Паттерн поведения: Что такое паттерн, или Почему иногда так сложно вести себя «прилично»?

Паттерны ООП простыми словами: паттерны поведения

В этой статье простыми словами поговорим про паттерны поведения, которые описывают, как должны происходить процессы с несколькими вариантами развития событий.

Простейший пример цепочки обязанностей – процесс получения любого официального документа. Допустим, вам нужно получить некую справку из банка. Вы приходите в отделение рядом с домом, но там только выдают и принимают деньги. Вы идете в более крупное отделение города, но оказывается, что там такие справки не выдаются. Так происходит, пока вы не добираетесь до регионального отделения, где вам, наконец, могут дать нужную справку.

Таким образом сформирована «цепочка обязанностей», отдельные объекты которой обрабатывают ваш запрос. Запрос может быть обработан и в первом отделении, в зависимости от типа запроса и объектов, которые его обрабатывают.

Паттерн «Команда» похож на то, как работают выключатели света в наших домах. Каждый выключатель делает простое действие – соединяет или разъединяет два контакта. Что стоит за этими контактами выключателю неизвестно. Этот паттерн просто определяет общие правила для объектов, без необходимости описания всей подоплеки. Благодаря этому, одним типом выключателей можно взаимодействовать как с освещением, так и с чайником.

«Итератор» предоставляет правила доступа к списку объектов вне зависимости от их типа. Пример в реальной жизни – школьная шеренга на физкультуре, рассчитывающаяся на первый-второй. Часто, этот паттерн используется для доступа к другому – «реестру».

Вернемся к примеру из паттерна «одиночка» – телефонной станции. Ее можно рассматривать в качестве релевантного примера и для данного паттерна. Однако есть различия: «посредник» должен еще и управлять своей группой. Если вернуться к примеру со строем, то «медиатором» в нем будет командир, отдающий приказы.

Этот паттерн описывает, подходит ли данный объект по параметрам. К примеру, нужно погрузить на судно грузовые контейнеры. Чтобы понять, нужно ли грузить конкретный контейнер, нам нужно выбрать метод, который будет это определять – этот процесс будет реализован паттерном «спецификация». В простейшем случае для каждого контейнера в «спецификации» мы определим страну назначения и если она будет совпадать со страной прибытия корабля – будем грузить. Таким образом, один раз вводится правило «сравнить две страны назначения», которое будет применяться ко всем кораблям и контейнерам.

Является прямым следствием «спецификации». Позволяет распределять объекты по категориям на основе определенных условий. Примером категоризации по аналогии с контейнерами и кораблями будет то, какие контейнеры в какие страны направляются.

Вспомните тот момент, когда вы просили знакомого человека рядом записать в свой мобильный номер, который вам диктуют по телефону. В этот момент ваш товарищ реализовал паттерн «хранитель».

В общих случаях он нужен, когда какому-то объекту требуется сохранить свое состояние в другом объекте и при необходимости восстановить его.

Данный паттерн – это подписка на событие. К примеру, если вы подписаны на смс или email рассылку – ваш телефон или почтовый ящик реализует паттерн «Listener».

Данный паттерн является расширением предыдущего. Blackboard позволяет централизовано обслуживать как «наблюдателя», так и создателя событий. По аналогии с прошлым примером, этот паттерн реализует сам сайт, на котором был подписан пользователь и который генерирует рассылки.

Servant служит для предоставления группе объектов общего функционала. Например, сайт с рассылкой из прошлого примера может быть для своих пользователей еще и «слугой», предоставляя, например, на главной странице информацию о точном времени или погоде, помимо основной рассылки.

«Посетителя» легко понять, если представить стационарное обследование в больнице. Здесь посетителями будут врачи, которые приходят к пациенту и осматривают его. Мы можем использовать один и тот же алгоритм, чтобы отправлять разных врачей к разным пациентам.

Частный случай предыдущего паттерна. В рамках прошлого примера, врач будет не один и тот же, а каждый раз другой. То есть, мы отправляем к пациенту не врача, который работает в больнице, а каждый раз нанимаем самостоятельного доктора, который делает свою работу, получает плату и уходит.

Это тот же врач-«посетитель», только он отправляется в больницу и обходит всех больных, а не только одного.

