Отличия личности от индивида – Чем отличается индивид от личности

Содержание

Чем отличается личность от индивида?

Понятия «личность» и «индивид», широко используются людьми. Однако не все понимают, чем они отличаются друг от друга, поэтому часто путают их. Свойства личности и индивида изучает психология.

Отличие личности от индивида

Если вы хотите понять, чем личность отличается от индивида, вам необходимо узнать высказывание известного психолога А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». Это изречение как нельзя лучше говорит об отличиях понятий «личность» и «индивид».

Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек, и даже однояйцевые близнецы, которые при всей схожести имеют свои уникальные качества (например, родинки).

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения. Личностные отличия особенно заметны у однояйцевых близнецов, выросших вдали друг от друга.

Свойства личности:

  • социализация – личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу;
  • зрелость – личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики;
  • самосознание – личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого;
  • направленность – настоящая личность, как алмаз, имеет множество граней и социальных ролей;
  • привилегированность – чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида – необходимость признания обществом. Например, в племенах индейцев имя человеку давали только тогда, когда он совершал некое важное деяние.

Основной мотив, определяющий деятельность индивида — это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

 

womanadvice.ru

99. Отличие личности от индивида

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем более значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие

Личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности.

97. Роль личности в истории

Как известно, проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много будет и вариантов проявления личности, причем их амплитуда может быть огромной.

Следовательно, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

Действительно, сам народ состоит из личностей, причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колесницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае это роль со знаком плюс, во втором — со знаком минус.

Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Не в том, что такая личность по своему произволу способна остановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдающаяся личность не только не пытается «отменить» законы истории, а, напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет сильнее других.

Итак, роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью помогает классу, массам успешно решать поставленные объективным ходом истории задачи общественного развития. Она может сопоспешествовать массам в решении этих задач, ускорить их решение, а значит и развитие общества, но, подчеркнем еще раз, не может по своему произволу изменить или отменить закономерный ход истории.

studfile.net

определение понятий и их различия

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

headlife.ru

Чем отличается личность от индивидуальности: основные понятия

Каждый человек с рождения имеет индивидуальные особенности, но личностью становится не сразу, так чем отличается личность от индивидуальности и в каком возрасте мы превращаемся личность?

Краткое содержание:

Даже животные, приходя в этот мир, имеют свой темперамент и ярко выраженную индивидуальность, но личностью можно назвать только человека с темпераментом, знаниями и набором привычек.

Младенец ещё не является личностью – он только готовится ею стать. Как именно сформируется человек, зависит от окружения, социума, в котором растёт ребёнок и находится взрослый человек. Родинка на щеке делает вас индивидуальностью, а плохой или хороший поступок – личностью. Цвет волос и причёска – проявление индивидуальности, а выбор того или иного – качества личности.

Полностью личность человека формируется не за один или два года – иногда на это требуется целая жизнь, но главный костяк жизненных принципов, поведенческих реакций и багаж знаний собирается в единое целое уже во взрослом состоянии. Ребёнок тоже личность, но ещё не до конца сформированная. Он только познаёт мир и большинство решений принимает старшее поколение.

Чем раньше малышу предоставляется возможность проявлять самостоятельность, тем успешнее и раньше формируется личность.

Мы с детства делаем выбор исходя из своей индивидуальности, но результат этого выбора влияет на нашу личность. Совершив плохой поступок, сорванец сталкивается с реакцией общества и это становится одним из инструментов становления его личности. Ответная реакция порождает появление новых черт характера и жизненных принципов.

Что такое индивидуальность

Индивидуальность — это то, что отличает от других. Кое-что даётся от рождения, а что-то появляется позже. Можно ли формировать свою индивидуальность сознательно? Можно. Яркий пример тому – неформальные молодёжные движения. Протест в данном случае служит проявлением индивидуальности каждого из участников.

Но в группе с одинаковой одеждой, причёсками, цветом волос и аналогичным поведением индивидуальность стирается, потому что отличаться не от кого – все друг другу подобны. Если девушка Эмо появится в окружении обычных дворовых гопников – она проявит свою индивидуальность, а в своей среде это будет мало заметно. Самый яркий пример из фольклора – сравнение с белой вороной в стае чёрных птиц.

Обязательно ли индивидуальность проявляется в виде протеста и эпатажа? Вовсе нет, но это самый показательный пример. Даже самый скромный обыватель обладает своей индивидуальностью – темпераментом, характером, внешностью, манерой речи. Именно такой набор отличает одного человека от другого, да и не только человека. Звери и животные тоже обладают индивидуальными особенностями.

Даже абсолютно одинаковые на первый взгляд близнецы тоже индивидуальности с рождения, хотя это не так заметно, и относится скорее к темпераменту, здоровью и весу, а по прошествии времени они превращаются в совершенно разные личности.

Абсолютно лишёнными индивидуальности могут быть только совершенно идентичные, клонированные существа, но до этого наука ещё не дошла.

Определение индивидуальности звучит как набор определённых качеств, присущих конкретному существу, составляющих её неповторимость, делающих её уникальной.

