Охарактеризуйте житейское мировоззрение человека – примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы

Содержание

Мировоззрение человека — понятие, типы, формирование

Мировоззрение

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

psyh.info

понятие и формы :: BusinessMan.ru

Ориентация в жизни, рефлексия, поступки и поведение человека определяются мировоззрением. Это довольно сложное философское понятие, которое охватывает психологическую, когнитивную, логическую и социальную сферы существования человека. Разные науки по-своему определяют это явление, философия стремится объединить все существующие подходы, создавая интегральное понятие.

Понятие мировоззрения

Сознание человека имеет сложную структуру, базовую часть которой составляет мировоззрение. Основные виды мировоззрения формируются по мере становления личности и являются ее неотъемлемой частью наравне с характером. Оно есть концентрированные представления личности о мире, ее опыт, когнитивный запас.

Мировоззрение – это обобщающая категория, обозначающая в философии обретение человеком теоретической основы в представлениях о жизни. В него включаются результаты осмысления личностью глобальных вопросов бытия: о смысле жизни, о понятии счастья, о том, что такое добро и зло, что есть истина и т. п. Это самые общие принципы существования отдельного человека.

Признаки мировоззрения

При этом мировоззрение, несмотря на ярко выраженный субъективный характер, имеет исторический и социальный аспекты, поэтому данное явление выступает приметой человеческого вида в целом и имеет объективные, обобщенные признаки. Главная характеристика мировоззрения – его целостность, оно представляет собой сложнейшее образование, является формой общественного и индивидуального человеческого сознания. Также оно характеризуется обобщенностью, так как из опыта человек делает универсальные выводы, объясняя мироздание.

Структура

Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.

Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.

Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.

Сложный процесс формирования

Человек не получает от рождения все виды мировоззрений, они могут только формироваться прижизненно. Социализация напрямую связана с формированием мировоззрения. Когда человек начинает задаваться общечеловеческими и философскими вопросами, тогда и начинает складываться мировоззрение. Это сложный процесс, который протекает в нескольких плоскостях одновременно. Человек накапливает опыт и знания, у него формируются интересы и умения, все это станет компонентами мировоззрения.

Главной точкой в формировании мировоззрения является поиск своего места в обществе, здесь важную роль играют самооценка и направленность личности. Постепенно система оценок мира и себя в нем закрепляется и переходит в разряд убеждений и представлений, которые и составляют основу мировоззрения.

Процесс формирования мировоззрения долгий, а возможно, даже бесконечный. Начинается он в детстве, когда закладываются базовые жизненные представления и формируются стереотипы. В юности появляется система принципов, которые будут основанием для поступков человека, и в зрелом возрасте происходит кристаллизация мировоззрения, его осознание и коррекция. Этот процесс может длиться всю жизнь. Важную роль играет образование. Разнообразные пути и виды формирования мировоззрения приводят к тому, что оно принимает многочисленные формы и варианты.

Традиционные виды мировоззрений

Широкий взгляд на мир – это есть мировоззрение, оно на первых этапах может складываться стихийно, исходя из жизненного опыта, но обычно подвергается социальным факторам воздействия, в первую очередь важнейшее влияние оказывает семья.

Традиционно принято выделять такие виды мировоззрений как обыденное, философское, научное, историческое, религиозное, мифологическое. Также есть попытки выделить типы по различным основаниям, например, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение, рациональное и интуитивное, системное и хаотическое, эстетическое. Таких примеров может быть бесчисленное множество.

Мифологическое мировоззрение

Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.

Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.

Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени — представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека — социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.

Религиозное мировоззрение

На смену мифологическому миропониманию приходит религиозная картина мира. У них много общего, но религиозное мировоззрение – это более высокая стадия развития человека. Если мифологическое базировалось только на сенсорных образах и выражалось в мироощущении, то религиозное добавляет к чувственному восприятию логическое познание.

Основная форма существования религиозного мировоззрения – вера, именно на ней базируется картина мира верующего. Она дает человеку ответы на основные вопросы бытия, опираясь не только на эмоции, но и на логику. Религиозное мировоззрение уже содержит идеологический компонент, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, поступками людей и миром.

Основные виды религиозного мировоззрения — иудаизм, ислам, христианство, буддизм — воплощают разные картины мира и идеалы. Религия, в отличие от мифа, не только объясняет мир, но и диктует определенные поведенческие правила. Религиозная картина мира содержит нравственные идеалы и нормы, это мировоззрение уже строится в ходе ответов на вопросы о смысле жизни и о месте и значении отдельного человека в мире.

