Особенности поведения в конфликтных ситуациях: Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов



Ключевые слова: гендер, гендерные особенности поведения, маскулинность, фемининность, андрогиния, конфликт, конфликтная ситуация, студенты, студенты-психологи.

Keywords: gender, gender features of behavior, masculinity, femininity, androgyny, conflict, conflict situation, students, students psychologists.

Данная работа посвящена одной из важных проблем современной психологической науки — исследованию гендерных особенностей поведения в конфликтных ситуациях. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы конфликтов в современном мире, повышенным вниманием современного общества к гендерным особенностям поведения человека, а также существующему различию в предъявляемых мужчинам и женщинам ожиданиях и требованиях со стороны окружающих. Кроме того, актуальность обусловлена необходимостью разработки психологических рекомендаций студентам-психологам и их преподавателям с целью применения данных рекомендаций в других науках и широкими слоями населения, важностью предоставления психологической поддержки людям, сталкивающимся с конфликтными ситуациями в процессе социального взаимодействия, а также потребностью в эффективных методах обучения студентов-психологов.

Ключевыми понятиями в данной работе являются гендерные особенности поведения и конфликтная ситуация.

По мнению таких ученых, как А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, конфликтная ситуация является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой эпизод, часть конфликта, какой-либо определенный фрагмент его развития. Другими словами, конфликтная ситуация представляет собой конфликт в определенный момент времени [1, с. 230–231].

Конфликтная ситуация по Ф. И. Шаркову — это латентная часть конфликта, социальная напряженность. [10, с. 181]

Под конфликтной ситуацией также может пониматься относительно устойчивое несоответствие намерений человека с условиями их достижения. [7, с. 45] Для перехода конфликтной ситуации в конфликт необходим инцидент, повод. Поводом может являться внутреннее или внешнее побуждение: мимика, резкое слово, пренебрежительный жест, недоброжелательный взгляд, оскорбление и т. д. [7, с. 48]. Инцидент может возникнуть как намеренно (участники конфликтной ситуации сознательно находят повод для конфликта) или ненамеренно, случайно.

О. Н. Громова в свою очередь определяет конфликтную ситуацию как стремление двух сторон к противоположным целям, несовпадение интересов и желаний, противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу [4, с. 13]. Психолог пришла к выводу, что возникшее в общении противоречие перерастает в конфликтную ситуацию по двум причинам: а) препятствие одной стороны достижению целей другим участником взаимодействия, б) превышение степени личной или общественной терпимости одной из сторон к появившемуся препятствию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликтная ситуация — это краткосрочное столкновение мнений двух и более оппонентов, не обязательно приводящая к порче отношений между ними. Не каждое несогласие между людьми или столкновение взглядов является конфликтом. Споры и дискуссии могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники уходят от изначального предмета обсуждения и не стремятся к поиску истины и конструктивному разрешению разногласий.

Теперь обратимся к понятиям «гендер» и «гендерные особенности».

По мнению О. И. Ключко, гендер не является синонимом понятиям «пол» и «социополовая роль». Биология человека не всегда определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферу занятий и т. д. [6, с. 34]. Смысл понятия «гендер» заключен в идее социального определения различий мужчин и женщин. Гендер определяется обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые предписывают нормы поведения мужчин и женщин в обществе и социальных институтах [6, с. 35].

Ученые выделяют три гендерные модели личности: биполярную модель личности, мультиполярную модель и андрогинную модель личности.

1) Согласно биполярной модели личности, мужчина должен обладать маскулинным поведением, а женщина фемининным.

2) В мультиполярной модели личности гендер рассматривается как более сложная система, включающая в себя гендерные представления стереотипы, интересы и установки.

3) Андрогинность описывает личность, сочетающую в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Концепция андрогинного поведения призывает отказаться от паттернов поведения, присущих представителям мужского или женского пола [6, с. 41–42].

