Основные принципы гештальт-психологии, используемые в дизайне — Vlad Tumanov на vc.ru
Гештальт-психология — теория визуального восприятия, которая отражает сам процесс анализа отдельных частей объекта, состоящего из нескольких элементов. «Целое отличается от суммы его частей» — основной тезис этой теории. Или простыми словами, отдельные элементы мы воспринимаем по-другому, относительно целого объекта, состоящего из этих элементов
2822 просмотров
Если говорить проще, то нашему мозгу удобнее мыслить целыми образами, чем отдельными, с множеством мелких деталях, то есть, когда видим какой-то привычный объект, наше сознание быстро воссоздает его форму без необходимости разглядывать более подробно этот предмет. Например, мы моментально распознаем какую-либо бытовую вещь, не анализируя его вид
Что заставляет нас удерживать в памяти, например, дела, которые запланировали на день, месяц и мотивирующие завершить их? Конечно, такой сложный, но важный механизм, как гештальт. Например, когда студент готовится днями и ночами (если не в последний день) к сессии, то на ее протяжении мозг старается держать в голове все, что он выучил, но после сдачи всех экзаменов, после сессии, можно заметить, что через небольшой промежуток времени, забыли большую часть информации
1. Закон сходства
В основе этого закона лежит факт, что человеку свойственно группировать похожие между собой объекты, имеющие общие элементы. Этим «общим элементом» могут быть цвет, геометрическая форма, размер и т.д.
2. Закон близости
Закон гласит, что объекты, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга, воспринимаются, как единое целое. Наш мозг стремится к непрерывному восприятию, из-за чего, чем ближе элементы расположены друг к другу, тем больше выражен закон близости
3. Закон непрерывности
Закон основан на том, что мы привыкли воспринимать визуальную информацию непрерывно. То есть, например, когда кривая продолжается от одной точки, видимо не меняя своей кривизны, нам кажется, что она имеет плавное продолжение
4. Закон завершения образа
В основе этого закона лежит утверждение, что наш мозг имеет свойство связывать не связанные объекты в знакомые нам формы: элементы, образующие замкнутую систему, будут группироваться, а недостающие детали — дополнятся
5. Закон фигуры и фона
Закон показывает, каким образом мы отделяем фигуру от фона. Он объясняет, что фигура является визуальным объектом, который требует наименьшего усилия для его определения. Один человек будет видеть одно изображение, другой — другое, в зависимости от восприятия самого человека
Чем гештальт-психология интересна для дизайнера?
Наш разум привык мыслить моделями, которые заложены в нас с детства. Когда мы видим хаотичную информацию, появляется чувство некого внутреннего дискомфорта, начинаем ее игнорировать или воспринимать с большим трудом. Задача же дизайнера состоит в создании необходимых подсказок, наводок, которые позволят зрителю найти связанный и структурированный контент
Использование законов гештальт-психологии в дизайне пользовательского интерфейса / Хабр
Гештальт — это немецкое слово, означающее понятие «форма». Гештальтпсихология была основана немецкими психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Колером и Куртом Коффкой и ориентирована на то, как люди интерпретируют мир. Вертхаймер, Колер и Коффка установили несколько фундаментальных принципов, также известных как «законы организации восприятия». Эти Принципы описывают то, как мы воспринимаем мир.В этой статье хочется поделиться несколькими подобным законами и показать, как применять их на практике в дизайне пользовательского интерфейса.
1. Закон подобия
Элементы, имеющие похожий внешний вид, кажутся более связанными. На изображении ниже, вы, вероятно, видите группы цветных кругов в виде рядов, а не в виде совокупности отдельных кругов.Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Элементы могут визуально группироваться, если они имеют визуальное сходство. Такое сходство можно создать, используя размер, цвет и форму.2. Закон симметрии
Наш разум любит симметричные объекты, потому что симметрия создает впечатление стабильности и порядка.Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Когда вы настраиваете элементы пользовательского интерфейса так, чтобы они были симметричны относительно друг друга, вы упрощаете процесс восприятия этих элементов для пользователей. Например, симметричное навигационное меню имеет тенденцию восприниматься как более стабильное, чем асимметричное.Примечание: Иногда симметричные макеты могут выглядеть скучно. Таким образом, вы можете захотеть внести некоторую асимметрию в дизайн, если хотите сделать его более динамичным.