Центральное место в религиозном мировоззрении занимает персона и идея Бога, он выступает источником всех явлений и главным объяснительным аргументом. Человеку предлагается единственная форма реализации религиозности – это вера, то есть, несмотря на наличие логики в религиозных текстах, все-таки строится картина мира верующего на эмоциях и интуиции.

Историческое мировоззрение

Человечество в процессе развития претерпевает существенные изменения в мироощущении и миропонимании. В связи с этим можно говорить о мировоззрении различных исторических эпох, которые связаны с доминирующим взглядом на мир. Так, античность – это время господства эстетических и философских идеалов. Именно они являются главным ориентиром человека в восприятии мира.

В средние века господствует религиозное мировоззрение, именно вера становится источником миропонимания и ответов на главные вопросы. В Новое время базой для формирования мировоззрения становится научная картина мира, естественные науки отвечают на главные вопросы бытия в русле своих открытий и гипотез.

19-й век – это время становления многополярной картины, параллельно существует несколько философских и научных концепций, которые становятся для людей главным идеологическим принципом. В 20-м веке мозаичность мировоззрений только нарастает, а сегодня можно увидеть, что они формируются на различных основаниях — от мифологических до научных.

Обыденное мировоззрение

Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.

Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.

Философское мировоззрение

Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.

Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:

  • космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
  • теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
  • антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.

Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.

Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.

Научное мировоззрение

В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.

Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.

Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.

businessman.ru

2. Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. Философское мировоззрение.

  1. Социально-экономические и духовные
    предпосылки возникновения философии

Научная философия
возникает как ответ на потребность
человеческого общества (т.е. познание
мира и самого себя).

Социально-экономические
предпосылки для появления научного
знания:

  • Высокий уровень
    развития способа производства
    (обуславливает необходимую степень
    овладения человеком материальными
    силами природы и общества)

  • На основе развитой
    социальной структуры возникает
    потребность в осознании себя. На сложной
    ступени развития объективно проявляются
    внутренние механизмы и законы
    действительности. Такой ступенью
    развития является – капитализм
    (общественные отношения чисто
    экономические).

  • Отделение
    городов от деревень

  • Развитие
    торговли и судоходства

  • Появление
    частной собственности

  • Путешествия

  • Увеличение
    богатства и его перераспределение

  • Создание научной
    философии происходит на основе
    достаточного зрелого капитализма (40-е
    года 19 в.): в обществе происходят кризисы
    – идут процессы перепроизводства,
    революционные выступления рабочих

  • Огромную роль в
    появлении научного знания сыграли
    социальные силы – пролетариат (новое
    общество должно даровать свободное
    развитие каждого, что является условием
    свободного развития всех). Пролетариат
    не может освободить себя от гнета, не
    освобождая все общество. Начинает
    критиковать все старое (мировоззрение),
    что способствует возникновению научного
    мировоззрения.

Исходя
из данных причин, в обществе появилась
необходимость создания права,
законодательства для защиты частной
собственности.
Рост
знаний об обычаях других народов приводит
к кризису мифологическое мировоззрение
и людям требуется рациональное объяснение
действительности.
Греция
становится центром ремесленной индустрии
и торговли. Осуществляется переход от
первобытнообщинного строя к
рабовладельческому. В это время труд
разделяется на умственный и физический,
появляются классы. Господствующий класс
получает больше свободного времени и
занимается умственным трудом. Эта
умственная деятельность направлена на
попытки объяснить сущность мира,
человека, месте человека в мире и т.д.
Отсюда и возникает философия.
Расширялся
географический горизонт греков,
 и
тем самым Гомеровское представление о
мире обнаружило свою неадекватность.
Но самым важным было расширение
связей и контактов с другими народами
,
открытие прежде незнакомых грекам
обычаев, нравов и верований, что наводило
на мысль об относительности, условности
их собственных социальных и политических
установлений. Эти факторы способствовали
социальному расслоению и разрушению
прежних форм жизни, вели к кризису
традиционного уклада и к утрате прочных
нравственных ориентиров.
Разрушение
сложившихся форм связи между людьми
потребовало от индивида выработки новой
жизненной позиции. Философия была одним
из ответов на это требование. Она
предложила человеку новый тип
самоопределения: не через привычку и
традицию, а через собственный разум.
Философ говорил своему ученику: не
принимай все на веру, думай сам. На место
обычаев приходило образование, место
отца в воспитании занимал учитель, а
тем самым и власть отца в семье до
известной степени ставилась под вопрос.

