Биологические и социальные потребности, их взаимосвязь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство
по образованию
РЕФЕРАТ
на
тему: «Биологические
и социальные потребности, их взаимосвязь»
выполнила студентка
заочного отделения гр. 2308.1
Попова Е.А.
Проверила:
Осташова Н.В.
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………… |
Биологические (естественные) потребности……………………………………4 |
Социальные
потребности………………………………………………… |
Взаимосвязь
потребностей……………………………………………… |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………13 |
ВВЕДЕНИЕ
Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности.
Человек, в отличие от животного, как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
Цель данной работы: дать характеристику биологическим и социальным потребностям человека.
Задачи
работы: 1) рассмотреть биологические потребности;
2) рассмотреть социальные потребности.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ЕСТЕССТВЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
«Человек есть животное homo naturalis, — писал Макс Шелер. — Он, таким образом, не выделился из животного мира, а был животным, есть животное, и вечно будет животным». Но весь парадокс заключается в том, что, оставаясь животным, человек становится человеком в меру преодоления своей животности. Тот же самый Шелер и еще ранее Августин Блаженный пытались создать теорию преодоления человеком своей животности. В силу господства души над телом, человек, по Августину, вырван из природы и поставлен над ней. Но в практической жизни тело довлеет над душой человека: его разум подсказывает лучшие поступки, но он следует худшему, впадает в грех. В силу двойственности своей природы человек думает как ангел, но поступает как животное. В качестве средства преодоления своей животности Августин утверждал приоритет воли над разумом, выступив впервые в истории философии с позиции ярко выраженного волюнтаризма.
Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. «Голод есть голод, — писал Маркс, -однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, — это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов».
В
«Экономическо-философских
В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель — кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.
Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями — желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы — это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.
Резюмируя
сказанное, можно сделать вывод:
человека удовлетворяет только такое
общение с природой, при котором
остаются следы его самоутверждения
в природе, То есть удовлетворяет
не девственная, а измененная природа. Пассивное, созерцательное отношение
к природе воспринимается человеком лишь
как временная пауза вечно бытийствующей
деятельной сущности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.
Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям… Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».
2. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей — потребностей «для себя» и потребностей «для других» — так пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация «для других» -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим…»
3.
Потребности «вместе с другими»
Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.
Самый
уважаемый человек — это человек, обладающий
богатством социальных потребностей и
направляющий все усилия своей души на
удовлетворение этих потребностей. Это
человек — подвижник, революционер, народный
трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь
отечества, на алтарь общественного прогресса.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Понимание приведенной выше классификации потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.
Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свержения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Хорошо об этом сказал Гете: Я уважаю человека, который отчетливо знает, чего хочет, неутомимо совершенствуется, понимает, какие средства потребны для достижения его цели, умеет владеть и воспользоваться ими; велика или мала его цель, заслуживает ли похвалы или хулы -это для меня вопрос второстепенный.
Леонтьев Алексей Николаевич о природе потребностей человека //Психологическая газета
5 февраля 1903 года родился Алексей Николаевич Леонтьев – выдающийся советский психолог, работавший над проблемами общей психологии и методологией психологического исследования, философ, педагог, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, декан факультета психологии Московского государственного университета. Ученик Л. С. Выготского, создатель теории деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев умел описывать сложные понятия четко, лаконично, предметно. В книге «Потребности, мотивы и эмоции» он описал природу потребностей человека: «…Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей – такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.
Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей – их предметность. Собственно, потребность – это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например – потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в так, сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т.д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).
Итак, природа потребностей заключается в их предметности. Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.
В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация; дифференцируются такие потребности как потребность в пище, половая потребность и т.д. Вместе с тем, на поведенческом уровне потребности животных, как и сама их деятельность, приобретают сигнальный характер, т.е. регулируются с помощью сигналов – внешних и внутренних. Предмет потребности выступает теперь перед животным совокупностью своих признаков и поэтому в своей дискретности – как то, что чувственно им отражается, воспринимается. С другой стороны, объективные «потребностные» состояния организма также сигнализируют о себе в форме регулирующих поведение животного внутренних раздражителей, способных, в свою очередь, вступать в условные связи. Благодаря этому становится возможным упреждение крайних потребностных состояний: например, поиск пищи животным может начаться в ответ на внутренние раздражители еще то того, как соответствующее объективное состояние его организма обострилось; точно так же животное прекращает еду по сигналам, идущим от органов пищеварения, еще то того, как необходимые продукты питательного вещества поступили в кровь. Иначе говоря, возникает субъективное отражение динамики потребностей.
Отражение субъектом динамики своих потребностей имеет, разумеется, другой характер и другую функцию, чем отражение внешней действительности: это – не предметное отражение, не образ, и его главная функция состоит в сигнальном, «опережающем» (П.К. Анохин) внутреннем регулировании – включение или выключение активационных механизмов соответствующих поведений.
