Отличительным признаком стабильных возрастных периодов является: § 9. Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов

§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов

—‚ критерием деления детского развития на отдельные возрасты служат новообразования. По мере взросления ребенок проходит через череду стабильных и критических периодов. В теории Л.С. Выготского феномены психического развития обозначают переход в возрастном развитии к качественно новому специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, более соответствующей новому уровню психического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как не посдушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и др.

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, что не может иметь самых существенных последствий для его дальнейшего развития.

Эти последствия чрезвычайно важны — они масштабны и охватывают всю жизнь ребенка. Соответственно,различной степени отклонения, возникшие в кризисныепериоды, могут отрицательно сказываться в дальнейшем.

Чрезвычайно важную роль в развитии ребенка играет Речь — средство общения с окружающим миром, способ получения информации и усвоения социального опыта.

Формирование речи в кризисные периоды мы и попробуем проследить в данной работе.

Кризис новорожденности

Развитие ребенка открывается актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим назва Ние *новорожденности В момент рождения ребенок отделяется от матери физически, но еще не биологически основных жизненных функциях оставаясь долгое время биологически несамостоятельным существом. Новорожденность — как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, совмещающее в себе черты Того и другого. Это звено представляет собой в буквальном смысле переходный этап от одного типа развития К другому, коренным образом отличному от первого.

Мы можем говорить лишь о зачаточном состоянии психической жизни новорожденного, из которой Приходится исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления сознания. Нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия. Единственное, что может быть обнаружено, — это глухие, неясные состояния сознания, в которых чувственные и эмоциональные части еще не раздельно слиты.

Наличие приятных или неприятных эмоциональных со стояний обнаруживают уже в первые дни жизни ребенка по его общему виду, выражению лица, характеру крика. Крик — первое голосовое проявление ребенка, с помощью которого он может общаться с окружающими его взрослы ми, проявляя свое недовольство чем-либо. О речевых про явлениях как таковых в этом возрасте говорить еще нельзя. Симптомом нового периода многие авторы считают Появление между первым и вторым месяцем улыбки в ответ на обращение, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. А в конце первого месяца крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого.

Кризис первого года жизни

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни детально описано в многочисленных трудах. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов.

Становление ходьбы — первый момент в содержании данного кризиса. Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ходьба становится основной формой его передвижения в пространстве.

Второй момент касается аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. Имеется в виду, что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты про теста, оппозиции, противопоставления себя другим.

Третий момент относится к речи, и на нем стоит остановиться подробнее.

Речь больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка. Именно в период кризиса первого года жизни можно говорить процесс рождения речи. Начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое

внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова.

Переход от безъязычного к языковому этапу развития совершается посредством автономной детской речи. Еще дарвин (1881), который прямо не занимался вопросами детской психологии, сумел заметить, следя за развитием своего внука, что, прежде чем перейти к языковому пери оду, ребенок говорит на своеобразном языке.

Своеобразие заключается в том, что, во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава обычных слов. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию,

воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, пробуя ые тона. Голосом он выражает свои потребности и эмоции, отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит «ма-ма», «да-да», «ба-ба», некоторые лепетные слова.

Но эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, фонетической стороны, не совпадает со «взрослой». Ребенок обычно употребляет такие слова, как «пу-фу», «бо-бо», иногда обломки «наших> слов.

Слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению. Это значение почти всегда очень сложно. Оно не расчленено на отдельные качества, как значения отдельных слов, а заключает в себе целую картину. Данные слова со стороны значений не совпадают с обычными словами, ни одно из них не может быть полностью переведено на наш язык. На самом деле ребенку недоступны и взрослые слова, и понятия. Его первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может значить в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша».

Отсюда вытекает еще одна особенность автономной детской речи: если эта речь в звуковом и смысловом отношениях отличается от нашей, то и общение с помощью такой

речи должно резко отличаться от общения с помощью обычной речи.

Общение возможно только между ребенком и теми Людьми, которые понимают значения его слов, посвященными в шифр детской речи.

Раньше, чем овладеть нашей артикуляцией и фонетикой, ребенок овладевает какими-то рудиментами слов значений, не совпадающими с нашими. Общение с детьми в этот период возможно только в конкретной Ситуации. Слово может быть употреблено в общении только тогда, когда предмет находится перед глазами. В этом случае и слово становится понятным, поэтому такую речь называют ситуационной. Ситуационная речь ребенка может сопровождаться также различными жестами и мимикой, но это не устраняет всех трудностей понимания. По представлениям Л.С. Выготского, одна из самых нужных гипотез та, которая доказывает, что все гипобулическме проявления ребенка вытекают из трудностей взаимного понимания.

Наконец, последняя из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна. Этот язык обычно грамматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у нас это осуществляется с помощью синтаксиса и этимологии). Здесь преобладают другие законы связывания слов — законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний.

Автономная детская речь вырабатывается при активном участии ребенка. Она представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который соблюдается в речевом развитии всякого ребенка, являясь необходимым периодом в его развитии. Автономная речь выполняет основную генетическую функцию, т.е. служит * мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому.

Кризис трех лет

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Э. Ке- лер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важнейших симптомов этого кризиса.

Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо рассмотреть симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план (первый пояс симптомов).

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение негативизма. Имеются виду такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых.

Второй симптом — упрямство — реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Третий симптом — строптивость. Ребенок протестует против норм воспитания, установленных взрослыми, про тив образа жизни. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.

Четвертый симптом — своеволие, своенравие, заключающееся в стремлении ребенка к самостоятельности.

Возможны также проявления протеста (бунта), обес не Нивания и деспотизма. Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. ..», — писал Л.С. Выготский.

Как пишет Д.Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть выделение своего <Я». Все симптомы кризиса трех лет с о том, что у ребенка появилось желание прооявить свое «Я».

Но существует и второй пояс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, их дальнейшее развитие. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

В результате мы очень часто имеем дело с невротическими реакциями детей, носящими болезненный характер, такими, как энурез, ночные страхи, неспокойный сон. В этот период возможны резкие затруднения в речи, заикание.

В норме у детей развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его, т. е. формируется фонематическое восприятие. Дети овладевают связной речью. В этом возрасте происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем, что ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздевой, к З годам у детей Оказываются сформированными все основные грамматические категории. Различные эмоциональные нарушения Или переживания ребенка в этом возрасте могут привести к серьезным последствиям.

У детей З-летнего возраста отчетливо проявляется познавательный интерес. Они любят задавать вопросы, при чем самый распространенный «почему?* И в данной ситуации затруднения в речи приводят к замеленному пополнению активного словаря ребенка. Непроизвольные задержки, вынужденные повторения, растягивание отдельных слов, наблюдаемые при заикании, нарушают общение с окружающими. Подобные проявления усиливаются в стрессовых ситуациях и могут способствовать развитию нежелания ребенка вступать в речевое общение.

