Перцептивная сторона общения кратко: Перцептивная сторона общения в психологии

Тема 10. Перцептивная сторона общения План


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз


Тема 10. Перцептивная сторона общения
План:

1.Перцептивная сторона общения как восприятие людьми друг друга в процессе общения

2. Субъективные и объективные факторы формирования модели партнера.

3.Функции и механизмы социальной перцепции

4. Пространство межличностного взимодействия

1. Перцептивная сторона общения как восприятие людьми друг друга в процессе общения

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми.

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основана на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Таким образом,1) социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

2)социальная перцепция: восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.

Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.

А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений

.

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми.

Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.


жүктеу/скачать 203.08 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Что является основными сторонами общения: классификация всех трех взаимосвязанных

Содержание:

  • Аспекты общения в психологии
  • Характеристика сторон общения и примеры
  • Видео

Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.

Взаимодействие людей

Аспекты общения в психологии

Общение является сложным многоплановым процессом, который позволяет установить и развить контакт между людьми.

Справка! Желание взаимодействовать с социумом возникает из-за потребности сообща заниматься каким-либо делом.

Для качественной коммуникации человеку требуется руководствоваться основными сторонами общения, которые в психологии представляют собой единое целое всего процесса взаимодействия людей.

Общение позволяет людям не только обмениваться информацией, но и учит правильно воспринимать и понимать собеседника. Несмотря на то, что коммуникация характерна для всех живых существ, только у человека взаимодействие с внешним миром носит осознанный характер.

Важно! Общаться люди могут при помощи вербальных (речь, слова) и невербальных актов (мимика, жесты, интонация, образы).

Человек, который принимает информацию, называется реципиентом, а передающий – коммуникатором.

Схема беседы

В общении психологи выделяют 3 аспекта, которые составляют весь процесс взаимодействия:

  1. Содержание – представляет собой информацию, которую требуется передать одному человеку от другого. Она может выражаться в виде эмоционального состояния (злость, радость, счастье, удовлетворение), потребностей (желание есть, пить, гулять), сигналов об опасности (предупреждение о пожаре). Содержание общения у человека намного шире, чем у животных. Люди способны обмениваться жизненным опытом, знаниями о мире, навыками и умениями в трудовой деятельности.
  2. Цель – основной мотив, ради которого человек решил взаимодействовать с другим индивидом. Животные общаются ради побуждения собратьев к определенным действиям. Например, собака может движением лапы предупредить щенка об опасности. У человека намного больше мотивов для общения: разрешение деловых, любовных или дружеских вопросов, согласование действий, воспитание, обучение.
  3. Кодирование – представляет собой способ, при помощи которого та или иная информация будет передаваться другому человеку. Примеры – телесный контакт, органы чувств, язык, речь, текст, рисунок, аудиотехника.

Только активное взаимодействие 3-х основных аспектов способно установить контакт между людьми.

Характеристика сторон общения и примеры

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Все стороны общения тесно переплетены между собой. Нередко они могут сливаться в одно целое или периодически подменять друг друга.

Три стороны коммуникаций

В обобщенную классификацию входят 3 основные стороны общения:

  1. Коммуникативная. Главным способом взаимодействия при этой форме общения считается речь. При помощи нее люди обмениваются мнениями, обсуждают насущные вопросы и решают проблемы. Коммуникативная сторона общения направлена на непосредственный обмен информацией между индивидами.
  2. Перцептивная. Взаимодействие людей осуществляется на когнитивном уровне. Личности делают выводы о собеседнике по его суждениям, внешнему виду, голосу, поступкам, жестам. Так они учатся воспринимать друг друга.
  3. Интерактивная. Эта третья сторона общения, направлена на построение совместной деятельности. Судить о качестве взаимосвязи между людьми можно на основе их поступков и действий.

Каждая сторона общения имеет целый ряд особенностей, которые делают ее поистине уникальной. Эффективное коммуникативное общение между индивидами возможно только в том случае, если люди говорят «на одном языке».

