Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ
Педагог – психолог: Вихрова Т.В.
Дети от 1.5 до 3 лет.
Ранний возраст — уникальный период в развитии ребёнка, отличающийся рядом особенностей. Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела ребёнка, интенсивного развития речи, движений, интеллекта.
Ребёнку этого возраста характерно наглядно — действенное мышление благодаря предметной деятельности. Ребёнок знает, что такое мебель, одежда, посуда. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и её функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, речь становится основным средством общения. Формируется фонетический слух.
Для этого возраста характерно ситуативно — деловое общение ребёнка и взрослого. На втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).
Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Дети по двое-трое самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.
Дети от 3 до 4 лет.
Во время кризиса 3 лет наблюдаются трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими. Он становится упрям, конфликтен, строптив. В результате кризиса 3 лет ребёнок отделяет себя от взрослого и у него формируется образ Я.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования).
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Дети 3 — 4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения.
У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания.
Интенсивно идёт познавательное развитие. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление наглядно — действенное. В 3 года мышление только начинает развиваться и прежде всего это происходит в игре. В этот период накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о самом себе. Совершенствуется звукоразличение, слух.
В этом возрасте ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.
В 3 — 4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.
Музыкально — художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер.
Дети от 4 до 5 лет.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое. Дети 4 — 5 лет социальные нормы и правила всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поведение ребёнка этого возраста не столь импульсивно и непосредственно, как в 3 — 4 года.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья.
В познавательном развитии наблюдаются следующие изменения. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок шёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Речь становится более связанной и последовательной.
В том возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.
Именно в этом возрасте дети начинают интенсивно играть в игры с правилами.
В возрасте 4 — 5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Цепкая память позволяет ребёнку 4 — 5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно — ориентировочные действия на базе основных трудовых процессов.
В музыкально — художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Важным показателем развития ребёнка — дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.
Дети от 5 до 6 лет.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослым.
Ребёнок 5 — 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.
Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются.
Большие изменения происходят в развитии познавательных процессов. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется несущественно. Улучшается её устойчивость. В этом возрасте ведущее значение приобретает наглядно — образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 — 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство.
Более совершенной становится крупная моторика.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самопланирование трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда).
Круг чтения ребёнка 5 — 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, с историей страны.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными.
Дети от 6 до 7 лет.
В целом ребёнок 6 — 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.
К 6 — 7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Идёт интенсивное развитие познавательных процессов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6 — 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте продолжается развитие наглядно — образного мышления. У детей происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (Со взрослыми и сверстниками. Знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Сложнее и богаче становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость приобретает общение между собой.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.
Музыкально — художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально — выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизни творчество композиторов и исполнителей). Художественно — эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально — художественной деятельности.
Индивидуальные особенности детей.
Высокая двигательная активность:
Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо и т.д.) Ерзает на месте
Находится в постоянном движении
Очень говорлив
Спит намного меньше, даже в младенчестве
Дефицит активного внимания
Непоследователен в поведении
Имеет трудности в организации
Имеет много незаконченных проектов
НЕ слышит, когда к нему обращаются
С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
Теряет вещи
Избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий
Часто бывает забывчив
Импульсивность
Не может регулировать свои действия
Не умеет подчиняться правилам
Отвечает до того, как его спросят
Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего
Плохо сосредотачивает внимание
Не может отложить вознаграждение
Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)
А. Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
- беспокойные движения в кистях и стопах;
- неумение сидеть на одном месте;
- лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- нетерпеливость;
- неумение доводить начатое дело до конца;
- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
- болтливость;
- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
- спонтанность и необдуманность действий;
- суетливость;
- несформированность мелкой моторики;
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Более или менее отчётливыми проявления СДВГ становятся к 3 — 4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и раздражительностью во время бодрствования.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребёнок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребёнок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него всё «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.
Из – за якобы эмоциональной чёрствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем – либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребёнок с СДВГ ежеминутно что – то трогает, хватает, задаёт массу вопросов. Из – за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5 – 15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3 – 7 минут).
Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
Аутичный ребёнок
- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем – то новым;
- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
- стереотипизация действий;
- патологическое фантазирование;
- манипулирование руками;
- погруженность в мир собственных переживаний;
- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому – либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
- нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи;
- своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
- создание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
- отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребёнок говорит во втором и третьем лице;
речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во многом стремятся соблюдать определённо установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.
