Периодизация развития: 14. Периодизация развития личности

14. Периодизация развития личности

 

Периодизация психического развития – это выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни личности. В связи с этим любые попытки построения периодизации развития личности сталкиваются с серьезными трудностями, т.к. вне системы отсчета о временных единицах возраста говорить не имеет смысла, а общие закономерности развития человека, интегрирующие представление о социальном, психологическом и биологическом возрасте, до сих пор не описаны.

Между тем в психологии проблема критериев периодизации развития человека поднималась неоднократно, причем различные социальные, биологические и психологические критерии периодизации, с помощью которых человеческая жизнь разбивалась на хронологические отрезки (периоды), нередко смешивались между собой: периодизация развития индивида принималась за периодизацию развития личности; например, критерии полового созревания принимались за тот «аршин», которым отсчитывались сроки взросления и старения человека.

Чаще всего оценка развития личности проводилась по ее календарному или паспортному возрасту, измеряемому временем, прошедшим с момента рождения человека.

 

1.        Весна – период становления – до 20

2.       лето – молодость – 20-40

3.       осень – расцвет сил – 40-60

4.       зима – старость и угасание -60-80

Сегодня эта периодизация звучит чисто метафорически, но и она не является чисто календарной периодизацией, а  представляет собой смешение календарного, биологического, социального и психологического возраста. При ее рассмотрении выступают 2 момента:

1) объективно календарный и биологический возраст зависит от социально-исторического образа жизни!

2) биологический возраст, его длительность не возрастали неуклонно от первобытного строя до нашего времени, он варьируется в зависимости от взлетов и падений различных цивилизаций.

При попытках построения возрастной периодизации нередко критерии календарного, или биологического, созревания индивида брались в качестве тех показателей, посредством которых жизненный путь личности разбивался на несколько этапов.

 

II. П.П. Блонский: критерий периодизации – появление и смены молочных зубов:

1.        беззубное детство

2.       детство молочных зубов

3.       детство постоянных зубов

 

III. Периодизация А. Гезелла: у него доминирует физическая хронология, расставление любых закономерностей развития личности на физической и биологической временной оси. Он взял за основу периодизации «ритм и темп внутреннего развития организма». Пример. характе-ки юношеского воз-та:

—          10 лет – «золотой возраст», ребёнок доверчив, ровен в общении, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

—          11 лет – активное созревание втор. половых признаков, негативизм, бунт против родителей.

—          12 лет – негативизм и конфликты ослабевают, ребенок пытается уйти от семьи, появляется его автономия.

—          13 лет – возникает чувство юмора, появляется интерес к противоположному полу.

Таким образом, в основе класси-ии, хоть автор и пытается приурочить этапы развития психики ребенка к биологическим критериям, реально лежит календарный возраст.

 

IV. Парадигма биогенетических периодизаций развития личности ребёнка. (С. Холл)

В основе развития человека- принцип рекапитуляции ( ребенок в своем развитии проходит все

стадии, кот. были в социогенезе) Стадии детства:

—          животная фаза (младенчество)

—          эпоха охоты и рыболовства (детство)

—          конец дикости и начало цивилизации (8-12 лет)

—          период «бури и натиска» (от 12-13 до 22-25 лет – юность)

Холл поставил важный вопрос о взаимопереходах в развитии человечества между филогенезом, социогенезом,  онтогенезом ( весь цикл индивидуального  развития  человека – от оплодотворения до смерти)

В возрастной психологии до появления онтопсихологии как особого направления, как правило под онтогенезом понималось лишь развитие ребенка до поры его взросления.

Вопросы практики (готов ли ребенок к школе, оценка работоспособности, вопрос социальной адаптации при переходе не пенсию) побудили психологов обратиться к изучению сензитивных и критических периодов.

 

V. Петровский А.В., рассматривая фазы жизненного пути человека, понимал детство как адаптацию, отрочество как индивидуализацию и юность как интеграцию, отмечая, что вторая фаза вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных способностей («потребностью персонализации»), а третья фаза — противоречием между данной потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей.

 

См. также вопрос 15 (З. Фрейд и Э. Эриксон), 16 (Эльконин)

 

Сензитивные  и критические периоды индивидуального развития человека.