На этой ступени развития потребностей впервые становится возможным особое поведение, замечательная черта которого состоит в том, что оно соотносительно именно потребности, а не ее предмету. Оно возниает в условиях, когда предмет потребности отсутствует или не выделен во внешнем поле: это – поисковое поведение.
Тот факт, что интероцептивные раздражители вызывают поиск, хорошо известен в физиологии высшей нервной деятельности. «Это явление, – пишет К.М. Быков, – особенно отчетливо выступает в период образования условного рефлекса на интероцептивный раздражитель. Животное ищет как бы новый, пока еще не определившийся в своем значении сигнал…».
У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или другой конкретный наличный объект: оно выражается в гиперкинезе, в общем двигательном возбуждении, в ауторитмических реакциях и т.п. Проголодавшееся животное не остается в отсутствии пищи бездеятельным, не «дожидается» пассивно ее появления; оно отвечает на воздействия раздражителей внешнего поля перебором сменяющих друг друга актов поведения.
Среди различных случаев поискового поведения особо следует выделить случаи, когда поиск вызывается возникшей потребностью до ее первого удовлетворения. Такая потребность еще не «знает» своего предмета; он еще должен быть обнаружен во внешнем поле. Дело в том, что пусковые механизмы, активируемые эндогенными факторами, вообще обладают крайне слабой селективностью. Так, например, Г. Лоренц, рассказывая о знаменитых в этологии опытах с вызыванием у гусенка поведения следования за матерью, описывает объект, который может вызвать такое поведение следующими словами: «любой объект, величина которого находится где-то между размерами курицы бентамки (бентамка — мелкая порода кур размером в половину обычной курицы. ) и большой весельной лодки». На этом «любом объекте» первоначально и фиксируется поведение, т.е. происходит запечатление (импринтинг) его общих признаков именно как объекта следования. Им может стать, например, человек вообще; лишь в дальнейшем вступает в игру механизм дифференцировки, в результате чего следование за собой вызывается уже только одним определенным человеком.
В некоторых работах этологов был применен очень острый метод, позволяющий изучать обычно скрытые от наблюдателя акты первого «узнавания» объекта потребности. Этот метод состоит в том, что животное некоторое время выращивается в изоляции от объектов, адекватных изучаемой потребности, а затем, когда данная потребность актуализируется, в поле восприятия вводится неадекватный ей объект. Оказалось, что в этих условиях потребность может зафиксироваться и на неадекватном объекте. Так, известны опыты с птицами, для которых сексуальными объектами становились оказавшиеся в поле их поиска, куклы или даже человек. Происходивший импринтинг общих признаков такого объекта (например, в цитируемом случае, – человек) был настолько прочен, что в его присутствии нормальный объект уже не вызывал у данного животного сексуального поведения.
Хотя такого рода факты были получены преимущественно в опытах с птицами, их общее значение не подлежит сомнению. Напомним хотя бы факт, относящийся к фиксации признаков объекта пищевой потребности у теленка, который указывался еще Дарвином: если первое кормление теленка происходит из материнских сосков, то признаки именно этого объекта и становятся сигнальными для его пищевого поведения, так что потом бывает уже трудно переключить его на кормление молоком из сосуда.
Во многих случаях поисковое поведение, вызываемое эндогенной актуализацией потребности, протекает на ранних стадиях онтогенеза в формах, которые с внешней стороны мало похожи на поиск – например, в форме «поисковых автоматизмов». Таков ауторитмический поиск соска у новорожденных высших млекопитающих, включая человека, который деблокируется под влиянием определенных так называемых ключевых стимулов и блокируется вновь после того, как складывается адекватная акту сосания констелляция раздражителей.
Имеется множество фактов, которые свидетельствуют о том, что на поведенческом (психологическом) уровне конкретные объекты потребностей не «записаны» в наследственности, а открываются в результате активации сложных механизмов поиска (который может иметь разные – явные и более скрытые – формы), механизмов экстренного запечатления и, наконец, механизмов постепенной выработки условных связей и дифференцировок. Биологический смысл этого понятен: в условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных, так сказать, оболочках. Поэтому, с точки зрения приспособления, жесткая наследственная фиксация совокупности признаков предмета потребности (в отличие от наследственных ключевых раздражителей) не является биологически оправданной. С другой стороны, экстренный характер важнейших потребностей делает необходимым чтобы существовал достаточно «быстродействующий» механизм закрепления выделенного в индивидуальном опыте объекта; по-видимому, этой необходимости и отвечает механизм импринтинга.