Кризис семи лет

Школьный возраст, как и все предыдущие этапы, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе как кризис семи лет. дав но замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.

Изменения носят более глубокий и сложный характер, чем при кризисе трех лет.

Внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, несколько вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения. Самой существенной чертой этого кризиса можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. В каждом его переживании, проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен«, «я сердит», <я добрый», я злой», т.е. возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе.

Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств, т.е., если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, у него возникало аффективное образование, характер которою так же относится К единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.

— Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. Возникает и острая борьба переживаний. Многие авторы указывают на то, что кризис имеет соверщенно разное течение в зависимости от среды, в которой он протекает. В этот период речь занимает все большее место в общении и во все возрастающей степени становится средством регулирования поведения.

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. дети овладевают звуковым анализом, более совершенным употреблением слов предложений, осваивают грамматические правила по строения высказываний.

Значительно расширяется их словарный запас. В этом возрасте можно говорить не только о количественном, но и качественном изменении речи. Многие дошкольники

умеют читать, что оказывает большое положительное влияние на их интеллектуальное развитие. Огромную роль при обретает новый вид речи — письменная.

Кризис тринадцати лет

Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («я сам»), только теперь это «сам» в социальном смысле. В литературе данный этап описывается как «возраст второй перерезки пуловины», «негативная фаза полового созревания Кризис 13-ти лет относят к числу острых. Проявляется он тремя основными симптомами.

Первый симитом — негативизм. Иногда этот возраст так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы «отталкивается» от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14—16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Поэтому можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода.

Второй симптом — снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда дается творческое задание (например, сочинение). дети способны выполнять на прежнем уровне только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведению следствия из посылок. умозаключению), т.е. происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.

Третий симптом — интенсивность умственного развития. Происходят не количественные, а качественные изменения интеллекта, которые влекут за собой новые способ поведения и механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление, что проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, чело века). Он охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, когда внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсификация процессов самовосприятия, самонаблюдения, познания мира собственных переживаний. Разделяются мир внутренних переживаний и объективная действительность. Многие под ростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте — не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, более ранние функции:

восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).

Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Новое мышление оказывает влияние и на язык, и на речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Идет дальнейшее развитие устной и письменной речи, значительно увеличивается словарный запас. Дети оперируют все более сложными грамматическими конструкци ями, усваивают все более отвлеченные понятия. Их ответы становятся более содержательными и доказательными.

Расширяется круг общения подростков: их отношения с окружающими становятся более разнообразными. В речевом общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и понимания достигать поставленных целей.

Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и семи лет (нормативная регуляция). У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания. Возникают сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

В 17 лет происходит становление ценностно-смысловой саморегуляции поведения. Если человек научится мотивировать, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. И на данном этапе речь играет огромную роль в жизни человека. Часто используется речевая регуляция поведения — молодым людям свойственны философские рассуждения вслух, отображение эмоций и внутренних переживаний в речевой деятельности.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основную специфику кризиса новорожденности.

2. В чем заключаются новообразования кризиса первого года жизни?

3. Проведите сопоставительный анализ кризиса трех лет и подросткового кризиса.

4. Таковы основные проявления кризиса семи лет?

5. Тем характеризуется кризис юношеского возраста?

Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста

71

‘ется в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, игра­ет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызыва­ет осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения [7, с. 377].

Указанные черты говорят о потере непосредствен­ности и наивности, которые были присущи дошколь­нику. Внешним отличительным признаком семилетне­го ребенка является утрата детской непосредственнос­ти, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натя­нутое поведение.

Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Вы­готский называет начало дифференциации внутрен­ней и внешней стороны личности ребенка. Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне та­кой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в дру­гое, одно непосредственно рассматривается нами как об­наружение второго. Утеря непосредственности озна­чает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между пережива­нием и непосредственным поступком, что являет­ся прямой противоположностью наивному и непос­редственному действию, свойственному ребенку. Это •не значит, что кризис семи лет приводит от непосред­ственного, наивного, недифференцированного пережи­вания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждое его проявлении возникает не­который интеллектуальный момент.

В семилетнем возрасте появляется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, а что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я доб­рый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ори-

ентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок трех лет открывает свои отношения с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих пере­живаний. Благодаря этому выступают некоторые осо­бенности, характеризующие кризис семи лет:

  1. Переживания приобретают смысл (сердящий­ ся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения пережива­ ний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между пере­ живаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, система переживаний ребенка к 7 годам перестраивается.

  2. К кризису семи лет впервые возникает обоб­ щение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ребенок с личностными проблемами пытается присоединиться к ним, но ему отказывают; он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каж­ дом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен со­ бой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возни­ кает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз слу­ чалась какая-то ситуация, у него возникает аффектив­ ное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как поня­ тие относится к единичному восприятию или воспоми-

72

Возрастные кризисы

Признаки старения и старения

1. Стрелер Б.Л., изд. Понимание старения. В: Барнетт Ю.А., Барнетт К.Р., ред. Методы старения и протоколы. Методы молекулярной медицины. Тотова: Humana Press Inc; 2000. с. 1-19. https://doi.org/ 10.1385/1-59259-070-5:1 [CrossRef] [Google Scholar]

2. Дюсенбаев А. Периоды жизни человека. Glob J Hum Soc Sci. 2017;17:32–6. 10.14738/assrj.46.2924 [CrossRef] [Google Scholar]

