Как пирамида потребностей поможет выбрать профессию. Маслоу на страже вашей карьеры
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.руЧто за пирамида Маслоу
Американский социолог Абрахам Маслоу в прошлом веке проводил исследования: какие потребности человеку необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя счастливым и реализованным.
Последователи Маслоу визуализировали его выводы в виде пирамиды потребностей, которую вы наверняка уже видели раньше.
С тех пор прошло много лет, теории и методология Маслоу не раз подвергались критике, поколения сменяли друг друга — но каждый человек по-прежнему может легко сопоставить свой жизненный опыт, нужды и желания с этой простой и понятной схемой, найти в ней значимое для себя, сделать выводы и начать на них основе менять жизнь.
К работе и поиску призвания пирамиду Маслоу тоже можно применить. Те люди, кому нравятся условия работы, задачи, коллеги и начальник:
лучше справляются с задачами и зарабатывают больше,
работают с бóльшим удовольствием и отдачей,
легче приспосабливаются к любым переменам на работе,
в отличие от тех, у кого личные и/или профессиональные потребности не удовлетворены.
Адаптируем метод Маслоу к задаче поиска призвания или идеальной работы. Получившая «профессиональная» пирамида может выглядеть так:
Базовые потребности
Физиологические потребности
Вы не сможете работать хорошо, если голодны или не знаете, хватит ли завтра денег на еду. В душном, тесном, слишком шумном помещении сложно сосредоточиться.
Стены насыщенного оранжевого цвета, на который у вас эстетическая аллергия, будут ежедневно вызывать у вас тоску или гнев, а не желание сворачивать горы.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Какую минимальную сумму вы должны зарабатывать, чтобы хватало на жизнь? | Зарабатываете ли вы сейчас достаточно, чтобы хватало на жизнь? |
Какую сумму вы хотите зарабатывать, чтобы позволить себе комфортную, на ваш взгляд, жизнь? | Какую сумму вы хотите зарабатывать, чтобы позволить себе комфортную, на ваш взгляд, жизнь? |
Какая рабочая среда позволяет вам быть максимально продуктивным (размер и оформление офиса, уединенность и уровень шума)? | Позволяет ли вам рабочая среда быть максимально продуктивным? Что нужно изменить? Возможно ли это на нынешнем рабочем месте? |
Насколько значим для вас в работе физический комфорт: освещение, свежий воздух, удобная мебель? | Устраивает ли вас нынешний формат работы? Вдохновляет ли он вас? Хотели бы вы попробовать другой (удаленный, разъездной, на открытом воздухе)? |
Стремитесь ли вы вообще работать в условиях офиса — или вас больше вдохновляет другой формат работы (удаленный, разъездной, на открытом воздухе)? | Хватает ли вам сейчас отдыха? |
Как часто и насколько продолжительно вам необходимо отдыхать, чтобы оставаться продуктивным? |
Потребность в безопасности
Ощущение нависшей опасности — даже не связанной с опасностью для жизни и здоровья, вызывающей острую тревогу, — мешает работать продуктивно и блокирует творческие способности.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Будут ли условия труда на рассматриваемой вами работе безопасными для здоровья и психики? | Являются ли условия труда на нынешней работе безопасными для здоровья и психики? |
Насколько это для вас значимо? Каков ваш комфортный уровень риска? | Насколько это для вас значимо? Каков ваш комфортный уровень риска? |
Важны ли для вас гарантии дохода и занятости, уверенность в завтрашнем дне? | Дает ли вам нынешняя работа уверенность в завтрашнем дне? Есть ли гарантии дохода и занятости? |
Будете ли вы работать лучше, если работодатель предложит ДМС? | Предоставляет ли ваш нынешний работодатель ДМС? Если нет — будете ли вы работать лучше, если его вам оформят? |
Насколько для вас важно, чтобы рабочие процессы были предсказуемыми, а нагрузка — стабильной? | Является ли ваша нагрузка стабильной и предсказуемой, рабочие процессы — понятными? Если нет — устраивает ли вас это? |
Какой рабочий график для вас предпочтителен? | Продуктивны ли вы при нынешнем рабочем графике? Позволяет ли он вам быть довольным жизнью? |
Нуждаетесь ли вы в стабильном доходе — или устроит непредсказуемый и нестабильный, зато высокий? | Является ли ваш текущий доход стабильным и предсказуемым? Устраивает ли это вас — или вы стремитесь к другому? |
Готовы ли вы работать в некомфортной психологической атмосфере: в условиях интриг и высокой конкуренции? | Комфортная ли на нынешней работе корпоративная культура? Нет ли буллинга, хамства, пассивной агрессии, интриг? |
Коммуникативные потребности
Потребность в принадлежности
Кто-то предпочитает работать в одиночку, другим нужно постоянно общаться и обмениваться шуточками. Кого-то устраивают поверхностные отношения и смол-ток на работе, другие хотят дружить с коллегами.
