Как пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям? Разбираем работающие и неэффективные тактики
Родителей, которые решили отойти от традиционной системы поощрений и наказаний, часто волнует вопрос о том, как правильно пресекать «плохое» поведение ребенка. Иными словами, что делать, если ваш несносный тоддлер разрисовал фломастерами новые обои, а ему теперь ни ремня не дать, ни в угол не поставить? Оказывается, есть и другие способы.
Детский психолог Лора Маркхэм напоминает усталым родителям, что не существует «избалованных паршивцев», а есть только дети, которым плохо. Это не значит, что вы никогда не должны испытывать недовольство своим ребенком, особенно если он делает то, чего не должен делать (и он об этом вроде бы, черт возьми, знает!). Особенно бесит демонстративное плохое поведение, когда ребенок целенаправленно нарушает правила.
Давайте признаем, многие родители время от времени задаются вопросом: а не пришло ли время накричать на ребенка или применить силу, чтобы научить его «вести себя хорошо»?
Однако истина здесь заключается в том, что дети больше всего на свете хотят крепких и надежных отношений с нами — своими родителями. И если они вдруг начинают вести себя как «паршивцы» — это не для того, чтобы вас разозлить (хотя иногда в это очень сложно поверить), а потому, что они хотят более прочной связи с вами (и не понимают, как ее добиться), или пытаются справиться с сильными эмоциями и переживаниями (и не могут), или нуждаются в вашей поддержке.
В конце концов, наша поддержка (вкупе с личным примером) — это и есть лучший способ научить ребенка вести себя определенным образом, потому что именно это помогает им учиться и мотивирует их следовать за нами.
Так как же превратить «плохое» поведение в готовность кооперироваться и следовать за вами? Маркхэм предлагает разобрать существующие стратегии на конкретном примере: после прогулки ребенок, вместо того, чтобы разуться, сразу же бежит в комнату и в обуви прыгает на диване. Просьбы так не делать не оказывают влияния, тайм-ауты работают лишь временно, а на следующий день все повторяется. Давайте остановимся на каждой из возможных родительских тактик отдельно.
Да, это эффективная стратегия. Если вы сдадитесь и просто позволите ребенку прыгать в ботинках на кровати, он так и будет это делать. Однако если вы установите реалистичные и соответствующие возрасту ребенка (это важно!) ожидания, и будете настойчиво, позитивно и эмпатично о них напоминать, то стратегия сработает.
В том случае, если ребенок знает, чего от него ждут, но все равно продолжает вести себя «не так», то это значит, что либо ему надо помочь разобраться в его сложных чувствах, либо установить с ним более прочную связь, чтобы ему хотелось с вами сотрудничать.
Эта тактика применима к временным явлениям. Например, если ребенок плохо себя ведет, потому что он голоден, то вам достаточно удовлетворить его потребность, и он вернется в норму. Вы можете отметить его поведение, но при этом не осуждать: «Ты очень голодна, я вижу, что тебе уже не терпится…. Давай успокоимся и поедим!», но не стоит превращать это в скандал.
Если же ваш ребенок систематически нарушает правила, прыгая на диване, то безразличием тут не обойтись. Своим поведением он просит вас вмешаться и помочь ему.
Еще такая тактика известна как «родительская истерика». Это никогда не является эффективным методом заставить ребенка соответствовать вашим ожиданиям — максимум вы можете напугать ребенка до такой степени, что он немедленно вам подчинится.
На примере взрослых отношений мы знаем, что если кто-то «закатывает истерику», это искажает отношения между людьми. Когда мы делаем это в отношениях с детьми, происходит то же самое. К сожалению, таким образом мы только заставляем ребенка вести себя еще и еще хуже.
Крики — это признак того, что вы свернули на «кривую дорожку» родительства и начали воспринимать своего ребенка как врага. Наши дети никогда не являются нашими врагами, как бы отвратительно они себя ни вели. Они — очень юные люди с очень незрелым мозгом, которые подают сигналы о том, что им нужна наша помощь.