3. Strickland M, Yacoubi-Loueslati B, Bouhaouala-Zahar B, Pender SLF, Larbi A. Отношения между ионными каналами, митохондриальными функциями и воспалением при старении человека. Фронт Физиол. 2019;10:158. 10.3389/fphys.2019.00158 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. McHugh D, Gil J. Старение и старение: причины, последствия и терапевтические пути. Джей Селл Биол. 2018;217:65–77. 10.1083/jcb.201708092 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Vicencio JM, Galluzzi L, Tajeddine N, Ortiz C, Criollo A, Tasdemir E, et al. Старение, апоптоз или аутофагия? Когда поврежденная клетка должна определить свой путь – мини-обзор. Геронтология. 2008;54:92–9. 10.1159/000129697 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Faragher RGA, McArdle A, Willows A, Ostler EL. Старение в процессе старения. F1000рез. 2017;6:1219. 10.12688/f1000research.10903.1 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Yanagi S, Tsubouchi H, Miura A, Matsuo A, Matsumoto N, Nakazato M. Воздействие клеточного старения на пневмонию пожилых людей и возрастные заболевания легких, повышающие риск респираторных инфекций. Int J Mol Sci. 2017;18:E503. 10.3390/ijms18030503 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Coppé JP, Desprez PY, Krtolica A, Campisi J. Секреторный фенотип, связанный со старением: темная сторона подавления опухоли. Анну Рев Патол. 2010;5:99–118. 10.1146/annurev-pathol-121808-102144 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Mrschtik M, Ryan KM. Лизосомальные белки в гибели клеток и аутофагии. FEBS J. 2015; 282:1858–70. 10.1111/febs.13253 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Чайлдс Б.Г., Дурик М., Бейкер Д.Дж., ван Дерсен Дж.М. Клеточное старение при старении и возрастных заболеваниях: от механизмов к терапии. Нат Мед. 2015;21:1424–35. 10.1038/nm.4000 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Ватанабэ С., Кавамото С., Отани Н., Хара Э. Влияние секреторного фенотипа, связанного со старением, и его потенциал в качестве терапевтической мишени для заболеваний, связанных со старением. Онкологические науки. 2017; 108: 563–9. 10.1111/cas.13184 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Норен Хутен Н., Эванс М.К. Методы индукции и количественного определения клеточного старения. J Vis Exp. 2017;(123). 10.3791/55533 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Салама Р., Садайе М., Хоар М., Нарита М. Клеточное старение и его эффекторные программы. Гены Дев. 2014;28:99–114. 10.1101/gad.235184.113 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Velarde MC, Menon R. Положительные и отрицательные эффекты клеточного старения при репродуктивном старении женщины и беременности. J Эндокринол. 2016;230:R59–76. 10.1530/JOE-16-0018 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Огродник М., Салмонович Х., Гладышев В.Н. Интеграция клеточного старения с концепцией накопления повреждений при старении: Актуальность для очистки стареющих клеток. Стареющая клетка. 2019;18:e12841. 10.1111/acel.12841 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. van Deursen JM. Роль стареющих клеток в старении. Природа. 2014; 509: 439–46. 10.1038/nature13193 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Джун Дж.И., Лау Л.Ф. Клеточное старение контролирует фиброз при заживлении ран. Старение (Олбани, штат Нью-Йорк). 2010;2:627–31. 10.18632/aging.100201 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Freund A, Orjalo AV, Desprez P-Y, Campisi J. Воспалительные сети при клеточном старении: причины и последствия. Тренды Мол Мед. 2010;16:238–46. 10.1016/j.molmed.2010.03.003 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Özcan S, Alessio N, Acar MB, Mert E, Omerli F, Peluso G, et al. Беспристрастный анализ секреторного фенотипа, связанного со старением (SASP), для выявления общих компонентов после различных генотоксических стрессов. Старение (Олбани, штат Нью-Йорк). 2016; 8: 1316–29. 10.18632/aging.100971 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Лужамбио А. Очищать или не очищать (стареющие клетки)? Вот в чем вопрос. Биоэссе. 2016;38 Приложение 1: S56–64. 10.1002/bies.201670910 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Шмитт Р. Сенотерапия: стареть и оставаться молодым? Арка Пфлюгера. 2017; 469:1051–9. 10.1007/s00424-017-1972-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Рафи М.А., Алави А. Споры о старении человека и продолжительности жизни. Биовоздействия. 2017;7:135–137. 10.15171/bi.2017.16 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Корольчук В.И., Мива С., Кэрролл Б., фон Зглиницкий Т. Митохондрии в клеточном старении: является ли митофагия самым слабым звеном? ЭБиоМедицина. 2017;21:7–13. 10.1016/j.ebiom.2017.03.020 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Чайлдс Б.Г., Бейкер Д.Дж., Киркланд Дж.Л., Камписи Дж., ван Дерсен Дж.М. Старение и апоптоз: дуэль или комплементарные судьбы клеток? EMBO Rep. 2014; 15:1139–53. 10.15252/embr.201439245 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Arai Y, Martin-Ruiz CM, Takayama M, Abe Y, Takebayashi T, Koyasu S, et al. Воспаление, но не длина теломер, предсказывает успешное старение в глубокой старости: продольное исследование полудолгожителей. ЭБиоМедицина. 2015;2:1549–58. 10.1016/j.ebiom.2015.07.029 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Collado M, Blasco MA, Serrano M. Клеточное старение при раке и старении. Клетка. 2007; 130: 223–33. 10.1016/j.cell.2007.07.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Barnes PJ. Механизмы развития заболеваемости в пожилом возрасте. Eur Respir J. 2015; 45: 790–806. 10.1183/0

36.00229714 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Хан Д., Уильямс Э., Каденас Э. Зависимая от митохондриальной дыхательной цепи генерация супероксид-аниона и его высвобождение в межмембранное пространство. Биохим Дж. 2001;353:411–6. 10.1042/bj3530411 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Давалли П., Митич Т., Капорали А. АФК, клеточное старение и новые молекулярные механизмы при старении и возрастных заболеваниях. Оксид Мед Селл Лонгев. 2016;2016:3565127. 10.1155/2016/3565127 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Игодаро О.М., Акинлое О.А. Антиоксиданты первой линии защиты — супероксиддисмутаза (SOD), каталаза (CAT) и глутатионпероксидаза (GPX): их фундаментальная роль во всей системе антиоксидантной защиты. Александрия Дж Мед. 2018; 54: 287–93. 10.1016/j.ajme.2017.09.001 [CrossRef] [Google Scholar]

31. Чепелак И., Додиг С. Глутатион и окислительный стресс. Биохим Мед (Загреб). 2003; 13:93–100. [Google Scholar]

32. Поляк А, Димри М, Димри ГП. Окислительный стресс, клеточное старение и старение. AIMS Mol Sci. 2016;3:300–24. 10.3934/molsci.2016.3.300 [CrossRef] [Google Scholar]

33. Passos JF, Saretzki G, Ahmed S, Nelson G, Richter T, Peters H, et al. Митохондриальная дисфункция объясняет стохастическую гетерогенность теломер-зависимого старения. PLoS биол. 2007;5:e110. 10.1371/journal.pbio.0050110 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Ziegler DV, Wiley CD, Velarde MC. Митохондриальные эффекторы клеточного старения: за рамками свободнорадикальной теории старения. Стареющая клетка. 2015; 14:1–7. 10.1111/acel.12287 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Liguori I, Russo G, Curcio F, Bulli G, Aran L, Della-Morte D, et al. Окислительный стресс, старение и болезни. Clin Interv Старение. 2018;13:757–72. 10. 2147/CIA.S158513 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Сидеракис М., Тарсунас М. Регуляция и функция теломер во время мейоза. Хромосомный Рез. 2007; 15: 667–79.. 10.1007/s10577-007-1149-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Bernal A, Tusell L. Теломеры: значение для развития рака. Int J Mol Sci. 2018;19:E294. 10.3390/ijms1