3. Закон общего региона
Элементы имеют тенденцию восприниматься совокупностью элементов в общей группе, если они разделяются областью с четко определенной границей.Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Добавляя границы вокруг элемента (или группы элементов), вы отделяете его от окружающих элементов. Посмотрите на карты на изображении ниже. Тонкие тени и четко видимые границы создают впечатление отдельных предметов.4. Фигура-основа
Принцип «фигура-основа» относится к способности человека визуально разделять объекты на разных уровнях фокусировки. Мы знаем, какие элементы расположены на переднем плане, а какие — на заднем.Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Существует несколько методов различения планов фокусировки: вы можете использовать полупрозрачное наложение, тени или размытие элементов на заднем плане.5. Закон близости
Объекты, которые находятся рядом друг с другом, похоже, сгруппированы вместе.Пробелы играют важную роль в принципе. На следующем рисунке кружки слева кажутся частью одной группы, а кружки справа — частью другой.
Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Принцип близости помогает дизайнерам сделать контент более удобным для восприятия пользователями. Разместите связанные объекты плотнее друг к другу, чтобы создать эффект близости.Этот принцип также может снизить частоту появления ошибок для интерактивных элементов, поскольку он повышает отношения между элементами.
Слева: потребуются дополнительные усилия со стороны пользователя для определения соответствия между кнопкой и соответствующему ей продукту.
Справа: используя принцип близости, вы привязываете кнопку к определенному элементу.
6. Закон непрерывности
Наше восприятие имеет тенденцию видеть объекты, расположенные в виде линий или кривых, как связанные или сгруппированные. Это происходит потому, что объекты, соединенные прямыми или изогнутыми линиями, видны так, чтобы следовать по этому пути.На изображении ниже линии, созданные из кругов, которые рассматриваются как принадлежащие друг другу.
Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Направьте взгляд пользователя, создавая визуальную связь между предметами. Используйте этот принцип при разработке меню.
Если вы сравните примеры меню слева и справа, станет очевидно, что меню справа удобнее для восприятия и понимания.
7. Закон Закрытия
Наш мозг имеет тенденцию заполнять пробелы в информации.На изображении ниже вы, вероятно, видите два объекта (круг и звезду), потому что ваш мозг заполняет пропущенные пробелы, чтобы создать законченное изображение.
Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Каждый раз, когда вы разрабатываете индикатор загрузки или индикатор выполнения, помните о законе закрытия.8. Принцип общей судьбы
Когда элементы движутся в одном направлении, наш мозг воспринимает их как часть одной и той же группы.Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
Этот принцип является одним из основных в дизайне движения. Функциональная анимация использует общую судьбу, чтобы направлять взгляд пользователя.Педагогическая психология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
Философия и религия- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.- #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Гештальт: психология, принципы и терапия
Гештальт: психология, принципы и терапия Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат Гештальт-психология учит, что понимание своего разума в целом является ключом к личностному росту и психологическому исцелению. Давайте откроем для себя принципы и природу гештальт-терапии.
