Паранояльность это: Паранояльность, паранойяльный тип личности: бред, психопатия, синдром, акцентуация

Паранойяльный психотип личности

Для простого понимания паранойяльного психотипа личности — замените на слова «целеустремленный, организованный».

Внутренние условия

В основе паранойяла лежит исключительная нервная система, которая позволяет своему обладателю совершать действия, имеющие большое значение. Паранойяльный тип личности зачастую решает задачи и добивается целей, связанных с масштабными явлениями. Сильная нервная система определяет такие критерии паранойяла, как энергичность и работоспособность, что и является его базой. Из всех психотипов паранойяльный самый работоспособный, именно про них говорят «трудоголик».

Внешний вид

Паранойяльный радикал ориентирован на достижение цели. Но так как в одиночку глобальную цель достичь не под силу никому, даже ему, паранойял собирает к себе в команду единомышленников. Во внешнем виде люди данного психотипа опираются на классический стиль, консерватизм. Паранойялу крайне необходимо быть «своим» для его целевой аудитории.

Мимика и пантомимика

Эмоции паранойял отображает специфично. Зачастую у данного психотипа мимика стабильная, имеет доминантный наступательный характер. В отличии от агрессивной мимики эпилептоида, на лице паранойяла преобладает не так гнев, как сочетание гнева, презрения, гордости и отвращения. Эта смесь и является базовыми эмоциями. В расслабленном состоянии мимика паранойяла может демонстрировать диатетическу пропорцию, т.е. радость и печаль одновременно. Мимику паранойяла можно назвать шаблонной, повторяющейся. Это происходит из-за того, что он классифицирует поведение других людей согласно понятных ему моделях мира, для которых он и подготавливает нужные маски на лице.

Общение и поведение

Из-за своей стабильной и сильной нервной системы внушить что-то паранойялу или переубедить его – практически невозможно, хотя сам он это сможет сделать с легкостью. Однако, как мы помним, паранойял – застревающий психотип. Окружающие зачастую воспринимают за высокомерие его воспитанность, демонстративную корректность, старание придерживаться норм поведения. Паранойялы реалисты, его выдающимся качеством является трудоспособность. В силу этого терпеть не может лень, пустые фантазии и бесполезные дела – не его. Всегда опирается на конкретные факты, уверенно до посинения отстаивает свое воззрение. Основательно продумывает плат и следует ему, это люди стратеги. Люди паранойяльного психотипа устойчивы к стрессу.
При общении паранойялы конкретны и прямолинейны, в чем не уступают эпилептоиду, но в отличии от последних предпочитают не уходить в агрессию. Из-за присущей ему застревающей нервной системы при необходимости быстрой смены ситуации, переключаются с большими усилиями. Для того, чтобы ответить на вопросы, паранойялу необходимо время на размышление.

Криминальное поведение

Если рассматривать в аспекте криминального и криминалистического профиля, люди паранойяльного психотипа – замечательные организаторы преступных групп. Тяжкие преступления могут совершить для укрепления своего авторитета.

Как они лгут

В процессе опросной беседы наименее верифицироваться признаки лжи будут именно у паранойяла, объяснить это можно сильной и стабильной нервной системой. Проекция – вот его основной защитный механизм, на который и опирается его поведение. Паранойял начнет проектировать будущее, может понять, что с ним вероятно произойдет что-то страшное. Из-за этого в процессе опросной беседы будет демонстрировать сотрудничество, но говорить в общих чертах. Т.е. втягивать опращивающих в переговоры, чтобы выяснить их позиции.

Подведем итоги:

Стратегия – достижение цели любым путем.
Девиз: «Главное – цель!» «Бери и делай».
Цель – масштабные изменения.
Достигает цели, используя человеческие ресурсы.

Читать онлайн «Психоэкономика», Николай Конюхов – Литрес, страница 3

Существует огромное количество шизоидных подтипов.

Среди лиц, управляющих людьми, можно выделить следующие подтипы (по мере распространенности): психически перенапряженные шизоиды; шизоиды-«прилипалы»; шизоиды с нормальным стилем деятельности; аутичные шизоиды; конфликтные шизоиды; шизоиды-«интеллектуалы»; шизоиды-«правдоискатели».

Примеры шизоидов: Имануил Кант, Георг Фридрих Гегель, Карл Маркс (шизоидно-паранойяльный тип личности) и др.

Главная особенность поведения: шизоид имеет в большей степени, чем другие, нематериальную мотивацию деятельности, управляем эмпатией (отсутствие таковой у руководителей ведет к возрастанию ситуаций недопонимания с шизоидами), могут выпадать из коллектива, быть трудно управляемыми, будоражить коллектив своими идеями.

Последствия для организации: коллектив бурлит идеями, различными проектами, но заваливаются циклически выполняемые операции; руководить, передавать приказы по вертикали становится очень сложно; контур управления циклически повторяющимися операциями постепенно разрушается.

Есть исторические примеры особой роли лиц с чертами шизоидности в достижении успеха в различных видах деятельности. У шизоидных личностей могут быть одинаково активными противоположные метапрограммы.

Чаще такая тенденция развития личности связана как с периодами взлетов, так и с периодами падений. Это – с одной стороны. С другой стороны, достижения и поражения выковывали такие особенности общественной психологии как одновременно формирование и метапрограмм избегания, и метапрограмм достижения. Одновременно развивались взаимодополняющие метапрограммы «я сам – другой».

Вот мнение Ф. Броделя о развитии Генуи:

«Генуя производила – но для других; она занималась мореплаванием – но для других; она инвестировала – но у других. Еще в XVIII веке лишь половина генуэзских капиталов размещалась внутри города, остальные, за отсутствием стоящего применения на месте, странствовали по всему свету. …Она жила и должна была жить настороже, будучи осуждена рисковать, но в то же время быть крайне осторожной. Отсюда сказочные успехи, отсюда и катастрофические поражения. Крах генуэзских капиталовложений после 1789 г., и не только во Франции… Кризисы 1557, 1575, 1596, 1607, 1627, 1647 гг. были грозными предостережениями, почти что землетрясениями…

Противовесом этим опасностям были (в самом сердце драматического капитализма) гибкость, проворство, постоянная готовность, проницательность генуэзского делового человека, это полнейшее отсутствие инерции… Генуя десятки раз меняла курс, всякий раз принимая необходимую метаморфозу. Организовать внешний мир, чтобы сохранить его для себя, затем забросить его, когда он стал непригоден для обитания или для использования; задумать другой, построить его – например, в конце XV в. оставить Восток ради Запада, Черное море ради Атлантического океана, а в XIX в. объединить Италию к своей выгоде – такова была участь Генуи, неустойчивого организма, сверхчувствительного сейсмографа, который приходил в волнение, где бы ни пошевелился обширный мир. Чудовище ума и, при случае, твердости – разве не была Генуя осуждена на то, чтобы узурпировать весь мир либо не жить?» ([3], с. 149).