Кто-то гордится, что он член команды, и есть те, у кого любые попытки «командообразования» вызывают аллергию.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Как часто вы хотите взаимодействовать с коллегами? | Как часто вы взаимодействуете с коллегами? Устраивает ли вас это? |
Какую часть своего времени вам нравится проводить на совещаниях или в сотрудничестве с людьми? | Какую часть своего времени вы проводите на совещаниях или в сотрудничестве с другими людьми? Радует ли вас это? |
Что вам нужно и достаточно в отношениях на рабочем месте, чтобы работать продуктивно? | Что вам нужно и достаточно в отношениях на рабочем месте, чтобы работать продуктивно? Есть ли у вас это? |
Нужны ли вам корпоративы, «пиво и настолки» по пятницам, тренинги по командообразованию или участие в волонтерских программах вместе с коллегами, чтобы получать больше удовольствия от работы? | Какие совместные мероприятия с коллегами вам нужны, чтобы получать больше удовольствия от работы? (и нужны ли вообще?) |
Потребность в структуре и организации
В условиях высокой конкуренции на рынке труда не многие задумываются о том, что на самом деле предпочитают (или, наоборот, не любят) работать в определенных типах организаций, с определенными руководителями.
Но, когда удовлетворены базовые профессиональные потребности, перечисленные выше, вопросы организационной культуры становятся важными, начинают влиять на удовольствие от работы и продуктивность.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
В каких организациях вы «расцветаете»: с жесткой культурой и иерархией или, наоборот, в демократичных компаниях? | Комфортно ли вам работать при нынешней организационной культуре компании? Согласны ли вы внутренне с иерархией — или хотели бы бóльшую свободу в общении и принятии решений? |
Предпочитаете ли вы участвовать в принятии решений или соглашаетесь с мнением более опытного руководства? | Участвуете ли вы в принятии решений или исключительно выполняете решения руководства? Устраивает ли вас это? |
Каким должен быть ваш начальник, чтобы вам с ним было комфортно работать и вы были продуктивны? | Комфортно ли вам работать с нынешним начальником? Продуктивны ли вы? |
Насколько вам нужна самостоятельность на рабочем месте? Любите ли вы брать на себя инициативу? | Устраивает ли вас уровень самостоятельности на рабочем месте? |
Потребность в признании и уважении
Мало тех, кто равнодушен к похвале и не стремится, чтобы его работу замечали, признавали — а его самого уважали за трудолюбие, профессионализм и другие качества, которые помогают хорошо справляться с обязанностями.
Ищите актуальные предложения работодателей на Клерк.Работа — новые вакансии каждый день.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Насколько для вас важно, чтобы ваши работа, профессия или компания-работодатель считались престижными? | Получаете ли вы признание и обратную связь на работе? Если нет — в каком виде и количестве хотели бы получать? |
Важно ли для вас гордиться своей компанией и пользой, которую она приносит обществу? | Считается ли ваша работа, профессия или компания-работодатель престижной? Если нет — насколько это важно для вас? |
Стремитесь ли вы к такой работе, которая будет вызывать восхищение и уважение ваших друзей и родственников? | Гордитесь ли вы своей работой, компанией? |
Готовы ли вы на работе идти на сделки с совестью или добиваться целей, которые противоречат вашим ценностям? (например, готовы ли вы продавать табак — если сами не курите?) | Вызывает ли ваша работа восхищение и уважение у друзей и родственников? |
Вынуждены ли вы на работе идти на сделки с совестью или добиваться целей, которые противоречат вашим ценностям? |
Потребности в развитии
Когнитивные
Сюда можно отнести желание учиться новому и самосовершенствоваться, любопытство и стремление к исследованиям.
Эти потребности можно легко удовлетворять за пределами работы, и они обычно не являются определяющими при выборе профессии или компании.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Что вы считаете своими особыми талантами? Насколько для вас важно, чтобы они были полезны в работе? | Используете ли вы в работе свои особые таланты? Хотите ли использовать? |
Хотите ли вы учиться новому на работе? | Какие ключевые задачи, связанные с нынешней работой, заряжают вас энергией? Часто ли вы их выполняете? |
Какие навыки вы бы хотели улучшить или применять иначе? | Предоставляет ли вам нынешний работодатель возможность учиться новому? Предлагает ли пройти обучение за его счет? |
Потребность в самореализации
Маслоу называл ее потребностью в самоактуализации и определял как полную, максимальную реализацию личностного потенциала.