В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.
Мутизм – нарушение речевого общения (молчание). Мутизм носит временный преходящий характер и относится к группе невротических реакций на непосильное требование, конфликт, обиду. Поэтому мутизм чаще всего возникает у застенчивых, робких, не уверенных в себе детей. Мутизм может быть абсолютным (полное молчание) или элективным (избирательным) – ребенок не отвечает на занятиях и нормально разговаривает в семье.
Тревожный ребенок — ребенок, подверженный подобному состоянию, постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Этот мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки.
Признаки тревожности у детей:
- Не может долго работать не уставая
- Ему трудно сосредоточится на чем-то
- Любое задание взывает излишнее беспокойство
- Во время выполнения заданий скован, напряжен
- Смущается чаще других
- Часто говорит о возможных неприятностях
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
- Жалуется, что снятся страшные сны
- Руки обычно холодные, влажные
- Нередко бывает расстройство стула
- Сильно потеет когда волнуется
- Не обладает хорошим аппетитом
- Спит беспокойно, засыпает с трудом
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается
- Часто не может сдержать слез
- Плохо переносит ожидание
- Не любит браться за новое дело
- Не уверен в себе, своих силах
- Боится сталкиваться с трудностями
Застенчивый ребёнок — это ребёнок, который испытывает страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Они очень чувствительны к негативной оценке со стороны окружающих. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт. Такие дети предпочитают оставаться в тени.
Признаки застенчивости у детей:
- Неуверенность и даже отказ от общения со сверстниками;
- Очень сильная робость;
- Не отвечают на вопросы, даже если знают ответ;
- Краснеют, когда к ним обращаются;
- Избегают социальных контактов;
- Самоизоляция;
- Могут сильно заикаться, растеряться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации;
- Боязнь подойти к другому и попросить игрушку, договориться о совместной игре;
- Внешне бесчувственны, слабо проявляют эмоции;
- Не проявляют инициативу в общении и деятельности;
- Ведут себя тихо, незаметно, не делают лишних движений;
- Могут развиваться аутоагрессивные и невротические проявления (тики, пощипывания, навязчивые движения;
Причинами застенчивости у детей являются:
- Неадекватный стиль воспитания в семье;
- Несформированность навыков общения, родители не умеют собственным примером научить их быть общительными и успешно контактировать с другими людьми;
- Неблагоприятный микроклимат в группе;
- Тревожность;
- Страхи;
- Низкая самооценка;
Агрессивный ребёнок — основным проявлением которого является особое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, с целью устранить его как своё препятствие и своего конкурента.
Признаки агрессивности ребёнка:
- Наблюдаются необычные частые для своего возраста вспышки гнева, мрачной раздражительности;
- легко ссорится, кусается, щипается, дерётся;
- Не считается со сверстниками, не уступает им, не делится, может без причины напасть на них;
- Часто активно отказывается выполнять требования взрослых;
- При разговоре повышает голос, кричит, спорит со взрослыми, употребляет оскорбительные слова;
- Постоянно ябедничает, конфликтные ситуации всегда разрешает с помощью агрессивных действий, приписывая их другим;
- Преднамеренно портит чужие вещи, ломает игрушки;
- Считает себя самостоятельным, решительным, командует, подчиняет себе других;
- Неудачи вызывают раздражение, негодование;
- Мстит за неудачу, ищет виновного;
- Обидчив;
- Склонен к депрессии;
- Общается с младшими по возрасту сверстниками и физически слабыми;
- Проявляет физическую жестокость по отношению к животным и другим людям;
Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. Оценивает себя всегда адекватно.
Ребёнок с задержкой ожидаемого развития (ЗОР).
В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой ожидаемого развития определяют наиболее распространённое отклонение в психофизическом развитии. Задержка ожидаемого развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой — мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗОР определяется также глубиной повреждений и /или различной степени незрелости мозговых структур. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка ожидаемого развития»
«… отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности».
Н. А. Цыпина и др., занимающиеся изучением особенностей развития детей с ЗОР, выявили их специфические особенности:
- Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗОР узок и ограничен.
- Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов.
- Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность.
- Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения.
- Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно — действенного мышления по сравнению со словесно — логическим.
- Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗОР не умеют использовать какие — либо дополнительные вспомогательные средства запоминания.
- При выполнении задания ребёнок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗОР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.
- Они слабо ориентируются в нравственно — эстетических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.
- Дети с ЗОР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т. д.