94 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Sanders JL, Newman AB. Длина теломер в эпидемиологии: биомаркер старения, возрастных заболеваний, того и другого или ни того, ни другого? Epidemiol Rev. 2013; 35:112–31. 10.1093/epirev/mxs008 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Okuda K, Bardeguez A, Gardner JP, Rodriguez P, Ganesh V, Kimura M, et al. Длина теломер у новорожденного. Педиатр Рез. 2002; 52: 377–81. 10.1203/00006450-200209000-00012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Bischoff C, Graakjaer J, Petersen HC, Jeune B, Bohr VA, Koelvraa S, et al. Длина теломер у пожилых людей и пожилых людей. Твин Рес Хам Генет. 2005; 8: 425–32. 10.1375/twin.8.5.425 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Kimura M, Hjelmborg JVB, Gardner JP, Bathum L, Brimacombe M, Lu X, et al. Длина теломер и смертность: исследование лейкоцитов у пожилых датских близнецов. Am J Эпидемиол. 2008;167:799–806. 10.1093/aje/kwm380 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Arai Y, Martin-Ruiz CM, Takayama M, Abe Y, Takebayashi T, Koyasu S, et al. Воспаление, но не длина теломер, предсказывает успешное старение в глубокой старости: продольное исследование полудолгожителей. ЭБиоМедицина. 2015;2:1549–58. 10.1016/j.ebiom.2015.07.029 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Чандрасекаран А., дель Пилар Соса Идельчик М., Андрес Мелендес Дж. Редокс-контроль старения и возрастных заболеваний. Редокс Биол. 2017;11:91–102. 10.1016/j.redox.2016.11.005 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Galbiati A, Beauséjour C, d’Adda di Fagagna F. Новый одноклеточный метод предоставляет прямые доказательства стойкого повреждения ДНК в стареющих клетках и старых тканях млекопитающих. Стареющая клетка. 2017;16:422–7. 10.1111/acel.12573 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Корольчук В.И., Мива С., Кэрролл Б., фон Зглиницки Т. Митохондрии в клеточном старении: митофагия — самое слабое звено? ЭБиоМедицина. 2017;21:7–13. 10.1016/j.ebiom.2017.03.020 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Чжан Р., Чен В., Адамс П.Д. Молекулярная диссекция образования связанных со старением очагов гетерохроматина. Мол Селл Биол. 2007; 27: 2343–58. 10.1128/MCB.02019-06 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Бернадот А., Михельсон В.М., Спивак И.М. Маркеры клеточного старения. Укорочение теломер как маркер клеточного старения. Старение (Олбани, штат Нью-Йорк). 2016; 8:3–11. 10.18632/aging.100871 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Trindade LS, Aigaki T, Peixoto AA, Balduino A, Mânicada Cruz IB, Hedde JG. Новая система классификации эволюционных теорий старения. Фронт Жене. 2013;4:25. 10.3389/fgene.2013.00025 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Сергиев П.В., Донцова О.А., Березкин Г.В. Теории старения: постоянно развивающаяся область. Acta Naturae. 2015;7:9–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

50. Jaul E, Barron J. Возрастные заболевания и их последствия для здоровья и клинического состояния населения в возрасте 85  лет и старше. Фронт общественного здравоохранения. 2017;5:335. 10.3389/fpubh.2017.00335 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Шарма Г., Гудвин Дж. Влияние старения на физиологию дыхательной системы и иммунологию. Clin Interv Старение. 2006; 1: 253–60. 10.2147/ciia.2006.1.3.253 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Pizent A, Pavlovic M, Jurasović J, Dodig S, Pašalić D, Mujagić R. Антиоксиданты, микроэлементы и метаболический синдром у пожилых людей. J Nutr Здоровье Старение. 2010; 14:866–71. 10.1007/s12603-010-0139-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Denic A, Glassock RJ, Rule AD. Структурно-функциональные изменения при старении почек. Adv Хроническая почка Dis. 2016;23:19–28. 10.1053/j.ackd.2015.08.004 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Pulchinelli A, Jr, Cury AJ, Jr, Gimenes AC. Клинико-лабораторные данные у пожилых людей. Медицинская лаборатория J Bras Patol. 2012;48:169–74. 10.1590/S1676-24442012000300004 [CrossRef] [Google Scholar]

55. Голдберг Э.Л., Вишва Диксит Д. Факторы возрастного воспаления и стратегии увеличения продолжительности жизни. Immunol Rev. 2015; 265:63–74. 10.1111/imr.12295 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Minciullo PL, Catalano A, Mandraffino G, Casciaro M, Crucitti A, Maltese G, et al. Воспаление и антивоспаление: роль цитокинов в экстремальном долголетии. Arch Immunol Ther Exp (Warsz). 2016;64:111–26. 10.1007/s00005-015-0377-3 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Ventura MT, Casciaro M, Gangemi S, Buquicchio R. Иммуностарение при старении: между истощением иммунных клеток и активацией цитокинов. Клин Мол Аллергия. 2017;15:21. 10.1186/s12948-017-0077-0 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Rea IM, Gibson DS, McGilligan V, McNerlan SE, Alexander HD, Ross OA. Возраст и возрастные заболевания: роль триггеров воспаления и цитокинов. Фронт Иммунол. 2018;9:586. 10.3389/fimmu.2018.00586 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Franceschi C, Capri M, Monti D, Giunta S, Olivieri F, Sevini F, et al. Воспаление и противовоспалительное действие: системный взгляд на старение и долголетие появился в результате исследований на людях. Механическое старение Dev. 2007; 128:92–105. 10.1016/j.mad.2006.11.016 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. Lages CS, Suffia I, Velilla PA, Huang B, Warshaw G, Hildeman DA, et al. Функциональные регуляторные Т-клетки накапливаются у пожилых хозяев и способствуют реактивации хронических инфекционных заболеваний. Дж Иммунол. 2008; 181:1835–48. 10.4049/jimmunol.181.3.1835 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. López-Otín C, Blasco MA, Partridge L, Serrano M, Kroemer G. Признаки старения. Клетка. 2013; 153:1194–217. 10.1016/j.cell.2013.05.039 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Ау Д., Слива А.Б., Палмер Д.Б. Иммуностарение: новые проблемы для стареющего населения. Иммунология. 2007; 120:435–46. 10.1111/j.1365-2567.2007.02555.x [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Busse PJ, Mathur SK. Возрастные изменения иммунной функции: влияние на воспаление дыхательных путей. J Аллергия Клин Иммунол. 2010;126:690–9. 10.1016/j.jaci.2010.08.011 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Польша Г.А., Овсянникова И.Г., Кеннеди Р.Б., Ламберт Н., Киркланд Дж. Л. Подход системной биологии к эффекту старения, старению иммунитета и реакции на вакцину. Курр Опин Иммунол. 2014;29: 62–8. 10.1016/j.coi.2014.04.005 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Jagger A, Shimojima Y, Goronzy JJ, Weyand CM. Т-регуляторные клетки и процесс иммунного старения. Геронтология. 2014;60:130–7. 10.1159/000355303 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