Так каким же образом взаимосвязаны понятия «гендер» и «конфликтная ситуация»? Для этого стоит подробно рассмотреть понятие гендерного конфликта. По мнению таких ученых как В. А. Луков и В. Н. Кириллина гендерный конфликт — это социокультурный феномен, связанный с развитием общества. Именно в конфликте обнаруживается конкретный социокультурный способ выражения гендерных разногласий современного мира [8, с. 87]. Ученые считают, что гендерный конфликт — это особый тип социальной связи, который основывается на различиях мужского и женского начал, а также на социальном неравенстве, основанном на половой принадлежности [8, с. 98].

Т. В. Бендас имеет другую точку зрения. По ее мнению понятие гендерного конфликта связано не только с гендерными различиями, но и с гендерными стереотипами: «Гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, а также в коррекции этих представлений и ожиданий в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником» [2, с.

325].

Т. В. Бендас считает, что половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются:

1) в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта;

2) в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут провоцировать и приводить к конфликту;

3) в предпочитаемых способах разрешения конфликта;

4) в использовании разных речевых паттернов, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов [2, с. 325].

Говоря о гендерном конфликте, стоит также отметить, что В. А. Луков и В. Н. Кириллина связывают понятие гендерного конфликта с понятием гендерного неравенства. Гендерный конфликт является противоречием, в основе которого находится социальное неравенство мужчин и женщин. «Гендерным неравенством мы называем иерархическое отношение между мужским полом (признаваемым в обществе ведущим, главным, первым и т. д.) и женским полом (признаваемым в обществе ведомым, подчиненным, вторым и т. д.)» [8, с. 98].

Кроме гендерного конфликта, авторы также вводят дефиницию ситуации гендерного конфликта. Ситуация гендерного конфликта — это целостная конфигурация внешних различных для человека условий и факторов, которые определяются им как связанные с разницей полов, которые побуждают участника конфликта к проявлению активности, направленной на поддержку той или иной гендерной нормы, ценности или позиции [8, с. 99].

И. С. Клецина придерживается похожей точки зрения. Психолог опирается на теорию гендерной схемы, разработанную Сандрой Бэм в 1977 году, и пишет: «В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского, неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, вы-ходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки» [5.]. Любой человек будет в большей или меньшей степени придерживаться гендерных ролей и установок, это зависит от степени его личностного развития и социального окружения, в котором он находится.

Все эти факторы будут способствовать или препятствовать возникновению гендерных конфликтов.

Теперь рассмотрим гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов.

Любой студент во время обучения в высшем учебном заведении, так или иначе, сталкивается с обстоятельствами, которые могут выбить его из привычного психоэмоционального состояния и спровоцировать стресс. Одним из таких обстоятельств является конфликтная ситуация. Конфликты и конфликтные ситуации являются неизбежным результатом социального взаимодействия студентов друг с другом. Именно поэтому особенности поведения студентов в конфликтных ситуациях требуют разностороннего изучения.

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов изучались многими исследователями-психологами, такими как С. Л. Евенко, О. Е. Никуленкова, А. Н. Неврюев и др.

Ученые Л. К. Будукоол и Ш. В. Куулар в своем исследовании гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов пришли к выводу о том, что преобладающей стратегией поведения оказалась стратегия приспособления, а второй приоритетной стратегией является компромисс. В то же время у юношей преобладает стратегия приспособления, а девушки чаще используют стратегию сотрудничества [3, с. 15].

А. Н. Неврюев и С. Б. Мохова в своем исследовании пришли к следующим выводам: «для студентов психологических специальностей наиболее распространенной является тактика избегания конфликта, а для студентов непсихологических специальностей — сотрудничества» [9, с. 96].

Выводы:

В данной работе нами были изучены гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов и выявлена специфика их поведения в конфликтных ситуациях. На основании проведенного исследования мы пришли к выводам о том, что:

  1. Конфликтная ситуация — это краткосрочное разногласие между двумя или несколькими людьми.
  2. Конфликтные ситуации могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники выбирают те стратегии поведения, которые препятствуют конструктивному разрешению разногласий.
  3. Анализ причин гендерного конфликта показал, что в его основе могут лежать различные явления: личностные качества человека, провоцирующие конфликтную ситуацию, взаимоотношения участников конфликта, их внутриличностные проблемы и др. Однако одной из главных причин возникновения гендерного конфликта являются гендерные стереотипы.
  4. В работах различных ученых по теме нашего исследования были получены разные результаты. Проблема гендерных особенностей поведения студентов-психологов в конфликтной ситуации требует дальнейшего исследования.
Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — Москва: Юнити, 2000. — 551 с.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. — Санкт–Петербург: Питер, 2009. — 431 с.
  3. Гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов ТУВГУ. [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka. ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-vybore-strategii-povedeniya-v-konfliktnyh-situatsiyah-u-studentov-tuvgu
  4. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. Москва: Экмос, 2000. — 151 с.
  5. Клецина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления. Копилка публикаций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://humanpsy.ru/taxonomy/term/205?page=1
  6. Ключко О. И. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2017–404 с.
  7. Ложкин Г. В. Практичекая психология конфликта/ Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель. — Киев: Межрегиональная Академия управления персоналом, 2002. — 256 с.
  8. Луков В. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86–101.
  9. Неврюев А. Н., Мохова С. Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 1. С. 87–97.
  10. Шарков Ф. И. Общая конфликтология / Ф. И. Шарков. — Москва: Дашков и Ко, 2015. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, гендерный конфликт, гендерная особенность поведения, конфликт, ситуация, биполярная модель личности, гендерное неравенство, конструктивное разрешение разногласий, современный мир, стратегия приспособления.

Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Классы: 1, 2, 3, 4

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

На дошкольном этапе ребенок получает следующие навыки и умения:

  • сформированную физическую координацию, чтобы печатать, рисовать, одеваться и выполнять ряд задач, которые позволяют ему функционировать независимо от своих родителей и быть в безопасности в рамках своего домашнего окружения;
  • понятие важности социальных отношений и выработки более глубокого понимания того, как работает социальное взаимодействие. Он начинает получать удовольствие от командной работы и чувствовать, как приятно вносить свой вклад в какое — либо дело;
  • навыки когнитивного мышления и рассуждения, то есть в настоящее время способен решать простые проблемы без участия взрослых [1, 89].

Дошкольные этапы развития ребенка снабжают его ресурсами и способностями, которые необходимы для перехода к следующим этапам развития, для них характерны уравновешивание множества различных, часто противоположных желаний и потребностей, и умение владеть многими противоречивыми эмоциями и чувствами. К таким эмоциям и чувствам можно отнести осознание собственной идентичности и одновременные желания (попытки) соответствовать социальным ожиданиям; осознание неконтролируемых эмоций и в то же время приспособление к физическим изменениям, происходящим в организме; осознание себя взрослым, но в то же время боязнь быть взрослым.

Конфликты в начальной школе в основном связаны с успеваемостью, адаптацией в коллективе, авторитетом и автономией.

В исследованиях таких авторов, как С.М.Емельянов, Г.И.Козыпрев, Д.Ю.Знаменский, выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте: соперничество; уход; уступка; компромисс; сотрудничество [1, 5].

По мнению У.В.Кичигиной, в сравнении с другими конфликтами, межличностные конфликты наделены рядом особенностей:

  • Каждый из участников конфликта стремится отстоять свою точку зрения, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.
  • При межличостном конфликте обе стороны наделены негативными эмоциями, которыми оппоненты не в силах управлять.
  • Неадекватные эмоции не покидают оппонентов и после завершения конфликта [2, 56].

Рассмотрим основные особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.

Все дети адаптируются к школе по-разному. И большую роль в этом играют те отношения, которые сложились в семье. Особенно трудно подчиняются нормам поведения в школе дети из семей, где царят агрессивные отношения. Такие дети не желают признавать общепринятые правила. Они начинают провоцировать учителя, стремясь довести его до «белого каления», сами в запале могут проявить агрессию, так как дети копируют доминирующие отношения в семье. В классе такие дети не могут найти себе место. Они не могут настроить себя на учебу, поскольку, как правило, плохо подготовлены к школе. Им всё непонятно, неинтересно и тяжело. Они уже чувствуют, что они — «другие», что отстают от одноклассников, и мстят за это [4, 98].