Можно привести в качестве аналогии внутреннее состояние человека – оно может быть разным в разный момент времени. Например, человек пришел с работы и получил запрос «Сходить в магазин». Такой запрос вызовет негативную выдачу «не пойду». Однако, если завтра человеку никуда не надо, возможно, он захочет купить в магазине не только хлеб насущный и результат обработки запроса будет ровно противоположным. Итого: один объект, один запрос, разные результаты. Для определения результата и используется «состояние».

Человек приходит в магазин и имеет такие входные условия: нужно много, денег мало. В таком случае поиск нужных товаров займет много времени, чтобы они подошли по цене. В случае, если нужно много и денег тоже много, то в корзину будут попадать первые приглянувшиеся товары и времени на покупки уйдет меньше. Этот человек в магазине реализовывает паттерн «стратегия»: в зависимости от заданных параметров он выбирает стратегию расходования ресурсов для выполнения задачи.

как поменять привычки и воспитать силу воли

Почему спустя месяц после Нового года никто не вспоминает о своих новогодних резолюциях? Почему так тянет в McDonald’s, даже если в приоритете забота о здоровье? Почему даже при реальной угрозе смерти изменить образ жизни получается только у 14% людей? Наши друзья из проекта Reminder изучили тему, чтобы понять, как управлять привычками по науке и стать лучшей версией себя. Для этого они поговорили с Алексеем Ивановым, дизайнером продуктов в калифорнийском стартапе Directly, автором телеграм-канала Ponchik News, коучем и пропагандистом поведенческого дизайна.

Фото: John Arano / Unsplash

Что такое дизайн поведения?

Поведенческий дизайн, или дизайн поведения, — комплекс упрощенных методик, заимствованных из поведенческих наук. Они помогают целенаправленно изменять привычки и работать над собственным поведением.

Эти методики используются в бизнесе и помогают выпускать продукты, к которым пользователи легко привыкают. Именно благодаря использованию знаний, которые подарили нам поведенческие науки, пользователей так и тянет лишний раз проверить Facebook или смартфон. Но ту же технику можно использовать во благо.

Например, это сделал исследователь из Корнелльского университета Ричард Паттерсон. Он начал искать решение, чтобы повысить процент студентов, которые завершают онлайн-курсы. Обычно это делают лишь 10% студентов.

Паттерсон предложил части студентов установить ежедневный лимит на интернет. Когда студенты тратили лимит, программа RescueTime блокировала сайт. Каждое утро они получали электронное письмо с напоминанием об их ограничении. По сравнению с контрольной группой эти студенты получили более высокие оценки и потратили на изучение курса на 24% больше времени. Они завершали курс с вероятностью 40% (сравним с исходными 10%!). По словам Паттерсона, успешным студентам помог «механизм принятия обязательств» (commitment device) из поведенческой экономики: если человек заранее устанавливает ограничение, это увеличивает его терпение и силу воли.

Поведенческий дизайн утверждает: каждый может проектировать свое поведение, если знает, из каких компонентов оно состоит. И фундамент, на котором поведение строится, — это: привычки, автоматические действия, основанные на предыдущем опыте.

На привычках основаны около 40% наших ежедневных действий. Более того, современные исследования ставят под вопрос даже нашу свободу в принятии решений. В 2008 году нейробиологи сканировали мозг испытуемых, чтобы понять, как люди принимают решения. Участники эксперимента должны были нажимать кнопку левой или правой рукой, какой именно — им предстояло решить самим. Оказалось, что по активности мозга можно понять, какой рукой воспользуется участник. Но самое удивительное, что выяснили исследователи: определенные паттерны мозговой активности подсказывают поведение еще до того, как человек сознательно примет решение, — за целых семь секунд. И если огромная часть того, что мы делаем, происходит автоматически и почти бессознательно, то и корректировать действия можно не «волевым» усилием, а через те же поведенческие механизмы.

Каким образом решение превращается в автоматическое поведение? Нейробиологи из Массачусетского технологического института экспериментировали на крысах и выяснили, что при повторении одних и тех же действий мозговая активность меняется.

Крыс запускали в лабиринт, в конце которого их ждала награда — кусочек шоколада. В начале эксперимента их мозг, особенно базальное ядро, работал активно. Но спустя некоторое количество повторений мозговая активность уменьшилась: пики были только в начале и в конце лабиринта. Крыса сразу устремлялась по знакомому пути к шоколаду, при этом центры мозга, которые ответственны за принятие решений и даже память, «спали». Руководило крысой базальное ядро — именно там, в нейронах полосатого тела, «хранятся» привычки.

