Тест с ответами по предмету педагогика и психология – пройти тест онлайн бесплатно
Авторам
8-800-333-85-44
Оформить заявку
Вход
- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
от 1 дня /
от 100 руб
Курсовая работа
от 5 дней /
от 1800 руб
Дипломная работа
от 7 дней /
от 7950 руб
Реферат
от 1 дня /
от 700 руб
Онлайн-помощь
от 1 дня /
от 300 руб
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Читать книгу «Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии» онлайн полностью📖 — С.
А. Володиной — MyBook.Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Рецензенты:
С. Н. Морозюк, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
Н. Н. Антонова, кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета
Пояснительная записка
Современная система отечественного образования сопровождается различными реформами и нововведениями, что обуславливает повышение требований к профессиональной подготовке современного педагога, а также к качествам его личности.
Важнейшей составляющей конкурентоспособного на рынке труда специалиста сферы образования выступает его мотивация к педагогической деятельности, позволяющая не только результативно выполнять профессиональные задачи, но и эффективно действовать в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Предлагаемое учебное пособие направлено на формирование у студентов необходимых компетенций для успешной педагогической деятельности.
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения плюс к подготовке педагогов, в пособии предлагается концепция, основанная на творческом, рефлексивном и опережающем подходе к усвоению учебного материала студентами высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Учебное пособие состоит из шести основных разделов, включающих комплекс разнообразных по стилю и форме творческих заданий и упражнений по возрастным периодам: задачи, кейсы, видеоматериалы, контрольные работы, тестовые задания для самопроверки знаний студентов. Пособие также оснащено необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением.
При составлении пособия были использованы авторские разработки и материалы из других источников с соответствующими ссылками.
Глава I
I.1. Задания и упражнения по общим основам возрастной психологии
Задание I.1.1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1. Возрастная психология изучает… а) закономерности психического развития; б) возрастные особенности развития; в) основы обучения и воспитания; г) процесс взаимодействия людей; д) поведенческие различия людей; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
2. Предметом изучения психологии развития являются… а) механизмы психического развития; б) движущие силы психического развития; в) изменение психики в процессе деятельности и общения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Детская психология – это часть… а) возрастной психологии; б) психологии развития; в) психологии человека; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Детская психология выделяется по… а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по деятельностному критерию; в) по критерию развития; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. Детство – это… а) продукт эволюции; б) результат исторического развития; в) культурный продукт; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
6. Онтогенез – это… а) историческое развитие человека как представителя вида; б) развитие человека с возникновения homo sapiens и завершая сегодняшним днем; в) индивидуальное развитие человека; г) период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание I.1.2. В настоящее время существуют два понятия, употребляемые в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением? Или эти понятия можно считать синонимичными. Обоснуйте свою точку зрения.
Задание I. 1.3. «Всякая хорошая психология начинается с… детской психологии» – так П. Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. Верно ли это? Почему так происходит? Попробуйте подтвердить это на примере любой интересующей вас концепции. Какие общепсихологические закономерности были выведены из эмпирического материала детской психологии [1, с. 17].
Задание I.1.4. Приведите аргументы, доказывающие исторический характер понятия «детство». Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
Задание I.1.5. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Вклад отечественных и зарубежных психологов в развитие возрастной психологии как науки».
Задание I.1.6. Проанализируйте литературу по возрастной психологии. Определите, какие идеи используются в теории и практике науки на сегодняшний день, а какие забыты и не получили дальнейшего распространения. Подумайте о перспективах и задачах современной возрастной психологии.
Задание I.1.7. Проанализируйте виды методов возрастной психологии. Отметьте основания предложенных классификаций и их целесообразность. Определите место методов возрастной психологии в общей системе психологических методов.
Задание I.1.8. О каких понятиях возрастной психологии идет речь в следующих текстах?
1. Процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека и состоящий из последовательно возникающих, генетически запрограммированных изменений не только внешних, физических признаков вида организма, но и его функций.
2. Процесс количественных изменений в ходе совершенствования психических функций или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или систем в целом.
3. Процесс качественных изменений психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
Задание I. 1.9. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Современные подходы к категории “развитие личности” в отечественной и зарубежной психологии».
Задание I.1.10. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть…
2. Чем младше ребенок, тем… темпы его физического развития.
3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не… и не с одинаковой степенью…
4. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно… к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются…
5. Ускорение физического и психического развития называется…
6. Незрелость в…, сохранение в физическом облике и психике человека особенностей, присущих предшествующим возрастным этапам, это…
7. В процессе взросления ребенок включается в различные системы значимых для него…, которые определяют процесс формирования личности.
8. Все факторы психического развития (………) действуют во… Нет ни одного психического качества или свойства, развитие которого зависело бы только от…
9. Движущими силами развития ребенка в… являются назревающие в процессе развития…
10. Развитие высших психических функций идет по линии… и…
Задание I.1.11. Определите, какой из примеров какой закономерности психического развития соответствует: гетерохронности, неравномерности, кумулятивности, дифференциации, интеграции или пластичности.
