Отличие восприятия от ощущения: «Чем ощущение отличается от восприятия?» — Яндекс Кью

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Понятие об ощущениях.

Ощущение как психическое явление имеет огромное значение в жизни человека. Посредством ощущений человек получает информацию об окружающем мире. Способность к ощущениям имеют все живые существа, которые обладают нервной системой. В психологии принято считать, что возникновение ощущений связано с раздражимостью, как способностью живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды с помощью изменения внутреннего состояния и внешнего поведения.

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского ощущение трактуется как отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Физиологический механизм ощущений, согласно учению И.М. Сеченова и И.П. Павлова, есть рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Анализатор выполняет функцию анализа и синтеза раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы состоят из трех частей. Во-первых, это периферический отдел, или, иными словами, рецепторы, которые преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс. Во-вторых, проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается в головной мозг и затем возвращается обратно к рецепторам, регулируя их активность. В-третьих, это корковые проекционные зоны, которые осуществляют специализацию рецепторов. Так, например, в зависимости от вида чувствительности выделяют несколько видов анализаторов, в том числе зрительные, слуховые, двигательные и многие другие.

Ощущения возникают вследствие воздействия электромагнитных волн, их диапазон значителен и многообразен.

Параграф второй. Виды ощущений.

Существует немало классификаций ощущений. Самой распространенной является классификация по модальности, в связи, с чем выделяют осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные ощущения и так далее. Внутри отдельных модальностей наблюдается еще дробление. Так, например, вкусовые ощущения подразделяются на четыре модальности, а именно: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. А английский физиолог Ч. Шерингтон создал классификацию на основе места локализации рецепторов.

Попытаемся охарактеризовать виды ощущений по самой распространенной классификации, основанием которой служит модальность.

Итак, вкусовыми называются ощущения, вызванные действиями на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде. Эти ощущения возникают благодаря вкусовым почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба.

Слуховыми называются ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки. Они характеризуются высотой, громкостью и тембром.

Ощущения, вызванные частицами пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом, называют обонятельными.

Тактильными называются ощущения прикосновения, а температурными — ощущения тепла или холода.

Зрительными называются ощущения света и цвета.

Органическими являются ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья и так далее.

Ощущения, представляющие собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании их рукой, называются осязательными.

Помимо качественных характеристик все виды ощущений обладают рядом количественных характеристик. К ним относятся абсолютный и относительный пороги ощущений. Они не являются постоянными и изменяются в зависимости от условий восприятия. Органы чувств обладают свойством приспособления к изменившимся условиям. Это явление называют адаптацией.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Что такое ощущение?

Второй вопрос. Что является физиологической основой ощущения?

Третий вопрос. Какие виды ощущений Вы знаете?

Четвертый вопрос. Что такое адаптация?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на мозг человека?

Ответ А: восприятие

Ответ Б: воображение

Ответ В: ощущение

Ответ Г: память

Второй вопрос. Ощущения, вызванные действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде — это … Ответ А: слуховые ощущения Ответ Б: вкусовые ощущения Ответ В: зрительные ощущения

Третий вопрос. Ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки — это ..

Ответ А: слуховые                                                                                                   ;

Ответ Б: обонятельные

Ответ В: зрительные

Четвертый   вопрос.   Ощущения,   вызванные   частицами   пахучих   веществ,   которые попадают в носовую полость вместе с воздухом — это . ..

Ответ А: вкусовые ощущения

Ответ Б: обонятельные ощущения

Пятый     вопрос.     Какое    ощущение     возникает,     благодаря     вкусовым     почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба?

Ответ А: вкусовое ощущение

Ответ Б: кожное ощущение

Ответ В: обонятельное ощущение

Шестой вопрос. Ощущение тепла и холода — это …

Ответ А: тактильные ощущения

Ответ Б: температурные ощущения

Седьмой вопрос. Ощущения прикосновения — это …

Ответ А: тактильные ощущения

Ответ Б: температурные ощущения

Восьмой вопрос. Ощущение света и цвета — это …

Ответ А: зрительные ощущения

Ответ Б: осязательные ощущения

Девятый вопрос. Ощущения голода, жажды, сытости, удушья — это …

Ответ А: органические ощущения

Ответ Б: болевые ощущения

Десятый вопрос. Адаптация — это …

Ответ А: изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям

Ответ Б: хаотичное накатывание волны друг на друга

Ответ В: максимальная величина раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — В; вопрос второй — Б; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — А; вопрос шестой — Б; вопрос седьмой — А; вопрос восьмой — А; вопрос девятый — А; вопрос десятый — А.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Науке еще предстоит объяснить немало необычных явлений. Например, с давних времен у многих народов известны случаи хождения людей по огню. Турецкие дервиши в период транса вгоняют в голову большие гвозди. А индусские «святые» пронзают себе язык и щеки, не ощущая боли и не проливая ни капли крови.