Итак, потребность сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором», по этологической терминологии) своего «опредмечивания». Это положение имеет, как мы увидим дальше, решающее теоретическое значение. Однако, на первый взгляд, оно может показаться парадоксальным. Дело в том, что представление о потребностях обычно складывается у нас на основе наблюдений post factum, т.е. когда потребность уже получила то или иное конкретно-предметное содержание; поэтому содержание это кажется заложенным в самой потребности, а не создаваемым ее объектами. Мы говорим, например, что человек ест шоколад потому, что он испытывает потребность в шоколаде и такую потребность он действительно может испытать: всякий, однако, понимает, что не «шоколадная» потребность, свойственная некоторым людям, создает у них потребление шоколада, а, наоборот, самый факт существования шоколада и опыт его потребления создает у них соответствующую конкретную потребность.
Здесь мы подходим вплотную к вопросу о том, как происходит развитие потребностей. То, что выше мы описывали как процесс «опредмечивания» потребностей, их конкретизации в объекте составляет, вместе с тем, и общий механизм их развития.
В процессе усложнения внешней среды естественно расширяется и частью изменяется круг объектов, которые способны служить удовлетворению потребностей животных, что влечет за собой также изменение и самих потребностей. Последнее может происходить благодаря тому, что, как уже было сказано, объекты потребностей, в отличие от пусковых («ключевых») раздражителей, – не являются заранее жестко «предусмотренными»: потенциально они образуют достаточно широкую сферу, границы которой являются как бы размытыми. Поэтому при появлении в среде новых объектов (например, новых видов пищи) и исчезновении прежних, потребности продолжают удовлетворяться, приобретая теперь новое конкретно-предметное содержание. Но это и значит, что потребности меняются, а в условиях прогрессивного характера их изменения (например, при переходе к лучше усваиваемым и более разнообразным видам пищи) – обогащаются и развиваются. Таким образом, развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Само собой разумеется, что изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению также и способов их удовлетворения.
Этот общий «механизм» развития потребностей имеет особенно важное значение для понимания природы человеческих потребностей.
Переход к человеку составляет величайшее событие в истории развития жизни. Происходит коренное изменение всей системы взаимодействий субъекта с окружающей его действительностью. При этом трансформируются, очеловечиваются и субъект, и мир, в котором он живет. Возникновение труда означает собой, что деятельность субъекта становится продуктивной и общественной. Она преобразует природу и создает новый, человеческий мир – мир социальных отношений, мир материальной и духовной культуры. Возникает и новая форма психического отражения – сознание.
Все это предполагает и, вместе с тем, имеет своим следствием изменение у человека его предметных потребностей и возникновение функциональных потребностей нового типа. В отличие от развития потребностей у животных, которое обусловливается расширением круга отвечающих им природных объектов, у «готового», ставшего человека развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство, доставляя теперь потребностям предметы, служащие для их удовлетворения, этим их изменяет и создает новые потребности.
«Сама удовлетворенная первая потребность, – писал К. Маркс, – действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям и это порождение новых потребностей есть первое историческое дело».
Потребности человека имеют иную природу, чем потребности животных. На этом положении приходится специально настаивать, так как его столько часто встречающееся в психологии полупризнание ведет к противопоставлению биологического и социального в человеке.
«Позитивное» мышление, конечно, легко открывает общность первичных, биологических потребностей человека и животных. Ведь человек, как и животное, имеет желудок и испытывает голод: чтобы существовать он должен, как и животное, удовлетворять свои потребности в пище, воде и т.п. Другое дело ? высшие потребности человека. Они является «функционально автономными». Они детерминированы не биологически, а социально. Иначе говоря, существуют два рода потребностей, управляющих человека: биологические, с одной стороны, социальные – с другой.
Эта констатация является, однако, совершенно недостаточной. Ее недостаточность проистекает из ложного подхода, который состоит в том, что потребности рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. При таком подходе природа потребностей естественно кажется лежащей непосредственно в субъекте, в то время как в действительности она зависит от особенностей объектов деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У животных это – приспособленная, истинная в широком смысле слова, деятельность и это – натуральные объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. При этом последнее относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.
Даже простейшая из потребностей – потребность в пище меняет при переходе к человеку свою природу. «Голод есть голод, однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, который заставляет поедать сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов», – замечает Маркс.
Метафизическая личность, конечно, видит в этом лишь внешнее отличие; чтобы обнаружить общность потребности в пище у человека и животного, достаточно взять изголодавшегося человека. Однако в аргументации этого рода как раз и заключается один из софизмов, к которым охотно прибегают защитники биологизаторских концепций. Для изголодавшегося человека пища действительно перестает существовать в своей человеческой форме и, соответственно, его потребность в пище «разчеловечивается». Но это доказывает только то, что человека можно довести голоданием до нечеловеческого состояния и решительно ничего не говорит о природе человеческих потребностей.