Хотелось бы обратить внимание: на каждое поколение генуэзцев приходился кризис развития. Здесь каждому поколению приходилось выдвигать своих представителей для победы. Отсюда и такой успех в мире… Было бы таким развитие Генуи без постоянных кризисов?

При этом с начала и до конца процветание Генуи «проходило под знаком величайшей скрытности» ([3], с. 151).

Все признаки, перечисленные Ф. Броделем, – это черты шизоидности и условия ее формирования. Шизоидность не только предопределила многие научные открытия (Г. Гегель, К. Маркс, А. Эйнштейн), но и взгляды некоторых достаточно известных экономистов.

Маниакальность. У такого человека выражена склонность придавать чрезмерный вес своей личности; порой в силу этого присутствует даже эмоциональная оторванность от окружающих. Такие лица способны быть и высокоэффективными (если есть хороший интеллект, чувство ситуации) и низкоэффективными (импульсивные, непродуманные поступки, мышление цепляется за второстепенные признаки при анализе явлений, уводя анализ от существенных параметров, но привязывая его к доминантам своей личности).

Может эмоционально рассортировать людей на любимых и отвергаемых, а также выбрать некоторых лиц для выплеска своей раздражительности. Нередко такими лицами становятся члены семьи. Возможен бессознательный поиск средств для снятия внутренней раздражительности, импульсивности, напряженности – алкоголь и т.  д. При высоком уровне интеллекта личность способна сдерживать в себе негативные черты характера, при низком – становится опасной для системы межличностных отношений, плодотворной деятельности коллектива. В каждом случае фактор маниакальности имеет различное содержание.

Есть лица с чертами маниакальности, позволяющими им успешно выполнять профессиональные функции (юристы, судьи, ревизоры, контролеры, торговцы оптом, крупные руководители и др.).

Маниакальность – это генеральский мундир на человеке, но который психологически, по сути может надеть и рядовой.

Лица с чертами маниакальности могут производить сильное впечатление в кратковременных контактах. Это впечатление постепенно затем тает. Они опасны с точки зрения ошибок при отборе.

Первое время (недели, месяцы, а иногда и годы) подобный человек может казаться внешне активным, напористым, волевым. Проходит время, и становится видно, что вся эта активность лишь будоражит людей, но не способствует целенаправленному достижению стратегических целей.

Нередко такие лица меняют коллективы через 1–3 года (пока окружающие не разберутся в их сути) и вновь идут выжимать из нового окружения свой статус, свою значимость.

Примеры таких лиц – Борис Ельцин, Остап Бендер.

Для таких лиц предприятие становится театральными подмостками, на которых они играют роль Наполеона, Кутузова, а выполнять приказы становится некому.

Лица с чертами маниакальности тянутся к профессиям, в которых можно быть значимым для окружающих (адвокат, учитель, работник прокуратуры, таможни и др.). Однако учитель, не смотря на естественное проявление маниакальных черт личности в данной профессии, оказывается нередко в своей сути малоэффективным, так как его основная энергия уходит на личное позиционирование перед учениками, их родителями, на демонстрацию своих знаний в той или иной области, а не на повседневную, рутинную работу с каждым учеником. Кропотливый учительский труд заменяется прожектерством (создание особого колледжа, особых систем подготовки, создание авторских школ и т.

 д.). На деле ученики из этих учебных заведений выходят не столько нацеленными на получение знаний, на труд, сколько на свое позиционирование: маниакальность от учителя передается ученикам.

Главная особенность поведения: прожектеров трудно отличить на первых порах от реальных, перспективных руководителей. При преобладании маниакальных личностей прожектеры-«общественники» могут занять ведущие посты в компании.

Последствия для организации: руководители тратят свой интеллект для анализа самых различных предложений и заявлений по поводу развития компании, возрастает количество «общественников», «предметники» теряют свою власть, их деятельность блокируется.

Маниакальность – неизбежная сопутствующая черта людей, чья деятельность связана с риском, стрессом, военных. Уже даже сама подготовка к службе в армии, если она действительно жесткая, бескомпромиссная, боевая – неизбежно рождает и поддерживает эти черты.

У каждого психотипа – свои смыслы жизни, своя мотивировка. Мотив иметь работу, успех в которой связан с потерей жизни… Это дано не каждому.

Для этого надо либо не иметь выбора (как гладиаторы), либо построить в голове такую карту мира, такую мотивацию, с которой можно было бы нормально жить в условиях постоянных стрессов, нечеловеческих нагрузок. Для этого нужен устойчивый радужный образ будущего, ради которого стоит переносить тяготы и лишения воинской службы. В каждую историческую эпоху, каждый военачальник, правитель помогал строить этот образ с помощью раздачи за службу земель, крестьян, высокого жалования, продвижения по социальной лестнице наиболее достойных воинов и т. д.

Но даже в этом случае нужен специальный психотип, способный поверить, что риск смерти за светлое будущее – правомерен.

И чем больше невзгоды, тем радужнее должна быть картина будущего, чтобы не было изнуряющего внутриличностного конфликта. Поэтому без развитых метапрограмм «будущее», «достижение» такие напряжения просто непереносимы. В свою очередь, под данный механизм влияния сложнее попасть лицам с выраженной метапрограммой «прошлое», «избегание».

Перенесение тягот через активизацию метапрограмм «будущее» и «достижение» – это типичный механизм переживания тягот настоящего, классический механизм сложной психологической защиты. «Как хорошо быть генералом, как хорошо быть генералом, если капрала, если капрала переживу». Не случайно военные так абсолютизируют звание генерала: ведь это дает возможность найти оправдание тяготам, лишениям воинской службы, риску потери дееспособности, а то и жизни на войне. Зато стану генералом, или могу им стать… И жизнь уже не кажется такой уж беспросветной – при активности метапрограмм «достижения» и «будущее».

Как ни странно, но достаточно легко такая трансформация происходит у маниакальных личностей. Они устремлены в будущее, легко вытесняют из сознания прошлое, а то и настоящее, в том числе и мытарства, а порой и издевательства со стороны старших военачальников. Их защитные реакции активны. Они могут придумывать для себя образы суперпарня, суперчеловека. И эти мысли их успокаивают, дают психическую энергию для преодоления трудностей. Кроме того, ими легче управлять, если понять их психологическую суть. Устали, голодны суворовские солдаты при переходе через Альпы. Сил нет идти. Достает Суворов кусок хлеба – дает на виду у всех съесть его знаменосцам. Сыты братцы? – спрашивает всех. Все дружно отвечают: сыты Ваше высокоблагородие. Разве шизоидные личности, психастеники так ответят, разве можно ими эффективно управлять такими способами?

 

У маниакальных лиц легко вытесняются из головы проблемы. Их карта мира большей частью радужная, но одновременно и менее объективная. С такой картой мира легко воевать, переносить трудности, но совершенно невозможно вести успешный бизнес.