Сензитивные периоды– периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности в данном возрасте к опреде-го рода воздействиям. ( обучению, игре)

Критические периоды– «узловые точки» онтогенеза индивида в возрастном интервале кот.повышается чувствительность индивида к неадекватным раздражителям( 3,7,12 лет)

Гетерохронностьразвития человека – неравномерность старения отдел. систем.

При характеристике биологического возраста отмечается, что одинаковые  по календарному возрасту люди могут существенно различаться по выраженности признаков старения и созревания.

Периодизацию биологического возраста, возрастную периодизацию в онтопсихологии, нельзя смешивать с периодизацией развития личности в социальных группах, а также с периодизацией жизненного пути развития личности

15. Этапы  психосексуального  развития ребенка в  психоанализе  Зигмунда  Фрейда. 

Развитие взглядов 3. Фрейда на периодизацию развития Э. Эриксоном.

  Зигмунд Фрейд

 

 В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека.

Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально

З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло.
Так была сформулирована идея о
вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека — к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой.

Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются в первые 5-7 лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка.

I. Оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе – его рот (сосание, кусание и т. д.) (от 0 до 1.5 лет).

II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет).

III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комплекс Электры») (от 3 до 5 лет).

IV. Латентная фаза (4-7). Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. Фрейд считал, что на той фазе сексуальность дремлет, уступая время формированию сознательного «Я» и предметных интересов ребенка.

V. Генитальная (7-12) фаза, во время этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.

 

Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если во время прохождения этих стадий какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.

 

 

Эрик Эриксон

 

Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода к развитию. Однако он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий, периодизацию психосоциального развития, в к-рой приходящиеся на раннее детство стадии практически полностью идентичны стадиям Фрейда.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности»:

 

I. Младенчество (рождение до 1.5 лет)  — кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям.

II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

III.   Игровая стадия – ребенок руководствуется своим видением, что хорошо, а что плохо.

IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет). Появляется понятие системы, развиваются способности дедукции. Происходит борьба между трудолюбием и чувством неполноценности.

V. Подростковый период (с 11 до 18) – развивается стереотипное поведение.

VI. Ранняя взрослость (с 18 до среднего возраста): дихотомия интимность или самоизоляция.

VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): производительность или застой.

VIII. Поздняя взрослость (старше 60): целостность или отчаяние.

 

Развитие личности по Эриксону — это борьба крайностей. Освоение жизненного опыта происходит через телесное познание. Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

 

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 — 1 год

младенчество социальное качество — надежда

o  доверие к людям, к окружающему миру.

o        взаимная любовь, связь ребенок — родитель

o        удовлетворение потребности в общении с родителями

o    недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года

ранний возраст (ранний возраст) социальное качество — воля

o        самостоятельность

o        уверенность в себе

o    сомнения в себе

o    гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет

возраст игры социальное качество — целеустремленность

o        инициативность

o        активность, живое воображение

o        подражание взрослому

o        признаки полоролевого поведения

o    чувство вины

o    пассивность

o    отсутствие инициативы

o    отсутствие признаков полоролевого поведения

6-11 лет

школьный возраст социальное качество- компетентность

o        стремление к достижению

o        трудолюбие

o        развитие познавательных и коммуникативных навыков

o    чувство собственной неполноценности

o    избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

o    слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

o    конформность

11-18 лет половая зрелость

подростковый возраст социальное качество- верность

o        эгоидентичность (собственная уникальность)

o        жизненное самоопределение

o        поиск себя

o        формирование мировоззрения

o        половая поляризация в формах поведения

o    диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

o    путаница ролей

o    смещение временных перспектив

o    смешение форм полоролевого поведения

18 – до начала среднего возраста

ранняя взрослость социальное качество — любовь

o        интимность

o        стремление к контактам с людьми

o        желание и способность посвятить себя другим людям

o        рождение и воспитание детей

o    изоляция

o    избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) — 60 лет

средняя взрослость социальное качество — забота

o        творчество (особенно в труде)

o        продуктивная и творческая работа над собой и другими

o    застой (особенно в труде)

o    эгоизм, эгоцентризм

o    непродуктивность в работе

o    ранняя инвалидность

Старше 60

Поздняя взрослость социальное качество

o    целостность

o    отчаяние, безысходность

 

 

Периодизация развития личности (по Э.

