Педагогические конфликты примеры: Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: Педагог ученик родитель

Конфликты в педагогической деятельности

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса. Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности, девиантному поведению, страху школы, низкой самооценке, суициду и к острому конфликту с учителем.

 Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

 

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.

 

Особенности педагогических конфликтов

·         Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.

·         Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.

·         Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.

·         Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.

·         Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные.

Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

 Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников 

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

 

 

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

 

·         Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.

·         Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.

·         Определить роль ведущего в разборе конфликта.

·         Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.

·         Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.

·         Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?

·         Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

 

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности».

Цели занятия:

— знакомство со стратегиями поведения в конфликте;

— исследование специфики собственного поведения в ситуациях конфликта в педагогической деятельности;

— знакомство с эффективными способами разрешения конфликтов в педагогической деятельности;

— отработка навыков эффективного разрешения конфликтов.

 

1. Разминка

Упражнение «Датский бокс»

Задачи:

— включение в тему занятия;

— изучение участниками собственных стратегий поведения в конфликте.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения.

Ведущий рассказывает участникам, что в древние времена Данию населяли племена варваров. По легенде, мужчины в этих племенах были очень агрессивны и часто устраивали между собой кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «датская борьба».

Группе предлагается провести соревнования по датской борьбе. Участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Они протягивают друг другу руки как для рукопожатия. касаются друг друга пальцами и соединяют их в «замок», при этом большие пальцы отставлены и направлены вверх. Это – исходная позиция. Бой ведется отставленными пальцами. Необходимо своим большим пальцем «поймать» большой палец напарника, прижав его к «замку» ладоней. Важно, чтобы во время поединка основания ладоней обоих участников были плотно прижаты друг к другу.

Ведущий говорит, что «бой» будет длиться две минуты. Задача каждого участника – как можно больше раз поймать и прижать большой палец своего противника.

 

2. Основное содержание

Упражнение «Смысловое поле конфликта»

Задачи:

— работа с семантическим полем понятия «конфликт».

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: ксерокопия приложения 1 к занятию, чистые листы бумаги и ручки для каждого участника, доска или флипчарт.

Приложения: список понятий, связанных со словом «конфликт» (приложение 1).

Процедура проведения.

Ведущий говорит участниками, что. несмотря на то что у слова «конфликт» есть совершенно определенное значение каждый из нас, в зависимости от собственного жизненного опыта наполняет это понятие своим личностным смыслом. Участникам предлагается поработать с тем, что же для них значит «конфликт».

Каждому участнику раздаются по одной ксерокопии приложения 1 и по одному чистому листу. Участникам предлагается ознакомиться со списком понятий, приведенных в приложении. Каждое из них имеет некоторое отношение к понятию «конфликт», но какие-то ближе к этому понятию, возможно, являются его синонимами, а другие имеют с ним более отдаленную связь.

Ведущий предлагает участникам взять чистый лист бумаги и в центре

его написать слово «конфликт». Каждое из понятий, приведенных в приложении1, необходимо расположить на этом листе вокруг слова «конфликт» так, чтобы понятия, наиболее близкие к слову «конфликт», находились ближе к нему, а чем меньше понятие связано с этим словом, тем дальше оно должно располагаться от слова «конфликт».

Когда эта работа проделана, ведущий просит участников по кругу назвать по три наиболее близких и по три наиболее далеких от слова «конфликт» понятия. Все сказанное участниками ведущий фиксирует на доске или флипчарте, разделенном пополам вертикальной линией. Каждому из названных понятий ведущий присваивает «индекс», в зависимости от того, сколько участников упомянули его. В результате получается общегрупповой рейтинг наиболее близких и далеких к слову «конфликт» понятий, который обсуждается членами группы.

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

·         Какие понятия оказались ближе к понятию «конфликт» и как можно охарактеризовать смысловое поле конфликта?

·         Чем обусловлена ситуация, что конфликт чаще всего воспринимается нами как нечто отрицательное, нежелательное?

Упражнение «Три конфликта из жизни педагога»

Задачи:

— осознание участниками специфики и закономерностей собственного поведения в ситуации педагогического конфликта.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бланки с таблицами, ручки для каждого участника.

Процедура проведения.

Участникам предлагается вспомнить три конфликта, которые произошли между ними и их учениками.

Затем им раздаются бланки с таблицами, состоящими из трех столбцов. В первом столбце участники кратко обозначают суть каждого из трех конфликтов, во втором – свое поведение в этих конфликтах, в третьем – результат (то, чем окончился конфликт или его этап). По усмотрению ведущего можно предложить участникам проделать аналогичную работу с тремя конфликтами с руководством или с коллегами. Потом участникам предлагается проанализировать свои записи и сделать выводы об особенностях своего поведения в конфликтах.

 

Вопросы для обсуждения:

·         Какие закономерности своего поведения в конфликтах вам удалось заметить?

·         Насколько эффективным вам кажется такое поведение?

Самодиагностика «Стратегии поведения в конфликте».

Задачи:

— самопознание;

— диагностика собственной стратегии поведения в конфликте.

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: бланки теста К.Томаса для каждого участника (приложение 2).

Процедура проведения.

Ведущий раздает участникам бланки опросника К.Томаса (приложение2)

и предлагает заполнить его в течение 10-15 минут. Заполненные бланки остаются у участников.

Упражнение «Моя стратегия решения конфликта»

Задачи:

— исследование собственной стратегии поведения в конфликте;

— самопознание.

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: заранее заполненные участниками тесты стратегии поведения в конфликте К.Томаса.

Приложения: ключ для подсчета результатов теста К.Томаса (приложение 3).

Процедура проведения.

