Отличие восприятия от ощущений: В чем разлисие ощущения и восприятия ?

Расстройства ощущений и восприятия

Расстройства ощущений.

Под ощущениями принято понимать такую функцию психической деятельности человека, которая позволяет оценить отдельные свойства предметов и явление окружающего его мира и собственного организма. Физиологической основой ощущение являются анализаторы органов чувств, позволяющие распознать такие стороны как твердое или мягкое, теплое или холодное, громкое или тихое, прозрачное или мутное, красное или синие, большое или маленькое и пр.

Экстероцептивные рецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые) дают человеку сведения об окружающем мире,

интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем, проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений.

Для определения нарушений ощущения используются термины: анестезия, гипестезии, гиперестезия, сенестопатия и парестезия.

Анестезия – отсутствие каках-либо ощущений.

Гипестезия – ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.

Гиперестезия – усиление ощущений, при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления. При гиперестезии, например, больные защищаются от «яркого» света темными очками, жалуются на неприятные болезненные ощущения от мягкого нижнего белья,

раздражаются от любого прикосновения и пр.

Парестезии – появление неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей. Это могут быть жалобы на жжение, покалывание, переживание прохождения электрического тока через отдельные участки кожи, чувство отморожения кончиков пальцев и др. Локализация парестезий непостоянна, изменчива, разной интенсивности и продолжительности.

Сенестопатии — неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.

Чаще всего патология ощущений встречается при астенических расстройствах различной этиологии, но могут наблюдаться и при психотических вариантах заболеваний. Длительно существующие парестезии или сенестопатии могут быть основанием для формирования ипохондрического бреда, бреда воздействия.

Расстройства восприятия.

Восприятие, в отличие от ощущений, дает полное представление о предмете или явлении. Его физиологической основой являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия — образное, чувственное представление о конкретном объекте.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.

Иллюзии

Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на дороге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).

Различают иллюзии физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.

Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.

Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.

Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.

Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.

Другая существующая классификация иллюзий основывается на их разграничении по анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Чаще всего встречаются две первые разновидности, а две последние вызывают большие трудности в разграничении с галлюцинациями обоняния и вкуса.

Галлюцинации.

Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.. Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.

Все галлюцинаторные переживания рубрифицируются по ряду признаков: сложности, содержанию, времени возникновения, заинтересованности того или иного анализатора, и некоторым другим.

По сложности галлюцинации делятся на элементарные, простые и сложные. К первым относятся фотопсии (лишенные конкретной формы в виде пятен, контуров, бликов зрительные образы), акоазмы (оклики, неясные шумы) и другие простейшие феномены. В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторовТак, больной может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать запах его одеколона и пр.

Чаще всего в клинической практике встречаются зрительные или слуховые галлюцинации.

Зрительные галлюцинации могут быть представлены единичными или множественными образами, ранее встречаемыми или мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на пациента, с натуральной или неестественной окраской.

Если зрительный образ воспринимается не в обычном поле зрения, а где-то сбоку или сзади, то такие галлюцинации называются экстракампинными. Переживание видения своих двойников названо аутоскопическими галлюцинациями.

Слуховые галлюцинации могут переживаться больными как шум ветра, завывание зверей, жужжание насекомых и пр., но чаще всего в виде вербальных галлюцинаций. Это могут быть голоса знакомых или незнакомых людей, одного человека или группы людей (полифонические галлюцинации), находящихся рядом или на далеком расстоянии.

По содержанию «голоса» могут быть нейтральными, безразличными для больного или угрожающего, оскорбляющего характера. Они могут обращаться к больному с вопросами, сообщениями, награждать его орденами или снимать с должности, комментировать его действия (комментирующие галлюцинации) давать советы. Иногда «голоса» ведут разговоры о больном, не обращаясь к нему, при этом одни бранят его, угрожают карами, другие защищают, предлагают дать ему время на исправление (антагонистические галлюцинации).

Наибольшую опасность для больного и его окружения носят императивные галлюцинации, которые носят форму приказов выполнить то или иное действие. Эти приказы могут носить безобидный характер (приготовить еду, переодеться, пойти в гости и т.д.), но нередко приводящий к тяжелым последствиям (самоповреждениям или самоубийству, нанесение повреждений или убийству знакомого лица или случайного прохожего).

Как правило, больной не может противиться этим приказам, выполняет их, в лучшем случае просит как-либо ограничить его в действиях, чтобы не натворить беды.

Тактильные галлюцинации представлены чаще всего чувством ползания по коже или под ней различного рода насекомых. При этом даже если чувство ползания не подтверждается зрительными галлюцинациями, пациент может рассказать об их размерах, количестве, направлении движения, окраске и пр.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются редко. Обонятельные заключаются в ощущении несуществующих приятных, чаще неприятных запахов (сероводорода, гнили, нечистот и др.) Вкусовые – переживанием какого-то вкуса во рту независимо от характера принятой пищи.