Перед нами – вопрос, который имеет принципиальное значение. Он заключается в следующем: проходит ли граница, которая отличает собой скачок в развитии потребностей, между элементарными потребностями животных и человека, с одной стороны, и высшими человеческими духовными потребностями, с другой; или же эта граница проходит между потребностями животных и потребностями человека – как элементарными, «неустранимыми», так и высшими. В первом случае сфера потребностей человека раскалывается надвое: на сферу биологических потребностей, к которым относятся пищевая потребность, половая потребность, потребность самосохранения и т.д., и на противостоящую ей сферу высших потребностей, которые трактуются как имеющие другую, а именно социальную природу (мы не говорим здесь о крайних взглядах, полностью биологизирующих человеческие потребности). Во втором случае утверждаются своеобразие и, вместе с тем, единство сферы человеческих потребностей, а также относительность их разделения на потребности, удовлетворение которых у человека, как и у животных, необходимо для поддержания жизни, и не потребности, не имеющие своих аналогов у животных, какими являются все духовные потребности человека. Но мы еще вернемся к этой проблеме.
Изменение природы, содержания и способов удовлетворения потребностей внутренне связано с изменением формы их субъективного отражения. Возникновение сознания означает, что предметы потребностей, а равно способы и орудия их удовлетворения, могут субъективно презентироваться человеку, сознаваться им. Вместе с тем меняется также и внутренняя сигнализация, выражающая динамику потребностей. Интероцептивная по своим основным компонентам сигнализация, характерная для элементарных потребностей, частично осложняется, а частью заменяется переживанием желаний, стремлений и т.п. Все это приводит к тому, что потребности приобретают идеаторный характер, т.е. что их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность и благодаря этому становятся психологическими инвариантами. Так, пища сохраняет значение пищи и для голодного, и для сытого человека: человек не только добывает пищу впрок и хранит ее, но заранее готовит также и средства для ее добывания. Субъективное отражение потребностей в форме хотения, желания тоже выполняет функцию опережения, но это совсем иное опережение, чем достигаемое опережающей интероцептивной сигнализацией. Интероцептивная, эндогенная сигнализация вообще может отсутствовать: человек принимается за добывание пищи или даже за еду независимо от соответствующего объективного потребностного состояния его организма.
В. Брюсов рассказывал о следующем комическом, но вместе с тем психологически поучительном случае, который ему довелось наблюдать. Маленькой девочке, большой любительнице сладостей, мама позволила в день ее рождения съесть за праздничным чаем столько конфет, сколько ей захочется. Через некоторое время девочка заплакала. «Почему ты плачешь», – спросили у нее. «Я хочу еще конфету», – отвечала девочка. «Так возьми еще», – ведь мама разрешила. «Но я больше не могу», – ответила девочка, продолжая плакать.
Глубокий метаморфоз потребностей у человека выражается в том, что происходит, образно говоря, их отвязывание от объективных потребностных состояний организма. Их несовпадение, а иногда и прямое расхождение между ними, ясно проявляется уже в элементарных потребностях. Значение этого состоит в том, что в развитии потребностей открывается новая возможность: формирования потребностей вообще «отвязанных» от потребностных состояний организма. Таковы высшие человеческие потребности, которые хотя и не имеют никаких аналогов в потребностях животных, но которые тем не менее могут обладать высокой степенью напряженности. Механизм их порождения, по-видимому, состоит в ставшем теперь возможным сдвиге потребностей на звенья, опосредствующие все более усложняющиеся связи человека с миром, с действительностью. Такого рода сдвиги описывались в психологии давно, в частности В. Вундтом – в терминах «гетерогонии целей».
Сдвиг потребностей, о котором идет речь, происходит и на содержание деятельности. В результате формируются функциональные потребности совсем иного типа и иного происхождения, чем биологические функциональные потребности как, например, потребность сна или тратах мышечной силы. Этот новый тип функциональных потребностей, к которому относятся такие потребности, как потребность в труде, игре, художественном творчестве и т.д., можно назвать «предметно-функциональными».
Главное же состоит в том, что на этом уровне изменяется сфера потребностей в целом – их связи и соотношения. У животных – соотношения потребностей определяется их биологической ролью их объективной цикличностью. Они выражаются в их относительной силе и в сменах доминирующих потребностей. У человека, потребности вступают в такие иерархические соотношения друг с другом, которые отнюдь не определяются их биологическими значениями. Хотя удовлетворение элементарных, витальных потребностей есть для человека «первое дело» и неустранимое условие его существования, из этого вовсе не следует, что эти потребности занимают главенствующее место.
Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные, образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать. Напротив, когда в жизни человека на одну чащу весов ложатся фундаментальнейшие из его витальных потребностей, а на другую – его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Классический образ мученика, восходящего на костер – это, конечно, не символ извращения, перверзии потребностей, а символ их высшей очеловеченности.
Если бы понадобилось в самом общем виде выразить путь, который проходит развитие человеческих потребностей, то можно было бы сказать, что он начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей, а далее отношение это обращается: человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвевающих его высшим потребностям.
Именно этот путь и характерен для развития человека как личности».
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. – 40 с.