В контексте работы это означает, что, выполняя задачи, вы чувствуете себя на своем месте, предельно полезным и верите, что здесь и сейчас должны делать именно то, что делаете, — потому что это лучший для вас вариант.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Занимаясь какими задачами, вы чувствуете себя счастливым и «на своем месте»? | Чувствуете ли вы себя на работе счастливым и «на своем месте»? |
Выполнение каких задач повышает вашу самооценку? Когда вы себя особенно сильно уважаете? | Повышается ли ваша самооценка, когда вы отлично справляетесь с рабочими задачами? Уважаете ли вы себя за то, что делаете? |
Потребность в жизненном балансе
Это можно отнести к высшим профессиональным потребностям, потому что о жизненном балансе люди чаще всего задумываются лишь тогда, когда полностью удовлетворены базовые потребности и хотя бы в некоторой мере — коммуникативные.
При выборе профессии или поиске нового места полезно знать то соотношение, которое устраивает именно вас.
Вопросы для размышления
Если выбираете/ищете работу | Если уже работаете |
Какой образ жизни вы хотели бы вести? Какой должна быть работа, чтобы это было возможно? | Позволяет ли вам работа вести тот образ жизни, который вы бы хотели вести? Что нужно изменить? |
Что обязательно должно быть в вашей жизни, чтобы вы чувствовали себя удовлетворенным: спорт, хобби, общение с детьми, путешествия? | Хватает ли вам времени и сил за пределами работы на занятия, которые позволяют чувствовать удовлетворенным: спорт, хобби, общение с детьми, путешествия? |
Советы, которые помогут прояснить свои потребности
«Замахивайтесь» на большее: например, не просто на стабильный доход, но также на дружный коллектив и задачи, которые вы любите выполнять; ищите начальника, у которого можно научиться новому и важному.
Чем дольше вы в профессии, чем больше у вас навыков, опыта и знакомств, чем вы более востребованы на рынке труда — тем проще (и это обязательно стоит делать!) подступаться к потребностям высшего порядка.
Обязательно фиксируйте опыт, задачи и условия труда, которые вас не устраивали.
Тогда сформулируйте приоритеты на определенный период, например: «Сегодня я выбираю стабильность, а через год подумаю, как достичь самореализации».
Не обязательно менять компанию или профессию, чтобы получить работу мечты: всё большую популярность набирает «
Вариантов множество: фриланс, предпринимательство, добровольное участие в работе смежных отделов.
Если сложно выработать пятилетний карьерный план, представьте себя через год-два. Что изменится? Что останется прежним? Какими вы там себя видите? И что нужно сделать сейчас?
О пирамиде потребностей в новых реалиях / От редакции / Независимая газета
Тэги: общество, потребности, безопасность, качество, жизни, вооруженный конфликт, государство, петербург, форум стратегов
Иллюстрация pixabay.
В Санкт-Петербурге участники Форума стратегов обсудили влияние государственных программ на качество жизни россиян. Такого рода дискуссии кажутся немного оторванными от общего контекста. В условиях, когда в стране за месяц провели и, как утверждается, завершили частичную мобилизацию, а в армию, по данным Минобороны, призвали 300 тыс. человек, из которых более 80 тыс. отправили в зону боевых действий, качество жизни граждан едва ли определяют госпрограммы.
Говоря о взаимодействии государства и общества, мы часто возвращаемся к так называемой пирамиде потребностей. На нижней ее ступени – физиологические потребности (еда, сон, крыша над головой), выше – потребность в безопасности, еще выше – социальные потребности (дружба, любовь, семья), затем уже мы добираемся до потребности в признании и самоактуализации. Глядя на эту пирамиду, можно попытаться определить, на какой стадии развития находится социум, адекватно или нет на это реагирует государство.
За последние два десятилетия заметная часть российского общества поднялась на верхние ступени пирамиды потребностей. В большей степени это касалось среднего класса, городских жителей, образованных граждан, но именно они во многом и определяют переход страны, например, к современной модели экономики. Самоактуализация как высшая потребность предполагает и реализацию гражданских свобод, включая свободу слова, и участие в политике и управлении городом, регионом, страной. Власть не была готова удовлетворять такой запрос, ориентируясь на те классы, которым достаточно оставаться на более низких ступенях.
В публичном дискурсе из-за этого возникали отчасти искусственные дилеммы вроде «что важнее – безопасность или гражданские свободы?». То есть стадия безопасности рассматривалась не как ступень эволюции общества, а как выбор, путь, по которому нужно идти. Пирамиду заменяла развилка. Непроговоренная логика власти заключалась в том, что государство едва ли сможет гарантировать безопасность, если допустить неограниченную свободу самореализации и самоактуализации.
Качество жизни, если говорить упрощенно, как раз и определяется тем, в какой мере и как реализуются актуальные потребности общества, причем на всех ступенях. Сложно не заметить, что после начала спецоперации в жизни российских граждан многое изменилось. Например, государству в условиях санкций приходится стараться, чтобы гарантировать обществу привычный уровень материального потребления. Осенью по стране прокатилась частичная мобилизация, на присоединившихся к России территориях было объявлено военное положение, в ряде других регионов власть ввела режимы среднего уровня реагирования и повышенной готовности. О самоактуализации, включая реализацию гражданских прав или политических свобод, в сложившихся условиях говорить не приходится. Но ситуация явно затрагивает и потребности более низких ступеней.