При висцеральных галлюцинациях больные утверждают, что в их теле находятся какие-то существа (черви, лягушки, змеи и др.), которые причиняют им боль, поедают принятую пищу, нарушают сон и т.д.).

Висцеральные галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют вид образа с соответствующими характеристиками размеров, цвета. особенностей движения.

Отдельно от других рассматриваются функциональные, доминантные, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.

Функциональные галлюцинации возникают на фоне действия внешнего раздражителя, и воспринимается одновременно с ним, а, не сливаясь как это имеет место при иллюзиях. Например, в шуме дождя, тиканий часов больной начинает слышать голоса людей.

Доминантные галлюцинации отражают содержание психической травмы, ставшей причиной заболевания. Например, потерявший близкого родственника слышит его голос или видит его фигуру.

Гипнагогические галлюцинации любого характера возникают в состоянии перехода от бодрствования ко сну, гипнопампические – при пробуждении.

Особое значение для диагностики психического расстройства имеет деление галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Для истинных галлюцинаций характерна проекция в окружающую среду, они естественным образом вписываются в нее, носят такие же признаки реальности, как и окружающие предметы. Больные убеждены, что окружающие испытывают те же переживания, но по непонятным причинам скрывают это. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов. Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах.

Псевдогаллюцинации имеют целый ряд отличительных от истинных свойств:

    1. Они лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Сквозь сидящего на стуле человека видна спинка стула, находящийся неподалеку тигр с оскалом зубов, по данным В.Х.Кандинского, не вызывает чувства страха, а скорее любопытства.

    2. Проецирование галлюцинаций внутри тела. Больной слышит голоса не ухом, а внутри головы, видит образы, расположенные в животе или грудной клетке.

    3. Переживание чувства сделанности галлюцинаций. Пациент не сам видит образ, а ему его показывают, он слышит голос внутри головы потому, что кто-то так сделал, возможно, вставив в голову микрофон. Если зрительная галлюцинация проецируется во вне, но обладает выше перечисленными признаками, она может быть отнесена к псевдогаллюцинации.

    4. Нередко псевдогаллюцинации, если они не носят императивный характер, не отражаются на поведении пациента. Даже близкие родственники месяцами могут не догадываться, что рядом с ними находится галлюцинирующий человек.

Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении, входят в синдром Кандинского-Клерамбо.

О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам галлюцинаций, которые отражаются в поведении больного.

Галлюцинации относятся к психотичесому уровню расстройств, их лечение лучше проводить в стационарных условиях, а императивные галлюцинации являются обязательным условием недобровольной госпитализации.

Галлюцинации составляют основу галлюцинаторного синдрома. Длительно существующие, не прекращающиеся галлюцинации, чаще всего вербальные, обозначаются термином галлюциноз.

Психосенсорные расстройства.

(нарушения сенсорного синтеза)

Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.

Различают две группы психосенсорных расстройств – дереализацию и деперсонализацию.

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Переживается чувство измененности окружающего мира, он стал каким-то иным, не таким как прежде. Не так стоят дома, не так передвигаются люди, город выглядит камуфляжным и т.д. Для больных, находящихся в депрессии свойственны высказывания, что мир потерял краски, стал тусклым, размытым, нежизненным.

В других случаях переживания дереализации выражаются вполне определенными понятиями. Это касается, прежде всего, искажения формы, размеров, веса и цвета воспринимаемого объекта.

Микропсия – восприятия предмета в уменьшенных размерах, макропсия – в увеличенном размере, метаморфопсия — в искаженной форме (ломаным, наклонившимся, деформированным и пр.) Один из больных периодически с громким криком «пожар» выбегал из палаты, так как воспринимал все окружающее его в ярко красном цвете.

Дереализаци может также проявляться феноменами déjà vu, eprouve vu , entendu vu, а так же jamais vu, jamais eprouve vu, jamais entendu. В первом случае речь идет о том, что индивид переживает возникшую ситуацию как уже когда-то виденную, слышанную или пережитую. Во втором уже ранее известную — как никогда не виденную, не слышанную и не пережитую.

К дереализации относится также нарушение восприятия времени и пространства.

Больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном – как замедленное.

Находящиеся в состоянии интоксикации в результате курения анаши испытывают чувство, что рядом находящиеся предметы находятся на расстоянии десятков метров от них.

Дереализация чаще встречается при психических расстройствах экзогенной этиологии.

Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической.

Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки и т. д. Эти расстройства также чаще встречаются при экзогениях.

Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии). Аутопсихическая деперсонализация более свойственна больным с эндогенными заболеваниями.

Деперсонализационно-дереализационный синдром может усложняться бредом, депрессией, психическими автоматизмами и другими расстройствами психической деятельности.

Психология восприятия. — Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.



