Патогенная дезадаптация это: Дезадаптация | Понятия и категории

Содержание

18. Патогенная дезадаптация и ее характеристика

  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ — какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма. В зависимости от характера функционирования, выделяют две формы дезадаптации:

  • непатологическая: поддержание гомеостаза возможно при режиме усиленного, но «нормального» физиологического функционирования;

  • — патологическая: поддержание гомеостаза возможно только при переходе к патологическому функционированию.

  • В отношении к человеку применимы категории психической, психологической и социальной дезадаптации. Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные — широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов. Личностнаядезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.

  • Патогеннаядезадаптация– вид дезадаптации, вызванный заболеваниями, которые сдерживают процессы накопления социального опыта и препятствуют адаптации человека в обществе.

  • К категориям дезадаптированных людей в рамках данного вида дезадаптации можно отнести инвалидов; людей, имеющих хронические заболевания; людей с ослабленным соматическим здоровьем; психически больных людей и т.п.

  • Патогеннаядезадаптациявызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы.

  • Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер :

  • Психозы;

  • Психопатии;

  • Органические поражения головного мозга;

  • Отставания в умственном развитии;

  • Дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения.

  • Выделяют, также, так называемую, психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией, закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений. К ней относятся:

  • Фобии;

  • Навязчивые дурные привычки;

  • Энурез и т.д.

  • В данном случае в качестве необходимых превентивных мер выступают меры медико-педагогического оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (детсадах, школах), так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.

Под психосоциальными факторами, как правило, подразумевают набор социальных и психологических характеристик, имеющих отношение к здоровью индивида. Многочисленные исследования в данном направлении не объединены какой-либо концептуальной позицией, а конкретный перечень характеристик (личность, ситуация на работе, ситуация в семье, общественные связи, межличностное поведение, поведение в ситуации конфликта) определяется контекстом проводимого исследования и может охватывать широкий диапазон сфер функционирования индивида.

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей

Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной в современном российском обществе и наименее изученной. Исследованиями процесса адаптации данной категории детей, занимались такие ученые как Г.И. Царегородцев, Т. Парсонс, Р. Мертон.

под категорией «дети группы риска» понимаются дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды

Дети, как особая возрастная категория людей с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личность.

Однако в связи с динамическим характером процесса социализации возможны различные результаты. Часть детей, на которых воздействует в процессе социализации неблагоприятные условия, приобретает асоциальные формы поведения и привычки. Данную категорию детей современные исследователи относят к категории неблагополучных

В настоящее время сложились две модели психологической помощи и адаптации детей группы риска.

Первая модель связана с деятельностью одного психолога и наличием социального педагога, логопеда, дефектолога, врача. Такая служба по своей сути является междисциплинарной, разносторонней. Она требует координации деятельности специалистов. Модель психологической службы, представленной в виде такой команды, можно описать как первый уровень оказания психолого-медико-социальной и педагогической помощи и поддержки детям и персоналу непосредственно в учреждении. Это позволит работать всему педагогическому коллективу в едином русле, решать поставленные задачи сообща.

Вторая модель психологической службы в учреждениях образования ориентирована на деятельность не одного психолога, а команды психологов.

Деятельность психологов будет направлена в данном случае на помощь детям в восстановлении личности, преодолении последствий полученные психологических травм. Такая деятельность психологов будет способствовать тому, что сложится атмосфера открытости, взаимной поддержки, безопасности и появится надежда на то, что дети обретут доверие к людям, что поможет им в их взрослом будущем.

Можно говорить о трех стратегиях в психологической службе учреждений социально-педагогической помощи детям и подросткам.

Первая стратегия – деятельность психолога, активно включенного во все проблемы учреждения; его работа охватывает все субъекты во всех видах и формах деятельности учреждения.

Вторая стратегия – психолог работает в составе команды психологов и выполняет свою работу через профилактическую (пропедевтическую) деятельность совместно с персоналом учреждения, с детьми и родителями.

Третья стратегия – психолог выступает роли эксперта, являясь при этом одним из звеньев управления образования или социальной защиты ребенка (то есть управленческого уровня). Направляет деятельность психологов учреждения, заботясь о повышении специалистов, разработка их методического и практического уровня (приглашение специалистов, разработка отдельных программ работы с детьми, персоналом, повешение квалификации и т.д.).