Что означает понятие личность

Что включает в себя понятие личность – в отличие от индивидуальности личностью считают человека со сформированными жизненными взглядами, принципами и сложившимся характером. Более того, социум требует доказательств, что человек – личность. Личности разных людей могут быть похожи, а индивидуальность у каждого своя.

Того, кто удостоился проявить себя как личность, награждают сопутствующими эпитетами: приятная личность, неприятная, сильная, одиозная, харизматичная, тёмная, светлая, злобная и так далее, в зависимости от того, как он себя проявляет в социуме. Человек может деградировать как личность или, наоборот, развиваться.

Личность — это в психологии определение набора психологических качеств и индивидуальных особенностей, которые совмещаются в одном человеке и формируют его отношение к себе и окружающим.

Выдающаяся личность представляет собой человека с сильной волей и характером, выделяющегося среди других и подающего пример. Он обладает целеустремлённостью, упорством в достижении поставленных целей. Его часто воспринимают как эталон.

В качестве примера можно привести Юрия Гагарина – первого космонавта, или Жака Ива Кусто – исследователя подводного мира.

На протяжении веков самые выдающиеся сильные личности становились вождями целых народов, за ними шли миллионные армии, и они могли покорять континенты. Причём не всегда они были хорошими людьми. Некоторые уничтожали население целых городов, тем не менее оставались сильными и выдающимися. Действия определяют масштаб личности.

То, как формируется личность в человеке зависит от многих факторов:

♥ Наследственные признаки;

♥ окружение;

♥ условия жизни;

♥ детство;

♥ характер;

♥ воспитание;

♥ религия;

♥ школа;

♥ мировоззрение;

♥ знания;

♥ интересы.

Раньше понятие «личность» несло негативный и даже оскорбительный смысл, имело значение маски, которой прикрывается истинный характер. С течением времени оно приобрело новое значение и теперь используется в литературе, повседневной жизни и часто служит комплиментом, признанием заслуг.

Может ли личность постоянно проявлять свои качества? Конечно нет, они могут быть временными и одномоментными. Например, героизм, который проявляется в экстремальных ситуациях присущ именно выдающимся личностям, но в обычной жизни это может не проявляться. Тем не менее на проявление силы, самопожертвование способен не каждый.

Чем отличается индивид от личности

i

psylib.org

Разница между индивидом и личностью. Чем отличается личность от индивида

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преиму

wotsite.ru

Чем личность отличается от индивида?

Часто в повседневном языке принято употреблять понятие личности относительно человека, который либо обладает какими-то талантами, выдающимися способностями, либо проявил себя в сфере своей деятельности настолько ярко, что тогда говорят: «Вот это человек! Вот это личность», «Какая сильная личность», «Известная личность». Звучит так, будто не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчик, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже десять лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания подобных заблуждений стоит разъяснить последующую цепочку понятий.

От человека к индивидуальности

Психология – наука, в определённом смысле, точная. И в ней тоже есть свои законы, принципы и структуры. Возможно, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не может идти абсолютно отдельно от таких понятий, как: человек, индивид, личность, индивидуальность. Она находится посередине между биологическим и социальным.

Вот, рождается человек, как вид млекопитающих homo sapiens, человек прямоходящий, обладающий высшей психической функцией – сознанием. Во всех здоровых людей одинаковое строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программа развития. Человек рождается индивидом с его биологическими и генетическими особенностями (отличающейся внешностью, параметрами роста, телосложения, особенностями развития мозговых функций и нервной системы). Индивид становится личностью. Здесь ключевое слово становление. Это не значит, что младенец всего лишь индивид. Его личность только формируется, и будет развиваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Это будет процесс становления личности.

А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неповторимой, возможно, единичной). Например, способность одновременно читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью.

Личность – социальный индивид

Индивид – субъект человеческого рода, биологическая составляющая личности. Это значит, что любой человек – индивид. Все остальные животные организмы нашего мира – особи. Каждый здоровый человеческий индивид, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, танцевать. Владея языком, каждый индивид научится говорить, и петь. В индивиде – вся биологическая сущность, которая через влияние социума и историческую ситуацию, трансформируется и имеет влияние на личность.

А личность – это включённый в социальное взаимодействие, общение, деятельность, индивид. Существует не один десяток определений личности наших отечественных и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И все они по своей сути верны и не противоречат друг другу, стоит только полистать любой учебник по психологии и теориям личности.

Основу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, жизненные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные отношения и установки. Это, своего рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера). Личность также является носителем всех психических функций и производителем особой социальной активности – деятельности и творчества.

Единство биологического и социального в личности

Для наглядности: влияние биологической составляющей на социальное взаимодействие личности. Известно, что леворукость – это личностная особенность человека, обусловленная таким нейрофизиологическим фактором (по сути, биологическим, никак не социальным), как доминирование правого полушария. И так же известно, что левши имеют свои психические особенности восприятия, воспроизведения символов и пространственной ориентации. Из-за этого социальная адаптация усложняется, ведь все приборы и предметы бытового пользования рассчитаны на правшей. Это социальная сторона данного вопроса.

Все индивидные особенности, так или иначе, влияют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления биологического зависит от влияния социальной ситуации. Соотношение биологического и социального в личности определяет её структуру, наиболее детальную предложил К. Платонов:

  1. Биологический уровень, то, с чем человек рождается (особенности нервной системы, пол, конституция тела).
  2. Психический уровень восприятия и отражения мира (посредством восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
  3. Социальный уровень обретенного опыта (знания, умения, навыки, привычки).
  4. Уровень направленности личности (мировоззрение, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, характер).

По каким законам развивается личность: биологическим или социальным? Существует мнение о спонтанном развитии личности, где соотношение этих двух категорий не учитывается, ведь личность развивается из всего, что в неё закладывается природой или социальной ситуацией. Приверженцы биологического принципа развития личности сводят развитие всего психического к законам биологии, даже к тем, которые открывались, изучая животных.

Существует популярный биогенетической закон рекапитуляции, где развитие конкретного индивида в общих чертах повторяет эволюционное развитие человеческого вида. А социальные принципы развития личности делают акцент на доминирующем влиянии различных социальных институтов (от семьи и воспитания до влияния образовательных учреждений).

Среди всего разнообразия подходов, важно понимать, что человек рождается, как индивид (биологический вид) и, как социальное существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что влияние общества и исторической ситуации, в которой он родился, неизменно будет на него влиять и создавать личность уже с учётом этих влияний. Но биологическое развитие индивида на всех возрастных этапах будет фундаментом психического развития.

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Кто такой индивид. Индивид, индивидуальность и личность

Человек — это представитель вида Homo sapiens. Человек — существо социально-биологическое, он одновременно выступает и как часть животного мира, и как часть общества. В обществознании при описании человека используются три близких, но не тождественных понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид или индивидуум — это единичный представитель человеческого рода, человек как отдельная особь своего вида. Индивид — конкретный носитель всех психических, физических и социальных черт человечества. Индивид — один из многих представителей вида, со свойственными всем людям разумом, самосознанием, волей и потребностями.

Индивидуальность — это неповторимые особенности человека, все, что отличает его от остальных людей. Индивидуальность человека проявляется в его внешности, характере, манерах etc. Цвет глаз и голос, манера одеваться и держать себя, характерные жесты и темперамент — все это относится к человеческой индивидуальности.

Личность — это человек как обладатель социально значимых черт, как участник общественной деятельности. Простыми словами, личность — это человек с социально значимыми качествами. У личности есть набор социальных статусов и ролей, мировоззрение и цели.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

А.Г. Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ

Структура личности: статусы, роли и направленность

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Человеческая личность определяется и биологическими особенностями, и культурой, и общественными отношениями.

Личность неотделима от деятельности. Она проявляет себя в процессе самореализации — выявления своего потенциала, осуществления возможностей, достижения целей.

Обычно в структуре личности выделяют три компонента:

1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений, в социальной иерархии. Статус может быть приписанным (например, дворянин или крепостной крестьянин в сословном обществе, русский или немец по национальности), приобретенным (например, студент, лидер политической партии, пенсионер) или ситуативным (покупатель в магазине, зритель в кино, попутчик в поезде).

2. Социальная роль – это образ поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Например, человек на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным и одновременно играет роль подчиненного во взаимодействии с собственным руководителем.

Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Разные статусы и роли могут противоречить друг другу.

3. Направленность личности – это устойчивые мотивы (убеждения, интересы, склонности, идеалы человека, мировоззрение), определяющие поведение личности.

Социализация индивида и формирование личности

Не всякий человек является личностью. Так, новорожденный младенец — уже индивид, но еще не личность. Личность формируется под влиянием общества, культуры, ближайшего окружения.

Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешной жизни в обществе. Простыми словами, социализация — это превращение индивида в личность. Социализация продолжается всю жизнь: человек осваивает множество социальных ролей, его личность приобретает новые грани.

Все, что влияет на этот процесс, называют механизмами социализации или агентами социализации. К ним относятся отдельные люди, семья, окружение, институты общества — школа, армия, государство, СМИ и т.п.

Историческая личность, Личность с большой буквы и расстройство личности

В обиходе слова «человек», «индивид» и «личность» часто используются как полные синонимы.

При этом личность — самое многозначное слово из трех. Историческими личностями называют выдающихся деятелей прошлого. «Личностью с большой буквы» — достойного человека, способного на благородные поступки.

В психологии существуют десятки трактовок термина «личность». Изучению личности и ее особенностей, отношений с другими личностями, обществом и миром посвящен целый раздел этой науки — психология личности.

В психиатрии существует понятие расстройство личности (личностное расстройство) — особый вид психического расстройства, душевной болезни.

Выражение «культ личности» означает неумеренное восхваление вождя в авторитарном или тоталитарном обществе. Первоначально эти слова употребил Н.С. Хрущев, критикуя диктатуру И.В. Сталина (в докладе «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в 1956 году).

www.anews.com

Добавить комментарий