Поэтому вполне закономерен факт, что в период открытия Америки в далекие плавания пускались лица с чертами маниакальности. Привозили некоторые из них полные трюмы золота и серебра. Им подражало общество, они встали рядом с элитой. Закупали недвижимость, вкладывали средства в торговлю… Веселились, сорили деньгами… И что? Да, закономерно, психологически закономерно они должны были разориться. Это и произошло с Испанией. Море, горы серебра и золота завезли испанские корабли с момента открытия Америки, а в итоге – все, как происходит у отчаянных и доблестных вояк, когда они попадают в ресторан, в кабак – спустили все…

Поэтому наличие в биографии человека, пришедшего на вершину власти, фактов, связанных с успешным добровольным участием в военных действиях с высокой степенью вероятности подтверждает наличие определенного психотипа. Однако, если такой психотип сочетается с психотипом ученого, с психастеническими, а то и шизоидными чертами личности, – это явно личность незаурядная.

Если участие в стрессовых действиях не добровольное, если нет черт маниакальности, то появляются, переживания, далекие от бравады, произведения типа романов Ремарка.

После завершения службы, после окончания войн, после занятия полководцем трона, его психотип не меняется. Он остается с ним на всю жизнь.

Отдельные личности способны изменить свой психотип (но на это нужны годы). Большинство же людей, имеющих сформированную базовую систему динамических стереотипов с ними и умирает…

Таким образом, акцентуации людей, вбирая в себя различные динамические стереотипы, метапрограммы бывают различными, но они удивительно сохраняются в истории человечества. Это связано с тем, что они детерминированы не только социально-экономическими, идеологическими факторами, но и генетическими. В нас проявляется наша человеческая сущность. И насколько она устойчива с тысячелетиями, настолько устойчиво и проявление акцентуаций людей. Без понимания их сложно конструировать и экономические, социальные процессы, эффективно управлять ими.

Взаимодействие лиц с различными акцентуациями во многом предопределяет и социально-экономические процессы.

Так, в период, когда основной хозяйственной единицей в обществе было индивидуальное хозяйство (крестьянина, ремесленника…), главы их – это главным образом мужчины – в своем большинстве были вынуждены тянуть на себе все заботы, готовиться зимой к севу, весной, летом, осенью напрягаться в непростом, тяжелом труде по выращиванию, уборке с полей урожая. Такой труд объективно рождал черты паранойяльности – упорства, настойчивости, трудолюбия. В период массового конвейерного производства вместо паранойяльных черт личности стали формироваться такие черты как дисциплинированность, исполнительность, психастеничность. Человек стал винтиком в системе огромного производства. Количество мужчин с чертами паранойяльности стало меньше. Зато количество женщин с чертами паранойяльности возросло. Это тоже понятно. Женщина стала главной в ведении домашнего хозяйства, когда доход формируется в труде за рамками его. Спланировать домашний бюджет, накормить семью, выполнить работу по дому. Отсюда – появление немалого числа женщин независимых, все чаще личностно превосходящих мужчин. Совмещение результатов психотипологического исследования с тенденциями экономического, социального развития позволяет не только фиксировать увеличение числа лиц с тем или иным психотипом, но и понимать более глубоко причины данных процессов в масштабе всего мира.

Понять психотипы людей, истоки их формирования позволяет анализ их биографий.

Так, при высокой внушаемости изучаемого человека (группы лиц) его (их) профессиональные предпочтения могут быть характерны и для родственников (мать, отец, муж, жена и даже – бабушка и дедушка).

Изучение жизни бабушек и дедушек может дать ключ к пониманию некоторых тенденций, особенностей, противоречий при формировании личностей. Что было с бабушками и дедушками, то порой повторяется с внуками и внучками. Некоторые акцентуации с определенной вероятностью передаются по наследству.

Психологически поколения влияют друг на друга. Изучение родителей (а в более широком аспекте – предыдущего поколения) – ключ к пониманию детей. Изучение детей многое дает для понимания родителей.

Маниакальная акцентуация формируется по типу совпадения. Маниакальный муж – высока вероятность, что такова и жена. Маниакален отец – вероятно, что и сын.

Паранойяльность формируется чаще по типу противоположности. Паранойялен муж – не паранойяльна жена. Паранойялен отец – не паранойялен сын до 20–30 лет, а затем паранойяльность в некоторых случаях как бы восстанавливается по типу отца, а точнее – того ведущего члена семьи, который оказал самое сильное влияние на формирование сына.

Психологические исследования показывают, что некоторые акцентуации передаются через длительное общение, однако есть акцентуации, которые антагонистичны между собой в процессе общения.

Так, имеют свойство передаваться маниакальность, истероидность. Примерно через два года психотип преподавателя, который в группе учащихся является ведущим, начинает воспроизводиться учениками. Но именно по маниакальности, истероидности. Точно так же, если в семье родители имеют истероидную или маниакальную акцентуацию – дети будут иметь такую же. И тот факт, что в России в 90-е годы успешный психотип бизнесмена отличался чертами маниакальности – отдается эхом до сих пор: большая часть лиц, ищущих работу в Москве в 2010 г., – повышенно маниакальна. А ищут работу потому, что не удерживаются долго на новом месте.

В то же время в начале 90-х годов большинство безработных (процент обращений в службу занятости) были шизоидами. Они просто не смогли в силу своего психотипа ухватиться за нужное место, за часть государственной собственности (за исключением некоторых шизоидов-интеллектуалов), за нужного собственника.

С паранойяльностью – все наоборот. Паранойяльный руководитель как бы вымывает из своего непосредственного руководства лиц с такими же акцентуациями. Если отец семейства повышенно паранойялен, то его дети (и жена), как правило, имеют более низкую паранойяльность.

Если в армии успешные старшие офицеры на командных должностях имеют повышенную паранойяльность, то у их лучших подчиненных, младших офицеров – чаще эта акцентуация снижена. Если психопрофиль лучших руководителей высокого уровня содержит в своей структуре паранойяльность, то психопрофиль лучшего руководителя низового уровня (бригадир и др.) имеет более низкое значение данных черт личности.

Это проявляется с удивительной закономерностью. И подобные явления описаны как в научных исследованиях, так и в художественной литературе. Если описывается личность сильного человека, сумевшего через огромные трудности дойти до вершины социального благополучия, заслуженно получить власть, а писатель при этом тонок и объективен, то, как правило, его сын такими чертами личности не обладает.

Сыновья просто не в состоянии перенять даже хорошо устроенное, успешное дело своего отца – характер не позволяет. Это психологически закономерно.

И именно эта психологическая закономерность проявляется в социальных, исторических закономерностях. Второе поколение элиты постепенно теряет свои властные функции. И чтобы удержаться у власти, им нужны помощники из числа тех лиц, которые самостоятельно карабкаются на олимп элиты, у которых есть черты паранойяльности и иные качества личности, обеспечивающие успех.

Если психологические законы, закономерности действуют в масштабах личности, коллектива, группы людей, то почему они не могут проявляться в истории человечества, в том числе и в истории экономического развития? Или экономические законы подчиняют себе собственно психологические, социальные?