Иногда этот метод помогает одним махом прекратить «плохое» поведение. Однако это работает потому, что по сути является символическим отказом от ребенка. Вы необходимы вашему ребенку для того, чтобы выжить. Тайм-аут для него — это угроза того, что ваша любовь может в любой момент исчезнуть, как и вы сами, оставляя его беззащитным.
Таким образом вы показываете ребенку, что не готовы помогать ему со всеми неприятными чувствами, которые его переполняют и заставляют вести себя определенным образом. Поскольку редкие дети готовы добровольно устроить себе тайм-аут, попытки их туда отправить провоцируют борьбу за власть, которая может отравить все ваши отношения. В будущем это и вовсе перестает работать, а вы остаетесь с бунтующим ребенком, которому проще протестовать, чем добровольно кооперироваться.
Может быть, его надо заранее предупредить о том, что будет происходить. Может быть, вам надо поиграть с ребенком в веселую игру о власти и послушании, чтобы снизить уровень напряжения и ощущение того, что им постоянно командуют. Может быть, ему надо поручить дело, которое он будет выполнять дома, чтобы он чувствовал, что у него тоже есть над чем-то власть. Может быть, ему надо наладить с вами связь, чтобы ему хотелось следовать вашим указаниям. Может быть, вам просто надо положить старую простыню на диван, чтобы он оставался чистым.
Но если вы уже бесконечное количество раз повторили, что ботинки необходимо снимать сразу после того, как вы вошли в дом, и это не работает, то можно переходить к следующим тактикам.
Дети не разделяют наших приоритетов. Да и почему они должны это делать? У них есть свои приоритеты (прыгать на диване — это весело!) и нет нашего понимания мира (диваны стоят денег). Так что наша ежедневная и круглосуточная работа заключается в том, чтобы их направлять: «Ботинки пачкают диван — так что никаких ботинок на диване». Чем более вы настойчивы и последовательны, тем быстрее ребенок примет ваше ограничение, расстроится по этому поводу, и двинется дальше. Чем больше эмпатии вы проявляете в процессе, тем проще ребенку будет принять ваши границы, не восставая против них.
Перенаправление — это лучший способ остановить нежелательное поведение, потому что он помогает переадресовать энергию ребенка в более безопасное русло. «Я вижу, как тебе весело! Но знаешь, диван не для прыганья. Давай, слезай с дивана. Пойдем лучше попрыгаем на старом матрасе!».
Естественно, что все дети будут проверять границы на прочность. Это значит, что вам надо быть рядом с ребенком, когда вы входите в дом, следить за тем, чтобы он снял ботинки, прежде чем направится к дивану — каждый раз. Рано или поздно это превратится в привычку, и вы перестанете об этом задумываться.
Но что если он врывается в дом, проносится мимо вас и мчится прямиком на диван еще до того, как вы поможете ему разуться? Таким образом он подает сигнал, что что-то мешает ей с вами сотрудничать. Что? Эмоции. Дети накапливают свои чувства, ожидая безопасной возможности выпустить их в присутствии надежного и поддерживающего свидетеля. Это вы. И если вы распутаете узел из этих сложных эмоций, вы сможете остановить «плохое» поведение еще до того, как оно начнется.
Конечно, вы можете заставить его подавить эти чувства, накричав на или наказав. И он послушается — до тех пор, пока не вырастет и не сможет вам сопротивляться. Подростковые годы будут очень непростыми. И вы никогда не сможете быть так близки, как могли бы, с человеком которого привели в этот мир.
Другой вариант: вы можете помочь разобраться с этими чувствами. Это поможет ребенку проникнуться тем, что для вас значимо. Это поможет ему развить эмоциональный интеллект. Это поможет ей лучше соответствовать вашим ожиданиям, когда она станет старше. И это поможет вам стать ближе друг к другу. Как? Играйте, когда можете. Плачьте, когда надо.
Сделайте глубокий вдох и повторяйте за мной: «Ничего страшного не происходит. Мы можем с этим поиграть».