Эриксону)

3.10.2014

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, не уверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эго культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Ключевые слова: Развитие, Личность

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Образование как механизм развития личности и общества

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Развитие личности как педагогическая проблема

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Личностное развитие подростков

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Роль обучения в развитии личности

Сластенин В. А. — «Педагогика»

Развитие личности в деятельностном подходе

Психическое развитие личности

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Психосоциальные стадии развития личности

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Развитие и воспитание личности

Максименко С.Д., Общая психология

Периодизация — PMC

1. Альфредсон Х., Пиетила Т., Йонссон П., Лоренцтон Р. Эксцентрическая тренировка икроножных мышц с большой нагрузкой для лечения хронического тендиноза ахиллова сухожилия. Am J Sports Med. 1998;26:360-366 [PubMed] [Google Scholar]

2. Аллерхайлиген ВБ. Развитие скорости и плиометрическая тренировка. В: Baechle TR, изд. Основы силовой тренировки и кондиционирования. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 1994:314-344 [Google Scholar]

3. Американский колледж спортивной медицины Позиционная стойка: модели прогрессии в тренировках с отягощениями для здоровых взрослых. Медицинские спортивные упражнения. 2002;34:364-380 [PubMed] [Google Scholar]

4. Андерсон Т., Кирни Дж. Т. Влияние трех программ тренировок с отягощениями на мышечную силу, абсолютную и относительную выносливость. Res Q Exerc Sport. 1982;53:1-7 [PubMed] [Google Scholar]

5. Ата Дж. Укрепление мышц. Exerc Sport Sci Rev. 1981; 9:1-73 [PubMed] [Google Scholar]

6. Багенхаммер С., Ханссон Э.Э. Повторяющиеся сеты или одиночные сеты тренировок с отягощениями: систематический обзор. Adv Физиотер. 2007;9:154-160 [Google Scholar]

7. Бейкер Д. Серия исследований по тренировке высокоинтенсивной мышечной силы и футболиста лиги регби. J Прочность Конд Рез. 2001;15:198-209 [PubMed] [Google Scholar]

8. Бейкер Д., Уилсон Г., Кэролин Р. Периодизация: влияние на силу манипулирования объемом и интенсивностью. J Прочность Конд Рез. 1994;8:235-242 [Google Scholar]

9. Бергер РА. Влияние различных программ силовых тренировок на силу. Res Q Exerc Sport. 1962;33:168-181 [Google Scholar]

10. Beynnon BD, Uh BS, Johnson RJ, et al. Реабилитация после реконструкции передней крестообразной связки: проспективное, рандомизированное, двойное слепое сравнение программ, проводимых в течение двух разных временных интервалов. Am J Sports Med. 2005;33:347-359[PubMed] [Google Scholar]

11. Бомпа ТО. Теория и методология тренировки: ключ к спортивным результатам. Дубьюк, Айова: Кендалл/Хант; 1994 [Google Scholar]

12. Borst SE, Dehoyos DV, Garzarella L, et al. Влияние силовых тренировок на инсулиноподобный фактор роста-1 и белки, связывающие ИФР. Медицинские спортивные упражнения. 2001;33:648-653 [PubMed] [Google Scholar]

13. Буфорд Т.В., Росси С.Дж., Смит Д.Б., Уоррен А.Дж. Сравнение моделей периодизации в течение девяти недель с одинаковым объемом и интенсивностью для силы. J Прочность Конд Рез. 2007;21:1245-1250 [PubMed] [Google Scholar]

14. Campos GE, Luecke TJ, Wendeln HK, et al. Мышечная адаптация в ответ на три различных режима тренировок с отягощениями: специфика зон максимального повторения. Eur J Appl Physiol. 2002;88:50-60 [PubMed] [Google Scholar]

15. Капен Э.К. Изучение четырех программ упражнений с тяжелым сопротивлением для развития мышечной силы. Res Q Exerc Sport. 1956;27:132-142 [Google Scholar]

16. Чу ДА. Переходим к плиометрике. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 1992 [Google Scholar]

17. Кларк М.А. Интегрированное обучение для нового тысячелетия. Таузенд-Оукс, Калифорния: Национальная академия спортивной медицины; 2001 [Google Scholar]

18. Кларк ДХ. Адаптация силы и мышечной выносливости в результате физических упражнений. Exerc Sport Sci Rev. 1973;1:73-102 [PubMed] [Google Scholar]

19. Коулман АЕ. Наутилус против универсальной силовой тренировки в тренажерном зале у взрослых мужчин. Am Correct Ther J. 1977; 31:103-107 [PubMed] [Google Scholar]

