Под эмоциональной устойчивостью понимается: Эмоциональная устойчивость это

Содержание

8.4. Эмоциональная устойчивость . Эмоции и чувства

Разные авторы в понятие «эмоциональная устойчивость» включают различные эмоциональные феномены (Л. М. Аболин, 1987; М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко, 1990, и др.). Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966, 1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е.

А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) – с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости – неустойчивости введенное Р. Кеттеллом с соавторами (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970) понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции (…) достигают

оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента (…) позволяющее надежно выполнять целевые задачи» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость – «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» (с. 35—36). Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ – это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.

Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей» (с. 169). Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций» (с. 76).

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость, по существу, принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости был предложен П. Б. Зильберманом (1974), который под этим понятием подразумевает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна с этим и позиция Б. Х. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с.

112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают и сами авторы. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название – надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности, различные психологические феномены под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая – эмоциональная реактивность – характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влиянием эмоциогенного воздействия. Вторая стадия – эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция – это волевой процесс, и тогда становится неясно, чем является эмоциональная устойчивость – волевым свойством личности или эмоциональным?

Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова с соавторами (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы, С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин, говоря о спортсменах (1976), отмечает, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых – обусловленная опытом, умениями.

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость, и сила нервной системы измерялись разными способами.

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы) – чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.  п.), – чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Эмоциональные свойства человека

К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. Сюда также относят оптимизм и пессимизм.

Эмоциональная возбудимость.

«Наблюдая различных людей, – писал А.Ф. Лазурский, – мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние условий достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при всяком ничтожном поводе «вспыхивают как порох», волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления и т.д.».

С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя. А.А. Коротаевым (1970), изучавшим влияние эмоций на трудовые операции, показано, что лица со слабой нервной системой в большей степени чувствительны к отрицательным эмоциональным раздражителям, чем лица с сильной нервной системой.

Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость. По В.В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он  легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные  воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. Это готовность человека откликнуться  «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т.д. Утрата эмоционального резонанса – это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.

Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурский писал:

«Наблюдая в течении продолжительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что у некоторых из них чувства могут достигать, при известных условиях, такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот эту именно способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь не многим, мы и будем называть силой чувствований».

Это свойство равнозначно интенсивности, глубине переживаемой эмоции.

Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако они не всегда достаточны, так как вегетативная возбудимость неодинакова у разных людей, поэтому приходится прибегать к различным косвенным признакам, из которых самым важным является влияние эмоций и чувств на поступки и деятельность человека. Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции.

Эмоциональная ригидность – лабильность. Эмоциональная ригидность (устойчивая эмоция) – это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью»,  стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах.

Неустойчивость эмоции проявляется в том, что, несмотря на то, что вначале она может быть интенсивной, она быстро ослабевает и в конце концов прекращается, переходя в состояние спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя эмоция очень быстро сменяется у него другой, эта в свою очередь ещё одной и т.д. Получается быстрая и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического типа.

Лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, так как личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой. Будучи резко выражено у человека, это свойство делает его неспособным выработать твердые взгляды и убеждения, симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности. Эмоциональная лабильность присуща лицам с высокой тревожностью, а с низкой тревожностью сопутствует эмоциональная ригидность.

Эмоциональная устойчивость. С точки зрения М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) – это устойчивость эмоций, а не функциональная устойчивость человека к эмоциональным условиям. Для Т. Рибо (1899), Е.А. Милеряна (1966, 1974), С.М. Оя (1969), О.А. Черниковой (1980), К.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, т.к. они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.  Дж. Гилфорд (1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как лёгкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова 1967, 1970 и др. ).

Ещё один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П.Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях.

Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением. По степени проявления экспрессии (в частности на лице) выделяют гипомимию и гипермимию.

Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.

Гипермимия связана с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами.    

Эмоциональная устойчивость

Перейти к основному содержанию Перейти к навигации

Эмоциональная устойчивость — это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и справляться с жизненными взлетами и падениями.

Устойчивость не избавляет от стресса и не стирает жизненных трудностей, но позволяет решать или принимать проблемы, переживать невзгоды и двигаться дальше по жизни.

Практика внимательности

Допускайте недостатки

Старайтесь смотреть на ситуации в позитивном свете

Развитие эмоциональной устойчивости
900 02 Биологические и социальные влияния заставляют некоторых людей казаться более «естественно» устойчивыми, чем других, но Хорошая новость заключается в том, что каждый может предпринять шаги для развития большей личной эмоциональной устойчивости .