Скорее в истории развития экономических, социальных отношений мы находим явления, которые сложно объяснить вне рамок психологических закономерностей.

Допустим, закон уровня притязаний, который известен в психологии и как закон уровня притязаний Курта Левина (Kurt Zadek Lewin, 1890–1947). Человек, группа лиц изо всех сил старается достигнуть определенной цели, но не достигает. В этой ситуации у большей части людей появляется замещающая ценность. А у меньшей – еще большее желание продолжить достижение поставленной цели. Конечно, данный закон формулировался в условиях ограниченных знаний психологов о психотипологических особенностях мотивации. Так, сейчас можно говорить о том, что у психастеников в этой ситуации выше вероятность проявления мотивации избегания, у паранойяльно акцентуированных личностей более вероятна мотивация достижения, еще большее стремление достигнуть поставленной цели.

И так каждый раз. Чем более сложно достигается цель деятельности – тем меньше сильных, паранойяльно акцентуированных личностей сохраняет запал активной деятельности до победного конца.

Там, где меньше трудностей, чаще собирается немало слабых личностей, лиц с чертами истероидности, маниакальности (убрав тех, кто избрал своей профессией риск, войну).

Отсюда, если элита вышла в лидеры, то это лидерство (что невозможно без паранойяльно акцентуированных личностей) сохраняется, если последующее поколение перенесло те же трудности, которые вывели в лидеры нужных лиц. Иначе лидеров, которых сформировала, продвинула сама жизнь, преодоление ими трудностей, заменят те, кто был рядом с ними. А это совсем иной психотип.

Мы знаем, что вокруг успешных паранойяльно акцентуированных личностей собирается немало истероидных, феминизированных. В то время, когда «предметники» делают свое дело, «общественники» выжидают. Их жизнь научила, что встревать в этот момент и брать ответственность на себя – более чем рискованно, это смертельно опасно для «общественника». Но вот в момент завершения построения системы, в момент достижения созидательной цели деятельности «общественники» стараются взять реванш, перехватить руководство.

Но, перехватив руководство, низвергнув «предметников», «общественники» могут успешно руководить не ими созданной системой лишь некоторое время. Затем система исчерпывает запас своей прочности и начинает рушиться. Вновь нужны «предметники». Маятниковая смена «общественников» и «предметников» – историческая тенденция. Если такой смены нет, то в большинстве случаев происходит стратегическое, тотальное разорение, разрушение той системы, которую создало первое поколение «предметников». Такова фундаментальная причина разорений большинства корпораций в течение нескольких поколений.

Одна из ошибок восприятия окружающими лиц с различными акцентуациями обусловлена тем, что истероидно-маниакальные личности подают сигналы, демонстрируют признаки, характерные для сильных личностей. Они как бы подстраиваются к ним и получают от этого различные дивиденды.

Истероидно-маниакальные личности окружают гениев, успешных лидеров, руководителей, они порой буквально обволакивают их, выдают себя за них или за их «продолжение».

Истероидные личности способны зажечь сильную личность, сформировать нужное мнение у людей, подталкивать их к достижению тех или иных целей. В момент формирования целеполагания в социальной профессиональной (или иной) группы особенно активны истероидные, маниакальные личности. В этой ситуации они способны даже на самопожертвование.

Следует отметить, что каждый психотип отличается от других не только динамическими стереотипами (и чертами характера, и типом интеллекта), но и смыслами жизни. Смысл жизни избирается каждым человеком, доросшим до этого уровня формирования личности, бессознательно, под влиянием своего психотипа. Влияние психотипа (а в значительной степени он определен и генетически) на личность – тотально: от характера психофизиологических процессов, процессов, происходящих в нервных клетках, в нервной системе, в ДНК, до смысла жизни. Это касается как простых людей, так и представителей элиты, интеллектуалов. Каждому психотипу присущ свой смысл жизни, который сформировали лучшие представители этого психотипа.

Эмпатичный тип личности: «Все мы рождаемся для любви; это принцип существования и единственная цель его» (Б. Дизраэли).

Рациональный тип личности: «Мудрость – не самая дальняя, но самая великая цель» (Сенека Младший), «Цель мира в том, чтобы царствовал разум» (Р. Роллан).

Личность с ведущей внутренней референцией. «Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, осознанным тобою законом» (М. Аврелий).

 

Личность с ведущей внешней референцией: «Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку» (Гарсиан), «Когда бы ни пришлось мне умереть, я хочу, чтобы люди, знавшие меня лучше других, сказали, что я всегда выпалывал чертополох и выращивал цветы везде, где по моему разумению, цветы могли расти» (А. Линкольн).

Интроверт с ведущей внешней референцией (бывают и такие; это не типичный, но потенциально гениальный психотип): «Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс… а цель одна – благо всех людей» (Л. Н. Толстой).

Кинестетик: «Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет – для деятельности существуешь ты; твое действование, и только оно, определяет твою ценность» (И. Фихте).

Личность с ведущей метапрограммой «Достижение». «Цель жизни – стремление к цели» (И. Шевелев).

Личность с ведущей метапрограммой «Настоящее, здесь и сейчас»:

 
«Цель нашей жизни столь бесспорна,
Что зря не мучайся, приятель:
Мы сеем будущего зерна,
А что взойдет – решит Создатель»
 
(И. Губерман)

«Цель жизни – в стремлении к цели» (И. Н. Шмелев), «Наша главная задача состоит не в том, чтобы устремлять свой взор и внимание на то, что находится в туманной дали, а в том, чтобы делать вещи, находящиеся в непосредственной близости перед нами» (Т. Карлейль).

Личность с ведущей метапрограммой избегания: «Главная цель жизни каждого человека должна состоять в уменьшении несчастий всего мира» (К. Менингер), «Еще не известно, что хуже: когда жизнь проходит мимо или, когда сталкиваешься с ней лбами» (Б. Крутиер).

Личность с метапрограммой «Достижения будущего»:

«Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением…» (М. Горький).

«Но является ли существенным смыслом нашего труда жизнь ради будущего? Думаю, что нет. Ибо и будущему мы служим лишь в той мере, в какой мы достигаем существования в настоящем» (К. Ясперс).

«Прошлое и настоящее – наши средства; только будущее – наша цель» (Б. Паскаль).

Рационально-достиженческий и эмпатичный тип личности:

«Смысл жизни западоидов свелся в конечном счете к двум пунктам:

1) добиваться максимально высокого уровня или хотя бы удерживаться на достигнутом; 2) добиваться максимальной личной свободы, независимости от окружающих и личной защищенности. Первое стремление делает человека прагматичным, второе толкает его на самоизоляцию» (А. Зиновьев).

Эмпатичный тип личности: «Цель человеческой жизни – служение, проявление сострадания и готовности помочь людям» (А. Швейцер).

Анализ пословиц, поговорок, цитат показывает, что каждый психотип имеет свою нишу, свои особенности, свою лексику. Блестящие мысли великих людей собрал А. Е. Мачехин.