20. Кордова М.Л., Ингерсолл К.Д., Ковалески Дж.Е., Найт К.Л. Сравнение изокинетического и изотонического прогнозов функциональной задачи. Джей Атл Трейн. 1995;30:319-322 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Делорм ТЛ. Восстановление мышечной силы с помощью упражнений с отягощениями. J Bone Joint Surg. 1945;27:645-667 [Google Scholar]

22. Дадли Г.А., Джамиль Р. Несовместимость режимов тренировки выносливости и силы. J Appl Physiol. 1985;59:1446-1451 [PubMed] [Google Scholar]

23. Фейгенбаум М.С., Поллок М.Л. Предписание силовых тренировок для здоровья и болезней. Медицинские спортивные упражнения. 1999;31:38-45 [PubMed] [Google Scholar]

24. Фиш Д.Э., Крабак Б.Дж., Джонсон-Грин Д., ДеЛатер Б.Дж. Тренировка с оптимальным сопротивлением: сравнение техники ДеЛорма с техникой Оксфорда. Am J Phys Med Rehabil. 2003;82:903-909 [PubMed] [Google Scholar]

25. Флек С.Дж. , Кремер В.Дж. Разработка программ тренировок с отягощениями. 3-е изд. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 2004 [Google Scholar]

26. Флек С.Дж. Периодические силовые тренировки: критический обзор. J Прочность Конд Рез. 1999;13:82-89 [Google Scholar]

27. Флек С.Дж., Шутт Р.С. Виды силовых тренировок. Клин Спорт Мед. 1985;4:159-167 [Google Scholar]

28. Гербер Дж. П., Маркус Р. Л., Диббл Л. Е. и др. Влияние ранних прогрессивных эксцентрических упражнений на мышечную структуру после реконструкции передней крестообразной связки. J Bone Joint Surg Am. 2007;89:559-570 [PubMed] [Google Scholar]

29. Грант Дж. А., Мохтади Н. Г., Мейтленд М. Э. и др. Сравнение программ реабилитации в домашних условиях и под контролем физиотерапии после реконструкции передней крестообразной связки: рандомизированное клиническое исследование. Am J Sports Med. 2005;33:1288-1296 [PubMed] [Google Scholar]

30. Хаккинен К., Ален М., Коми П.В. Изменения изометрической силы и времени релаксации, электромиографических характеристик и характеристик мышечных волокон скелетных мышц человека при силовой тренировке и разтренировке. Acta Physiol Scand. 1985;125:573-585 [PubMed] [Google Scholar]

31. Харман Э. Биомеханика упражнений с отягощениями. В: Baechle TR, изд. Основы силовой тренировки и кондиционирования. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 1994: 65-92 [Google Scholar]

32. Хоффман Дж., Ратамесс Н., Клатт М. и др. Сравнение различных межсезонных программ тренировок с отягощениями для игроков американского студенческого футбола Дивизиона III. J Прочность Конд Рез. 2009;23;11-19 [PubMed] [Google Scholar]

33. Институт Холтена. [По состоянию на 26 марта 2009 г.]. http://www.holteninstitute.com.

34. Джейкобсон БХ. Сравнение двух прогрессивных техник силовых тренировок на силу разгибателей колена. Джей Атл Трейн. 1986;21:315-319 [Google Scholar]

35. Келл Р., Асмундсон Г. Сравнение двух форм реабилитационных программ с периодическими упражнениями при лечении хронической неспецифической боли в пояснице. J Прочность Конд Рез. 2009;23:513-523 [PubMed] [Google Scholar]

36. Кеммлер В.К., Лаубер Д., Энгельке К., Вайнек Дж. Влияние тренировок с отягощениями в один и несколько подходов на максимальную силу и состав тела у тренированных женщин в постменопаузе. J Прочность Конд Рез. 2004;18:689-694 [PubMed] [Google Scholar]

37. Рыцарь КЛ. Укрепление четырехглавой мышцы с помощью техники DAPRE: тематические исследования с неврологическими последствиями. Медицинские спортивные упражнения. 1985;17:646-650 [PubMed] [Google Scholar]

38. Кнуттген Х.Г., Кремер В.Дж. Терминология и измерение эффективности упражнений. J Appl Sport Sci Res. 1987;1:1-10 [Google Scholar]

39. Кремер В.Дж. Серия исследований — физиологические основы силовых тренировок в американском футболе: факты важнее философии. J Прочность Конд Рез. 1997;11:131-142 [Google Scholar]