Дополнительная информация.

Если коммуникатор и реципиент обладают схожим набором знаний, опыта и убеждений, им легче будет взаимодействовать и делиться необходимой информацией.

Пример. Если взрослый мужчина будет рассказывать маленькому ребенку об устройстве автомобиля, то малыш его не поймет, так как у него отсутствуют начальные знания для понимания этого вопроса.

Понимание – залог успешного разговора

Лучше всего передавать информацию при помощи речи. Это самое универсальное средство, так как во время беседы меньше шансов потерять смысл разговора.

В качестве невербальных способов можно использовать:

  1. Паралингвистические и экстралингвистические формы общения. Например, это смех, покашливание, паузы и другие околоречевые добавки, которые передают определенный смысл во время общения.
  2. Оптико-кинетические виды общения способствуют «считыванию» собеседника по жестам, пантомимике.

Для эффективного взаимодействия требуется соблюдать определенную дистанцию с собеседником:

  1. До 0,5 м – интимное расстояние. На такой дистанции можно общаться только с близкими людьми. Информация должна передаваться спокойным и тихим голосом, взглядом, мимикой и жестами.
  2. От 0,5 до 1,2 м – межличностная дистанция. На таком расстоянии обычно общаются с хорошими знакомыми и друзьями.
  3. От 1,2 до 3,6 м – социальное или деловое расстояние. Такая дистанция уместна на работе во время беседы с коллегами и партнерами. Чем она больше, тем официальнее считаются отношения.
  4. Более 3,7 м – публичная дистанция. Она характерна для тех, кому приходится выступать перед аудиторией. Большое расстояние позволяет выделиться среди толпы. Человека с трибуны удобнее рассматривать и слушать.

Зная основные концепции и понятия коммуникативного общения, получится выстроить качественный контакт с любым индивидом. Перцептивная сторона общения отвечает за установление взаимопонимания между людьми на основе их восприятия.

Важно! Чем лучше партнеры понимают друг друга, тем эффективнее будет их дальнейшее взаимодействие.

Чтобы овладеть перцептивной формой коммуникации необходимо:

  • уметь понимать партнера и признавать его достоинства;
  • анализировать собственное поведение, сопоставляя личное и общественное мнение о себе.

Только при наличии этих двух условий можно реализовать качественный контакт. Существует целый ряд факторов, которые мешают развитию перцептивного общения:

  1. Наличие убеждений, оценок и установок, которые появились раньше, чем состоялось знакомство с человеком. Из-за них восприятие индивида может быть искажено. Например, из-за сплетен может исказиться оценка личности. Если следовать ранее полученным неверным сведениям от завистников, можно никогда не узнать истинное лицо человека.
  2. Стереотипное мышление. Например, если человек придерживается мнения, что блондинок умных не бывает, при знакомстве со светловолосой девушкой он изначально будет считать ее глупой.
  3. Стремление к быстрым выводам. Чтобы дать оценку личности, необходимо получить исчерпывающую и достоверную информацию о ней. Если заключение о человеке делается через 5 минут общения, это не позволит развить эффективное взаимодействие.
  4. Эффект проецирования. Если собеседник предпочитает судить об эмоциональном, материальном, физическом состояниях другого человека по себе, в этом случае у него не получится понять собеседника и развить перцептивную сторону общения. Например, если мужчина считает, что все кругом злые, жадные, хитрые, то, вероятно, он приписывает собственные черты другим людям. Поэтому к таким плохим людям ему следует относить в первую очередь себя.

Лучше всего не оценивать людей, с которыми приходится общаться. Потому что любой анализ другой личности – это лишь отражение собственных мыслей, мнений и суждений. Другие люди – это зеркала, в которых можно увидеть себя. К каждому следует относиться с уважением.

Интерактивное общение связано с получением определенных достижений путем совместной деятельности людей.

Интерактивное общение в офисе

Важно! Чем больше наблюдается общих взглядов в коллективе, тем эффективнее становится результат работы.