Ситуативно человек может проявлять себя тем или иным психотипом, но все же…

Различные устойчивые психотипы имеют разные смыслы жизни, несколько разный язык, разные динамические стеротипы. Психотип – это тотальная характеристика личности. Каждый из нас на некоторое время, ситуативно может выйти из своего психотипа и повести себя, исходя, как нам кажется, из чисто рациональных соображений, но спустя некоторое время мы все же окажемся снова в плену своего психотипа. Хотя, может быть, это не плен, а свобода жизни, выбор – не только наш, но и Всевышнего, – генетически обусловленный выбор…

В настоящее время в мировой психологии принято деление людей по типу их поведения в социально-психологической среде на лиц с выраженными:

– рациональной,

– нормативной,

– эмпатичной детерминацией своего поведения.

Для личности рационального типа важно осознать, что через то или иное поведение он наиболее просто и быстро сможет удовлетворить свои потребности. После этого его не надо дополнительно убеждать, важнее показать ему реальные примеры такого успеха в будущем.

Для человека с нормативной регуляцией важно предугадать насколько он ради достижения цели готов поступиться нормами поведения (моральными, правовыми и др.). Управление данными людьми связано с изменением общественных норм поведения.

Эмпатичный тип личности живет более эмоциями, взаимопониманием с другими людьми. Управление им возможно через ожидания других людей, через эмпатичные взаимоотношения.

Для эмпатичной личности важно чувствовать, что ее любят, ей верят. Ради этого она способна на многое. Ее мотивация весьма эмоционализирована. Но для влияния на таких людей нужны особые психотипы.

С каждым столетием, с каждым годом люди становятся все более тонкими по своей психической организации, все в большей степени в них актуализируются потребности в эмоциональном удовлетворении, в общении и т. д.

В человеке живет потребность любви, эмоциональной эмпатии, привязанности к другим людям и даже к животным, вещам. Порой эта потребность исключительно сильно актуализирована, ярко выражена. Степень удовлетворения таких потребностей влияет и на физиологические процессы в организме человека.

Но человечество устроено так, что не желает признавать свою сущность, истинные мотивы поведения, отрицая очевидные факты. Особенно это касается оценки мотивов эгоистичного и альтруистичного поведения людей.

Человек по своей биологической сущности более эгоистичен, нежели альтруистичен. Однако признаваться в этом окружающим нормальный человек не будет. Стратегия успешного сосуществования заставляет каждого выглядеть альтруистом перед соседями, соплеменниками, родственниками и даже перед самим собой. Это дает возможность рассчитывать на такое же отношение к себе и со стороны окружающих. Взрослые кровно заинтересованы в альтруистическом отношении к себе детей, демонстрируя для подражания такое же отношение к старшему поколению. При этом человек пользуется тонкими механизмами психологической защиты, чтобы избежать явного или менее явного (у каждого эта степень будут различной) противоречия между своим поведением и ожиданиями того или иного поведения от других. Защитные механизмы личности весьма разнообразны, они существенно деформируют мотивы поведения, превращая их в мотивировку.

Следует иметь в виду, что чистые акцентуации встречаются не часто. Значительно чаще встречаются лица с чертами акцентуаций. Это массовое явление. В дальнейшем, чтобы не говорить о лицах, обладающих чертами шизоидности, паранойяльности, маниакальности и т.  д., будут употребляться термины «шизоид», «истероид» и т. д.; следует иметь в виду, что сюда входят как акцентуированные личности в их классическом понимании, так и лица с чертами этих акцентуаций.

Бессонница и паранойя — PMC

Американская психиатрическая ассоциация. Четвертое издание. Американская психиатрическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия: 1994. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. [Google Scholar]

Американская психиатрическая ассоциация . Четвертое издание. АПА; Арлингтон, Вирджиния: 2000. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Текстовая редакция. [Google Scholar]

Bastien C.H., Vallières A., Morin C.M. Валидация индекса тяжести бессонницы как критерия результата исследования бессонницы. Медицина сна. 2001;2:297–307. [PubMed] [Google Scholar]

Bentall, R.P., Rowse, G., Shryane, N.M., и др., в печати. Когнитивная и аффективная структура параноидного бреда: трансдиагностическое исследование пациентов с расстройствами шизофренического спектра и депрессией. Архив общей психиатрии. [PubMed]

Бернерт Р.А., Меррилл К.А., Брейтуэйт С.Р., Ван Орден К., Джойнер Т.Е., мл. Стресс в семейной жизни и симптомы бессонницы в проспективной оценке молодых людей. Журнал семейной психологии. 2007; 21:58–66. [PubMed] [Академия Google]

Берчвуд М., Смит Дж., Макмиллан Дж.Ф., Хогг Б., Прасад Р., Харви С., Беринг С. Прогнозирование рецидива шизофрении. Психологическая медицина. 1989; 19: 649–656. [PubMed] [Google Scholar]

Бреслау Н., Рот Т., Розенталь Л., Андрески П. Нарушения сна и психические расстройства: продольное эпидемиологическое исследование молодых людей. Биологическая психиатрия. 1996; 39: 411–418. [PubMed] [Google Scholar]

Браун Т.А., Чорпита Б.Ф., Коротич В., Барлоу Д.Х. Психометрические свойства шкал депрессии, тревоги и стресса (DASS) в клинических образцах. Поведенческие исследования и терапия. 1997;35:79–89. [PubMed] [Google Scholar]

Бакнер Дж.Д., Бернерт Р.А., Кромер К.Р., Джойнер Т.Е., Шмидт Н.Б. Социальная тревожность и бессонница: опосредующая роль депрессивных симптомов. Депрессия и тревога. 2008; 25: 124–130. [PubMed] [Google Scholar]

Байсс Д.Дж., Томпсон В., Скотт Дж., Франзен П.Л., Жермен А., Холл М., Моул Д.Е., Нофзингер Э.А., Купфер Д.Дж. Дневные симптомы первичной бессонницы: проспективный анализ с использованием экологической сиюминутной оценки. Медицина сна. 2007;8:198–208. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Chouinard S., Poulin J., Stip E., Godbout R. Сон у нелеченых пациентов с шизофренией: метаанализ. Бюллетень шизофрении. 2004; 30: 957–967. [PubMed] [Google Scholar]

Кроуфорд Дж. Р., Генри Дж. Д. Шкалы депрессивно-тревожного стресса (DASS): нормативные данные и латентная структура в большой неклинической выборке. Британский журнал клинической психологии. 2003;42:111–131. [PubMed] [Google Scholar]

Espie C.A. Робинсон; Лондон: 2006. Преодоление бессонницы и проблем со сном. [Академия Google]

Фенигштейн А., Ванабл П.А. Паранойя и самосознание. Журнал личности и социальной психологии. 1992; 62: 129–138. [PubMed] [Google Scholar]

Ford D.E., Kamerow D.B. Эпидемиологическое изучение нарушений и психических расстройств: возможность профилактики? Журнал Американской медицинской ассоциации. 1989; 262:1479–1484. [PubMed] [Google Scholar]