Психическое здоровье и духовность: биопсихосоциальная духовная модель
Большинство психологов признают взаимосвязанность всех аспектов человеческой жизни. Но действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть? Особенно духовность. Как моя система убеждений может повлиять на общее благополучие моего человеческого существа?
Обращение ко всему человеку
Признавая присутствие биологических, психологических, социальных и духовных факторов в жизни человека, как врачи, так и психиатры могут концептуализировать проблемы пациента, прийти к большему пониманию и эффективно разработать план лечения. В Hope Recovery and Healing мы прислушиваемся к био-психо-социально-духовная модель . Мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия. У нас есть консультирующий психиатр, который занимается медикаментозным лечением и биологическими факторами. Мы проводим занятия йогой и осознанием тела, чтобы способствовать физиологической регуляции. Мы предоставляем индивидуальную психотерапию и групповую психотерапию для решения как психологических, так и социальных процессов. Мы проводим еженедельные психообразовательные сессии для решения этих проблем. Мы предлагаем занятия по осознанию духовности, чтобы способствовать развитию и подпитке духовного благополучия.
Понимание связи
Но так ли взаимосвязаны наши существа? Действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть?
Вот пример из Школы медицины и стоматологии Рочестерского университета, где впервые была разработана биопсихосоциальная модель:
Представьте себе карту. Если вы посмотрите на границу между Калифорнией и Аризоной на карте, то увидите, что граница обведена черным цветом. Но если вы на самом деле отправитесь к физическому расположению границы штатов между Калифорнией и Аризоной, границы нет. То же самое и с связью разум-тело-дух-социум.
Депрессия — хороший пример интеграции биологии, психологии, социальности и духовности. Классическими симптомами депрессии являются Нарушение сна (гипо- или гипосомния), Ангедония (потеря интереса к ранее обогащающим занятиям или отношениям, потеря удовольствия), Негативное самореферентное мышление (стыд, гнев превратился в внутрь), Нарушение концентрации , Нарушение аппетита (гипер- или гипоаппетит), Нарушение настроения (неразрешимая синева, печаль), Психомоторное замедление, суицидальные мысли . Депрессия часто связана с социальной изоляцией или враждебностью, а также с нарушением религиозных и духовных процессов.
Неважно, где начинается депрессия. Будь то биологическая травма, травма социального отвержения, сексуальная травма, когнитивные искажения или духовные сбои, эффект имеет тенденцию к нисходящей спирали. Где бы депрессия ни началась, она постепенно повлияет на все остальные аспекты человеческого существа. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный… Обнадеживающим аспектом взаимосвязанной природы депрессии является то, что нам не нужно изолировать одну причину для устранения. Мы можем начать процесс исцеления в любой точке спирали. Мы также можем рассматривать все аспекты одновременно. Улучшения в любом из аспектов человеческого бытия, как правило, имеют эффект восходящей спирали. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный…
Духовный лидер вьетнамского дзен-буддизма Тит Нат Хан сказал: «Нет грязи, нет лотоса». Не страдая в грязи, вы не сможете найти счастье лотоса.
Общий элемент психических расстройств
Таким образом, в Hope Recovery and Healing мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия и психического здоровья. Большинство психических заболеваний имеют аналогичную взаимосвязь. Одно из самых захватывающих недавних достижений в оценке психопатологии связано с усовершенствованием Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Более точный анализ исходных подшкал MMPI выявил наиболее мощный общий компонент подшкал. Подшкалы оценивали психопатологию (состояния психического здоровья), которая варьировалась от депрессии и тревоги до психоза и антисоциальных тенденций. Исследование показало, что мощным общим элементом всех этих состояний является деморализация .
Независимо от того, какой у человека диагноз, все аспекты жизни, как правило, становятся все более сложными. И эта возрастающая трудность ведет к деморализации. Следовательно, мы подходим к лечению всех аспектов жизни, включая духовную сторону, которая так важна для избавления от любой зависимости. Обращение ко всем аспектам человеческого существа действительно может привести к большему исцелению и хорошему самочувствию. Что касается био-психо-социально-духовной модели, международная группа исследователей в 2017 году пришла к выводу:
Искреннее и глубокое применение этого нового взгляда на человека приведет к замечательным изменениям в концепциях здоровья, болезни, лечения и лечения (Saad et al, 2017).
Каталожные номера
Каталожные номера:
Саад, Марсело и Медейрос, Роберта и Мосини, Аманда. (2017). Готовы ли мы к истинной биопсихосоциально-духовной модели? Многозначность слова «духовное». Лекарства. 4. 79. 10.3390/лекарства4040079.
Университет Невады, Рино, Биопсихосоциально-духовная модель , https://med.unr.edu/psychiatry/education/resources/bio-psycho-social-spiritual-model
Университет Рочестера, Биопсихосоциальная модель, https:// www. urmc.rochester.edu/medical-humanities/be-exceptional.aspx
Вернуться к началу
ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ
Лейн Фишер
Лейн Фишер — доцент кафедры психологии консультирования и специального образования. Он является заведующим кафедрой консультативной психологии и специального образования Университета Бригама Янга. В своей академической работе он сосредоточил большую часть своих работ на духовных аспектах психотерапии.