Анализ активности мозга крыс показал, что тот превращал последовательные действия в привычки не случайно, а по определенной схеме. Механизм можно описать в виде модели: знак (щелчок, который открывал лабиринт) дает старт действию, действие происходит (движение по лабиринту), мозг получает награду (шоколад).

Итак, привычка = знак (триггер) + рутинное действие + награда.

Чуть усложним ситуацию. На самом деле через некоторое количество повторений крыса уже знала, что в конце лабиринта ждет шоколад. Когда раздавался щелчок и пахло шоколадом, крыса бежала вперед, одержимая желанием получить награду. Поэтому, чтобы понять, как мы привыкаем к тем или иным действиям, добавим в уравнение страстное желание.

Цикл привычки = видим ЗНАК → страстно ЖЕЛАЕМ награду → делаем ДЕЙСТВИЕ → чтобы получить НАГРАДУ.

Сканирование человеческого мозга подтвердило, что тот же простой неврологический цикл верен и для людей. Формулу назвали петлей привычки.

Вот так могут сформироваться типичные привычки.

  • Вы проснулись → хотите почувствовать себя бодрым → пьете кофе → чувствуете себя бодрым.
    Вы удовлетворили желание, кофе становится связанным с пробуждением.
  • Вы чувствуете запах пончиков, когда идете на работу, → хотите пончик → покупаете пончик и едите его → удовлетворили желание съесть пончик.
    Теперь покупка пончика связана с дорогой на работу, и есть риск, что вы будете покупать его все чаще.
  • Вы столкнулись со сложностью на работе → хотите избавиться от разочарования → достаете телефон и проверяете соцсети → чувствуете облегчение.
    Сложности в работе регулярно вызывают желание залезть в телефон.

Автоматические действия могут быть простыми и состоять из одной конкретной активности (сказать «спасибо» в ответ на комплимент), а могут быть устроены весьма сложно (одна парковка машины состоит из десятка разных решений, которые опытный водитель выполняет «на автопилоте»). В конце концов, даже наше мышление — привычка: например, негативным мыслям также соответствуют определенные нейронные модели.

Чтобы спроектировать привычку, Алексей Иванов, дизайнер продуктов в калифорнийском стартапе Directly, предлагает связать награду с одним из эволюционно значимых механизмов нашей психики. «Эволюционные механизмы заставляют нас не только есть, спать и заниматься сексом: они и про кооперацию, и про социальный статус, и про валидацию в группе, — объясняет он. — Это знают и используют разработчики приложений».

Полученные лайки высвобождают нейротрансмиттер дофамин, который отвечает за ощущение удовольствия. В этом случае цикл формирования привычки завязан на потребность быть частью социума.

Дофамин — только один из нейромедиаторов системы внутреннего подкрепления, которая представляет целую нейронную структуру мозга. Она активизируется, когда мы делаем что-то субъективно приятное — и чем легче это приятное достается, тем быстрее мозг запоминает: таким путем можно получить поощрение. Поэтому нужно совсем немного времени, чтобы привычка сформировалась, — и вот вы уже «зависимы» от приложения.

Наградой, которая вызовет правильную нейрохимическую реакцию лимбической системой и поможет «закрепить» поведение, может быть еда — как в экспериментах с крысами. Это самый базовый эволюционный мотиватор, которым можно «подкрепить» желаемое поведение.

Например, cигнал будильника (триггер) — встать вовремя (действие) — самый вкусный завтрак (награда). Для большего эффекта добавьте в «награду» продукты, которые естественным образом увеличивают уровень «счастливых» нейромедиаторов в организме: сою, ананасы, бананы, артишоки, шоколад и сыр (аминокислота триптофан

серотонин), картофель, овощи, цельнозерновые продукты (витамин В-6 дофамин), миндаль, авокадо, яйца, бобы, курицу и рыбу (аминокислота тирозин дофамин), кофеин (дофамин), индейку, курицу, тунец, лосось (триптофан+тирозин дофамин и серотонин).

Другие «награды» с нейрохимической подоплекой.