Помимо психолога, активную роль в процессе социально – педагогической поддержки детей группы риска играет социальный педагог.

 

это… Социальная дезадаптация. Проблемы дезадаптации :: SYL.ru

Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Терминология

Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Выделяют три вида:

  • Патогенная дезадаптация – это состояние, возникающее в результате нарушения работы психики человека, при нервно-психических заболеваниях и отклонениях. Такая дезадаптация лечится в зависимости от возможности излечения болезни-причины.
  • Психосоциальная дезадаптация – это невозможность приспособиться к новой обстановке вследствие индивидуальных социальных особенностей, половозрастных изменений, становления личности. Этот вид дезадаптации обычно временный, однако в отдельных случаях проблема может ухудшиться, и тогда психосоциальная дезадаптация перерастет в патогенную.
  • Социальная дезадаптация — это явление, характеризующееся асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. К ней также относится учебная дезадаптация. Границы между социальной и психосоциальной дезадаптацией весьма размыты и заключаются в особенности проявления каждой из них.

Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке

Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Психологи по-разному трактуют такую ситуацию: как подвид социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация – лишь причина школьной. Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить еще три основные причины, из-за которых ребенок будет чувствовать себя в учебном заведении некомфортно:

  • недостаточная дошкольная подготовка;
  • отсутствие навыков поведенческого контроля у ребенка;
  • неприспособленность к темпу обучения в школе.

Все три из них сводятся к тому, что школьная дезадаптация – распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную.

Последствия школьной дезадаптации

Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют следующие:

  • комплексная неуспеваемость по предметам;
  • прогуливание занятий по неуважительным причинам;
  • пренебрежение нормами и школьными правилами;
  • неуважение к одноклассникам и преподавателям, конфликты;
  • замкнутость, нежелание идти на контакт.

Психосоциальная дезадаптация – проблема интернет-поколения

Рассмотрим школьную дезадаптацию с точки зрения школьного возрастного периода, а не учебного в принципе. Данная дезадаптация проявляется в виде конфликтов со сверстниками и учителями, иногда – аморального поведения, нарушающего нормы правил поведения в учебном заведении или в обществе в целом.

Чуть более полувека назад среди причин, вызывающих данный вид неприспособленности, не было такой, как Интернет. Сейчас же именно он – основная причина.

Хиккикомори (хикки, хикковать, от японск. «отрываться, быть заточенным») – современный термин для описания расстройства социальной адаптации у молодых людей. Трактуется как полное избегание любых контактов с обществом.

В Японии определение «хиккикомори» — болезнь, но в то же время в социальных кругах это может использоваться даже как оскорбление. Кратко можно обозначить, что быть «хиккой» — плохо. Но так дела обстоят на Востоке. В странах же постсоветского пространства (включая Россию, Украину, Беларусь, Латвию и др.) с распространением явления социальных сетей образ хиккикомори был возведен в культ. Сюда же относится популяризация мнимой мизантропии и/или нигилизма.

Это привело к повышению уровня психосоциальной дезадаптации среди подростков. Интернет-поколение, переживая пубертатный период, беря за пример «хикковство» и подражая ему, рискует на самом деле подорвать психическое здоровье и начать проявлять патогенную дезадаптацию. В этом суть проблемы открытого доступа к информации. Задача родителей — с раннего возраста научить ребенка фильтровать получаемые знания и отделять полезное и вредного, чтобы не допустить излишнего влияния со стороны последнего.

Факторы психосоциальной дезадаптации

Интернет-фактор хоть и считается основой психосоциальной дезадаптации в современном мире, но не является единственным.

Остальные причины дезадаптации:

  • Эмоциональные нарушения у школьников подросткового возраста. Это личностная проблема, проявляющаяся в агрессивном поведении, или, напротив, в депрессии, вялости и апатии. Кратко такую ситуацию можно описать выражением «из крайности в крайность».
  • Нарушение эмоциональной саморегуляции. Это значит, что подросток часто не в состоянии себя контролировать, что приводит к многочисленным конфликтам и столкновениям. Следующий шаг после этого – дезадаптация подростков.
  • Отсутствие взаимопонимания в семье. Постоянное напряжение в семейном кругу воздействует на подростка не лучшим образом, и кроме того, что данная причина вызывает две предыдущие, семейные конфликты – не лучший пример для ребенка, как вести себя в обществе.