1. В раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени.
2. Взаимосвязь памяти с речью и мышлением обеспечивает ее интеллектуализацию.
3. В процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя.
4. Новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой средой, в которой он воспитывается.
5. Память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью.
6. Резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Задание I.1.12. О какой особенности психического развития говорит английский врач Ц. Стоккард?
«Во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем» [2, с. 22].
Задание I.1.13. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. В связи с данным фактом в науке обозначились две точки зрения на проблему сензитивности. К какой из них вы готовы присоединиться и почему?
1. Если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.
2. Наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями.
Задание I.1.14. Миша не заговорил к трем годам. Коля к шести годам не усвоил сенсорных эталонов. У Оли к 10–11 годам не сформировался внутренний план действий. Что объединяет данные факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют? Почему данные факты должны вызвать тревогу у педагогов и родителей? Как в дальнейшем будут развиваться эти психические функции? [3, с. 38]
Задание I.1.15. Ознакомьтесь с ситуацией и определите, какие закономерности психического развития раскрывает этот случай? Почему Камала очень медленно приобретала психические новообразования?
Индуистский миссионер А. Синх в селе Годамури услышал о каком-то «человеческом духе», который передвигается вместе с группой волков. Он организовал экспедицию, которая нашла двух девочек. Младшая, Амала, была возрастом приблизительно 18 месяцев, старшая, Камала, – 8 лет. В ноябре 1920 г. Синх перевез детей в приют в Минднапур, где началось систематическое перевоспитание их, процесс которого был тщательно описан.
Сначала только голод заставлял детей употреблять пищу. Люди приводили их в ужас; ребенка, который приблизился к ним, Камала покусала. Днем они спали, ночью передвигались по комнате и трижды на протяжении ночи выли. Амала быстрее начала проявлять признаки «очеловечения», но через год она умерла. Камала лишь после двух лет пребывания в приюте произнесла первое слово и лишь через 8 лет начала говорить, но простыми фразами. Первые шаги без помощи она сделала после 6 лет перевоспитания. С этого же времени она начала общаться с детьми и выполняла несложные поручения. Ее эмоциональная жизнь была богатой, но адекватно высказать свои чувства она не могла. После девятилетнего пребывания в приюте она умерла от болезни почек [4].
Задание I.1.16. Представьте сензитивность возрастных периодов.
Задание I.1.17. Определите из предложенного списка свойства человека, которые обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в соответствующую группу в таблице.
Коммуникабельность, темперамент, мировоззрение, внимание, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, чувства, характер, способности, механическая память, логическая память, эмоции, творческое мышление, музыкальный слух, тембр голоса, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость.
Задание I.1.18. О каких факторах психического развития человека говорится в следующих пословицах?
• Яблочко от яблони недалеко падает.
• Умел дитя родить, умей научить.
• Сын то мой, а ум него свой.
• От худого семени не будет доброго племени.
Задание I.1.19. Интерпретируйте с позиций современной психологии следующие поговорки.
• Пороки ребенка от его родни.
• Хорошее воспитание – великое наследство.
• Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрешься.
• Все хорошее у него от родителей, все плохое – от отца с матерью.
• Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Задание I. 1.20. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание учиться – предопределены наследственностью. Почему, на ваш взгляд, теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины [5, с. 50].
Задание I.1.21. Представьте себе ситуацию, предложенную А. Пьероном: нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае было бы с человечеством, с историей человечества? Как будет проходить психическое развитие детей? [5, с. 54].
Задание I.1.22. На примере художественного произведения проанализируйте процесс социализации какого-либо персонажа. Докажите, что социализация является одним из основных факторов психического развития человека.
Задание I.1.23. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? [5, с. 51]
Задание I.1.24. Сравните основные подходы к развитию психики человека: биогенетический, социогенетический и психогенетический. К какому из них вы готовы присоединиться? Обоснуйте свой ответ.
1. Биогенетический подход ставит в основу становления психики и поведения человека биологические процессы созревания организма.
2. Социогенетический подход старается объяснить особенности психического развития, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
3. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
Задание I.1.25. Проанализируйте следующие высказывания и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека.
1. Ауэрбах Ш.: «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».
2. Гельвеций К. А.: «Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями»; «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» [6, с. 38].
Задание I.1.26. Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?
«Доверьте мне десяток здоровых, нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим и вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков» [1, с. 13].
Задание I.1.27. Возраст разделяют на несколько видов. О каком виде возраста идет речь в каждом из представленных определений? Обобщите определения и сделайте вывод о том, что называется возрастом.
1. Возраст отдельного человека, начиная с момента его рождения и до конца жизни, датируемый в единицах измерения времени.
