Оттенки значения – Значение слова ОТТЕНОК. Что такое ОТТЕНОК?

Какими бывают ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ — Карта слов и выражений русского языка

ОТТЕ́НОК, -нка, м. 1. Разновидность какого-л. цвета, отличающаяся от основного большей или меньшей яркостью, интенсивностью и т. п. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпуровых и огненно-золотых красок; немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки. Куприн, Ночлег. Были ирисы — от бледно-голубых и почти что до черных, орхидеи всевозможных оттенков, лилии красные, оранжевые, желтые. М. Пришвин, Женьшень.

Все значения слова «оттенок»

Значе́ние (в семиотике) — объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом — знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения, в процессе семиозиса устанавливается отношение обозначения.

Все значения слова «значение»
  • Чаще же содержимое памяти героя даётся отстранённо, с оттенками значений и оценок, привнесённых извне.

  • Понятие «справедливый» может иметь несколько оттенков значения: 1) действующий беспристрастно, соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных, честных основаниях; 3) истинный, правильный.

  • Все оттенки значения этого имени влились в её кровь.

(все предложения)

kartaslov.ru

§ 76. Значение и оттенок значения

Другой семантической величиной, меньшей значения, является оттенок значения, о котором ведутся длительные споры в отечествен­ном и зарубежном языковедении. Однако подавляющее большинство 236

лингвистов, особенно тех, кто непосредственно связан с лексикогра­фической работой, не сомневается в реальности оттенка и в его важности как в практическом, так и теоретическом отношении. Вместе с тем ученые отмечают объективные трудности его изучения, обуслов­ленные самой природой таких идеальных образований: они потенци­альны, подвижны, требуют для своей актуализации и оживления наличия особых контекста, речевых условий. Как семантическая вели­чина, меньшая значения, оттенок не имеет относительно самостоя­тельного, логически расчлененного соотношения с отдельным классом предметов или явлений. Выше мы подчеркивали, что слово — не математический знак, и его значение — не математическое, чистая абстракция. Обобщение в слове формируется исторически, через от­ношения и связи с другими понятиями, испытывая в своем развитии воздействие многих внутриязыковых и внеязыковых факторов. В этих связях и отношениях выражается и исторически изменяющееся наше понимание обозначаемого.

Оттенок функционирует внутри понятия, в пределах его логической схемы, не затрагивая категориальных функций значения слова; он более индивидуален, ассоциативен, а потому нередко потенциален, т. е. реализуется далеко не в каждом употреблении слова, в значение которого он входит. Вспомним, что и другие элементы значения слова не в каждом его употреблении могут актуализироваться. При таком понимании оттенок значения — это отдельный семантический уча­сток, выделяющийся в «семантическом пространстве» обозначаемого понятия. Образование оттенка может быть обусловлено: воздействием внутренней формы на формирование значения (абстракции), развити­ем значения, расширением фразеологических связей слова, соотнесен­ностью стилистических, эмоциональных характеристик слова с соответствующими семантическими признаками его значения и др.

Оттенки значения играют особенно активную и важную роль в синонимике языка, в стилистической системе языка, его экспрессив­ных, эмоциональных, образных средствах выражения.

Синонимия сама по себе не является условием существования оттенков значения. Это семантически независимые явления; оттенки формируются, существуют и могут обнаруживаться и вне синоними­ческих отношений. Но поскольку синонимы обозначают один и тот же класс предметов, явлений и на этой основе тесно взаимодействуют друг с другом,— синонимия способствует более самостоятельному, контрастному проявлению оттенков; тем самым они приобретают в синонимии особую роль. Можно сказать, что возможность формиро­вания, выражения и самостоятельной актуализации оттенков с по­мощью синонимов способствует утверждению и закреплению в языке как самой синонимии, так и оттенков, играющих, как известно, существенную роль в отношениях между синонимами. Подобно тому, как свойства предмета обнаруживаются в отношениях с другими

237

предметами, так и признаки и оттенки значения слова обнаруживаются в смысловых связях с другими словами.

Для доказательства высказанных выше положений обратимся к разбору некоторых примеров из русского языка. Глаголы жить и существовать определяются в толковых словарях одинаково. В Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой пишется:

«Существовать имеет отвлеченный характер и указывает на то, что лицо сохранило жизнь, а не умерло». Но возможные семантические отличия, обнаруживаемые в речи в конкретных смыслах словосочета­ний и отражающие потенциальную семантику этого слова, значительно богаче. В контексте, в тесной связи и координации со значениями других слов как бы высвечиваются отдельные черты значений сино­нимов.