Я с трудом могу понять, как художнику удавалось соединять эти кусочки вместе, мазок за мазком, чтобы добиться того общего эффекта, который они производили. Это как видеть вещи на двух очень разных уровнях. Хотите верьте, хотите нет, но эта закономерность проявилась и в мире психологии, и из этого вопроса — «мы смотрим на части или на целое?» – родилась область гештальт-психологии. Давайте посмотрим на историю, принципы и приложения этой области психологии, чтобы увидеть, какое значение это может иметь для вашей собственной жизни. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое гештальт? (Определение) Еще одно личное откровение: в колледже я изучал лингвистику, а не психологию. Я увидел в этом предлог для изучения иностранных языков, и мне очень понравилась возможность выучить испанский и арабский языки. Один из моих любимых моментов из того периода моей жизни: в испанском языке нет дословного перевода английского слова «неуклюжий». В испанском языке есть слова, обозначающие неудобный и неуклюжий, но ни одно слово не отражает социальную природу английского слова «неуклюжий». Что такое гештальт-психология? (Определение) Гештальт-психология берет идею, возникшую в мире исследований восприятия, и применяет ее к пониманию разума (Greenwood, 2020). Точно так же, как мы можем воспринимать и воспринимаем мелодию целиком, а не набор нот, мы можем рассматривать ум как единое целое, а не набор частей. Создатели гештальт-психологии применили идею гештальта к психологии, потому что они были обескуражены некоторыми тенденциями в психологии того времени. В частности, им не нравилось преобладающее убеждение, что мы можем лучше всего понять сложные вещи, такие как человеческий опыт, разбив их на составные части и изучая их по отдельности (Rock & Palmer, 19).90). Гештальт-теория90–122 Теория гештальта частично развилась из осознания того, что мы склонны воспринимать вещи как целостность, что эти целостности выглядят определенным образом и что восприятие вещей как целого обычно является положительным опытом (Wertheimer & Riezler, 1944). На самом деле, как показали многие оптические иллюзии, наш мозг любит организовывать то, что мы видим, в согласованные целостности, часто даже подстраивая наше восприятие окружающей среды, чтобы достичь этого чувства согласованности. Другими словами, если мы естественным образом организуем наш мир в целое, а не в части, зачем нам сосредотачиваться на частях, как если бы они содержали ключ к пониманию целого? Характеристики самих частей могут не иметь значения до тех пор, пока они не будут рассматриваться как совокупность (Wertheimer & Riezler, 19). 44).Гештальт-принципы90–122 Основной принцип гештальт-теории и психологии, опять же, заключается в том, что разбиение вещей на более мелкие и более элементарные части не даст понимания, а скорее рассмотрение целостности чего-либо (Rock & Palmer, 1990).Мы можем продолжить расшифровку этого фундаментального принципа, снова подумав о музыкальной мелодии. Задумайтесь на мгновение о своей любимой песне и попытайтесь выделить в ней конкретную мелодию. Как вы думаете, узнали бы вы эту мелодию, если бы она была сыграна в другой тональности или на другом инструменте, или даже если бы слова пелись на другом языке? Я очень надеюсь, что вы это сделаете. Тот факт, что вы узнали бы мелодию, даже если бы многие ее характеристики изменились, предполагает, что имеет значение полное переживание мелодии, ее гештальт (Rock & Palmer, 19).90). Преимущества гештальт-психологииГештальт-психология дает как минимум два преимущества. Во-первых, это было частью отхода психологии от техник и принципов психоанализа, эффективность лечения которого исследователи изо всех сил пытались показать (Perls, 1992). Сосредоточив больше внимания на переживании пациента в настоящий момент, гештальт-психология помогла открыть новый подход к терапии. Во-вторых, гештальт-психология породила гештальт-терапию, которая, как было показано, является эффективным средством лечения нескольких различных клинических расстройств и психологических проблем (Raffagnino, 2019).). Примеры гештальт-психологии90–122 Другой пример гештальт-психологии в действии связан с лечением и исследованиями шизофрении (Silverstein & Uhlhaas, 2004). Гештальт-психология рассматривает шизофрению как расстройство, вызванное неэффективной организацией восприятия. Говоря простым языком, это означает, что необычное или даже бредовое мышление, характерное для шизофрении, может быть результатом видения целого, или гештальта, отличного от того, что воспринимали бы люди, не страдающие шизофренией.