что это и для чего нужны
Паттерны проектирования — это способы построения программ, которые считаются хорошим тоном для разработчиков. Их еще называют шаблонами или образцами: чаще всего паттерн — это типовое решение для часто встречающейся задачи на построение.
Паттерны используются именно для проектирования и структуризации, а не для бизнес-задач. Можно привести аналогию: если вы разрабатываете самолет, вам не нужно с нуля придумывать, какой формы он будет. Опыт предыдущих самолетостроителей подсказывает правила: формат и количество крыльев, особенности хвоста, нужные элементы. Это и есть паттерн — схема, по которой строится решение.
Понятие не стоит путать с паттерном в дизайне — там так называются узоры, построенные на повторяющихся элементах или орнаментах. В разработке же паттерн — это схема решения.
Кроме паттернов, существуют антипаттерны проектирования — это плохие решения, неэффективные. Применять их считается дурным тоном.
Кто пользуется паттернами проектированияПаттерны используют программисты на разных языках, в первую очередь те, которые занимаются объектно-ориентированным программированием.
Само понятие паттерна тесно связано с ООП: этот подход позволяет разбить структуру программы на формализованные классы и объекты. Решение строится из них, как из кирпичиков. Такой вид разработки хорошо сочетается с паттернами.
В широком смысле паттерны проектирования применяются во всех отраслях, где есть списки часто встречающихся формализованных проблем. В разработке это почти любое направление.
Для чего нужны паттерныВ программировании есть задачи, которые встречаются часто и с которыми сталкивается большинство разработчиков. Придумывать новое уникальное решение каждый раз было бы трудозатратно и неэффективно, поэтому существуют паттерны, на которые можно ориентироваться.
Паттерны проектирования помогают быстрее и эффективнее создавать код, а не «изобретать велосипеды». Как с созданием любого продукта: лучше воспользоваться знаниями, которые наработали другие, чем продумывать с нуля абсолютно все.
Если разработчик может грамотно формализовать проблему с помощью ООП и выбрать подходящий паттерн для ее решения, это может серьезно ускорить сроки разработки.
А решение будет понятным и эффективным – это уже доказали люди, которые начали применять конкретный паттерн раньше.
Кроме того, использование паттернов еще и улучшает читаемость кода. Другой программист, знакомый с нужным паттерном, сможет увидеть его в коде и понять, как все реализовано. А ведь в разработке обычно задействовано несколько специалистов – коммуникация между ними упрощается.
Как устроены паттерныТипичный паттерн — это формализованное решение какой-либо проблемы. Оно может быть представлено как алгоритм или как схема, блоки которой означают части программы.
У паттернов есть свои имена, есть описания, они четко предназначены для решения той или иной проблемы. Имеется и классификация – в первую очередь по тому, для чего нужен тот или иной шаблон.
Отличия паттернов проектирования от архитектурныхКроме паттернов проектирования, еще есть архитектурные паттерны. Они работают по тому же принципу, но с важным различием.
Архитектурные паттерны – высшего уровня, они описывают структуру всего продукта. А паттерны проектирования применяются уже на уровне конкретных объектов, алгоритмов и частей программы.
Если упростить, архитектурный паттерн отвечает на вопрос «как будет устроен продукт». Например, модель MVC — архитектурный паттерн.
А паттерн проектирования отвечает на вопрос «как лучше организовать составные части продукта»: как эффективнее создавать объекты, настраивать обмен данными между ними и их взаимодействие. Паттерны проектирования адаптированы под конкретную задачу, не зависят от языка программирования и не влияют на структуру продукта целиком. Они описывают детали, а не общую архитектуру.
Еще есть идиомы — это тоже формализованные способы решения проблем, но зависящие от языка программирования. Они реализуются на еще более мелком уровне для решения конкретных задач – например, утечки памяти.
Виды паттернов проектированияПорождающие. Такие шаблоны нужны, чтобы оптимизировать создание того или иного объекта.