Мировоззрение –
это система наиболее общих представлений
о мире в целом и месте человека в нем, а
также система принципов, которыми люди
руководствуются в жизни.
Существует
несколько типов мировоззрений (житейское,
религиозное, научное) но центральным
вопросом является вопрос о смысле
человека в обществе.
Житейское
мировоззрение

система знаний которые приобретаются
человеком в процессе жизнедеятельности.
Оно передается из поколения в поколения
через традиции навыки, но эти знания
имеют бессистемный, эмпирический
характер. Они применимы только
дома.
Научное
мировоззрение
 –
основано на рациональном способе
познания действительности. Носит
системный характер. Пользуется научными
понятиями, которых нет в религии.
Опирается на факты, аргументирует свои
положения. Дает научную картину мира.

Особенности
религиозного мировоззрения
.
Близким
к мифологическому, хотя и отличным от
него, стало религиозное мировоззрение.
Как и мифология, религия апеллирует к
фантазии и чувствам. Однако в отличие
от мифа, религия не «смешивает» земное
и сакральное. Творческая всемогущая
сила – Бог – стоит над природой и вне
природы. Бытие Бога переживается
человеком как откровение. Как откровение,
человеку дано знать, что душа его
бессмертна, за гробом его ждет вечная
жизнь и встреча с Богом.
Религия —
это иллюзорное фантастическое отражение
естественных явлений, которые приобретают
сверхъестественный характер. Это
чувственно-эмоциональный способ познания
действительности.
Составляющие
части религии
: вера,
ритуалы, социальный институт –
церковь. 
Религия, религиозное
сознание, религиозное отношение к миру
не оставались жизненными. На протяжении
истории человечества они, как и другие
образования культуры, развивались,
приобретали многообразные формы. В
центре любого религиозного мировоззрения
стоит поиск высших ценностей, истинного
пути жизни, и то, что и эти ценности, и
ведущий к ним жизненный путь переносится
в трансцендентную, потустороннюю
область, не в земную, а в «вечную» жизнь.
Все дела и поступки человека и даже его
помыслы оцениваются, одобряются или
порицаются по этому высшему, абсолютному
критерию.
Основная
функция религии
.
Выражаясь философским языком, религия
призвана «укоренить» человека в
трансцендентное. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.
Функции

1.
мировоззренческая
2. познавательная
(через библию)
3. интегративная
4.
рекреационная (удовлетворение)
5.
компенсаторная (помощь)
Особенности
философского мировоззрения.

Возникновение
философии как мировоззрения относится
к периоду развития и становления
рабовладельческого общества в странах
Древнего Востока, а классическая форма
философского мировоззрения сложилась
в Древней Греции.

Философское
мировоззрение шире, чем научное т.к.
научное строится на основе данных
частных наук и опирается на разум, фил.
мировоззрение еще и на ощущения. Оно
отражает мир через понятия и
категории.
Особенности:

это рациональное объяснение
действительности
— философия имеет
понятийно-категориальный аппарат

философия носит системный характер

философия носит рефлексивный характер

философия носит ценностный характер

философия носит оценочный характер

философия требует определенного уровня
интеллекта
Отношение человека к миру
– вечный предмет
философии
.
Вместе с тем предмет философии исторически
подвижен, конкретен, «Человеческое»
измерение мира изменяется с изменением
сущностных сил самого человека.
Сокровенная
цель философии
– вывести человека из сферы обыденности,
увлечь его высшими идеалами, придать
его жизни истинный смысл, открыть путь
к самым совершенным ценностям.
Философия
как едино цельное мировоззрение есть
дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества,
которое, как отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентаций,
идеалов, верований и убеждений, а также
образа жизни человека и общества.
Философия
является одной из основных форм
общественного сознания, системой
наиболее общих понятий о мире и о месте
человека в нем.

  1. Предмет,
    структура и функции философии. Основной
    Вопрос Философии и его структура
    (стороны и уровни)

Философия
– наиболее общая часть мировоззрения,
его фундамент. У каждой науки (Н.) есть
свой предмет, содержание, структура и
метод(ы).

Области
действительности бывают:

  • Объективная
    действительность (физическая и социальная
    реальность)

  • Субъективная
    реальность (психологические процессы)

Предмет
научной философии: в первом приближении
– мир в целом + процесс его познания
(недостаток этого определения: мир как
целое изучается целой системой наук
включая философию). Предмет Ф – сущность
мира, человека, место человека в мире,
смысл его существования.