66. Монтесино-Родригес Э., Берент-Маоз Б., Доршкинд К. Причины, последствия и обратимость старения иммунной системы. Джей Клин Инвест. 2013; 123:958–65. 10.1172/JCI64096 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Engelfriet PM, Jansen EH, Picavet HS, Dollé ME. Биохимические маркеры старения для лонгитюдных исследований у людей. Epidemiol Rev. 2013; 35:132–51. 10.1093/epirev/mxs011 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. Рабочая группа по определению биомаркеров Биомаркеры и суррогатные конечные точки: предпочтительные определения и концептуальная основа. Клин Фармакол Тер. 2001; 69: 89–95. 10.1067/mcp.2001.113989 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Международная программа ВОЗ по биомаркерам химической безопасности в оценке риска. Валидность и валидация. Женева, Швейцария, 2001 г. Доступно по адресу: http://www.who.int/iris/handle/10665/42363. По состоянию на 19 январяth 2019.

70. Xia X, Chen W, McDermott J, Han J-DJ. Молекулярные и фенотипические биомаркеры старения. F1000 Рез. 2017;6:860. 10.12688/f1000research.10692.1 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. Riss TL, Moravec RA, Niles AL, Duellman S, Benink HA, Worzella TJ, et al., редакторы. Анализы жизнеспособности клеток. В: Sittampalam GS, Coussens NP, Brimacombe K, et al., ред. Руководство по проведению анализа [Интернет]. Bethesda (MD): Eli Lilly & Company и Национальный центр развития трансляционных наук; 2004. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK144065/. По состоянию на 20 января 2019 г.. [Google Scholar]

72. Zhang Z, Singh R, Aschner M. Методы обнаружения аутофагии в клетках млекопитающих. Карр Проток Токсикол. 2016;69: 20.12.1–20.12.26. 10.1002/cptx.11 [CrossRef] [Google Scholar]

73. Biran A, Zada ​​L, Abou Karam P, Vadai E, Roitman L, Ovadya Y, et al. Количественная идентификация стареющих клеток при старении и заболеваниях. Стареющая клетка. 2017;16:661–71. 10.1111/acel.12592 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Ван Л., Хань С., Цюй Г., Су Л., Чжао Б., Мяо Дж. Зонд pH ингибирует старение мезенхимальных стволовых клеток. Стволовые клетки Res Ther. 2018;9:343. 10.1186/s13287-018-1081-0 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Kimura M, Stone RC, Hunt SC, Skurnick J, Lu X, Cao X, et al. Измерение длины теломер с помощью Саузерн-блоттинга длин концевых рестрикционных фрагментов. Нат Проток. 2010;5:1596–607. 10.1038/nprot.2010.124 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Montpetit AJ, Alhareeri AA, Montpetit M, Starkweather AR, Elmore LW, Filler K, et al. Длина теломер: обзор методов измерения. Нурс Рез. 2014;63:289–99. 10.1097/NNR.0000000000000037 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

77. de Magalhães JP, Passos JF. Стресс, клеточное старение и старение организма. Механическое старение Dev. 2018; 170:2–9. 10.1016/j.mad.2017.07.001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

78. Gao SG, Zeng C, Li LJ, Luo W, Zhang FJ, Tian J, et al. Корреляция между экспрессией бета-галактозидазы, связанной со старением, в суставном хряще и тяжестью заболевания у пациентов с остеоартрозом коленного сустава. Int J Rheum Dis. 2016;19: 226–32. 10.1111/1756-185X.12096 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

79. Noppe G, Dekker P, de Koning-Treurniet C, Blom J, van Heemst D, Dirks RW. Метод быстрой проточной цитометрии для измерения активности бета-галактозидазы, связанной со старением, в фибробластах человека. Цитометрия А. 2009;75:910–6. 10.1002/cyto.a.20796 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

80. Mather KA, Jorm AF, Parslow RA, Christensen H. Является ли длина теломер биомаркером старения? Обзор. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2011;66:202–13. 10.1093/gerona/glq180 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

81. Aspinall R, редактор. Старение органов и систем. Дордрехт: Springer Science+Business Media; 2003. С.29-201. https://doi.org/ 10.1007/978-94-017-0673-5 [CrossRef] [Google Scholar]

82. Криштич Дж., Вучкович Ф., Менни С., Кларич Л., Кесер Т., Бечехели И. и др. . Гликаны — новый биомаркер хронологического и биологического возраста. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2014;69:779–89. 10.1093/gerona/glt190 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

83. Шоссерер М., Гриллари Дж., Брайтенбах М. Двойная роль клеточного старения в развитии опухолей и их реакции на терапию рака. Фронт Онкол. 2017;7(278):276. 10.3389/fonc.2017.00278 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

84. Evangelou K, Lougiakis N, Rizou SV, Kotsinas A, Kletsas D, Muñoz-Espín D, et al. Надежный универсальный анализ биомаркеров для обнаружения стареющих клеток в биологических образцах. Стареющая клетка. 2017;16:192–7. 10.1111/acel.12545 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

85. Ризу С.В., Эвангелоу К., Мириантопулос В., Мурузис И., Хаваки С., Афанасиу А. и соавт. Новый количественный метод обнаружения липофусцина, основного побочного продукта клеточного старения, в жидкостях. Методы Мол Биол. 2019; 1896: 119–38. 10.1007/978-1-4939-8931-7_12 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

86. Lumba MA, Willis LM, Santra S, Rana R, Schito L, Rey S, et al. Зонд β-галактозидазы для обнаружения клеточного старения методом масс-цитометрии. Орг Биомол Хим. 2017; 15: 6388–92. 10.1039/C7OB01227F [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

87. Jylhävä J, Pedersen NI, Hagg S. Предикторы биологического возраста. ЭБиоМедицина. 2017;21:29–36. 10.1016/j.ebiom.2017.03.046 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

88. Wieser D, Papatheodorou I, Ziehm M, Thornton JM. Вычислительная биология старения. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2011; 366: 51–63. 10.1098/rstb.2010.0286 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

89. Чжао М., Чен Л., Цюй Х. CSGene: основанная на литературе база данных генов клеточного старения и ее применения для выявления критических путей старения клеток и связанных с ними заболеваний. Клеточная смерть Дис. 2016;7:e2053. 10.1038/cddis.2015.414 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