Когда вооруженный конфликт становится делом не только профессиональных военных, но и обычных семей, под угрозой оказываются сложившиеся социальные связи.
Иерархия потребностей Маслоу — Psynso
Интерпретация иерархии потребностей Маслоу, представленная в виде пирамиды с более базовыми потребностями внизу его статья 1943 года «Теория человеческой мотивации». Впоследствии Маслоу расширил эту идею, включив в нее свои наблюдения за врожденным любопытством человека. Его теории параллельны многим другим теориям психологии развития человека, каждая из которых сосредоточена на описании стадий роста человека.
Маслоу изучал людей, которых он назвал образцовыми, таких как Альберт Эйнштейн, Джейн Аддамс, Элеонора Рузвельт и Фредерик Дуглас, а не психически больных или невротиков, написав, что «изучение хромых, низкорослых, незрелых и нездоровых образцов может дать только калека психология и калека философия». Маслоу изучал 1% самых здоровых студентов колледжей. Теория Маслоу была полностью выражена в его книге 1954 года «Мотивация и личность».
Иерархия
Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в виде пирамиды с самыми большими и фундаментальными уровнями потребностей внизу и потребностью в самореализации наверху.
Самые фундаментальные и основные четыре слоя пирамиды содержат то, что Маслоу назвал «потребностями дефицита» или «д-потребностями»: уважение, дружба и любовь, безопасность и физические потребности. За исключением самых фундаментальных (физиологических) потребностей, если эти «потребности дефицита» не удовлетворяются, тело не дает никаких физических указаний, но человек чувствует тревогу и напряжение.
Физиологические потребности
По большей части физиологические потребности очевидны — они буквально необходимы для выживания человека. Если эти требования не выполняются, человеческий организм просто не может продолжать функционировать.
Воздух, вода и пища необходимы для выживания всех животных, включая человека. Одежда и укрытие обеспечивают необходимую защиту от непогоды. Интенсивность полового инстинкта человека определяется скорее сексуальной конкуренцией, чем поддержанием уровня рождаемости, адекватного выживанию вида.
Потребность в безопасности
Когда физические потребности человека относительно удовлетворены, потребности в безопасности имеют приоритет и доминируют в поведении. При отсутствии физической безопасности — в результате теракта, войны, стихийного бедствия или, в случаях насилия в семье, жестокого обращения с детьми и т. д. — люди (повторно) переживают посттравматическое стрессовое расстройство и передачу травм из поколения в поколение. В отсутствие экономической безопасности — из-за экономического кризиса и отсутствия возможностей для работы — эти потребности в безопасности проявляются в таких вещах, как предпочтение гарантий занятости, процедуры рассмотрения жалоб для защиты личности от односторонних властей, сберегательные счета, страховые полисы, обоснованная инвалидность. размещение и тому подобное.
Потребности в охране и безопасности включают:
- Личная безопасность
- Финансовое обеспечение
- Здоровье и благополучие
- Защитная сетка от несчастных случаев/заболеваний и их неблагоприятных воздействий
Любовь и принадлежность
После удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в безопасности третий слой человеческих потребностей становится социальным и включает в себя чувство принадлежности. Потребность особенно сильна в детстве и может преобладать над потребностью в безопасности, как это наблюдается у детей, которые цепляются за жестоких родителей, что иногда называют стокгольмским синдромом. Отсутствие этого аспекта иерархии Маслоу — из-за госпитализма, пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. — может повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения в целом, например:
- Дружба
- Близость
- Семья
Людям необходимо чувствовать принадлежность и принятие, независимо от того, исходит ли оно от большой социальной группы, такой как клубы, офисная культура, религиозные группы, профессиональные организации, спортивные команды, банды или небольшие социальные связи (члены семьи, интимные партнеры , наставники, близкие коллеги, доверенные лица). Им нужно любить и быть любимыми (сексуально и несексуально) другими. При отсутствии этих элементов многие люди становятся восприимчивыми к одиночеству, социальной тревожности и клинической депрессии. Эта потребность в принадлежности часто может преобладать над физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, в зависимости от силы давления сверстников; анорексик, например, может игнорировать потребность в еде и безопасность здоровья ради чувства контроля и принадлежности.
Уважение
Все люди нуждаются в уважении, самоуважении и самоуважении. Уважение представляет собой нормальное человеческое желание быть принятым и оцененным другими. Людям необходимо заниматься собой, чтобы получить признание и заниматься деятельностью или деятельностью, которые дают человеку чувство собственного вклада, чтобы чувствовать себя ценным, будь то профессия или хобби. Дисбаланс на этом уровне может привести к низкой самооценке или комплексу неполноценности. Люди с низкой самооценкой нуждаются в уважении окружающих. Они могут искать известности или славы, что опять же зависит от других. Обратите внимание, однако, что многие люди с низкой самооценкой не смогут улучшить свое представление о себе, просто получив известность, уважение и славу извне, но должны сначала принять себя внутренне. Психологический дисбаланс, такой как депрессия, также может помешать человеку обрести чувство собственного достоинства на обоих уровнях.
