Внутриутробное развитие человека и критические периоды
Внутриутробное развитие человека
Развитие человека протекает по генетическому плану, унаследованному от мамы и папы. Реализация наследственных задатков происходит в тесном взаимодействии со средой, в которой формируется организм. Средой обитания для растущего зародыша является внутренняя среда организма матери, которая зависит как от её здоровья и питания, так и от воздействия факторов внешней среды. Более того, среда всегда оказывает модифицирующее влияние на результат, к которому приводит реализация изначально нормальной генетической программы.
Непрерывный процесс внутриутробного развития для удобства врачей и учёных подразделяется на периоды, у каждого из которых есть свои особенности. Хотя, между периодами нет четкой границы, и существуют разночтения относительно их продолжительности, но знание этих периодов исключительно важно для тератологии.
Первая неделя новой жизни — предэмбриональный период или бластогенез
С момента оплодотворения до имплантации зародыша в стенку матки.
Эмбриональный период
С момента имплантации до 12 недели — это очень ответственный период в развитии человека — происходит закладывание и формирование всех жизненно важных органов, сопровождается быстрым ростом плода.
Через 45 дней после оплодотворения, зародыш называется плодом (после 17 стадии развития по Карнеги). К 10-ой недели основное формирование органов закончено и с этого периода идет «дозревание» тканей и увеличение органов в объёме. К концу 3-го месяца кожа теряет прозрачность и постепенно покрывается пушковыми волосами. К началу 4-го месяца завершается формирование мышечной системы, плод начинает двигать конечностями.
Максимальный рост плода происходит в 3–5 месяцев внутриутробного развития, на 20-й неделе скорость роста составляет 2,5 см в неделю. Начиная с 32-ой недели беременности, происходит максимальное увеличение массы тела, в последние 8 недель беременности масса плода удваивается.
Критические периоды в развитии плода
Ткани и органы формируются в различные периоды роста плода. Ткани организма в момент этих процессов чувствительны к повреждающим воздействиям внешней среды. Такие периоды называются «критическими периодами эмбриогенеза». Высок риск формирования отклонений в развитии в критические периоды. Могут формироваться «эмбриопатии» — они проявляются пороками развития.
Из нарушений внутриутробного развития наибольшее значение имеют врожденные пороки развития (ВПР). Около 50% всех ВПР образуются под влиянием факторов окружающей среды, наследственных факторов:
- Физические воздействия
- Эндокринные заболевания (сахарный диабет)
- Химические вещества и алкоголь
- Биологические факторы (инфекции)
Дополнительно
Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.
Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.
Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:
- Биологический возраст – степень развития организма;
- Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;
- Психологический возраст – особенности психологии и поведения;
- Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).
Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:
- Младенчество (от рождения и до 1 года)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)
- Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
- Юность (от 12 до 20 лет)
- Молодость (от 20 до 25 лет)
- Взрослость (от 25 до 60 лет)
- Старость (от 60 лет)
Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:
До 1 года
Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т.п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.
От 1 года до 3 лет
В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности.
3 года
Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т.п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы.
4 года
Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.
5 лет
Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары.
6 лет
На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.
7-11 лет
В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.
12-16 лет
Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т. п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения. Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.
16 лет — 22 года
В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.
23 года — 28 лет
Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.
29 лет — 32 года
Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.
33 года — 39 лет
На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.
40 лет — 42 года
Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т.п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.
43 года — 49 лет
Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.
После 50 лет
После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период – это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.
Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.
Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.
Рост и развитие, возраст от 13 до 17 лет. Что нужно знать родителям
Также доступно в формате [ PDF ].
Также доступен в формате PDF на
Амхарский
Китайский
Французский
Испанский
90 005 вьетнамский
Человеческое развитие — это продолжающийся на протяжении всей жизни процесс физического, поведенческого, когнитивного и эмоционального роста и изменений. . На ранних стадиях жизни — от младенчества к детству, от детства к юности и от юности к зрелости — происходят огромные изменения. На протяжении всего процесса каждый человек развивает отношения и ценности, которые определяют выбор, отношения и понимание. Сексуальность — это тоже процесс на всю жизнь. Младенцы, дети, подростки и взрослые — сексуальные существа. Так же, как важно способствовать физическому, эмоциональному и когнитивному развитию ребенка, важно заложить основы для сексуального роста ребенка. Взрослые обязаны помочь детям понять и принять их развивающуюся сексуальность. Каждый этап развития включает в себя определенные маркеры. Следующие рекомендации по развитию применимы к большинству детей этой возрастной группы. Однако каждый ребенок индивидуален и может достичь этих стадий развития раньше или позже, чем другие дети того же возраста. Когда возникают опасения по поводу развития конкретного ребенка, родители или другие опекуны должны проконсультироваться с врачом или другим специалистом по развитию ребенка. Примечание. Когда мы используем слова «мужчины» и «женщины», «мальчики» и «девочки», мы имеем в виду тех, кому при рождении приписаны мужчины или женщины и у которых есть соответствующие части тела, независимо от гендерной идентичности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Полное половое созревание и физический переход от детства к взрослой жизни
- Достигают почти взрослого роста, особенно женщины (мужчины продолжают расти выше двадцати с небольшим лет).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Достигнут когнитивной зрелости — способности принимать решения на основе знания вариантов и их последствий
- Продолжайте находиться под влиянием сверстников (Сила давления сверстников уменьшается после раннего подросткового возраста.)
- Развивайте навыки, чтобы стать самостоятельным
- Отвечать на сообщения СМИ, но развивать способность анализировать эти сообщения
- Развитие более зрелых отношений с друзьями и семьей
- Стремиться к большей власти над собственной жизнью
- Учитесь водить, повышая свою независимость
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Способны развивать длительные, взаимные и здоровые отношения, если у них есть основа для этого развития — доверие, положительный прошлый опыт и понимание любви
- Понимать свои чувства и иметь возможность анализировать, почему они чувствуют себя определенным образом
- Начните придавать меньше значения внешности и больше личности
СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет:
- Понимать, что они сексуальны, и понимать варианты и последствия сексуального выражения
- Выбирают способы выражения своей сексуальности, которые могут включать или не включать совместное сексуальное поведение
- Распознавать компоненты здоровых и нездоровых отношений
- Иметь четкое представление о беременности, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путем
- Признать влияние различных средств массовой информации на культурные представления о сексе
- Иметь возможность узнать о близких, любящих, долгосрочных отношениях
- Иметь представление о своей сексуальной ориентации (это отличается от сексуального поведения)
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ СЕМЬЯМ, ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ СЕКСУАЛЬНО ЗДОРОВЫХ ПОДРОСТКОВ
Чтобы помочь подросткам в возрасте от 13 до 17 лет развиваться как сексуально здоровые молодые люди, семьям следует:
- Четко сформулировать свои семейные и религиозные ценности в отношении половых контактов. Скажите, что, хотя секс доставляет удовольствие, молодые люди должны отложить начало секса до тех пор, пока они не вступят в зрелые, любящие и ответственные отношения.
- Скажите, что у всех нас есть множество способов испытать близость и выразить любовь.
- Вместе обсудите факторы, включая возраст, взаимное согласие, защиту, использование противозачаточных средств, любовь, близость и т. д., которые, по вашему мнению, и ваш подросток должны учитывать при принятии решения о половом акте.
- Повышайте способность подростков принимать решения, предоставляя информацию, на которой они могут основывать свои решения.
- Обсудите варианты контрацепции и поговорите о важности использования презервативов.
- Обсудите варианты действий подростков в случае незащищенного полового акта, включая экстренную контрацепцию, тестирование и лечение ИППП. Обсудите варианты действий подростков в случае наступления беременности, включая аборт, воспитание детей и усыновление.
- Обсудите эксплуататорское поведение и почему оно вредно для здоровья и (в некоторых случаях) незаконно.
- Помогите подростку определить различные физические и вербальные реакции, чтобы избежать/уйти от сексуальных ситуаций, которые заставляют их чувствовать себя некомфортно.
- Признайте, что у подростков есть много вариантов будущей жизни, что некоторые могут жениться и/или стать родителями, в то время как другие могут оставаться одинокими и/или бездетными.
- Используйте инклюзивный язык, который признает, что некоторые молодые люди могут быть геями, лесбиянками, бисексуалами или трансгендерами.
10 СОВЕТОВ ПО НАЧАЛУ
БЕСЕДА О РОСТЕ
Некоторым родителям может быть трудно начать разговор о росте, развитии и сексуальности, потому что они не выросли в среде, где обсуждалась эта тема. Некоторые родители могут бояться, что они не знают правильных ответов, или не могут понять, какой объем информации следует предложить. Чтобы помочь, рассмотрите эти 10 советов:
- Во-первых, поощряйте общение, убеждая детей, что они могут говорить с вами о чем угодно.