Подпишитесь на другие статьи об исцелении
Мы обещаем не спамить вас и хранить вашу электронную почту в безопасности.
Человек в окружающей среде – поведение человека и социальная среда I
Цели обучения:- Изучение подхода «человек в окружающей среде»
- Опишите микро-, меццо- и макроподходы
- Опишите биопсихосоциально-духовный подход
- Описать теорию систем
- Описать экологическую теорию
- Описать теорию экосистем
- Представление сильных сторон
Социальный работник школы позвонил родителям Джейсона, чтобы обсудить проблемы, связанные с драками со сверстниками и плохими оценками. Его родители также сообщают о том, что дома его беспокоят плохие отношения между братьями и сестрами, проблемы с гневом и «плохое отношение, постоянное возражение, никогда не слушающее и не делающее то, о чем мы его просим». Они сообщают о длительной семейной истории злоупотребления психоактивными веществами и проблем с психическим здоровьем (тревожность и депрессия). Они сообщают о возросших опасениях, связанных с этим, поскольку недавно нашли марихуану в комнате Джейсона. Джейсон (14 лет) сообщает: «Мои родители не понимают, о чем говорят. Мои младшие брат и сестра доставляют мне неприятности, потому что я не позволяю им трогать свои вещи, кроме того, моим родителям все равно, они не слушают меня, они просто хотят, чтобы я делал то, что они говорят. И я не вижу ничего особенного в том, что я выкуриваю немного травки, это помогает мне чувствовать себя лучше и не злиться все время».
Что приходит на ум, когда вы слышите «Человек в окружающей среде»?
Этот подход заключается в том, что люди могут находиться под сильным влиянием своего окружения. Это подчеркивает важность понимания человека и его поведения через окружающую среду. Окружающая среда человека, наряду с его опытом, поможет сформировать то, как он смотрит на мир, как он думает и почему он реагирует именно так, а не иначе. В социальной работе сбор информации от наших клиентов является фундаментальной частью нашей работы, и знание того, какую информацию искать и как ее организовать, похоже на сбор кусочков пазла и работу над их сведением воедино, чтобы получить полную картину (или, по крайней мере, по крайней мере, столько, сколько мы можем). Этот урок начнет знакомить с некоторыми конкретными подходами, точками зрения и теориями, которые помогут создать призму и основу профессии социального работника.
Микро, Меццо и Макро
Сначала мы начнем с Micro, Mezzo и Macro Approach . Это просто просмотр уровней в системе человека, который поможет вам определить, какая поддержка может понадобиться.
Микроуровень представляет индивидуальные потребности и включает прямое взаимодействие с клиентами, что является наиболее распространенным типом социальной работы. На этом уровне исследуются аспекты, связанные с биологией, психологическими потребностями, социальными (равными) и межличностными (семейными) отношениями или поддержкой, а также духовными убеждениями.
Микроуровень Джейсона — Биологически никаких проблем с физическим здоровьем не поступало, но некоторые опасения могут быть связаны с тем, как употребление марихуаны может повлиять на его физическое здоровье. Он подросток, а это значит, что его тело продолжает испытывать гормональные и физические изменения. Семья сообщает об истории злоупотребления психоактивными веществами, а также о проблемах с психическим здоровьем, что может указывать на возможные генетические связи, которые необходимо изучить. Это также может быть связано с психологическими потребностями, поскольку он может испытывать тревогу или депрессивные симптомы, или если он сообщает об употреблении марихуаны в качестве механизма выживания. Сообщается также, что он проявляет гнев, ссорится со своими братьями и сестрами и борется с натянутыми семейными отношениями. Это связывает нас с социальными аспектами, исследуя, как он определяет свои отношения и поддерживает. В виньетке не сообщалось о духовных верованиях, но их необходимо было изучить при встрече с Джейсоном.
Меццо-уровень представляет собой связи или взаимодействия с небольшими группами, такими как семья, школы, церкви, районы, общественные организации и сверстники/коллеги.
Меццо-уровень Джейсона . Здесь мы хотели бы подробнее изучить, как его отношения и взаимодействие с различными группами влияют на него — семьей, сверстниками, школьным персоналом/преподавателями, возможной духовной принадлежностью/церковью и любыми общественными группами или организациями, которые он идентифицирует как связанные. с.
Макроуровень представляет связи с системными вопросами в рамках больших систем, таких как законы/законодательство, политика, системы здравоохранения и международные ассоциации. На этом уровне также исследуются этические рамки, исторические последствия группового опыта и то, как дискриминация и предрассудки могут повлиять на маргинализированные группы населения.