2. Возраст отдельного человека, получаемый путем соотнесения генетических, морфологических, физиологических и нейрофизиологических изменений, происходящих в его организме, с тем, что статистически нормально для данного хронологического возраста.
3. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня индивида (с точки зрения овладения им определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для сверстников.
4. Возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
5. Переживаемый индивидом возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета.
6. Качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Задание I.1.28. Ребенку исполнилось 10 лет. Он кто – еще младший школьник или уже подросток? Аргументируйте свой ответ.
Задание I.1.29. Определите, какие виды возрастов не совпадают в одном человеке?
History of Developmental Psychology — IResearchNet
Развитием человека занимаются многие дисциплины, включая биологию, социологию, антропологию, образование и медицину. Кроме того, тема затрагивает разные нации и культуры, добавляя разнообразия тем и подходов. Психология развития занимается постоянством и изменением психологического функционирования на протяжении всей жизни. Как дисциплина она возникла вскоре после появления научной психологии во второй половине девятнадцатого века. Ее предшественники отличались от тех, которые привели к основанию экспериментальной психологии. В первые годы своего существования психология развития в первую очередь занималась развитием детей и подростков. Позже взрослое развитие и старение стали приобретать большее значение. Психология развития начиналась как корреляционная наука, фокусирующаяся на наблюдении, а не на экспериментировании, и, таким образом, отличалась от традиционной исследовательской психологии.
Донаучные предшественникиВзгляды на развитие всегда отражали культуру, в которой они возникли. В одном из самых ранних представлений о ребенке, преформизме, считалось, что гомункул или миниатюрный взрослый содержится в семени или яйцеклетке при зачатии. Гомункулус лишь количественно отличался от взрослого. С развитием современной науки на биологическом уровне преформистские взгляды в значительной степени были оставлены.
Философские основы психологии развития
С философской точки зрения Джон Локк (1632-1704) и Жан-Жак Руссо (1712-1778) являются обычными отправными точками для западных дискуссий о развитии. Локк считается отцом современной теории обучения. Для него ребенок был tabula rasa или чистой доской, на которой пишет опыт. Роль Локка и более поздних теоретиков обучения заключалась в том, чтобы подчеркнуть роль окружающей среды в развитии.
Руссо часто называют отцом классической психологии развития. В своей книге «Эмиль» (1762 г. ) он отстаивал точку зрения, которая подчеркивала естественное развитие ребенка на основе врожденного плана. Он был одним из первых, кто утверждал, что развитие происходило поэтапно.
Детские биографииРанние попытки понять развитие можно найти в «детских биографиях», описательных отчетах о детях, обычно написанных родителями и часто предвзятых. Немецкий философ Дитрих Тидеманн (1748-1803). ему приписывают создание первой детской биографии (1787 г.), но его работа не получила большого развития. Почти 100 лет спустя другой немец, биолог Вильгельм Прейер (1841–1897), подробно описал умственное развитие своего сына в течение первых четырех лет его жизни. Он опубликовал результаты как Die Seele des Kindes («Разум ребенка») (1882 г.), работу, которую часто называют началом современного движения детской психологии. В Америке самой известной детской биографией был сборник наблюдений за ее племянницей Милисент Шинн (1858-1819 гг.).40), которую она начала в 1890 году. Популярная версия была позже опубликована как «Биография младенца» (1900).
Влияние ДарвинаТеория эволюции, изложенная в «Происхождении видов» (1859) Чарльза Дарвина (1809-1882), стала отправной точкой для многих западных психологов развития, как европейских, так и американских. Кроме того, акцент Дарвина на индивидуальных различиях и адаптации стал важным компонентом психологии развития.
Немецкий физиолог Вильгельм Прейер был вдохновлен Дарвином и, в свою очередь, стал источником вдохновения для других европейских специалистов в области развития, включая Карла Бюлера (1879 г.).-1963). Шарлотта Бюлер (1893–1974) и Уильям Стерн (1871–1938). Подход Дарвина также привел к возникновению этологической школы развития, включающей работы Конрада Лоренца (1903–1989) и Нико Тинбергена (1907–1988). Исследования и работы Джона Боулби (1907–1990) и Мэри Эйнсворт (1913–1999) о потере и привязанности являются более поздним выражением этой школы. Совсем недавно появился дарвиновский подход, «эволюционная психология».
Среди американских пионеров, глубоко затронутых Дарвином, были Дж. Стэнли Холл, один из первых психологов Америки, и Джеймс Марк Болдуин, также пионер-психолог. Основной подход Холла к развитию, теория рекапитуляции, была заимствована у Дарвина через немецкого биолога Эрнста Геккеля (1834-1819 гг.).19). Подход Болдуина был связан с теориями Жана Пиаже и Льва Выготского.
