества и поведение, используемые для выполнения задач, а также выполнение самой задачи. Другими словами, не только то, что сделано, но и то, как что-то сделано. Они поощряют и развивают позитивные рабочие отношения между часто разнородными и конфликтующими группами и мотивируют людей, поддерживая их в очень монотонные или напряженные времена.

Фраза, наиболее иллюстрирующая партнерский стиль лидерства, звучит так: «Люди на первом месте». Примером того, когда этот стиль лидерства наиболее эффективен, является руководство межфункциональной проектной командой, поощряющее сотрудничество с другими командами, отделами и внешними подрядчиками для достижения общей цели.

Преимущества партнерского лидерства:

  • Предлагает больше возможностей для разнообразия.
  • Укрепляет доверие внутри организации.
  • Укрепляет межфункциональные рабочие отношения.
  • Признает и вознаграждает навыки людей.
  • Команды лучше справляются с эмоциональными трудностями.
  • Сотрудники испытывают меньше стресса и более автономны.

Минусы аффилиативного лидерства включают:

  • Возможность борьбы за власть между руководителями отделов.
  • Целеустремленные люди считают межличностные отношения неуместными, ненужными или отвлекающими.
  • Может препятствовать результатам, отдавая предпочтение людям, а не поставленной задаче.
  • На неудовлетворительную работу можно не обращать внимания, что приводит к низким стандартам.
  • Может вызвать чувство фаворитизма и разочарования.
  • Не имеет четкого направления во время кризисов.

Принцип невмешательства

Этот стиль руководства находится на противоположном конце континуума автократического лидерства. Если довести до крайности, лидер невмешательства может в конечном итоге показаться равнодушным и отстраненным. Тем не менее, лидер Laissez-faire доверяет людям, которые знают, что делать, и хорошо работает, когда руководит высококвалифицированными, опытными людьми и командами, мотивированными и самостоятельными.

Лидеры Laissez-faire по-прежнему обеспечивают свои команды ресурсами и инструментами, необходимыми для достижения успеха, но обычно не участвуют в повседневной работе. Фраза, наиболее иллюстрирующая стиль лидерства Laissez-faire, — это «позвольте вам делать», что также является дословным переводом с французского.

Примером того, когда этот стиль руководства наиболее эффективен, является ситуация, когда лидер уверен в способностях своей команды и дает им возможность выполнять свои роли, предоставляя им своевременную обратную связь о прогрессе, чтобы лидер мог отслеживать прогресс и достижения.

Плюсы Laissez-faire Leadership включают:

  • Поощряет доверие между членами команды и лидером.
  • Вдохновляет на независимое мышление и действия.
  • Меньше страха перед неудачей.
  • Способствует развитию творчества и инноваций.
  • Расширяет возможности людей.
  • Продвигает концепцию самоуправляемых команд.

Минусы Laissez-faire Leadership включают:

  • Лидерам часто бывает достаточно трудно «отпустить».
  • Лидеры могут казаться слишком далекими и недоступными.
  • Может привести к снижению производительности.
  • Неэффективен при работе с неквалифицированными или немотивированными людьми.
  • Между членами команды может возникнуть конфликт.
  • Члены команды могут соперничать за лидерство.

Как стили управления и лидерства адаптируются к различным ситуациям

Эффективный стиль руководства — это не «один размер подходит всем»; хорошие лидеры адаптируют свой стиль к различным обстоятельствам, людям и ситуациям. Писатели и теоретики менеджмента называют это «ситуативным лидерством».

Ситуационное лидерство включает в себя множество различных навыков. Стиль руководства, который вы выбираете, зависит от конкретных обстоятельств, вашей организационной среды, компетентности и приверженности сотрудников, а также ваших собственных характеристик. Делая упор на адаптивность, ситуационное лидерство предлагает большие преимущества для организации, менеджеров и сотрудников.

Лучшие ситуационные лидеры обладают следующими чертами:

  • Проницательность – они понимают потребности сотрудников и адаптируют свой стиль для удовлетворения этих потребностей.
  • Гибкость — они могут легко переходить от одного стиля руководства к другому.
  • Надежный – завоевывают доверие сотрудников.
  • Аналитик – решают проблемы и знают, как лучше выполнить работу.
  • Коучинг – умеют оценивать сотрудников и помогать им в достижении.

Почему важно понимать разные стили руководства?

Один из лучших способов определить, какой стиль руководства вам подходит и когда, — попробовать разные подходы. Важно узнать, что представляют собой различные стили, перечисленные выше, их сильные и слабые стороны, когда они наиболее эффективны и каков ваш собственный естественный стиль лидерства.

Лидеру очень важно быть собой; если вы от природы не авторитетны, внезапное раздача приказов вашей команде покажется вам очень странным и вряд ли принесет вам уважение тех, кем вы управляете.

Вместо этого подумайте о своих естественных манерах, сильных сторонах и навыках, а также о том, как вы можете использовать власть, которая у вас есть, в позитивном ключе. Например, если вы возглавляете инициативу по изменению, важно быть вдохновляющим и вовлекающим, чтобы обеспечить «покупку» и приверженность других. Однако в кризисной ситуации вам нужно быть гораздо более директивным, чтобы передать соответствующее чувство безотлагательности.