- Нарушение мелкой моторики и зрительно — моторной координации.
- Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем не успехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учёбе в частности и к любой деятельности, требующих определённых усилий, в общем.
- Дети с ЗОР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач.
Особенности развития детей дошкольного возраста
2022-04-04 23:46:15 0 3065
Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными.
Дошкольный возраст – это ключевой период, который имеет огромное влияние на развитие малыша. Именно в этот момент происходит становление личности ребенка. Вот почему родители должны прикладывать достаточно сил для того, чтобы у него сформировались важные навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Уклон делается на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Сколько лет дошкольникам
Особенности развития детей дошкольного возраста имеют прямое отношение к тому, сколько ребенку лет. Принято выделять три основных возрастных периода:
- 3-4 года – младший дошкольный возраст.
- 4-5 лет – средний дошкольный возраст.
- 5-7 лет – старший дошкольный возраст.
Каждый из этих периодов имеет свои особенности, которые позволяют охарактеризовать ребенка конкретного возраста.
Развитие дошкольников в разном возрасте
Стоит более детально ознакомиться с этим вопросом. Свои особенности имеет как физическое, так и психическое развитие ребенка. Каждый родитель сможет на личном опыте убедиться в том, что каждый возрастной период, через который проходят их малыши, имеет как преимущества, так и недостатки.
Дети 3 лет
Начать следует именно с трех лет, периода, который является младшим дошкольным возрастом. Малыш активно изучает собственную личность, ищет то, что ему нравится или же наоборот совершенно неприятно.
Главные особенности трехлетнего возраста:
- Социальное и эмоциональное развитие. Ребенок активно делится своими вещами, обменивается игрушками. Он не отказывается от общения со взрослыми, при случае старается им помощь, чтобы быть полезным.
- Моторика. Без труда малыши в этом возрасте ловят мяч, спокойно спускаются по ступенькам. Для них не свойственна потеря равновесия при катании на качелях. Способны комбинировать кубики до 9 штук и держать пальцами карандаши.
- Зрительная и двигательная координация. Ребенок умеет воспроизводить различные формы фигур, обводить рисунки по контуру.
- Предметно-игровая деятельность. Малышу не составит труда разобрать матрешку и найти правильное отверстие для фигуры. Умеет складывать двух-трех компонентные паззлы.
- Речь. Развивается активно. Ребенок может подбирать слова, обозначающие конкретные предметы, фактуры, вкусы и цвета. Учится воспринимать время, различать степени увеличения или уменьшения.
Также трехлетний ребенок понимает речь взрослых, верно реагирует на их просьбы и предложения. Без труда справляется с выполнением несложных инструкций.
Дети 4 лет
Круг умений ребенка к четырем годам активно расширяется. Он старается выполнять поручения взрослых хорошо, чтобы взаимен получить похвалу. Стоит детальнее заострить внимание на ключевых особенностях этого периода:
- Предметно-игровая деятельность. Малышу не составляет труда собрать матрешку или пирамидку. Для этой цели задействуется зрительное соотнесение предметов. То же касается сбора небольших паззлов.
- Память. Дети запоминают и выполняют поручения, которые состоят из 2-3 действий. Могут запомнить до 5 слов.
- Речь. Малыш активно пользуется общими словами, называет предметы, животных, профессии. Может пересказать любимую сказку.
- Математика. Появляется понимание значений «один» и «много», ребенок различает геометрические фигуры. Может сказать, какое наступило время суток.
- Моторика. Умеет рисовать фигуры, простейшие формы и линии. В изобразительном творчестве появляются схематичные предметы, например, машины или дома. Ребенок может нанизать на проволоку крупные бусины, хорошо подбрасывает и ловит мяч. Обучается лепке из пластилина. Для него перестает быть проблемой самостоятельное шнурование обуви.
Четырехлетний ребенок продолжает активно развиваться, чему способствует постоянная помощь в этом деле со стороны родителей и близких родственников.
Дети 5-6 лет
Это старший дошкольный возраст. Очень важный период для интеллектуального, познавательного и личностного развития малыша. Именно сейчас происходит формирование черт его характера.
Что можно сказать про особенности данного возраста:
- Моторика. Ребенок уверенно прыгает и бегает, не испытывает проблем с равновесием. Учится кататься на велосипеде и коньках.
- Координация. Малышу теперь не сложно аккуратно писать буквы и числа, а также вырезать различные фигуры из бумаги.