90. Эрнандес-Сегура А., де Йонг Т.В., Мелов С., Гурьев В., Кампизи Дж., Демария М. Разоблачение гетерогенности транскрипции в стареющих клетках. Карр Биол. 2017;27:2652–2660.e4. 10.1016/j.cub.2017.07.033 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Key Components of Civilization

Цивилизация описывает сложный образ жизни, который возник, когда люди начали развивать сети городских населенные пункты. Самые ранние цивилизации возникли между 4000 и 3000 годами до нашей эры, когда развитие сельского хозяйства и торговли позволило людям иметь излишки продовольствия и экономическую стабильность. Многим людям больше не нужно было заниматься сельским хозяйством, что позволило разнообразным профессиям и интересам процветать на относительно ограниченной территории. Первые цивилизации появились в Месопотамии (на территории современного Ирака), а затем в Египте. Цивилизации процветали в долине Инда примерно к 2500 г. до н. э., в Китае — примерно к 1500 г. до н. э. а в Центральной Америке (на территории нынешней Мексики) примерно к 1200 г. до н. э. Цивилизации в конечном итоге развились на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характеристики цивилизации

Все цивилизации имеют определенные характеристики. К ним относятся: крупные населенные пункты; монументальная архитектура и уникальные художественные стили; общие коммуникативные стратегии; системы управления территориями; сложное разделение труда; и разделение людей на социальные и экономические классы.

Городские районы

Крупные населенные пункты или городские районы позволяют развиваться цивилизациям, хотя люди, живущие за пределами этих городских центров, по-прежнему являются частью цивилизации этого региона. Сельскими жителями цивилизаций могут быть фермеры, рыбаки и торговцы, которые регулярно продают свои товары и услуги городским жителям. Например, в огромном городском центре Теотиуакан на территории современной Мексики между 300 и 600 годами н. э. проживало до 200 000 жителей 9.0003

Развитие цивилизации Теотиуакано стало возможным отчасти благодаря богатым сельскохозяйственным угодьям, окружающим город. По мере того как земля возделывалась, меньшее количество фермеров могло поставлять большее количество основных продуктов питания, таких как кукуруза и бобы, большему количеству людей. Торговля также сыграла свою роль в городском развитии Теотиуакана. Большая часть богатства и власти Теотиуакана была связана с раскопками и торговлей богатыми месторождениями обсидиана вокруг города. Обсидиан — твердая вулканическая порода, которая высоко ценилась как режущий инструмент. Купцы Теотиуакано продавали (экспортировали) обсидиан окружающим культурам в обмен на товары и услуги, импортируемые в поселения Теотиуакано.

Памятники

Все цивилизации стремятся сохранить свое наследие, строя большие памятники и строения. Это так же верно сегодня, как и тысячи лет назад. Например, древние памятники в Великом Зимбабве до сих пор постоянно используются как символ политической власти в современной стране Зимбабве. Великий Зимбабве, построенный между 1100 и 1450 годами, описывает руины столицы Королевства Зимбабве. На пике своего развития Большой Зимбабве был населен более чем 10 000 человек и был частью торговой сети, которая простиралась от Магриба через восточное побережье Африки и на восток до Индии и Китая.

Великий Зимбабве — свидетельство утонченности и изобретательности предков местного народа шона. Такие политики, как Роберт Мугабе, президент, руководивший Зимбабве почти 40 лет в 20-м и 21-м веках, построили всю свою политическую идентичность, ассоциируя себя с монументальной архитектурой древней цивилизации. Здания — не единственные памятники, определяющие цивилизации. Особый художественный стиль Великого Зимбабве включал изображения местных животных, вырезанные из мыльного камня. Например, стилизованные каменные скульптуры, известные как «Птицы Зимбабве», остаются эмблемой Зимбабве, они появляются на национальном флаге, валюте и гербах.

Совместное общение

Совместное общение — еще один элемент, общий для всех цивилизаций. Совместное общение может включать разговорный язык; алфавиты; числовые системы; знаки, идеи и символы; и иллюстрации и представления. Общая коммуникация позволяет развивать инфраструктуру, необходимую для технологий, торговли, культурного обмена и правительства, и распространять ее по всей цивилизации. У цивилизации инков, например, не было письменности, о которой мы знаем, но она была сложной.Система учета 0193 кипу позволяла правительству проводить переписи своего населения и производства на обширном участке Анд. Кипу — это записывающее устройство, состоящее из ряда нитей, завязанных узлами определенного узора и цвета.

Письменность, в частности, позволяет цивилизациям записывать свою собственную историю и повседневные события, что имеет решающее значение для понимания древних культур. Древнейший известный в мире письменный язык — шумерский, возникший в Месопотамии около 3100 г. до н. э. Наиболее известная форма раннего шумерского письма называлась клинописью и состояла из различных наборов клиновидных (треугольных) форм. Самая ранняя шумерская письменность была записью. Точно так же, как письменные записи современных цивилизаций, шумерская клинопись отслеживала налоги, счета за продукты и законы для таких вещей, как воровство.

Письменность была ключевой частью общего общения во время Золотого века ислама, который процветал в Южной Европе, Северной Африке и Западной Азии с седьмого по тринадцатый века. Так называемые «арабские цифры» и арабский язык были общими средствами коммуникации, которые позволили различным культурам арабского мира внести свой вклад в ослепительные достижения в области математики, естественных наук, технологий и искусства.

Инфраструктура и управление

Все цивилизации полагаются на государственное управление — бюрократию. Возможно, ни одна цивилизация не иллюстрирует это лучше, чем древний Рим. Само слово «цивилизация» происходит от латинского слова civis, означает «гражданин». Латынь была языком Древнего Рима, территория которого простиралась от бассейна Средиземного моря до частей Великобритании на севере и Черного моря на востоке. Чтобы править такой большой территорией, римлянам, обосновавшимся на территории нынешней центральной Италии, требовалась эффективная система государственного управления и инфраструктура. Римляне использовали различные методы управления своей республикой, а затем и империей.

Инженерное дело, например, было ключевой частью римской администрации. Римляне построили сеть дорог, чтобы сообщение между отдаленными территориями было максимально эффективным. Дороги также значительно облегчили путешествие римских военных. Римляне везде строили сооружения своей цивилизации: например, акведуки снабжали города пресной водой для улучшения санитарии и гигиены.

Язык также играл роль в римской инфраструктуре. Римляне распространили латинский язык по всей южной Европе. Так называемые «романские языки» (испанский, французский, португальский, румынский, каталонский и итальянский) называются так потому, что все они произошли от римского языка: латыни. Наличие похожего языка облегчило Риму общение и лидерство на его обширных территориях. Римские лидеры полагались на ряд юридических кодексов для управления. Эти кодексы помогли структурировать законы между различными частями римской территории, а также между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, рабами и свободными. Римские законы включали ограничения на брак, владение землей и доступ к таким профессиям, как священство.

