Индивидуальные особенности памяти
21.05.2011
Индивидуальные особенности памяти определяются как врожденными особенностями психики человека, так и приобретенными им в процессе жизненного опыта. Примеры феноменальной памяти есть результат врожденных задатков и, конечно, систематических тренировок памяти.
Люди различаются по тому, каким образом они запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию. Это проявляется в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью относительно того, что они запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В значительной степени это зависит от их профессиональной деятельности.
У человека могут доминировать различные виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная и т.д. Иногда наблюдаются парные эффекты доминирования. Это определяется типом ведущей сенсорной системы индивида.
Иногда наблюдаются случаи, которые в обиходе называют фонографической памятью: человек может точно воспроизвести целые страницы незнакомого текста без осмысления его содержания.
Примерно у 5% детей и крайне редко у взрослых встречаются эйдетические способности: после зрительного восприятия объекта его яркий и устойчивый визуальный образ сохраняется некоторое время которое превышает время сохранения образов в иконической памяти.
Величина объема кратковременной памяти индивида позволяет с достаточной для практики достоверностью прогнозировать успешность его обучения: Э = 0,5 (V к.п.) +1, где Э — успешность обучения в баллах (2, 3, 4, 5)- V к.п. — объем кратковременной памяти данного человека, определяемый по результатам тестирования.
Преобладание пессемизма над оптимизмом как чертой характера предопределяет склонность индивида лучше запоминать неприятную информацию Оптимист же, наоборот, лучше сохраняет приятную информацию, теряя неприятные факты. Это о нем нередко говорят: «Он незлопамятен и не помнит зла которое принес другим».
Пожилые люди лучше воспроизводят события прошлых лет, чем текущие. Дети, наоборот плохо удерживают в памяти отдаленные во времени события. Более того, впечатлительность, живость воображения и низкая самокритичность делает их жертвами непроизвольного самовнушения, преувеличения в искажении фактов.
Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Структура памяти Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Память как психический познавательный процесс Маклаков А. Г., Психология XXI века. Том I |
Эксплицитная и имплицитная память Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Вытеснение и процессы памяти Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Временная организация памяти … |
Механизмы памяти Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Факторы, влияющие на запоминание Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Определение памяти Штейнмец А.Э., Общая психология |
Индивидуальные особенности памяти
В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
быстротой запоминания,
прочностью сохранения,
точностью воспроизведения
так называемой готовностью памяти.
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.
Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.
С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти.
Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого
Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.
Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.
Память: виды, факты и мифы
Резюме: Хотите узнать виды памяти? Каковы характеристики и операции кратковременной и долговременной памяти? Что такое рабочая память? Конечно, вы делаете, если вы участвуете в области электронного обучения! И последнее, но не менее важное: в этом посте я представлю вам 7 Разрушителей мифов о памяти!
Наша система памяти, согласно когнитивной психологии , делится на следующие 2 типа :
- Кратковременная память , которая хранит звуки, изображения и слова, позволяет производить короткие вычисления и фильтрует информацию, которая либо попадает в долговременную память, либо отбрасывается.
- Долговременная память , которая позволяет нам хранить информацию в зависимости от значения и важности в течение длительных периодов времени, влияет на наше восприятие и представляет собой структуру, к которой прикрепляется новая информация.
Кратковременная память имеет 3 основные характеристики :
- Кратковременная продолжительность , которая может длиться не более 20 секунд.
- Его емкость ограничена 7 ± 2 порциями независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
- Его ослабление (из-за многих причин, таких как прием лекарств, недосыпание, инсульт или травма головы, например) является первым шагом к потере памяти.
Кратковременная память отвечает за 3 операции :
- Iconic , в котором есть возможность хранить изображения.
- Acoustic , который позволяет хранить звуки.
- Рабочая память , то есть способность хранить информацию до тех пор, пока она не будет использована. Для некоторых ученых рабочая память является синонимом кратковременной памяти, но правда в том, что рабочая память используется не только для хранения информации, но и для обработки информации. Важно то, что он гибкий, динамичный и имеет решающее значение для успешного обучения.
Информация в Долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому мы вспоминаем соответствующие знания, когда натыкаемся на подобную информацию. Задача разработчика учебных пособий состоит в том, чтобы активировать существующие структуры перед представлением новой информации, а этого можно добиться различными способами, например, с помощью графики, фильмов, вопросов, вызывающих любопытство, и т. д.
2 типа долговременной памяти
- Явный : Сознательные воспоминания, которые включают наше восприятие мира, а также наш личный опыт.
- Неявный : Бессознательные воспоминания, которые мы используем, не осознавая этого.
Долговременная память отвечает за 3 операции
- Кодирование , то есть способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
- Хранение , способность накапливать порции информации.
- Поиск , то есть способность вспоминать вещи, которые мы уже знаем.
Улучшите долговременную память ваших учеников с помощью лучшего авторского инструмента!
Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!
Найдите подходящего поставщика
- Вечных воспоминаний не бывает . Каждая долговременная память имеет определенный срок жизни.
- Память не бесконечна . Согласно недавнему исследованию, большинство людей не могут запомнить более 300 000 фактов за свою жизнь.
- Кодирование не укрепит нашу память . Согласно недавнему исследованию, если мы будем хранить информацию в том виде, в каком мы ее изначально получили, она сохранится дольше.
- Не заниматься перед сном . Это правда, что сон полезен для обучения, однако нейрогормональное состояние мозга лучше всего ранним утром, и это относится ко всем людям.
- Память угасает с возрастом . Хорошо натренированная память может быть устойчивой независимо от возраста просто потому, что тренировка увеличивает объем знаний.
- Быстрее учатся те, кто практически не забывает . Все дело в том, как мы манипулируем информацией и как мы связываем ее с образами, а это зависит от того, насколько мы умны.
- Нет простого способа запомнить . Запоминание — это навык, требующий довольно много умственных усилий. Есть методики, но они не без усилий.
И последнее, но не менее важное: понимание основ теории когнитивной нагрузки и применение их в своем учебном проекте является абсолютной необходимостью, особенно если вы хотите, чтобы ваши учащиеся получили максимальную отдачу от создаваемого вами курса электронного обучения. Я настоятельно рекомендую вам прочитать статью «Теория когнитивной нагрузки и учебный дизайн 9».0006 .
Ссылки
- Что такое рабочая память и почему она важна?
- 10 самых популярных мифов о памяти
- В чем разница между долговременной, кратковременной и рабочей памятью?
- Рабочая память — поисковая машина ума
- Память и обучение
Особенности памяти (психология): тестирование и исследования
Как назывался фильм, который посоветовал мой друг? Что я ел вчера на ужин? Каким был мой полный домашний адрес с почтовым индексом? Как когда-то катались на коньках? Если вы когда-либо задавали себе любой из этих вопросов, вы применяли свою память на практике. Люди постоянно полагаются на свою систему памяти; с неисправной системой памяти жизнь была бы очень сложной. Давайте посмотрим на память и ее особенности в этом объяснении.
Объяснение начнется с представления типов памяти.
Затем будут рассмотрены особенности кратковременной памяти.
Естественно, речь пойдет и об особенностях долговременной памяти.
Далее в объяснении будет показано, как измеряется память в психологии.
Будут представлены типы памяти, а затем список тестов памяти, используемых в психологии.
Память — это когнитивный процесс, посредством которого информация приобретается, сохраняется, сохраняется и извлекается. Когнитивное происходит в три этапа: кодирование, хранение и поиск.
Кодирование относится к преобразованию сенсорной информации в форму, которую мозг может обработать.
Хранение относится к сохранению такой информации в мозгу.
И извлечение относится к процессу восстановления или доступа к сохраненной информации.
Различные типы памяти возникают в зависимости от того, как память хранится в мозгу.
Типы памяти
Четыре основных различных типа памяти, вероятно, не новы для вас. Это долговременная память (LTM), кратковременная память (STM), сенсорная память и рабочая память.