Шаги, которые могут помочь развить вашу эмоциональную устойчивость:
  • Установите границы , будьте более напористыми. Если окружающие выдвигают нереальные требования или требуют от вас слишком многого, потренируйтесь говорить «нет».
  • Прием практики . Стресс, боль и изменения являются частью жизни. Признавайте боль, зная, что она приходит и уходит, и что вы можете выжить, заботясь о себе. Подумайте, что в ваших силах изменить, а что нет.
  • Связь с другими . Проводя время с теми, кого мы любим, принимая их поддержку и разговаривая с ними о вещах, которые нам кажутся трудными, все это может помочь почувствовать себя более позитивно и смотреть на вещи в перспективе.
  • Найдите баланс в своей жизни . Нам всем нужен баланс между рутинными, необходимыми и приятными задачами.
  • Развивайте самосознание . Как вы себя чувствуете? Как себя чувствует ваше тело? Назовите свои чувства. Замечайте закономерности в своих чувствах… почему? Подумайте о том, что полезно и что бесполезно для вас. Принимайте то, что полезно, и заботьтесь о себе.
  • Позвольте себе быть несовершенным . Совершение ошибок является частью здорового образа жизни. Продолжайте и не расстраивайтесь из-за того, что «делаете что-то не так».
  • Позволить другим быть несовершенными . Все мы ошибаемся. Когда вы будете менее критичны к себе, у вас будет больше возможностей распространить эту благодать на других и позволить им распространять то же самое на вас.
  • Позаботьтесь о себе – позаботьтесь о себе . Упражнения, здоровое питание, достаточное количество сна, общение с близкими, получение и оказание помощи, веселье, расслабление, отдых в тишине и отказ от чрезмерного употребления алкоголя или стимуляторов — все это хорошо для нас.
  • Держите вещи в перспективе. Старайтесь смотреть на повседневные проблемы шире. Юмор, целеустремленность, любовь и помощь другим и другие духовные взгляды также могут помочь.
  • Будьте позитивны. Есть ли хорошая сторона в плохой ситуации? Ищите это. Возможно, рассматривайте кризисы как проблемы, которые необходимо преодолеть. Напомните себе о предыдущих успехах. Представьте, как вы думаете о близких и относитесь к ним, распространяйте такую ​​же доброту и на себя. Какую заботу, любовь, терпение, доброту, надежду, ободрение и прощение вы бы предложили этому человеку?
  • Выразите себя. Расскажите другим о своих чувствах или выразите их другими, более творческими способами. Это может помочь вам разгрузить и «отпустить» тревожные мысли.
  • Обратите внимание на предупреждающие знаки. Усталость, безнадежность, меньше удовольствия, потеря аппетита и т. д. Тогда примите меры, чтобы позаботиться о себе. Практикуйте уход за собой, поговорите с кем-нибудь и, если ситуация не изменится, обратитесь к своему терапевту.
Получение поддержки
Ссылки

http://www.psychologytoday.com/blog/design-your-path/201305/10-traits-emotionally-resilient-people

http://stress.about.com/od/understandingstress/a/resilience.htm

http://studentmindsorg.blogspot.co.uk/2016/07/what-does-it-mean-to-be -resilient.html 

Уорикский университет не несет ответственности за содержание других веб-сайтов 

Книги

Некоторые из перечисленных ниже книг можно получить в университетской библиотеке 

Herald, M (2013) Stepping Stones to Emotional Resilience. Руководство по обретению внутренней силы The Resilient Living Collection  

Джозеф, С. (2011) Что нас не убивает. Руководство по преодолению невзгод и продвижению вперед London: Piaktus 

Robertson, D (2012) Повысьте свою устойчивость: научитесь выживать и добиваться успеха в любой ситуации Все вокруг вас постоянно меняется West Sussex: Capstone Publishing Ltd 

Эмоциональная устойчивость: ​8 способов стать более эмоционально устойчивой

Эмоциональная устойчивость: ​8 способов стать более эмоционально устойчивым

Сайты Starr
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Когда мы сталкиваемся с препятствиями на дороге, это может нанести вред некоторым из нас, если мы не развили эмоциональную устойчивость. Итак, вот как стать более эмоционально устойчивым перед лицом неопределенности.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

Не уверены, что у вас проблемы с устойчивостью? Пройдите этот опрос о благополучии. Если вы делаете боретесь с устойчивостью, как вы преодолеваете трудности? Как эффективно реагировать на ситуацию? И как вы можете стать более эмоционально устойчивыми перед лицом неопределенности?

Устойчивость настолько важна, что я посвятил ей целый раздел в своей новой книге Перехитрить свой смартфон: осознанные технические привычки для обретения счастья, баланса и связи IRL . Для начала вот девять способов развить эмоциональную устойчивость, которые помогут вам в трудные времена:

Что такое эмоциональная устойчивость?

Устойчивость — это способность справляться с проблемами, быстро восстанавливаться после них и даже расти и совершенствоваться в результате этих проблем. Именно стойкость позволяет нам двигаться вперед после тяжелого расставания, превращать потерю работы в новую возможность или преодолевать стресс или травмирующие события.

1. Старайтесь быть гибкими

Часто нам трудно научиться «плыть по течению». Упрямство, эгоизм, фиксированные убеждения, ожидания и привычки — вот некоторые из вещей, которые заставляют нас сопротивляться изменениям. Но когда дом, в котором вы думали, что будете жить вечно, разрушен пожаром или ураганом, или работа, к которой вы готовились, была автоматизирована, или, возможно, «любовь всей вашей жизни» вышла замуж за кого-то другого, что вы делаете?