- Речь. Начинает использовать синонимы и антонимы для знакомых слов, может называть предметы, окружающие его. Понимает, как разбивать слова на слоги, определять звуки. Также различает гласные и согласные.
- Математика. Умеет писать цифры, соотносить количество предметов и числа. Появляется понимание того, как пользоваться математическими знаками. Свободно рисует геометрические фигуры. Ребенок хорошо знаком со временами года и днями недели.
Интересно знать, что именно в старшем дошкольном возрасте дети лучше всего запоминают и усваивают новую информацию. Они активно впитывают в себя новые знания, а их кругозор стремительно расширяется.
Чтобы добиться успехов в развитии дошкольника, необходимо постепенно усложнять игровые задачи, делать их интеллектуальными и логическими. Тогда ребенок продолжит развиваться и к этому возрасту будет полностью готов к посещению школы. Справиться с этой задачей помогают специальные пособия и развивающие игрушки, купить которые можно в нашем интернет-магазине по самой доступной цене. Это лучшее решение для родителей и воспитателей, которые занимаются развитием дошкольников.
Теги: Дошкольный возраст, Особенности развития детей, дошкольники, Развитие дошкольников в разном возрасте, Развивающие игрушки, Пособия для логопедов
Рекомендуемые статьи
Психология и жизнь: характеристики детства
Значение
Детство – это период между младенчеством и взрослой жизнью, то есть от 2 до 13 или 14 лет. Во время этого период роста идет относительно медленнее, чем в младенчестве. Однако во время этого стадии наблюдается заметное улучшение физического, умственного, эмоционального, социального и языковое развитие ребенка. Это период медленного роста и быстрого разработка. Это период любопытства, наблюдения и экспериментирования. ребенок учится ходить, бегать, прыгать, играть в мяч. И начинает приобретать понятие о добре и зле. Этот этап также известен как возраст банды.
Характеристики
1. Относительно медленный физический рост – Процесс роста медленнее, чем в младенчестве. У ребенка быстро развивается резистентность и иммунитет.
2. Обучение с помощью наблюдения и экспериментирования – Дети в основном учится путем наблюдения (образец для подражания) и исследования, чтобы сформировать свои собственные понятия о вещах и предметах.
3. Высокий уровень любопытства – Дети проявляют любопытство поведения и ожидают, что на их вопросы должны быть даны ответы в приоритетном порядке родителей и учителей.
4. Физическая активность – На этом этапе дети сильно заниматься физическими упражнениями и учиться на них. Интересно детям не любит сидеть из-за гормональных вмешательств.
5. Быстрый рост в когнитивной области – Дети начинают мысленное представление объектов, концепция постоянства объекта, эгоцентризм (сосредоточенность на себе), развивается анимизм (думание, что все вещи имеют жизнь) (Жан Пиаже), начинается логический мыслительный процесс и т. д.
6. Овладение языком и расширение словарного запаса – Выготский говорил, что язык — это социальное понятие, которое усваивается посредством многократные взаимодействия и последующий опыт. Хомский утверждает, что дети рождаются с устройством для овладения языком и универсальной грамматикой. Эти теории объясняют, что детство решающий этап в изучении языка и увеличении словарного запаса.
7. Дифференциация in Gender – Дети в позднем детстве учатся различать полов на основе биологических особенностей вместо одежды, которая явление в раннем детстве.
8. Социально-эмоциональное развитие – Параметры социально-эмоциональное развитие – это личность (кто она/он), пол и нравственность (научитесь различать правильное и неправильное, хорошее и плохое). Эти измерения инициируют процесс формирования идентичности и личности разработка.
9. Рационализированный мыслительный процесс – Мыслительный процесс, который был не таким рациональным в раннем детстве, становится рациональным, что проявляется с помощью логических запросов и использования фраз, подобных взрослым.
10. Двигательные навыки – В раннем детстве дети занимаются основные моторные навыки, такие как прыжки, прыжки, бег и т. д. Эти навыки становятся тоньше, чем ловкость пальцев, брать предметы большим и указательным пальцами, а также глазами координацию рук, головоломки и т. д. В этот период ребенок предпочитает также развивается левая или правая рука.
11. Развитие органов чувств – Чувства зрения, осязания, слуха, вкус и обоняние выходят на новый уровень.
12. Развитие восприятия – Психологические процессы, который человеческий мозг обрабатывает сенсорные данные, собранные через органы чувств. Ребенок учится и развивает отношения между передним планом и фоном, постоянство размера и формы (постоянный размер и форма объектов) и т. д.