Параграф третий. Понятие о восприятии.

Восприятие — сложный познавательный психический процесс, который заключается в целостном отражении предметов и явлений окружающего мира. Оно возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Если ощущение есть отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, то посредством восприятия создается образ — результат работы сразу нескольких анализаторов. В этом — существенное отличие ощущения от восприятия. Таким образом, восприятие можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных ощущений, при помощи которых человеческим сознанием создается образ предметов и явлений окружающей действительности.

Интерес к изучению восприятия возник давно, еще в античности. Многие ученые — философы, деятели искусств, физиологи пытались с различных позиций изучать данный феномен. Научные исследования И.М. Сеченова и представителей гештальтпсихологии внесли определенный вклад в понимание природы восприятия.

Структурными единицами процесса восприятия у человека являются перцептивные действия. Perceptio (перцепцио) в переводе с латинского, означает «восприятие». Перцептивные действия обеспечивают выделение определенных свойств явлений, преобразуют полученную информацию и ведут к построению целостного образа, который является адекватным предметному миру и задачам человеческой деятельности. Динамика процесса восприятия взаимосвязана с синтетической деятельностью мозга. То есть восприятие — не слепое копирование окружающего мира, а творческий познавательный процесс. В настоящее время идет интенсивное изучение процесса восприятия в различных научных дисциплинах. Знания, полученные в ходе исследований, используются при создании систем отображения информации, в художественном и техническом конструиро­вании, в кибернетике и типа подобного.

Параграф четвертый. Свойства восприятия.

В психологии принято выделять следующие свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

Под предметностью понимают способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения.

Целостность восприятия рассматривают, как способность в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали, что в результате ведет к целостному восприятию образа.

 Константность восприятия выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия.

Категориальность восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом, категорией.

Все вышеназванные свойства восприятия человек развивает в себе в процессе жизнедеятельности.

Также следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Иллюзия в переводе с латинского означает «ошибка», «заблуждение». Это неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Например, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном фоне.

Параграф пятый. Восприятие человеком человека.

С возникновением социальной психологии, значительно увеличилось количество исследований межгруппового и межличностного восприятия. Объектом и субъектом восприятия стали выступать индивид, группа или общность людей. Немаловажную роль в межличностном и межгрупповом восприятии играла мотивация воспринимающего человека, а также взаимоотношения внутри группы или общности людей. Особенностью межличностного восприятия в отличие от восприятия неодушевленных предметов является ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, направленность.

В психологии выделяются следующие механизмы межличностного восприятия:

Первое. Идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним.

Второе. Рефлексия — понимание другого человека путем размышления за него.

Третье. Эмпатия — понимание другого человека посредством эмоционального проникновения в его переживания.

Четвертое. Стереотипизация — понимание другого человека с позиции характеристик какой-либо социальной группы.

В целом межличностное восприятие отличается пристрастностью, а межгрупповое восприятие не всегда адекватно, истинно и точно.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Дайте определение понятию «восприятие»

Второй вопрос. Какими свойствами обладает восприятие? Охарактеризуйте их

Третий вопрос. Что такое иллюзия? Попытайтесь привести примеры иллюзий человека?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающей действительности, воздействующих на анализаторы — это . ..