Одним из наиболее устойчивых вкладов Рима в западную цивилизацию было создание самой правовой культуры. Римское право было в значительной степени публичным, и юристы создали такие формальности, как юридический язык и процедуру, которые определяли европейское право на протяжении столетий. Фактически, «римское право» описывает правовую систему, использовавшуюся в Западной Европе на протяжении 18 века.

Наконец, римляне использовали местных лидеров, так же как и самих римлян, для отправления правосудия на своих территориях. Жители были лучше знакомы со своими лидерами и с большей вероятностью следили за их объявлениями. Например, израильские лидеры работали с римскими властями на римской территории Палестины, в то время как британские лидеры часто работали с римлянами на острове Великобритании. Некоторые люди, родившиеся на римских территориях, со временем стали римскими императорами: например, император Константин родился на территории современной Сербии; император Адриан, возможно, родился на территории современной Испании. Это взаимодействие уменьшило конфликт между Римом и его территориями.

Разделение труда

Цивилизации характеризуются сложным разделением труда. Это означает, что разные люди выполняют специализированные задачи. В чисто сельскохозяйственном обществе члены сообщества в значительной степени самодостаточны и могут обеспечить себя едой, кровом и одеждой. В сложной цивилизации фермеры могут выращивать один тип сельскохозяйственных культур и зависеть от других людей в отношении других продуктов питания, одежды, крова и информации. Цивилизации, зависящие от торговли, особенно отмечены разделением труда.

Город Тимбукту на территории современного Мали был важным торговым центром нескольких африканских цивилизаций. Жители Тимбукту специализировались на торговле такими товарами, как золото, слоновая кость или порабощенные люди. Другие жители давали еду или кров торговым караванам, шедшим на верблюдах из Сахары. Городской центр Тимбукту также был центром обучения. В его разделении труда участвовали не только торговцы, но и врачи, религиозные деятели и художники.

Структура класса

Последний элемент, имеющий ключевое значение для развития цивилизаций, — это деление людей на классы. Это сложная идея, которую можно разбить на две части: доход и тип выполняемой работы. Смена классов традиционно была сложной задачей и происходила на протяжении поколений. Классы могут означать группы людей, разделенные по их доходам. Это подразделение иногда характеризуется как «экономический класс». Современная западная цивилизация часто делит экономические классы на богатых, средний класс и бедных. В средневековых цивилизациях Европы было меньше экономических классов. Короли и королевы имели огромное количество денег и земли. Крепостные, или люди, которые обрабатывали землю, почти ничего не имели. В конце концов, торговый экономический класс развился.

Класс также может относиться к типу работы, которую выполняют люди. Есть много делений на социальные классы. Социальный класс часто ассоциируется с экономическим классом, но не определяется им строго. В древней китайской цивилизации существовало четыре основных типа социальных классов. Ученые и политические лидеры (известные как ши) были самым влиятельным социальным классом. Фермеры и сельскохозяйственные рабочие (нонг) были следующей самой могущественной группой. Художники (гонг), , которые изготавливали все, от подков до шелковых мантий, были следующим классом общества. В нижней части социальных классов были купцы и торговцы, которые покупали и продавали товары и услуги. Известный как shang, эти купцы часто были намного богаче, чем другие классы, но имели более низкий социальный статус.

Развитие цивилизации

Цивилизации расширяются за счет торговли, конфликтов и исследований. Обычно все три элемента должны присутствовать, чтобы цивилизация росла и оставалась стабильной в течение длительного периода времени. Физическая и человеческая география Юго-Восточной Азии позволила этим атрибутам развиться в кхмерской цивилизации. Кхмеры процветали на территории нынешних Камбоджи, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Мьянмы между 800 и 1400 годами9.0003

Торговля

Кхмеры поддерживали оживленные торговые отношения по всей Восточной Азии, Индийскому субконтиненту и даже Европе и Африке через Шелковый путь, совокупность сухопутных и морских торговых путей. Шелковый путь связал рынки специй и шелка Азии с торговцами Европы. Обширная сеть водных путей в Юго-Восточной Азии способствовала торговле, а столица кхмеров Ангкор была построена на берегу крупнейшего в Юго-Восточной Азии пресноводного озера Тонлесап. Вытекающая река Тонлесап является притоком могучей реки Меконг, которая соединяет Юго-Восточную Азию с Тибетским плато на севере и Южно-Китайским морем на юге. Помимо материальных благ кхмерская цивилизация способствовала мощной торговле идеями. В частности, кхмеры сыграли важную роль в распространении влияния буддийской и индуистской культур с Индийского субконтинента на Юго-Восточную и Восточную Азию.

Конфликт

Основные конфликты кхмерской цивилизации велись с соседними общинами — чамами, вьетнамцами и тайцами. Чам представляли собой совокупность королевств на территории современного центрального и южного Вьетнама, в то время как древнее вьетнамское влияние распространялось на территорию современного северного Вьетнама. Тайские королевства, такие как Сукотай и Аюттхая, процветали на территории нынешних Таиланда, Камбоджи и Малайзии. Кхмерская цивилизация была основана на последовательном сопротивлении политическому давлению со стороны чамов и вьетнамцев, но в конечном итоге не выдержала давления со стороны тайских цивилизаций. Тысячи тайских народов мигрировали с севера (нынешний регион Юньнань в Китае), основав небольшие королевства на юго-западе Кхмерской империи. В конце концов, эти королевства стали достаточно сильными, чтобы аннексировать территорию кхмеров, что привело к завоеванию Аюттайей столицы кхмеров Ангкора в 1431 году9.0003

Исследования и инновации

Кхмерская цивилизация в значительной степени полагалась на выращивание риса и разработала сложную ирригационную систему, чтобы использовать реки и болота, которые усеивали их территорию. Эффективная серия оросительных каналов и водохранилищ, называемая 90 193 бараями, 90 194, позволила меньшему количеству фермеров производить больше риса. Это, в свою очередь, позволило большему количеству людей вести несельскохозяйственный образ жизни и мигрировать в крупные городские районы, такие как Ангкор. Ангкор, столица древней кхмерской цивилизации, является домом для одного из крупнейших и наиболее характерных религиозных памятников в мире — Ангкор-Ват.