Такие дети требуют особого внимания, поскольку на самом деле они даже не догадываются, какими добрыми могут быть человеческие отношения, и на окрик, замечание отвечают криком и грубостью. Если такой ребёнок почувствует, что ему пытаются помочь, он перестаёт ощущать себя отвергнутым. Хотя работа по коррекции поведения таких детей, конечно, ведется как со стороны учителя, так и со стороны родителей, иногда на помощь должен прийти школьный психолог. На то, какие взаимоотношения сложатся у каждого ребёнка с одноклассниками, влияет множество причин. Это и уровень подготовленности к школе, и желание учиться, и личностные особенности детей.

Особенно неуютно чувствуют себя тихие, застенчивые ребятишки, которые учатся, как правило, на «хорошо». Им трудно найти компанию и среди бойких «неуспевающих», и среди заносчивых «отличников». Неудовлетворительное положение ребёнка в классе переживается им очень остро. Негативное влияние на положение ученика в классе может оказать неумеренное захваливание учителем кого-то из детей, противопоставление его всему классу как примера для подражания. Дети могут начать считать таких учеников «любимчиками» и «подлизами» и обычно избегают общения с ними. Тут уж и «отличникам» не поздоровится [3, 91].

Очень трудно в классе приходится и гиперактивным детям. Они часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. Долго сидеть на одном месте для них просто невозможно. Они не могут сосредоточить своё внимание на чём-то одном. От них всегда много шума, они много говорят, вертятся за партой, у них постоянно что-то падает. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и, напротив, сменяется инертностью.

Надо помнить, что «неудобные» и «неспособные» дети, «портящие» жизнь родителям и педагогам, в первую очередь страдают от этого сами. И если у них совсем нет друзей и их никто не понимает, они переживают это очень болезненно. Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы, прежде всего, на коррекцию основного нарушения [6, 12].

Дети в школе часто ссорятся и мирятся между собой. Но при этом все себя ведут по-разному. Кто-то первым может подойти после ссоры, кто-то будет упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг или подруга, а кто-то обратится за посреднической помощью к какому-либо третьему лицу. То есть вариантов поведения в этой ситуации много. Как будет действовать конкретный мальчик или конкретная девочка? Какой способ решения конфликта станет наиболее характерным для этого человека в будущем? Как часто он будет оказываться в подобных ситуациях? А это зависит от того, каков опыт ребёнка в разрешении таких ситуаций, какие способы поведения им усвоены прежде всего в семье и насколько они конструктивны.

На самом деле конфликты, возникающие между детьми, можно сделать эффективным инструментом воспитательного процесса. Поскольку все мы живём в мире постоянных компромиссов и переговоров, очень важно научить детей разрешать конфликты таким образом, чтобы все начали чувствовать себя лучше, поняли суть противоречия и пришли к достижению взаимного согласия.

Если же учителя и родители используют авторитарный стиль воспитания, то это делает детей более зависимыми, не способными принимать собственные решения. У них постепенно будет накапливаться агрессия, которую они начнут каким-либо образом выражать при каждом удобном случае. А если характер у ребёнка слабый, то любой другой ученик сможет им манипулировать, как захочет. То есть не навязывая, а обсуждая с ребёнком на доступном ему уровне выгоды или потери от той или иной акции, каждый участник конфликта сможет в дальнейшем избежать многих других проблем, связанных с конфликтом, тем более что многие противоречия снимаются совсем при незначительных усилиях.

В своей работе С.М.Емельянов стратегии поведения педагогов в конфликтной ситуации:

  • уход от конфликта: молчание, удаление из класса, отказ от проведения урока, затаенный гнев, депрессия, игнорирование конфликта учащимися, показное безразличие;
  • противоборство: угроза, запугивание наказанием, настойчивое убеждение, выставление негативной отметки, задержка после уроков, высмеивание, применение методики «плохой и хороший полицейский»;
  • стратегия уступок: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника;
  • сотрудничество: определение интересов и потребностей; действия по удовлетворению; признание ценностей других; стремление к объективности; поиск творческих неординарных решений; руководство правилом «не щадить проблему, щадить детей»;
  • конструктивное разрешение: спокойствие; анализ ситуации; открытый диалог; выявление общей цели; выявление способов решения проблемы; выводы [1, 82].

В данном случае, на наш взгляд, стратегия стратегии уступок, сотрудничества и конструктивного разрешения — наиболее положительные стратегии поведения.

Для профилактики конфликтных ситуаций можно применять интерактивные игры

Интерактивная игра переводится как «игра в действии» то есть это процесс социального взаимодействия в процессе, которого у игроков, то есть участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее [6, 13].

По мнению У.В.Кичигиной, интерактивные игры способствуют:

  • лучшему развитию опыта взаимодействия с другими детьми;
  • выявлению личных качеств дошкольника;
  • укреплению его самооценки, уверенности в себе, ответственности за действия.
  • формированию умения работы в коллективе, предвидения последствий;
  • формированию умения моделировать поведение в конфликтах [2, 14].

Интерактивные игры всегда рассчитываются на проведение в конкретной группе, также обязательно учитывают конституцию каждого ребенка.

Позиция педагога в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главная цель педагога — обогатить общение душевной теплой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Рассмотрим стратегию поведения педагога при конфликтном поведении детей: он не ругает и не обижает ни одного из детей; привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга; побуждает детей высказывать свои желания; побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации; очень важно, чтобы педагог создавал теплые, дружеские отношения с ребёнком; выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера, тем самым, усиливая их значение, и помогая детям услышать друг — друга [5, c. 35].

Таким образом, при проведении интерактивной игры педагог находится в фокусе конфликтов ребёнка, и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Позицию педагога можно определить как организатора и модератора.

С помощью интерактивных игр педагог получает возможность моделировать и видоизменять практически любые конфликты, помехи и препятствия в отношениях между детьми.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Педагог должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других эффективна уже сама по себе. Однако не каждый ребенок 6-7-летнего возраста умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае педагогам необходимо организовывать беседу в соответствующе оборудованном месте с такими названиями, как «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д. Каждая игровая сессия может продолжаться от 15 до 30 минут. В начале следует использовать игры развлекательного плана, с тем чтобы вовлечь всех детей в игровой процесс. Середина сессии должна содержать либо игры на выплеск гнева в приемлемой форме, после чего желательно провести обсуждение, в ходе которого детям обязательно задаются вопросы: «Понравились ли вам игры?», «Что вы чувствуете сейчас?», «Чему вы научились?». Также могут применяться игры на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и других позитивных качеств личности. В заключительной части игровой сессии следует проводить игры на релаксацию. Они проводятся без обсуждения.

Конкретные виды игр можно варьировать в зависимости от игры в помещении или на улице, времени года, возраста детей. Для более эффективной работы с детьми игры группируются в зависимости от того, какую проблему нужно решать. Игры группируются на следующие блоки: на взаимодействие; на снятия напряжения; на сплоченность и сотрудничество; на снятие конфликтности; на обучение эффективным способам общения.

В целом на практике для переформирования деструктивного поведения детей используются и другие комплексы: психогимнастика, игры-этюды, имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо человеческий процесс), социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации).

Весь игровой комплекс, применяемый в работе с детьми, прежде всего ориентирован на снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов.

Условиями для проведения интерактивных игр являются учет педагогом нервно — психической конституции каждого ребенка, организация времени в игровой сессии, соблюдение требований к структуре и отбору игр для игровой сессии, поддержание интереса детей к деятельности.

Таким образом, комплекс игр направляется на развитие конструктивного поведения в конфликтах у детей старшего дошкольного возраста. Постепенно овладевая способами преодоления трудных ситуаций, ребёнок будет чувствовать себя уверенно. У него разовьются деловые качества и окрепнет воля, а значит, повысится его жизненная стойкость.

Литература

  1. Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.
  2. Кичигина У.В. Проблема профилактики конфликтного поведения младших школьников // Начальная школа. — 2018. — №3. — С. 10 — 15.
  3. Козыпрев Г.И. Конфликтология: учебник. — Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА — М, 2018. — 304 с.
  4. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А.В.Лопарев, Д.Ю.Знаменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 290 с.
  5. Мингалева Д.П. Конфликты в младшем школьном возрасте и пути их решения // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 35-39.
  6. Тюленева Е.Н. Особенности конфликтного поведения учащихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч. — практ. конф. — 2018. — № 8(11). — С. 12-13.