Разделы
философского знания:

Онтология
– философское учение о бытии

Гносеология
– фил. учение о познании

Диалектика
– учение о развитии

Социальная
философия – учение об обществе

Философия
экономики, права и т.д.

История
философии

Философия
истории

Логика
– учение о законах мысли

Этика
– учение о морали

Эстетика
– учение о прекрасном

Философия
религии и атеизма

Философская
антропология
6
функций философии
:
1. Мировоззренческая функция:
Способствует формированию целостной
картины мира, представлений о его
устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.
2. Познавательная (или
гносеологическая) функция философии:правильное
и достоверное познание окружающей
действительности (т.е. механизм
познания)
3. Методологическая.
Философия вырабатывает основные методы
познания окружающей действительности.
Метод – способ познавать и преобразовывать
деятельность.
4. Прогностическая .
На основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке,
спрогнозировать тенденции развития,
будущее материи, человека, природы и
общества.
5. Идеологическая. Идеология
– система взглядов на социально-экономический
строй общества, выражающий интересы
определенной группы, призванный изменить
строй либо его укрепить.
6. Критическая (преобразующая):
Её роль — подвергать сомнению окружающий
мир и существующее знание. Задача
функции – расширение границ познания,
разрушение догм, окостенелости знания,
его модернизация, увеличение достоверности
знания.

Философия
решает 2
общих для человеческого познания
вопроса:

  1. Основной
    вопрос философии (ОВФ)

  2. Вопрос
    о движении и развитии. Развитие включает
    в себя движение. В зависимости от решения
    вопроса о развитии выделяют 2 концепции:
    диалектика (учение о развитии) и
    метафизика (отрицает развитие). ОВФ
    связан с решением вопроса о развитии.
    Развивается ли мир, человеческая
    сущность? Если материя первична по
    отношению к сознанию, то сознание
    возникает из развития материи.

  1. Фундаментальный
    уровень ОВФ имеет 2 стороны:

Понятие первичности
имеет 3 смысла (связанных др с др):

  1. Что существует
    первым т.е. что чему предшествует?

  2. Что является
    свойством или проялением другого:
    сознание принадлежит высокоорганизованной
    материи или наоборот?

  3. Что отражает
    другое: сознание отражает внешний для
    него мир или мир – отражение духа?

  1. Признание
    познаваемости мира (материалисты. Но
    среди них встречаются агностики)

  2. Отрицание
    познаваемости мира – агностики (а-не
    гносиз — знание): Юм, Кант, идеалисты

  1. уровень ОВФ:
    Включает 3
    вопроса (взаимосвязаны др с др)

Вопрос о сущности
мира, сущности сознания, сущности
отношения 2го к первому

3 уровень ОВФ:

  1. Вопрос о сущности
    мира

  2. Сущности человека
    и его месте в этом мире + перспективах
    его развития

studfiles.net

Билет №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Человек
разумное социальное существо. Его
деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.

У
человека всегда существовала потребность
выработать общее представление о мире
в целом и о месте в нем человека. Такое
представление принято называть
универсальной картиной мира.

Универсальная
картина мира – это определенная сумма
знаний, накопленных наукой и историческим
опытом людей. Человек всегда задумывается
о том, каково его место в мире, зачем он
живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует
относиться к другим людям и к природе
и т. д.

Каждая
эпоха, каждая общественная группа и,
следовательно, каждый человек имеют
более или менее ясное и четкое или
расплывчатое представление о решении
вопросов, которые волнуют человечество.
Система этих решений и ответов формирует
мировоззрение эпохи в целом и отдельной
личности. Отвечая на вопрос о месте
человека в мире, об отношении человека
к миру, люди на основе имеющегося в их
распоряжении мировоззрения вырабатывают
и картину мира, которая дает обобщенное
знание о строении, общем устройстве,
закономерностях возникновения и развития
всего, что так или иначе окружает
человека.

Обладая
общими знаниями о своем месте в мире,
человек строит и общую свою деятельность,
определяет общие и частные свои цели в
соответствии с определенным мировоззрением.
Эта деятельность и эти цели есть, как
правило, выражение тех или иных интересов
целых групп или отдельных людей.