Фриман Д., Фримен Дж. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 2008. Паранойя: страх 21 века. [Академия Google]

Фримен Д., Гарети П.А. Комментарии к содержанию бреда преследования: нуждается ли определение в уточнении? Британский журнал клинической психологии. 2000; 39: 407–414. [PubMed] [Google Scholar]

Фриман Д., Фриман Дж., Гарети П. Робинсон Констебл; Лондон: 2006. Преодоление параноидальных и подозрительных мыслей. [Google Scholar]

Фриман Д., Гиттинс М., Пью К., Антли А., Слейтер М., Данн Г. Что делает одного человека параноиком, а другого тревожным? Дифференциальное предсказание социальной тревожности и персекуторных мыслей в экспериментальной ситуации. Психологическая медицина. 2008; 38: 1121–1132. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Фриман Д. , Пью К., Антли А., Слейтер М., Беббингтон П., Гиттинс М., Данн Г., Куйперс Э., Фаулер Д., Гарети П.А. Виртуальное исследование параноидального мышления среди населения в целом. Британский журнал психиатрии. 2008; 192: 258–263. [PubMed] [Google Scholar]

Грин К., Фриман Д., Куйперс Э., Беббингтон П., Фаулер Д., Данн Г., Гарети П.А. Измерение идей преследования и ссылок: Green et al. Шкалы параноидальных мыслей (G-PTS) Психологическая медицина. 2008; 38: 101–111. [PubMed] [Академия Google]

Харви А.Г., Танг Н.К.Ю., Браунинг Л. Когнитивные подходы к бессоннице. Обзор клинической психологии. 2005; 25: 593–611. [PubMed] [Google Scholar]

Харви А.Г., Шарпли А.Л., Ри М.Дж., Стинсон К., Кларк Д.М. Открытое испытание когнитивной терапии хронической бессонницы. Поведенческие исследования и терапия. 2007;45:2491–2501. [PubMed] [Google Scholar]

Ловибонд П.Ф., Ловибонд С.Х. Структура негативных эмоциональных состояний: сравнение шкал стресса депрессии и тревоги (DASS) с опросниками депрессии и тревоги Бека. Поведенческие исследования и терапия. 1995;33:335–343. [PubMed] [Google Scholar]

Луби Э.Д., Фроман К.Э., Гризелл Д.Л., Ленцо Д.Э., Готлиб Д.С. Лишение сна: влияние на поведение, мышление, двигательную активность и системы передачи биологической энергии. Психосоматическая медицина. 1960; 22: 182–192. [PubMed] [Google Scholar]

Махер Б.А. Аномальный опыт и бредовое мышление: логика объяснений. В: Олтманнс Т.Ф., Махер Б.А., редакторы. Бредовые убеждения. Уайли; Нью-Йорк: 1988. С. 15–33. [Академия Google]

Монти Дж. М., Монти Д. Нарушение сна при шизофрении. Международный обзор психиатрии. 2005; 17: 247–253. [PubMed] [Google Scholar]

Morin C.M., LeBlanc M., Daley M., Gregoire JP, Mérette C. Эпидемиология бессонницы. Медицина сна. 2006; 7: 123–130. [PubMed] [Google Scholar]

Морфи Х., Данн К.М., Льюис М., Бордман Х.Ф., Крофт П.Р. Эпидемиология бессонницы: продольное исследование населения Великобритании. Спать. 2007; 30: 274–280. [PubMed] [Академия Google]

Охайон М. М. Эпидемиология бессонницы: что мы знаем и что нам еще нужно знать. Обзоры медицины сна. 2002; 6: 97–111. [PubMed] [Google Scholar]

Пейдж А.С., Хук Г.Р., Моррисон Д.Л. Психометрические свойства Шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS) в клинических образцах с депрессией. Британский журнал клинической психологии. 2007; 46: 283–297. [PubMed] [Google Scholar]

Riedel B.W., Lichstein K.L. Бессонница и дневная активность. Обзоры медицины сна. 2000; 4: 277–298. [PubMed] [Академия Google]

Savard M-H., Savard J., Simard S., Ivers H. Эмпирическая проверка индекса тяжести бессонницы у онкологических больных. Психоонкология. 2005; 14: 429–441. [PubMed] [Google Scholar]

Спурмейкер В.И., Вербеек И., ван ден Бут Дж., Клип Э.К. Первоначальная проверка опросника SLEEP-50. Поведенческая медицина сна. 2005; 3: 227–246. [PubMed] [Google Scholar]

StataCorp . Стата Корпорация; College Station TX: 2008 г. Статистическое программное обеспечение Stata: выпуск 10.0. [Академия Google]

Тейлор Д.Дж., Лихштейн К.Л., Дарренс Х.Х., Рейдел Б.В., Буш А.Дж. Эпидемиология бессонницы, депрессии и тревоги. Спать. 2005; 28:1457–1464. [PubMed] [Google Scholar]

Уолш Дж.К. Клинические и социально-экономические корреляты бессонницы. Журнал клинической психиатрии. 2004; 65 (с8): 13–19. [PubMed] [Google Scholar]

West LJ, Janszen HH, Lester BK, Cornelisoon FS, Jr. Психоз недосыпания. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 1962; 62: 66–70. [PubMed] [Академия Google]

Юнг А.Р., Макгорри П.Д. Продромальная фаза первого эпизода психоза. Бюллетень шизофрении. 1996; 22: 353–370. [PubMed] [Google Scholar]

Паранойя — Музей Фрейда Лондон

Паранойя — это ужасающий страх быть раненым.
Паранойя
— ложное обвинение, притворяющееся правдой.
Паранойя
— это обвинительная сторона ложного или нереального «я». Ощущение настоящее, но персонажи смещены и заменены. Обвиняемый является просто заменой реального человека.
Паранойя
нуждается во враге, но не может найти настоящего преследователя. Так что подойдет любой.
Паранойя
преследует невиновных, обвиняя их в совершении вредных действий, которых никогда не было.
Паранойя
утверждает, что вы виновны до суда и вероятность вашей невиновности отрицается и отвергается.
Паранойя
процветает во внутренней вселенной сильно отгороженной, подавленной и подавляемой боли и боли.
Паранойя
основана на неприятии, отрицании и подавлении жизненно важных частей себя.

Без названия [День ветеранов], Джереми Деллер

В мире происходят драматические и шокирующие события, которые создают атмосферу неуверенности и беспокойства. Разрушение Всемирного торгового центра и теракты в лондонском метро вызвали цепную реакцию событий, которые через ужас и ужас формируют будущие перспективы мира.

Выдуманные апокалиптические истории тревожно похожи на повседневную реальность, вызывая все больший страх и создавая атмосферу беспокойства. Когда ум становится параноиком?

Эта выставка иллюстрирует близость искусства и жизни на фоне современной политики, исследующей проблемы недоверия, подозрений, заблуждений, страха и террора.