Стадии Пиаже Когнитивное развитие (детство)
Он описал, что 2-7 лет — это «дооперациональная стадия», в течение которой развивается символическое мышление, постоянство объекта развито и т. д., но трудно координировать различные физические свойства объекта. Второй этап «Бетонный Оперативный», во время которого ребенок логически рассуждает о конкретных событиях и классифицировать предметы по разным множествам. И способны совершать обратимые умственные операции.
Ссылки:
1. О’Рейли, Мишель; Догра, Ниша; Ронцони, Пабло Даниэль (2013). Исследования с детьми: теория и Упражняться. МУДРЕЦ. п. 2. Проверено 5 февраля 2019 г.
2. NCERT, XI Психология Текстовая книга.
12 Важные характеристики детства B.Ed Notes
по SR
В этой статье мы собираемся обсудить характеристику детства, примечания Б. Эда 9.0092 . Прочитав эту статью, вы сможете ответить на следующий вопрос:
- Обсудите особенности детства.
- Каковы характеристики детских стадий?
Вы получите полные примечания по вышеуказанным вопросам. Мы предоставили эти заметки на легком для понимания языке. Это, безусловно, поможет вам на экзамене B.Ed. Это также полезно для экзаменов TET, так что прочитайте это полностью.
В предыдущей статье мы обсуждали « Характеристика социально зрелого человека ». Вы можете прочитать это после прочтения этой статьи.
Содержание
- 1 Характеристики детства Скачать PDF
- 1. 1 Поделись с друзьями :
Детство — это решающий этап в развитии человека, характеризующийся быстрым физическим, эмоциональным и когнитивным ростом. На этом этапе у детей развивается ряд характеристик, которые формируют их личность и подготавливают к трудностям взрослой жизни. В этой статье мы обсудим особенности детства в точечной форме.
- Любознательность : Дети от природы любопытны и хотят исследовать окружающий мир. Они задают вопросы, разбирают вещи и экспериментируют, чтобы понять, как все работает.
- Воображение : У детей яркое воображение, они могут придумывать сложные истории и игровые сценарии. Они способны визуализировать вещи, которые не существуют и не ограничены практическими ограничениями.i
- Игривость : Дети любят играть и веселиться. Они умеют находить радость в простых вещах и не обременены стрессами взрослой жизни.
- Доверие : Дети доверяют взрослым в своей жизни, чтобы обеспечить их потребности и обеспечить их безопасность. Они способны формировать тесные связи с опекунами и другими членами семьи.
- Устойчивость : Дети устойчивы и способны оправиться от невзгод. Они способны адаптироваться к изменениям в окружающей среде и справляться со стрессорами.
- Обучение : Дети — губки для знаний и постоянно учатся новому. Они способны быстро усваивать информацию и устанавливать связи между различными понятиями.
- Творчество : Дети творческие и способны придумывать новые идеи и решения проблем. Они не ограничены традиционным мышлением и способны подходить к проблемам с разных сторон.
- Заслуживающий доверия : Дети заслуживают доверия и честны. Они еще не обременены социальным давлением, чтобы соответствовать социальным нормам и могут высказывать свое мнение.
- Эмоциональный : Дети испытывают широкий спектр эмоций и не боятся их выражать. Они способны безоговорочно показать свою любовь, гнев и печаль.
- Зависимость : Дети зависят от взрослых в удовлетворении своих основных потребностей, таких как пища, кров и одежда. Они еще не в состоянии позаботиться о себе и нуждаются в поддержке и руководстве опекунов.
- Невинность : Дети невинны и чисты. Они еще не столкнулись со сложностями мира взрослых и не обременены грузом ответственности.
- Безусловная Любовь : Дети способны на безусловную любовь как к своим опекунам, так и к другим людям в их жизни. Они способны формировать тесные связи с другими и проявлять сочувствие и сострадание.
Итак, выше приведены некоторые важные характеристики детства, мы кратко изложили их ниже 👇.
Таким образом, детство характеризуется рядом уникальных и важных характеристик, включая любознательность, воображение, игривость, доверие, устойчивость, обучаемость, творчество, надежность, эмоциональность, зависимость, невинность и безусловную любовь. Понимая эти характеристики, родители и опекуны могут лучше поддерживать детей на этом важном этапе развития, помогая им вырасти здоровыми и хорошо приспособленными взрослыми.