Говорите дружелюбным и игривым тоном, чтобы рассмешить ребенка: «Прощу прощения… Ты что, на диване в ботинках? Ну это мы еще посмотрим! Я защитник дивана, и я сейчас тебя поймаю!». Схватите его со смехом и перекиньте через плечо. Если вы бегаете с ним по дому, снимите с него ботинки и бросьте их туда, где они должны быть. Спойте шутливую песенку о том, как вы любите его и никогда не отпустите. Роняйте его на диван и подхватывайте снова. Наконец упадите вместе на диван, чтобы хорошенько пообниматься.
В следующий раз, прежде чем зайти домой, скажите, что вы можете снова поиграть в эту игру, но для этого надо сначала снять ботинки, как только вы перешагнете через порог.
Придумайте такую игру, которая поможет превратить неповиновение в воссоединение и радость. Используйте ее каждый раз, когда вам надо остановить «плохое» поведение. Смех помогает избавиться от сложных чувств не менее эффективно, чем слезы. Также он способствует выработке окситоцина, гормона «единения», так что когда вы с ребенком смеетесь вместе, вы укрепляете связь между вами.
Что делать, если ребенок не смеется? Не дает вам снять с себя ботинки? Что, если он злится и протестует? Он не хочет играть. Его провокационное поведение говорит вам о том, что ему просто надо хорошенько поплакать и выпустить те эмоции, которые накопились внутри. Конечно, было бы намного лучше, если бы он сказал: «Мама, у меня такое чувство, что все постоянно говорят мне, что делать… И мне так это надоело!».
Но он не может вам сказать, что чувствует, вместо этого он сопротивляется, чтобы показать вам, что он чувствует.
Призовите все свои способности к состраданию. Посмотрите ребенку в глаза. Проведите границу четко и мягко: «Солнышко, ты знаешь, что ботинки пачкают диван. Я не разрешаю тебе вставать на диван в ботинках».
Если у вас получится сделать это с сочувствием, то он расплачется. Если вы примете неповиновение на свой счет и разозлитесь, то слез вы не получите, а получите драку. Обнимайте ребенка, пока он плачет, если он вам позволит. Не говорите слишком много, просто дайте ему понять, что он в безопасности. Если он взорвется, не забывайте о том, что слезы кроются сразу за злостью. Ему просто надо почувствовать себя чуть более безопасно, чтобы выпустить их наружу.
При помощи спокойного соболезнования вы создаете безопасное пространство. А еще — при помощи вашего ежедневного взаимодействия, при помощи связи между вами и эмпатии, во время игр и физического контакта. О последнем поговорим в следующем разделе.
Я согласна с тем, что объятья — не единственный способ объединиться с ребенком и подтолкнуть его к кооперации. Но, скорее всего, самый эффективный. Объятия помогают восстановить связь между вами, нарушения которой приводят к непослушанию, и таким образом помогают вашему ребенку искренне хотеть с вами сотрудничать.
Объятия помогают избавиться от капризов и злости, и почувствовать себя в безопасности для того, чтобы ребенок мог выпустить наружу свои переживания, которые заставляют его вести себя «плохо». Объятия не могут заменить ребенку поддержку 24/7 и время, которое вы проводите вместе, но минимум девять объятий в день необходимы ему для развития и желания следовать за вами.
Так что почему бы просто не попробовать почаще обниматься?
Ещё почитать по теме
4 причины плохого поведения ребёнка. От поиска внимания до крика о помощи
«Да он это назло делает!» — так говорят и про годовалого ребёнка, который лезет пальцем в розетку, и про подростка, хлопающего дверьми. На самом деле у плохого поведения детей всегда есть причина. Наш блогер, психолог Анна Жукова, разбирается, как эту причину найти и, главное, устранить.
Причина любого непослушания — неудовлетворенная потребность в любви, внимании, объятиях, понимании, безопасности, защите, признании и заботе. Поэтому плохое поведение у ребёнка — это знак, что пришло время ему помогать. Кстати, после прочтения статьи вы сможете найти решения конфликтов не только с детьми, но и с взрослыми.
Чтоб помочь ребёнку, нужно найти основную причину его плохого поведения. Нет смысла его успокаивать, посылать ему я-сообщения или активно слушать, если каждый день конфликтные ситуации повторяются, и вы уже не знаете, что с этим всем делать. Пока не выдернуть корень непослушания (причину), этот сорняк будет постоянно давать ростки (плохое поведение ребёнка). Я могу выделить четыре причины плохого поведения ребёнка.