Большинство людей нуждаются в стабильном самоуважении и самоуважении. Маслоу выделил две версии потребности в уважении: более низкую и более высокую. Низшая – потребность в уважении окружающих, потребность в статусе, признании, славе, престиже, внимании. Высшая – потребность в самоуважении, потребность в силе, компетентности, мастерстве, уверенности в себе, независимости и свободе. Последний занимает более высокое место, потому что он больше опирается на внутреннюю компетентность, приобретенную благодаря опыту. Лишение этих потребностей может привести к комплексу неполноценности, слабости и беспомощности.
Маслоу также утверждает, что хотя это и примеры того, как поиск знаний отделен от базовых потребностей, он предупреждает, что эти «две иерархии скорее взаимосвязаны, чем резко разделены» (Маслоу 97). Это означает, что этот уровень потребности, а также следующий за ним, высший уровень, не являются строго отдельными уровнями, а тесно связаны с другими, и, возможно, по этой причине эти два уровня потребности не учитываются в большинстве учебников.
Самореализация
«Человек может быть таким, каким он должен быть». Это формирует основу воспринимаемой потребности в самоактуализации. Этот уровень потребности относится к полному потенциалу человека и его реализации. Маслоу описывает это желание как стремление становиться все более и более тем, кто он есть, становиться всем, чем он способен стать. Это широкое определение потребности в самореализации, но применительно к отдельным людям эта потребность является специфической. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем, у другого оно может выражаться в спорте, а у третьего оно может выражаться в рисовании, картинах или изобретениях. Как упоминалось ранее, чтобы достичь ясного понимания этого уровня потребности, нужно сначала не только достичь предыдущих потребностей, физиологических потребностей, безопасности, любви и уважения, но и овладеть этими потребностями.
Критика
В своем обширном обзоре исследований, основанных на теории Маслоу, Вахба и Бриджуэлл нашли мало доказательств ранжирования потребностей, описанных Маслоу, или даже существования определенной иерархии вообще. Чилийский экономист и философ Манфред Макс-Ниф также утверждал, что основные человеческие потребности неиерархичны, онтологически универсальны и инвариантны по своей природе, что является частью условия человеческого бытия; Бедность, утверждает он, может быть результатом фрустрации, отрицания или неудовлетворения любой из этих потребностей.
Порядок, в котором организована иерархия (с самоактуализацией как потребностью высшего порядка), был подвергнут критике Гертом Хофстеде как этноцентрический. Критика Хофстеде пирамиды Маслоу как этноцентрической может быть связана с тем фактом, что иерархия потребностей Маслоу пренебрегает иллюстрацией и расширением различий между социальными и интеллектуальными потребностями тех, кто вырос в индивидуалистических обществах, и тех, кто вырос в коллективистских обществах. Маслоу создал свою иерархию потребностей с индивидуалистической точки зрения, поскольку он был из Соединенных Штатов, крайне индивидуалистической нации. Потребности и побуждения людей в индивидуалистических обществах, как правило, более эгоцентричны, чем в коллективистских обществах, они сосредоточены на улучшении себя, при этом самоактуализация является вершиной самосовершенствования. Поскольку иерархия была написана с точки зрения индивидуалиста, порядок потребностей в иерархии с самоактуализацией наверху не отражает потребности людей в коллективистских культурах. В коллективистских обществах потребности в признании и общности перевешивают потребности в свободе и индивидуальности.
Иерархия Маслоу также подвергалась критике как индивидуалистическая из-за положения и ценности секса в пирамиде. Пирамида Маслоу ставит секс на нижнюю ступеньку физиологических потребностей, наряду с дыханием и едой. Он рассматривает секс с индивидуалистической, а не коллективистской точки зрения: то есть как индивидуалистическую физиологическую потребность, которую необходимо удовлетворить, прежде чем человек перейдет к более высоким занятиям. Этот взгляд на секс игнорирует эмоциональные, семейные и эволюционные последствия секса в обществе.
Бизнес
Маркетинг
Курсы по маркетингу преподают иерархию Маслоу как одну из первых теорий как основу для понимания мотивов действий потребителей. Маркетологи исторически обращали внимание на потребности потребителей, чтобы определить свои действия на рынке. Если производители разрабатывают продукты, отвечающие потребностям потребителей, потребители будут чаще выбирать эти продукты, а не продукты конкурентов. Тот продукт, который лучше заполняет пустоту, созданную потребностью, будет выбираться чаще, что увеличит продажи. Это делает модель актуальной для трансперсональных бизнес-исследований.