Представлены работы художников со всего мира, исследующих сущность паранойи как своего заблуждающегося истолкования событий, а не восприятия самих событий. Художники, которые выставлялись в Paranoia , принадлежат к разным этническим и культурным группам, многие из зон конфликтов в мире. Выставка включала в себя цифровые технологии, концептуальные работы, перформанс, фотографии, видео, инсталляции и рисунки, чтобы отразить коллективное чувство тревоги по поводу глупости, предрассудков и суеверий, порожденных «войной с террором» в период после 9 сентября./11 мир.

Почему Паранойя?

«Человек, который не теряет рассудка из-за определенных вещей, не может иметь причин для поражения».
Зигмунд Фрейд, 1895 г. (письмо Вильгельму Флиссу)

Фрейд не только писал о паранойе, но и сам был ее жертвой. В этот дом он попал как изгнанник от нацистов. Паранойя была клеем, скреплявшим нацистскую идеологию. «Грязные» евреи и прочие «дегенераты» заразили бы вас болезнями и уничтожили бы чистоту крови; заговор еврейских банкиров захватит отечество и поработит вас. 45 лет назад он предсказал механизм, с помощью которого он, его собратья-евреи, гомосексуалы, инвалиды, цыгане, коммунисты и другие будут демонизированы и заставлены брать на себя вину за прошлые унижения и все «плохое» в обществе. Он написал:

«Цель паранойи состоит в том, чтобы отразить идею, несовместимую с эго, путем проецирования ее субстанции во внешний мир» …. «Великая нация не может смириться с мыслью, что ее можно победить в войне. Следовательно, он не был побежден; победа не засчитывается. Он дает пример массовой паранойи и изобретает иллюзию предательства»
(Письмо Вильгельму Флиссу, 1895 г.)

С самого начала Фрейд видел паранойю в ее психическом и социальном измерениях. Сегодня, когда нас окружают вполне реальные угрозы, есть политики, стремящиеся преувеличить их и создать атмосферу иррационального страха. Даже у параноиков есть враги, как однажды сказала Голда Меир; но люди, у которых есть враги, также могут быть параноиками. Как отличить реальную угрозу от параноидальной тревоги?

Политическая паранойя находит свое пристанище в системе убеждений и питается любой формой фундаментализма. Чувство угрозы стабилизирует идентичность сообщества. Мы чувствуем себя праведными и знаем, что мы правы . То, что вычеркнуто из сообщества, становится чуждым, недочеловеческим, иным. Когда в 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда, они объявили:

«Против губительного для души прославления инстинктивной жизни, за благородство человеческой души! Мы предаем огню сочинения школы Зигмунда Фрейда».

Как мы можем избежать параноидальных страхов, которые разрывают сообщества? Выставка представляет иллюстрации и примеры – она не дает ответа. Единственный ответ может прийти через видение и понимание.

В своих более поздних работах Фрейд перевел бы это как (ссылаясь на пример межвоенной Германии): «Нация не может смириться с идеей, что она была «выхолощена» войной; следовательно, он не был кастрирован. Его предали те, кто действительно выхолощен (евреи, женщины и т. д.)».

Определения паранойи

«Функциональный психоз, характеризующийся манией величия и преследования, но без интеллектуального ухудшения. В классических случаях паранойи бред организован в связную, внутренне непротиворечивую бредовую систему, в соответствии с которой пациент готов действовать». (Райкрофт, Чарльз (1968) Критический словарь психоанализа Лондон: Пингвин)

Лапланш и Понтали предлагают:
«Хронический психоз, характеризующийся более или менее систематизированным бредом, с преобладанием идей отношения, но без ослабления интеллекта …» (Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис (1973) Язык психоанализа пер.: Дональд Николсон-Смит Лондон: Хогарт Пресс и Институт психоанализа с. 296)

«Психоаналитик, в свете своих знаний о психоневрозах, подходит к предмету с подозрением, что даже мыслительные структуры, столь необычные, как эти, и столь далекие от наших обычных способов мышления, тем не менее происходят из самых общие и понятные импульсы человеческого разума… (Фрейд, 1911)

Почему паранойя важна для Фрейда?

Реальность

Фрейд остро осознавал хрупкость нашего понимания реальности. Во сне оно распадается, и даже в бодрствующей жизни «внутренний мир» наших фантазий и эмоций постоянно мешает нашему восприятию. То, что мы называем «реальностью», опосредовано языком, и из-за этого уже неясно, исходит ли оно изнутри или снаружи.

В своей последней работе, написанной в Лондоне, он пишет:

«У человека есть дополнительное усложнение, благодаря которому внутренние процессы в эго также могут приобрести качество сознания. Это работа функции речи, которая приводит материал Я в прочную связь с мнемическими остатками зрительных, но в особенности слуховых восприятий. С этого момента перцептивная периферия коркового слоя может возбуждаться в гораздо большей степени и изнутри, внутренние события, такие как прохождение идей и мыслительные процессы, могут становиться сознательными, и требуется специальный прибор, чтобы различить эти два явления. возможности — устройство, известное как проверка реальности. Уравнение «восприятие = реальность (внешний мир)» больше не выполняется. Ошибки, которые теперь легко возникают и регулярно возникают во сне, называются галлюцинациями».
(Фрейд 1938)

Отъезд, 2006, Кантор

Как с реальностью, так и с идеей «истины».

«Не удалось продемонстрировать… что человеческий интеллект обладает особенно тонким чутьем на истину или что человеческий разум проявляет особую склонность к познанию истины. Наоборот, мы обнаружили, что наш интеллект очень легко сбивается с пути без всякого предупреждения и что ничему так легко мы не верим, как тому, что безотносительно к истине приходит навстречу нашим желаемым иллюзиям». (Фрейд, 1937)

«Я считаю, что большая часть мифологического мировоззрения, которое уходит далеко в самые современные религии, есть не что иное, как психология, спроецированная во внешний мир. Отражается смутное осознание… психических факторов и отношений в бессознательном — это трудно выразить другими словами, и здесь нам на помощь должна прийти аналогия с паранойей — в построении сверхъестественной реальности, которой суждено быть наука снова превратила его в психологию бессознательного. Можно было бы осмелиться объяснить таким образом мифы о рае и грехопадении человека, о Боге, о добре и зле, о бессмертии и т. д. и превратить метафизику в метапсихологию». ( Психопатология повседневной жизни , 1901, С.Э. 6 стр. 258-259)

Проекция

«Цель паранойи, таким образом, состоит в том, чтобы отразить идею, несовместимую с эго, путем проецирования ее субстанции во внешний мир» (Черновик H, стр. 109).