1. Не хватает внимания
Внимание — это самое ценное, что мы можем дать детям. Найдите в своём плотном графике время на ребёнка, ежедневно проводите хотя бы по 10-15 минут вместе ни на что не отвлекаясь. Обычно после регулярных бесед и игр родителя с ребёнком один на один многие проблемы в общении и даже истерики исчезают.
С подростком сложнее, приготовьтесь к проверке на прочность. Внезапное внимание со стороны родителей может его насторожить. Он будет противиться, уклоняться от объятий и бесед. Наберитесь терпения и продолжайте аккуратно проявлять свою заинтересованность в общении. В первое время, чтоб лёд тронулся, достаточно будет избегать критики, просто любить и поддерживать. Не сюсюкать, а искренне хотеть побыть с сыном или дочерью вместе, пообщаться.
Дети очень тонко чувствуют игру и фальшь. Если вы с недовольным видом отправитесь узнавать, как у него дела, потому что так надо, то лучше не надо
Если у вас нет настроения общаться, скажите об этом ребёнку прямо, но обязательно объясните причину, почему сегодня вы хотите побыть наедине с собой. Только будьте честными с детьми, чтобы они не думали, что они вас как-то расстроили или обидели. Поругались с начальником или с подругой, сосед надоел со своими претензиями или совсем нет настроения общаться. Ваша искренность и открытость — драгоценный вклад в дружеские отношения с любимыми детьми.
А если ребёнок раздражает? Такое бывает. Это сигнал, что пора отдохнуть и побаловать себя чем-то приятным. Не вините себя, что вы просто люди и неидеальные родители или дети. Побыть в одиночестве — это естественное желание каждого. Давайте работать над собой, а не играть в идеальных родителей и детей. Улыбнитесь и перестаньте себя винить.
2. Не хватает личного пространства и уважения
Даже у животных есть личная территория, вторжение на которую грозит конфликтами и разборками. У вас на даче наверняка есть заборы, через которые вы не перелезаете к соседям и не топчите их грядки, потому что вам просто так захотелось. Не двигаете по ночам заборы, чтоб увеличить свой участок и уменьшить соседний. Такое никому не понравится. Ребёнку тоже. У него есть свои вещи, своя комната, у него есть свои увлечения, мысли, представления об этом мире, потребность в уважении и принятии.
Мой знакомый в детстве хотел, чтобы дверь в детскую иногда была закрыта. А его мать была против и требовала, чтобы дверь всегда была открыта, потому что это её дом и будет так, как сказала она. Представьте, что чувствовал ребёнок, которого лишают личного пространства.
Эти травмы остаются на всю жизнь, если не проработать их, самостоятельно или со специалистом. Такие дети с открытыми дверями в комнату по приказу матери потом вырастают и боятся отстаивать личные интересы. Хорошо, если они потом во взрослой жизни идут к психологу и учатся заново защищать свою территорию.
Когда родители слишком часто указывают детям, что делать и «двигают заборы», то это вызывает естественную агрессию и защитную реакцию. Ребёнок — не собственность, а отдельный человек. Он — личность и имеет право, чтоб его уважали. Что делать родителям? Самое эффективное — это представить себя на месте ребёнка. Или своего лучшего друга. Ему бы понравилось, если бы вы вели себя с ним так, сейчас ведёте себя с ребенком?
3. Ребёнок мстит
Эта причина связана с двумя предыдущими, но всё же можно выделить её в отдельный пункт. Если ребёнок намеренно ведёт себя плохо и агрессивно с вами или окружающими, ищите причину в его эмоциональном мире. Когда ребёнку кажется, что его не любят, когда он чувствует себя за границей круга людей, которые дороги родителям, то начинает показывать и доказывать, что он и правда не достоин вашей любви.
«Вы плохо ко мне относитесь? Я буду плохим. Я вам покажу, каким плохим могу быть». Вначале он может пакостить, а потом просто отдалится и замкнётся в себе.