Ведущий предлагает участникам обработать результаты по тесту Томаса, который они заполнили на этом занятии. Он зачитывает участникам ключ (приложение 3), а каждый участник подсчитывает результаты по каждой стратегии. Чем больше балл по данной стратегии, тем большей степени личности свойственно использование данной стратегии и наоборот.

Вопросы для обсуждения:

·         Согласуются ли данные тестирования с данными вашего самонаблюдения?

·         Какую стратегию вам использовать сложнее всего? Почему?

Упражнение «Алгоритм решения конфликта»

Задачи:

— исследование специфики конфликтов в педагогической деятельности;

— развитие рефлексии в конфликтной ситуации;

— развитие навыков эффективного разрешения конфликтов в образовательной среде.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: ксерокопия приложения 4, бумага, ручки, доска или флипчарт.

Приложения: общий алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации (приложение4).

Процедура проведения.

Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Ведущий предлагает участникам задуматься о том, какая последовательность действий педагога в конфликтной ситуации будет наиболее эффективной для ее разрешения. Каждая подгруппа в течение 10 минут должна разработать универсальный алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации из нескольких этапов. Затем подгруппы рассказывают о результатах своей работы, после чего группа переходит к обсуждению с целью разработать общий , наиболее полный алгоритм. В ходе этой работы ведущий может пользоваться материалами приложения 4. Разработанный группой алгоритм ведущий фиксирует на доске или флипчарте. Желательно после этого занятия раздать каждому участнику ксерокопии текста разработанного алгоритма или варианта, приведенного в приложении 4.

Вопросы для обсуждения:

·         Насколько легко вам бывает проанализировать свои чувства при возникновении конфликтной ситуации и вернуть себе самообладание?

·         К каким последствиям может привести то, что педагог не уделяет должного внимания мотивам, заставившим ученика совершить действия, пришедшие к конфликту?

·         К каким результатам для ученика может привести педагогическое воздействие в конфликтной ситуации, если реакция педагога последовала без предварительной рефлексии и постановки целей?

 

Упражнение «Мастер разрешения конфликтов»

Задачи:

— развитие рефлексии в конфликтной ситуации;

— развитие навыков эффективного разрешения конфликтов в образовательной среде.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: алгоритм разрешения конфликтной педагогической ситуации, разработанный в ходе предыдущего упражнения, бумага. ручки.

Приложения: алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации (приложение 4).

Процедура проведения.

Ведущий предлагает участникам вспомнить об одной конфликтной ситуации между ними и учениками. Лучше, если эта ситуация будет актуальной на данный момент, а не решенной в прошлом. Пользуясь алгоритмом разрешения педагогических конфликтов, участникам предлагается проанализировать ситуацию и разработать план педагогического воздействия. На работу дается 10 минут. Затем участники делятся на пары и обсуждают результаты своей работы. Затем группа возвращается в круг и переходит к обсуждению упражнения.

 

Вопросы для обсуждения:

·         Удалось ли взглянуть на ситуацию под новым ракурсом?

·         Какие трудности возникали у вас при работе над конфликтной ситуацией?

 

Приложение 4. Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.

Первый этап направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины поведения ребенка определяют средства педагогического воздействия.

Третий этап заключается в постановке педагогической цели, формулируется в виде вопроса «что?» — «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил плохо. Важно показывать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, может мотивировать его на положительное поведение.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?» — «Каким образом достичь желаемого результата?». Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать выбор, а не заставлять ребенка поступать как нужно. Исходя из этого педагог может предложить ребенку несколько вариантов, но в самом привлекательном виде представит оптимальный вариант и тем самым поможет сделать правильный выбор.

Педагог- мастер использует широкий арсенал педагогических средств, не применяя угроз, насмешек, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма.

Пятый этап — это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель, насколько правильно выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном педагогическом процессе.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», на формирование «зоны ближайшего развитии», опираясь на лучшее в ребенке.

Шестой этап – заключительный в алгоритме решения конфликтной педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы.

3. Рефлексия занятия.

·         Всегда ли конфликт в педагогической ситуации должен быть расценен как нечто негативное? Почему?

·         Какие направления для самосовершенствования вы наметили в ходе этого занятия?

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·          

Приложение 1. Список понятий.

Ссора

Дискуссия

Общение

Упрямство

Конфронтация

Противоречие

Противостояние

Подавление

Агрессия

Война

Выяснение

Насилие

Непонимание

Давление

Спор

Оскорбление

Перемены

Возможность

Развитие

Драка

Потеря отношений

Унижение

Выгода

 

Приложение 1. Список понятий.

Ссора

Дискуссия

Общение

Упрямство

Конфронтация

Противоречие

Противостояние

Подавление

Агрессия

Война

Выяснение

Насилие

Непонимание

Давление

Спор

Оскорбление

Перемены

Возможность

Развитие

Драка

Потеря отношений

Унижение

Выгода

 

 

 

Приложение 2.

Бланк опросника на определение стратегий поведения в конфликте К.Томаса.

(Из пары утверждений выберите подходящее и обведите его номер)

1а. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

1б. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия во мнениях, а не на расхождение их в решении спорных вопросов.

2а. Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов.

2б. Все интересы других людей и все мои интересы одинаково значимы.

3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3б. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей.

4а. Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других.

4б. В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей.

5а. Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей.

5б. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6а. Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе.

6б. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности.

7а. Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его разрешения.

7б. В сложных ситуациях главное – это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения.

8а. Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего.

8б. Прежде чем добиться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов.

9а. В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений.

9б. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения мнения.

10а. Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции.