Благодаря общению с другими индивидами во время совместного труда, происходит формирование каждой личности:

  • появляются новые навыки и знания;
  • человек начинает бороться с наиболее выраженными собственными недостатками, которые замечает у себя при сравнении с другими людьми;
  • индивид учится уважать не только собственные умозаключения, но и чужой опыт.

Благодаря развитию науки и технологий, у человека появилось большое количество возможностей, чтобы реализовать интерактивное общение:

  1. При помощи мессенджеров или компьютерных программ в режиме online сотрудники одной компании могут вести переговоры или обмениваться информацией в виде файлов. Главное, что им нужно, – это указать электронную почту своего коллеги в рабочем ПК.
  2. Благодаря развитию дистанционного обучения, школьники и студенты имеют возможность получать новые знания при помощи интернета, не выходя из дома. При этом качество учебного процесса не снижается. Например, каждый может освоить краткий курс английского языка или вязания на спицах.
  3. При помощи интерактивного общения можно организовать досуг: позвать в гости друзей, устроить вечеринку, собрать и отнести корм в приют для животных, устроить корпоративное мероприятие в кафе.

Эта сторона общения благотворно влияет на социальную адаптацию людей, позволяя добиваться высоких результатов в любой сфере.

Непродолжительные и поверхностные отношения между людьми чаще всего отражают коммуникативную или интерактивную форму. Для построения крепкого и взаимосвязанного союза должны быть задействованы сразу три основные стороны. Ведь только единый механизм общения с полной его структурой способен выстроить эффективное взаимодействие между индивидами.

Видео

Деятельность — что это в психологии, кратко

Автор:

Верa Пyстoвидкo

Три процесса восприятия в маркетинге | Малый бизнес

Берт Маркграф

Одним из ключевых факторов успешного маркетинга является эффективное информирование о характеристиках продукта. Такая коммуникация должна привести к благоприятному восприятию продукта целевой аудиторией. Компании могут оптимизировать маркетинговые усилия, разбивая коммуникацию на отдельные процессы восприятия, чтобы повысить шансы на успех. Они могут использовать различные маркетинговые инициативы и дополнительные способы представления своего торгового предложения для поддержки этих процессов восприятия. Результатом является эффективная передача положительного имиджа продукта, который компания хочет передать.

Воздействие

  1. Прежде чем вы сможете что-либо сообщить, вы должны привлечь внимание потенциального клиента. Этот процесс восприятия состоит из двух частей. Маркетинговый процесс должен создать инициативу, которая отвлечет внимание от других конкурирующих действий, и он должен гарантировать, что цель узнает продукт или бренд. Например, плакат должен привлекать внимание, возможно, с помощью цвета, привлекательного изображения или позиции, но он также должен выделять бренд или продукт. Идеальная реакция с точки зрения процесса восприятия состоит в том, что потенциальный покупатель замечает постер с брендом и подходит к нему, чтобы прочитать.

Сообщение

  1. Как только вы привлекли внимание потенциального клиента, и он или она узнали о бренде или продукте, вы можете передать сообщение. Процесс восприятия — это получение информации, которую представляет компания. Информация должна соответствовать среде. Сообщение на плакате должно быть кратким и по существу. Телевизионная реклама может содержать более сложное сообщение. В каталоге может быть даже больше деталей. Сообщение должно быть четким и понятным, и оно должно представлять торговое предложение. Для успешного процесса восприятия на этом этапе в сообщении излагаются причины покупки продукта.

Понимание

  1. Доставка сообщения является отдельным процессом восприятия от его понимания. Потенциальный клиент может прочитать сообщение в объявлении, но уйти от него, не поняв, что компания пытается сообщить, или с неправильным впечатлением. Действия, которые компания хочет, чтобы потенциальный клиент предпринял, или причины для совершения действия, иногда неясны. Разделение сообщения на три части, включая представление продукта, преимущества и призыв к покупке, часто делает его более понятным.