Если его не любят самые близкие люди и не находят на него время, то зачем стараться что-то делать в этой жизни?
Как избежать таких ситуаций? Представьте себя на месте ребёнка. Послушайте разговоры в семье его ушами, посмотрите на обстановку его глазами, почувствуйте его сердцем. Кому из членов вашей семьи достаётся больше жетончиков «Я тебя люблю» каждый день? Сделайте выводы и меняйтесь, дарите своё внимание.
4. Ребёнок не верит в собственный успех
Если ребёнок теряет веру в себя, не видит, куда двигаться дальше, он сдаётся. Если в какой-то жизненной сфере, важной для него идёт разлад, то недалеко и до кризиса. Где могут быть проблемы и как помочь? Как и у взрослых: друзья, самореализация, семья, социальный статус. Родителям остаётся верить в ребёнка, помогать ему проявлять свою творческую индивидуальность. Не заполнять жизнь детей своими несбывшимися мечтами, а наблюдать за тем, что нравится ребёнку больше всего и поддерживать в этом. Помогать двигаться в направлении его талантов и увлечений. Разрешать детям быть личностями. Посмотрите фильмы «Эдди Орел», «Октябрьское небо» и «Трасса 60».
Безусловно любить, обнимать, говорить, что вы рады, что ребёнок у вас есть, говорить ему, какой он или она хорошие. Беседовать на равных и быть другом. Делиться своим опытом, не осуждать, а быть мудрым наставником, которому ребёнок не побоится рассказать о своей ошибке. Он будет знать, что вы его поймёте и посоветуете что-то дельное, подставите плечо и защитите. Всякое серьёзное нарушение в поведении ребёнка — это сигнал о помощи, он говорит: «Мне плохо! Помогите мне!».
Родители, помогайте, а не осуждайте и критикуйте. Не оставляйте ребёнка со своими проблемами один на один. Будьте лучшим другом, тогда серьёзных причин для плохого поведения может и не остаться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Unsplash (mana5280)
Распространенные причины проблем с поведением у детей
Когда дети ведут себя более чем эпизодически — с частыми истериками, вспышками или вызывающим поведением — первым шагом к решению проблемного поведения является выяснение того, что за ним стоит. И причина может быть не очевидна.
Особенно, когда дети маленькие, они могут быть не в состоянии сказать вам, что они чувствуют. А на самом деле они могут даже не знать, что их беспокоит.
Истерики и взрывы гнева обычно являются признаком того, что дети борются с чувствами, с которыми у них нет навыков справляться. Они могут быть подавлены своим разочарованием или гневом и не знать, как более эффективно выразить себя или успокоиться. Им может понадобиться помощь в развитии навыков контроля над своим поведением.
( Для получения дополнительной информации см. Как мы можем помочь детям с саморегуляцией.)
Но если это происходит часто, это может быть вызвано рядом основных проблем.
Беспокойство
Мы склонны думать о тревожных детях как о застенчивых, прилипчивых или робких, но тревога также может заставить детей действовать. Когда тревожные дети попадают в ситуации, вызывающие их тревогу, они могут вспылить или впасть в истерику, пытаясь избежать этой ситуации.
Это нередко случается в школе, где требования и ожидания могут оказывать на них давление, с которым они не могут справиться. Например, если ребенок, страдающий социальной тревожностью, чувствует, что его критикуют, он может швырять книги и бумаги на пол или бить человека, доставляющего ему дискомфорт. И такое поведение может сбивать с толку учителей и других сотрудников, поскольку кажется, что оно появилось из ниоткуда.
(Для получения дополнительной информации см. Как тревога приводит к разрушительному поведению.)
СДВГСДВГ обычно диагностируется, когда у детей возникают проблемы с концентрацией внимания. Но для многих детей с расстройством — и их родителей поведение — тоже большая проблема. Они могут игнорировать инструкции. И они могут набрасываться, закатывать истерики или проявлять неповиновение, когда их просят сделать то, чего они делать не хотят.