  • Движение, причем не только изнуряющие упражнения на высоком пульсе, а даже медитативная растяжка стимулирует синтез эндорфина.
    Еще помогут смех и слезы.
  • Социальное поощрение, или похвала, дает дозу серотонина и мотивирует добиваться высоких целей, чтобы снова и снова заслужить уважение и признание. «Я веду канал и выступаю с лекциями на интересные мне темы. Это восполняет мою потребность в социальном одобрении. Это мой способ себя проявлять», — комментирует эту «награду» Иванов.
  • Принадлежность к группе связана с окситоцином и обеспечивает нам чувство безопасности. Одновременно работает и «серотониновое» социальное поощрение — получается нейрохимическое комбо. Неважно, хотите вы бегать по утрам, худеть или учить испанский: это легче сделать, присоединившись к соответствующему сообществу.
  • Достижение цели, особенно — сложной, вызывает синтез дофамина. Поэтому не забывайте отмечать даже скромные успехи во внедрении привычек. Для этого Алексей Иванов советует трекер Habit, в котором можно настроить напоминания, отметить проделанную активность и отследить, как часто вы ее выполняете. Чуть более навороченный Tally — он позволяет внедрять новое поведение вместе с другом или подругой (см. пункт «Принадлежность к группе»).

Алексей Иванов

Уже усвоенную привычку можно изменить. Само знание о том, как формируется привычка, облегчает процесс: так, в Колумбийском университете и Университете Альберты провели серию экспериментов по формированию привычки к физическим упражнениям. Половине участников рассказали про «петлю привычки» и предложили придумать для себя триггеры и награды, которые помогут им регулярно заниматься спортом. В следующие четыре месяца те участники, которые узнали про цикл формирования привычек и определили триггеры и награды, потратили вдвое больше времени на тренировки, чем те, кто ничего о привычках не знал.

Вернемся к крысами из эксперимента Массачусетского университета. Когда награду из лабиринта убрали, крысы отказались от привычки бегать в поисках шоколада. Но, стоило ее вернуть, как вернулась и привычка.

Почему так произошло? Старые привычки не забываются, они навсегда «зашиты» в мозге, а каждое повторение их усиливает. Это объясняет, почему нам так сложно от них отказаться.

Чарлз Дахигг, обладатель Пулитцеровской премии за статьи о технологичных компаниях и культовый дизайнер поведения, описывает «золотое правило» избавления от вредных привычек так: бессмысленно пытаться их уничтожить, нужно их изменить.

«У меня появилась плохая привычка ходить в кафетерий каждый день и есть шоколадное печенье, — вспоминает Дахигг собственный опыт. — Я положил на компьютер заметку с надписью NO MORE COOKIES. Но каждый день мне удавалось игнорировать эту записку».

Отказаться от печенья ни с помощью заметок, ни волевым усилием не получилось — но потом Дахигг изучил петлю привычки и осознанно заменил привычное действие и вознаграждение на менее вредные.

Чтобы изменить привычку, Дахигг советует:

  1. Определить привычное действие.

Для себя Дахигг сформулировал действие так: встать днем ​​с рабочего места, пойти в кафетерий, купить шоколадное печенье и съесть его, общаясь с друзьями.

2. Поэкспериментировать с наградами.

Дахигг не знал, что именно приносило ему удовольствие: само печенье, прилив энергии от сахара в печенье или временная передышка от работы. Он начал последовательно экспериментировать: почувствовав желание выйти за печеньем, в разные дни он прогулялся по кварталу, ничего не съев; купил вместо печенья пончик, потом яблоко, потом кофе; вместо кафетерия пошел поболтать в кабинет к другу. Каждый раз спустя 15 минут он спрашивал себя: мне все еще хочется печенья? Так Дахигг понял, что ест печенье не потому, что голоден, — просто ему нужно отвлечься от работы.

Чтобы избавиться от нежелательной привычки:

  1. Найдите триггер, который запускает привычку.

Триггеры бывают внутренние (голод, скука, грусть) и внешние (уведомление на телефоне, реклама, запах выпечки). Иногда для желаемого поведения достаточно подобрать правильный триггер, а чтобы избавиться от нежелательного — удалить триггер, который его инициирует: например, отключить телефон, чтобы уведомление-триггер не отвлекало от работы.

Дахигг попытался понять, что является сигналом для каждодневной прогулки за печеньем. Для этого он письменно задал себе такие вопросы.