Характеристики конфликта в общении

Многие люди часто считают конфликт плохим явлением. На самом деле, это не должно быть. Конфликт — это естественно, нормально и важно. Это может укрепить отношения, очищая воздух от обид, создавая пространство для более глубокого понимания и большей близости. Это позволяет нам выражать наши собственные потребности и таким образом демонстрирует заботу и уважение к себе.

Определение конфликта

Начнем с определения конфликта. Согласно исследованиям, конфликт — это « выраженная борьба между взаимозависимыми сторонами, которые видят несовместимые цели, дефицит ресурсов и вмешательство ». Давайте разберем это для большей ясности и понимания. Конфликт должен быть выраженной борьбой . Это больше, чем внутреннее разногласие; быть выраженным либо вербально, либо невербально

Далее, конфликт существует только между взаимозависимыми сторонами То есть конфликт возникает только тогда, когда вы и другой человек должны каким-то образом полагаться друг на друга. Работник полагается на начальника, который дает указания, а начальник полагается на то, что работник выполняет все, что требуется.Каждый должен зависеть от другого, чтобы работа была выполнена приемлемо. 0003

Следующим компонентом конфликта является восприятие несовместимых целей . Обратите внимание, что эти цели воспринимаются как несовместимые; на самом деле они могут быть, а могут и не быть. Несовместимость целей означает, что один человек хочет одного, а другой – другого. В контексте обратной связи и критики человек, дающий критику, хочет чего-то отличного от человека, который совершил действие, хотя это действие может показаться вполне приемлемым для того, кто его выполняет.

Затем возникает конфликт, когда ресурсов не хватает . Такие ресурсы часто включают время, деньги, власть и пространство. Когда один человек хочет использовать один или несколько из этих ресурсов иначе, чем другой человек, может возникнуть конфликт.

Наконец, конфликт включает вмешательство . Это означает, что каждая из сторон пытается помешать другой достичь своей цели. Такое вмешательство может заключаться в том, что один человек оказывает давление («придирается»), чтобы уложиться в срок, в то время как другой человек хочет выполнить задачу в свое время.

Характеристики конфликта

Помимо того, что конфликт является естественным, нормальным и важным, у него есть определенные характеристики. Конфликт может быть выражен прямо или косвенно, и он может быть полезным или вредным.

Конфликт часто выражается непосредственно , через вербальный канал или через произносимые слова. Этот путь может привести к эмоциональной эскалации и увеличить серьезность конфликта, хотя он также может привести к более быстрому разрешению.

Также часто выражается косвенно , через невербальный канал или через жесты и движения, такие как хлопанье дверью; выражение лица, например закатывание глаз; и невербальные высказывания, такие как насмешки. Косвенное выражение конфликта можно считать пассивно-агрессивным, но иногда этот путь предпочтительнее, чтобы избежать конфронтации и потенциально обострить отношения. Главный недостаток непрямых выражений конфликта заключается в том, что, хотя это может быть проще и удобнее, это может оставить вопрос нерешенным на более длительный период времени. Какой подход вы выберете, будет зависеть от ситуации, ваших целей, человека, с которым вы взаимодействуете, и важности желаемого результата.

Конфликт не всегда доставляет удовольствие. Это не новая информация. По этой причине люди часто избегают его.

Есть несколько моделей поведения во время конфликта, которые наносят ущерб отношениям. Фактически, они были идентифицированы как настолько разрушительные, что часто приводят к разводу. Исследователь и психолог Джон Готтман может использовать это поведение, чтобы предсказать развод с точностью более 80 процентов. Он называет это поведение «Четырьмя всадниками Апокалипсиса». Эти четыре типа поведения — критика, презрение, защита и воздержание.

Критика жалуется. Это не всегда плохо, но становится плохо, когда жалоба фокусируется на личности или характере человека, а не на конкретном поведении. Критические замечания, как правило, представляют собой общие жалобы на ценность человека, а не сосредоточение внимания на теме. Они часто воспринимаются как личные нападки и, таким образом, имеют тенденцию накалять ситуацию.