В
одном случае их связь с мировоззрением
может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется
теми или иными личностными установками
человека, особенностями его характера.
Однако такая связь с мировоззрением
обязательно существует и может быть
прослежена. А это означает, что
мировоззрение играет особую, очень
важную роль во всей деятельности людей.

В
центре всех философских проблем стоят
вопросы о мировоззрении и общей картине
мира, об отношении человека к внешнему
миру, о его способности понять этот мир
и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение
– это фундамент человеческого сознания.
Полученные знания, сложившиеся убеждения,
мысли, чувства, настроения, соединяясь
в мировоззрении, представляют определенную
систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение
в сознании человека- это определенные
воззрения, взгляды на мир и свое место
в нем.

Мировоззрение
является интегральным образованием,
обобщающим пласты человеческого опыта.
Это, во-первых, обобщенные знания,
полученные в результате профессиональной,
практической деятельности. Во-вторых,
духовные ценности, способствующие
формированию нравственных, эстетических
идеалов.

Итак,
мировоззрение – это совокупность
взглядов, оценок, принципов, определенное
видение и понимание мира, а также
программа поведения и действий человека.

Мировоззрение
включает теоретическое ядро и
эмоционально-волевой компонент.

Выделяют
4 типа мировоззрения:

  1. Мифологическое
    3. Житейское

  2. Религиозное
    4. Философское

Мифологическое
мировоззрение. Его особенность в том,
что знание выражается в образах (миф —
образ). В мифах нет деления на мир
человеческий и мир богов, нет деления
на мир объективный и кажущийся, миф
давал представление о том как жить.
сегодня миф как манипулятор (миф в США
о равенстве всех перед законом)

Близким
к мифологическому, хотя и отличным от
него, стало религиозное мировоззрение,
развившееся из недр еще не расчлененного,
не дифференцированного общественного
сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако
в отличие от мифа, религия не «смешивает»
земное и сакральное, а глубочайшим и
необратимым образом разводит их на два
противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила – Бог – стоит над
природой и вне природы. Бытие Бога
переживается человеком как откровение.
Как откровение, человеку дано знать,
что душа его бессмертна, за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия-это
иллюзорное фантастическое отражение
естественных явлений, которые приобретают
сверхъестественный характер.

Составляющие
части религии: вера, ритуалы, социальный
институт – церковь.

Религия,
религиозное сознание, религиозное
отношение к миру не оставались жизненными.
На протяжении истории человечества
они, как и другие образования культуры,
развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные
исторические эпохи. Но всех их объединяло
то, что в центре любого религиозного
мировоззрения стоит поиск высших
ценностей, истинного пути жизни, и то,
что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в
трансцендентную, потустороннюю область,
не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела
и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются
по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде
всего, следует отметить, что воплощенные
в мифах представления тесно переплетались
с обрядами, служили предметом веры. В
первобытном обществе мифология находилась
в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно
утверждать, что они были нераздельны.
Мифология существует отдельно от религии
как самостоятельная, относительно
независимая форма общественного
сознания. Но на самых ранних стадиях
развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной
стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, мифология и религия
неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие
— «мифологическими». Однако религия
имеет свою специфику. И эта специфика
заключается не в особого типа
мировоззренческих конструкциях
(например, таких, в которых преобладает
разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом
отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Разделение
мира на два уровня присуще мифологии
на довольно высокой стадии развития, а
отношение веры также неотъемлемая часть
мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. И
поэтому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в
культовую систему, выступает в качестве
ее содержательной стороны.

Мировоззренческие
конструкции, включаясь в культовую
систему, приобретают характер вероучения.
И это придает мировоззрению особый
духовно-практический характер.
Мировоззренческие конструкции становятся
основой формальной регуляции и
регламентации, упорядочения и сохранения
нравов, обычаев, традиций. С помощью
обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, доброты,
терпимости, сострадания, милосердия,
долга, справедливости и т. д., придавая
им особую ценность, связывая их присутствие
со священным, сверхъестественным.

Основная
функция религии состоит в том, чтобы
помочь человеку преодолевать исторически
изменчивые, преходящие, относительные
аспекты его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана
«укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это
проявляется в придании нормам, ценностям
и идеалам характера абсолютного,
неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.

Функции:

1.
мировоззренческая
3. интегративная

2.
познавательная (через библию)
4. рекреационная (удовлетворение)

5.
компенсаторная (помощь)

Философское
мировоззрение.