Такое поведение часто является результатом симптомов СДВГ. Они могут не выполнять то, что им говорят, потому что отвлекаются или потому, что им необычно тяжело выполнять трудные или скучные задачи. Они особенно склонны вести себя плохо, если их просят прекратить делать то, что им нравится, например, играть в видеоигры. Таким образом, такие вещи, как домашняя работа, отход ко сну, одевание и приход на ужин, могут стать полем битвы.
Дети с СДВГ более импульсивны, чем другие дети. Они могут быть переполнены разочарованием или другими сильными чувствами и могут импульсивно бросить ботинок, толкнуть кого-то или закричать «Заткнись!»
(Для получения дополнительной информации см. СДВГ и проблемы с поведением.)
Нарушения обучения
Если ребенок постоянно действует в школе или во время выполнения домашних заданий, это может быть результатом расстройства обучения. Если, например, у них возникли проблемы с математическими задачами или письменным заданием, вместо того, чтобы попросить о помощи, они могут разорвать бумагу или начать что-то с другим ребенком, чтобы отвлечься.
Дети, которым учиться труднее, чем другим детям, могут быть очень расстроены и часто выходят из себя. И если они не знают, что у них расстройство обучаемости, они могут беспокоиться о том, что они глупы. Поэтому они часто склонны скрывать свои проблемы. Попасть в неприятности может быть менее болезненно, чем сообщить людям, что с ними что-то не так. Обращая внимание на то, когда происходит проблемное поведение, вы можете выявить проблемы с обучением и получить помощь ребенка.
(Для получения дополнительной информации см. Поддержка эмоциональных потребностей детей с нарушениями обучаемости.)
Проблемы с обработкой сенсорной информации
Дети, у которых есть проблемы с обработкой сенсорной информации, могут вести себя экстремально и сбивать с толку, когда их чувства перегружены. Они могут делать такие вещи, как кричать, если их лица намокают, или впадать в истерику, если они находятся в ситуации, которая слишком яркая, шумная или многолюдная. Они могут отказываться носить одежду, которая им неудобна, или есть пищу, которая не нравится им во рту.
Дети с сенсорными проблемами также могут жестко относиться к рутине, расстраиваться или сопротивляться изменениям, которые другим людям кажутся незначительными. Они также рискуют сбежать, когда окружающая среда кажется им слишком подавляющей. Реакция «бей или беги» может сработать, когда дети чувствуют себя перегруженными сенсорной информацией, и их панические реакции могут поставить их в реальную опасность.
(Дополнительную информацию см. в разделе «Объяснение проблем обработки сенсорной информации».)
Депрессия
У некоторых детей с частыми приступами гнева наблюдается расстройство, называемое деструктивным расстройством регуляции настроения, или DMDD. У этих детей бывают сильные истерики с хронической раздражительностью между вспышками. Они склонны негативно относиться к происходящему и быстро вспыхивают из-за проблем, которые другим людям кажутся незначительными.
(Для получения дополнительной информации см. DMDD: Экстремальные истерики и раздражительность.)
АутизмДети в спектре аутизма часто склонны к резким нервным срывам. Эти дети, как правило, ригидны — зависят от постоянного распорядка дня для своего эмоционального комфорта — и любое неожиданное изменение может вывести их из себя. И им может не хватать языковых и коммуникативных навыков, чтобы выразить то, что они хотят или в чем нуждаются.
Некоторые проблемы с поведением у детей с аутизмом могут быть вызваны медицинскими проблемами, которые остались незамеченными, особенно у невербальных детей. К ним относятся такие вещи, как кислотный рефлюкс, запор, аллергия, менструальные спазмы, ушные инфекции и даже переломы костей. Все дети демонстрируют более негативное поведение, когда плохо себя чувствуют, а дети в спектре аутизма могут взорваться от разочарования из-за того, что им больно, и они не знают, как сообщить об этом или остановить это.
(Дополнительную информацию см. в разделе «Поведение при аутизме: отражают ли они медицинские проблемы?»)
ТравмаДети, подвергшиеся травме или жестокому обращению, часто испытывают трудности с управлением сильными эмоциями. В младенчестве и дошкольном возрасте дети учатся у взрослых тому, как успокаивать и успокаивать себя, когда взрослые успокаивают и успокаивают их. Если у них не было этого опыта из-за пренебрежения, они могут быстро действовать, когда расстраиваются, и им трудно успокоиться. Они нуждаются в обучении и практике в деэскалации, когда они чувствуют себя подавленными.