Ангкор-Ват изначально был построен как ряд святилищ индуистского бога Вишну в начале 12-го века, хотя менее ста лет спустя он стал буддийским храмовым комплексом. Ангкор-Ват и родственный ему комплекс Ангкор-Тхом являются прекрасными примерами классической кхмерской архитектуры. Возвышающиеся ступенчатые башни-пирамиды Ангкор-Вата называют «храмовыми горами». Башни окружены проходами с открытой галереей, а вся конструкция окружена стеной и квадратным рвом. Тысячи квадратных метров стен в Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом украшены тысячами барельефов и скульптур, изображающих индуистские истории и персонажей. Памятник кхмерам в Ангкор-Ват помогает определить современную нацию Камбоджи сегодня. Это главная туристическая достопримечательность страны, объект Всемирного наследия, и он даже фигурирует на камбоджийском флаге.

Падение цивилизаций

Многие цивилизации процветали, а затем терпели крах или распадались. Этому есть много причин, но многие историки указывают на три модели падения цивилизаций: внутренние изменения, внешнее давление и экологический коллапс. Падение цивилизаций никогда не бывает результатом одного события или закономерности. Иногда кажется, что цивилизации полностью «исчезают».

Внутренние изменения

Динамика населения — это наиболее распространенная сила внутренних изменений цивилизации. Внезапное перемещение населения или сдвиг в демографии может привести к разрушению инфраструктуры цивилизации. Население может расти из-за миграции или периода необычного здоровья. Популяции могут сокращаться из-за болезней, экстремальных погодных условий или других факторов окружающей среды. Наконец, популяции могут переопределить себя. По мере роста цивилизаций города могут увеличиваться в размерах и становиться все более культурно отличными от сельских, сельскохозяйственных районов. Большие империи могут простираться на такие большие регионы, что языки, культуры и обычаи могут размыть идентичность жителей империи.

Внутренние изменения способствовали краху цивилизации майя, процветавшей в Мезоамерике более тысячи лет. Коллапс «классических майя» произошел относительно быстро в 800-х годах. Такие болезни, как дизентерия и смертельная геморрагическая лихорадка, убили и сделали инвалидами тысячи майя. Еще миллионы были вынуждены переселиться из городов в более сельские районы. Такие огромные перемещения населения уменьшили способность майя общаться, управлять и объединяться против внешних сил и стихийных бедствий (таких как засуха).

Внешнее давление

Самым ярким примером внешнего давления на цивилизацию является иностранное вторжение или продолжительная война. Защита границ цивилизации может быть чрезвычайно дорогостоящей и требовать сильных вооруженных сил за счет развития или поддержания других аспектов цивилизации. Внешнее давление может привести к относительно резкому концу одной цивилизации (а часто и к принятию другой). Падение империи ацтеков с приходом европейских конкистадоров является таким примером.

Внешнее давление также может привести к постепенному упадку цивилизации. «Падение» того, что мы часто называем Древним Египтом, — хороший пример того, как внешнее давление может переопределить цивилизацию за сотни лет. Египет столкнулся с давним периодическим конфликтом на своих границах с конкурирующими цивилизациями, такими как нубийцы (на юге), ассирийцы (на Ближнем Востоке) и ливийцы (на западе). Позже Египет столкнулся с цивилизациями Древней Греции и Рима и в итоге стал частью Римской империи. Древний Египет также столкнулся с внешним давлением, не связанным напрямую с вооруженным конфликтом. Мощные силы христианства и ислама повлияли на искоренение как иероглифики, письменности Древнего Египта, так и его политеистической религии.

Экологический коллапс

Некоторые антропологи считают, что стихийные бедствия и неправильное использование окружающей среды способствовали упадку многих цивилизаций. Стихийные бедствия, такие как засухи, наводнения и цунами, становятся стихийными бедствиями, поскольку они воздействуют на цивилизации. Засуха способствовала падению таких цивилизаций, как майя и долина Инда или хараппская цивилизация.

Цивилизация долины Инда была цивилизацией бронзового века на территории современных Пакистана, Индии и Афганистана. Цивилизация долины Инда зависела от сезонных муссонных дождей для снабжения водой для питья, гигиены и орошения. Изменение климата сделало муссоны гораздо более непредсказуемыми, а сезонные наводнения — менее надежными. Хараппцы страдали от болезней, передающихся через воду, и не могли эффективно орошать посевы. Крах минойской цивилизации, оказавшей большое влияние на Древнюю Грецию, часто связывают с катастрофическим извержением вулкана Тера на острове, который сейчас называется Санторини. Извержение вызвало мощное цунами, сократившее население, торговые возможности и влияние минойцев.

Человеческая деятельность также может создать нагрузку на окружающую среду, вплоть до краха цивилизации. Например, одним из нескольких факторов, способствовавших разрушению аванпоста викингов в Гренландии, была неспособность европейских поселенцев адаптироваться к климату и почве Гренландии. Методы ведения сельского хозяйства, которые были успешными на богатых суглинистых почвах Северной Европы, плохо подходили для более холодной и тонкой почвы Гренландии и более короткого вегетационного периода. Земля не могла содержать урожай, необходимый для содержания скота викингов, включая коз, крупный рогатый скот и овец. Кроме того, сама земля была заготовлена ​​для торфа, основного строительного материала аванпоста. Викинги в Гренландии также столкнулись с внутренним давлением, таким как слабая торговая система с Европой, и внешним давлением, таким как враждебные отношения со своими соседями-инуитами.

«Потерянные цивилизации»

История и мифы богаты «потерянными цивилизациями», целыми образами жизни, которые, казалось, процветали, а затем исчезали из исторических записей. Исчезновение цивилизации предков пуэблоан является одной из таких загадок. Древняя цивилизация пуэблоан процветала на территории, которая сейчас является регионом Четырех Углов в Соединенных Штатах: в штатах Юта, Колорадо, Нью-Мексико и Аризона.

Древняя цивилизация пуэбло, возникшая около 1200 г. до н. э. и процветал более тысячи лет. Древняя цивилизация пуэбло была отмечена монументальной архитектурой в виде многоквартирных скалистых жилищ и больших городских районов, известных как пуэбло. Разнообразные в культурном отношении предки пуэбло были связаны сложной системой дорог, стандартным стилем религиозного поклонения и уникальным художественным стилем, о чем свидетельствуют гончарные изделия и петроглифы.

Предки пуэблоанцы, по-видимому, покинули свои городские районы около 1300 г. н.э. Исчезновение этой цивилизации остается загадкой, хотя большинство ученых говорят, что предки пуэбло вели войны со своими соседями навахо, внутренние группы конкурировали за землю и ресурсы, а постоянные засухи сократили численность предков. Способность пуэблоанцев орошать посевы на засушливом юго-западе. Люди пуэбло, конечно, никогда не исчезали: различные группы создали свои собственные конкурирующие цивилизации после того, как предки пуэблоанцы мигрировали или распались.

Добавить комментарий