Международный бизнес
Понимание сильных и слабых сторон иерархии потребностей Маслоу важно в сфере международного бизнеса. Оценка различных потребностей, ценностей, стремлений и приоритетов людей из разных стран — индивидуалистических или коллективистских — невероятно ценна в межкультурных коммуникациях, особенно на рабочем месте. Это также показывает, как различия в ценностях могут сильно повлиять на рабочую атмосферу и трудовую этику между культурами: «Например, социальные культуры во многих индивидуалистических странах, таких как Соединенные Штаты, могут привести к преимуществам в технологических исследованиях и разработках. Многие коллективистские социальные культуры, такие как в Японии, могут привести к преимуществам в организации рабочей силы, контроле качества продуктов и услуг и установлении хороших отношений между подрядчиками, поставщиками и клиентами».
Кто создал легендарную пирамиду Маслоу?
Нет, не этот.Культовая пирамида потребностей Абрахама Маслоу — одно из самых известных изображений в истории изучения менеджмента. В основании пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, полная реализация своего уникального потенциала. На этом пути находятся потребности в безопасности, принадлежности, любви и уважении.
Однако многие люди могут не осознавать, что в течение последних нескольких лет своей жизни Маслоу считал самопревосхождение, а не самоактуализацию, вершиной человеческих потребностей. Более того, трудно найти доказательства того, что он когда-либо представлял свою теорию в виде пирамиды . Напротив, из его работ ясно, что он не рассматривал свою иерархию потребностей как видеоигру — как будто вы достигаете одного уровня, а затем открываете следующий уровень, никогда больше не возвращаясь к «нижним» уровням. Он ясно дал понять, что мы всегда движемся вперед и назад по иерархии и можем одновременно ориентироваться на несколько потребностей.
Если Маслоу так и не построил свою культовую пирамиду, то кто? В недавней статье Тодд Бриджмен, Стивен Каммингс и Джон Баллард прослеживают истинное происхождение пирамиды в учебниках по менеджменту и излагают последствия для расширения теории Маслоу и для исследований в области управления в целом. В следующих вопросах и ответах я беседую с авторами этой статьи об их детективной работе.
Почему вы взялись за ответ на вопрос: Кто построил «Пирамиду Маслоу»?
Мой коллега Стивен Каммингс и я давно интересовались тем, как фундаментальные идеи нашей области, изучения менеджмента, представлены в учебниках. Учебники часто представляют идеи совершенно иначе, чем в оригинальных произведениях. Нам интересно понять, как и почему это происходит. Мы учили иерархию потребностей Маслоу в течение многих лет и знали, что пирамида не фигурирует в его самых известных работах, поэтому нам было интересно копнуть глубже. Мы связались с Джоном Баллардом, который знал работу Маслоу лучше, чем мы, и который разделял нашу обеспокоенность тем, что теория Маслоу искажается. К счастью, он согласился присоединиться к нам в этом проекте.
Считаете ли вы, что популярность иерархии потребностей Маслоу отчасти объясняется культовой привлекательностью пирамиды, которая стала с ней ассоциироваться?
Да, абсолютно. Маслоу был не первым психологом, разработавшим теорию человеческих потребностей. Уолтер Лангер представил теорию физических, социальных и эгоистических потребностей, которая появилась наряду с Маслоу в одном из первых учебников по менеджменту. И теория Маслоу, как правило, не показала хороших результатов в эмпирических исследованиях (хотя я знаю о ваших недавних исследованиях, которые бросают вызов этому). Фактически, это отсутствие эмпирической поддержки является одним из основных критических замечаний теории, сделанных авторами учебников. Так почему же они продолжают включать его? Пирамида. Из того, что мы преподавали на курсах менеджмента в течение 20 лет, мы знаем, что если и есть что-то, что студенты помнят из вводного курса по менеджменту, так это пирамиду. Он интуитивно привлекателен, легко запоминается и отлично смотрится в PowerPoint. Учащимся это нравится, а также авторам учебников, учителям и издателям.
Так что у тебя с пирамидой?
Его называют «пирамидой Маслоу», хотя он ее не создавал, и это просто не очень хорошее представление иерархии потребностей Маслоу. Это увековечивает несправедливую критику теории. Например, что люди мотивированы только на удовлетворение одной потребности за раз, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем возникнет потребность более высокого уровня, и что удовлетворенная потребность больше не влияет на поведение. Другая точка зрения состоит в том, что у всех одинаковые потребности, устроенные и активируемые в одном и том же порядке. В свои 1943 в статье Psychological Review Маслоу предвосхищает эту критику и говорит, что она создаст ложное впечатление о его теории. Маслоу считал, что у людей есть частично удовлетворенные потребности и частично неудовлетворенные потребности одновременно, что потребность более низкого уровня может быть удовлетворена лишь частично до того, как возникнет потребность более высокого уровня, и что порядок, в котором возникают потребности, не является фиксированным.
Как эта неточная интерпретация иерархии потребностей утвердилась в учебниках по менеджменту?