Глагол существовать по сравнению с жить имеет, скорее, не общественный, а биологический признак — «быть; находиться, при­сутствовать в процессе бытия»: «Он (Терещенко) — настоящий худож­ник, таких почти не существует» (А. Блок. Письмо Л.Д. Блок, 1917, 3 мая) «— Яков Демидыч, для чего ты на свете

живешь?.. Для чего ты на свет родился, для чего на земле существуешь?» (И. Бунин. Божье дерево) и др. В другом контексте глагол существовать обнаруживает по сравнению с жить часто противопоставляя^ ему, уничижительное значение, обозначая механическую, однообразную жизнь, лишенную радостей, удовольствия, ясной цели: «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагал все надежды на будущее» (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско). Интересно, что глагол существовать может приобретать, напротив, утверждающий оттенок и противопоставляться глаголу жить, подчеркивая действи­тельное бытие, наличие в жизни: «Представлялось ему и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилию Чичиковых: ре-звунчик мальчишка и красавица дочка, или даже два мальчугана и даже три девочки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то, что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком,— чтобы не было стыдно и перед отечеством…» (Н. Гоголь. Мертвые души). По сравнению с жить существовать может приобре­тать отвлеченный, распространительный оттенок «присутствовать в том или ином виде в действительности»: «…Если разобраться, все живые существа в мире в равной степени — и мои предки и мои потомки. Я существую в так называемом времени, которое так же, как и я, бесконечно. Умерев, я просто соединился с бесконечным миром элементарных частиц, как это стало принято считать в науке через сто лет после меня» (В. Катаев. Кладбище в Скулянах) и др.

Оттенки значения, не выходя за рамки одного и того же понятия, могут подчеркивать отдельные особенности обозначаемого. Так, в паре глаголов гаснуть-тухнуть для слова гаснуть и его производных наи­более важным является указание на прекращение свечения, тогда как 238

для тухнуть и его производных существенно также и прекращение горения1.

В паре синонимов коснуться — дотронуться последний обозначает намеренное действие живого существа (ср.: Он коснулся ее руки = Он дотронулся до ее руки, но только Лодка коснулась берега). Слова с экспрессивно-синонимическим типом значения отличаются от соот­ветствующего синонима с номинативным типом значения не только экспрессивной возвышенной или сниженной оценкой, но и своей семантикой: обозначаемое явление должно обладать качествами, соот­ветствующими таким оценкам (ср. пары: глаза очи, лоб — чело, одеть облечь, есть — вкушать — жрать и т. п.). К оттенкам относят и осо­бенности значения, связанные с внутренней формой слова, т. е. образным или описательным представлением обозначаемого (ср.: краткий — немногословный, тишина — безмолвие беззвучие молча­ние, небывалый — невиданный — неслыханный, гостеприимный хлебо­сольный и т. п.).

Как уже говорилось выше, у большинства языковедов, и прежде всего стилистов, лексикографов, особенно внимательно вникающих в семантические и стилистические тонкости значений слов, не вызывает сомнения реальность оттенков значения слова, хотя все они подчер­кивали значительную трудность их нахождения и отражения; вместе с тем они отмечали известную недифференцированность обозначаемых этим термином языковых фактов. «Сравнительно легко наметить ос­новные группы значений,— писал Л.В. Щерба,— но установление так называемых оттенков представляет уже большие трудности и иным кажется неважным, а иным субъективным. Не может быть сомнения в том, что такие ведущие к своего рода словарному агностицизму суждения неверны. Трудность отыскания чего-либо не доказывает отсутствия искомого» (12, с. 282). Ш. Балли указывал на скрытое существование оттенков значения и переменный характер их обнару­жения. «Не подлежит сомнению,— замечал он,— что все указанные в словарях характерные оттенки синонимов действительно существуют в скрытой форме в сознании говорящего; однако в каждой отдельной ситуации и в каждом данном контексте речевой факт не может

Осинонимах этого порядка известный судебный деятель, оратор и знаток языкаП.С. Пороховщиков писал: «У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями. Если бы в первоначальном наброске о смерти Ленского Пушкин написал: Угас огонь на алтаре, я думаю, что перечитав рукопись, он заменил бы слово угас словом потух, а если бы в стихотворении «Я вас любил» было первоначально сказано… Любовь еще, быть может, В душе моей потухла не совсем» Пушкин, несомненно, вычеркнул бы это слово и написал бы: угасла не совсем» (Искусство судебного оратора//Об ораторском искусстве. М., 1959, с. 143).