Женщина, чья сексуальность возбуждается неприемлемым образом, вдруг понимает, что ее соседи сплетничают о ней. Самоупреки в том, что они «шлюхи», проецируются во внешний мир. Или «Алкоголик никогда не признается себе, что от пьянства стал импотентом… Значит, виновата его жена». (Черновик Н, стр. 110). «Чиновник, прошедший повышение, требует, чтобы против него был заговор и чтобы за ним следили в его комнате. В противном случае ему пришлось бы признать свое кораблекрушение» (Черновик Н, стр. 110).0116 великая нация не может смириться с мыслью, что ее можно победить в войне. Следовательно, он не был побежден; победа не засчитывается. Это дает пример массовой паранойи и изобретает иллюзию предательства» (черновик Н, стр. 110)

Поиск козлов отпущения

Скажем, это не мы были унижены поражением или неудачей; вместо этого это наши мертвые отцы. Наше отношение к отцу амбивалентно — сознательная привязанность и бессознательная ненависть. Мы обвиняем отца в поражении — в том, что он не соответствует нашим представлениям о нем, — но мы также боимся его. Мы решаем эту психическую дилемму, проецируя нашу ненависть на «другого», который затем становится оправданным объектом нашей агрессии и страха. Фрейд описывает этот процесс в Тотем и табу (Глава II «Эмоциональная амбивалентность»)

«Это уже неправда, что они радуются избавлению от мертвеца; напротив, они оплакивают его; но, как ни странно, он превратился в злого демона, готового злорадствовать над их несчастьями и жаждущего убить их. Тогда им, выжившим, становится необходимо защищаться от этого злого врага; они освобождаются от давления изнутри, но только обменивают его на гнет извне». (стр. 63)

Под наблюдением

Нас не удивит, если мы обнаружим особый психический механизм, который… постоянно наблюдает за актуальным эго и измеряет его по [его] идеалу… Признание этого органа позволяет нам понять так называемые «бреды». быть замеченным или, правильнее сказать, наблюдаемым, которые являются такими поразительными симптомами параноидных заболеваний и могут также возникать как изолированная форма болезни или вкрапляться в невроз переноса. Больные этого типа жалуются, что все их мысли известны, а за их действиями наблюдают и контролируют; они информируются о функционировании этого агентства голосами, которые характерно говорят с ними в третьем лице («Теперь она снова думает об этом», «Теперь он уходит»). Эта жалоба оправдана; он описывает правду. Сила такого рода, наблюдающая, обнаруживающая и критикующая все наши намерения, действительно существует. На самом деле, он существует в каждом из нас в обычной жизни.

…Ибо то, что побудило субъекта сформировать идеал эго, от имени которого его совесть действует как сторож, возникло из-за критического влияния его родителей (передаваемого ему посредством голоса), к которым были добавлены, как время — продолжали те, кто воспитывал и учил его, и бесчисленное и неопределимое множество всех других людей в его окружении — его ближних — и общественное мнение. («О нарциссизме: введение» SE 14, стр. 95-96)

Склонность к агрессии

«За всем этим стоит доля правды, от которой люди так охотно отрекаются, в том, что люди не нежные существа, которые хотят, чтобы их любили, и которые самое большее могут защитить себя, если на них нападут; они, напротив, существа, среди инстинктивных способностей которых следует причислить значительную долю агрессивности. В результате сосед является для них не только потенциальным помощником или сексуальным объектом, но и тем, кто соблазняет их удовлетворить на нем свою агрессивность, безвозмездно эксплуатировать его трудоспособность, использовать его в сексуальных целях без его согласия, завладеть его имущество, чтобы унизить его, причинить ему боль, пытать и убить его. Homo homini lupus. Кто, перед лицом всего своего жизненного и исторического опыта, осмелится оспорить это утверждение? … Всякий, кто вспоминает о зверствах, совершенных во время расовых переселений, или нашествий гуннов, или народами, известными как монголы при Чингиз-хане и Тамерлане, или при взятии Иерусалима благочестивыми крестоносцами, или даже, действительно, ужасы недавней мировой войны — всякий, кто вспоминает об этом, должен будет смиренно склониться перед истинностью этого взгляда» («Цивилизация и ее недовольство», стр. 19).30)

«Мужчинам явно нелегко отказаться от удовлетворения этой склонности к агрессии. Без него они не чувствуют себя комфортно. Не следует пренебрегать преимуществом, которое сравнительно небольшая культурная группа дает выходу этому инстинкту в форме враждебности по отношению к незваным гостям. Всегда можно связать воедино немалое количество людей любовью, лишь бы остались другие люди, принимающие проявления их агрессивности. … В этом отношении еврейский народ, рассеянный повсюду, оказал самые полезные услуги цивилизациям стран, которые были его хозяевами; но, к сожалению, всех массовых убийств евреев в средние века было недостаточно, чтобы сделать этот период более мирным и безопасным для их христианских собратьев. Когда некогда апостол Павел полагал в основу своей христианской общины всеобщую любовь между людьми, неизбежным следствием стала крайняя нетерпимость со стороны христианского мира к тем, кто остался вне его. ( Цивилизация и ее недовольство , 1930).

Дэниел Бейкер
Цыган до сих пор считают ненастоящими людьми. Их видят либо как романтический идеал из прошлого, либо как воров, злодеев, грязных людей, которые притащат свой трейлер на вашу крикетную площадку и устроят беспорядок, олицетворение зла, если хотите.
(Из интервью с Дэниелом Бейкером)

Джереми Деллер
Я думаю, что, поскольку 11 сентября было оскорблением лично для американцев как личностей и для их страны, они почти стыдились того, что их застали врасплох. Это способ для них почувствовать себя лучше в этой стране. Это настоящий праздник Америки и американских ценностей. Когда вы смотрите на фотографии, это становится очевидным. Вы можете интерпретировать это либо как невероятно зловещее, либо как довольно забавное, либо как то и другое. Когда я показываю фотографии американцам, они смеются, но когда я показываю их во Франции, французы ахают. (Из интервью с Джереми Деллером)

Даг Фишбоун
Я использовал один из самых неприятных материалов, которые только можно себе представить, от которого у меня сгибаются даже пальцы ног, когда я смотрю на него, я не могу поверить, что сделал это. Моя идея заключалась в том, чтобы оскорбить аудиторию и манипулировать зрителем, дав им дополнительную историю и завоевав их обратно. Что-то вроде: когда я был ребенком, меня оскорбляли, моя мама была пьяницей и все такое. Я хотел посмотреть, насколько можно обойтись без визуальной перегрузки. За 11 минут сжато около 480 изображений. Это своего рода видеошквал, как будто меня засыпают рекламой на эскалаторах метро, ​​чего я терпеть не могу. Вот почему я использую сатирический способ критики, когда рассказываю, но так, что это едва заметно. (Из интервью с Дугом Фишбоуном)

Juul Honduis
Что больше всего поразило меня во время моих путешествий, так это то, что, в конце концов, то, что объединяет людей, независимо от того, откуда они родом, — это борьба за выживание и попытка извлечь из этого максимум пользы из жизни. способ. (Из интервью с Юулом Хондиусом)

Халед Д. Рамадан
Как выглядит мир сегодня, я могу с уверенностью сказать, что я неустановленный субъект.

Добавить комментарий