Дети, которые пережили травму, также склонны воспринимать других людей как враждебно настроенных по отношению к ним, поэтому в ответ они могут вести себя раздраженно. У них может развиться убеждение, что они плохие, и то, что с ними произошло, — это их вина. Это приводит к ожиданию того, что люди не будут любить их или относиться к ним хорошо, поэтому нет смысла пытаться вести себя прилично.
Поведенческие расстройства у детей — Better Health Channel
Действия для этой страницы
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень- У некоторых детей очень трудное и вызывающее поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста.
- Эти проблемы могут быть результатом временных стрессовых факторов в жизни ребенка или могут представлять собой более стойкие расстройства. Наиболее распространенные расстройства подрывного поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
- Мальчики чаще, чем девочки, страдают расстройствами поведения.
- Варианты лечения включают обучение родителей управлению, когнитивно-поведенческую терапию, медикаментозное лечение и лечение сопутствующих проблем.
Все маленькие дети время от времени могут быть непослушными, дерзкими и импульсивными, что совершенно нормально. Тем не менее, некоторые дети имеют чрезвычайно сложное и вызывающее поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста.
Наиболее распространенные деструктивные расстройства поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эти три поведенческих расстройства имеют некоторые общие симптомы, поэтому диагностика может быть трудной и трудоемкой. У ребенка или подростка одновременно может быть два расстройства. Другие усугубляющие факторы могут включать эмоциональные проблемы, расстройства настроения, семейные трудности и злоупотребление психоактивными веществами.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Считается, что примерно каждый десятый ребенок в возрасте до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР), при этом число мальчиков превышает количество девочек в два раза. Некоторые из типичных форм поведения ребенка с ОВР включают:
- легко злится, раздражается или раздражается
- частые вспышки гнева
- часто спорит со взрослыми, особенно с самыми знакомыми взрослыми в их жизни, такими как родители
- отказывается подчиняться правила
- кажется, намеренно пытается раздражать или раздражать других
- низкая самооценка
- низкий порог фрустрации
- стремится обвинять других в любых несчастьях или проступках.
Расстройство поведения
Детей с расстройством поведения (CD) часто считают «плохими детьми» из-за их делинквентного поведения и отказа принять правила. Считается, что около 5 процентов 10-летних детей страдают CD, причем число мальчиков превышает количество девочек в соотношении 4 к одному. Около трети детей с CD также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Некоторые из типичных форм поведения ребенка с CD могут включать:
- частый отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам
- повторяющиеся прогулы
- склонность к употреблению наркотиков, включая сигареты и алкоголь, в очень раннем возрасте
- отсутствие сочувствия к другим
- агрессивность по отношению к животным и другим людям или проявление садистского поведения, включая издевательства и физическое или сексуальное насилие
- склонность к дракам
- использование оружия в драках
- частая ложь
- преступное поведение, такое как воровство, преднамеренное поджигание, взлом домов и вандализм
- склонность к побегам из дома
- суицидальные наклонности – хотя они более редки.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Считается, что примерно от 2 до 5 процентов детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), причем число мальчиков превышает количество девочек в три раза. Характеристики СДВГ могут включать:
- Невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, ничего не завершая.
- Импульсивность – разговорчивость поверх других, «вспыльчивость», склонность к несчастным случаям.
- Гиперактивность – постоянное беспокойство и беспокойство.
Факторы риска поведенческих расстройств у детей
Причины ODD, CD и ADHD неизвестны, но некоторые из факторов риска включают:
- Пол – мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают расстройствами поведения. Неясно, является ли причина генетической или связана с опытом социализации.
- Беременность и роды – осложненная беременность, преждевременные роды и низкий вес при рождении могут в некоторых случаях способствовать проблемному поведению ребенка в более позднем возрасте.
- Темперамент – дети, которые с раннего возраста неуправляемы, темпераментны или агрессивны, более склонны к развитию поведенческих расстройств в более позднем возрасте.