Последний фактор затрагивает извечную проблему «отцы-дети»; это в очередной раз доказывает, что за предотвращение проблем социальной и психосоциальной адаптации ответственны родители.

Классификация. Подвиды психосоциальной дезадаптации

В зависимости от причин и факторов условно можно составить следующую классификацию психосоциальной дезадаптации:

  • Социально-бытовая. Человека могут не устраивать новые условия быта.
  • Правовая. Человека не устраивает его место в социальной иерархии и/или в обществе вообще.
  • Ситуационно-ролевая. Кратковременная дезадаптация, связанная с неподходящей социальной ролью в определенной ситуации.
  • Социокультурная. Неспособность принять менталитет и культуру окружающего социума. Чаще проявляется при переезде в другой город/страну.

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дезадаптация в паре – очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.

Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности — обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.

Дисгармония в паре – одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.

Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.

Патогенная дезадаптация: когда болезнь мешает приспособиться в обществе

Этот вид, как уже было указано выше, возникает при нервных и психических расстройствах. Проявление дезадаптации из-за болезни порой становится хроническим, поддающимся лишь временному купированию.

Так, например, олигофрения отличается отсутствием психопатических наклонностей и расположений к преступлениям, однако умственная отсталость такого больного, несомненно, мешает его социальной приспособленности. Именно поэтому данная категория детей вынесена психологами в отдельную программу, по которой должна производиться профилактика дезадаптации:

  • Диагностика болезни до ее полного прогрессирования.
  • Соответствие учебного плана возможностям ребенка.
  • Ориентированность программы на трудовую деятельность – доведение трудовых навыков до автоматизма.
  • Социально-бытовое обучение.
  • Педагогическая организация системы коллективных связей и отношений детей-олигофренов в процессе какой-либо их деятельности.

Проблематика воспитания «неудобных» учеников

Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум – не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Аутизм – это нарушение социального развития, которое характеризируется стремлением уйти «в себя» от мира. У этой болезни нет начала и конца, она – пожизненный приговор. У больных аутизмом могут быть как развитые интеллектуальные способности, так и, наоборот, малая степень отсталости в развитии. Ранним признаком аутизма называют неумение ребенка принимать и понимать других людей, «считывать» с них информацию. Характерным симптомом является избегание взгляда «глаза в глаза».

Для того чтобы помочь аутичному ребенку приспособиться в мире, родителям необходимо запастись терпением и толерантностью, ведь им часто придется сталкиваться с непониманием и агрессией со стороны окружающего мира. Важно понимать, что их маленькому сыну/дочке еще тяжелее, и он/она нуждается в помощи и опеке.

Ученые предполагают, что социальная дезадаптация аутичных детей возникает из-за нарушений работы левого полушария мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие личности.

Существуют основные правила того, как наладить общение с ребенком, больным аутизмом:

  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Принимать его таким, какой он есть. В любых обстоятельствах.
  • Запастись терпением при его обучении. Тщетно ожидать быстрых результатов, необходимо радоваться и маленьким победам также.
  • Не осуждать и не обвинять ребенка за его болезнь. Собственно, никто не виноват.
  • Подавать ребенку хороший пример. Не имея навыков общения, он будет стараться повторять за родителями, и потому следует тщательно выбирать круг общения.
  • Смириться с тем, что чем-то придется жертвовать.
  • Не скрывать ребенка от общества, но и не мучить его им.
  • Уделять больше времени его воспитанию и становлению личности, а не интеллектуальному обучению. Хотя, разумеется, важны обе стороны.
  • Любить его, несмотря ни на что.