Это может быть душераздирающим и сокрушительным одновременно. Но также верно и то, что ваша жизнь требует «изменения курса». В таких ситуациях разумнее практиковать принятие и признать, что ситуация изменилась. Вы не контролируете мир; вы контролируете только себя. Единственный путь вперед сейчас — это изменить свое отношение, изменить свои мысли и создать новые мечты , проявляя гибкость.

Вот видео о повышении эмоциональной устойчивости:

2. Привыкайте справляться с дискомфортом

Когда мы ориентируемся в постоянно меняющейся ситуации, большинство из нас чувствует некоторую неуверенность в себе. Это нормально. Принятие себя и своей ситуации — хорошее начало. Успокойте внутренние голоса страха, вины или обиды и не поддавайтесь желанию устроить драму вокруг неопределенности. Оценивайте ситуацию со сбалансированной точки зрения, понимая, что время от времени чувствовать себя действительно некомфортно — это нормально. Вы повысите эмоциональную устойчивость, если будете использовать это время, чтобы попрактиковаться в принятии себя, несмотря на дискомфорт, который вы чувствуете.

Вот видео о психологической стойкости и эмоциональной устойчивости

3.

Учитесь на своих ошибках и успехах Не паникуйте! Позволяя дискомфорту в неопределенных обстоятельствах раскрыть что-то о себе, вы можете расти и становиться более эмоционально устойчивыми. Методом проб и ошибок мы учимся. Как только вы адаптируетесь к тому, что чувствуете себя некомфортно, вы можете приступить к выполнению поставленной задачи, что часто вызывает поток новых идей. Исследуйте положительные мысли, эмоции и идеи. Возможно, вы научитесь говорить за себя или вам придется применять новые подходы к изменяющейся ситуации.

Это может открыть для вас совершенно новые возможности для получения опыта, которые могут улучшить ваши навыки преодоления трудностей, повысить устойчивость и даже расширить диапазон вашего резюме за счет недавно обнаруженных способностей. Попробуйте несколько новых подходов, чтобы увидеть, что работает в этой ситуации. И не бойтесь совершать ошибки, потому что они сделают вас более эмоционально устойчивыми, если вы захотите на них учиться. Признавая неопределенность как возможность для роста, вам будет легче преодолевать ее для достижения желаемых целей. В конечном счете, устойчивость заключается в том, чтобы просто восстанавливаться, когда вы падаете.

4. Сделайте шаг назад, чтобы взглянуть шире

Расширьте поле своего зрения, вспоминая прошлое и представляя будущее. С этой точки зрения представляйте себе различные планы и оценивайте, как они могут развернуться в будущем, пока не найдете многообещающий путь. Тогда попробуйте. Если это не соответствует вашим целям, не стесняйтесь попробовать другой подход. Изменение точки зрения может помочь вам увидеть ситуацию с новой точки зрения и опробовать новые решения, которые сделают вас более эмоционально устойчивыми в будущем.

5. В растерянности подражайте тому, кого вы уважаете

Иногда препятствия кажутся слишком высокими, или мы не знаем, как действовать дальше. В такие моменты мы не чувствуем себя очень эмоционально устойчивыми. Один из трюков — подумать о человеке, которого вы уважаете, и представить, что он мог бы сделать в этой ситуации. Например, вы можете подумать о том, как ваша подруга Джейн, самый добрый и уравновешенный человек из всех, кого вы знаете, сохраняет самообладание перед лицом кризиса. Если ее метод заключается в том, чтобы внимательно слушать, говорить медленно и во время ответа поддерживать хороший зрительный контакт, попробуйте это. Изменения в вашем поведении могут дать вам идеи о том, как стать более эмоционально устойчивыми.

Три секрета эмоционально устойчивых людей

6. Практикуйте самосострадание

В трудные моменты очень важно проявлять сострадание к себе. Будьте добры к себе, чтобы сохранять уверенность в себе. Это нормально, если вам потребуется некоторое время, чтобы избавиться от разочарования или сделать перерыв в рутине. Прогулка или бег на природе могут быть полезны для обработки ваших мыслей и высвобождения сдерживаемых эмоций. Или здоровое питание напомнит вам о важности быть добрым к себе. Успокоившись, изучите несколько вариантов и откройте свой разум для всех возможностей, чтобы для вас расцвел новый путь опыта.

7. Отмечайте свои успехи

После всей работы, которую вы проделали, чтобы пройти свой путь через неопределенные времена и ситуации, как только вы инициировали план, который работает, или взяли себя в руки после тяжелого опыта, отпразднуйте свой успех с теми, кто помог вам добиться положительных результатов. Отдайте себе должное за «победу», которая кажется положительной, и позвольте радости проникнуть в ваше сердце. Поздравьте себя и продолжайте добиваться успеха. Практикуйтесь быть благодарными за то, кем вы были, а также за то, кем вы становитесь. Эмоциональная устойчивость — это больше, чем восстановление после проблем — это процветание перед лицом этих проблем.

8. Научитесь любить перемены

Гераклит однажды сказал: «Единственное, что постоянно, — это изменение». Кроме того, постоянное выполнение одних и тех же действий может утомить нас накапливающейся скукой.

Добавить комментарий