Контекст

  1. Важной частью всех трех процессов восприятия является контекст презентации. Цель состоит в том, чтобы поместить инициативу в привлекательный контекст. Таким образом, демонстрация продукта может происходить в дружелюбной обстановке, например, демонстрация продукта питания в контексте вечеринки с привлекательными, веселыми людьми. Другие стратегии включают демонстрацию продукта или бренда на спортивных мероприятиях или концертах. Когда потенциальные клиенты ассоциируют продукт или бренд с положительным опытом, они с большей вероятностью получат и поймут сообщение и будут действовать в соответствии с ним.

Ссылки

  • Городской университет Нью-Йорка: Perceptual Maps

Биография писателя

Берт Маркграф — независимый писатель с обширным научным и инженерным образованием. Он начал писать технические статьи, работая инженером в 1980-х годах. Совсем недавно, начав свой собственный бизнес в сфере ИТ, он помог организовать онлайн-сообщество, для которого писал и редактировал статьи в качестве главного редактора отдела бизнеса и экономики. Он имеет степень бакалавра наук Университета Макгилла.

Определение, важность, факторы, процесс восприятия, ошибки

Восприятие — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.

Любое восприятие связано с сигналами в нервной системе, которые, в свою очередь, являются результатом физической или химической стимуляции органов чувств. Это не пассивное получение этих сигналов, а формирование обучения, памяти, ожидания и внимания.

Изучение этих процессов восприятия показывает, что на их функционирование влияют три переменные: воспринимаемые объекты или события, окружающая среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.

Что такое Восприятие

Восприятие зависит от сложных функций нервной системы, но субъективно кажется в основном легким, потому что эта обработка происходит вне сознательного осознания.

Согласно Джозефу Райцу, «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние».

Согласно Б. В. Х. Гилмеру, «восприятие — это процесс осознания ситуаций, добавления значимых ассоциаций к ощущениям».

Удай Парик сказал, что восприятие можно определить как «процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные».

Согласно С. П. Роббинсу, восприятие можно определить как «процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению».

Восприятие включает пять чувств; осязание, зрение, вкус, запах и звук. Он также включает в себя то, что известно как восприятие, набор чувств, связанных со способностью обнаруживать изменения в положениях и движениях тела.

Он также включает когнитивные процессы, необходимые для обработки информации, такие как узнавание лица друга или обнаружение знакомых духов.

Что такое психология? Исследование через…

Пожалуйста, включите JavaScript

Что такое психология? Исследование с помощью понятий

Изучение этих непрерывных процессов показывает, что на их функционирование влияют три переменные: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.

Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть.

Но то, что мы видим, находится под влиянием воспринимающего, объекта и окружающей среды. Значение восприятия подчеркивает все эти три момента.

Важность восприятия

Восприятие — это субъективный, активный и творческий процесс, посредством которого мы придаем значение сенсорной информации, чтобы понять себя и других. Его можно определить как наше распознавание и интерпретацию сенсорной информации. Это также включает в себя то, как мы реагируем на информацию.

Это процесс, посредством которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира с помощью сенсорных рецепторов. Это наш сенсорный опыт окружающего мира, который включает в себя как распознавание внешних раздражителей, так и действия в ответ на эти раздражители.

В процессе восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

Восприятие не только создает наше восприятие окружающего мира; это позволяет нам действовать в пределах нашего окружения.

  1. Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек по-разному воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно совпадает с тем, что есть на самом деле. Когда мы что-то покупаем, это происходит не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим.
  2. Если поведение людей основано на их восприятии, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, поняв их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, увиденных другим наблюдателем.
  3. С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, поскольку их потребности влияют на восприятие людей.
  4. Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при работе с людьми и событиями в рабочей обстановке. Эта проблема усложняется тем, что разные люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному. Чтобы эффективно взаимодействовать с подчиненными, менеджеры должны правильно понимать их восприятие.
  5. Восприятие может быть важным, потому что оно предлагает больше, чем объективный результат; он усваивает наблюдение и создает измененную реальность, обогащенную предыдущим опытом.
  6. Восприятие формирует характер (не обязательно хороший или плохой характер), который определяет различные роли, в которых люди попадают в клоуна, лицемера, самодовольного, жертву и т. д.
  7. Жизненно важно, если мы хотим ладить с другими попытаться посмотреть на вещи с их точки зрения или какое-то время походить на их месте. Если мы будем ходить на их месте, мы получим новый взгляд на вещи и, таким образом, поймем другого, а также сможем любить и помогать другому более уместно.