Движение детских исследований и Г. Стэнли Холл (1844-1924)Среди многих контекстуальных сил, которые способствовали развитию психологии развития в Соединенных Штатах, движение детских исследований было наиболее важным. Это движение, возникшее во второй половине девятнадцатого века, было сосредоточено на благополучии детей и, среди прочего, способствовало принятию законов, регулирующих детский труд и обязательное образование. Ее руководство взял на себя Дж. Стэнли Холл.
Холл связал новую психологию и движение. Он пообещал сделать понимание ребенка «научным». подход, который понравился многим группам, особенно педагогам. Он опубликовал серию анкетных исследований, которые, хотя и были ошибочными, пытались установить нормы для детей в различных областях.
В 1891 году Холл опубликовал первый журнал по психологии развития, «Педагогическая семинария», позже переименованный в «Журнал генетической психологии» (слово «генетический» в те ранние годы было синонимом развития). Он написал Отрочество (1904), двухтомник, в котором возродилось архаичное слово и предложена более широкая теория развития, чем предполагалось в названии. Он также написал « Старение» (1922), посвященное второй половине жизни. За все эти и другие усилия его часто называют «отцом американской психологии развития».
Четыре первопроходца в области развития
Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) предложил теорию стадий развития, которая первоначально была сосредоточена на когнитивном развитии. Позже он расширил его, включив в него и социальное развитие. Он был в значительной степени теоретиком, а не экспериментатором, и есть свидетельства того, что его работа повлияла как на Выготского, так и на Пиаже. Джон Дьюи (1859 г.)-1952). американец, вероятно, наиболее известен своим вкладом в философию и образование, но он также писал по вопросам развития. В отличие от многих его американских современников, его теория имела контекстуальный акцент, который иногда сравнивают с теорией Выготского. Он сосредоточился на образовании отчасти потому, что считал, что оно определит повестку дня для развития. Он основал «лабораторную школу» в Чикагском университете, чтобы наблюдать за детьми и экспериментировать с ними в более естественной обстановке. Некоторые вопросы, которые он поставил, задаются и сегодня. Какие аспекты развития универсальны? Что является выражением местной культуры? Альфред Бине (1857-1919 гг.)11), француз. и отец современного тестирования интеллекта. проводил исследования когнитивных функций, в том числе памяти. Помимо того, что он был плодовитым писателем, он был сторонником образовательной реформы. Основанная им экспериментально-лабораторная школа была, вероятно, первой в Европе. Работа Бине в области интеллектуального развития представила множество концепций, которые используются до сих пор. Мария Монтессори (1870–1952), итальянский педагог, также много писала о развитии детей. По образованию врач, она сначала работала с детьми с отклонениями в развитии. Она исследовала творчество Жана-Марка Итара (1774–1838), творчество которого часто связывают с началом специального образования, и его ученика Эдуара Сегена (1812–1880). Многие из техник, которым она научилась у них, позже стали частью ее метода Монтессори.
Психоаналитические подходы к психологии развития
Психоаналитические подходы не вошли в основную академическую психологию до 1930-х годов, но в конечном итоге их влияние было глубоким. Более того, Зигмунд Фрейд (1856–1939), основатель движения, оказал влияние на популярную культуру, не имеющее себе равных ни у одного другого психолога. Хотя его метод психотерапии хорошо известен, не всегда признается, что его теория является теорией развития. Его последователи были многочисленны и разработали множество различных подходов.
Двумя важными последователями были его дочь Анна Фрейд (1895-1982), которая сама стала выдающимся психологом, и Эрик Эриксон (1902-1994). Оба являются «эго-психологами», поскольку их больше интересовала сознательная, рациональная часть личности. Эриксон наиболее известен своей книгой «Детство и общество» (1950) и описанием восьми стадий развития человека. Принимая представления Фрейда о психосексуальном развитии, он обсуждал их в более широком культурном контексте.
Другие психоаналитики, оказавшие влияние на психологию развития, включают Карен Хорни (1885-1952), особенно за ее работу по женской психологии и ее акцент на росте жизни и самоактуализации. Карл Г. Юнг (1875–1961) был новатором-теоретиком в области развития и старения взрослых. Мелани Кляйн (1882-1960), разработавшая теорию объектных отношений, была соперницей Анны Фрейд и подчеркивала важность первых двух лет жизни, особенно важности матери.
Нормативная психология развития
До 1940-х годов большая часть психологии развития была описательной и нормативной. Арнольд Гезелл (1880–1961) сыграл важную роль в продвижении этого подхода. Хотя его наставник. Г. Стэнли Холл пытался разработать нормативные данные о детях, именно работа Гезелла оказалась непреходящей ценностью. Гезелл собрал обширные данные о младенцах и детях, особенно об их физическом и моторном развитии. Более того, он организовал информацию так, чтобы она была полезной и доступной для родителей.
Результатом его работы было побудить родителей расслабиться и больше доверять природе. В традиции Руссо естественное раскрытие ребенка было важнее любого вмешательства со стороны родителей или воспитателей. Таким образом, он стал выразителем позиции созревания. Многие нормы развития Гезелля используются до сих пор.
Тестирующее движение
Было предпринято много ранних попыток разработать показатели интеллекта, особенно Фрэнсис Гальтон (1822-1819 гг. )11), но они оказались непродуктивными. Однако Альфред Бине в Париже попробовал новый подход, и испытания почти сразу же увенчались успехом. Бине опубликовал весы 1905, 1908 и 791 т. год его смерти, каждая шкала сложнее предыдущей.
Американец, бывший ученик Дж. Стэнли Холла, Генри Х. Коддард (1866–1957) привез в Соединенные Штаты вариант шкалы Бине. После того, как он опробовал его на нескольких детях, как нормальных, так и с ограниченными возможностями, он объявил меру успешной и немедленно начал рассылать копии своей переведенной версии по стране.
Другой бывший ученик Дж. Стэнли Холла, Льюис М. Терман (1877-1956), также американец, разработал наиболее широко используемую версию шкалы Бине-Саймона, впоследствии названную шкалой Стэнфорда-Бине, которая стала стандарт, с которым сравнивались все показатели интеллекта. Терман также инициировал первое лонгитюдное исследование развития, начавшееся в 1921 году. Его выборка, выбранная за одаренность интеллектом, продолжает использоваться и сегодня. Более поздние лонгитюдные исследования включали Гарвардское исследование роста (1922), исследование роста Беркли (1928 г.) и исследование человеческого развития Института Фелса (1929 г.).
Лев Выготский (1896-1934) и контекстуализм
Хотя Выготского нет в живых уже более шести десятилетий. его иногда называют самым важным современным специалистом в области развития. Его идеи особенно подходят для контекстуалистской теоретической основы, которая стала популярной в последние годы. Родившийся и выросший в России, Выготский был марксистом, верившим в важность социального и исторического контекста для развития. В то же время он имел представление о внутренних особенностях развития. Эта способность объединить эти две различные позиции привела некоторых к тому, что его работа стала основой для интегративной теории развития.
Хотя его часто сравнивают с Пиаже, Выготский существенно отличается от него. Например, он уделял гораздо больше внимания роли родителей и учителей в когнитивном развитии. Он подчеркивал функцию речи, особенно как помощь в развитии ребенка. Его «зона ближайшего развития». конструкция, описывающая способность детей работать выше их текущего уровня, оказалась особенно полезной для учителей.
Теория обучения
Джон Уотсон (1878–1958), отец бихевиоризма, положил начало движению, существенно отличавшемуся от классической психологии развития. Обучение стало центральным вопросом для изучения. Следовательно, модель, основанная на Локке, а не на Руссо, стала стандартом. В своем знаменитом эксперименте «Маленький Альберт» (1920) Уотсон попытался показать, как можно понять эмоциональное развитие ребенка с точки зрения обучения. Позже Мэри Кавер Джонс (1896–1987). под руководством Уотсона провел исследование трехлетнего мальчика, чтобы продемонстрировать, как можно устранить нежелательные страхи, и тем самым положил начало области модификации поведения.
После ухода из академической психологии Уотсон продолжал писать о развитии детей, и его работы стали популярны среди родителей. Он сыграл важную роль в продвижении научной основы ухода за детьми. В конце концов, его заменили как лидера движения по уходу за детьми менее строгие и более ориентированные на детей специалисты, такие как Бенджамин Спок.
Все еще ощущались влияния извне теории обучения. Курт Левин (1890-1947), например, больше интересовался мотивацией и конфликтом, чем обучением. Он провел несколько хорошо спланированных полевых исследований, которые оказали практическое влияние на изменение психологии развития. Тем не менее в то время основное внимание в психологических исследованиях уделялось обучению, хотя некоторые из них отклонялись от мышления Уотсона.
Один из вариантов включал исследование группы Йельского университета под интеллектуальным руководством Кларка Халла (1884-1952). Эта группа начала программу исследований, пытавшихся объединить теорию обучения и психоаналитическую теорию. Член группы Роберт Сирс (1908–1989) применил принципы обучения к пониманию социализации детей. Результатом его совместной работы стала книга «Модели воспитания детей» (Sears, Maccoby, & Levin, 1957), часто цитируемая оценка практики и результатов воспитания детей. Хотя группе в конечном итоге не удалось объединить теорию обучения и психоанализ, им удалось перевести психологию развития из описательной науки в эмпирически проверяемую. К 19В 50-х и 1960-х годах в психологии развития в Америке доминировали эти подходы теории обучения.
Среди более поздних теоретиков обучения был известен Б. Ф. Скиннер (1904–1990), строгий бихевиорист, подчеркивавший роль оперантного обучения. Он и его последователи провели множество экспериментов, демонстрирующих роль подкрепления в повседневном развитии. Работа Скиннера привела к широкому использованию техник модификации поведения, особенно среди детей-аутистов и детей с отклонениями в развитии. Очень влиятельный современный бихевиорист Альберт Бандура (1925-) уделял больше внимания социальному обучению, чем Скиннер. Он подчеркивал важность моделирования и провел множество экспериментов, демонстрирующих, как происходит социализация, включая развитие агрессии, альтруизма и половых ролей. В последнее время он сосредоточился на вопросах психологии здоровья.
Генетическая эпистемология Жана Пиаже (1896-1980)
Влияние теории Жана Пиаже на психологию развития в США трудно переоценить. Хотя он написал главу в первом Справочнике по детской психологии (1931), его ранние работы в США в значительной степени игнорировались. Однако к 1950-м годам началось возрождение его творчества. Его теория стадий вскоре стала центральным элементом американской психологии развития, достигнув своей наиболее важной роли в 1970-х годах. Его теория была важна не только для большинства психологов, но и для педагогов.
Пиаже видел в ребенке ученого, активно конструирующего все более сложные представления о мире. На каждом этапе развития ребенок ограничен доступными когнитивными структурами. Пиаже критиковали за его методологию и явное нежелание обращаться к подходам других выдающихся специалистов по развитию. Хотя эпоха его наибольшей известности прошла, его теория все еще продолжает оказывать влияние на широкий круг вопросов развития.
Психология продолжительности жизни
Первоначально большая часть психологии развития была сосредоточена на детях и подростках. Тем не менее, были некоторые ранние попытки исследовать всю продолжительность жизни. В 1777 году Иоганн Тетенс (1736–1807), немецкий физик и философ, опубликовал книгу, в которой затрагивались многие вопросы, связанные с продолжительностью жизни, которые до сих пор волнуют. Взгляд Фридриха Каруса (1770-1808) на развитие был близок взгляду Тетенса. Он писал, что старение — это не только потеря и упадок, но и возможность для роста и совершенствования. Адольф Кетле (1796-1874) был, вероятно, первым, кто собрал данные о физических и психологических переменных на протяжении всей жизни. Фрэнсис Гальтон (1822-1911), вдохновленный Кетле, в 1884 году основал в Лондоне «антропометрическую лабораторию», где провел измерения более чем 9000 человек. Его данные представляли собой раннее поперечное сечение отдельных физических и психологических характеристик на протяжении всей жизни.
Работа этих пионеров в области развития продолжительности жизни в значительной степени игнорировалась. Так было до 19В 20-х и 30-х годах, когда было опубликовано несколько учебников по развитию, эти подходы на протяжении всей жизни снова стали популярными. Был дополнительный интерес к более поздним периодам развития, когда несколько лонгитюдных исследований начали достигать совершеннолетия. Роберт Хавигхерст (1900–1991) и Бернис Нойгартен (1916–) из Чикагского университета были активными исследователями развития в средние и поздние годы. Позже Университет Западной Вирджинии стал важным местом для исследований в области развития продолжительности жизни.
Центры исследований в области психологии развития
Исследовательская станция охраны детства в Айове была основана после Первой мировой войны усилиями домохозяйки из Айовы Коры Басси Хиллис. Она утверждала, что если можно провести полезные исследования для понимания животных, столь же эффективные исследования должны быть направлены на понимание ребенка. Станция Айова была первым из многих исследовательских центров детского развития, созданных в Соединенных Штатах. Начало в 19В 20-х годах усилиями Лоуренса К. Франка был создан ряд институтов, первоначально на деньги, предоставленные Мемориальным фондом Лауры Спелман Рокфеллер.
Организации и журналы по психологии развития
Существуют буквально сотни организаций, занимающихся вопросами человеческого развития. Многие специалисты по психологии развития входят в Американскую психологическую ассоциацию (АПА), в которую входят подразделения, занимающиеся психологией развития; Развитие взрослых и старение; и Услуги для детей, молодежи и семьи. APA издает несколько соответствующих журналов, в том числе «Психология развития» и «Психология и старение». Американское психологическое общество также является организационным домом для многих американских психологов развития. Однако все чаще специалисты по развитию встречаются в специализированных организациях. Одной из известных организаций, занимающихся вопросами развития, является Общество исследований детского развития, созданное в 1933, со своим журналом. Развитие ребенка и серию монографий.
Будущее психологии развития
Похоже, что теоретики больше не работают над «большой теорией» развития; они довольствуются миниатюрными теориями. Больше внимания уделяется всем возрастам развития, чтобы фраза «развитие на протяжении жизни» более точно отражала науку. По мере того, как специалисты по психологии развития стали лучше осознавать важность контекста в развитии, они стали более активными сторонниками улучшения этого контекста, особенно выступая за изменения в государственной политике. Растет осознание того, что ценности имеют значение в развитии. и что наука не может предоставить эти ценности. Хотя психология развития традиционно уделяла особое внимание исследованиям, появилась новая специальность, называемая прикладной психологией развития.