LTM относится к полупостоянному хранению информации, которое позволяет извлекать такую информацию через часы, недели или годы после того, как она была закодирована и сохранена.
Вы ежедневно используете LTM, когда пишете, например, потому что научились писать в молодом возрасте.
Рис. 1. Пример LTM — езда на велосипеде.
STM относится к хранению информации, необходимой для возможности извлечения информации вскоре после ее сохранения.
Вы используете СТМ, когда, например, мысленно повторяете список продуктов, которые ваша мама только что попросила вас купить.
Сенсорная память относится к информации, поступающей через органы чувств и сохраняемой до тех пор, пока они стимулируются.
У вас может быть сенсорная память, когда вы нюхаете цветок.
Рабочая память — это память для информации, которая кратковременно сохраняется в мозгу для выполнения других когнитивных действий.
Вы используете свою рабочую память при решении математического уравнения.
Различия между различными типами памяти можно сузить при изучении функций памяти. Память имеет три основные характеристики:
- Емкость относится к объему информации, которая может быть сохранена.
- Кодировка относится к типу кода, который используется для преобразования информации в воспоминания.
- Продолжительность относится к количеству времени, в течение которого память может быть извлечена, прежде чем она будет забыта.
Давайте рассмотрим особенности как LTM, так и STM.
Характеристики кратковременной памяти
Емкость системы STM невелика. Миллер (1956) провел исследование, в котором он зачитывал участникам серию случайных чисел. Результаты показали, что большинство людей могли вспомнить только от 5 до 9цифры. Более того, когда участникам предъявляли пары чисел, они могли вспомнить от 5 до 9 пар. Это говорит о том, что информация группируется или разбивается на части при хранении, а кратковременная память имеет емкость 7 (плюс-минус 2) элементов.
7 +/- 2 иногда называют магическим числом в психологии.
Что касается кодирования STM, было высказано предположение, что кодирование STM является акустическим. Такой вывод был сделан из исследования Викельгрена (Wickelgren, 1965), в ходе которого он зачитывал вслух четыре письма участникам. Чтобы избежать репетиций, Викельгрен попросил участников написать восемь мешающих писем в качестве отвлекающего задания. Результаты показали, что когда интерференционные буквы были фонетически похожи на буквы, которые участники должны были запомнить, участники делали больше ошибок. Это, в свою очередь, свидетельствовало о том, что кодирование информации является акустическим.
Петерсон и Петерсон исследовали продолжительность STM в 1959 году. Участники этого исследования должны были выучить триграммы по одной за раз с интервалами в 3, 6, 9, 12, 15 и 18 секунд.
Триграммы представляют собой комбинации из трех букв, которые не являются настоящими словами, например, TBU, PLF или MNW.
После изучения каждой триграммы (во избежание репетиций) участникам было предложено выполнить математическое упражнение в уме.
Результаты показали, что чем короче интервал между обучением и воспроизведением, тем выше производительность. Через 3 секунды вспоминалось около 80% триграмм, а через 18 секунд — только 10%. Это было воспринято как доказательство того, что продолжительность этого типа памяти составляет около 18 секунд, что можно охарактеризовать как короткое.
Особенности долговременной памяти
Трудно, если вообще возможно, установить емкость LTM. Можете ли вы количественно оценить все, что вы знаете? Это очень тяжело. Емкость LTM была объяснена с точки зрения нейронных сетей. Учитывая, что воспоминания зависят от связей нейронов и что они не могут быть неограниченными, логично заключить, что LTM не бесконечна. В то же время количество связей в нашем мозгу огромно. Хотя психологи признают, что должен быть предел LTM емкость , они работают исходя из предположения, что емкость LTM неограничена, учитывая ее огромный потенциал.
Рис. 2. Иллюстрация неограниченного количества нейронных связей в головном мозге.