40. Кремер В.Дж. Вовлечение эксцентрических мышц может оптимизировать адаптацию к тренировкам с отягощениями. Спортивная научная биржа. 1992;4(41):230-238 [Google Scholar]

41. Кремер В. Дж., Флек С.Дж. Оптимизация силовых тренировок: разработка тренировок с нелинейной периодизацией. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 2007 [Google Scholar]

42. Kraemer WJ, Hakkinen K, Triplett-Mcbride NT, et al. Физиологические изменения при периодической тренировке с отягощениями у теннисисток. Медицинские спортивные упражнения. 2003;35:157-168 [PubMed] [Google Scholar]

43. Кремер В.Дж., Ньютон РУ. Тренировка мышечной силы. Phys Med Rehabil Clin North Am. 2000;11:341-368 [PubMed] [Google Scholar]

44. Кремер В.Дж., Ратамесс Н.А. Основы тренировки с отягощениями: прогрессия и назначение упражнений. Медицинские спортивные упражнения. 2004;36:697-688 [PubMed] [Google Scholar]

45. Kraemer WJ, Ratamess N, Fry AC, et al. Влияние объема тренировок с отягощениями и периодизации на физиологическую адаптацию и адаптацию к производительности у теннисисток колледжа. Am J Sports Med. 2000;28:626-633 [PubMed] [Google Scholar]

46. Крамер Дж. Б., Стоун М. Х., О’Брайант Х. С. и др. Эффекты одиночных и множественных подходов силовых тренировок: влияние объема, интенсивности и вариации. J Прочность Конд Рез. 1997;11:143-147 [Google Scholar]

47. Кравиц Л., Акалан С., Новицкий К., Кинзи С.Дж. Прогнозирование максимума 1 повторения у пауэрлифтеров старшей школы. J Прочность Конд Рез. 2003;17:167-172 [PubMed] [Google Scholar]

48. Лангберг Х., Эллингсгаард Х., Мэдсен Т. и др. Эксцентрические реабилитационные упражнения увеличивают перисухожильный синтез коллагена I типа у людей с тендинозом ахиллова сухожилия. Scand J Med Sci Sports. 2007;17:61-66 [PubMed] [Google Scholar]

49. Матвеев Л. Основы спортивной тренировки. Москва: Прогресс; 1981 [Google Scholar]

50. Мэйхью Дж.Л., Гросс П.М. Изменения состава тела у молодых женщин при тренировках с высоким сопротивлением. Res Q Exerc Sport. 1974;45:433-440 [PubMed] [Google Scholar]

51. Маккардл В.Д., Катч Ф.И., Катч В.И. Физиология упражнений: энергия, питание и работоспособность человека. 4-е изд. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 1996 [Google Scholar]

52. McDonagh MJN, Дэвис CTM. Адаптивные реакции скелетных мышц млекопитающих на физические нагрузки с большими нагрузками. Eur J Appl Physiol. 1984;52:139-155 [PubMed] [Google Scholar]

53. Ньютон Р.У., Кремер В.Дж. Развитие взрывной мышечной силы: последствия смешанной стратегии тренировок. J Прочность Конд. 1994;16:20-31 [Google Scholar]

54. Ньютон Р.У., Кремер В.Дж., Хаккинен К. Влияние баллистической подготовки на предсезонную подготовку элитных волейболистов. Медицинские спортивные упражнения. 1999;31:323-330 [PubMed] [Google Scholar]

55. Оберг Л., Лоренцон Р., Альфредсон Х. Эксцентрическая тренировка у пациентов с хроническим тендинозом ахиллова сухожилия: нормализовалась структура сухожилия и уменьшилась его толщина при последующем наблюдении. Бр Дж Спорт Мед. 2004;38:8-11 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Островски К.Дж., Уилсон Г.Дж., Уэтерби Р. , Мерфи П.В., Литтл А.Д. Влияние объема силовых тренировок на гормональный выброс, размер и функцию мышц. J Прочность Конд Рез. 1997;11:148-154 [Google Scholar]

57. Пирсон Д., Файгенбаум А., Конли М., Кремер В.Дж. Основные рекомендации Национальной ассоциации силы и физической подготовки по тренировкам спортсменов с отягощениями. Strength Cond J. 2000; 22:14-27 [Google Scholar]

58. Петерсон М.Д., Рея М.Р., Альвар Б.А. Максимальное развитие силы у спортсменов: метаанализ для определения зависимости доза-реакция. J Прочность Конд Рез. 2004;18:377-382 [PubMed] [Google Scholar]

59. Поликин С. Пять шагов к повышению эффективности вашей программы силовых тренировок. NSCA J. 1988; 10:34-39 [Google Scholar]

60. Престес Дж., Де Лима С., Фроллини А.Б. и др. Сравнение влияния линейной и обратной линейной периодизации на максимальную силу и состав тела. J Прочность Конд Рез. 2009;23:266-274 [PubMed] [Google Scholar]

61. Рэдклифф Дж.С., Фарентинос Р.С. Высокомощная плиометрика. Шампейн, Иллинойс: Human Kinetics; 1999 [Google Академия]

62. Ратамесс Н.А., Алвар Б.А., Эветоч Т.К. и соавт. Стойка в положении ACSM: модели прогрессии в тренировках с отягощениями для здоровых взрослых. Медицинские спортивные упражнения. 2009;41(3):687-708 [PubMed] [Google Scholar]

63. Рейнольдс Дж.М., Гордон Т.Дж., Робергс Р.А. Прогнозирование максимальной силы за одно повторение на основе многократного тестирования максимальной силы и антропометрии. J Прочность Конд Рез. 2006;20:584-592 [PubMed] [Google Scholar]

64. Рея М.Р., Олдерман Б.Л. Метаанализ периодических и непериодических программ силовых и силовых тренировок. Res Q Exerc Sport. 2004;75:413-423 [PubMed] [Google Scholar]

65. Рея М.Р., Алвар Б.А., Болл С.Д., Беркетт Л.Н. Три подхода силовых тренировок лучше, чем 1 подход с одинаковой интенсивностью для развития силы. J Прочность Конд Рез. 2002;16:525-529 [PubMed] [Google Scholar]

66. Рея М.Р., Алвар Б.А., Беркетт Л.Н., Болл С.Д. Метаанализ для определения реакции на дозу для развития силы. Медицинские спортивные упражнения. 2003;35:456-464 [PubMed] [Google Scholar]

67. Рея М.Р., Болл С.Д., Филлипс В.Т., Беркетт Л.Н. Сравнение линейных и ежедневных волнообразных периодизированных программ с одинаковым объемом и интенсивностью на силу. J Прочность Конд Рез. 2002;16:250-255 [PubMed] [Google Scholar]

68. Реа М.Р., Филлипс В.Т., Беркетт Л.Н. и соавт. Сравнение линейной и ежедневной волнообразных программ с одинаковым объемом и интенсивностью для местной мышечной выносливости. J Прочность Конд Рез. 2003;17:82-87 [PubMed] [Google Scholar]

69. Санборн К., Борос Р., Хруби Дж. и др. Краткосрочные эффекты силовых тренировок с несколькими подходами без отказа по сравнению с одним подходом до отказа у женщин. J Прочность Конд Рез. 2000;14:328-331 [Google Scholar]

70. Schiotz MK, Potteiger JA, Huntsinger PG, Дания, округ Колумбия. Краткосрочное влияние периодических тренировок и тренировок с постоянной интенсивностью на состав тела, силу и работоспособность. J Прочность Конд Рез. 1998;12:173-178 [Google Scholar]

71. Шлюмберже А., Стек Дж., Шмидтблехер Д. Силовые тренировки с одним и несколькими подходами у женщин. J Прочность Конд Рез. 2001;15:284-289 [PubMed] [Google Scholar]

72. Селье Х. Стресс без стресса. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дж. Б. Липпинкотт; 1974 [Google Scholar]

73. Шалаби А., Кристофферсен-Вилберг М., Свенссон Л., Аспелин П., Мовин Т. Эксцентрическая тренировка икроножно-камбаловидного комплекса при хронической тендинопатии ахиллова сухожилия приводит к уменьшению объема сухожилия и внутрисухожильного сигнала по данным магнитно-резонансной томографии. Am J Sports Med. 2004;32:1286-1296 [PubMed] [Google Scholar]

74. Сифф М.С., Веркошанский Ю.В. Супертренинг. 4-е изд. Денвер, Колорадо: Supertraining International; 1999 [Google Scholar]