Презрение — это оскорбление и посягательство на чужую самооценку. Это может включать в себя обзывание, использование сарказма или насмешки, чтобы высмеять другого человека, а также использование невербальных сигналов, чтобы показать низкое мнение о другом человеке, например, закатывание глаз, усмешка или насмешки. Они также могут включать публичные насмешки над другими и поощрение других к тому же, например, сделать кого-то предметом шутки. Функция презрения состоит в том, чтобы унижать и унижать другого человека.

Защитная реакция означает видеть себя жертвой и отрицать ответственность за свое поведение. Вместо того чтобы открыто выслушивать опасения и признавать необходимость перемен, обороняющиеся люди ноют («Это несправедливо, это несправедливо»), оправдываются («Это не моя вина») и отвечают жалобами на жалобы («Может быть, мое письмо не соответствует действительности»). так хорошо, но у вас тоже нет»). Люди, как правило, особенно склонны к защитному поведению в отношении критики, когда понимают, что критика заслуживает внимания, но не хотят брать на себя ответственность за изменение своего поведения.

Stonewalling отказывается от разговора. Это просто выключение. Эти люди перестают смотреть на другого человека, они перестают говорить и перестают реагировать на то, что говорит другой человек. Иногда они даже выходят из комнаты, чтобы закончить разговор. Каменная стена обычно является результатом того, что этот человек чувствует себя «затопленным» или неспособным продолжать разговор. При наличии каменной стены разрешить конфликт практически невозможно.

Успешные стратегии управления конфликтами

Существует пять стратегий успешного управления конфликтами, каждая из которых может быть уместна в разных ситуациях, каждая из которых отражает различное сочетание заботы о себе и других.

В избегая , мы просто избегаем конфликта. Это отражает низкую заботу о себе и низкую заботу о других, поскольку ваши потребности не озвучиваются.

В вмещает , мы просто уступаем. Это отражает высокую заботу о других, поскольку вы даете им то, что они хотят, но низкую заботу о себе, поскольку ваши собственные потребности игнорируются.

Компромисс означает, что каждый из вас должен немного уступить, чтобы добиться результата, приемлемого для обоих. Этот подход отражает умеренную заботу о себе и умеренную заботу о других, поскольку ни один из людей на самом деле не получает того, чего хочет.

В игре , конкурирующей с , вы добиваетесь желаемого любой ценой. Это отражает высокую заботу о себе, но очень низкую заботу о других — вас не волнует, чего они хотят.

В сотрудничая , обе стороны работают над поиском решения, при котором каждый может получить то, что он хочет, в беспроигрышной ситуации. Это отражает высокую заботу о себе и высокую заботу о других. Сотрудничество часто требует больше времени, терпения и творчества, но результаты часто более полезны.

Конфликт может быть разрушительным и разрушительным или конструктивным и полезным, в зависимости от того, как к нему подойти и как им управлять. Конструктивное управление конфликтами требует избегать четырех всадников Апокалипсиса и выбирать соответствующую стратегию управления конфликтом в зависимости от ситуации.

Определение дисфункционального конфликта | Глоссарий отдела кадров

Что такое дисфункциональный конфликт?

Дисфункциональный конфликт — это тип конфликта, который наносит ущерб отношениям между работниками и препятствует развитию организации. Это может включать в себя такое поведение, как агрессия, враждебность или отсутствие уважения к другим. Дисфункциональные конфликты обычно связаны только с одной проблемой, а не с несколькими спорными моментами, и они могут быстро стать горячими или личными.

Конфликт — естественное явление на любом рабочем месте. Он может возникать между отдельными людьми, группами или командами. Когда он функционален, конфликт может привести к лучшим результатам для организации. Однако когда конфликт становится дисфункциональным, он может иметь негативные последствия для производительности сотрудников и целей организации.