239

обнаружить всю совокупность своих оттенков; в каждом случае на первый план выступает один из них, и он временно оттесняет все остальные на задний план. Выявить эту эмоционально-смысловую доминанту может только окружение, контекст» (31, с. 181). «Без понятия оттенка,— писал Р.А. Будагов,— ничего нельзя уяснить ни в синонимах, ни в синонимических рядах, ни в лексических расхожде­ниях между языками, ни в теории перевода, ни в стилистике в целом…» (32, с. 19). Как заметили лексикографы, при лексикографическом описании значений слова этот термин оказывается необходимым, являясь промежуточным звеном между употреблением и значением, т. е. отражая семантические величины, не равные сформировавшемуся в языке значению слова, но и не образующиеся в отдельном речевом акте (33, с. 533). Действительно, учитывая, с одной стороны, семанти­ческую непрерывность языка, органическую семантическую связь про­изводных слов и значений с их производящими, и, с другой стороны, временную, историческую постепенность формирования нового поня­тия (а следовательно, и значения), трудно предположить отсутствие такой единицы.

studfile.net

Какими бывают ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЙ — Карта слов и выражений русского языка

ОТТЕ́НОК, -нка, м. 1. Разновидность какого-л. цвета, отличающаяся от основного большей или меньшей яркостью, интенсивностью и т. п. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпуровых и огненно-золотых красок; немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки. Куприн, Ночлег. Были ирисы — от бледно-голубых и почти что до черных, орхидеи всевозможных оттенков, лилии красные, оранжевые, желтые. М. Пришвин, Женьшень.

Все значения слова «оттенок»

Значе́ние (в семиотике) — объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом — знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения, в процессе семиозиса устанавливается отношение обозначения.

Все значения слова «значение»
  • Чаще же содержимое памяти героя даётся отстранённо, с оттенками значений и оценок, привнесённых извне.

  • Понятие «справедливый» может иметь несколько оттенков значения: 1) действующий беспристрастно, соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных, честных основаниях; 3) истинный, правильный.

  • Все оттенки значения этого имени влились в её кровь.

(все предложения)

kartaslov.ru

Какими бывают ОТТЕНКИ СМЫСЛА — Карта слов и выражений русского языка

ОТТЕ́НОК, -нка, м. 1. Разновидность какого-л. цвета, отличающаяся от основного большей или меньшей яркостью, интенсивностью и т. п. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпуровых и огненно-золотых красок; немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки. Куприн, Ночлег. Были ирисы — от бледно-голубых и почти что до черных, орхидеи всевозможных оттенков, лилии красные, оранжевые, желтые. М. Пришвин, Женьшень.

Все значения слова «оттенок»

Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности.

Все значения слова «смысл»
  • Она важна главным образом потому, что указывает не только на историческое многообразие принципов размещения и возведения столиц, но и на различные и многообразные концепции, оттенки смысла и понимание функций столичности в различных странах или цивилизациях.

  • В разных философских традициях у слова «мудра» был свой оттенок смысла.

  • Я воспользуюсь словом fad, которое имеет много значений и оттенков смысла (фантазии, увлечения, причуды, капризы моды и т.

(все предложения)

kartaslov.ru

Значение слова «оттенок» в 5 словарях

существительное

Значение слова оттенок

Все словариСловарь УшаковаСловарь лингвистических терминовТезаурус русской деловой лексикиСловарь ОжеговаСловарь Ефремовой

Словарь Ушакова

оттенок

оттенок, оттенка, муж. разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона. Различные оттенки синего цвета. Серый цвет с зеленоватым оттенком. Розы светлых оттенков.

| перен. Особенность, разновидность, представляющая собою тонкое различие, мало заметный переход от одного к другому нюансу. «Поэт роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег.» Пушкин. Новый оттенок значения слова.

| Добавочное чувство, настроение, видоизменяющее характер основного. Говорил с оттенком пренебрежения. В его речи появился оттенок добродушия.