Это сложная история, и мы подробно рассмотрим ее в статье. Дуглас МакГрегор — ключевая фигура, потому что он популяризировал Маслоу в бизнес-сообществе. МакГрегор видел потенциал применения менеджерами иерархии потребностей, но для простоты перевода он намеренно проигнорировал многие нюансы и оговорки, которые сформулировал Маслоу. Короче говоря, упрощенная версия Макгрегора — это теория, которая сегодня фигурирует в учебниках по менеджменту, и большинство критических замечаний по поводу теории Маслоу — это критика интерпретации Маслоу Макгрегором.
Макгрегор создал пирамиду? А если нет, то кто?
В сочинениях МакГрегора нет пирамиды. Кит Дэвис написал широко используемый учебник по менеджменту в 1957 году, в котором теория иллюстрировалась в виде серии шагов в прямоугольном треугольнике, ведущих к вершине. На верхнем уровне изображен руководитель в костюме, поднимающий флаг, что напоминает поднятие флага на Иводзиме. Но такое представление теории не прижилось.
Мы проследили пирамиду, которую мы связываем с иерархией потребностей сегодня, до Чарльза Макдермида, психолога-консультанта. Он появился в его 1960 в Business Horizons «Как деньги мотивируют мужчин», в которой он утверждал, что пирамида может быть применена для создания «максимальной мотивации при минимальных затратах». Мы думаем, что пирамида Макдермида была вдохновлена изображением Дэвиса, но взлетел именно образ Макдермида. Если и есть более ранняя пирамида, то мы ее не нашли.
Верно ли, что вы на самом деле не нашли никаких следов того, чтобы Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды? Где вы искали и насколько всесторонним был ваш поиск?
Верно. Это был комплексный поиск. Маслоу был плодовитым писателем. Мы изучили все его изданные книги и статьи, которые смогли идентифицировать, а также его личные дневники, которые опубликованы. Джон погрузился в архивы Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо и изучил множество коробок с бумагами, письмами, записками и так далее. Мы не нашли следов пирамиды ни в одном из сочинений Маслоу. Кроме того, Джон прошел pre1960 учебников по психологии для любых дискуссий о Маслоу. Большинство книг по психологии того времени даже не упоминали Маслоу.
Почему Маслоу не выступил против пирамиды, когда увидел ее? Он мог бы покритиковать его, не так ли? Я слышал от кого-то, кто знал Маслоу, что он на самом деле думал, что пирамида на обратной стороне однодолларовой банкноты была справедливым представлением его теории. Кроме того, один из его студентов, прошедший его курс в Бруклинском колледже, сказал мне, что будет включать слайд с пирамидой, когда будет описывать свою теорию в классе. Так что, возможно, ему понравилась культовая пирамида, даже если он не сам придумал изображение?
Это интересные вопросы. Маслоу прожил 10 лет после того, как Макдермид представил пирамиду. Мы не нашли никаких доказательств того, что Маслоу когда-либо бросал вызов пирамиде. Мы не думаем, что это потому, что он считал пирамиду точным изображением. Более правдоподобное объяснение, которое исходит из нашего анализа его личных дневников, состоит в том, что аспекты его профессиональной жизни разваливались. Он чувствовал себя недооцененным в психологии. Крупные исследовательские журналы по психологии были заняты экспериментальными исследованиями, которые угнетали Маслоу из-за отсутствия творчества и проницательности. У него также были более прагматические заботы, периоды плохого здоровья и финансовые трудности. Ключевые фигуры в управленческом сообществе увидели в нем гуру и расстелили красную ковровую дорожку. Они дали ему признание, которого, по его мнению, он заслуживал. Кроме того, за счет выступлений и консультаций он мог получать дополнительный доход. В этом свете неудивительно, что он согласился с этим.
Некоторые люди утверждают, что Маслоу построил свою пирамиду на типи коренных народов черноногих после лета, которое он провел с этим племенем в 1938 году. Что вы думаете об этой теории?
Заявление о том, что Маслоу украл идею своей пирамиды у черноногих, привлекло внимание социальных сетей, но если бы Маслоу не создавал пирамиду, он не мог бы позаимствовать ее у черноногих. Нет сомнений в том, что полевые исследования Маслоу с черноногими были для него полезными. Он кратко обсудил свои наблюдения с черноногими в своих 1954 книга. Биограф Маслоу Эд Хоффман посвятил целую главу полевым исследованиям Маслоу. Хотя Маслоу многое узнал об этих гордых людях, в этих трудах нет ничего, что указывало бы на то, что он заимствовал или украл идеи для своей иерархии потребностей.
Куда мы пойдем дальше? Вы призываете убрать пирамиду из новых изданий учебников по менеджменту?