Где вы? (сижу за своим столом)

Который сейчас час? (3:36 вечера)

Каково ваше эмоциональное состояние? (скучно)

Кто еще здесь? (никто)

Какие действия предшествовали побуждению? (ответил на письмо)

Через три дня Дахигг понял: триггер — это время. Каждый день его тянуло к печенью между 15:00 и 16:00.

2. Распишите цикл для новой привычки.

Поняв рутинное действие, награду и триггер, Дахигг построил новый цикл привычки. Он написал:

«В 15:30 каждый день я буду ходить к партнеру и разговаривать 10 минут».

И установил будильник на 15:30. Через несколько недель новая привычка стала автоматической, и к печенью Дахигга больше не тянуло.

Не нужно сразу браться за все раздражающие привычки. Иногда достаточно изменить одну, ключевую привычку, которая научит вас перепрограммировать другие. Такой привычкой может быть занятие спортом: так, Дахигг упоминает, что регулярная физическая активность не только улучшает пищевое поведение, но и необъяснимым образом заставляет меньше пользоваться кредитными картами.

Повторяющиеся действия, которые мы совершаем снова и снова, — более сложный и развернутый вариант привычки. Их Алексей Иванов называет стратегиями. Адаптивная стратегия — такая модель поведения, которая помогает справляться со стрессом и приспосабливаться к изменениям среды. А неадаптивная — та, которая когда-то работала, но больше не эффективна.

«Печально, но факт: каждый из нас использует много неадаптивных стратегий поведения, а вот адаптивных — гораздо меньше, — говорит Алексей Иванов. — Хорошая новость: их можно менять».

Простейший пример неадаптивной стратегии — нарратив перфекционизма, когда человек не может расслабиться из-за беспокойства, что делает все не идеально. В результате он постоянно откладывает дела или переделывает то, что уже закончил. Более того, человек начинает считать, что он хорош и ценен настолько, насколько хороша его работа. Любая ошибка угрожает его самооценке — значит, он менее устойчив к стрессу. С перфекционизмом также часто сочетается так называемый «синдром самозванца», для которого, по словам нейробиолога доктора Тары Сварт, характерны высокий уровень кортизола и низкий уровень дофамина и серотонина — то есть много стресса, мало радости и мотивации что-то делать.

Перфекционизм приводит к расстройствам пищевого поведения и депрессии. И, несмотря на стремление к высоким результатам, перфекционизм не ведет к успеху: исследование 2010 года показало, что профессора психологии, одержимые стремлением к совершенству, меньше публикуются во влиятельных журналах, чем их более реалистичные коллеги.

«В перфекционизме есть две стороны: позитивная — про стремление к выдающемуся, негативная — про страх социального неодобрения, что кто-то тебя разоблачит, поймет, что ты не соответствуешь высоким критериям, — объясняет Алексей Иванов. — За негативной стороной также стоит эволюционный механизм: раньше было сложно выжить, если тебя исключали из группы, поэтому в нас так сильно закреплен страх быть отвергнутым».

Наша задача как дизайнеров поведения — преобразовать перфекционизм из злокачественного состояния, минимизировать страх социального неодобрения, но при этом сохранить мотивацию. Когда парализующее стремление к идеальному пройдет, человек заметит, что большинство задач на самом может быть решено с внутренней оценкой «достаточно хорошо».

Избавление от перфекционизма, как и любое другое изменение поведения, — индивидуальная работа, и нет универсальной инструкции, которая подойдет всем, говорит Алексей Иванов. Он работает с поведенческими паттернами по такой схеме, которая позволяет найти причинно-следственные связи и перепрограммировать их.

  1. Разобрать паттерн.

Стратегия перфекционизма может привести, например, к прокрастинации или к самоосуждению. Подумайте, что актуально именно в вашем случае.

2. Заметить, какой триггер «включает» действие.

В случае перфекционизма триггером может быть совершенная ошибка, критика коллег, тупик в важном проекте.

3. Заменить действие на другое.

Нужно найти менее деструктивное действие. Например, вместо самоосуждения дать себе право на три ошибки в день, вместо прокрастинации — планировать время и делегировать часть дел коллегам.

4. Понять, какая скрытая выгода (бессознательно получаемое преимущество) содержится в паттерне.

Например: «Осуждение ведет к тому, чтобы меня пожалели и полюбили, то есть мне это нужно, чтобы меня любили».