Ответ А: ощущение

Ответ Б: восприятие

Ответ В: воображение

Ответ Г: память

Второй вопрос. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств — это

Ответ А: реминисценция

Ответ Б: апперцепция

Ответ В: иллюзия

Третий вопрос. Свойство восприятия, которое характеризуется способностью человека в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали — это …

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность

Ответ Г: целостность

Четвертый вопрос. Свойство восприятия, которое проявляется в том, что каждый предмет обозначается словом, понятием, категорией

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность                                                               

Ответ Г: целостность

                                                                                                             

Пятый вопрос. Свойство восприятия, проявляющееся в способности человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения

Ответ А: категориальность

Ответ Б: предметность

Ответ В: константность

Ответ Г: целостность

Шестой вопрос: Свойство восприятия, которое выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия

Ответ А: категориальность

Ответ Б: константность

Ответ В: целостность

Ответ Г: предметность

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый Б: вопрос второй — В: вопрос третий — Г; вопрос четвертый — А; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — Б.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

В мире существует немало интересных явлений. Их часто называют воздушными иллюзиями. Так, например, у берегов Сицилии на восходе солнца над морем появляются сказочные дворцы, замки, различные животные, люди-великаны и так далее. Одна картина сменяется другой. Иногда человеку кажется, что даже солнце меняет свою форму. Оно вдруг кажется треугольным, а то и вовсе в виде гриба или яйца. Это — миражи. Их возникновение часто связывают с особенностями восприятия человека.

Ощущение и восприятие (семинар)

Ощущение и восприятие (семинар)
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность ощущений и восприятия, представить их сравнительную характеристику, описать их физиологическую основу.
2. Описать виды, свойства ощущений и восприятия.
3. Охарактеризовать психофизиологические законы ощущений и законы перцепции.
4. Дать краткую характеристику видам нарушений ощущений.
5. Описать иллюзии восприятия.

Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.

7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения.

Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу важно учесть, что ощущения рассматриваются как первичные по отношению к более сложным психическим процессам (восприятию, мышлению, воображению). Процесс ощущения возникает при воздействии на органы чувств различных материальных факторов. Раздражение вызывает возбуждение в нервной системе (иннервацию), которое по центростремительным (афферентным) нервным волокнам поступает в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, формирование ощущений является рефлекторным актом, который заключается в чувственном отображении объективной реальности.

Ощущение — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что существуют различные классификации ощущений. По модальности выделяют следующие виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Но также имеются интермодальные ощущения, например, вибрационные.
По принципу уровня построения ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивпые. Следует отметить, что перечисленные классификации ощущений не являются исчерпывающими, их разнообразие будет зависеть от того, какие классификационные основания будут применены для анализа ощущений.
Изучая третий учебный вопрос, необходимо усвоить, что к основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия, последовательные образы, пороги ощущений (верхний, нижний, различий). Все свойства ощущений отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия органов чувств с предметами и явлениями окружающего мира.
При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что формулирование первых психофизиологических законов ощущений стало возможным благодаря исследованию порогов ощущений.
Начало их изучению было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером. Он указывал, что люди не могут количественно измерить свои ощущения, поэтому он свои усилия направил на разработку «косвенных» методов, которые позволяют количественно представить отношения между величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. Далее работу по количественному изучению ощущений продолжили П. Бугер, Э. Вебер, С. Стивенс. Результатом объединения их достижений является формулирование законов ощущений (закон Бугера — Вебера, закон Вебера — Фехнера, закон Стивенса).
При подготовке пятого учебного вопроса следует рассмотреть следующие виды патологических изменений порогов чувствительности (нарушения ощущений): гиперестезия, гипестезия, анестезия, се- нестопатия. Данные нарушения имеют биологическую обусловленность и связаны с расстройством здоровья.
При подготовке шестого учебного вопроса следует принять во внимание, что процесс восприятия позволяет упорядочить и объединить отдельные ощущения в целостные образы предметов или явлений. Таким образом, восприятие представляет собой качественно новое образование и не сводится к сумме отдельных ощущений.
Восприятие — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой возникновения восприятия является появление временных нервных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Таким образом, предметы или явления выступают в качестве комплексных, совокупных раздражителей.
Изучая седьмой учебный вопрос, необходимо рассмотреть следующие классификации восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые. Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.
Сложными видами восприятия являются: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. По участию воли в совершении акта восприятия выделяют следующие виды: произвольное, непроизвольное, подпороговое.
При подготовке восьмого учебного вопроса следует рассмотреть следующие свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, целостность, апперцепция, объем, точность, полнота, быстрота, константность. Все свойства восприятия отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия человека с предметами окружающего мира.
При подготовке девятого учебного вопроса следует обратить внимание на следующие особенности восприятия: тенденцию к заполнению пробелов; тенденцию к объединению разных элементов в целое; независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов, но при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Данные особенности восприятия были наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии, которые сформулировали на их основе такие закономерности восприятия, как закон фигуры и фона; закон транспозиции; закон константности; закон близости; закон замыкания.