Таким образом, для понимания человеческого поведения очень важно понимать их восприятие, то есть то, как они воспринимают различные ситуации.

Поведение людей основано на их восприятии реальности, а не на самой реальности. Мир, как он воспринимается, является миром, который важен для понимания человеческого поведения.

Факторы, влияющие на восприятие

Восприятие — это то, как человек выбирает, организует и интерпретирует информацию для создания осмысленной картины.

Восприятие зависит не только от физических стимулов, но и от отношения стимулов к окружающему полю и от условий внутри человека. Восприятие — это процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные восприятия, чтобы придать смысл своему окружению.

Однако то, что человек воспринимает, может существенно отличаться от объективной реальности. Это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой.

Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям. Несколько факторов формируют, а иногда и искажают восприятие. Эти факторы могут находиться у воспринимающего в воспринимаемом объекте или цели или в контексте ситуации, в которой происходит восприятие.

Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики индивидуального воспринимающего.

Личностные характеристики, влияющие на восприятие, включают отношения, личность, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.

Некоторые факторы влияют на цель, такие как новизна, движение, звуки, размер, фон, близость, сходство и т. д.

Характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Поскольку цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону также влияет на восприятие, как и наша склонность группировать близкие и похожие вещи вместе.

Существуют также некоторые ситуационные факторы, такие как время восприятия других, условия работы, социальные условия и т. д., которые влияют на процесс восприятия.

Помимо этого, существуют и другие факторы, такие как перцептивное обучение, которое основано на прошлом опыте или на каком-либо специальном обучении, которое мы получаем. Каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие.

Другим фактором является умственная установка, которая относится к готовности или готовности к получению некоторой сенсорной информации.

Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Уровень наших знаний может также изменить то, как мы воспринимаем их поведение.

Например, если человек знает, что его друг переживает из-за семейных проблем, он может не заметить ее резкого комментария. Обучение оказывает значительное влияние на восприятие.

Он вызывает у людей ожидания. Природа вещей, которые должны быть восприняты, также является влиятельным фактором. Под природой мы подразумеваем, является ли объект визуальным или слуховым, включает ли он изображения, людей или животных.

Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение мыслится только с физиологическими особенностями. Таким образом, восприятие — это не только то, что человек видит глазами.

Это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или ассимилирует стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринятую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы дать оценку тому, что происходит в его среде. .

Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего.

Личностные характеристики, влияющие на восприятие, включают отношение человека, личностные мотивы, интерес, прошлый опыт и ожидания.

Процесс восприятия

Процесс восприятия позволяет нам познавать окружающий мир.

В этом обзоре восприятия и процесса восприятия мы узнаем больше о том, как мы переходим от обнаружения стимулов в окружающей среде к фактическим действиям на основе этой информации. Его можно организовать в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретировать на основе предыдущего опыта.

Хотя восприятие в значительной степени является когнитивным и психологическим процессом, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение.

Фактически процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с окружающей среды и приводит к нашему восприятию стимула и действию в ответ на него.

Чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, мы должны выполнить каждый из следующих шагов.

Стадии восприятия

Три стадии процесса восприятия:

  1. Выбор.
  2. Организация.
  3. Интерпретация.

1. Отбор

Окружающий мир наполнен бесконечным количеством стимулов, на которые мы могли бы обращать внимание, но у нашего мозга нет ресурсов, чтобы обращать внимание на все подряд.

Таким образом, первым шагом восприятия является решение, на что обращать внимание.

Когда мы обращаем внимание на одну конкретную вещь в нашем окружении — будь то запах, ощущение, звук или что-то совершенно другое — она становится сопровождаемым стимулом.

Выбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. При отборе мы выбираем стимулы, привлекающие наше внимание.

Мы концентрируемся на тех, которые выделяются для наших органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но наше поле восприятия включает в себя так много стимулов, что наш мозг не в состоянии обработать и осмыслить их все.

Итак, поскольку информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия.

2. Организация

Как только мы решили обратить внимание на стимул в окружающей среде, этот выбор запускает ряд реакций в нашем мозгу.

Этот нервный процесс начинается с активации наших сенсорных рецепторов (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух).

Организация — это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем, на основе врожденных и приобретенных когнитивных моделей.

Мы сортируем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Стэнли, мес.).

3. Интерпретация

После того, как мы обратили внимание на стимул, и наш мозг получил и организовал информацию, мы интерпретируем ее таким образом, который имеет смысл, используя нашу существующую информацию о мире Интерпретация просто означает, что мы принимаем информацию, которая мы почувствовали, организовали и превратили это во что-то, что мы можем классифицировать.

Распределяя различные раздражители по категориям, мы можем лучше понимать окружающий мир и реагировать на него.

Восприятие других включает восприятие, организацию и интерпретацию информации о людях, а также о том, что они говорят и делают. Ощущение является основной характеристикой восприятия, поскольку оно связано с внешним вводом. В процессе восприятия, во-первых, воспринимающий должен выбрать то, что будет восприниматься.

Затем происходит организация, когда слушатели определяют тип звука и сравнивают его с другими звуками, услышанными в прошлом.

Интерпретация и категоризация, как правило, являются наиболее субъективными областями восприятия, поскольку они включают решения о том, нравится ли слушателям то, что они слышат, и хотят ли они продолжать слушать.

Мы делаем немедленные оценки, которые вызывают автоматические суждения о положительных и отрицательных реакциях на других, которые происходят вне нашего сознания.

Выбор, организация и интерпретация восприятий могут различаться у разных людей.

На их основе могут различаться результаты восприятия, т. е. ценности, отношения, поведение и т. д. воспринимающего.

Поэтому, когда люди по-разному реагируют на ситуацию, часть их поведения можно объяснить, исследуя процесс их восприятия и то, как их восприятие приводит к их реакциям.

Ошибки восприятия

Восприятие — это процесс анализа и понимания стимула как такового. Но не всегда возможно воспринимать стимулы такими, какие они есть. Сознательно или неосознанно мы ошибаемся в стимуле и воспринимаем его неправильно.

Во многих случаях предубеждения в человеке, время восприятия, неблагоприятный фон, отсутствие ясности стимула, спутанность сознания, конфликт в уме и другие факторы являются причиной ошибок в восприятии.

Есть некоторые ошибки в восприятии;

  • Иллюзия.
  • Галлюцинация.
  • Эффект ореола.
  • Стереотипы.
  • Подобие.
  • Роговой эффект.
  • Контраст.

Иллюзия

Иллюзия — это ложное восприятие. Здесь человек ошибочно примет стимул и воспримет его неправильно.

Например, в темноте веревку принимают за змею или наоборот. Голос неизвестного человека ошибочно принимается за голос друга. Неизвестный человек, стоящий на расстоянии, может быть воспринят как известный человек.

Галлюцинация

Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда человек воспринимает какой-то раздражитель, даже если его нет.

Это явление известно как галлюцинация. Человек может видеть предмет, человека и т.д., а может слушать какой-то голос, хотя в реальности никаких предметов и звуков нет.

Избирательное восприятие

Избирательное восприятие — это когда люди избирательно интерпретируют то, что видят, на основе своих интересов, происхождения, опыта и взглядов.

Это означает, что любые характеристики, выделяющие человека, объект или событие, увеличивают вероятность того, что они будут восприняты.