Неприспособленность к социуму вследствие нервных и психических расстройств личности

Среди наиболее часто встречаемых расстройств личности, одним из симптомов которых является дезадаптация, выделяют такие:

  • ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Описывается как навязчивая идея, иногда противоречащая даже моральным принципам больного и потому мешающая росту его личности и, следовательно, социализации. Больные ОКР склонны к излишней чистоплотности и систематизации. В запущенных случаях пациент способен «очистить» свое тело до кости. Излечением ОКР занимаются психиатры, психологических показаний к нему нет.
  • Шизофрения. Еще одно расстройство личности, при котором больной не способен контролировать себя, что приводит к его неспособности нормального взаимодействия в обществе.
  • Биполярное расстройство личности. Ранее ассоциировалось с маниакально-депрессивным психозом. Человек с БРЛ эпизодически испытывает либо тревожность, смешанную с депрессией, либо взбудораженность и подъем энергии, вследствие чего проявляет экзальтированное поведение. Это также мешает ему адаптироваться в социуме.

Девиантное и деликвентное поведение как одна из форм проявления дезадаптации

Девиантным называют поведение, которое отклоняется от нормы, является противоречащим нормам или вовсе отрицает их. Проявление девиантного поведения в психологии называют «поступком».

Поступок направлен на:

  • Проверку собственных сил, способностей, умений и навыков.
  • Испытание методов достижения определенных целей. Так, агрессия, с помощью которой можно добиться желаемого, при успешном результате будет повторяться вновь и вновь. Также ярким примером являются капризы, слезы и истерики.

Девиация не всегда подразумевает плохие поступки. Положительное явление девиации – это проявление себя в творческом плане, раскрытие своего характера.

Дезадаптация же характеризируется отрицательной девиацией. К ней относятся вредные привычки, недопустимые действия или же бездействие, ложь, грубость и т. д.

Следующим этапом девиации является деликвентное поведение.

Деликвентное поведение – это протест, осознанный выбор пути против системы установленных норм. Оно направлено на разрушение и полное уничтожение устоявшихся традиций и правил.

Поступки, связанные с деликвентным поведением, нередко очень жестоки, антисоциальны, вплоть до уголовных преступлений.

Профессиональная адаптация и дезадаптация

Напоследок немаловажно рассмотреть дезадаптацию в уже зрелом возрасте, связанную со столкновением личности с коллективом, а не конкретным несочетаемым характером.

По большей части за нарушение адаптации в рабочем коллективе ответственен профессиональный стресс.

В свою очередь его (стресс) способны вызвать следующие моменты:

  • Недопустимая продолжительность рабочего времени. Даже оплачиваемые внеурочные часы не способны вернуть человеку здоровье его нервной системы.
  • Конкуренция. Здоровая конкуренция придает мотивацию, нездоровая – урон этому самому здоровью, вызывает агрессию, депрессию, бессонницу, снижает эффективность работы.
  • Очень быстрое продвижение по службе. Сколь ни приятно человеку повышение, постоянная смена обстановки, социальной роли, обязанностей редко идет ему на пользу.
  • Негативные межличностные отношения с администрацией. Не стоит даже объяснять, как влияет на рабочий процесс постоянное напряжение.
  • Конфликт между работой и личной жизнью. Когда человеку приходится делать выбор между сферами жизни, это оказывает негативное влияние на каждую из них.
  • Нестабильное положение на работе. В малых дозах это позволяет держать начальству подчиненных «на коротком поводке». Однако через какое-то время это начинает сказываться на отношениях в коллективе. Постоянное недоверие ухудшает работоспособность и выработку всей организации.

Интересны также понятия «переадаптации» и «реадаптации», оба отличающиеся перестройкой личности вследствие экстремальных трудовых условий. Переадаптация направлена на изменение себя и своих действий на более подходящие в предоставленных условиях. Реадаптация же помогает человеку вернуться в его обычный ритм жизни.

В ситуации профессиональной дезадаптации рекомендуют прислушаться к народному определению отдыха – смене вида деятельности. Активное времяпровождение на воздухе, творческая самореализация в искусстве или рукоделии – все это позволяет личности переключиться, а нервной системе — совершить своего рода перезагрузку. В острых формах нарушения рабочей адаптации длительный отдых следует сочетать с психологическими консультациями.