- Воспользуйтесь обучающими моментами. Беременность подруги, новостная статья или телешоу могут помочь начать разговор.
- Больше слушайте, чем говорите. Подумайте о том, о чем вас спрашивают. Подтвердите вместе с ребенком, что вы услышали именно то, что он хотел спросить.
- Не делайте поспешных выводов. Тот факт, что подросток спрашивает о сексе, не означает, что он занимается сексом или думает о нем.
- Отвечайте на вопросы просто и прямо. Дайте фактические, честные, короткие и простые ответы.
- Уважайте взгляды вашего ребенка. Поделитесь своими мыслями и ценностями и помогите ребенку выразить их.
- Убедите молодых людей в том, что они нормальные, как и их вопросы и мысли.
- Научите своих детей принимать правильные решения в отношении секса и научите их, как выходить из рискованных ситуаций.
- Признайтесь, если вы не знаете ответа на вопрос. Предложите вдвоем найти ответ в Интернете или в библиотеке.
- Обсудите, что иногда вашему подростку может быть удобнее разговаривать с кем-то, кроме вас. Вместе подумайте о других доверенных взрослых, с которыми они могут поговорить.
Составлено Барбарой Хуберман, RN, MEd, бывшим директором по образованию и работе с общественностью. Обновлено в 2016 г. © Advocates for Youth, 2016.
Стадии развития человека согласно Hurlock.
Стадии развития человека по Харлоку.Реклама
1 из 12
Верхний вырезанный слайдОбразование
Херлок классифицировал стадии человеческого развития по следующим категориям.
Реклама
Реклама
Реклама
Стадии развития человека согласно Харлоку.
- СТАДИИ ЧЕЛОВЕКА РАЗРАБОТКА По словам Херлока
- СТАДИИ ЧЕЛОВЕКА РАЗВИТИЕ БЫЛО РАЗДЕЛЕН НА ДЕВЯТЬ ЧАСТИ:- • Пренатальный период • Младенчество • Детство • Детство 1. Раннее детство 2. Позднее детство • Половое созревание • Подростковый возраст 1. Ранний подростковый возраст 2. Поздний подростковый возраст • Совершеннолетие • Средние века • Старость
- ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД • Период этого этапа лежит между процессом Оплодотворение до рождения. • Процесс развития в этот период идет быстрее, чем в Отдых • Изменения, происходящие в этот период, являются физическими. Эта фотография неизвестного автора находится под лицензией CC BY-NC-ND.
- МЛАДЕНЧЕСТВО • Этот срок составляет до 15 дней с момента взятия рождение. • Родители проявляют большую заботу о ребенке
- ДЕТСТВО • Этот период составляет от двух недель после рождения до двух лет. • В этот период ребенок зависит от других. • Почти все эмоции, такие как счастье, гнев, любовь, ненависть развивается в этот период. Эта фотография неизвестного автора находится под лицензией CC BY-NC.
- ДЕТСТВО • Этот этап является важным этапом из физического и Умственное развитие Точка зрения. • Этот этап разбит на две категории • а) Раннее детство (2 – 6) лет • б) Позднее детство (7-12) лет • Детям становится любопытно, т. е. они начинают спрашивать вопросы • Развивается общительность (дети любят играть в Группа).
- ПОЛОЖЕНИЕ • Половое созревание образует мост и соединяет этап Детства и Подростковый возраст. • Продолжительность этого периода очень короткая, но очень важная стадия с точки зрения физического развития. • Половой орган развивается в этот период. • У девочек половое созревание обычно начинается в возрасте (11-13) лет. • У мальчиков половое созревание обычно начинается в возрасте (12-13) лет.
- ПОДРОСТКОВОСТЬ • Этот этап начинается в возрасте 13 лет и заканчивается в возрасте 21. • Этот этап разделен на две категории (а) Ранний подростковый возраст (б) Поздний подростковый возраст • Дети проблемны в социальном и эмоциональном плане.
- ВЗРОСЛОСТЬ • Взрослость наступает после подросткового возраста • Лежит от 21 года. до 40 лет • Человек пытается достичь целей своей жизни • Мужчина вступает в семейную жизнь после того, как женится на своей возлюбленной.