Характеристики дисфункционального конфликта

Некоторые характеристики дисфункционального конфликта включают:

  • Сильные эмоции
  • Жесткие позиции
  • Отказ от сотрудничества
  • Широко распространенное влияние на отношения между работниками
  • Отсутствие прогресса в достижении организационных целей
  • Плохая коммуникация между сотрудником и руководством
  • Вмешательства, усиливающие враждебность сотрудников

Примеры дисфункционального конфликта

Дисфункциональный конфликт может принимать различные формы. Вот несколько примеров дисфункциональных конфликтов на рабочем месте:

  • Сотрудники, которые отказываются работать вместе над проектом, даже когда об этом просит руководство.
  • Сотрудники, которые распространяют сплетни или слухи о своих коллегах.
  • Сотрудники, которые приписывают чужую работу и не признают их вклад.
  • Сотрудники, которые создают враждебную среду для своих коллег, чтобы добиться успеха.
  • Сотрудники, которые скрывают информацию или ресурсы друг от друга.
  • Сотрудники, не желающие идти на компромисс или вести переговоры.
  • Сотрудники, открыто спорящие друг с другом в присутствии других сотрудников.
  • Поведение руководства или сотрудников, которое подрывает цели организации.
  • Использование личных нападок, угроз или оскорблений в качестве средства общения.

Как выявить дисфункциональный конфликт

Выявить дисфункциональный конфликт может быть сложно, так как он часто скрыт под маской вежливости. Однако некоторые признаки могут указывать на то, что дисфункциональный конфликт стал проблемой на рабочем месте. К ним относятся:

  • Регулярные невыходы на работу сотрудников, особенно если они увеличиваются после определенного инцидента или ситуации.
  • Увеличение текучести кадров в результате увольнения по собственному желанию или увольнения из-за неправомерных действий.
  • Снижение лояльности и приверженности сотрудников.
  • Плохое моральное состояние сотрудников, о чем свидетельствует отсутствие мотивации или вовлеченности в рабочие задачи.
  • Снижение производительности или эффективности сотрудников.
  • Рост негативного поведения, такого как сплетни, предательство или неуважение к авторитетным лицам.

Последствия дисфункционального конфликта

Сообщается, что конфликт на работе вызывает стресс, тревогу и/или депрессию у 56% сотрудников, столкнувшихся с ним, в то время как 40% утверждают, что они менее мотивированы.

Если дисфункциональный конфликт остается неразрешенным, это может иметь серьезные последствия для морального духа сотрудников, производительности и целей организации. К таким последствиям относятся:

  • Снижение мотивации сотрудников и вовлеченности в выполнение рабочих задач.
  • Потеря доверия сотрудников к руководству или коллегам.
  • Негативное воздействие на психическое и физическое здоровье сотрудников из-за повышенного уровня стресса.
  • Снижение удержания сотрудников, что может привести к дорогостоящим затратам на подбор и обучение.
  • Увеличение количества прогулов сотрудников из-за неудовлетворенности или отсутствия мотивации.
  • Неспособность достичь организационных целей из-за снижения эффективности сотрудников и командной работы.

Отличие функционального конфликта от дисфункционального конфликта

Функциональный конфликт — это тип конфликта, который способствует вовлеченности и производительности сотрудников. Обычно в нем участвуют две или более сторон, работающих вместе для достижения соглашения, и поощряется открытое общение между ними.

С другой стороны, неблагополучный конфликт отнимает время, энергию и ресурсы и может привести к ухудшению морального духа сотрудников и снижению производительности

Как разрешать неблагополучные конфликты

Разрешение неблагополучных конфликтов необходимо для поддержания морального духа сотрудников, производительности и организационные цели. Вот несколько шагов, которые могут помочь:

  • Установите четкие правила и требования к поведению сотрудников.
  • Поощряйте сотрудников сообщать о своих опасениях в конструктивной манере.
  • Создайте атмосферу доверия и уважения, в которой мнения сотрудников учитываются и ценятся.
  • Содействовать посредничеству или переговорам со всеми вовлеченными сторонами.
  • Установите методы решения проблем, которые можно использовать для разрешения конфликтов.
  • Поощряйте сотрудничество сотрудников, чтобы воспитать чувство командной работы и ответственности.
  • Внедрите программы поощрения сотрудников, чтобы поощрять хорошее поведение и пресекать негативное поведение.
  • Обеспечьте обучение сотрудников эффективным методам коммуникации и стратегиям разрешения конфликтов.

Ключевой вывод для отдела кадров

Навыки отдела кадров и коммуникативные стратегии могут сыграть ключевую роль в разрешении конфликтов до того, как они станут дисфункциональными.

Добавить комментарий