75. Старки Д.Б., Поллок М.Л., Исида Ю. и др. Влияние объема тренировок с отягощениями на силу и толщину мышц. Медицинские спортивные упражнения. 1996;28:1311-1320 [PubMed] [Google Scholar]

76. Стоун М.Х., Джонсон Р.Л., Картер Д.Р. Кратковременное сравнение двух разных методов силовых тренировок по силе и мощности ног. Джей Атл Трейн. 1979;14:158-161 [Google Scholar]

77. Стоун М.Х., О’Брайант Х.С. Силовые тренировки: научный подход. Миннеаполис, Миннесота: Берджесс; 1987 [Google Scholar]

78. Стоун В.Дж., Коултер С.П. Эффекты силы/выносливости от трех протоколов тренировок с отягощениями с участием женщин. J Прочность Конд Рез. 1994;8:231-234 [Google Scholar]

79. Стоуэрс Т., Макмиллиан Дж., Скала Д. и др. Краткосрочные эффекты трех различных методов силовой тренировки. NSCA J. 1983; 5:24-27 [Google Scholar]

80. Тейн БЛ. Нарушение выносливости. В: Hall CM, Thein BL, ред. Терапевтические упражнения: движение к функциональности, Филадельфия, Пенсильвания: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 1999:87-111 [Google Scholar]

81. Тран К.Т., Дохерти Д., Бем Д. Влияние разного времени под напряжением и объемной нагрузкой на острые нервно-мышечные реакции. Eur J Appl Physiol. 2006;98:402-410 [PubMed] [Google Scholar]

82. Уотен Д. Стойка в позиции NSCA: плиометрическое упражнение. NSCA J. 1993;15(3):16 [Google Scholar]

83. Вавризняк Дж. Р., Трейси Дж. Э., Катизон П. В., Сторроу Р. Р. Влияние упражнений с замкнутой цепью на пиковый крутящий момент четырехглавой мышцы бедра и функциональные показатели. Джей Атл Трейн. 1996;31:335-340 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. Вайс Л.В., Кони Х.Д., Кларк Ф.К. Дифференциальная функциональная адаптация к краткосрочным тренировкам с низким, умеренным и большим количеством повторений. J Прочность Конд Рез. 1999;13:236-241 [Google Scholar]

85. Уиллоуби ДС. Влияние программ тренировок с отягощениями в течение мезоцикла, включающих периодизацию и частично равные объемы, на силу верхней и нижней частей тела. J Прочность Конд Рез. 1993;7:2-8 [Google Scholar]

86. Уилсон Г.Дж., Мерфи А.Дж., Уолш А.Д. Повышение производительности от силовых и плиометрических тренировок: влияние начальных уровней силы. Coach Sport Sci J. 1997; 2:3-8 [Google Scholar]

87. Уилсон Г.Дж., Ньютон Р.У., Мерфи А.Дж. и др. Оптимальная тренировочная нагрузка для развития динамических спортивных результатов. Медицинские спортивные упражнения. 1993;25(11):1279-1286 [PubMed] [Google Scholar]

88. Witvrouw E, Danneels L, Van Tiggelen D, et al. Упражнения с открытой и закрытой кинетическими цепями при болях в надколеннике и бедренной кости: пятилетнее проспективное рандомизированное исследование. Am J Sports Med. 2004;32:1122-1130 [PubMed] [Google Scholar]

89. Вонг И, Чан С, Тан К, Нг Г. Два режима программ силовых тренировок и стабилизация надколенника. Джей Атл Трейн. 2009;44:264-271 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

90. Як Х.Дж., Коллинз К.Э., Уилдон Т.Дж. Сравнение упражнений с закрытой и открытой кинетической цепью в коленном суставе с дефицитом передней крестообразной связки. Am J Sports Med. 1993;21:49-53 [PubMed] [Google Scholar]

91. Зариский С., Смит Д. Дж. Принципы и вопросы тренировки спортсменов на сверхвыносливость. Curr Sports Med Rep. 2005; 4:165-170 [PubMed] [Google Scholar]

Периодизация и процесс систематического развития спорта – Часть первая

«Кто потерял компас? | Основной | Периодизация и процесс систематического развития спорта – часть вторая »