Словарь лингвистических терминов

оттенок

Побочное значение (вторичное, сопутствующее, накладывающееся на основное). О. неодобрительности. О. ласкательности. О. уменьшительности. О. презрительности. О. торжественности. О. официальности. О. уничижительности.

Тезаурус русской деловой лексики

оттенок

Syn: краска, тон

Словарь Ожегова

оттенок

ОТТЕНОК, нка, м.

1. Разновидность одного и того же цвета. Голубой цвет разных оттенков.

2. перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова.

3. перен., чего. Дополнительное свойство, небольшой налёт чегон. О. иронии в голосе.

| прил. оттеночный, ая, ое (к 1 знач.). О. краситель.

Словарь Ефремовой

оттенок

  1. м.
    1. :
      1. Разновидность какого-л. цвета, отличающаяся от других его разновидностей степенью яркости и густоты.
      2. Добавочный цвет, примешивающийся к основному и проявляющийся на его фоне.
    2. Разновидность звучания; переход от одного звукового тона к другому.
    3. :
      1. Разновидность какого-л. явления, отличающаяся от других его разновидностей степенью и характером проявления.
      2. Легкий отпечаток чего-л., несколько видоизменяющий характер явления, придающий ему особую окраску.
    4. Незначительное видоизменение смысла, выражаемого словом или речью, а также чувства, передаваемого ими.
    5. :
      1. Тонкое различие в степени проявления какого-л. чувства, настроения, состояния и т.п.
      2. Налет какого-л. чувства, настроения, придающий своеобразие тому или иному действию или состоянию.

Добавить свое значение

Ассоциации к слову оттенок

Цитаты со словом оттенок

  • Какое счастье быть молодым, так волноваться, так остро чувствовать каждый оттенок краски, формы и всей непостижимости бессмысленности человеческой деятельности!. Теодор Драйзер, «Стоик»
  • Попытка понять Вселенную — одна из очень немногих вещей, которые чуть приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей оттенок высокой трагедии.. Стивен Вайнберг
  • В доброе отношение людей к некоторым домашним животным закрадывается порою оттенок лести самим себе.. Вовенарг

Синонимы к слову оттенок

  • блеск
  • валер
  • вариация
  • вид
  • вкус
  • голубизна
  • доза
  • доля
  • душок
  • звук
  • ингредиент
  • колер
  • лоск
  • налет
  • налетом

znachenie-slova.ru

Предложения со словосочетанием ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ

Чаще же содержимое памяти героя даётся отстранённо, с оттенками значений и оценок, привнесённых извне. Понятие «справедливый» может иметь несколько оттенков значения: 1) действующий беспристрастно, соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных, честных основаниях; 3) истинный, правильный. Все оттенки значения этого имени влились в её кровь. Для каждого ключевого слова приводятся дополнительные фразы, описывающие оттенки значения для этой позиции. В синонимическом ряду синонимы различаются оттенками значений, стилистической характеристикой или способностью вступать в соединение с другими словами.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное итальянский в отрывке:

Словно что потерявший, ходил он по аллеям парка в своей итальянской шляпе.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Термины из других теорий, с другими оттенками значений и другими ассоциациями!). Оттенки значения… А высокая самооценка — это вообще замечательно. Эти два оттенка значения слова «шине» отражают суть данной медитации. Эти слова могут иметь другие оттенки значения, и в зависимости от контекста они будут переводиться иначе. Авторская постановка тире (не соответствующая изложенным правилам) возможна в том случае, когда автор меняет интонационную схему предложения и тем самым вносит в сообщение дополнительные оттенки значений. Большую роль для восприятия поэтического слова во всём многообразии сочетающихся в нём значений и оттенков значений играют ассоциации и степень их отчётливости. Синонимы — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем, и другим. Обычно синонимы не бывают абсолютными, а содержат оттенки значения — коннотации, и поэтому являются для автора художественного произведения очень удобными выразительными средствами, если их использовать к месту. Это слова, имеющие дополнительный оттенок значения. Более того, любые упоминания аспектов коммуникативного акта, будь то специфический оттенок значения слова, тембр голоса или шум за окном, всегда подчинены этой авторской сверхзадаче. Разновидности русской судьбы — назначение (предназначение), провидение, рок, участь, доля различаются оттенками значений и проливают дополнительный свет на осмысление этого понятия в инвариативном виде в русском языковом сознании. Но если мы настаиваем на том, чтобы обязательно сохранять все оттенки значений этого изумительного космического слова «огонь» в любом контексте, то должны осознавать, что это можно сделать только в поэзии, но не в науке и не в философии. Чтобы проложить свой путь в систему того или иного мыслителя, чтобы до конца понять не только слова и фразы, но и оттенки значений, которые хотел передать автор (насколько это возможно), чтобы изучить детали системы в их связи с целым, чтобы полностью осознать, что породило эту систему и каковы её следствия, требуется длительное время. Фразеологизмы, входящие в синонимический ряд, могут различаться оттенками значения, стилистической окраской, а иногда всеми этими признаками одновременно. Многие фразеологизмы глагольного, адъективного и особенно наречного характера содержат оттенок значения «очень, сильно, в высшей степени», который, как правило, не выделяется в семантической структуре слов близкого значения. При этом устойчивые сочетания преобразуются и нередко получают новые оттенки значения, как это можно наблюдать на процитированном примере. Сближение и совмещение обоих оттенков значений происходит в самом начале христианской эпохи. Конечно, мы имеем дело с оттенками значений, и нам лучше всего проявить сдержанность в выводах, что также поможет убавить пыл дискуссий о разногласиях и даст возможность более трезво и обоснованно рассуждать на эту тему. Произошло явление, общее для всей терминологии: первому употреблению термина обычно стремятся придать чёткую однозначность, но по мере употребления он обрастает все новыми оттенками значений, а затем и самостоятельными новыми значениями. Здесь уже другой оттенок значения public — «важный для общества». Синонимы бежать — мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться значит не просто бежать, а бежать с большой скоростью. Поэтому сначала родственные слова, семейства слов вступали в жизнь на коммунальной основе, имея общий запас возможных и реализованных значений, а также общее право на всех их; индивидуальность слов заключалась скорее в оттенках значений одних и тех же идей, нежели в исключительном праве на выражение какой-то одной идеи. Этот корень означает пылающую яркость, поэтому он используется для обозначения огня; он означает движение, в особенности извилистое или змеевидное; он имеет значение силы и мощи, красоты и блеска, лидерства и превосходства; он также приобрёл определённые эмоциональные оттенки значения, которые утратились в санскрите, но сохранились в греческом, — это яростная страсть, с одной стороны, и восторг и любовь, с другой. Каждый язык обладает своеобразием: оттенки значений, входящие в функционально-семантическое поле одного языка, в любом случае отличаются от оттенков значений функционально-семантического поля другого языка. Трудность такого нормирования заключается в том, что стилистика — это выбор средств языка, обладающих оттенками значений, экспрессивно-оценочной окраской. Писателю всеобщим мнением разрешается в интересах художественного замысла нарушать норму, создавать новые слова, вводить новые оттенки значений, формировать индивидуальный стиль, но всё это только в пределах художественного текста. Продолжение работы над средствами языковой выразительно сти. Различение оттенков значений слов в тексте. На этой стадии развития возникает мудрость со многими оттенками значений — от зрелости ума до сосредоточенности знаний, — тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием. И мы отчётливо распознаем его форму и оттенок значения. Слова, относящиеся к деталям пейзажа (туман, луна, последний луч, могильный холм), приобрели дополнительные оттенки значений, эмоциональную глубину за счёт единства интонации, мелодического строя стихов, захватывающего читателя, передающего ему настроение поэта. В душе вы верны староязу со всей его расплывчатостью и ненужными оттенками значений. Ведь при первичном обучении изучаются основные слова, а синонимы, добавляющие богатства в речь, дающие определённые оттенки значению, изучаются на гораздо более поздних этапах. Или, если вы так настаиваете на разнице в оттенках значений, эта шляпа принадлежит ему. Этот второй оттенок значения будет ещё сильнее ощущаться в следующей исторически категории прекрасного — югэн. К тому же наши губы, произнося те или иные слова, одновременно передают различные оттенки значения, наше настроение, отношение к тому, о чём мы говорим. Говоря о заклинании можно идти путём усложнения, собирая все тончайшие оттенки значений цвета и звука — путь будет стар и неподвижен. Семинаром руководил гладко выбритый старичок с осанкой и внешностью владетельного барона, но, как немедленно обнаружилось, — зануда, готовый обсуждать оттенки значений каждого слова вечность! Неужели одни авторы проигнорировали абсурдные сновидения, а другие не заметили тех, в которых был заключён глубокий смысл и тонкие оттенки значения? Но ему пытались объяснить оттенки значения. Этим методом наглядного преподавания пользовались первые великие учителя человечества: именно они создали систему иероглифов, обладавших неисчислимыми оттенками значения на каждом уровне восприятия. Однако понятие самой культуры как объекта социологии также имеет специфический оттенок значения.

Неточные совпадения

Формы будущего времени, как и формы настоящего, имеют оттенки долженствования, предписания или приобретают условное значение (обычно в сложноподчинённых предложениях). Причём цветные велотрусы вы можете надеть как с цветными футболками, так и с однотонными, в этом варианте цветовая гамма не имеет особого значения, так как в летний период все оттенки и краски актуальны, и чем пестрее они окажутся, тем ярче вы будете смотреться. Жёлтый цвет имеет множество оттенков и значений. Утратив определённое значение и воспроизводя прежде всего не отграниченный определённо ряд оттенков, слово становится общим. Цветностью или хроматикой цвета в компьютерной графике называется характеристика, имеющая одинаковое значение для всех оттенков одного цвета и различные значения для любой пары оттенков разных цветов. В большинстве случаев информация о яркости записывается в диапазоне от 0 до 255 — такого диапазона значений достаточно, чтобы соседние яркостные оттенки практически не различались глазом и разницы между яркостью номер 133 и яркостью номер 134 обычный человек заметить не мог. Цветность (цветовой тон) или хроматика — числовая характеристика, имеющая одинаковое значение для всех оттенков одного цвета и различные значения для любой пары оттенков разных цветов. Как и режим Grayscale (Оттенки серого), режим индексированного цвета позволяет сохранить до 256 отдельных оттенков — но на этот раз не фиксированных значений яркости, а любых цветов. Волшебная власть их в том именно, что у каждого из них есть значение вещественное, вполне твёрдое и устойчивое; они не расплывчаты, как звуки музыки, и вместе с тем в этом твёрдом составе скрыты неисчислимые и неисследимые, призрачные глубины, оттенки, тени и дымки: эти твёрдые печатки, монетки и слепки бесконечно сжимаемы и растяжимы, то есть упруги. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Я воспользуюсь словом fad, которое имеет много значений и оттенков смысла (фантазии, увлечения, причуды, капризы моды и т. Несмотря на то что судебная практика широко применяет и использует понятия «частный и публичный интерес», отрасли действующего законодательства продолжают оставлять их без должной легализации, используя при этом обильно в текстах нормативных правовых актах указанные понятия, ограничиваясь, однако, лишь опосредованными установлениями соотношения интересов и гарантиями их реализации, что позволяет правоприменителю по-разному трактовать их в зависимости от конкретного случая, отчего в процессе правоприменения роль и значение интересов приобретает всё более выразительный оттенок. Разумеется, при влиянии памятника на последующую литературу этот оттенок мысли мог и не иметь большого значения; можно было заимствовать мысль об уважении царя к закону, без её логического обоснования. Читатель должен помнить, что все эти цвета образуют бесконечные комбинации и соединения и проявляются в самых разнообразных степенях яркости и силы, причём каждый цвет и оттенок имеет своё значение в глазах оккультиста. Чем больше дополнительных оттенков сопровождает основное значение модели, тем более ограниченным оказывается ареал её действия. Причём каждая перестановка так или иначе изменяет смысловые оттенки, сохраняя лишь общее значение всего предложения. Каждый цветовой оттенок имеет в своём месте своё особое смысловое оправдание и значение. Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая выступает и в качестве образца.

kartaslov.ru

Значение цвета


Сознаем мы это или нет, цвета оказывают определенное воздействие на всю нашу жизнь.
Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, невольно выбираем одежду теплых и живых цветов — оранжевого, желтого или красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины, так как мужчины теснее связаны социальными рамками и часто подавляют в себе желание надеть одежду желаемого цвета.

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, где хотят, чтобы клиенты задерживались поменьше за едой, дабы прошло больше посетителей, всегда много таких ярких красок, как желтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где заинтересованы подольше удерживать клиентов.

Цвета делятся на основные — красный, синий и желтый, и на дополнительные — зеленый, оранжевый и фиолетовый.

Красный — цвет жизни, солнца, огня. Он вызывает противоположные чувства — любовь и ненависть, радость и гнев. Он наиболее бросается в глаза. Считается, что стимулирует кровообращение. Красный — цвет сердца, легких и мускулов; он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными.

Синий цвет привносит ощущение мира и бесконечности, расслабляет человека. Этот холодный свет влияет на эндокринную систему, на наши реакции на стресс, на релаксацию (расслабление), а также на систему защиты организма от инфекций и аллергии. 

Желтый цвет символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующий эффект. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, его «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков.  Желтый улучшает настроение людей, вечно чем-то недовольных.

Зеленый — самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые утром просыпаются уже усталыми, недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы на несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло. 

Фиолетовый цвет всегда ассоциируется с духовностью. Он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам.А если вы хотите умерить свой аппетит — надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно. 

Бирюзовый цвет — это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический (лечебный) эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления, освобождения и благоденствия.

Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую по нескольку минут. Вскоре вы поймете, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту.
Различают несколько видов воздействия цвета на человека, мы же рассмотрим физическое и психологическое.

Под физическим воздействием понимается воздействие цвета на функциональные системы человеческого организма. Самой яркой способностью к этому обладают красный и синий цвета, особенно при максимальной насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, активизирует все функции организма, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, вызывает учащение дыхания и пульса.
Желтый цвет — физиологически наиболее оптимальный, наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную систему;
Зеленый цвет — самый привычный для органа зрения, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную активность, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мышечные и головные боли;
Голубой цвет — успокаивает, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания;
Синий цвет — оказывает успокаивающее действие, которое переходит в угнетающее. Затормаживает функции всех физиологических систем организма.
Фиолетовый цвет — соединяет эффект красного и синего, производит гнетущее впечатление.
Красный, желтый, оранжевый являются цветами экстраверсии, т.е. рождают импульс, обращенный наружу.
Синий, фиолетовый, зеленый — интровертны, их импульсы обращены внутрь.
Оранжевый и красный попутно со зрительным возбуждают и слуховой центр мозга, это вызывает кажущееся увеличение громкости шумов (например, милицейская «мигалка» с сиреной). Недаром эти активные цвета часто называют кричащими.
Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы уменьшают громкость шумов.
Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий — влажным, розовый — слащавым…
Это воздействие цвета нельзя объяснить ассоциациями (осенние желто-коричневые листья и т.д.). Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого. Например, встречаются такие основные характеристики кажущегося воздействия цветов:
Белый — легкий
Желтый — легкий теплый сухой
Оранжевый — теплый сухой кричащий, громкий
Красный — тяжелый теплый сухой кричащий, громкий
Фиолетовый — тяжелый
Синий — тяжелый холодный влажный тихий, спокойный
Зеленый — прохладный влажный спокойный
Голубой — легкий влажный тихий, спокойный
Коричневый — тяжелый теплый влажный
Черный — тяжелый сухой
«Синестетическое чувствование» присуще всем людям, однако наиболее знакомо оно творческим натурам с тонкой психической организацией. Вот как ощущали мир японские поэты:
Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
(Мацуо Басе)

Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
свежо зазеленел.
(Саймаро)

Но очевидно, что гораздо сильнее воздействуют цвета на нашу физиологию и психику через механизм ассоциаций.

Цветовые ассоциации занимают исключительно важное место в жизни человека. Так было с незапамятных времен, и, может быть, для древнего человека язык цветов был намного красноречивее, чем для нас сегодня. Воины своим боевым нарядом стремились вызвать возбуждение и страх; жрецы, украшая жертвы цветами и позолотой, — благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, — трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества у подданных; а пестрые циновки и яркое убранство жилищ помогали людям переключаться с труда на отдых и семейные радости.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Здесь пойдет речь о чувствах, переживаниях, которые мы может испытывать под влиянием того или иного цвета.

Абсолютно зеленый есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука радости, ни печали. Именно это полное отсутствие движения благотворно действует на утомленную психику, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать приглушенней, делается более серьезным, вдумчивым.  

Желтый цвет беспокоит человека, «колет», возбуждает, активизирует его состояние.

Синий же склонен к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем сильнее он зовет к бесконечному, будит голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенное до пределов черно

www.isz.minsk.by

Добавить комментарий