Макроуровень Джейсона — Необходимо изучить политику в области образования/школы, политику в области психического здоровья, системы здравоохранения, культурные и исторические последствия группового опыта, законы и политику в отношении наркотиков, а также возможное влияние дискриминации и предубеждений.
Важно не забывать исследовать взаимосвязь и взаимодействие между тем, какая информация представлена человеку на каждом уровне, и тем, как это может повлиять на его функционирование и развитие в окружающей среде.
Био-психо-социально-духовный
Био-психо-социально-духовный подход оценивает уровни функционирования в биологических, психологических, социальных и духовных измерениях (и как они связаны), чтобы помочь понять поведение человека. Этот подход включает в себя большую часть той же информации, которую вы найдете на микроуровне, но мы хотим глубже взглянуть на то, как человек функционирует в каждом измерении, а также на то, как они могут влиять друг на друга.
Биологический компонент включает аспекты, связанные с общим состоянием здоровья, физическими способностями, весом, диетой, образом жизни, употреблением лекарств/наркотиков, полом и генетическими связями/уязвимостями.
Биологические аспекты Джейсона – Нет проблем с общим физическим здоровьем, аспекты развития подросткового возраста, проблемы и последствия употребления психоактивных веществ, идентификация как мужчины, а также возможные генетические связи / уязвимости (злоупотребление психоактивными веществами, тревога, депрессия или любые другие). другой семейный анамнез, вызывающий беспокойство).
Психологический компонент включает аспекты, связанные с психическим здоровьем, самооценкой, отношением/убеждениями, темпераментом, навыками выживания, эмоциями, обучением, памятью, восприятием и личностью.
Психологические аспекты Джейсона – Гнев, проблемы и последствия употребления психоактивных веществ, возможные проблемы с уважением, плохие навыки преодоления трудностей и эмоциональная регуляция, когнитивное развитие и любые связанные с этим проблемы, характеристики личности и темперамента, а также исследования того, как он воспринимает свой мир.
Социальный компонент включает аспекты, связанные со сверстниками и семейными отношениями, социальной поддержкой, культурными традициями, образованием, занятостью/гарантией занятости, социально-экономическим статусом и социальными сообщениями.
Социальные аспекты Джейсона – Напряженные семейные отношения, школьные отношения/образовательная поддержка, изучение социально-экономических последствий, изучение культурных традиций и выявление/исследование отношений со сверстниками и поддержки.
Духовный компонент включает аспекты, связанные с духовными или религиозными верованиями или верой в «высшее существо» или высшую силу, с которой они чувствуют связь или поддержку.
Духовные аспекты Джейсона – Ни о каких духовных аспектах не сообщалось, но мы хотели бы выяснить, что это значит для Джейсона. Отождествляет ли он себя с церковью, религией или высшей силой/существом? Что это значит для него? Приносит ли это какую-то поддержку и утешение или вызывает повышенный стресс, поскольку он работает над тем, чтобы «выяснить, что все это значит»?
Взгляд на каждое измерение био-психо-социально-духовного подхода позволяет вам провести более целостное исследование и оценку человека, поскольку он исследует и связывает четыре важные сферы его жизни.
Теория систем
Теория систем утверждает, что на поведение влияют факторы, которые работают вместе как система и взаимосвязаны — каждая часть играет важную роль в функционировании целого, а целое, в свою очередь, поддерживает и поддерживает части. Семья, друзья, школа, работа, экономический класс, домашняя обстановка и другие факторы влияют на то, как человек думает и действует. Социальный работник должен наблюдать и оценивать все системы, с которыми сталкивается человек, поскольку они влияют на его поведение и благополучие, и работать над укреплением этих систем, поскольку они связаны и влияют друг на друга. Это используется для разработки целостного представления о людях в их окружении, которое затем используется, чтобы привести к наиболее подходящему практическому вмешательству.
В рамках теории систем мы также будем изучать роли (рутинные задачи и поведение людей в системе). У всех нас есть роли, и мы играем в них, осознаем мы это или нет. Вот некоторые примеры ролей: лидер, опекун, родитель, ребенок, брат, сестра, помощник, козел отпущения, гражданин, супруг и работник. Многие люди чувствуют, что их роли идентифицируют их. Это может усиливать поведение, когда положительные чувства или переживания связаны с ролью (ролями), или может быть мотиватором для изменений, когда роль (роли) связана с более негативными чувствами или переживаниями. Знание того, какие роли выполняет человек и как он воспринимает каждую роль, поможет вам понять его опыт и потребности.
Экологическая теория
Экологическая теория фокусируется на взаимодействии между человеком и окружающей его средой. В нем обсуждается активное участие людей в их окружении и развитии, а также в том, что и то, и другое (окружающая среда/развитие) постоянно меняется.