Порождающие паттерны помогают создавать объекты так, чтобы они эффективно общались с другими, и управлять их работой. Вот несколько примеров:
- «Фабрика» (Factory) — для создания новых объектов придумывают отдельный класс. Он создает объекты как копии некоего эталона;
- «Прототип» (Prototype) — объект сам создает свои копии;
- «Строитель» (Builder) — похож на фабрику, но новые объекты можно модифицировать. Они создаются по сложной логике, а не копируют эталонный;
- «Одиночка» (Singleton) — подразумевает наличие одного большого объекта, который имеет глобальный доступ ко всему;
- «Ленивая инициализация» (Lazy Initialization) — метод, при котором объект инициализируется не сразу, а по мере необходимости.
Существуют и другие шаблоны разной сложности. Для каждой задачи оптимальнее тот или иной паттерн. Конкретное решение зависит от задачи, но в результате должна получиться эффективная и оптимизированная система.
Структурные. Если порождающие паттерны отвечают за создание и взаимодействие объектов, то структурные — за то, как эти объекты структурированы в коде.
Они описывают, каким образом простые классы и объекты «собираются» в более сложные.
Вот примеры:
- «Декоратор» (Decorator) — шаблон для подключения дополнительного поведения к объекту;
- «Компоновщик» (Composite) — паттерн, который объединяет несколько объектов в древовидную структуру;
- «Мост» (Bridge) — принцип разделения сущности на абстракцию и реализацию, чтобы теоретическая структура и конкретный объект могли изменяться независимо;
- «Фасад» (Facade) — метод для сведения внешних вызовов к одному объекту;
- «Заместитель» (Proxy) — паттерн, похожий на «Фасад», но со специальным объектом-заместителем, который контролирует доступ к основному.
Это только некоторые примеры. Реальных паттернов намного больше.
Поведенческие. Это паттерны проектирования, которые описывают, как объекты себя ведут и взаимодействуют с другими. Их используют, например, для разделения обязанностей между разными сущностями или для реагирования на изменения без ошибок.
Примеры поведенческих паттернов:
- «Итератор» (Iterator) — один объект последовательно дает доступ к разным другим, при этом не использует их сложные описания;
- «Наблюдатель» (Observer) – шаблон, при котором объекты узнают об изменениях в других;
- «Хранитель» (Memento) — помогает сохранить объект в каком-то состоянии с возможностью вернуться к нему в будущем;
- «Цепочка ответственности» (Chain of Responsibility) — распределяет ответственность за те или иные задачи на разные объекты;
- «Посредник» (Mediator) — организует слабые связи между объектами, чтобы снизить их зависимость друг от друга.
У каждого паттерна своя область использования. Опытные разработчики понимают, где что использовать, по самой специфике задачи, но в начале пути это может быть сложно. Поэтому новичкам советуют разделять выбор паттерна на более мелкие шаги:
- выделить сущности, которые используются в процессе;
- продумать связи между ними;
- абстрагировать получившуюся систему от конкретной задачи;
- посмотреть, не подходит ли проблема по смыслу на что-то, для чего есть паттерн;
- выбрать несколько паттернов из нужной группы и посмотреть какой подходит лучше;
- продумать конкретную реализацию этого паттерна с учетом особенностей задачи.

Это выглядит сложно, но со временем придет привычка. Опытные разработчики уже «набили руку», поэтому проблемы с выбором паттерна у них возникают намного реже. Когда сформируется понимание и наберется практика, будет проще.
Преимущества паттернов проектирования- Ускоряют и облегчают написание кода.
- Позволяют не «изобретать велосипед», а воспользоваться готовым проверенным принципом.
- При грамотном использовании делают код более читаемым и эффективным.
- Упрощают взаимопонимание между разработчиками.
- Помогают избавиться от типовых ошибок.
- Не зависят от языка программирования и его особенностей.
- Позволяют реализовывать сложные задачи быстрее и проще.
- Использование паттернов ради паттернов, наоборот, усложняет код и запутывает разработчиков.
- Неправильное применение того или иного шаблона способно сделать программу менее эффективной.

- Паттерны неуниверсальны: в одной задаче конкретный паттерн подойдет, в другой нет.
- На ранних этапах изучения бывает сложно выбрать подходящий для конкретной проблемы паттерн.
- Из-за сильной связи с объектно-ориентированным программированием использование паттернов в других парадигмах ограничено. Хотя, например, в функциональном программировании они могут применяться — просто реализуются иначе.
Наличие недостатков не делает саму идею паттернов плохой. Просто это инструмент, которым нужно пользоваться с умом. Не стоит применять шаблоны там, где можно без них обойтись, просто ради «красоты». Если же использовать их в местах, где они действительно нужны – они станут хорошей помощью в работе программиста.
Более того: на собеседованиях уровня Middle и выше почти всегда спрашивают, знаком ли соискатель с паттернами проектирования. То есть их знание и умение ими пользоваться — практически обязательное условие для программиста уровня выше начального.
И неважно, на чем вы пишете: Python, Java, JavaScript или что-нибудь еще.
Паттерны проектирования для новичков — не задача первостепенной важности. К ним обычно переходят люди, у которых есть определенный опыт в программировании, успевшие изучить базовые принципы. Но для перехода на уровень Middle и выше они понадобятся.
Сначала нужно освоить особенности программирования на выбранном языке — некоторые вещи можно почерпнуть уже оттуда. Например, в JS активно используются декораторы. Затем стоит переходить к изучению самих паттернов: какие они бывают, как устроены, что собой представляют.
Освоив теоретическую часть, можно тренироваться. Ведь фактическая реализация порой может серьезно отличаться от теоретического описания, поэтому нужна практика.
Паттерн — что это, его черты, виды и как сделать
Пример растительного паттерна от Mylnikova art. ИсточникОсновные черты паттернаВот особенности любого паттерна:
- повтор элементов в заданной последовательности;
- логика в использовании цвета, масштаба, наклона, размера элементов;
- узор представляет собою однородное полотно, из которого визуально не выбивается ни одна деталь;
- узор выполнен в одном стиле.

Если в рисунке есть такое единство и однородность — это паттерн. Но если какая-либо деталь выбивается, становится более яркой и заметной, то изображение становится иллюстрацией, потому что для иллюстрации характерно выделение композиционного центра.
Паттерны с цитрусовыми на ткани от Irina Honcharyk. ИсточникГде используются паттерныВо-первых, паттерны являются обычным явлением для нашей с вами повседневной одежды и обстановки. Если присмотреться, то повторяющиеся узоры можно встретить на рубашках, платьях, обуви, обоях, шторах, блокнотах и многом другом.
Паттерн на обоях от Anna Popovskaia. ИсточникКроме того, паттерны применяют при оформлении узнаваемого образа компании и ее фирменного стиля. Занимаются такими задачами бренд-дизайнеры. Например, паттерны могут разместить в специальном каталоге фирменного стиля (брендбуке) вместе с узнаваемыми символами компании — логотипами и шрифтами.
Популярность паттернов в графическом дизайне связана с их универсальностью и удобством.
Такие графические работы используются в оформлении сайтов, дизайне упаковок, мерча, рекламных материалов и многого другого.
Современные дизайнеры, выбирая между фото/иллюстрацией (то есть какой-то сюжетной картинкой) и паттерном, часто отдают предпочтение последнему. Причин у этого несколько:
- Паттерн хорошо масштабируется и адаптируется под разные форматы. Например, если ставить на фон сайта фото, то какая-нибудь его часть будет скрыта текстом и читатель уже не увидит, что там изображено. Если же наносить фото на кружку, то его сложно расположить красиво, без обрезки и оставленных пустот. С паттернами дело обстоит гораздо проще, их можно увеличивать или уменьшать, а также располагать различными способами без ущерба для визуального распознавания;
- Паттерн не имеет композиционного центра. Часто в графическом дизайне требуются изображения без какого-либо одного центрального элемента, привлекающего внимание. Это нужно, например, для фонов и подложек блоков на сайте, а также при дизайне одежды.

- Паттерн прост в изготовлении. Для него достаточно сделать всего 2–3 небольших уникальных элемента, а потом просто равномерно распределить их на холсте.
Выделяют обычно следующие наиболее распространенные типы узоров.
Геометрический. Основой являются круги, квадраты, треугольники, линии и прочие фигуры, которые в четкой и единообразной последовательности переплетаются друг с другом.
Абстрактный. Здесь элементами часто служат переосмысленные и сильно стилизованные предметы реального мира, например растения, небесные тела, предметы интерьера и пр.
Абстрактные паттерны от Tom Abbis Smith. ИсточникМинималистский. Отличается от всех прочих малым количеством элементов и большим пространством. Такие паттерны служат фоном для привлечения внимания к другим более важным объектам дизайна.
Паттерны с персонажами. В них используют изображения людей и животных.
Подобные узоры обычно применяют в дизайне текстиля, чаще всего детского.
Типографика. Данный вид паттерна можно сделать из различных комбинаций букв или слов. Они сочетаются по цвету, углу и расстоянию. Узоры из букв и знаков пунктуации отлично выглядят на всевозможных плакатах, баннерах и значках.
Паттерн из логотипов. Узор составляется из элементов логотипа компании, что должно привлекать внимание и вызывать ассоциацию с брендом.
Паттерн из логотипов от Nadia Stareva. ИсточникКак сделать паттерн в графических редакторахПроцесс создания паттерна зависит от программ, в которых вы работаете. Рассмотрим особенности создания паттернов в Adobe Illustrator, Adobe Photoshop и Figma. Во всех этих программах нужно сначала подготовить отдельные элементы паттерна, например скачать их из интернета.
- В Illustrator затем нужно нажать Объект → Узор → Создать (Object → Pattern → Make) и установить желаемый размер картинки в пикселях.
После совершения этой операции можно найти свой паттерн на панели «Образцы» и применять его уже в готовом виде. - В Photoshop нужно создать пустой лист, заполнить его любым узором в центре, не касаясь краев. Затем нажимаем Фильтры → Другое → Сдвиг, выставляем значение, равное половине ширины/высоты вашей картинки. Затем ставим галочку в пункте «Вставить отсеченные фрагменты» и получаем паттерн.
В Figma узоры создаются чаще всего при помощи отдельных плагинов — программ-надстроек. Среди них — CoShuffler, Hero Patterns, Fizzy, Confetti и др.
ИСКРА —неделя знакомства
с дизайн-профессиями
бесплатно
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
7 дней, которые разожгут в вас искру интереса
к дизайну. Получайте подарки каждый день,
знакомьтесь с востребованными профессиями
и выберите ту, которая подойдет именно вам.
разжечь искру
Лучшие узоры для ваших дизайнов
Лучшие узоры для ваших дизайнов | ФрипикСобытия
Удивите всех узорами, подходящими для текстильного дизайна
Как сделать вашу работу более аутентичной? Человеческий мозг всегда ищет закономерности, поскольку именно так он понимает многие вещи, которые нас окружают.![]()
Персонализируйте свой компьютер или телефон с помощью узоров
Каждый раз, когда вы хотите использовать свой мобильный телефон или компьютер, вы видите изображение: фон или обои. Лучше всего, если это изображение будет отличным и подобранным вручную или созданным вами, верно? Узорчатое изображение обычно является хорошим выбором, позволяя вам выразить некоторые аспекты вашей личности в зависимости от используемых цветов и форм.
Поднимите свои профили в социальных сетях на новый уровень
Помимо почти ежедневного использования компьютера и мобильного телефона, вы, скорее всего, потребляете контент из социальных сетей. Более того, у вас, вероятно, есть учетные записи во многих социальных сетях. Так как многие люди будут посещать ваш профиль или ленту, сделайте его крутым и красочным, добавив несколько узорчатых фонов.
Часто задаваемые вопросы
Что такое шаблон в графическом дизайне?
Всякий раз, когда вы видите несколько элементов дизайна, расположенных так, что они повторяются и работают вместе друг с другом, это шаблон.
Как графические дизайнеры используют шаблоны?
Узоры можно использовать творчески. Дизайнеры могут сделать узор практически из всего. Например, они могут создать квадратное изображение с некоторыми элементами внутри, а затем повторять его бесконечно. Лучше всего, если на границах этого квадрата не будет элементов, иначе они будут выглядеть обрезанными. Однако это во многом зависит от конструкции.
Как превратить логотип в узор?
Поскольку узоры — это повторяющиеся элементы дизайна, практически все можно превратить в узор. Если вы уже разработали свой логотип, вы можете открыть его в Photoshop, выбрать его с помощью инструмента «Прямоугольная область» и перейти в «Правка»> «Определить узор», чтобы он был сохранен как узор, готовый для применения в другом месте.




После совершения этой операции можно найти свой паттерн на панели «Образцы» и применять его уже в готовом виде. 