В заключение

Дезадаптацию зачастую воспринимают как проблему, не требующую внимания. Но она его требует, причем в любом возрасте: от самых маленьких в детском саду до взрослых на работе и в личных отношениях. Чем раньше начать профилактику дезадаптации, тем проще будет избежать подобных проблем в будущем. Коррекция дезадаптации проводится при помощи работы над собой и искренней взаимопомощи других.

[Исследования синдрома профессиональной дезадаптации (Часть 2). В отношении взаимосвязи между психофизиологическими признаками и клиническими особенностями]

. 1985 янв.; 27(1):3-15.

дои: 10.1539/joh2959.27.3.

[Статья в японский]

M Нацумэ, Y Охта, O Fujimoto, H Nan’no, H Asao, H Fujii

  • PMID: 4057674
  • DOI: 10. 1539/joh2959.27.3

[Статья в японский]

M Natsume et al. Сангё Игаку. 1985 Январь

. 1985 янв.; 27(1):3-15.

дои: 10.1539/joh2959.27.3.

Авторы

М. Нацумэ, Ю. Охта, О. Фуджимото, Х. Нано, Х. Асао, Х. Фуджи

  • PMID: 4057674
  • DOI: 10.1539/joh2959.27.3

Абстрактный

В предыдущем отчете (Natsume et al., Jpn. J. Ind. Health, Vol. 24) о синдроме профессиональной дезадаптации (O. M.A.S.) на основании клинических данных мы классифицировали пациентов с O.M.A.S. на 5 подкатегорий; стержень, отсев, переходная реакция, специальная служебная дезадаптация и др. Основные и выпадающие типы типичны для O.M.A.S. Чтобы проверить нашу гипотезу о клиническом и психофизиологическом характере пациентов с O.M.A.S., 39субъектов (25 основных и 14 выпадающих) обследовали полиграфическими методами, такими как ЭЭГ, ЭМГ лицевых мышц и электроокулограмма, и результаты сравнивали с результатами 16 нормальных субъектов. Нас особенно интересовало их поведение при ментальной арифметике и в состоянии покоя. Результаты резюмированы следующим образом: в покое у пациентов характерны менее частые нерегулярные быстрые движения глаз (особенно «r-типа») и меньшие амплитуды мышцы, сморщивающей бровь, по сравнению с нормой. При ментальной арифметике эти два показателя проявляли большую тенденцию к увеличению у стержневого типа, чем у нормальных, но оставались неизменными у выбывающей группы. У испытуемых основного типа повышенный уровень этих показателей сохранялся кратковременно после арифметических занятий. Мы обсуждаем взаимосвязь между клиническим характером двух типов и приведенными выше результатами. Мы считаем, что психофизиологический характер обоих типов может играть важную роль в патогенетическом механизме СОАС.

Похожие статьи

  • [Исследования синдрома профессиональной дезадаптации. Применительно к обзору обследований, этиологических факторов и лечения.

    Нацумэ М., Охта Ю., Фуджи Х., Асао Х. Нацумэ М. и др. Сангё Игаку. 1982 Сентябрь; 24 (5): 455-64. дои: 10.1539/joh2959.24.455. Сангё Игаку. 1982. PMID: 7154389 Японский.

  • [Исследования синдрома профессиональной дезадаптации. (Часть 3). В отношении терапевтической системы синдрома ОМА и роли промышленного врача.

    Нацумэ М., Охта Ю. , Кога Т., Нано Х., Асао Х., Фуджи Х. Нацумэ М. и др. Сангё Игаку. 1986 г., май; 28 (3): 160-9. дои: 10.1539/joh2959.28.160. Сангё Игаку. 1986 год. PMID: 3773294 Японский.

  • Бета- и гамма-мощность ЭЭГ при сравнении некоторых психофизиологических состояний с нормальной и ослабленной электромиограммами лицевых мышц.

    Бойцова Ю.А., Данко С.Г., Медведев С.В. Бойцова Ю.А., и соавт. Физиол человека. 2016 ноябрь;42(6):5-17. Физиол человека. 2016. PMID: 29932523 Русский.

  • ЭМГ и реакции сердечно-сосудистой системы на эмоционально провокационные фотографии и текст.