При подготовке десятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что иллюзии восприятия являются важным феноменом в психологии, они приводят к ошибкам в отражении окружающей действительности. Иллюзии восприятия — это искажение восприятия реальных предметов или явлений.
Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Виды иллюзий многообразны. Их причины в одних случаях объясняются особенностями анатомического строения человека и его физиологией, в других — особенностями наблюдения.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:

1. Леонтьев А. Н. Чувственная ткань сознания.
2. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов.
3. Олпорт Ф. Феномены восприятия.
4. Сийпола Е. Установка в восприятии.
5. Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.


Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите познавательные психические процессы.
2. Дайте определение понятию «ощущение».
3. Опишите физиологическую основу ощущений.
4. Приведите классификации видов ощущений.
5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику.
6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения.
7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера.
8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера.
9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса.
10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику.
11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений.
12. Раскройте физиологическую основу восприятия.
13. Приведите классификации видов восприятия.
14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику.
15. Опишите законы перцепции.
16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия.

Практическое занятие


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования ощущений и восприятия у человека.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств ощущений и восприятия.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 5.1. Составьте таблицу свойств ощущений и свойств восприятия.
Задание 5.2. Приведите по два примера проявления каждого из свойств ощущений.
Задание 5.3. Приведите по два примера проявления каждого из свойств восприятия.
Задание 5.4. Напишите по пять примеров результатов собственных ощущений и результатов восприятия.
Задание 5.5. Опишите примеры проявления психофизиологических законов ощущений в социальной практике.
Задание 5.6. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки;
в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает;
е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;
ж) из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).
Задание 5.7. При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения?
Задание 5.8. Решите ситуационные задачи:
1. Свидетель Поляков в ходе опроса рассказал оперуполномоченному, что из примет преступника может описать только признаки его одежды, так как по роду деятельности связан с показом моды. На другие приметы Поляков внимания не обратил.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
2. В ходе повторного допроса потерпевший Устинов пояснил, что на первом допросе он указал массу деревянного ящика, учитывая его форму и материал из которого он сделан, но ящик в руках не держал, поэтому его показания оказались неточными.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
3. Участники следственно-оперативной группы осуществляли осмотр места происшествия в условиях слабого освещения, в связи с чем некоторые изменения обстановки были ими замечены только после 20 минут осмотра.
Какое свойство ощущений проявляет себя в описанной ситуации?
4. Во время проведения следственного эксперимента потерпевшему показали три крыла от автомобиля «Лада», цвет которых отличался по оттенкам. Потерпевший указал, что различий не видит.
Слабое развитие какого свойства ощущения не позволило потерпевшему различить оттенки цвета?
5. Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника.
П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний город».
Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам».
Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки, не могут объяснить, в какой момент они были ранены.
В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

Ощущение против восприятия – Введение в психологию

Перейти к содержимому

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и разностного порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? — это специализированных нейронов, которые реагируют на определенные типы стимулов . Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.


Упражнение ниже поможет продемонстрировать концепцию едва заметных отличий. Слева желтый кружок на черном фоне. Под этим изображением находится ползунок с двумя точками на каждом конце. Обратите внимание, как желтый круг в центре становится ярче, когда вы нажимаете на крайнюю правую точку.

Теперь рассмотрим правое изображение, где желтый круг находится на белом фоне. Если вы щелкнете между двумя точками по обе стороны от этого ползунка, заметите ли вы, что желтый круг становится ярче?

В обоих случаях яркость желтой точки увеличивается с одинаковой интенсивностью. Однако его гораздо легче заметить, когда он находится на черном фоне, чем на белом фоне. Это демонстрирует, как обнаружение небольших изменений в стимуле зависит от контекста вокруг него.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Шабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19). 94).

Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.

Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?

Это хорошее время для студентов, чтобы подумать об утверждениях об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.

 

    Пожалуйста, приведите новый (новый) пример того, как даже заметная разница может измениться в зависимости от интенсивности стимула.

Есть много потенциальных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.

Подумайте о времени, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

 

Лицензия

Ощущение против восприятия LOUIS: Библиотечная сеть Луизианы находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

OpenPSYC — 06 — Ощущение и восприятие

06-A: Ощущение и восприятие

Во-первых, важно различать два термина, которые мы используем.