Мы рекомендуем, как и некоторые до нас, что лестница является лучшим визуальным представлением иерархии потребностей Маслоу. Пирамида показана горизонтальными линиями, разграничивающими различные уровни. Это затрудняет представление человека, одновременно затронутого разными потребностями. Когда человек стоит на лестнице, ноги и руки занимают несколько ступеней. На другие ступени также можно опереться. Кроме того, лестница лучше передает идею Маслоу о том, что люди могут двигаться вверх и вниз по иерархии. Выдающийся историк менеджмента Дэниел Рен описал теорию Маслоу как лестницу потребностей в первых изданиях своей книги 9.0127 Эволюция управленческой мысли . Со временем это описание исчезло, но мы считаем, что удаление пирамиды из учебников по менеджменту и замена ее лестницей было бы шагом вперед. Дэн Рен связался с нами с момента публикации статьи и согласен.
Вы написали: «Вдохновение на изучение менеджмента и его связи с творчеством и стремлением к общему благу было бы для Маслоу гораздо более вдохновляющим наследием, чем упрощенная пятиступенчатая односторонняя пирамида». Я согласен! Кажется, что оригинальное представление Маслоу о самореализации противоречит тому, как бизнес-лидеры относились к этой концепции, верно?
Обязательно. После публикации книги « Мотивация и личность » в 1954 году Маслоу стал одним из немногих признанных психологов, бросивших вызов преобладающему конформизму 1950-х годов. Он высказался о том, как крупные организации и социальная конформность подавляют индивидуальное самовыражение. Временами он был разочарован тем, что деловое сообщество относилось к его теории о человеческой природе как к средству для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли, а не цели, которую он видел, — более просвещенных граждан и общества. Было бы здорово, если бы студентам было предложено прочитать то, что Маслоу написал в оригинале. Студенты лучше поймут, что мотивация сотрудников к более продуктивной работе не была той целью, которую Маслоу желал для иерархии потребностей. Его интересовали творчество, свобода самовыражения, личностный рост и самореализация — вопросы, которые сегодня остаются такими же актуальными в размышлениях о работе, организациях и нашей жизни, как и во времена Маслоу. Мы думаем, что есть возможность создать новый Маслоу для изучения менеджмента, вернувшись к первоначальным идеям Маслоу.
Маслоу никогда не предлагал элитарной концепции самоактуализации, верно? Я читал, что он утверждал, что каждый способен к самореализации, но ему мешает нехватка наших самых основных потребностей.
Ну, это зависит. Большую часть своей жизни и в своих трудах Маслоу очень четко указывал, что у каждого новорожденного есть потенциал для самореализации в конечном итоге при наличии подходящей среды. Но он чувствовал, что очень немногие люди по-настоящему реализовали свой потенциал, и это убеждение с годами становилось все сильнее. В свои последние годы он задавался вопросом, может ли быть генетический компонент, который способствует самореализации у одних больше, чем у других. Он размышлял о возможности существования «биологической элиты», людей с более высокой вероятностью самореализации. Насколько нам известно, он никогда не развивал эту идею. Вероятно, это была реакция на то, что он встретил слишком мало людей, которых он считал бы самореализованными.
Что такое правильная среда?
У Маслоу были предпосылки для того, чтобы его иерархия потребностей заработала. Это часто упускается из виду. Свобода слова, самовыражения, жизнь в честном и справедливом обществе — вот некоторые из его предварительных условий. Цензура, нечестность, неумение добиваться истины и мудрости работают против нас. Тем не менее, он признал, что есть исключения, когда люди поднимаются над своими обстоятельствами.
Вы утверждаете, что учебники по менеджменту могли бы лучше отражать прошлое в более общем плане. Какие еще большие искажения в учебниках вы видите?
Если бы они были живы сегодня, основателям нашей области, таким как Адам Смит, Макс Вебер, Курт Левин и даже сам Дуглас МакГрегор, было бы трудно понять, как их идеи представлены в учебниках. В «Новой истории менеджмента » Стивена Каммингса, Джона Хассарда, Майкла Роулинсона и меня мы пытаемся устранить некоторые из этих неправильных толкований. Но проблема выходит за рамки искажения идей. Мы также заинтересованы в изучении людей и идей, которые обычно исключаются из учебников по менеджменту. Нам нужно более внимательно изучить вклад женщин, вклад незападных культур, вклад людей разных национальностей.
Каково более широкое значение вашего исследования для управленческого образования?
Мы надеемся, что наше исследование вызовет споры о том, что стало считаться основами изучения менеджмента и как эти основы преподаются студентам. Мы выступаем за критически-исторический подход, предполагающий рассмотрение «истории» как субъективного повествования о прошлых событиях, сформированного точками зрения и ценностями тех, кто пишет эти повествования. Исследования в области менеджмента имеют давнюю идеологическую приверженность рыночному капитализму и управленческим иерархиям. Это законная точка зрения, но она была чрезмерно доминирующей. Признание этого открывает возможность создания новых историй управления с разных точек зрения — разных мест, времен, людей и идей.