Периодизация и процесс систематического развития спорта – часть первая

Периодизация – это просто планирование. Это то, что эффективные тренеры делали всегда. Планирование дает направление и цель обучению. Он также предоставляет контекст для оценки производительности помимо побед и поражений или личных рекордов. Периодизация — это концепция, а не модель. Это систематическая попытка получить контроль над адаптивной реакцией на тренировку в рамках подготовки к соревнованиям. Существует мало «точных научных данных» для обоснования периодизации. Это в основном основано на научных выводах, а не на твердых научных доказательствах. С другой стороны, существует огромное количество коучинговых свидетельств, восходящих к началу двадцатого века, которые подчеркивают ключевые элементы того, что в конечном итоге стало известно как периодизация. Вот эти ключевые элементы:

 Системный подход

Стратегия распределения тренировочных нагрузок в соответствии с целями соревнований

 Определенная структура прогресса

 Последовательный блочный подход

 Установленные временные рамки для выполнения плана

Рассмотрены все компоненты тренировки

Преследуя конкретные цели соревнований

Отражает волнообразный характер адаптивного процесса

Систематическое манипулирование переменными объема, интенсивности и плотности

 Метод мониторинга тренировок и оценки результатов соревнований

Концепция периодизации работает лучше всего, когда можно контролировать большинство переменных. Наиболее важной переменной является конкуренция. Контроль графика соревнований необходим для успеха любого плана. Одной из заявленных целей периодизации является оптимальная производительность в желаемое время, будь то индивидуальное соревнование или серия соревновательных усилий. Сегодня неопределенный характер расширенного соревновательного календаря представляет собой самое большое изменение по сравнению с тем, когда эта концепция была формализована в 19-м веке. 50-х и 60-х годов. Существует множество соревнований высокого уровня на элитном уровне, а также на уровне развития, которые не допускают длительных периодов развития.

Периодизацию важно обрамлять концепцией системы спортивного развития. Разнообразие нашей нации всегда было подавляющей силой в развитии наших элитных спортсменов для международных соревнований. Результатом этого разнообразия стала «несистемная» система развития спорта. Мы не можем слепо копировать традиционные восточноевропейские модели периодизации. Наша спортивная система работает в совершенно иной социокультурной политической среде. Мы должны взять принципы и концепции и адаптировать их к нашей текущей реальности.

Периодизация как концепция, безусловно, не нова и не особенно современна. Имя может быть новым для многих, но впервые оно появилось в литературе по коучингу в пятидесятых и шестидесятых годах. Периодизация в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была сформулирована Л. П. Матвеевым, который изучал конкретные виды спорта и рассматривал периодический и циклический характер тренировок, необходимых для достижения максимальной производительности во время крупных соревнований. Природа периодизации в том виде, в каком она развивалась, представляет собой отражение социокультурной реальности стран, где эта концепция была впервые сформулирована, а не какую-либо науку о циклическом характере перформанса. Наука пришла позже, чтобы лучше определить количество и проверить концепцию.

После русской революции Советский Союз организовал практически все в обществе в виде пятилетних планов. Были сформулированы конкретные измеримые производственные цели, и все усилия были направлены на достижение этих целей, будь то сельское хозяйство, промышленность или образование. Вполне логично, что этот подход в конечном итоге будет применен к процессу развития спорта. Поэтому, когда они решили заняться спортом на международном уровне как прославление коммунистической системы, к спорту было применено то же систематическое долгосрочное планирование, которое использовалось в остальном обществе. Вместо пяти- или десятилетних планов периодом развития спорта был четырехлетний цикл, кульминацией которого стали Олимпийские игры каждые четыре года. Они признали, что успех в международном спорте, особенно с учетом того, что статус Олимпийских игр приобрел более высокий международный престиж в шестидесятых и семидесятых годах, приведет к утверждению и прославлению коммунистической системы.

Также важно учитывать влияние двух мировых войн на европейский континент. Вторая мировая война опустошила мужское население стран, которые после войны должны были стать странами восточного блока, а также Германии, Англии и Франции. В Советском Союзе было убито 21 320 000 человек из 194 000 000 населения, включая 7 720 000 убитых мирных жителей. В Германии было убито 5 600 000 человек из 78 000 000 населения, включая 2 300 000 убитых мирных жителей. В отличие от Соединенных Штатов было 292 131 человек убит из 129 000 000 населения, при этом мирных жителей не погибло. (Горальский, 1981)

Короче говоря, после разрухи Второй мировой войны не было талантов, которые можно было бы тратить впустую! Систематическое развитие ограниченных человеческих ресурсов для развития спорта было необходимостью, если они хотели конкурировать.

Добавить комментарий