Помимо адаптации своего стиля к различным ситуациям, вы также должны быть чувствительны к мотивам, потребностям и личностям отдельных членов команды. Может быть трудно быть объективным в отношении собственного стиля руководства и того, насколько хорошо он работает, поэтому хорошей идеей будет поиск конструктивных отзывов. Это может быть весьма показательным с точки зрения того, как вы можете адаптировать или отрегулировать свои стили лидерства.

Какие существуют типы стилей лидерства в менеджменте и бизнесе?

Бизнес-лидеры и менеджеры используют множество различных подходов и работают на разных уровнях. Когда лидерство умело демонстрируется, оно может принести положительные результаты отдельным лицам, командам, организациям и более широким сообществам.

Пандемия COVID-19 предъявляет новые требования к менеджерам и бизнес-лидерам и выдвигает на первый план неопределенность в сфере труда, делая еще более важной способность использовать различные стили лидерства в быстро меняющихся неясных ситуациях. Руководителям пришлось полностью переосмыслить свой подход к руководству. Блокировки, изоляция и удаленная работа — все это повлияло на то, как лидеры ведут себя в этих меняющихся и неопределенных условиях.

Вести людей через невзгоды — сложная задача, и эффективные лидеры должны переключаться между стилями руководства, поскольку работники преодолевают личные и профессиональные трудности, связанные с пандемией COVID и ее последствиями. Тем не менее, основные стили лидерства, описанные выше, по-прежнему актуальны на современных рабочих местах.

Какие существуют типы стилей лидерства в образовании?

Множество различных контекстов в сфере образования требуют различных стилей лидерства, и то, какой из них использовать, будет в значительной степени зависеть от духа и видения школы, колледжа или траста, требований конкретной роли и, конечно же, индивидуальные особенности личности.

Некоторые из распространенных стилей, используемых в образовании:

  • Автократические лидеры – их обычно называют авторитарными, поскольку они сосредотачивают свое внимание преимущественно на результатах и ​​эффективности. Тем не менее, есть некоторые образовательные контексты, особенно там, где дисциплина является проблемой, где этот стиль наиболее эффективен.
  • Авторитетные лидеры — обладающие мощной способностью стимулировать прогресс, вдохновляя людей во времена перемен силой своего видения и планов. Одной из ключевых черт этого стиля дальновидного лидерства является то, что они способны мотивировать свою команду посредством четко обозначенных результатов. Этот тип лидерства особенно полезен для небольших, быстрорастущих школ и тех учреждений, которые требуют кардинальных изменений.
  • Руководители филиалов – ставьте своих сотрудников на первое место в любой ситуации. Мышление состоит в том, что когда члены команды чувствуют личную и профессиональную удовлетворенность, они более эффективны и с большей вероятностью согласятся с видением и духом организации. В образовании акцент на удовлетворенности сотрудников и сотрудничестве часто приводит к более высокому уровню уважения к лидерам такого типа.
  • Коуч-лидеры — могут определить сильные и слабые стороны членов своей команды и мотивацию и использовать это понимание, чтобы помочь им улучшить преподавание и обучение. Они часто наблюдают за практикой, а затем предоставляют регулярную обратную связь, чтобы способствовать улучшению. В образовании этот стиль может быть очень мотивационным, но отнимает много времени и может подходить только для определенных контекстов, а не для инициатив всего персонала.

Стили лидерства являются одним из понятий, содержащихся в Национальной структуре профессиональных квалификаций () для лидеров в сфере образования.

Какие существуют типы стилей лидерства в сестринском деле?

Медсестры и другие медицинские работники работают сверхурочно, их обязанности варьируются от рутинных физических задач до процедур, связанных с жизнью или смертью. Медицинские бригады часто сталкиваются с нехваткой кадров, что ложится еще большим бременем на сотрудников. Требовательные в нормальных условиях обязанности и условия работы здравоохранения могут внезапно усилиться, когда происходят опасные для жизни события, такие как COVID.

По данным Королевского колледжа медсестер, медсестры предпочитают лидеров, которые активно участвуют, помогают и обладают эмоциональным интеллектом, поэтому стили лидерства, которые способствуют сплочению команды, снижению стресса и предлагают больше возможностей и самоэффективности, по-видимому, наиболее эффективны в этой среде. . Авторитетный и партнерский стили лидерства предлагают хорошие образцы для подражания, соответствующие ценностям и видению здравоохранения.

Демократическое лидерство — более новая область интересов в сфере здравоохранения. Он отражает предположение, что акты лидерства должны исходить от кого угодно, а не только от тех, кто занимает формальные руководящие должности. Модель лидерства NHS Healthcare лежит в основе такого лидерского поведения в сестринском деле и здравоохранении.

В заключение

Сильное лидерство требует понимания сложного сочетания качеств и моделей поведения, которые могут вдохновлять и мотивировать на успех; ни один стиль руководства не подходит для каждой ситуации. Как мы видели, разные рабочие ситуации требуют разных стилей руководства; подходящим стилем будет тот, который вы подходите к конкретным обстоятельствам и людям.

Развитие лидера означает способность определять, какой тип лидерства необходим, использовать стратегию, которая, вероятно, будет работать лучше всего, и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости изменить свой стиль.

Добавить комментарий