5. Дать себе скрытую награду другим способом.

Если хочется, чтобы вас похвалили, — попросите об этом кого-то из близких. Вряд ли они откажут.

Кроме последовательной проработки паттерна Алексей Иванов советует не сравнивать себя с другими. Вместо этого он предлагает сравнивать себя с собой же год, два или три назад — и применять практику благодарности: «Один раз в начале или в конце дня я благодарю трех людей, которые сделали для меня что-то хорошее, или три разных события, которые меня вдохновили, мотивировали или просто порадовали, — рассказывает он. — С помощью благодарности я переключаю мышление: вместо того чтобы сравнивать себя с кем-то, я наслаждаюсь тем, что есть у меня сейчас». Полезно также сделать практику письменной.

Эффективный дизайн поведения начинается с привычек, потом нужно определить неадаптивные стратегии и постепенно работать с ними. Но нужно их сначала найти: выяснить, какие истории человек о себе рассказывает, как он себя видит и какие у него на самом деле сильные и слабые стороны. Часто нежелательное поведение и отсутствие мотивации связаны именно с искаженным восприятием себя.

Для объективной оценки личности Алексей Иванов использует психометрию и составляет психологический портрет клиента. Это позволит понять ценности человека, определить, в какой среде ему будет комфортно, в какой — нет, какие техники и какая мотивация будут работать в его случае, а какие — окажутся бесполезными.

«Часто человек думает, что во всем может быть успешен — или, наоборот, что ни в чем не может быть успешен: зависит от степени самовлюбленности или самокритики, — поясняет Алексей Иванов. — Но на самом деле мы часто не понимаем, кто мы. Чтобы определить сильные и слабые стороны, я использую, например, Hogan Assessment — профессиональный тест, который используют американские компании при найме сотрудников».

Такие тесты интерпретируют специалисты: они смотрят не только на самоидентификацию (как мы видим себя), но и на репутацию (как нас видят другие).

Чтобы создать собственный психологический портрет самому, можно самостоятельно использовать упрощенные тесты. Из них Алексей Иванов рекомендует.

  • Hexaco оценивает личность по шести параметрам: открытости опыту, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности, нейротизму, честности. Hexaco разработали ученые из канадского Университета Калгари на основе другого популярного опросника — «Большой пятерки» для диагностики личностных факторов темперамента и характера. Тест специализированный, поэтому придется долго разбираться с результатами.
  • StrengthsFinder 2.0 определяет ваши сильные и слабые стороны. Его разработал психолог Дон Клифтон, чтобы раскрывать природные таланты, выяснять, что мы делаем лучше всего — и сосредотачиваться на развитии именно этих направлений. Научная база теста скромнее, чем у Hogan и Hexaco, зато не придется мучиться с интерпретацией.
  • MBTI определяет личность по типологии Майерс-Бриггс, в основе — архетипы Юнга (в России известен в варианте соционики). Тип присваивается в зависимости от того, какие параметры вам более свойственны: интроверсия или экстраверсия, интуиция или восприятие, чувство или мышление, оценка или восприятие. MBTI — популярный тест, но он не считается научным. Зато интуитивно понятен и не требует специальных знаний для интерпретации.

Мы также советуем следующие тесты с достаточной научной базой: MMPI, опросник Леонгарда-Шмишека, Via Character, Big Five и The TPAQ-45 Complete Personality Profile.

Узнайте больше
  • Tiny Habits: The Small Changes That Change Everything

Профессор поведенческой психологии Стэнфорда Би Джей Фогг делит поведение на три компонента: мотивацию, способность и триггеры. Если хотя бы один из них отсутствует, смена привычки или закрепление новой не происходит. С помощью модели Фогга можно понять, чего именно не хватает для желаемого поведения, — и работать с проблемным компонентом.

  • Hooked: How to Build Habit-Forming Products

Израильский инвестор Нир Эйал рассказывает о модели «петли» (Hook Model) и объясняет, как сформировать привычку через четырехэтапную последовательность.

  • Thinking, Fast and Slow («Думай медленно… решай быстро»)

Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года за исследования поведения в условиях неопределенности, объясняет, как механизмы мышления заставляют нас действовать иррационально.

Понравился материал? Подпишитесь на еженедельную email-рассылку Reminder!

Наблюдатель