Каталожные номера:
- Овен. П. (1962). Века детства. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. Взгляд детей сквозь историю.
- Борстельманн. Л.Дж. (7983). Дети до психологии: Представления о детях с древности до конца 1800-х годов. В PH Mussen (ред.). Справочник по детской психологии: Том 1 История. теория. и методы (4-е изд.. стр. 1-40). Нью-Йорк: Уайли.
- Кэрнс. Р. Б. 1997). Создание психологии развития. В В. Дэймон (ред.). Справочник по детской психологии (5-е изд.. стр. 25-105). Нью-Йорк: Уайли. Всесторонняя история психологии развития.
- Чарльз. округ Колумбия (1970). Исторические предпосылки психологии развития на протяжении всей жизни. В Л. Р. Гуле и П. Б. Балтесе (ред.). Психология развития на протяжении всей жизни: исследования и теория. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- Диксон. Р. А. и Лернер. Р. М. (1988). История систем в психологии развития. В MH Bornstein & ME Lamb (Eds.). Психология развития: Учебник для продвинутых (стр. 3-50). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Эккард. Г.. Брингман. WG.. & Весна. Л. (ред.). (1985). Вклад в историю психологии развития. Берлин: Мортон. Содержит несколько важных эссе о европейских вкладчиках в психологию развития.
- Хилгард. Э. Р. (1987). Психология в Америке. Нью-Йорк: Харкорт Брейс. Глава о психологии развития приправлена соответствующими личными анекдотами и воспоминаниями.
- Кессен. В. (1965). Ребенок. Нью-Йорк: Уайли. Отличный источник для оригинальных чтений.
- Лернер. Р. М. (1983). Психология развития: исторические и философские перспективы. Хиллсдейл. Нью-Джерси: Эрлбаум. Особенно полезно из-за акцента на развитии на протяжении всей жизни.
- Парк. Р. Д. Орнштейн. П. А., Ризер. JJ и Zahn-Waxler, C. (ред.). (1994). Век психологии развития. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. (Оригинальная работа опубликована в 1992 г.) Сборник превосходных исторических статей, включая некоторые полезные обзорные материалы.
- Росс, Д. (1972). Дж. Стэнли Холл: психолог как пророк. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Богатая биография отца американской психологии развития.
- Сирс, Р. Р. (1975). Возвращение к вашим древним: история развития ребенка. В EM Hetherington (Ed.). Обзор исследований детского развития (Том 5. С. 1-73). Чикаго: Издательство Чикагского университета. История одного из важных участников этой области.
- Сенн. М.Дж.Э. (1975). Взгляд на движение развития ребенка в Соединенных Штатах. Монографии Общества исследований детского развития. 40 (серийный № 161).
Назад к психологии развития
История психологии развития | Подростковая психология
История психологии развития
Рисунок 3.3.1. Некоторые ключевые фигуры раннего развития психологии. Первый ряд: Зигмунд Фрейд, Дж. Стэнли Холл, Карл Юнг. Задний ряд: Абрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Университет Кларка в Вустере, Массачусетс. Дата: сентябрь 1909 г.
Научное изучение детей и подростков началось в конце девятнадцатого века и расцвело в начале двадцатого века, когда новаторские психологи стремились раскрыть секреты человеческого поведения, изучая его развитие. Три первых ученых, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Чарльз Дарвин, предложили теории человеческого поведения, которые являются «прямыми предками трех основных теоретических традиций» современной психологии развития» (Васта и др. , 19).98, с. 10). Локк, английский эмпирик, придерживался строгой позиции энвайронменталистов, согласно которой разум новорожденного представляет собой tabula rasa («чистый лист»), на котором знания записываются путем опыта и обучения. Руссо, швейцарский философ, проживший большую часть своей жизни во Франции, в своем знаменитом романе « E mile » предложил нативистскую модель, в которой развитие происходит в соответствии с врожденными процессами, проходящими через три стадии: Infans (младенчество), puer ( детство) и подростковый возраст. Руссо подробно описал некоторые из необходимых этапов прохождения этих стадий, чтобы стать идеальным гражданином. Хотя некоторые аспекты его текста вызывали споры, идеи Руссо оказали сильное влияние на педагогов того времени. Наконец, работа Дарвина, британского биолога, известного своей теорией эволюции, побудила других предположить, что развитие происходит посредством эволюционного повторения, причем многие виды человеческого поведения берут свое начало в успешных адаптациях в прошлом, поскольку «онтогенез повторяет филогенез».
Дж. Стэнли Холл
Теории Дарвина оказали большое влияние на Дж. Стэнли Холла, который считал, что дети развиваются на протяжении всей своей жизни во многом так же, как виды развиваются на протяжении времени. Его интересы были сосредоточены на развитии детей, подростковом возрасте и эволюционной теории. Его значительный вклад в эту область заключается в том, что он вел первые курсы по развитию ребенка, несколько его учеников стали ведущими исследователями в этой области, а также он основал научные журналы для публикации исследований развития ребенка. Он также был первым президентом Американской психологической ассоциации.