- Семейная жизнь – расстройства поведения более вероятны в неблагополучных семьях. Например, ребенок подвергается повышенному риску в семьях, где насилие в семье, бедность, плохие родительские навыки или злоупотребление психоактивными веществами являются проблемой.
- Трудности в обучении – проблемы с чтением и письмом часто связаны с проблемами поведения.
- Интеллектуальная инвалидность – дети с умственной отсталостью в два раза чаще страдают поведенческими расстройствами.
- Развитие мозга – исследования показали, что области мозга, контролирующие внимание, менее активны у детей с СДВГ.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Деструктивные поведенческие расстройства сложны и могут включать множество различных факторов, работающих в сочетании. Например, ребенок, который демонстрирует делинквентное поведение CD, может также иметь СДВГ, тревогу, депрессию и сложную домашнюю жизнь.
Методы диагностики могут включать:
- Диагностика специализированной службой, которая может включать педиатра, психолога или детского психиатра
- Углубленные беседы с родителями, ребенком и учителями
- Контрольные списки поведения или стандартизированные анкеты.
Диагноз ставится, если поведение ребенка соответствует критериям деструктивных расстройств поведения в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.
Важно исключить острые стрессоры, которые могут нарушать поведение ребенка. Например, больной родитель или виктимизация со стороны других детей могут быть причиной внезапных изменений в типичном поведении ребенка, и эти факторы необходимо учитывать изначально.
Лечение поведенческих расстройств у детей
Нелеченные дети с поведенческими расстройствами могут вырасти и стать взрослыми с нарушениями функций. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше, вероятно, будет результат.
Крупное исследование, проведенное в США для Национального института психического здоровья и Управления школьных образовательных программ, показало, что тщательно разработанное медикаментозное и поведенческое лечение СДВГ улучшило все показатели поведения в школе и дома.
Лечение обычно многогранно и зависит от конкретного расстройства и факторов, способствующих ему, но может включать:
- Обучение родителей – например, обучение родителей тому, как общаться со своими детьми и управлять ими.
- Семейная терапия – вся семья помогает улучшить навыки общения и решения проблем.
- Когнитивно-поведенческая терапия – чтобы помочь ребенку контролировать свои мысли и поведение.
- Социальное обучение – ребенка учат важным социальным навыкам, например, тому, как вести беседу или играть вместе с другими.
- Управление гневом – ребенка учат распознавать признаки его растущего разочарования и дают ряд навыков преодоления, предназначенных для разрядки гнева и агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и навыки управления стрессом.
- Поддержка при сопутствующих проблемах – например, ребенку с трудностями в обучении будет полезна профессиональная поддержка.
- Поощрение – многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и в общении с другими. Поощрение ребенка к преуспеванию в своих особых талантах (например, в спорте) может помочь повысить самооценку.
- Лекарство – помогает контролировать импульсивное поведение.
Где получить помощь
- Ваш врач общей практики – для направления в специализированную службу ниже
- Педиатр
- Детский психолог
- Детский психиатр
- Королевская детская больница Мельбурн Внешний Ссылка на информационный бюллетень о синдроме дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ)Внешняя ссылка
- Королевская детская больница МельбурнаВнешняя ссылка Информационные бюллетени о проблемном поведении у детей ясельного возраста и детей младшего возрастаВнешняя ссылка, дети школьного возрастаВнешняя ссылка и подросткиВнешняя ссылка
- Ассоциация синдрома дефицита внимания и гиперактивностиВнешняя ссылка
- Ассоциация детей-инвалидовВнешняя ссылка Тел. (03) 9818 2000, для сельских жителей бесплатный номер 1800 654 013
- Австралийское психологическое общество, Служба психологической помощи APSВнешняя ссылка Тел. (03) 8662 3300 или 1800 333 497.
- Оппозиционно-вызывающее расстройство – симптомы, MentalHelp.Net.
- Оппозиционно-вызывающее расстройство – лечение, MentalHelp.Net.
- Поведенческие расстройстваВнешняя ссылка, Американская академия детской и подростковой психиатрии.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?Дополнительная информация
Отказ от ответственности за содержание
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника.