Охарактеризуйте духовные потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые

Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья

КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?

Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!

КАК ВЫБРАТЬ репетитора

Выбрать репетитора самостоятельно

ИЛИ

Позвонить и Вам поможет специалист

8 (800) 333 58 91

* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41

Выбранные репетиторы

Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.

Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки

Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ

от
800 до 5000 ₽

за 60 мин.

и зависит

ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора

ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)

ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)

Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом

Почему я выбираю DisTTutor

БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА

ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ

НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.

ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА

ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО

376721 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА

уже сделали свой выбор

И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах

Чулпан Равилевна Насырова

«

Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!

«

Алина Крякина

Надежда Васильевна Токарева

«

Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки.

Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.

«

Эльмира Есеноманова

Ольга Александровна Мухаметзянова

«

Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.

«

Оксана Александровна

Наталья Борисовна Карасева

«

Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику.

По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.

«

Елена Васильевна


Клиентам

  • Репетиторы по математике
  • Репетиторы по русскому языку
  • Репетиторы по химии
  • Репетиторы по биологии
  • Репетиторы английского языка
  • Репетиторы немецкого языка

Репетиторам

  • Регистрация
  • Публичная оферта
  • Библиотека
  • Бан-лист репетиторов

Партнеры

  • ChemSchool
  • PREPY. RU
  • Class

Контрольная работа: Духовная жизнь общества: сущность и природа

Тема: Духовная жизнь общества: сущность и природа

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.00K | Скачано: 165 | Добавлен 17.05.13 в 15:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новороссийск 2012

Вопросы:
1. Социальная природа духовной жизни общества.
2. Содержание духовной жизни общества.
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Обьясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.

Введение:

«Человечество, если оно не хочет бессмысленно

топтаться во тьме, на своем пути должно нести

перед собой свет. И, пожалуй, не только свет разума,

 но и свет нравственности; к этому необходимо

стремиться и всем наукам и искусствам…»

И. Чапек

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и прочее.

Человек-это существо общественное. Потому что непременным условием, так сказать, допуска в жизнь общества является процесс социализации, то есть освоение им специфически человеческого  образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и другие.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных — эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), — рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой,  духовной жизнью общества, что и будет предметом  дальнейшего анализа.

Вопрос № 1 Социальная природа духовной жизни общества.

«Так или иначе, человек живет как бы на перекрестке

времени – прошлого и настоящего. Смерть памяти-

смерть духа, ибо она, память, — познание  накопленным

опытом самого себя, истоков и направления бытия…»

Ю. Бондарев

Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало  способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и другие. Каждый из них схватывает  лишь какую-то часть реальности, а в совокупности они образуют своеобразное системное единство, как существенные  различия способов духовного освоения мира, так и их взаимодополняемость, внутренняя взаимосвязь

Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность (присутствующая  в нас самих, являющаяся неотъемлемой частью личности человека), совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Дух, идеальное начало, не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они надиндивидуальны , всеобщи, объективны, то есть от человека вроде и не зависят. Этот непонятный феномен таких идеальных начал составляет суть проблемы духа. Проблема духа, проблема духовности — это есть определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему — природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» — категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность, поэтому философы всегда уделяли особое внимание этому.
Один из самых первых философов, которых интересовала проблема духа, был Платон. Он предпринял фундаментальную попытку поставить и разрешить этот вопрос. В его философии бесплотное, неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную, иерархизированную структуру, которая буквально держит мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным подобием.

Далее продолжение так сказать «Линии Платона», было в Средневековье. Это своеобразное развитие проявилось в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платоном материальным миром сменилось его однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном  счете духовное начало.

Позже произошла смена философских предпочтений и началась новая историческая эпоха. Эпоха рационализма! Люди гласили: «Разум правит миром!», но этот разум был уже не Божим, а человеческим. Это было в восемьнадцатом веке, когда реальные успехи человеческого разума были настолько  велики и очевидны, что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Не смотря на то, что люди верили в рациональное управление историей, в эту эпоху произошло много переворотов и  очень много колоссальных  малопонятных жертв и страданий!

Но стоит отметить труды Карла Маркса ( сделанные в эту эпоху). Ему принадлежит несомненная заслуга четкой постановки  и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появления человеческого разума, так  и многие его последующие приключения. Более простого и ясного рационалистического решения этой проблемы пока еще никто не предложил.

Карл Маркс недаром выделил зависимость общественного сознания от  общественного бытия, ведь структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание —  это целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание – это феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику.

Затем на смену рационалистической философии пришла неклассическая философия. Она сознательно культивировала иррационализм. На этом пути было открыто немало интересных истин.

Исторические эпохи меняются из-за смены философских предпочтений. Что можно сказать о нашей современной духовной ситуации?

Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой — она несет тревоги и опасения, поскольку отдельный человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего и море информации, утрачивает гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает по мере того, как одерживаются блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, растет комфорт и благополучие людей, приобретается более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным–

« В прошлом опасность было в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами»

Эрих Фромм…

Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная  сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности. Но генетическая связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни.

Все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Это обстоятельство создает объективную основу вроде бы чисто субъективной человеческой духовности.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные продукты духовной деятельности (идеи, нормы, идеалы) раз возникнув и доказав свою практическую значимость, сохраняются в социальной памяти человечества неограниченно долго. Но для того, чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение, любое духовное образование должно материализоваться, воплотиться во что-то предметное ( знак, символ, звук, изображение). Это «опредмечивание» идеального одновременно выступает и как его объективизация. Такая новая реальность,(не сами по себе тексты, звуки, правила, а их смысл, содержание!) обособляется от отдельного человека и выступает по отношению к нему, а также ко всем последующим поколениям людей, как нечто объективное, то есть независимое от сознания конкретных людей, но в то же время вне этого сознания просто не существующее. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, то есть усвоение им основных норм культуры.

            Подведем итоги;

           Понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования.

Главное здесь — не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей.

Вопрос № 2  Содержание духовной жизни общества.

«Да, память и культура- это совесть многих поколений,

всех тех, кто жил, строил, любил, страдал,

боролся за нас и тех, кто живет сейчас…»

Ю. Бондарев.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом схожа . Но содержание духовной жизни общества весьма сложно. Его ядром является общественное и индивидуальное сознание.

Элементы духовной жизни общества:

  1. духовные потребности;
  2. духовная деятельность и производство;
  3. духовные ценности;
  4. духовное потребление;
  5. духовные отношения;
  6. проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. — общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность — форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются:

1.  новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях;

2. духовные общественные связи индивидов;

3. сам человек.

Особенностью духовной деятельности является принципиальная невозможность отделить применяемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного производителя.

Поэтому в духовной деятельности все замыкается на творческую индивидуальность.

Духовные ценности — категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности — форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее

          Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе. Но, не смотря на это,  усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (такие как: идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.)

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей (познавательных, художественных, нравственных и др.)  выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.

Духовное общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Вопрос № 3  Охарактеризуйте  взаимоотношения между материальным и духовным производством. Обьясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.

      « Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми.

      Духовное производство – это  коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов или «производство сознания в особой общественной форме». Духовное производство лежит в основе таких «видов освоения действительности» как наука, искусство и религия. При этом мораль, право и политика к духовному производству не относятся, поскольку складываются стихийно. Оно рассматривается как дополнение к материальному производству. »

(из словаря Ожегова.)

Как уже было сказано ранее, структура  духовная  жизнь человечества происходит и отталкивается от жизни материальной.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от  материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. И те, и другие — суть связи и отношения между людьми, то есть субъекты отношений одни и те же. Следовательно, вся разница между двумя основными видами отношений заключается в их основании: по поводу чего они складываются. Если это основание материальное, то и  отношение будет таковым. Если это – идея, понятие, образ, то и отношение будет духовным.

И так, в чем же заключается специфика духовного производства и его отличия от производства материального?! Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются  идеальные  образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй,  главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех!

 Материальные блага  ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. А вот с духовными благами все иначе — от потребления они  не убывают и даже наоборот возрастают.

Вспомним фразу « Труд есть источник всякого богатства». Уж по отношению к богатству духовному эта фраза верна на все сто процентов. Создающий это богатство труд имеет ряд особенностей, главная – это всеобщий характер. Духовный труд- это всеобщий труд!  Это значит, во-первых, что данный труд осуществляется не только современниками, но и  всеми предшественниками, когда- либо обращавшихся к той или иной проблеме. А во-вторых, всеобщий характер духовного труда означает, что усилия отдельного работника умственного труда  способны обогатить разом все человечество. И еще, продукты духовного труда изначально общественны. В отличии  от  продуктов материального производства они по природе своей не предназначены для индивидуального потребления.

Духовная деятельность самоценна, она обладает значимостья нередко  безотносительно к результату. В материальном производстве такого почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно нелепость! А вот искусство для искусства вполне реально!

 В чем же еще разница?! В области материальных благ больше ценится не их создатель, а их обладатель.  В духовном производстве все иначе.

Далее, в материальной сфере подавляющему большинству  членов общества навязывается сам  труд, в то время как продукт изымается. В сфере духовной навязывается большинству как раз продукты труда ( идеи, образы, принципы и т.д.), сам же процесс их создания остается недоступным. То есть разделение производства и потребления налицо и в духовном производстве.

Именно несоответствие индивидуального способа производства  духовных ценностей и общественного характера их присвоение является движущей силой его развития. Прослеживаемая  в будущем перспектива развития духовного производства — в расширении  возможностей всех без исключения индивидов участвовать  в производстве, а не только в потреблении духовных благ.

Заключение:

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

« Вы живете в мире, который быстро меняется.

завтрашний , он будет непохож на вчерашний,

 потому что вы будете менять его своими действиями,

 своими желаниями, своими знаниями.

Но, чтобы менять мир в соответствии

со своей мечтой, нужно знать его закономерности.

Чтобы управлять будущим, нужно хорошо разбираться

в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого.

 Попробуем?..»

Л.В. Поляков.

Литература:

  1. Философия- учебник для вузов, под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова. Издательство объединение «ЮНИТИ» 1998 год.
  2. Философия- учебник для вузов, под редакцией профессора В.П. Кохановского.Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 год.
  3. Интернет- репозиторий образовательных ресурсов.КОПР
  4. «Духовная жизнь общества»А.К. Уледок . 1980 год.
  5. «Афоризмы» сост. В.Г. Носков. Москва Мир энциклопедий Аванта+. Астрель. 2009 год.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Каковы духовные потребности в конце жизни? – Капеллан хосписа

Кеннет Дж. Дока, доктор философии.

Становятся ли люди более религиозными после смерти? Этот вопрос часто обсуждался учеными, изучающими смерть. Такие дебаты избегают центрального вопроса о том, что процесс умирания вызывает глубокую духовную озабоченность по поводу смысла и связи между людьми. Независимо от того, воссоединяются ли умирающие, пересматривают или обновляют прежние религиозные верования — или даже открыты для нового религиозного опыта — они, вероятно, будут участвовать в той или иной форме духовного поиска.

Этот поиск может быть глубоко религиозным или нет, но он всегда духовен и может происходить независимо от того, был ли человек традиционно религиозен или следовал другой системе верований, был ли человек гуманистом, атеистом или агностиком. Несмотря на эту реальность, духовные потребности умирающих часто упускаются из виду или игнорируются опекунами, врачами и даже священнослужителями, которым могут быть неудобны духовные поиски умирающих и разговоры, которые могут иметь большое духовное значение.

Есть определенные основные потребности человека, которые существуют, пока мы живем, — комфорт, общение и забота, но есть также три различные духовные потребности, которые возникают, когда люди осознают свою конечность или ощущение, что их жизнь теперь сурово ограничена. ограниченное.

Первой из этих духовных потребностей является подтверждение того, что жизнь умирающего человека имела смысл. Нам всем хотелось бы думать, что наша жизнь имеет значение, что она имеет значение, и что хотя бы в какой-то степени мир стал другим и, может быть, даже лучше, потому что мы были его частью. Это часто побуждает человека провести собственный анализ жизни, чтобы подтвердить, что жизнь имеет смысл и ценность. Для Эрика Эриксона, психолога, занимающегося вопросами развития, успешный обзор жизни означает, что мы можем смотреть на жизнь с «целостностью эго» или с удовлетворением от того, что прожили достойную жизнь. Конечная цель обзора жизни состоит в том, чтобы жизнь человека была «хорошей историей». Если пересмотр жизни не увенчался успехом, умирающий может почувствовать, что его или ее жизнь была потрачена впустую, оставив человека с чувством отчаяния по мере приближения смерти.

Чтобы поощрить воспоминания, которые являются неизбежной частью этого процесса пересмотра жизни, друзья и члены семьи могут предложить неизлечимо больному человеку обмен старыми фотографиями, обмен историями или, если позволяет состояние человека, помощь в паломничестве, важном для его общей жизни. прошлое. Например, семья, чей дед служил в Корее, может отвести его к Корейскому военному мемориалу. Человека, который наслаждался океаном, можно привезти на пляж, чтобы посмотреть и послушать, как разбиваются волны, и почувствовать запах прибоя. Кто-то, кто наслаждался определенной традицией семейного застолья, такого как День Благодарения, может насладиться ароматами и запахами, которые существуют с этой едой. Тем не менее, возможно, величайший дар, которым можно поделиться в процессе пересмотра жизни, требует только честности и общения и достигается, позволяя умирающему узнать, каким образом он или она повлияли или повлияли на нашу жизнь.

Помимо потребности в том, чтобы обзор жизни был «хорошей историей», осознание конечности часто порождает озабоченность второй духовной потребностью: умереть подходящей смертью. Эта потребность — желание умереть так, чтобы это соответствовало ценностям, желаниям или прежней жизни человека. На практическом уровне это может означать, что умирающий намерен рассказать своим взрослым детям о своем имуществе, предварительных указаниях и даже о своих пожеланиях относительно похорон и других ритуалов. Эти разговоры могут быть трудными для семей и других людей у ​​постели больного, так как легко впасть в «взаимное притворство», которое может сопровождать смерть, то есть общее притворство, что этого не происходит. Тем не менее, такая позиция часто может задушить законные опасения умирающего родственника о том, чтобы его или ее предсмертные желания были поняты и соблюдены.

Важно прислушиваться к нуждам умирающего и не навязывать ему свои страхи, убеждения или предубеждения. У нас нет единственного способа умереть, потому что нет правильного способа умереть. Умирающим не нужно «принимать» смерть или произносить какие-то «волшебные» слова, которые, по мнению других, мы хотели бы сказать. Эдвин Шнейдман, ведущий танатолог (тот, кто изучает смерть), мудро выразился: «Никто не должен умирать в состоянии психоаналитической благодати». Каждый человек найдет свой собственный способ умереть — в соответствии с тем, как он или она жили. Для некоторых это может быть мирным, даже изящным принятием неизбежного. Для других это может быть ожесточенно бороться до конца — горя и неистовствуя, не уходя мягко в эту ночь. Третьи выберут изречение Вуди Аллена; «Я не против умереть — я просто не хочу быть там, когда это произойдет». Нам не нужно навязывать свои убеждения о хорошей смерти окружающим.

Третья духовная потребность умирающего — обрести надежду за гробом. Человек может найти это дополнительными способами, находя утешение в вере, религии и духовности. Человек может найти утешение на небесах, в загробной жизни, реинкарнации или какой-либо форме трансцендентности. Могут быть и другие способы, с помощью которых умирающие достигают формы символического бессмертия, включая поиск утешения в представлении о том, что они вернутся в цикл жизни или что они будут жить в нашем потомстве, работе и достижениях.

Важно помнить урок, который преподала нам госпожа Сисели Сондерс, основательница современного хосписного движения. Смерть — это больше, чем физическое событие. Скорее опыт достигает нас на всех уровнях — психологическом, социальном и, конечно же, духовном. Мы не можем пренебрегать духовными потребностями больше, чем мы можем пренебрегать физическими потребностями. Уход за умирающим по своей сути целостный.

Этот пост адаптирован из книги «Жизнь с горем®: духовность и уход в конце жизни», которую можно приобрести в книжном магазине Хосписного фонда Америки.

Хоспис
капеллан служит уважаемым ресурсом для получения информации об уходе за умирающими и переживающими горе.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Есть ли у атеистов духовные потребности в конце жизни?

Есть ли у атеистов духовные потребности в конце жизни?
Энн М. Каллахан, доктор философии, LCSW
Social Work Today
Vol. 19 № 6 стр. 16

Люди с неортодоксальными верованиями или без них могут столкнуться с дополнительными трудностями в конце жизни. Духовность можно определить по-разному, и опыт отношений, которые повышают смысл жизни, является духовной потребностью .

Целью хосписной помощи является повышение качества жизни путем удовлетворения биопсихосоциальных и духовных потребностей пациента до конца жизни, но от 80 до 90 % пациентов имеют духовные потребности, которые рискуют остаться неудовлетворенными (Gijsberts et al., 2011; Пит и Бальбони, 2013). Некоторые пациенты будут страдать молча, опасаясь расстроить близких (Yang, Staps, & Hijmans, 2010), в то время как другие будут подвергаться несоответствующим вмешательствам, которые не смогут их поддержать (Wang, Molassiotis, Chung, & Tan, 2018). Социальные работники хосписа, возможно, не в состоянии предотвратить духовные страдания, но они могут гарантировать, что пациенты получат поддержку для удовлетворения своих духовных потребностей.

Как описано в книге автора Духовность и социальная работа в хосписе (2017 г. ), пациенты должны чувствовать себя причастными и контролировать ситуацию, участвовать в религиозной/духовной деятельности, завершать дела, сохранять позитивный настрой, общаться и знакомиться с природой. . Хотя эти потребности были описаны как «духовные потребности», пациентам не нужно идентифицировать себя как духовные или религиозные, чтобы испытывать их. В зависимости от того, как определяется духовность, опыт отношений, которые увеличивают смысл жизни, может быть духовной потребностью. Именно этот опыт расширения смысла жизни через отношения определяет духовность отношений. Следовательно, при применении концепции относительной духовности содержательные отношения отражают духовные потребности и могут быть источником духовной поддержки.

Социальные работники, которые чувствительны к отношениям, которые клиенты считают значимыми, могут помочь им определить и развивать отношения, которые поддерживают их духовно. Междисциплинарные исследования, теория социальной работы и традиционные практические подходы могут помочь социальным работникам облегчить этот процесс. Со все более разнообразным обществом для социальных работников важно защищать, поддерживать и уважать права всех клиентов (см. Стандарты культурной компетентности NASW 9).0028 и Этический кодекс ). Это требует способности реагировать на уникальное мировоззрение всех клиентов и на то, как эти клиенты определяют свои собственные «духовные» потребности.

Изменение демографии
Исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что в период с 2012 по 2017 год число людей, которые идентифицируют себя как «духовные, но не религиозные», быстро увеличилось примерно до одной четверти всех американцев (27%) (Lipka & Gecewicz, 2017). Кроме того, 22% всех американцев идентифицируют себя как «нерелигиозные». Люди, которые идентифицируют себя как «религиозно неаффилированные», представляют собой гетерогенную группу. Сюда входят люди, которые определяют свою религию как «ничего особенного» (15,8%), агностики (4%) и атеисты (3,1%). Больше мужчин (62%), чем женщин (38%), считают себя «ни религиозными, ни духовными». Люди, которые «ни религиозны, ни духовны», также чаще бывают белыми (65%), моложе (56%) и имеют хотя бы какое-то высшее образование (59%).%). (Узнайте больше на www.pewforum.org/religious-landscape-study.)

Для некоторых людей, которые идентифицируют себя как неаффилированных с религией, это потребовало согласованных усилий. Опрос, посвященный проверке религиозных знаний, проведенный Pew Research Center, показал, что атеисты и агностики знают о религии больше, чем другие, не связанные с религией, и по сравнению с людьми, принадлежащими к большинству других религиозных групп (Fahmy, 2019). Причины, по которым (Alper, 2018) люди не решают присоединиться к какой-либо религиозной группе, заключаются в том, что они не верят ни в какого бога (89%), подвергают сомнению многие религиозные учения (77%), считают, что религия не имеет значения (63%), и не одобряют позиции, занимаемые церквями (54%). Им пришлось выработать собственное мировоззрение при ограниченной социальной поддержке, поскольку большинство американцев идентифицируют себя как христиане (70,6%).

Возможно, некоторые люди придерживались религиозных убеждений, не осознавая этого. Каждый десятый американец говорит, что не верит в высшую силу или духовную силу, но три четверти (72%) людей, которые «не связаны с религией», говорят, что верят. Шестьдесят процентов людей, которые идентифицируют себя как «духовных, но нерелигиозных», и 44% людей, которые «ни религиозны, ни духовны», также идентифицируют себя с религиозной группой. (Узнайте больше на www.pewforum.org/religious-landscape-study/religious-tradition/unaffiliated-religious-nones.) Конфликт по религиозным и/или духовным вопросам может вызывать стресс и оставаться неразрешенным. Идентичность меньшинства также может подвергать человека риску внутренней стигмы, дискриминации и социальных преследований (Keller, Bullik, Klein, & Swanson, 2018; Villa, 2019). ).

Потребности, превосходящие мировоззрение
Столкнувшись с неизлечимой болезнью, каждый человек нуждается в поддержке, чтобы обрести силу, надежду, смысл, утешение и исцеление. Таким образом, социальные работники должны иметь возможность проводить квалифицированную оценку и вмешательство, соответствующие мировоззрению каждого клиента/пациента (Taves, Asprem, & Ihm, 2018; Kristeller, Sheets, Johnson, & Frank, 2011). Хотя исследования подтверждают благотворное влияние духовности и религии (S/R) на здоровье, это исследование не было сосредоточено на опыте людей, которые не являются ни религиозными, ни духовными (Kristeller et al., 2011; Sedlar et al., 2018; Speed). , 2017). Это ограничивает то, что известно о духовных потребностях и соответствующих ресурсах для атеистов.

Speed ​​(2017) предполагает, что влияние религии и/или духовности зависит от личных ценностей; однако исследование Pederson et al. (2018) обнаружили, что потребность в осмысленной жизни выходит за рамки индивидуальных различий в мировоззрении. Если человек не ценит С/Р, то это может означать, что у него не будет потребности в С/Р. Это может быть не так для каждого человека. Потребности в жизненном смысле и цели могут считаться духовными потребностями, основанными на уникальном мировоззрении человека и том, как они определяют духовные потребности. Люди со скрытыми религиозными убеждениями или те, кто продолжает сомневаться в своих убеждениях, могут иметь потребности в С/Р, которые вызывают духовные страдания, если они остаются неудовлетворенными.

Седлар и др. (2018) обнаружили, что атеисты в своем исследовании действительно испытывали религиозную и/или духовную борьбу. Авторы описывают три широкие категории борьбы, которые включают сверхъестественную борьбу, межличностную борьбу и внутриличностную борьбу. В то время как борьба со сверхъестественными существами (например, «искушение злом») может не иметь значения, межличностная борьба с другими людьми с другим мировоззрением может вызывать негативные мысли, чувства и поведение. Внутриличностная борьба также применима, поскольку она связана с конфликтами внутри себя по поводу соответствия личным моральным стандартам и последующей виной за нарушение. Это включает в себя сомнения в своих убеждениях и потерю смысла и цели жизни.

Например, Бреннан (2018) анализирует телевизионные интервью с Кристофером Хитченсом, плодовитым писателем и ярым атеистом, чтобы проанализировать, как Хитченс подходит к процессу умирания после того, как ему поставили диагноз «рак». Хитченс, казалось, удивлялся тому, как сильно его работа повлияла на других. Он остро описал свой страх потерять способность писать, которую он считал неотъемлемой частью себя и конечной целью своего существования. Тем не менее, Хитченс оставался стойким и преданным своим убеждениям, смело делясь своим опытом. Эти интервью предоставили Хитченсу публичный форум, где он мог поделиться своим путешествием, признать свои сожаления и закрыться в мире, который был открыто враждебен его убеждениям.

Духовно-чувствительная социальная работа
Духовно-чувствительная социальная работа предполагает использование исцеляющей силы значимых отношений. Социальные работники могут помочь пациентам испытать значимые отношения внутри себя, с другими людьми и как часть окружающей среды, в том числе с высшей силой или духовным существом. (Узнайте больше на www.socialworktoday.com/archive/exc_0217.shtml.) Это предполагает, что все пациенты имеют духовную потребность в значимых отношениях и/или духовные потребности, которые могут быть удовлетворены через значимые отношения. Следовательно, духовно чувствительная социальная работа требует понимания того, какие отношения пациент считает значимыми, и способности помочь пациентам развивать отношения, которые поддерживают их духовно.

Хотя сосредоточение внимания на значимых отношениях дает социальным работникам один из способов духовной поддержки всех пациентов в конце жизни, самосознание и наблюдение необходимы для определения того, как личные заботы, ценности или убеждения могут влиять на этот процесс. Социальные работники, идентифицирующие себя как S/R, могут предполагать, что все пациенты нуждаются в S/R, хотя на самом деле они этого не делают или не интерпретируют свои потребности как таковые (Ben Natan, Garfinkel, & Shachar, 2010). И наоборот, социальные работники, которые идентифицируют себя как нерелигиозные, могут не распознать, когда у пациента действительно есть потребность в S/R, и упустить возможность утешить пациентов, предоставляя духовно чувствительную социальную работу.

Предложения по вмешательству
Социальные работники должны проводить оценку в критические моменты, например, при постановке диагноза или при усилении симптомов болезни, чтобы обеспечить удовлетворение духовных потребностей. Когда пациенты четко идентифицируют себя как S/R, Spirituality in Patient Care (Koenig, 2013) предполагает, что оценка может быть такой же простой, как вопрос: «Есть ли у вас какие-либо духовные потребности или проблемы, связанные с вашим здоровьем?» В других случаях пациенты могут обращаться с вопросами, предполагающими потенциальное духовное страдание, например: «Почему это происходит?»; «Какой цели служила моя жизнь?»; или «Что будет после того, как я уйду?» Духовно чувствительная социальная работа будет сосредоточена на том, чтобы помочь пациентам установить отношения, которые ценятся и переживаются как значимые. Это может включать в себя создание новых отношений.

Духовно чувствительная социальная работа может быть выполнена с помощью универсальных, продвинутых универсальных и клинических вмешательств. Метаанализ психологических исследований, проведенный Норкроссом (2012), показал, что качества, ориентированные на личность и отношения, такие как сотрудничество, сплоченность, эмпатия, консенсус в отношении целей, положительное отношение, утверждение, конгруэнтность и искренность, значительно влияли на результаты лечения независимо от клинического подхода. Общая социальная работа в значительной степени опирается на эти качества для развития духовно чувствительных отношений, которые сами по себе могут быть терапевтическими. В зависимости от опыта социального работника и духовных потребностей пациента расширенные общие и клинические вмешательства предоставляют дополнительные средства вмешательства.

Содействие духовному самовыражению клиентов, обеспечение духовной заботы о себе и поощрение пересмотра жизни являются примерами духовно чувствительных вмешательств, соответствующих продвинутой общей практике. Клинические социальные работники могут также использовать терапевтические вмешательства, основанные, например, на гуманизме, терапии достоинства и когнитивно-поведенческой терапии для решения проблем S/R. Направление к поставщику духовной помощи необходимо для помощи пациенту в толковании религиозных писаний или решении богословских вопросов. Таким образом, направление на лечение, координация и совместные посещения являются важными компонентами в проведении духовно чувствительной социальной работы.

Возможность для защиты интересов
По данным исследовательского центра Pew Research Center, Соединенные Штаты являются одной из девяти стран, где с 2012 года нерелигиозные люди подвергаются усилению социальных преследований (Villa, 2019). Некоторые из этих преследований привели к преступлениям на почве ненависти, задокументированным ФБР (2017 г.). Хотя число атеистов все еще относительно невелико, общее число людей, не принадлежащих к какой-либо религии, растет. Духовно чувствительная социальная работа — это один из способов приспособить человеческое разнообразие таким образом, чтобы это соответствовало профессиональной этике. Это также может помочь компенсировать опыт внутренней стигмы, дискриминации и социальных притеснений как в прошлом, так и в настоящем.

Духовно чувствительные социальные работники осознают важность значимых отношений. Эта потребность в значимых отношениях остается даже тогда, когда убеждения S/R этого не делают. Духовно чувствительная социальная работа в конце жизни предназначена не для того, чтобы давать ответы на вопросы, на которые нет ответа, а для того, чтобы открыть диалог о том, как пациенты могут вступать в значимые отношения, поддерживающие качество жизни. Таким образом, духовно чувствительная социальная работа дает один из способов понять, как отношения делают жизнь более значимой, и облегчить вмешательства, которые помогают пациентам делать то же самое. Именно это культивирование значимых отношений помогает гарантировать, что все пациенты могут удовлетворить их универсальную потребность в сочувственном уходе.

Энн М. Каллахан, доктор философии, LCSW, ( www.dranncallahan.info ) — доцент программы социальной работы в Университете Восточного Кентукки .

 

Ссылки
Альпер, Б. А. (2018, 8 августа). Почему американские «никто» не идентифицируют себя с религией. Получено с https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/08/08/why-americas-nones-dont-identify-with-a-religion/.

Бен Натан, М., Гарфинкель, Д., и Шахар, И. (2010). Потребности в конце жизни, как они воспринимаются неизлечимо больными пожилыми взрослыми пациентами, членами семьи и персоналом. Европейский журнал онкологического ухода , 14(4), 299-303.

Бреннан, М. (2018). Публичная смерть Кристофера Хитченса: к светско-гуманистическому ars moriendi? Омега , 77(2), 99-132.

Каллахан, AM (2017). Духовность и социальная работа в хосписе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Фахми, Д. (2019, 21 августа). Среди религиозных «нелюдей» больше всего о религии знают атеисты и агностики. Получено с https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/08/21/among-religious-nones-atheists-and-agnostics-know-the-most-about-religion/.

Федеральное бюро расследований. (н. д.). Статистика преступлений на почве ненависти за 2017 год: жертвы. Получено с https://ucr.fbi.gov/hate-crime/2017/topic-pages/victims.

Гийсбертс, М.Дж., Эхтельд, М.А., ван дер Стен, Дж.Т., Мюллер, М.Т., Оттен, Р.Х.Дж., Риббе, М.В., и др. (2011). Духовность в конце жизни: концептуализация измеримых аспектов — систематический обзор. Journal of Palliative Medicine , 14(7), 852-863.

Келлер Б., Буллик Р., Кляйн К. и Суонсон С. Б. (2018). Профилирование атеистических мировоззрений в различных культурных контекстах: траектории развития и отчеты. Психология религии и духовности , 10(3), 229-243.

Кениг, Х.Г. (2013). Духовность в уходе за пациентами: почему, как, когда и что . Темплтон Пресс.

Кристеллер, Дж. Л., Шитс, В., Джонсон, Т., и Франк, Б. (2011). Понимание религиозных и духовных влияний на приспособление к раку: Индивидуальные модели и различия. Журнал поведенческой медицины , 34(6), 550-561.

Липка, М., и Гецевич, К. (2017, 6 сентября). Сейчас все больше американцев говорят, что они духовны, но не религиозны. Получено с https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/09/06/more-americans-now-say-theyre-spiritual-but-not-religious/.

Norcross, JC (ред.). (2012). Терапевтические отношения, основанные на доказательствах. Получено с http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.463.7645&rep=rep1&type=pdf.

Pedersen, H.F., Birkeland, M. H., Jensen, J.S., Schnell, T., Hvidt, N.C., Sørensen, T., et al. (2018). Что придает смысл жизни в очень светском обществе? Исследование источников смысла среди датчан. Скандинавский журнал психологии , 59(6), 678-690.

Питит, Дж. Р., и Бальбони, М. Дж. (2013). Духовность и религия в онкологии. CA: Раковой журнал для клиницистов , 63(4), 280-289.

Седлар, А. Э., Стаунер, Н., Паргамент, К. И., Экслайн, Дж. Дж., Граббс, Дж. Б., и Брэдли, Д. Ф. (2018). Духовная борьба среди атеистов: связь с психологическим дистрессом и благополучием. Религии , 9(8), 242.

Скорость, Д. (2017). Невероятный?! Теистическая/эпистемологическая точка зрения влияет на отношения между религией и здоровьем. Журнал религии и здоровья , 56(1), 238-257.

Тейвс, А., Аспрем, Э., и Ихм, Э. (2018). Психология, создание смысла и изучение мировоззрения: за пределами религии и нерелигии.

Добавить комментарий