«Мысли становятся восприятием, Восприятие становится реальностью. Измени свои мысли, Измени свою реальность». ~ Уильям Джеймс
Важным напоминанием об этой теории является необходимость помнить о важности восприятия: то, как люди воспринимают или интерпретируют свое окружение и опыт, влияет на их общее функционирование или благополучие. Это также не зависит от того, как проблемы или опасения могут показаться социальному работнику. Вам нужно будет изучить, как клиент рассматривает свою ситуацию, прежде чем предположить, что определенные ситуации являются проблематичными. Нам нужно попытаться увидеть это их глазами и понять, что они чувствовали. Это их история и их реальность. В практике социальной работы это лучше всего можно понять, рассматривая отдельных лиц, семьи, политику, сообщества и культуры и определяя сильные и слабые стороны в процессах транзакций между системами.
Модель экологических систем Бронфенбреннера, используемая для исследования Теория экосистем :
Бронфенбреннер полагал, что на развитие человека влияет все, что находится в окружающей среде, и разделял среду на пять различных уровней: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема.
9Микросистема 0007 — это система, наиболее близкая к человеку и та, в которой они имеют прямое взаимодействие. Некоторые примеры включают дом, школу или работу. Микросистема обычно включает семью, сверстников или опекунов. Отношения в микросистеме двунаправлены, то есть то, как вы отвечаете и реагируете на людей, влияет на их реакцию и реакцию на вас. Это самый влиятельный уровень в рамках теории.
Мезосистема – это место, где индивидуальные микросистемы человека взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эти взаимодействия имеют косвенное влияние на человека, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, работают ли элементы системы вместе (положительно) или работают друг против друга (отрицательно).
Экзосистема относится к обстановке, в которой человек не является активным участником, но все же влияет на него. Сюда входят решения, влияющие на человека, но не обладающие способностью принимать решения. Примером этого может быть ребенок, пострадавший от того, что родитель потерял работу.
Макросистема — это культурная среда, в которой живет человек, и все другие системы, влияющие на него, такие как экономика, культурные ценности и политические системы.
9Хроносистема 0007 охватывает переходы и сдвиги на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает время события по отношению к развитию человека, например, как смерть влияет на детей разного возраста. Также исследуются исторические события, которые происходят в жизни человека, такие как последствия терактов 11 сентября.
История Джейсона — С помощью теории систем мы рассмотрим аспекты микро-, меццо- и макроуровней, а также био-психо-социально-духовные измерения выше и то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга. Здесь мы также рассмотрим, какие роли, по мнению Джейсона, он играет (сын, брат, ученик, друг), а также роли, которые он может не признавать или не определять (лидер, опекун (если его попросят помочь с уходом за младшими братьями и сестрами) или образец для подражания). Мы также хотим изучить, как Джейсон воспринимает каждую роль (положительную или отрицательную), чтобы лучше понять свой опыт и работать над удовлетворением своих потребностей. Используя Экологическую теорию, мы добавляем возможность наблюдения за тем, как развитие и окружающая среда продолжают расти и изменяться, и как это продолжает влиять на наших клиентов, когда они взаимодействуют со своими системами. Теория экосистем берет начало как из теории систем, так и из теории экологии, объединяя основные принципы каждой из них и предоставляя нам возможность глубже изучить сложность каждой сети, с которой сталкивается клиент, и лучше понять, как они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Перспектива сильных сторон
Основополагающим аспектом социальной работы является перспектива сильных сторон . У всех людей есть сильные стороны и способности, которые позволяют им расти и адаптироваться. Эта точка зрения отвлекает внимание от проблемы и позволяет нам определить, как клиенты могут использовать свои сильные стороны для достижения своих целей. Клиенты рассматриваются как эксперты своего опыта. Мы используем их идеи, чтобы исследовать времена устойчивости, и сотрудничаем с ними, чтобы найти поддержку и решения, а также помочь поддержать их способность расти. Также важно помнить об оценке окружающей среды на предмет возможных барьеров и воздействий при оценке потребностей и сильных сторон.
Сильные стороны Джейсона – Поддержка семьи, оба биологических родителя находятся дома и все еще вместе, осведомленность о семейной истории, школьная поддержка, трудоспособное тело, отсутствие сообщений об отставании в развитии (но следует изучить, если есть какие-либо проблемы, связанные с этим), нашел навыки совладания (даже если это не самый подходящий способ, он занимается саморегуляцией) и смог взаимодействовать со школьным социальным работником во время их встречи вместо того, чтобы оставаться закрытым и отказываться говорить.
Какие еще сильные стороны вы можете выделить?
Как бы вы работали над изучением и выявлением сильных сторон Джейсона?
Изучение сильных сторон : По следующей ссылке обсуждаются практические ценности, основанные на сильных сторонах, и исследуются 5 типов вопросов, которые Деннис Салиби (Университет Канзаса, пионер в разработке и продвижении практики, основанной на сильных сторонах) предлагает использовать для оценки сильных сторон наших клиентов.