    Ливси Младший, Портер Т. Ливси Дж. Р. и др. Навыки восприятия. 1994 г., август 79 (1 часть 2): 579–94. doi: 10. 2466/pms.1994.79.1.579. Навыки восприятия. 1994. PMID: 7808899

  • Вклад в понимание контроля походки.

    Симонсен Э.Б. Симонсен ЭБ. Dan Med J. 2014 Apr; 61 (4): B4823. Дэн Мед Дж. 2014. PMID: 24814597 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Концепция болезни – HowMed

Главная » Общественная медицина » Концепция болезни

Общественная медицина 15 006 Просмотров

Вебстер определяет болезнь как состояние, при котором здоровье организма нарушается, отклонение от состояния здоровья, изменение человеческого организма, нарушающее выполнение жизненно важных функций.

Оксфорд определяет болезнь как состояние тела или какой-либо части или органа тела, при котором его функции нарушены или нарушены.

С экологической точки зрения болезнь определяется как нарушение приспособления человеческого организма к окружающей среде.

Простейшее определение болезни состоит в том, что болезнь — это полная противоположность здоровью или любому отклонению от нормального функционирования или состоянию полного физического или психического благополучия.

ВОЗ определила здоровье, но не болезнь.

Болезнь буквально означает «Без труда» (Беспокойство). Болезнь — это полная противоположность легкости.

Концепция причин болезни

В прошлом существовали различные концепции причин болезней:

  • Сверхъестественная теория болезней
  • Теория юмора
  • Концепция заражения
  • Миазматическая теория болезни
  • Теория самозарождения
  • Микробная теория болезней

Естественная история болезни

Это то, как болезнь развивается с течением времени от самой ранней стадии ее предпатогенеза до ее прекращения в виде выздоровления, инвалидности или смерти при отсутствии лечения или профилактики.

Фаза предпатогенеза

Это период, предшествующий началу заболевания у человека. Возбудитель заболевания еще не проник в человека, но факторы, благоприятствующие его взаимодействию с человеком-хозяином, уже существуют в окружающей среде.

Фаза патогенеза

Фаза патогенеза начинается с проникновения возбудителя заболевания в восприимчивого человека-хозяина.

 

Заболевание возникает в результате сложного взаимодействия между человеком, агентом и окружающей средой.

Возбудитель болезни

Возбудитель болезни – это вещество, живое или неживое, или сила, осязаемая или нематериальная, избыточное присутствие или относительное отсутствие которой может инициировать или увековечить патологический процесс.

Заболевание может иметь один или несколько независимых агентов или комплекс из двух или более факторов.

Биологические агенты – живые возбудители болезней Бактерии, вирусы, простейшие, грибы, риккетсии

Питательные агенты – Белки, углеводы, витамины, минералы и вода

Любой избыток или недостаток питательных элементов может привести к расстройствам питания, анемии, зобу, ожирению

Физические агенты – Воздействие чрезмерного тепла, холода, влажности, давления, радиация, звук

Химические вещества – пары металлов, пыль, газы, инсектициды

Механические вещества – воздействие постоянного трения и других механических воздействий может привести к раздавливанию, разрыву, растяжению, вывиху

Социальные агенты – бедность, курение, злоупотребление наркотиками, нездоровый образ жизни, социальная изоляция

Хозяин

Человек-хозяин называется почвой, а возбудитель болезни – семенем. Факторы хозяина играют важную роль в определении результатов воздействия инфекции на человека.

Факторы хозяина

·         Демографические –  возраст, пол, раса

·         Биологические – генетические факторы

·        Социальные и экономические факторы

·         Факторы образа жизни

Факторы окружающей среды

Все то, что является внешним по отношению к отдельному человеку-хозяину, живому или неживому, и с чем он находится в постоянном взаимодействии. Это включает все окружающее, такое как воздух, вода, пища, жилье и т. д.

  • Физическая среда
  • Биологическая среда
  • Психологическая среда
Спектр здоровья

Здоровье и болезнь лежат вдоль континуума, и нет единой точки отсечки. Самая нижняя точка на спектре болезни-здоровья — это смерть, а самая высокая — положительное здоровье.

Спектр болезней

Варьирование проявлений болезни.

Добавить комментарий