Кодирование LTM связано с семантикой. Baddeley (1966) провел исследование, в котором участники должны были выучить список слов. Список может содержать слова, близкие по звучанию (например, шляпа, кепка, крыса, человек, у) или близкие по значению (например, большой, огромный, большой, гигантский, огромный). Через двадцать минут после этапа обучения участников просили воспроизвести список слов. Результаты показали, что было сделано больше ошибок, когда слова были похожи по звучанию, что позволяет предположить, что LTM 9Кодировка 0005 должна быть семантической.
Исследование длительности LTM также оказалось сложным. Хотя воспоминания хранятся годами, есть и информация, которую невозможно вспомнить спустя несколько часов. Вы можете помнить имя человека, с которым вас познакомили два года назад, но вы можете не помнить имя человека, с которым вас представили всего несколько минут назад. Длительность LTM в некоторой степени объясняется теориями забывания, для которых вы найдете специальное объяснение.
Как вы, вероятно, поняли из рассмотренных исследований, в них используются разные способы измерения памяти. В следующем разделе рассматривается измерение памяти.
Измерение памяти в психологии
Вероятно, очевидно, что память не поддается наблюдению, хотя каждый может относиться к ней. Тот факт, что ее нельзя наблюдать, затрудняет измерение памяти. Именно поэтому психологи потратили десятилетия на разработку инструментов для измерения памяти.
В экспериментальных исследованиях для измерения памяти использовалось несколько парадигм. Здесь мы рассмотрим три:
- Свободное воспоминание и узнавание — это парадигма, широко используемая в исследованиях памяти. Он включает в себя представление списков элементов, таких как слова, числа или триграммы, которые участники должны запомнить. Через некоторое время участников просят вспомнить такой список, обычно в любом порядке. Чем больше элементов помнят участники, тем лучше их память.
- Подготовка — это метод, с помощью которого участникам дается список слов, которые они должны запомнить, например, игровая площадка, больница, три, математика, закуска и карандаш. На этапе тестирования участникам дается список частей слов. Следуя примеру, список будет следующим: pl, tal, the, ma, ck и pen. Однако такой список также будет включать в себя части слов, которые ранее не были изучены. Память можно заметить, что слова со штрихом распознаются быстрее, чем другие слова
- Наконец, парадигма проверки предложений . Это включает формулировку предложений участникам и просьбу их ответить как можно быстрее, являются ли предложения истинными или ложными. Например, исследователи говорят: «Небо зеленое», а участник отвечает «ложно». Чем быстрее будет дан ответ, тем лучше укрепится память.
Хотя развитие таких парадигм значительно помогло исследованиям памяти, память также можно оценить с помощью тестов памяти. Давайте перейдем к изучению типов тестов памяти.
Типы тестов памяти Психология
Тесты памяти используются для оценки способностей памяти людей. Кроме того, тесты памяти могут выявить потенциальные проблемы с памятью или заболевания, такие как слабоумие.
Различные тесты психологической памяти основаны на памяти, которую они измеряют. Таким образом, есть тесты для STM, LTM и рабочей памяти.
Список тестов памяти по психологии
Здесь вы найдете список некоторых тестов памяти и тип памяти, который они измеряют.
- WISC V (шкала интеллекта Векслера для детей) предоставляет информацию о рабочей памяти, скорости обработки и слуховой рабочей памяти.
- WPPSI-IV (шкала дошкольного и начального интеллекта Векслера) может измерять рабочую память ребенка.
- WMRS (оценочная шкала рабочей памяти) может определить ранние проблемы с рабочей памятью.
- BAS3 (британская шкала способностей) оценивает рабочую память.
Одной из подшкал BAS3 является сходство. Это можно измерить, попросив ребенка назвать еще что-нибудь из списка, например, апельсин, клубнику и банан. Дети могли ответить яблоко. Затем исследователь просил ребенка назвать общую категорию, в данном случае фрукты.
- ТОМАЛ-2 (Тест памяти и обучения) используется для измерения вербальной памяти, невербальной памяти, сложной памяти, вербальной отсроченной памяти, последовательной памяти, свободной памяти и ассоциативной памяти.
- WAIS-IV (шкала интеллекта взрослых Вешлера) предоставляет информацию о хранении, обработке и организации информации.