Джеймс Марк Болдуин
Другим одним из первых участников исследования развития был Джеймс Марк Болдуин (1861-1934), американский философ и психолог, получивший образование в Принстоне, который проводил количественные и экспериментальные исследования развития младенцев. Он внес важный вклад в раннюю психологию, психиатрию и теорию эволюции. Болдуин написал такие эссе, как «Умственное развитие ребенка и расы: методы и процессы», которые произвели яркое впечатление на Жана Пиаже (позже разработавшего самую популярную теорию когнитивного развития) и Лоуренса Кольберга (разработавшего теорию морального развития). суждения и развития).
Джон Б. Ватсон
ХХ век ознаменовался формированием качественных различий между детьми и взрослыми. Когда Джон Уотсон написал книгу « Психологическая помощь младенцам и детям, » в 1928 году, он стремился внести ясность в отношении взглядов бихевиористов на уход за детьми и их развитие. Уотсон был основателем области бихевиоризма, которая подчеркивала роль воспитания или окружающей среды в развитии человека. Он считал, основываясь на позиции защитника окружающей среды Локка, что человеческое поведение можно понять с точки зрения опыта и обучения. Он считал, что все виды поведения приобретаются или формируются, о чем свидетельствует его знаменитое исследование «Маленький Альберт», в котором он приучил младенца бояться белой крысы. В книге Уотсона об уходе за младенцами и детьми Уотсон объяснил, что к детям следует относиться как к молодым взрослым — с уважением, но без эмоциональной привязанности. В книге он предостерег от неизбежных опасностей, связанных с тем, что мать дает слишком много любви и привязанности. Уотсон объяснил, что любовь, как и все наблюдаемое поведение, обусловлена. Уотсон поддержал свои предупреждения, упомянув об инвалидности, заявив, что общество не слишком утешает детей, когда они становятся молодыми людьми в реальном мире, поэтому родители не должны создавать эти нереалистичные ожидания. Его книга подверглась резкой критике, но все же оказала влияние на продвижение исследований поведения и развития в раннем детстве.
Зигмунд Фрейд
Другое имя, с которым вы, вероятно, знакомы и которое оказало влияние на изучение развития, — это Зигмунд Фрейд. Модель «психосексуального развития» Зигмунда Фрейда выросла из его психоаналитического подхода к человеческой личности и психопатологии. В отличие от объективного подхода, которого придерживался Уотсон, Фрейд основывал свою модель детского развития на своих собственных воспоминаниях и воспоминаниях своих пациентов об их детстве. Он разработал стадийную модель развития, в которой либидо, или сексуальная энергия, ребенка фокусируется на различных «зонах» или областях тела по мере взросления ребенка. Модель Фрейда является «интеракционистской», поскольку он считал, что, хотя последовательность и время этих стадий определяются биологически, успешное развитие личности зависит от опыта, который ребенок получает на каждой стадии. Хотя детали теории развития Фрейда подвергались широкой критике, его акцент на важности опыта раннего детства, до пятилетнего возраста, оказал длительное влияние.
Арнольд Гезелл
Арнольд Гезелл, ученик Г. Стенли Холла, провел первое крупномасштабное подробное исследование поведения детей, написав несколько книг по этой теме в 1920-х, 30-х и 40-х годах. Его исследования выявили устойчивые закономерности развития, подтверждая его мнение о том, что человеческое развитие зависит от биологического «созревания», при этом окружающая среда обеспечивает лишь незначительные вариации возраста, в котором может появиться навык, но никогда не влияет на последовательность или закономерность. Исследование Гезелла выявило нормы, такие как порядок и средний возрастной диапазон, в котором появляются различные ранние формы поведения, такие как сидение, ползание и ходьба. При проведении своих исследований Гезелл разработал сложные методы наблюдения, в том числе односторонние экраны и методы записи, которые не беспокоили ребенка.
Жан Пиаже
Жан Пиаже (1896–1980) считается одним из самых влиятельных психологов двадцатого века, а его поэтапная теория когнитивного развития произвела революцию в нашем взгляде на детское мышление и обучение. Его работа вдохновила на большее количество исследований, чем любой другой теоретик, и многие из его концепций до сих пор лежат в основе психологии развития. Его интересовали детские знания, их мышление и качественные различия в их мышлении по мере его развития. Хотя он называл свою область «генетической эпистемологией», подчеркивая роль биологического детерминизма, он также придавал большое значение опыту. По его мнению, дети «конструируют» свои знания посредством процессов «ассимиляции», в которых они оценивают и пытаются понять новую информацию на основе имеющихся у них знаний о мире, и «аккомодации», в которой они расширяют и модифицируют свои когнитивные способности.