Гештальт-терапияКак мы уже узнали, применение гештальт-психологии к терапии началось в ответ на неудовлетворенность тем, как проводится психоанализ. Гештальт-терапевт сосредоточен на повышении осведомленности клиента о том, как он воспринимает мир, с целью помочь клиенту реагировать и эффективно изменять свое восприятие (Perls, 1992). В отличие от психоанализа, он работает на основе так называемого эмпирического и гуманистического подходов. Клиент садится за руль, а терапевт остается более активным и эмоционально вовлеченным в работу с клиентом, чем в психоанализе. Терапевт также дает клиенту возможность сформулировать и установить свои собственные цели. Этот процесс помогает клиенту понять свой личный способ интерпретации гештальта своего опыта. Попутно клиент и терапевт определяют моменты, когда клиент перестал обращать внимание на весь свой опыт, как правило, из-за того, что у него развился бесполезный образ мыслей или поведение, отвлекающее его от присутствия и восприятия своего опыта (Wagner-Moore, 2004). Терапевт и клиент также смотрят на то, как убеждения и потребности клиента формируют их восприятие. Во всем этом терапевт и клиент сосредотачиваются на здесь и сейчас, а не пытаются понять прошлое. В конце концов, восприятие своего окружения происходит в настоящем, поэтому большая часть работы гештальт-терапии состоит в том, чтобы замедлить и определить, что человек на самом деле испытывает в данный момент, с усилием отойти от интерпретации и осознать настоящий момент. (Манн, 2020). Техники гештальт-терапииВ гештальт-терапии есть несколько техник, которые используются для объединения и разрешения частей личности, которые кажутся несовместимыми (Greenberg et al., 19).94). Эти «расщепления» могут возникать из-за того, что у человека есть внутренний конфликт, конфликт с другим человеком или он приписывает свои мысли или суждения другим людям. Часто этот конфликт сводится к столкновению между чьими-то ценностями или принципами и эмоциональными побуждениями (Greenberg et al., 1993). Несмотря на все эти проблемы, в гештальт-терапии обычно используется так называемая работа на двух стульях.Работа на двух стульях предполагает, что клиент представляет каждую из сторон в диалоге между сторонами. Та часть личности, которая движима эмоциональными потребностями и желаниями, называется переживающей самостью, и она вовлечена в диалог с мыслящей частью самости, которая может оценивать чьи-то желания в сравнении со стандартами своих принципов или с тем, что общество считает приемлемым. должен делать человек. Клиент может сесть на первый стул и описать свои чувства, затем перейти на другой стул и говорить из мысленного пространства. Предполагается, что эти части не очень много разговаривают друг с другом или не ведут открытого диалога, поэтому цель упражнения с двумя стульями состоит в том, чтобы две части вошли в контакт друг с другом (Greenberg et al. , 1993). Ожидается, что этот контакт поможет клиенту примирить спорные части и стать более самопринятым, поскольку он увидит себя в целом. Гештальт-принцип закрытияТеория гештальта утверждает, что мы ожидаем, что вещи будут закрытыми, цельными и самодостаточными (Moore & Fitz, 1993). Наши глаза пытаются завершить формы, которые кажутся незавершенными, и мы можем тратить ненужное время, пытаясь найти завершение, когда как объектам в нашем окружении, так и опыту, который у нас есть, кажется, что этого не хватает. Гештальт-принцип близости90–122 Принцип близости в гештальт-теории говорит нам, что мы естественным образом группируем вместе вещи, которые находятся рядом друг с другом (Moore & Fitz, 19).93). Я думаю, что это то, что мы делаем визуально, но также и со всем нашим опытом. Например, наш мозг любит проводить ассоциации между событиями, которые произошли рядом друг с другом во времени, даже если нет четкой причины их связи друг с другом.Гештальт в искусстве Теория гештальта с ее акцентом на визуальном восприятии и на том, как мы организуем то, что видим, в связное целое, естественным образом оказала сильное влияние на искусство и дизайн (Behrens, 1998). Однако описание этих принципов в действии уводит нас от гештальт-психологии и выходит за рамки данной статьи. Если вам нужна дополнительная информация о различных принципах гештальта, связанных с искусством, а также о полезных приложениях в сфере дизайна, рекомендую посмотреть это видео: Видео: Гештальт-психология и почему она необходима для хорошего дизайнаСтатьи, относящиеся к гештальтуКниги, относящиеся к гештальтуЕсли вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. ТехникиЗаключительные мысли о гештальте Я нахожу теорию гештальта освежающим контрапунктом тому акценту, который некоторые психотерапии делают на выявлении проблем в очень специфических когнитивных или эмоциональных паттернах. Например, хотя у меня могут быть нереалистичные ожидания в отношении себя в отношении нравственности и продуктивности, может быть недостаточно просто оспаривать и критиковать эти мои мысли в изоляции. Скорее, будет эффективнее думать о совокупности моего опыта: что я чувствую? Откуда эти голоса? Что произойдет, если я поставлю эти ожидания в диалог со своими чувствами в этой ситуации — чувствами, которые я часто отбрасываю как не относящиеся к делу? Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! Каталожные номера
|