Ощущение возникает, когда рецепторы вашего тела обнаруживают стимул (например, звук, свет, запах, прикосновение или вкус). Так, например, ваша кожа может ощутить изменение температуры, ваши глаза могут ощутить усиление оранжевого света, ваш нос может ощутить запах дыма. Органы чувств, такие как глаза, уши, нос и язык, предназначены для восприятия раздражителей.

Восприятие происходит, когда мозг получает сенсорную информацию, поступающую от тела, организует ее и интерпретирует. В нашем примере ваш глаз воспринимает зеленый и коричневый свет, длинные и круглые формы, и вы воспринимаете дерево.

06-B: Глаз

  • Каково расположение и функция каждой из следующих частей вашего глаза?

  • Как ваш глаз позволяет вам фокусироваться на объектах на разных расстояниях?

  • Что палочки и колбочки делают на сетчатке?

ПРОЧИТАЙТЕ : Используйте Человеческий глаз , чтобы обозначить перечисленные выше части и узнать, почему существует слепое пятно, как и почему хрусталик меняет форму, а также общую разницу между палочками и колбочками. На странице содержится больше деталей, чем вам нужно.

ПРОЧИТАЙТЕ: Анатомия глаза человека: части глаза — обратите внимание, что вам следует прокручивать различные части глаза на схеме, чтобы узнать больше о том, что каждая из них делает

ПРОЧИТАЙТЕ: Сетчатка подробнее о центральной ямке

СМОТРЕТЬ : Как работает тело: Механизм фокусировки

9 0084

06-C: Восприятие глубины

  • Как каждый монокулярных сигналов помогают нам воспринимать наш трехмерный мир сенсорным входом только одного глаза?

    • Размещение

    • Семейный размер

    • Промежуточное положение

    • Линейная перспектива

    • Параллакс движения

    • Относительная высота

    • Тень

    • 9 0103

      Градиент текстуры

  • Как ваш мозг использует сенсорную информацию от двух глаз (бинокулярные сигналы) для воспринимать глубину еще более детально, используя бинокулярное несоответствие?

  • Как 3D-очки обманывают ваши глаза, заставляя их воспринимать глубину на плоском экране?

  • Каковы преимущества и недостатки наличия двух глаз, обращенных вперед, по сравнению с двумя глазами, обращенными вбок?

ВИЗИТ : Сигналы глубины

06-D: Ухо

  • Каково расположение и функция каждой из следующих частей вашего уха?

    • Наружное ухо

      • Ушная раковина

      • Слуховой проход

      • Барабанная перепонка

    • Среднее ухо

      • Молоточек

      • Наковальня

      • Стремя

    • Внутреннее ухо

      • Улитка

      • Полукружные каналы

  • Как устроено ухо чувствовать звуковые волны? Убедитесь, что ваше объяснение описывает, как волны попадают в ухо, и роль барабанной перепонки, костей и улитки. Также выясните, в какой момент вибрации преобразуются в электрические импульсы, которые может принимать ваш мозг.

ВИЗИТ: Ухо

06-E: Локализация звуков

  • Почему важно, чтобы организмы могли определять, откуда исходит звук?

  • Как мозг использует сенсорную информацию от ушей для локализации звука?

    • Время прибытия

    • Интенсивность

    • Визуальный захват

  • Как летучие мыши и дельфины используют аналогичный процесс эхолокации для локализации добычи?

ПРОЧИТАТЬ : Локализация (сенсорная)

ВИЗИТ: Эхолокация

06-F: Запах

ЧАСЫ: Как мы пахнем?

НАБЛЮДЕНИЕ: Обоняние и дегустация

06-G: обработка снизу вверх против обработки сверху вниз

    90 103

    Что происходит, когда мы обрабатываем стимулы восходящим образом?

  • Что значит, когда говорят, что мы обрабатываем стимул сверху вниз? Убедитесь, что вы можете привести несколько примеров, в том числе

  • Почему мы говорим, что восприятие субъективно?

ВИЗИТ : Процессинг «снизу вверх» и «сверху вниз»

06-H: Гештальт-психология

  • Что означает «гештальт»?

  • Каким образом наши ожидания влияют на наш личный опыт?

    • Близость

    • Сходство

    • Хорошее продолжение

    • Закрытие

  • Какими способами мы обычно обнаруживаем, что фигура отделена от земли?

    • Площадь

    • Симметрия

Слово гештальт в переводе с немецкого означает «целое» или «форма».

Добавить комментарий