Поскольку мы не можем усвоить все, что видим, мы можем воспринять только определенные стимулы.

Эффект ореола

Индивидуум оценивается на основе воспринятого положительного качества, особенности или черты. Эффект ореола возникает, когда мы создаем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешний вид .

Другими словами, это склонность оценивать человека одинаково высоко или низко по другим характеристикам, если он необычайно высок или низок по одной конкретной характеристике: другие направления работы.

Стереотипы

Люди обычно могут попасть по крайней мере в одну общую категорию на основе физических или поведенческих черт, после чего они будут оцениваться. Когда мы судим кого-то на основе нашего восприятия группы, к которой он или она принадлежит, мы используем ярлык, называемый стереотипированием.

Например, начальник может предположить, что работник из ближневосточной страны ленив и не может достичь поставленных целей, даже если работник старался изо всех сил.

Сходство

Часто люди склонны искать и оценивать тех, кто похож на них самих, более положительно. Эта тенденция одобрять сходство может привести к тому, что оценщики будут давать более высокие оценки сотрудникам, которые демонстрируют одинаковые интересы, методы работы, точки зрения или стандарты.

Роговой эффект

Когда индивидуум полностью оценивается на основе воспринимаемого отрицательного качества или особенности, это приводит к общему более низкому рейтингу, чем допустимый уровень.

Он официально не одет в офисе. Вот почему он может быть небрежным и на работе.

Контраст

Тенденция оценивать людей по сравнению с другими, а не по индивидуальным действиям, которые он или она делает. Скорее будет оценивать сотрудника, сравнивая его работу с другими сотрудниками.

В начале 20-го века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор этот эффект был подтвержден во многих различных областях.

Эти эффекты формируют визуальные качества, такие как цвет, яркость и другие виды восприятия, включая ощущение тяжести объекта. Один эксперимент показал, что мысли об имени «Гитлер» приводили к тому, что испытуемые оценивали человека как более враждебного.

По сути, мы используем вышеуказанные ярлыки, когда осуждаем других. Восприятие и интерпретация того, что делают другие, обременительны. В результате люди разрабатывают методы, позволяющие сделать задачу более управляемой. По сути, мы используем вышеуказанные ярлыки, когда осуждаем других.

Эти техники часто бывают ценными — они. Они позволяют нам быстро делать точные выводы и предоставлять достоверные данные для прогнозов. Но иногда это также создает проблемы.

Потому что, во-первых, мы сказали, что это ярлыки. Таким образом, мы можем быстро судить о других, но иногда мы ошибочно судим о других по этим ярлыкам.

При сбое восприятия

Восприятие часто дает ложную интерпретацию сенсорной информации. Такие случаи известны как иллюзии. Термин, который психологи используют для обозначения неправильного восприятия.

Есть две иллюзии; те, что связаны с физическими процессами, и те, что связаны с когнитивными процессами. К иллюзиям, обусловленным искажением физических состояний, относятся галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие предметы, например воду на сухой дороге.

Когнитивные процессы приводят к множеству иллюзий, но чаще формируют иллюзии, часто приводящие к тревожным последствиям. Рассмотрим реальный пример с иллюзией Поггендорфа.

В этой иллюзии линия исчезает под углом за сплошной фигурой, вновь появляясь с другой стороны в неправильном положении. Неправильное восприятие окружающего мира может привести к проблемам у персонала.

Подающие надежды менеджеры, которые вспыхивают, делают это потому, что не могут правильно понять ситуацию и действовать соответственно. У них складываются плохие рабочие отношения, они слишком авторитарны или конфликтуют с высшим руководством. В результате их карьера рушится.

Этого следует избегать, и они должны быть в состоянии понять, что они должны делать правильно, и иметь эмоциональную зрелость и способность вносить необходимые изменения.

Почему восприятие меняется

Наше восприятие варьируется от человека к человеку, и значение, которое мы извлекаем из этого восприятия, различается.

Добавить комментарий