10б. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений.

11а. В осложнившихся отношениях с другими людьми, главное – определить суть затронутых интересов.

11б. В решении спорных вопросов я могу уступить ради своих выгод и скорейшего выхода из спора.

12а. В решении проблем лучше избегать спорных позиций, и я стараюсь следовать этому правилу.

12б. Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении. но лишь продвигаясь ко мне навстречу.

13а. Среднюю позицию в споре я считаю лучшей.

13б. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему

14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу.

14б. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов.

15а. Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения.

15б. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16а. Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувств других людей.

16б. Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах.

17а. Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего.

17б. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений.

18а. Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем мнении.

18б. Я представляю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно так же.

19а. В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути.

19б. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их разрешения.

20а. Лучше всего немедленно преодолеть возникающие разногласия.

20б. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий.

21а. При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому.

21б. При ведении переговоров лучше всего – прямое обсуждение проблем.

22а. В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции.

22б. В переговорах лучше всего отстаивать собственную позицию.

23а. Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия.

23б. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникающие разногласия.

24а. Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить.

24б. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс.

25а. Необходимо убеждать других в своей правоте.

25б. Необходимо быть внимательным к доводам других.

26а. Средняя точка зрения, как правило самая лучшая.

26б. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке.

27а. Самое лучшее – вовсе избежать споров.

27б. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем с ним.

28а. Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно.

28б. Я предпочитаю улаживать отношение с другими с их помощью.

29а. В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины.

29б. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться.

30а. Важно не столько добиваться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей.

30б. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

·          

Приложение 3. Ключ к опроснику К.Томаса.

1. Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а. 22б, 25а, 28а.

2.Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 11б, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б. 27а, 29б.

4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 7б. 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

5. Компромисс: 2а, 4а, 10б. 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Конфликты в школе: между учениками, между родителями и педагогами — причины конфликтов и пути решения

7

минут
чтения

Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

ЕЛЕНА ПЕТРУСЕНКО,

практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми.

Чем конфликт отличается от травли

Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.

Конфликт между учениками

Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Конфликт в школе «ученик — ученик» — явление, нормальное для человеческой коммуникации. Взрослым следует вмешаться, только если ситуация в школе зашла далеко, например, Вася и Петя переходят к физическому насилию или против кого-то начинается коллективная травля. Но если конфликт не переходит границы разумного, то важно, чтобы Вася и Петя учились решать его самостоятельно. Так вырабатываются социальные навыки. Важно наблюдать и спрашивать о том, что происходит, без оценки и не принимая ничьей стороны, дать возможность каждому высказать мнение, формируя позицию, а не ожесточение детей друг против друга.

Конфликт между учеником и учителем

У Васи и Марьи Петровны возникли разногласия из-за выставленной отметки. Учительница заявила, что его сочинение по «Герою нашего времени» не соответствует критериям, и поставила низкую оценку. А Вася ответил, что чётких критериев выдвинуто не было.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

В отличие от конфликта между детьми, здесь силы всегда неравные — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а ребёнок находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение. Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение учителем требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия. Решение конфликта в школе ложится на плечи педагога — взрослый человек должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а ситуацию отпустить сложно, если ребёнок не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку. Ваш ребёнок должен чувствовать себя в безопасности в школе и знать, что родитель всегда на его стороне и эту безопасность организует.

Источник: freepik.com

Конфликт между родителем и учителем

Мама ученика Васи выразила несогласие с методами работы Марьи Петровны. Вася и другие ученики рассказывали, что Марья Петровна кричит, запугивает и предъявляет завышенные требования. Маме Васи это не понравилось, она считает, что педагог не имеет права применять психологическое насилие.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Если у родителей возникли претензии к педагогу, важно изначально проверить, обоснованы ли они. Действительно ли учитель превышает полномочия, срываясь на детях, или дети решили устроить педагогу холодную войну? Важно обсудить вопрос с другими родителями и другими учителями. Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую. Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.

Конфликт между родителем и родителем

Мама Васи и мама Пети не смогли договориться, сколько денег сдавать на новогодние подарки детям. Мама Васи, состоящая в родительском комитете, выдвинула одну сумму, а мама Пети посчитала её чрезмерной.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Конфликт «родитель — родитель» в школе возникает так же часто, как и конфликт в любом другом коллективе. Родителям необходимо контактировать друг с другом — в чатах и офлайне. Если возник конфликт интересов в школе по поводу образовательной траектории класса или досуговых мероприятий — отстаивайте свою позицию в открытом диалоге. Можно привлечь классного руководителя как третью сторону или устроить голосование. Если проблема более личного характера, не рекомендуется выносить её на всеобщее обсуждение (например, в чат в мессенджере). Поговорите один на один — это эффективней.

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Готово!

Скачать можно тут

Получить гайд

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Напряжённые отношения в детском или родительском школьном коллективе — это больно и неприятно. Психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко даёт комментарии, как быть, если вы или ваш ребёнок не смогли прийти к консенсусу с кем-то из школы.

Начать

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

У меня нет рыбок

Следующий вопрос

Супер-пупер-


мега круть

кнопка

вообще не круть

кнопка

Рассылка с лучшими


статьями. Раз в неделю
для самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа

Средняя школа

Младшая школа

Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

На электронную почту

или

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

или

Конфликт в классе – видимая педагогика

Талиса Фелисиано

«В начале своей преподавательской карьеры я не понимала, что большинство учеников прибудут в класс колонизируют в своем уме и воображении… Я не научился навыкам, которые позволили бы мне способствовать открытию закрытых умов» (курсив мой, 2010: 35) — колокольчики

Конфликт — нормальная часть человеческих взаимодействий и отношений. Существует множество различных типов конфликтов: внутренние, внешние, межличностные и т. д. Конфликт почти присущ любому социальному поведению с течением времени, но не всегда является крайним. Он может быть тонким, повторяющимся или постоянным.

Во время недавнего семинара TLC я сосредоточился на определении того, как конфликт проявляется в классе, с упором на то, как его можно вовлечь, а не избежать, как важнейший педагогический инструмент. Участники отрабатывали термин «конфликт», используя наш конфликтный опыт в классе, размышляя о наших эмоциональных реакциях на конфликт, а также совместно разрабатывая стратегии реагирования на конфликт.

Конфликты, возникающие в классе, следует решать, а не игнорировать. Это входит в обязанности как преподавателей, так и учащихся. Первый шаг к пониманию того, что такое конфликт, — это признать, когда он возникает. Признание может выглядеть по-разному в зависимости от типа конфликта. Иногда это означает оценку того, кто больше всего пострадал, и определение того, что конфликт произошел/происходит. Затем требуется понимание, распаковка и, возможно, но не всегда, примирение. Когда конфликт игнорируется или замалчивается, открывается пространство для повторения конфликта. Вместо этого лучше практиковаться в том, как преодолевать конфликты и вступать в них — так происходит преобразующее обучение.

Чувства участников, связанные с конфликтами

Запуск

Внутренний конфликт

Расстроен

Ики

Придание веса лидерству и ответственности

Ужас

Как педагоги мы не всегда можем чувствовать себя подготовленными к разрешению конфликтов, тем более что они обычно связаны с сильными эмоциональными реакциями. Тем не менее, эмоциональная грамотность — это форма знания, и мы можем практиковать и развивать нашу эмоциональную грамотность, чтобы стать лучшими педагогами. Ниже приведены некоторые коллективные стратегии разрешения конфликтов в классе. Однако этот список не является исчерпывающим, и в зависимости от типа конфликта одни стратегии могут работать лучше, чем другие. Напротив, другие были бы неуместны в некоторых ситуациях. Выбор наилучшего подхода всегда зависит от контекста.

Стратегии реагирования на конфликты (Щелкните ссылку, чтобы открыть полное руководство)

  • Заблаговременное предвидение того, как распространять сценарии
      • Посредничество
      • Давать время
      • Проверка другого опыта
      • Развитие наших эмпатических чувств
  • Преднамеренное использование и осознание языка тела
      • Дыхание
  • Установление границ
      • Обращение к учащимся с просьбой внести свой вклад в установление границ
      • Разделение обязанностей

Возможные сценарии; Конфликт + стратегия

Ниже приведены два вымышленных сценария, изображающих конфликт в классе, и несколько стратегий из приведенного выше списка:

1. Вы преподаете лабораторную секцию «Введение в биологию». В вашей учебной программе есть строгая политика запрета на использование телефона, в которой говорится, что нарушение приведет к оценке «F» за назначенную лабораторную работу. Вы замечаете, что кто-то отправляет сообщение, пока вы объясняете инструкции, и снова во время эксперимента. В конце урока вы подходите к человеку, напоминая ему о правилах «без телефона». Они объясняют вам, что их ребенок болен, и им нужна информация о его самочувствии.

    1. Проверка другого опыта
    2. Развитие наших эмпатических чувств
    3. Преднамеренное использование и осознание языка тела
    4. Установление границ; Просьба к учащимся внести свой вклад в установление границ

Учащиеся не подходят под одну единственную форму и часто имеют сложную жизнь с различными обязанностями и потребностями. Когда мы как преподаватели практикуем, как развивать нашу эмпатию, это требует понимания того, что не все учащиеся имеют одинаковый опыт. Учащийся, который является родителем или основным опекуном, будет иметь обязанности, которые требуют некоторого подчинения произвольным правилам, таким как политика «без телефона» с карательными последствиями. Когда преподаватели практикуют активное вовлечение учащихся в установление границ в учебном пространстве, это дает учащимся возможность быть открытыми и честными в своих потребностях. Это также требует от преподавателя ответственности за конкретные политики и объяснение их логики. Педагоги должны быть готовы изменить политику в зависимости от потребностей каждого в классе. Если бы у него была возможность, вышеупомянутый учащийся мог бы сообщить о необходимости быть доступным в цифровом виде. В этом случае у вас, как у преподавателя, есть возможность принять во внимание потребности и опасения учащихся в отношении реализации определенных правил или соглашений в классе.

2. Вы преподаете общий курс социальных наук, который соответствует требованиям иммигрантских сообществ. Ваша лекция об иммиграционном праве вызывает горячие споры, когда один студент заявляет: «Разрешение иммигрантам приезжать сюда нелегально увеличивает преступность». Группа студентов начинает индивидуально расспрашивать человека и его утверждения и начинает дразнить студента. Остальной класс смеется.

    1. Посредничество
    2. Давать время
    3. Преднамеренное использование и осознание языка тела; Дыхание
    4. Установление границ; Разделение обязанностей

Этот сценарий следует признать и распространить. Здесь вредный и предвзятый комментарий был изложен в учебном пространстве и встречен с поддразниванием, еще одной формой вреда. Как инструктор, вы можете взять на себя посредничество, вмешавшись и остановив разговор. Это может быть устно или может включать в себя физическое расположение вашего тела посреди учеников с распростертыми объятиями. Ведение класса в момент коллективного или индивидуального дыхательного упражнения может снизить ставки для всех. Педагог может выделить время для индивидуальной или коллективной обработки взаимодействия. Если люди в этом сценарии чувствуют себя обиженными, важно решить эту проблему и понять в классе, как это может не соответствовать ранее установленным границам.

Крайне важно признавать конфликты, когда они возникают в классе, и прибегать к посредничеству или деэскалации, особенно если конфликт причиняет вред. Есть много стратегий, которые можно использовать, когда возникает конфликт. Некоторые конфликты можно разрешить с помощью нескольких стратегий, в то время как другие конфликты следует решать с помощью стратегии, зависящей от контекста. Вовлечение в конфликт позволяет разнообразить точки зрения в классе и является жизненно важной частью деколонизации наших педагогических практик. Чем больше учащиеся вовлечены в процессы принятия решений в классе, тем комфортнее им будет выражать свои новые и нестандартные мысли и идеи. Роль конфликта как педагогического инструмента остается недостаточно теоретизированной. Конфликт имеет решающее значение для понимания нюансов различий в различных учебных сообществах, а понимание их роли способствует созданию более инклюзивной среды обучения.

Талиса Фелисиано является кандидатом наук в области культурной антропологии и работала внештатным преподавателем в Городском колледже, Хантер-колледже и Бруклинском колледже.

Эта запись находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.

Конфликт в классе: примеры, причины и предотвращение среди учащихся

Не секрет, что конфликт может возникнуть в любой обстановке, где присутствуют люди. Это особенно верно для детей, которые все еще учатся эффективно общаться и понимать друг друга.

Хотя некоторые конфликты неизбежны и даже могут быть полезными, их слишком много может привести к враждебной и непродуктивной учебной среде.

В этой статье мы рассмотрим различные типы конфликтов, которые могут возникнуть в классе, а также различные причины и методы предотвращения.

Что такое конфликт в классе?

Конфликт в классе — это ситуация, в которой два или более человека в классе испытывают напряжение, разногласия или враждебность. Это может быть вызвано целым рядом факторов, таких как расхождения во мнениях, конфликты личностей или конкуренция за оценки. Конфликт в классе может оказать негативное влияние на учебную среду и общий академический опыт.

Приведите примеры конфликтов в классе?

В каждом классе всегда будут конфликты между учениками. Важно понимать, что это за конфликты, чтобы их можно было разрешить быстро и эффективно. Вот 15 примеров конфликтов между учениками в классе:

1. Один ученик постоянно перебивает другого, когда тот пытается говорить. Это может привести к конфликту в классе.

2. Два ученика постоянно спорят друг с другом об одном и том же.

3. Группа студентов регулярно исключает из своей деятельности одного студента.

4. Студент распространяет слухи о другом студенте, пытаясь испортить его или ее репутацию.

5. Учащийся постоянно пытается унизить или высмеять другого учащегося в присутствии других.

6. Студент отказывается выполнять свою долю работы в групповом проекте.

7. Один ученик всегда пытается показать или превзойти другого ученика.

8. Один учащийся запрещает другому учащемуся участвовать в групповых занятиях.

9. Группа студентов нападает на одного студента и некоторое время издевается над ним.

10. Один учащийся прямо или косвенно угрожает другому учащемуся.

11. Учащийся заставляет других нападать на другого ученика и запугивать его или ее.

Каковы причины конфликтов в классе среди учащихся?

В каждом классе обязательно возникнут конфликты между учениками. В то время как определенное количество конфликтов может быть полезным, слишком много может привести к сбоям в обучении. Итак, каковы 12 наиболее распространенных причин конфликтов в классе среди учащихся?

1. Различные стили обучения.

Некоторые студенты лучше учатся, слушая лекции, в то время как другие предпочитают практические или визуальные методы. Это может привести к конфликту, когда учащиеся чувствуют, что их учат не так, как им лучше всего. Например, некоторые из моих учеников лучше учатся, когда делают то, что они изучают, в то время как другие учатся, читая и слушая. Одни хорошо учатся в одиночку, другие лучше учатся в группе. Это часто создает путаницу среди учащихся, когда вы даете им возможность выбирать, что и как изучать.

2. Конкуренция за ресурсы.

При ограниченном количестве ресурсов (таких как парты, карандаши или стулья) учащиеся часто соревнуются за них. Это может привести к конфликтам, когда один учащийся слишком сильно использует ситуацию, а другие учащиеся чувствуют себя бессильными остановить его или ее.

3. Личные разногласия.

Некоторые студенты просто более конкурентоспособны, чем другие. Будь то желание выделиться или просто желание быть лучшим, этот тип конкуренции может привести к конфликту. Например, один учащийся может не желать, чтобы другой учащийся лидировал в обсуждении в классе, даже если этот учащийся не вносит столько вклада, сколько должен. Это может привести к конфликту между ними и может повлиять на мир в классе.

4. Неоднородные уровни способностей.

Когда учащиеся имеют разный уровень способностей, учителю может быть трудно создавать уроки, которые бросают вызов всем, не расстраивая тех, кто борется. Например, ученику, хорошо разбирающемуся в математике, урок базовой алгебры может показаться легким, в то время как менее опытный ученик может столкнуться с проблемами при выполнении той же задачи. Это может привести к конфликтам, поскольку более продвинутый учащийся чувствует себя менее сложным и разочарованным, а менее продвинутый учащийся чувствует себя обделенным и неважным.

5. Плохое обучение.

Если вы не умеете общаться или не обладаете привлекательной личностью, вам может быть трудно поддерживать интерес учащихся. Когда ваши уроки скучны или вы недостаточно увлекательны, ученики могут начать чувствовать разочарование, и конфликт может стать реальностью. Это может привести к конфликту между вами и вашими учениками, потому что они могут начать плохо себя вести или прерывать урок.

6. Обучение разрушительно.

Учащиеся могут изучать разные навыки в разных классах. Это может создать конфликт, поскольку учащиеся пытаются усвоить новую информацию и одновременно следовать инструкциям своего учителя. Это может привести к сбоям в классе, что приведет к конфликту между вами и вашими учениками. Например, учащийся, который изо всех сил пытается чему-то научиться, может мешать, в то время как другой учащийся пытается следовать чему-то другому на уроке.

7. Отсутствие мотивации может привести к конфликту в классе.

Учащиеся могут быть менее заинтересованы в учебе, если они не заинтересованы в своем предмете или учителе. Если ваши уроки не интересны, ученики могут потерять интерес и стать разрушительными. Это может привести к конфликту между вами и вашими учениками, потому что они не смогут сосредоточиться на уроке. Например, учащийся, у которого проблемы на уроке математики, может стать разрушительным, если ему не нравится предмет.

8. Отсутствие техники может вызвать конфликт в классе.

Если учащимся нужны компьютеры и другие технические средства для доступа к информации и общения с другими, но их нет, может возникнуть конфликт. Например, учащийся, назначенный в класс без компьютера, может стать разрушительным, потому что он не может выполнять свои задания.

9. Отсутствие поддержки может создать атмосферу конфликта в классе.

У учащихся может не быть мотивации к учебе, если они не видят смысла в полученных знаниях или если вы их не поощряете. Это не создает позитивных и благоприятных условий для достижения успеха всеми. Эта среда может спровоцировать конфликт между вами и вашими учениками или между самими учениками. Например, учащийся, который чувствует, что его не поддерживают, может не чувствовать, что он может внести свой вклад в обсуждение в классе, что может привести к конфликту.

10. Отсутствие актуальности может привести к конфликту в классе.

Учащиеся могут не видеть связи между тем, что они изучают, и своей жизнью вне школы. Это может привести к ситуации, когда учащиеся не участвуют в занятиях. Это также может привести к конфликту, потому что учащиеся могут чувствовать, что они не могут понять или понять то, что они изучают в классе. Например, студент, изучающий Древнюю Грецию, но не имеющий к ней никакого отношения, может испытывать разочарование и гнев, когда не понимает материала.

11. Отсутствие единообразия может вызвать конфликт в классе.

Учащиеся могут изучать разные вещи в разных классах, и поэтому им трудно передавать свои знания. Это может привести к конфликту, поскольку учащиеся могут не понимать друг друга или материал. Например, учащийся, который узнал о Древней Греции на уроке истории, может быть не в состоянии понять учащегося, изучающего Древнюю Грецию на уроке греческого языка.

12. Отсутствие дисциплины и порядка может вызвать конфликт в классе.

Учащихся может отвлекать шум в классе или поведение других учащихся. Это может привести к конфликту, потому что учащиеся могут быть не в состоянии сосредоточиться на том, что они изучают. Например, ученик, который пытается учиться, может быть не в состоянии сосредоточиться, если в комнате много шума и другие ученики постоянно разговаривают. Это может вызвать драки/ссоры между учениками.

12. Отсутствие образцов для подражания.

Если вы не моделируете разрешение конфликтов или способы их предотвращения или предотвращения в своем классе, ваши ученики не будут знать, как справляться с проблемами, которые могут привести к конфликту между ними. То же самое относится к опекунам или домашним хозяйствам учащихся. Например, учащийся, выросший в семье, где всегда были конфликты, может не знать, как справляться с разногласиями, не поддаваясь эмоциям и не расстраиваясь. Это может привести к дракам/ссорам в классе.

Как предотвратить конфликты между учениками в классе?

Не секрет, что конфликт между учениками может легко возникнуть в классе. Если его не остановить, конфликт может привести к сбоям в работе, снижению производительности и упущенным возможностям для обучения.

К счастью, учителя могут многое сделать, чтобы предотвратить конфликты в классе. Вот 19 наиболее эффективных стратегий:

1. Поощряйте положительное подкрепление среди учащихся.

Положительное подкрепление — отличный способ предотвратить конфликт, поскольку оно вознаграждает желаемое поведение и препятствует отрицательному. Например, положительный отзыв учащихся о хорошем поведении в классе может помочь им научиться вести себя позитивно и в других ситуациях.

2. Установить четкие правила и последствия с начала учебного года в отношении конфликтов в классе.

Когда учащиеся знают, чего от них ждут и что произойдет, если они не оправдают этих ожиданий, они с меньшей вероятностью будут вести себя разрушительно, что может привести к конфликту. Например, учащимся, от которых ожидается, что они будут говорить тише во время урока, может быть назначено наказание, если они не могут следовать этому правилу.

3. Убедитесь, что все учащиеся имеют доступ к ресурсам и поддержке.

Не все учащиеся положительно реагируют на правила и последствия, поэтому важно убедиться, что у них есть ресурсы, необходимые для того, чтобы справляться с конфликтами здоровым образом. Это могут быть доступные консультационные услуги, сеансы групповой терапии или образовательные материалы, связанные с управлением конфликтами.

4. Возлагать большие надежды на поведение учащихся в отношении разрешения конфликтов в классе.

С раннего возраста учащиеся приучаются взаимодействовать с другими людьми и разрешать конфликты. Когда эти навыки не используются здоровым образом, это может привести к конфликту в классе. Плохое управление конфликтами может иметь много негативных последствий для учащихся, включая чувство разочарования, гнева и стресса.

Возможности для конфликтов возникают естественным образом, когда учащиеся пытаются выучить новый материал или работают над групповыми проектами. Тем не менее, учителя должны принимать меры для предотвращения возникновения конфликтов в первую очередь.

Они должны возлагать большие надежды на поведение своих учеников в отношении управления конфликтами, устанавливать четкие границы неприемлемого поведения и обучать эффективному разрешению споров.

Принимая эти меры, учителя могут помочь своим ученикам научиться работать сообща и продуктивно.

5. Установите и применяйте последовательные и четкие правила в отношении управления конфликтами и их разрешения.

Последовательность является ключом к эффективной дисциплине и конфликту. Если учащиеся знают, что от них ожидается, они могут соответствующим образом скорректировать свое поведение. Например, если вы ожидаете, что учащиеся будут говорить по очереди, убедитесь, что правило сформулировано четко и последовательно. Это поможет уменьшить количество конфликтов.

6. Поощряйте учащихся разрешать конфликты мирным путем.

Многие конфликты можно решить без участия властей. Если спор слишком накален, чтобы разрешить его мирным путем, подумайте о том, чтобы проконсультироваться с учителем или администратором, которые помогут разрешить ситуацию. Например, в классе вы можете попросить учащихся найти решение их спора вне класса.

7. Создайте благоприятную атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать себя в безопасности, чтобы предотвратить конфликты в классе.

Когда в классе возникает конфликт, может быть трудно понять, как подойти к ситуации и совладать с вовлеченными эмоциями.

Позитивный климат, в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности, необходим в первую очередь для предотвращения конфликтов.

Создание безопасного пространства для общения учащихся и обмена идеями — один из самых важных шагов в предотвращении возникновения конфликта.

Некоторыми распространенными причинами конфликтов в классе являются непонимание или расхождения во мнениях, поддразнивание или запугивание, а также соперничество между учащимися.

Позитивный климат важен для того, чтобы все учащиеся чувствовали себя желанными и уважаемыми, независимо от их происхождения или интересов.

Создав атмосферу взаимного уважения, учителям будет легче выявлять и разрешать конфликты до того, как они станут слишком серьезными.

8. Постоянно соблюдайте школьные правила и процедуры.

Если учащиеся будут знать, что вы серьезно относитесь к соблюдению правил, они с меньшей вероятностью будут плохо себя вести и создавать условия для конфликтов. Например, обеспечение того, чтобы все учащиеся носили правильную школьную одежду и знаки различия, помогает создать ощущение порядка и дисциплины.

9. Научите учащихся мирно и уважительно решать проблемы и разрешать конфликты, используя навыки разрешения конфликтов.

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов может помочь предотвратить конфликты в классе. С помощью навыков разрешения конфликтов учащиеся могут научиться решать проблемы и разрешать конфликты мирным и уважительным образом.

Некоторым учащимся будет полезно узнать о различных типах конфликтов до того, как они войдут в классную комнату.

Это поможет им лучше понять, как определенные типы споров могут развиваться в классе, и даст им инструменты для ведения переговоров или обсуждения вопросов, не прибегая к гневу или агрессии.

Кроме того, предоставление учащимся возможности практиковать эти навыки за пределами класса может помочь им выработать правильные методы, когда они неизбежно сталкиваются с конфликтами во время учебы или совместной работы.

10. Демонстрируйте правильное поведение в своем ежедневном общении со студентами и позитивно реагируйте на плохое поведение других.

Когда дело доходит до поведения в классе, важно моделировать уместное и позитивное взаимодействие с учащимися. Также важно конструктивно реагировать на плохое поведение других. Поступая таким образом, мы можем помочь поддерживать здоровую и продуктивную атмосферу в классе для всех. Ниже приведены несколько советов по моделированию надлежащего поведения:

Всегда проявляйте уважение. Разговаривая со студентами, всегда используйте вежливый язык и избегайте ненормативной лексики. Помните, что все люди разные, поэтому старайтесь не навязывать им свои взгляды. Говорите медленно и четко, чтобы все могли вас понять.

Сохраняйте спокойствие под давлением. Когда в классе что-то идет не так (например, ученик выходит из-под контроля), не поддавайтесь эмоциям и не расстраивайтесь. Сохраняйте спокойствие и собранность, даже когда становится тяжело. Это поможет сохранить атмосферу в классе позитивной и упорядоченной.

11. Используйте стратегии профилактики, такие как посредничество сверстников, консультирование и разрешение конфликтов, чтобы уменьшить проблемное поведение.

Когда учащиеся находятся в классе, конфликт неизбежен. Однако есть способы не допустить, чтобы это стало проблемой.

Одним из способов предотвращения конфликтов является посредничество сверстников. Это включает в себя участие одного или нескольких одноклассников и помощь в разрешении спора между двумя сторонами. Это может быть полезно в ситуациях, когда один из учащихся чувствует угрозу или дискомфорт.

Еще одной стратегией профилактики является консультирование. Это может помочь учащимся справиться со своими эмоциями и научиться конструктивно справляться со своим гневом и разочарованием.

Программы разрешения конфликтов также могут быть полезны для предотвращения выхода конфликтов из-под контроля. Эти программы учат студентов, как выявлять конфликты и справляться с ними до того, как они перерастут в проблему.

Наконец, учителям важно создать среду, способствующую здоровому общению и сотрудничеству.

Создавая среду, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно, сообщая о своих проблемах, преподаватели могут снизить вероятность возникновения конфликтов.

12. Обучайте социальным навыкам учащихся, испытывающих трудности с ними, чтобы предотвратить конфликты в классе.

Многие учащиеся испытывают трудности с социальными навыками и, как следствие, часто могут быть склонны к конфликтам в классе.

Это особенно важно для учащихся, переживших ранее травму или испытывающих трудности с сенсорной обработкой.

Обучение этим учащимся навыкам общения поможет предотвратить возникновение конфликтов и поможет им лучше ориентироваться в общении с одноклассниками.

Кроме того, обучение этим навыкам может помочь учащимся чувствовать себя более уверенно и получать поддержку в своих классах.

13. Используйте данные, чтобы направлять свой план дисциплины и быть в курсе конфликтных ситуаций.

Возникновение конфликта в классе может быть результатом множества факторов, многие из которых невозможно предсказать.

Тем не менее, эффективные дисциплинарные планы могут помочь смягчить вероятность конфликта, способствуя обучению учащихся. Одним из способов выявления потенциальных конфликтов является регулярный мониторинг данных, полученных от учащихся.

Например, если наблюдается рост негативного поведения или нарушений в классе, это может указывать на проблему, которую необходимо решить.

Когда это возможно, также важно отслеживать прогресс и достижения отдельных учащихся, чтобы можно было надлежащим образом решить любые проблемы.

Кроме того, знание причин и предотвращение конфликтов может помочь вам лучше справляться с трудными ситуациями, когда они все же возникают.

14. Пройдите курс обучения вмешательству и поддержке позитивного поведения (PBIS), который поможет вам предотвратить конфликты в классе.

Важно пройти обучение по PBIS, чтобы предотвратить возникновение конфликтов.

PBIS включает в себя такие стратегии, как установление четких ожиданий, обеспечение положительного подкрепления и обратной связи, а также использование методов разрешения конфликтов.

Включив эти стратегии в свою практику преподавания, преподаватели могут помочь своим учащимся научиться вести себя в классе сообща и уважительно.

15. Разработать систему решения проблем, приводящих к конфликтам между учащимися.

Система отслеживания конфликтных ситуаций. Эта информация должна быть собрана таким образом, чтобы вы могли определить, какие учащиеся с наибольшей вероятностью столкнутся с проблемами, ведущими к конфликту, и предпринять соответствующие действия для решения этих проблем.

Например, вы можете посмотреть, какие учащиеся постоянно демонстрируют деструктивное или агрессивное поведение или у кого были конфликты с другими учащимися.

Наличие системы, которая поможет вам в этом, поможет вам лучше выявлять и устранять коренные причины конфликтов, а также обеспечивать, чтобы каждый в вашей школе мог участвовать в безопасной и позитивной образовательной среде.

16. Проведите оценку потребностей, чтобы определить объем проблем, которые могут вызвать конфликты в классе, и решить, как их можно решить.

Конфликты в классе могут возникать из разных источников, таких как личные разногласия, разные толкования правил или разные взгляды на то, как лучше всего учиться.

Оценка потребностей может помочь определить степень и причины конфликтов, а также возможные решения.

Для эффективного разрешения конфликтов учителям важно иметь четкое представление об интересах и мотивах своих учеников.

Кроме того, эффективное разрешение конфликта требует, чтобы обе стороны были готовы и способны слушать и сопереживать друг другу.

17. Наблюдайте за учащимися с длительной инвалидностью или с инвалидностью, которая может повлиять на их способность следовать правилам или избегать конфликтов с другими.

Когда учащиеся находятся в состоянии длительной инвалидности или имеют инвалидность, которая может повлиять на их способность следовать правилам или избегать конфликтов с другими людьми, важно, чтобы вы могли следить за ними.

Это можно сделать несколькими способами, например, регулярно отмечая учащегося, устанавливая определенные требования к поведению или непосредственно вмешиваясь, когда это необходимо.

При эффективном проведении этот тип контроля может помочь гарантировать, что учащиеся получают необходимую им помощь, и свести к минимуму возможные конфликты в классе.

18. Обучайте учащихся, которым трудно следовать правилам и указаниям

Конфликты в классе могут возникать по разным причинам, в первую очередь из-за разграничения приемлемого и неприемлемого поведения. Когда учащиеся следуют правилам и указаниям, но все же вступают в конфликт, им может быть трудно понять, чего от них ожидают. Это может привести к разочарованию как со стороны ваших учеников, так и со стороны вас, и в конечном итоге к конфликту.

Один из способов предотвратить возникновение конфликтов — дать учащимся четкие и краткие указания. Это не только облегчает им понимание того, что от них ожидается, но также предотвращает неправильное понимание или интерпретацию инструкций.

Кроме того, вам может быть полезно установить четкие правила приемлемого поведения, чтобы учащиеся знали, чего не следует делать, чтобы не расстраивать других. Следуя этим рекомендациям, вы поможете создать среду, в которой всем учащимся будет комфортно участвовать и учиться вместе.

19. Работайте с учащимися над решением проблем, которые приводят к конфликтам.

Конфликты могут возникать в классе, когда учащиеся имеют разные мнения или по-разному воспринимают разные ситуации. Есть много причин конфликтов, в том числе черты характера, эмоции и социальное окружение.

Для вас важно работать со студентами над решением проблем, которые приводят к конфликтам. Этого можно добиться, предоставляя возможности для диалога, устанавливая четкие правила и ожидания и поощряя позитивное поведение.

Вы также должны знать о признаках потенциального конфликта и принять соответствующие меры для предотвращения его эскалации.

Заключение

В заключение, важно знать о различных путях возникновения конфликтов в классе и иметь план их разрешения. Установив правила и процедуры в начале года и придерживаясь их, учителя могут помочь предотвратить многие конфликты.

Добавить комментарий