Психология восприятия. — Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. — Литература для студента.

Home — Blog

yurii Фев 25, 2023

Страница 2 из 10

Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОТЛИЧИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОТ ОЩУЩЕНИЙ. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Термин “ощущение” относится к первоначальному опы­ту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изуче­ние ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретиру­ющие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы “пережива­ем” нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуля­цию.

Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте на­ших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характер­ный для восприятия его в отличие от ощущений, называется объективацией.

Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.

п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечес­ким сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферичес­кие органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае­мых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

<< Предыдущая — Следующая >>

Оглавление
Психология восприятия.
Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
Физиологические основы восприятия.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие.
Основные виды восприятий.
Восприятие пространства: восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления. Зрительные иллюзии.
Восприятие времени и движения.
Подпороговое и экстрасенсорное восприятие.
Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира.
Все страницы

Что такое ощущение и восприятие? — Поверхность

Твиттер LinkedIn Фейсбук Электронная почта

  • Статья
  • 2 минуты на чтение

Ощущение — это наша способность обнаруживать такие чувства, как осязание, боль, зрение или движение и положение нашего тела. Восприятие — это способ, которым мозг обрабатывает и передает эти ощущения остальному телу. У некоторых могут возникнуть трудности с обнаружением чувствительности из-за целостности кожи или анатомических факторов. Другие могут определять ощущения, однако то, как их мозг обрабатывает сенсорную информацию, может быть воспринято неточно.

Например, некоторые люди более чувствительны к вестибулярным сигналам, таким как вращение или движение, чем другие. Два человека могут крутиться одинаковое количество времени и с одинаковой скоростью, но заболеет только один из них.

Этот принцип можно применить к таким вещам, как восприятие боли или осязание в целом. Кого-то, кто гиперчувствителен к прикосновениям, могут раздражать определенные ткани или текстуры предметов, в то время как тот, кто плохо реагирует на прикосновение, может не осознавать, что его кожа раздражается от соприкосновения с краем клавиатуры. Способность ощущать раздражители отличается от того, как тело их интерпретирует.

Несмотря на это, отклонение в любом из этих двух процессов может привести к исключению или дискомфорту при использовании продукта.

Вестибулярный

— Излучает ли опыт звуки, вибрации или визуальные стимулы?

Хроническая боль — Должен ли пользователь принимать определенное положение тела, чтобы использовать продукт (например, захват, необходимый для стандартного контроллера Xbox)?

Целостность кожи — Должен ли пользователь вступать в физический контакт с продуктом?

Ощущения (сверхчувствительные и гипочувствительные) — Испускает ли опыт сенсорные стимулы (такие как образы, звуки, тактильные ощущения, физическое прикосновение)?

Проприоцепция — Требуется ли физический контакт для использования продукта?

 


Целью этого справочника является предоставление концепций, которые люди могут использовать для документирования и обсуждения аспектов функционирования.

Дизайн должен происходить с людьми с ограниченными возможностями, эта ссылка предназначена для поддержки этой деятельности, а не для ее замены.

Просмотреть все отзывы о странице

5.1 Мы воспринимаем наш мир через ощущения – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 5. Ощущение и восприятие

Цели обучения

  1. Рассмотреть и обобщить возможности и ограничения человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.

Сенсорные пороги: что мы можем испытать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль, и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звуки частотой от 20 герц ( колебаний в секунду ) до 20 000 герц, и оно может слышать тиканье часов на расстоянии около 20 футов в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

Проверьте свой слух

Чтобы получить представление о диапазоне звуков, воспринимаемых человеческим ухом, проверьте свой слух здесь: http://test-my-hearing. com

 

Рисунок 5.2 Запах. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки (рис. 5.2), летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, и многие животные обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.3, «Ультрафиолетовый свет и птичье зрение»), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и в то же время пребывать в блаженном неведении о вещах, которые не имеют значения.

Рисунок 5.3. Ультрафиолетовый свет и зрение птиц. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что кажется нам черной птицей, имеет цвет птицы.

Измерение ощущений

Психофизика  – это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния . Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801-1887), который первым изучил зависимость между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером и его коллегами, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму едва его обнаруживать .

В типичном психофизическом эксперименте испытуемому предлагается ряд испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, одинаковые или разные. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы слышали звук, либо «нет», если не слышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, которого там не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ваши ответы на тест слуха можно проанализировать с помощью анализ обнаружения сигнала . Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Как вы можете видеть на Рисунке 5.4, «Результаты анализа обнаружения сигналов», каждое оценочное испытание создает четыре возможных результата: попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо пропустить (говорить «нет», когда был сигнал) или правильно отклонить (говорить «нет», когда сигнала на самом деле не было).

Рисунок 5.4. Результаты анализа обнаружения сигналов. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений (попадания и правильные отказы) являются точными; два других (промахи и ложные тревоги) являются ошибками.