Возникновение
философии как мировоззрения относится
к периоду развития и становления
рабовладельческого общества в странах
Древнего Востока, а классическая форма
философского мировоззрения сложилась
в Древней Греции. Первоначально возник
материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на
религиозную форму мировоззрения. Фалес
первым в Древней Греции поднялся до
понимания материального единства мира
и высказал прогрессивную мысль о
превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое.
У Фалеса были сподвижники, ученики и
продолжатели его воззрений. В отличие
от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они
находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Фил.
мировоззрение шире, чем научное т.к.
научн. строится на основе данных частных
наук и опирается на разум, фил. мировоззрение
еще и на ощущения. Оно отражает мир через
понятия и категории.

Особенности:


это рациональное объяснение действительности


фил-я имеет понятийно-категориальный
аппарат


фил-я носит системный характер


фил-я носит рефлексивный характер


фил-я носит ценностный характер

_
фил-я требует определенного уровня
интеллекта

Философская
мысли есть мысль о вечном. Но это не
значит, что сама философия внеисторична.
Как и всякое теоретическое знание,
философское знание развивается,
обогащается все новым и новым содержанием,
новыми открытиями. При этом сохраняется
преемственность познанного. Однако
философский дух, философское сознание
– это не только теория, тем более теория
отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет
лишь одну сторону идейного содержания
философии. Другую, безусловно доминирующую,
ведущую его сторону, образует совсем
иной компонент сознания –
духовно-практический. Именно он выражает
смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом. Было время, когда
никакой науки никогда еще не существовало,
но философия находилась на высочайшем
уровне своего творческого развития.

Отношение
человека к миру – вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет философии
исторически подвижен, конкретен,
«Человеческое» измерение мира изменяется
с изменением сущностных сил самого
человека.

Сокровенная
цель философии – вывести человека из
сферы обыденности, увлечь его высшими
идеалами, придать его жизни истинный
смысл, открыть путь к самым совершенным
ценностям.

Органическое
соединение в философии двух начал –
научно-теоретического и практически-духовного
– определяет специфику ее как совершенно
уникальной формы сознания, что особенно
заметно проявляет себя в ее истории –
в реальном процессе исследования,
развития идейного содержания философских
учений, которые исторически, во времени
связаны между собой не случайным, а
необходимым образом. Все они – лишь
грани, моменты единого целого. Также,
как и в науке, и в других сферах
рациональности, в философии новое знание
не отвергает, а диалектический «снимает»,
преодолевает свой прежний уровень, то
есть включает его в себя как свой частный
случай. В истории мысли, подчеркивал
Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное
восхождение от абстрактного знания к
знанию все более и более конкретному.
Последовательность философских учений
– в основном и главном – такова же, как
и последовательности в логических
определениях самой цели, то есть история
познания соответствует объективной
логике познаваемого предмета.

В
мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Философия как едино цельное мировоззрение
есть дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества,
которое, как отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентаций,
идеалов, верований и убеждений, а также
образа жизни человека и общества.

Философия
является одной из основных форм
общественного сознания, системой
наиболее общих понятий о мире и о месте
человека в нем.

Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия».
Философия – это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем, на
житейском уровне здравого смысла,
наличествующего у человека, порой даже
не умеющего ни писать ни читать.

studfiles.net

Мировоззрение человека

Новосибирский колледж электроники

Реферат

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Содержание

Введение……………………………………………………..3

1.Что такое мировоззрение? …………………………………4

2.Каким бывает мировоззрение? …………………………..4

3.Три основных типа мировоззрения …………………….5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение………………………6

3.3 Научное мировоззрение……………………………………7

4.Сознательно формируемое мировоззрение…………..8

5.Общество и формирование мировоззрения…………..8

5.2 Тоталитарное общество…………………………………….8

5.1 Демократическое общество………………………………9

6.Мировоззрение нашей эпохи……………………………….9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы………………………13

2

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

3

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро — воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

ке.

4

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

бость.

5

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

след.

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

6

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

ког

mirznanii.com

Отличительные признаки мировоззрения

Это
целостная
система,
т.
е.
взгляды
не
на
отдельную
строну
мира,
а
на
весь
мир

Это
отношение
человека
к
миру,
который
его
окружает

Мировоззрение
человека
меняется
с
развитием
общества,
т.
е.
мировоззрение
носит
исторический
характер.

Мировоззрение
зависит

Отуровнязнанийи

развития
науки

Отпроблем,стоящих

перед
людьми

Отнепосредственных

условий
жизни

Отличного

опыта

Выбор
мировоззрения

это
дело
сугубо
личное.

Мировоззрение
связано

Сжизненнойпозицией

людей

Субеждениями,идеалами,

принципамипознанияидеятельности

Сценностными

ориентациями

Типы
мировоззрения:

Обыденное
или
житейское;

Религиозное;

Научное;

Гуманистическое.

Роль
мировоззрения
в
жизни
и
деятельности
людей

Даёториентир,цель,т.е.

позволяет
свободно
ориентироваться
в
сложных
обстоятельствах
общественной
жизни

Даётпрограммуповедения,т.

е.
определяет
методы,
решения
проблем,
образцы
для
действий,
нормы
повеления,
характер
деятельности

Даётжизненнуюпозицию,

т.
е.
определяет
принципы
жизни,
главное
в
жизни
и
деятельности,
значимые
дела
и
поступки,
смысл
жизни

Ядром
мировоззрения
является
убеждение.

Убеждение

Убеждениевера

Убеждениезнание

Пример:убеждениеДжорданоБруно

Пример:убежденияГалилеоГалилея

Вераособыйвидубеждения;

Верить
можно
не
только
в
Бога;

Вера
не
подтверждена
практикой,
не
обоснована
логикой;

Окончательно
заменить
веру
знанием
невозможно.

Знаниеэтообъективнаяистинадля

субъекта
познания;

Знания
основано
на
аргументации,
доказательствах,
на
логике,
достоверной
информации

Вераэтопсихологическаяустановка

человека,
включающая
надежду
и
убеждённость
в
том,
что
события
могут
развивать
по
его
предположению

Знаниеэтопроверенныйпрактикой

результат
познания
действительности,
верное
её
отражение
в
сознании
человека

Убеждения:

Связано
с
глубокой
и
обоснованной
уверенностью
в
истинности
знаний;

Это
твёрдый
взгляд,
в
котором
человек
уверен;

Выступает
регулятором
сознания
и
поведения
личности;

Кроме
знания
и
уверенности,
включает
ценностные
ориентации,
направляющие
деятельности.

Убеждения
формируются
каждой
личностью
самостоятельностью.

Убеждения

это
взгляды,
которые
человек
считает
истиной,
а
их
реализацию
благом.

Тема 23 Мораль

Мораль

Предмет
изучения этики

Форма
общественного
сознания

Связана
со
всеми
сферами

общественной
жизни

Сформировалась
вместе
с
возникновением
человеческого
общества

Явление
культурно-
историческое,
классовое

Категории
(общие
понятия)
морали:
добро
и
зло,
честь
и
совесть,
долг
и
справедливость,
добродетель,
достоинство,
стыд,
правда,
ответственность.

Задачи
морали

Оценить

Регулировать

Воспитывать

Т.е.определять

хорошее
и
плохое,
добро
и
зло,
а
также
идеалы
и
ценности;
уметь
правильно
оценивать
общественное
мнение

Т.е.направлятьдеятельность

человека,
общества
на
гуманные
цели,
на
достижение
добра,
а
также
изменить
человека
или
общество

Т.е.воздействоватьна

человека
с
целью
развития
его
способностей,
формирования
знаний,
умений,
человеческих
качеств,
а
также
придание
воспитанию
ориентацию

Мораль

это
форма
сознания,
результат,
продукт
размышления
о
жизни,
делах,
поступках
людей.

Нравственность
этообластьпрактическихпоступков,практическогоповедения,

реальных
дел
и
действий.

Этика

это
все
моральные
нормы
(ценности),
систематически
изложенные.

Отличие
морали
и
права

Моральормыморали)

Право(нормыправа)

Появиласьраньшеполитики,праваи

государства

Появиласьпозжеморали

Пронизываетвсесторонычеловеческой

жизни

Регулируетопределённуюобласть

общественных
отношений

Формируетсяобществом(людьми)и

выражает
мнение
общества

Устанавливаетсяификсируется

государством
и
выражает
волю
государства

Существуетидействуеткаксвод

неписанных
правил
в
виде
поучений
и
притч

Формируетсяв
письменн
омвидев

юридических
актах

Формулируетсятребованиявабстрактной

форме

Даётконкретнуюформулировку,что

можноичтонельзя

Предъявляеттребованиякпоступкам,

мыслямичувствам

Регулируеттолькопоступки,действия

людей

Использоватьилинет,решаетсамчеловек

Обязательныдляисполнениявсеми

studfiles.net

Мировоззрение – собственный взгляд на мир — Человек «Альфа»

Великий мистик, индийский духовный лидер Ошо говорил, что не существует людей, которые бы видели окружающий мир одинаково, ведь это просто невозможно.

Каждый человек вынужден двигаться со своего собственного места, из своего собственного жизненного пространства. Это говорит о том, что каждый человек обладает собственным мировоззрением, исходя из которого, строит свою жизнь и взаимодействует с другими людьми.

Мировоззрение вмещает в себя взгляды человека на окружающий мир, общество и на самого себя. Его можно сопоставить с понятиями миросозерцания и менталитета, где мировоззрение обладает наиболее обширным значением.

Миросозерцание отображает эмоциональные переживания, менталитет является продуктом мыслительной деятельности и зависит от культурного развития человека, а мировоззрение объединяет в себе все эти компоненты, создавая целую структуру, гамму представлений личности об окружающей действительности. Человек наделен свободой, которая предполагает выбор, а каждый выбор исходит из определенных взглядов на мир.

Очевидно, что все компоненты мировоззрения имеют огромное значение в успешной жизнедеятельности человека на разных уровнях. Мировоззрение, его формы и виды создают целостное представление о мире и обществе, ориентирует личность на достижение целей, сохранение ценностей, а также объединяет людей.

Действительность, ценность и смысл

Понятие мировоззрения очень неоднозначное, его структура включает сложные компоненты, которые у каждого человека проявляются индивидуально. В общем виде его структура представляет собой взаимодействие трёх компонентов, которые в своей совокупности создают внутренний мир, прочно стоящий на фундаменте действительности, ценности и смысла:

  • Индивидуальная картина мира. Это устойчивые представления человека об окружающей действительности, которые формируются на основе знаний и опыта исторического прошлого в связи с настоящим. Человек не может контролировать влияние этого компонента, ведь нельзя выбрать эпоху своего рождения.
  • Индивидуальные оценки. Это совокупность взглядов и суждений, исходящих из общей ценностной ориентации, а также жизненных идеалов человека.
  • Личные смыслы. Сюда входят представления человека о смысле его существования, на основе которых формируются социальные установки и строятся конкретные жизненные цели.

Мировоззрение личности формируется в процессе социализации и постепенного становления личности на основе знаний и личного жизненного опыта.

Описывая понятие видения мира, его сущность и структуру, важно выделить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие:

  • миропонимание – интеллектуальная сущность мировоззрения, которая охватывает устойчивые знания в виде разных теорий, принципов и законов;
  • мироощущение – эмоциональная сущность мировоззрения, состоящая из широкой гаммы эмоций, чувств, настроений, которые помогают составить целостное глубокое представление о предмете или ситуации.

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. Теперь очевидно, что именно видение мира является тем фоном, на котором выступают все поведенческие реакции и поступки человека, на котором проявляется его духовная направленность.

Исторический угол зрения

Чтобы прийти к пониманию мировоззрения современного человека, следует проанализировать основные исторические формы мировоззрения, которые, в то же время, являются этапами его развития в разные периоды жизни общества в ходе истории, а в определенной форме сохраняются в наше время.

  • Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе, свое распространение получило в античности. В то время миф был полноценной частью сознания человека, служил инструментом, который мог доступно объяснить те явления, которые человек осознать еще не мог в силу недостатка точных научных знаний. В таком мировоззрении человек и природа выступают единым целостным организмом, части которого равны. Не существовало также границ между выдумкой и реальностью, где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
  • Религиозное. Развивается в Средневековье, когда отношения человека и природы стают более отчужденными, а на первый план выходят представления об идеальном существе, в сравнении с которым человек – существо более низкого уровня развития. Человек преклоняется перед богом, святыми предметами и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
  • Научное. Стремительное развития науки оказало сильное влияние на понятие мировоззрения человека, сделав его более реалистичным, фактическим и аргументированным. Здесь основную роль играет объективная реальность окружающего мира и взаимоотношений. Внимание заслуживают конкретные рациональные факты, лишенные субъективной окраски. Такой тип мировоззрения лидирует в современном мире, оставляя далеко позади, в историческом прошлом, мифы и религию.
  • Философское. Этот тип мировоззрения включает в себя отдельные элементы мифологического, религиозного, научного мировоззрения. Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей.[quote] Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.[/quote]

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок:

Читать далее…

www.manalfa.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о