Анализ данных психофизического эксперимента создает две меры. Одна мера, известная как чувствительность относится к истинной способности человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов . Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Другая мера, предвзятость ответа , относится к поведенческой тенденции отвечать «да» на испытания, которая не зависит от чувствительности .

Представьте, к примеру, что вместо того, чтобы проходить проверку слуха, вы солдат, несущий караульную службу, и ваша задача — обнаружить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога путем оповещения других солдат о звуке может обойтись не так дорого, как промах (несообщение о звуке), который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными (ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы подаете много ложных сигналов тревоги), и все же крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Опять же, промах (когда техник неправильно определяет, что опухоли нет) может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги (направление пациентов, у которых нет опухолей, для дальнейшего тестирования) также имеют затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на качестве сигнала (четкость изображения), их опыте и обучении (способность распознавать определенные формы и текстуры опухолей) и их наилучших предположениях об относительной стоимости промахов по сравнению с ложные тревоги.

Хотя до сих пор мы сосредоточились на абсолютном пороге, второй важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия (или просто заметная разница [JND]) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795-1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру. стимула. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница стимула представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности стимула . Например, если в чашке кофе очень мало сахара (скажем, одна чайная ложка), добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Но если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже содержится пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы (на самом деле, согласно закону Вебера, вам придется добавить еще пять чайных ложек). чтобы сделать то же самое во вкусе).

Одним из интересных приложений закона Вебера является наше повседневное покупательское поведение. Наша склонность воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 доллара до 3 долларов, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. А теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов.7 и один стоимостью 399 долларов. Возможно, вы подумали бы, что стоимость двух систем была «примерно одинаковой», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономила бы вам 2 доллара.

Фокус исследования: влияние без осознания

Если вы изучите рисунок 5.5, «Абсолютный порог», вы увидите, что абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель. После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании, потому что мы можем точно сообщить о его существовании (или его несуществовании) более чем в 50% случаев9.0071 . Но могут ли подсознательных стимула ( событий, которые происходят ниже абсолютного порога и которые мы не осознаем ) влиять на наше поведение?

Рисунок 5.5 Абсолютный порог. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

 

Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Но может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, было более спорной темой в психологии. В одном соответствующем эксперименте Карреманс, Стробе и Клаус (Karremans, Stroebe, and Claus, 2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в которых строка букв, например 9,На экране были представлены 0070 BBBBBBBBB или BBBbBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи представили либо название популярного в Голландии напитка (Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (NpeicTol). Эти слова были предъявлены так быстро (всего за одну пятидесятую секунды), что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на такие вопросы, как «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы закажете Lipton Ice», а также указать, насколько они хотят пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Lipton Ice» (и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду), значительно чаще говорили, что они будут пить Lipton Ice, чем те, кто был ознакомлен со словами «Lipton Ice». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, процедуры, подобные этой (мы можем назвать эту технику «подсознательной рекламой», потому что она рекламирует продукт вне осознания), имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, потому что они позволяли бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую активности потребителей и без того, чтобы потребители знали, что их убеждают. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, ее эффективность до сих пор неясна. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых проверялось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Сэгерт (1987, стр. 107) пришел к выводу, что «маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию сомнения», утверждая, что влияния подсознательных стимулов обычно настолько слабы, что они обычно затмеваются собственными решениями человека о поведении.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее воздействие может быть ограничено только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Но даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые используются и работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно (даже если не подсознательно) ассоциировать эти продукты с сексуальностью. И все чаще используется метод «продакт-плейсмент», когда изображения брендов (автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д.) размещаются на веб-сайтах, в популярных телевизионных шоу и фильмах. Харрис, Барг и Браунелл (2009 г.)) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что влияние воспринимаемых изображений, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень тонким.

Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, вызывая слепое зрение , состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о зрительных стимулах, но, тем не менее, могут точно отвечать на вопросы о них. что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы, или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

Key Takeaways

  • Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и отреагировать соответствующим образом.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Несмотря на то, что наш опыт окружающего мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть свои собственные адаптированные сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигнала используется, чтобы отличить чувствительность от предвзятости ответа.
  • Порог различия или просто заметная разница — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.

Ссылки

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В ST Fiske, DT Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Handbook of social психология (5-е изд., том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика . В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), 90 200 Новые направления в психологии 90 201 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: Руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности. Психология и маркетинг, 4 (2), 107–120.

Стоффреген, Т.А., и Барди, Б.Г. (2001). По спецификации и ощущениям. Науки о поведении и мозге, 24 (2), 195–261.

Траппи, К. (1996). Метаанализ потребительского выбора и подсознательной рекламы. Психология и маркетинг, 13 , 517–530.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Викенс, Т. Д. (2002). Элементарная теория обнаружения сигналов .

Добавить комментарий